Он, как Дух, невидим, и как Дух высочайший, непостижим и неисследим. «Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца» ( Пс.144:3 ), — говорит слово Божие. Пред Ним и Серафимы и Херувимы трепещут и служат Ему со страхом. Так и мы должны только благоговеть и повергаться пред неисповедимым Его величеством. Можно ли иметь какое-нибудь понятие о том, каков есть Бог? Да. Священное Писание ясно и определенно изображает нам Бога в Его Божественных свойствах и действиях. Оно говорит, что Бог вечен. Все имеет начало и конец, потому что все сотворено; но Бог не сотворен, а Им сотворено все, Он самосущ и самобытен, т. е. причину бытия Своего имеет в Самом Себе, и потому начала бытия Его не было, и конца не будет. Писание говорит, что Бог вездесущ. Действительно, нет места, где бы не было Бога; ибо все от Бога, и Бог больше всего. Он все сотворил, все содержит, и Сам везде есть и вся исполняет. Мы должны благоговейно взирать на небо — там невидимый престол величествия Его, с высоты взирает Он на нас смиренных и грешных; должны молитвенно предстоять в земном храме Его — здесь Его благодатное и таинственное присутствие; но должны благоразумно и благочестиво держать себя всегда и везде; ибо Бог везде, и где бы мы ни были, Он с нами, видит нас и все наши дела. Писание говорит, что Бог есть всемогущ. Иначе и быть не может. Ведь Бог и мир сотворил. Посмотрите на землю, на солнце, на все небо. Какая требовалась сила сотворить все это? А Бог сотворил, — да и как? Из ничего, одним Словом Своим. Рече, и быша; повеле, и создашася ( Пс.148:5 ). Повергнемся пред Ним мы, брение и персть, и низложим свою гордыню! Писание говорит, что Бог есть всеведущий. Так. Бог знает все; да и как Ему не знать всего, когда все от Него? Бог знает все, и знает прежде всего. Еще не было мира, а Бог знал его, ибо Он сотворил его, и как премудро сотворил! Не достанет нашего ума, чтобы постигнуть нам только самих себя. А прочие бесчисленные твари? А весь Мир? О, невольно скажешь с Давидом: велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа ( Пс.146:5 )! Что мы должны подумать о себе, братие? Ежели Бог наш есть всеведущ, — значит, Он знает и нас всех, и всегда знает, что у нас на уме, на совести и в сердце, знает все, что мы делаем и при людях, и без людей, и днем, и ночью.

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

Позиция Оригена по данному вопросу более радикальна, он пишет: «Я же думаю, что не только благодаря тому, что не женятся и не выходят замуж, удостоенные воскресения из мертвых пребывают, “как Ангелы Божии на небесах”, но и благодаря тому, что их смиренные тела преображаются в такие, как у Ангелов – воздушные и излучающие свет» 307 . О телах наших прародителей до грехопадения свидетельствует и следующий текст: «…одеваешься светом, как ризою» ( Пс.103:2 ), и хотя этот стих из Псалтири говорит о Господе, но косвенно – и о райском состоянии человека, созданного по образу Божию ( Быт.1:26 ). И может быть, о прекращении светозарного бытия первой четы в Раю свидетельствуют слова: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» ( Быт.3:21 ). Далее Господь Иисус Христос рассматривает вопрос о воскресении мертвых. Здесь партия фарисеев на Его стороне, а саддукеев – напротив… О Боге живых И мы читаем далее: Мф.22:31–32 . «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых». Святитель Иоанн Златоуст так истолковал данный отрывок: «Он вновь заграждает уста саддукеев словами Моисея, так как и они сами ссылались на Моисея: “о воскресении мертвых,  – говорит Он, – не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых”. Бог не есть Бог несуществующих и совершенно уничтожившихся, которые никогда уже не воскреснут. Не сказал о Себе – Я был, но сказал – Я Бог сущих и живых. Как Адам, хотя и жив был в тот день, когда вкусил от древа, но тотчас после изречения суда Божия подвергся смерти, так и праотцы, хотя и умерли, но остались живыми по обетованию воскресения. Как же в другом месте сказано: “чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми” ( Рим.14:9 )? Изречение это не противоречит предыдущему, потому что здесь говорится о мертвых, которые некогда оживут. Впрочем, есть и различие между словами. Надобно знать, что есть иная смерть, о которой сказано: “предоставь мертвым погребать своих мертвецов” ( Лк.9:60 )» 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Пророк Осия говорит: «Не приложу