Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Спб., 1892. Т.2. 635 . С.: 66 Нижегородский Благовещенский мужской монастырь в его прошлом и настоящем состоянии (историко-статистический очерк)//Нижегородские епархиальные ведомости. 1896 год (часть неофиц.). 5 С.: 173-182; С.: 227-238; С.: 274-282; С.: 299-312; С.: 339-352; С.:377-383. Филатов Н.Ф. Нижегородские мастера. Горький, 1988. С.: 187 Филатов Н.Ф.Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала ХХ века. Нижний Новгород, 1994. С.: 29, 30. Добровольский М.В. Путеводитель по святыням и церковным достопамятностям города Нижний Новгород. Нижний Новгород, 1912. С.: 150-155 Описание Нижегородского Благовещенского третьеклассного мужского монастыря. Нижний Новгород, 1884. С.: 8 Даль Л.В. Историческое исследование памятников русского зодчества//Зодчий. 1873. 1. С.: 5-6 Архим. Макарий. Памятники церковной древности в Нижегородской губернии. Нижегородский Благовещенский монастырь. С.: 145-238//Записки Императорского археологического общества. Спб., 1857. Т.Х. С.: 158, 171, 173 Азарова О.В. Михаил Ладыгин//Сайт Общества церковных звонарей zvon.ru: История колоколов Азарова О.В. Церковь святителя Николая в Варзугском приходе Дегтярева О.В. Алексеевская церковь Нижегородского Благовещенского монастыря. Н.-Новгород, 2009. С.: 67, 131 Теплая Успенская церковь с приделом во имя Толгской Божией Матери, устроенным в 1826 г. Прежде она была только с трапезою и простиралась на 7 саж. в длину и на 7 саж. 2 арш. в ширину. На ней издавна были два шатровых купола, остающиеся доселе, с главами прежде из белого железа, а теперь из черепицы, с крестами на них железными позолоченными, но не прорезными. По своей архитектуре Успенская церковь должна относиться к XVI ст., хотя нет известия о времени ее построения. Между церквами Успенскою и Алексеевскою есть пещера с несколькими извилинами под гору, а под самою Успенскою церковью, как устроенною на втором этаже, находится довольно просторный выход, отдаваемый в наймы. Как прежде, так и теперь служба в Успенской церкви совершается зимою.

http://sobory.ru/article/?object=05370

Томск. Богородице-Алексиевский монастырь. Алексеевский монастырь Карта и ближайшие объекты Старейший в Сибири Богородице-Алексеевский мужской монастырь был основан в 1605 году в устье речки Большая Киргизка. В 1658 году из стратегических соображений монастырь перенесли ближе к городу, на Юрточную гору, где и срубили деревянную церковь во имя Алексия Божьего Человека. В 1754 году церковь сгорела от удара молнии. На ее месте в 1789 году построен каменный храм, освященный во имя Казанской иконы Божьей Матери. С 1746 года при монастыре существовала первая на томской земле школа - Томское русское духовное училище. В 1923 году территория монастыря целиком была отдана под охрану государства, но тем не менее, в 1928-1930 годах была снесена колокольня, частично разобрана церковь, а территория застроена новыми домами. С 1979 года Казанский собор реставрируется. Каменный замок монастыря с четырьмя наугольными башнями и тремя святыми воротами был построен в 1836-1839 гг. по проекту первого томского епископа Агапита и по проекту томского губернского и епархиального архитектора К.Г. Турского. Каменный двухэтажный братский корпус с покоями настоятеля построен в 1884 г. по проекту епархиального архитектора В.В. Хабарова. Монастырь был закрыт в 1923 г. В 1979-1995 гг. производились работы по реставрации Казанского храма монастыря в его первоначальном виде. В 1992 г. по благословению патриарха Алексия II состоялось открытие монастыря. По материалам сайта tomsk.gov.ru В. Богородице-Алексеевский монастырь, 3 класса, в Томске. Основан не ранее начала XVII века, в 7 верстах от Томска, при устье реки Киргизки, и назывался Усть-Киргизским. По случаю частых набегов кигизов и калмыков перенесен в 1656-1662 годах на настоящее место. В монастыре хранится деревянный крест 1662 года и рукописный синодик. На кладбище в ограде монастыря погребен старец Федор Кузьмич. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Один из старейших монастырей в Сибири. Основан в 1605 году при устье реки Киргизки, в 9 верстах от Томского острога, и был назван в народе Усть-Киргизским или Богородицким. В первый же год только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место. На удалении от Томской крепости положение монастыря было опасным: несмотря на то, что он был хорошо укреплен и окружен оборонительными рвами и насыпью, он часто страдал от набегов кочевых киргизов и татар. Пожар 1656 года уничтожил новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств.