отселе миловать дом Израилев, но противляясь противиться буду им; а сынов Иуды помилую и спасу их в Господе Боге их» ( Ос. 1, 6–7 ). В этих словах Отец называет Богом Сына, в Котором избрал нас ранее времен вечных ( Еф. 1, 4 ). Сын называется Богом их, потому что для Нерожденного Бога, вечного, без начала, из Которого все, нет Бога и потому Сын – не Его Бог, а наш, а для Сына Отец – Бог, потому что Он из Него родился, а для нас и Отец Бог и Сын Бог. Но Отец называет Сына Богом, именем Своей нерожденной силы (ibid. IV, 37). У пророка Исаии Бог, из Которого все, говорит, что поставит праведного Царя, возвратит из плена, и затем, обращаясь к этому Царю, продолжает: «Мужи знаменитые к Тебе придут и будут Твоими рабами, и последуют Тебе в оковах, и поклонятся Тебе и помолятся к Тебе, потому что в Тебе Бог и нет Бога, кроме Тебя» ( Ис. 45, 14 ). Ясно, что здесь говорится о Боге per quem. Он есть Бог, и нет кроме Него. Это соответствует словам апостола: «Един Господь наш Иисус Христос , чрез Которого все» ( 1Кор. 8, 6 ), а так как Он один, то нет другого, кроме Него (ibid. IV, 38–39). «Итак, Бог в Боге, и в Ком Бог, Тот Бог. Каким же образом нет Бога, кроме Него, если в Нем Бог?» Этим исключается единичность Бога. «В Тебе» обозначает Лицо, к Которому обращена речь, а слова «в Тебе Бог» обозначают не одного Того, к Кому обращена речь, но и Того, Кто в нем пребывает. Обитающего и в Ком обитает (ibid. IV, 40) 62 . Пророк Варух говорит: «Этот Бог наш и да не примышляется другой к Нему». Из дальнейших слов видно, что здесь разумеется Сын Божий, «Который нашел великий путь знания и дал его Иакову, отроку Своему. После этого был видим на земле и обращался с людьми» ( Вар. 3, 36–38 ). На земле был видим и обращался с людьми Сын, потому что Отца «никто никогда не видел, кроме Единородного Сына, Который в лоне Отца» (ibid. I, 18) 63 . Но не противоречит ли это словам Второзакония об Отце: «Слыши, Израиль, Господь Бог твой Один» ( Втор. 6. 4 )? Речь идет о Сыне, и другой к Нему не примышляется, потому что Он один только Посредник Бога и человек, один только рожденный из Бога в Бога. «Ибо одному Единородному Богу это свойственно и один только Он рожден из Бога в этом особливом блаженстве Своих сил» (ibid. IV, 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

Скачать epub pdf ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Сегодня мы будем с вами изучать 9-ую главу Книги Исход. Мы читаем с первого стиха и ниже: Исх.9:1 . «И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение». Здесь, в этом тексте обращает на себя внимание то, что Бог отождествляет Себя со своим народом. Он называет Себя «Бог евреев». В настоящее время Бог – есть Бог христиан. И это очень важно осознавать, что Бог промышляет о Своих прежде всего! Он заботится о Своих, Он ищет спасения для тех, кто идет Его стезей. Но это не значит, что Бог перестал сейчас заботиться о еврейском народе или Он, якобы, никогда не заботился о других народах – Бог промышляет о всем Своем творении! Я часто вспоминаю высказывание протоиерея Сергия Булгакова из его книги «Православие. Очерки учения Православной Церкви», где он говорит, что из всех религий истинная – христианская, из всех христианских направлений истинное же – православие. Но Бог нас избрал не потому, что мы лучше других людей, скорее наоборот. Так и этот маленький народ был избран не потому, что они были лучше или хуже других людей. Собственно говоря, Бог избрал сначала одного Авраама, который проявил преданность по отношению к Нему. И Бог избрал его, о чем прямо говорится в Книге Бытия, потому что Он знал: Авраам передаст заповеди Божии, постановления, уставы своим детям, своим потомкам. Это была причина, почему был избран этот человек, и потом сформировался народ. Но народ как таковой сформировался во время Исхода, потому что беда может сплотить любой народ, любую национальность. И то, что мы сейчас испытываем в России, переживаем все эти многочисленные трудности – это все свидетельство того, что Бог стучится в сердца российских православных христиан, проявляет заботу о нас, потому что Он есть Бог верующих. Слово «еврей» в древности не носило этнической окраски, оно означало человека, который оставил языческий мир, то есть перешел Евфрат, бросил Месопотамию с ее ложными богами и пошел туда, куда позвал Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   Далее Писание говорит о Содоме: «И пролил Господь... огонь от Господа с неба» (Быт. 19:24). Какой Господь и от какого Господа, кроме как Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, и Святой и Животворящий Дух, от Бога Отца Вседержителя?    