http://sobory.ru/article/?object=09738

В Пермской епархии готовятся встретить мощи святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары Пермь, 6 октября 2004 г. При жизни подвижницы дважды побывали в Пермском крае - в 1914 г. как паломницы в г. Кунгуре и в Белогорском Свято-Николаевском миссионерском мужском монастыре, и в 1918 г. как узницы большевистской власти, сообщает пресс-служба Пермской епархии. Останки преподобномучениц, отправленные после их праведной кончины в Иерусалим, сопровождал начальник Белогорского скита преподобного Серафима Саровского игумен Серафим (Кузнецов). В связи с этим православные Пермского края относятся к подвижницам с особым благоговением. В воскресенье 10 октября 2004 года из Екатеринбурга в город Пермь будут доставлены мощи святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары в двух ковчегах. Мощи будут встречены духовенством и верующими в 18.00 в сквере 250-летия Перми (перед железнодорожным вокзалом Пермь II). Первый ковчег со святыми мощами проследует в Свято-Троицкий кафедральный собор в городе Перми, где будет находиться до 13 октября. Перед мощами в кафедральном соборе 11, 12, 13 октября с 07.00 до 22.00 будут совершаться молебны. Второй ковчег с мощами посетит: 10 октября Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь; 11 октября Свято-Никольский храм в городе Кунгуре и Пермский Свято-Троице-Стефанов мужской монастырь; 12 октября храм Успения Божией Матери на Егошихинском кладбище, Всехсвятский храм в городе Перми, Петропавловский собор в городе Перми, Свято-Владимирский храм в Закамске и Богоявленский мужской монастырь в Верхней Курье; 13 октября Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь и Пермский Успенский женский монастырь. 13 октября в 20.00 второй ковчег с мощами будет перенесен в Свято-Троицкий кафедральный собор в городе Перми. Ночью с 13 на 14 октября мощи из Свято-Троицкого кафедрального собора будут доставлены на железнодорожный вокзал Пермь II, после чего на специальном поезде покинут пределы Пермской епархии.

http://pravoslavie.ru/11331.html

Крестный ход " Владивосток-Москва " пришел в Казань Казань, 23 апреля 2008 г. Казань во вторник встретила самый длинный в мире крестный ход " Владивосток - Москва " , который посвящен воссоединению русских церквей, сообщила РИА Новости сотрудник отдела по развитию языков и взаимодействию с общественными организациями исполкома Казани Людмила Дудкова.  " На въезде в Казань 18 участников крестного хода встретили благочинный казанских храмов протоиерей Алексий, председатель совета по делам религий при кабинете министров Татарстана Ренат Валиуллин, представители Казанской епархии, верующие. Все участники крестного хода в добром здравии, пока от них не поступало никаких просьб " , - сказала Дудкова.  В Татарстане крестный ход находится с 11 апреля, его маршрут проходит по территории пяти благочиний Казанской епархии. Участники крестного хода побывали в Мензелинске, Набережных Челнах, Нижнекамске, Чистополе, Алексеевском, Лаишевском районах республики. Во всех вошедших в его маршрут приходах и монастырях совершаются всенощные бдения, Божественные литургии и молебные пения. В Казани к крестному ходу, который прошел от церкви Параскевы Пятницы по центральным улицам города до Иоанно-Предтеченского мужского монастыря, присоединились около 300 верующих жителей республики.  " В Ивановском монастыре для участников крестного хода организованы трапеза, отдых, необходимая медицинская помощь и ночлег. Завтра они совершат автобусную экскурсию по городу, посетят Благовещенский собор Казанского Кремля, Петропавловский кафедральный собор, Казанский Богородицкий мужской монастырь, Свято-Успенский женский Зилантов монастырь " , - рассказала собеседница агентства.  В четверг, 24 апреля, по ее словам, крестный ход покинет Казань и направится в Раифский Богородицкий мужской монастырь, где его участники переночуют. Предполагается, что в полдень 26 апреля крестный ход пересечет границу Татарстана с Чувашией.  " Впечатления нас просто переполняют. Одно дело - на самолете пролететь или на автомобиле проехать. А когда пешком идешь с крестным ходом, впечатления просто непередаваемые, чувство необыкновенное. Идя по земле, люди чувствуют, что небезразличны друг другу, что мы - одна страна " , - сказал РИА Новости руководитель крестного хода Александр Дьячков. 

http://pravoslavie.ru/26483.html

Богородице-Алексиевский мужской монастырь (Томск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богородице-Алексиевский мужской монастырь - православный мужской монастырь в Томской области. Был основан в начале XVII века. Монастырь был закрыт советской властью в 1922 году, возвращен Церкви в 1992 г. При монастыре действует трапезная и гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Св. прав. Федор Томский Сведения о времени основании монастыря расходятся — по одним источникам он был основан в 1605, по другим — в 1622 году. Известно, что монастырь точно существовал в 1630-е годы. Столь раннее появление монастыря в только что основанном городе А. Латышев объясняет правительственными указами, а не большим количеством потенциальных насельников, мечтающих удалиться от мира. Первоначальное население Томска состояло из разгульных казаков, корыстолюбивых промышленников, иностранных искателей богатства, высланных поляков, сосланных каторжан, местных татар, «которых обычаи нравились русским, и многоженство нашло и подражателей». «Правительство видело, как необходимо в таком краю заведение благочестивое, подающее пример христианских добродетелей…» В 1630—1650-х годах Богородицкий монастырь находился у впадении реки Киргизки в Томь (Усть-Киргизский монастырь). В 1658 году перенесен на Юрточную гору. При строительстве были устроены подземные склады и ходы к реке Ушайке (на кирпичный свод наткнулись рабочие, производившие земляные работы в начале ноября 1888 года во дворе столоначальника томской казенной палаты В. Б. Орлова, жившего в конце тянувшейся от монастырской ограды к реке Ушайке улицы). В 1663 году освящена церковь во имя Св. Алексея, человека Божия, монастырь стал называться Богородице-Алексеевским. Из Богородице-Алексеевского монастыря осуществлялось руководство прочими восемью сибирскими монастырями, входившими в Томский разряд. Монастырь до 1764 года был единственным в Томской губернии владельцем 400 крепостных крестьян, а также обладал земельными угодьями на реках Томи и Оби. В XVII веке при монастыре была открыта больница, а в 1746 году первая томская школа — Томское русское духовное училище (в 1762 году преобразовано в русско-латинское). Также при монастыре с 1858 года действовала духовная семинария с обширной библиотекой.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Але...

монастир м. Воронежа 18 вересня 2011 р. 01:00 Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии , был основан в 1620 году по обету горожан, в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас. Сражение это пришлось на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, которому и был посвящен храм обители. Место для строительства было выбрано на Акатовой поляне — покрытой лесом возвышенности в двух верстах от города, давшей название новой обители. Основателем ее и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее (в 1600 году) основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства. В недолгий период пребывания в Воронеже Петра I монастырь оказался в крайне стесненных обстоятельствах — в непосредственной близости с судоверфями. На протяжении всего XVII — начала XIX века Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. С того времени настоятели его имели сан архимандрита. В царствование императрицы Екатерины II, когда число православных монастырей было резко сокращено, Алексиевская обитель была отнесена к второклассным; по штату ей полагалось 17 человек. За монастырем были оставлены восемь десятин земли и озеро для рыбной ловли. Из материалов об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII-XIX веках известно о трудах настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительской деятельности (с 1796 года должность настоятеля традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859 г.), наиболее полное для своего времени. В конце XIX века отмечается особый расцвет просветительской деятельности в стенах обители во многом благодаря трудам ее настоятеля преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал епархиальный училищный совет и епархиальный комитет православного миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам владыка Владимир).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624713...