Далее, в книге Исход написано: «Сказал Господь Моисею: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Господне пред Тобою» (Ср.: Исх. 33:19). Будучи Сам Господом Богом, какого Господа Он призывает? Разумеешь ли, как таинственно Писание поучает благочестивому знанию об Отце и Сыне?    И далее Писание говорит: «И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34:5—6). Немного ниже написано: «И пал Моисей и поклонился Богу, — то есть поклонился Сыну Божию, призывающему Отца, — и сказал... Да пойдет Владыка посреди нас» (Исх. 34:8—9).    И потому еще известно, что у Бога Отца есть Бог Сын, что Исаия говорит: «Ты — Бог, и в Тебе есть Бог» (Ср.: Ис. 45:14—15. В славянской Библии: «ибо в Тебе Бог... Нет Бога кроме Тебя, ибо Ты — Бог»).    Давид говорит от лица Бога: «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог» (Пс. 49:7). Немного ниже он говорит: «Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих» (Пс. 49:9). И еще: «Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу» (Пс. 49:13—14). Будучи сам Богом, какому еще Богу Он повелевает принести в жертву хвалу? Понимаешь ли, что Отец здесь объявляет о Сыне и Святом Духе и повелевает принести Им в жертву хвалу, а не кровь вола или козла? Здесь же Бог возвестил Новый Закон: в Ветхом Законе Он повелел приносить кровавые жертвы и всесожжения, здесь же говорит: «Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих...» — и повелевает принести в жертву хвалу, а не кровавую жертву. После пришествия Сына Божиего, упразднившего все жертвоприношения, все люди приносят Ему в жертву хвалу, как Он и повелел. И далее Бог говорит: «И воздай Всевышнему молитвы твои» (См. Пс. 49:14). Сам Всевышний, какому Всевышнему повелевает воздать молитвы? Очевидно, что Святому Духу. Здесь Писание открывает истинное число Святой Троицы и возвещает Новый Закон; отсюда мы получаем понимание Святой Троицы, ибо Господь разделил: Он повелел приносить в жертву Сыну хвалу, воздавать молитвы Святому Духу. Далее Бог сказал: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49:15). Бог сказал это не затем, чтобы разделить действия Святой и Нераздельной Троицы, но чтобы впоследствии через пророков научить о числе Святой Троицы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава 4. Исход Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Книга Исход открывает новый большой период ветхозаветной истории. На место одного благочестивого семейства приходит происшедший от него народ, посредством которого Бог свидетельствует о Себе людям. Выведя его из Египта, Бог являет на нем великие чудеса, огражадет от бед и вступает с ним в завет, который мы, как правило, и называем «ветхим». 4.1. Происхождение и призвание Моисея. Откровение об Имени Божием Мы закончили изучение книги Бытия и сегодня переходим к следующей книге Пятикнижия Моисеева – Исход. Эта книга, помимо своей ценности исторической, имеет еще, несомненно, ценность пророческую: в ней содержится множество прообразов, касающихся времен новозаветных, и касающихся устроения спасения человечества через Господа Иисуса Христа. Первое, с чего начинается повествование этой книги – угнетение евреев в Египте при восстановлении египетских династий фараонов и рождение Моисея – человека, которому уготовано было стать спасителем своего народа, спасителем от истребления его в условиях египетского рабства. Мы с вами рассмотрим его жизнь с того времени, когда Моисей пребывает в Аравийской пустыне, – с этих пор он был призван к служению. Жизнь Моисея делится на три равные части: 40 лет в Египте, потом 40 лет в Аравийской пустыне и 40 лет служения народу Израильскому. Всего 120 лет. Призвание Моисея начинается с видения неопалимой купины – куста, который горел и не сгорал. Через это явление Моисей призывается для служения. При этом Бог Сам впервые открывается Моисею, называя Свое Имя. В книге Бытия мы встречали ряд имен Божиих, таких имен, как Всевышний, Всемогущий, Бог неба и земли, Бог, видящий меня, Бог Авраама, Бог Исаака и другие. Здесь же мы видим некоторое новое откровение. «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий [Иегова]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исх. 3:13-15).

http://sedmitza.ru/lib/text/430913/

Книга Исход открывает новый большой период ветхозаветной истории. На место одного благочестивого семейства Авраама приходит происшедший от него народ, посредством которого Бог свидетельствует о Себе людям. Выведя евреев из Египта, Бог являет на них великие чудеса, ограждает от бед и вступает с ними в завет. Книга Исход помимо своей ценности исторической имеет еще, несомненно, ценность пророческую: в ней содержится множество прообразов, касающихся времен новозаветных, и касающихся устроения спасения человечества через Господа Иисуса Христа. 5.1. Происхождение и призвание Моисея.  Откровение об Имени Божием Начало книги Исход повествует об угнетении евреев в Египте, рождении Моисея – человека, которому уготовано было стать избавителем израильского народа, спасителем от истребления его в условиях египетского рабства. Воспитанный при дворе фараона, он не отрекся от своего народа, был вынужден бежать и водворился в Аравии, откуда вернулся потом, чтобы вывести Израиль из Египта.     Таким образом, жизнь Моисея делится на три равные части: 40 лет в Египте, потом 40 лет в земле Мадиамской и 40 лет странствия во главе народа израильского. Всего 120 лет. Мы не станем подробно разбирать первые два периода и начнем с призвания Моисея к служению.     Бог открылся Моисею на горе Хорив в видении неопалимой купины ( Исх. 3:2–14 ). Через это явление Моисей был призван для служения. При этом Бог Сам впервые открывается Моисею, называя Свое Имя. В книге Бытия мы встречали ряд имен Божиих, таких имен, как Всевышний, Всемогущий, Бог неба и земли, Бог, видящий меня, Бог Авраама, Исаака и Иакова и другие. Здесь же было дано некоторое новое откровение. «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий [Иегова]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» ( Исх. 3:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Да не подумает кто-нибудь, что первое и большее имя есть «Бог», а второе (меньшее) – «Господь». В отношении к естеству бессмертному и «Господь», и «Бог» указывают на одно и то же достоинство, хотя эти слова имеют и не одинаковый смысл. В самом деле, если «Бог» – первое имя, а «Господь» – второе, то Моисей не употребил бы второго в качестве первого, говоря: «Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор.6:4 ). Если он хотел сказать о первом имени, то должен был бы, упомянув сначала о первом, сказать: «Бог твой Господь один есть»; желая же показать безразличие имен, он сказал сначала «Господь», потом «Бог». Но возвратимся к своему предмету. «Господь есть Дух». Итак Господь Отец, Сын – Господь, Господь – Дух Святой. Но Павел говорит: «Один Господь». Если един Господь, то каким образом Господь и Господь? Ясно, что (разумеется) единое господство. Так и един Бог, говорит Павел: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос , Которым все, и мы Им» ( 1Кор.8:6 ). Итак, скажет еретик, Отца апостол назвал Богом, а Сына – Господом. Посмотрим же, посмотрим, братие, посмотрим – прошу: название «Господь» второе ли имя Божественного достоинства, а не есть ли воистину первое и вполне соответствующее (этому достоинству) и засвидетельствованное Священным Писанием? Подлинно необходимо и нам сказать об этом со тщанием, и вам выслушать с охотою, и еретикам научиться истине. Какое же слово удостоверит нас, что «Господь» есть имя и первое, и соответствующее великолепной славе? Слушай пророка Давида: «Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут. И да познают, что имя Тебе Господь, ты един Вышний над всею землею» ( Пс.82:18–19 ). Обычно враг говорит о Спасителе – Слове: имя Христа – Господь, имя Отца – Бог . Опять я требую определения данных понятий. Ты употребляешь выражения еретиков? Соблюдаешь ли известные условия? Я боюсь твоего коварства. Когда ты будешь уличен данной истиной, ты убежишь от нее под защиту другой выдумки; когда и тут будешь поражен, обратишься к новому основанию своего неразумия, тогда как следует не бегать от блистающей и просвещающей истины, потому что она, просвещая, не гонит (никого), а «нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним» ( Притч.28:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