В Воронеже молитвенно почтили память святителя Митрофана, первого епископа Воронежского 23 августа 2016 г. 19:45 20 августа 2016 года, в день обретения мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, у мощей святого в Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа была совершена Литургия. Богослужение возглавили митрополит Воронежский и Лискинский Сергий , митрополит Курский и Рыльский Герман , митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн , митрополит Липецкий и Задонский Никон , митрополит Луганский и Алчевский Митрофан , епископ Россошанский и Острогожский Андрей , епископ Губкинский и Грайворонский Софроний , епископ Щигровский и Мантуровский Паисий , епископ Валуйский и Алексеевский Савва , епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий . Преосвященным архипастырям сослужили члены епархиальных советов, игумены епархиальных монастырей, благочинные и клирики Воронежской , Борисоглебской и Россошанской епархий Воронежской митрополии . За богослужением молились игумении епархиальных монастырей, преподаватели и воспитанники Воронежской духовной семинарии, представители властных структур и бизнес-сообществ, руководители предприятий, представители общественных организаций, студенты вузов, воспитанники православной гимназии, приходских воскресных школ и множество воронежцев. По официальным данным, в празднике приняли участие до 15 тысяч человек. Песнопения за богослужением исполняли митрополичий смешанный хор Благовещенского кафедрального собора (регент — Илья Ижогин) и мужской митрополичий хор «Символ веры» под управлением диакона Серафима Дубанова. После сугубой ектении митрополит Сергий вознес молитву о мире на Украине. С проповедью о житии и духовном подвиге святителя Митрофана к молящимся по запричастном стихе обратился благочинный Рамонского округа протоиерей Василий Романов. За Литургией исповедались и приобщились Святых Христовых Таин более 800 человек. После отпуста владыка Сергий возглавил молебен святителю Митрофану. По завершении богослужения из Благовещенского кафедрального собора в 19-й раз отправился ежегодный Митрофано-Тихоновский крестный ход в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь к мощам святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, накануне дня его памяти. В крестном ходе по городу участие приняли более 10 тысяч человек.

http://patriarchia.ru/db/text/4592624.ht...

В Твери прошли чествования памяти святителя Арсения, епископа Тверского и " Державной " иконы Божией Матери. Твери, 15 марта 2007 г. 15 марта Русская Православная Церковь совершала память святителю Арсению, епископу Тверскому и чествовала образ Божией Матери " Державная " , сообщает сайт Тверской епархии. Святитель Арсений, епископ Тверской В Первомайском районе г.Твери, на улице Строителей возводится храм, посвященный святителю Арсению, настоятелем которого является священник Сергий Дроба. В сентябре 2005 года на этом месте был установлен поклонный крест. В это же время была создана и храмовая община, состоящая из прихожан Никольской церкви, к которой приписан строящийся храм. Место строительства выбрано не случайно: в 4 километрах от него святым Арсением был построен Желтиков монастырь. История знаменитого Желтикова монастыря неразрывно связана с его основателем святителем и чудотворцем Арсением - знаменитейшим Тверским архипастырем, за святую жизнь прославленным Богом даром чудотворений. Избранный 15 августа 1390 г. на епископскую кафедру в Твери, он через четыре года на свои средства недалеко от города на р. Тьмаке основал Желтиков мужской монастырь. Построил в нем теплую деревянную церковь во имя основателей Киево-Печерской лавры преподобных Антония и Феодосия. А через 10 лет, в 1404 г., заложил каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, где он завещал похоронить его после кончины. Скончался святитель во время Великого поста и был погребен в Успенском храме Желтикового монастыря в той самой гробнице, которую сделал сам. По свидетельству летописи, у гроба его совершалось много исцелений. Мощи святителя Арсения были обретены нетленными в 1483 году. Развалины Желтикова монастыря Особой уникальной ценностью Желтикова монастыря была находившаяся в соборе рака с обретенными в 1483 году мощами святителя Арсения Чудотворца. После закрытия монастыря в 1919 г. комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения. Где они покоятся ныне - неизвестно. До начала войны 1941-45 гг. на территории монастыря располагались авиамастерские, а в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал при немецкой оккупации Калинина осенью 1941 г. Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь преподобных Антония и Феодосия, ограда, ризничная-часовня, Алексеевская церковь, а Царские чертоги были взорваны еще в 1930 г. Старая колокольня полностью, а новой трехъярусной колокольни 1914 года верхних два яруса были разобраны на кирпичи еще в 1930 году. В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад ГСМ военной части.