§ 1. Сотворение мира, Ангелов и человека (5508 л. до Рожд. Христ.). Един Бог есть вечен, все же прочее получило начало от Бога. Бог все сотворил Своим Словом. Вначале Бог сотворил небо и землю. Земля была сперва невидима и неустроена и Дух Божий носился над бездною. Настоящее устройство земля получила в шесть дней. Бог сказал: «да будет свет!» И свет явился. Бог отделил его от тьмы и назвал свет – днем, а тьму – ночью. И был вечер, и было утро – день один. Во второй день Бог сказал: «да будет твердь!» И над землею явился небесный свод. В третий день Бог сказал: «да соберутся воды вместе, да явится суша и произрастит земля всякую зелень и деревья». И, по Его слову, воды собрались в определенные места, образовались моря, реки, источники; явилась суша с зеленью, разнообразными цветами и деревьями. В четвертый день Бог сказал: «да будут светила на тверди небесной, и да освещают они землю». И вот во дни заблистало солнце, а ночью стали светить луна и звезды. В пятый день Бог сказал: «да произведет вода рыб и птицы да полетят над землею!» И воды наполнились всякими рыбами, а воздух летающими птицами. Господь благословил их, говоря: «плодитесь, размножайтесь, наполняйте воды, и птицы да множатся на земле». В шестой день Бог сказал: «да произведет земля скотов, гадов и зверей земных!» И на земле явились различные животные. Таким-то образом в шесть дней земля была устроена и населена живыми, тварями: но на ней не было еще разумного существа, которое могло бы понимать красоты творения и прославлять Творца. Потому Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию; и да владычествует оно над рыбами морскими, птицами небесными, всякими животными и над всею землею». И создал Господь Бог тело человека из персти земной, вдунул в лицо его дыхание жизней (т. е. душу мыслящую, желающую и чувствующую) и предоставил» ему во владение всю землю. Первый человек назван был Адамом . И привел Бог к нему всех животных, чтоб он нарек им имена; человек дал каждому из них приличное имя. При наречении животных Адам усмотрел, что не находилось другого, как он существа, с которым он мог бы делить свои мысли, чувства и труды. Тогда Господь сказал: «нехорошо быть человеку одному, сотворил, ему помощника, подобно ему». И навел Господь на человека глубокий сон, вынул одно из ребер его, создал из него жену и благословил новую чету говоря: «плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю и господствуйте над нею! Даю вам в пищу все древесные плоды и всякую зелень, какая ни есть на земле».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

1. Сотворение Богом мира и человека Той рече, и быша, Той повел, и создашася ( Пс. 32, 9 ). В начале Бог сотворил из ничего одним Своим словом небо и землю. Под небом должно разуметь мир невидимый, или Ангелов. Ангелы – бестелесные духи, бессмертные и разумные. Высшие из них называются Херувимами, Серафимами, Архангелами. Все Ангелы сотворены Богом добрыми, но один из высших Ангелов возгордился, перестал повиноваться Богу и увлек к непослушанию многих подвластных ему Ангелов. Бог лишил непокорных Ангелов блаженства и удалил их от Себя. Они называются диаволами и соблазняют людей на все дурное, противное воле Божией. Земля, сотворенная Богом, была сначала не устроена и покрыта тьмою, и только Дух Божий носился над нею. Потом Бог дал устройство вселенной в шесть дней. Бог сказал: «да будет свет!» И стал свет. Бог отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью. Был вечер, и было утро, – день один. Во второй день Бог сказал: «да будет твердь!». И над землею явился небесный свод. В третий день Бог отделил воду от земли, и так образовались моря, реки и источники. Земле Господь повелел произрастить травы и деревья. В четвертый день Бог создал светила небесные – солнце, луну и звезды, чтобы они светили на землю и определяли дни и годы. В пятый день, по слову Божию, вода произвела рыб, и воздух наполнился птицами. В шестой день Бог повелел земле произвести животных. В шестой же день был сотворен и человек. Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. Пусть люди владычествуют над рыбами морскими и над птицами небесными, и над животными, и над всею землею». И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни. Первый человек был назван Адамом . Закончив творение, воззрел Господь и увидел, что все, созданное Им, хорошо весьма. В седьмой день Бог почил от дел Своих; Он благословил и освятил этот день и назвал его субботою (покой). Сотворивши мир, Бог не оставил его без Своего попечения, но управляет миром, сохраняет его и помогает всякому добру. Это попечение Божие о мире мы называем Промыслом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010