http://pravoslavie.ru/21315.html

Arhiva Cuvântul arhimandritului Sava (Nikiforov) rostit la ipopsifierea în treapta de episcop de Valuiky i Alekseevka 5 noiembrie 2015 18:05 5 ноября 2015 года в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Саввы (Никифорова) во епископа Валуйского и Алексеевского. При наречении архимандрит Савва обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка! Преосвященные архипастыри! Промыслом Божиим, благословением Святейшего Патриарха и Священного Синода мне определено быть епископом Валуйским и Алексеевским. Ныне с упованием на бесконечное милосердие Божие и ваши святые молитвы, в священном трепете предстою пред Господом Иисусом Христом и вами. В искреннем признании своей немощи и недостоинства, с осознанием высоты и великой ответственности предстоящего мне служения, которого страшились такие столпы Церкви как святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие, всецело вверяю себя водительству непостижимого и всеблагого Промысла Божия. Родившись в городе, который находится под молитвенным покровом святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, я с юности тянулся к монашескому призванию. По слову пророка «се удалихся бегая, и водворихся в пустыни: чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури» (Пс. 54: 8,9), я оставил мир, родителей и вошел под кров святителя Тихона Задонского, в Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Житие этого великого святого всегда остается для меня примером исполнения и монашеского, и пастырского долга. Быть епископом своего сердца, склонить перед Христом свою волю, разум и получить залог благодати — вот высота, которая привлекала мой взор. Сердцеведец Бог, видя мое стремление к Нему, Своим Промыслом посылал мне на пути добрых и мудрых учителей: моих родителей и духовных наставников — митрополитов Воронежского и Лискинского Сергия и Липецкого и Задонского Никона.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4264813...

Курская область (монастыри) Материал из Азбука паломники Алексеевский Золотухинский женский монастырь [ править править код ] Алексеевский Золотухинский женский монастырь Женский монастырь во имя преподобного Алексия, человека Божия создан в поселке Золотухино Курской области, где никогда не существовало не только православной обители, но и приходского храма. Раньше на месте монастыря был откормсовхоз. Сегодня на территории монастыря проживают 15 насельниц: 1 схиигумения, 1 схимонахиня, 4 инокини, 2 монахини, послушницы. Действуют храмы во имя святого преподобного Алексия и во имя Пророка Иоанна Крестителя. При монастыре действует воскресная школа, которую посещают дети, проживающие в поселке Золотухино и близлежащих селах. В обители установилась традиция общих трапез по воскресным и праздничным дням с приглашением всех присутствующих за богослужением паломников. Адрес : Курская обл., Золотухинский р-н, пос. Золотухино, ул. Садовая, 10 Дата основания : 1998 Статус : действ. Подробнее... Курский Знаменский мужской монастырь [ править править код ] Курский Знаменский мужской монастырь Монастырь устроен в Курске в 1612 в память избавления от нападения поляков. В Знаменском монастыре и Коренной пустыни попеременно хранилась чудотворная Курская Коренная икона Богоматери Знамение. Стена с башнями и кельи в основном выстроены в кон. XVIII в. В XIX в. в монастыре помещались духовное училище и архиерейский дом (c 1833). Закрыт в нач. 1920-х, постройки заняты заводом и музеем. Восстановлен в 1993 на части территории. Адрес : г. Курск, ул. Луначарского, 4 Дата основания : 1612 Статус : действ. Подробнее... Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь [ править править код ] Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь Мужской монастырь основан в 1597 у места, где в 1295 на корнях дерева был обретен образ Знамения Пресвятой Богородицы. Первоначально был небогат, несколько раз разорялся во время набегов крымских татар, приписан к Знаменскому монастырю Курска. С 1764 самостоятельный. Разбогател и разросся благодаря ежегодному крестному ходу с иконой Божией Матери в Курск и проходившей у стен монастыря Коренской ярмарке, с кон. XVIII в. до 1870-х бывшей одной из крупнейших в России. Большая часть келейных корпусов и хозяйственных построек сооружена в XIX в., надвратная колокольня 1862. Закрыт в 1923, значительная часть построек разрушена. Занят военной частью, затем санаторием, в войну госпиталем, с 1950-х - сельхоз-профтехучилищем. Вновь открыт в 1989, многие здания выстроены заново.

http://azbyka.ru/palomnik/Курская_област...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010