В шестой день сотворил Бог зверей, скотов, гадов земных; создал и человека. В седьмой же день, то есть в субботу, почил Бог от дел своих. И насадил Бог рай на востоке в Эдеме, и ввел в него человека, которого создал, и заповедал ему есть плоды каждого дерева, а плодов одного дерева — познания добра и зла — не есть. И был Адам в раю, видел Бога и славил его, когда ангелы славили, И навел Бог сон на Адама, и уснул Адам, и взял Бог одно ребро у Адама, и сотворил ему жену, и ввел ее в рай к Адаму, и сказал Адам: «Вот кость от кости моей и плоть от плоти моей; она будет называться женою». И нарек Адам имена скотам и птицам, зверям и гадам и дал имена даже самим ангелам. И подчинил Бог Адаму зверей и скот, и обладал он всеми, и все его слушали. Дьявол же, увидев, как почтил Бог человека, стал ему завидовать, преобразился в змия, пришел к Еве и сказал ей: «Почему не едите от дерева, растущего посредине рая?». И сказала жена змию: «Сказал Бог: «Не ешьте, если же съедите, то смертью умрете " " . И сказал жене змий: «Смертию не умрете; ибо знает Бог, что в день тот, в который съедите от дерева этого, откроются очи ваши и будете как Бог, познав добро и зло». И увидела жена, что дерево съедобное, и, взяв, съела плод, и дала мужу своему, и ели оба, и открылись очи обоих, и поняли они, что наги, и сшили себе препоясание из листвы смоковницы. И сказал Бог: «Проклята земля за твои дела, в печали будешь насыщаться все дни твоей жизни». И сказал Господь Бог: «Когда прострете руки и возьмете от дерева жизни — будете жить вечно». И изгнал Господь Бог Адама из рая. И поселился он против рая, плачась и возделывая землю, и порадовался сатана о проклятии земли. Это первое наше падение и горькая расплата, отпадение от ангельского жития. Родил Адам Каина и Авеля, Каин был пахарь, а Авель пастух. И понес Каин в жертву Богу плоды земные, и не принял Бог даров его. Авель же принес первенца ягненка, и принял Бог дары Авеля. Сатана же вошел в Каина и стал подстрекать его убить Авеля. И сказал Каин Авелю: «Пойдем в поле».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

И сказал Бог: “Да будет твердь посреди воды, и да будет отделять она воду от воды”. И стало так. И сотворил Бог твердь, и разделил Бог между водою, (которая была) под твердью, и водою, (которая была) над твердью. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй. И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша. И бысть тако. И собрася вода, яже под небесем, в собрания своя, и явися суша. И нарече Бог сушу землю и собрания вод нарече моря. И виде Бог, яко добро. И сказал Бог: “Да соберется вода, (которая) под небом, в одно собрание, и да явится суша”. И стало так. И собралась вода, (которая) под небом, в собрания свои, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а скопления вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако. И изнесе земля былие травное, сеющее по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, емуже семя его в нем по роду на земли. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день третий. И сказал Бог: “Да произрастит земля зелень – траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем по роду его на земле”. И стало так. И произвела земля зелень – траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем, по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий. Быт 1:1–13 Исхода чтение (глава 14): Рече Господь к Моисею: что вопиеши ко Мне? Глаголи сыновом Израилевым, и да путешествуют. И ты возми жезл твой, и простри руку твою на море, и расторгни е, и да внидут сынове Израилевы посреде моря по суху. И се Аз ожесточу сердце фараоново, и слуг его, и египтян всех, и внидут в след их, и прославлюся в фараоне, и во всем воинстве его, и в колесницах, и в конех его. И уразумеют вси египтяне, яко Аз Господь, прославляющу Ми ся в фараоне, и в колесницах, и в конех его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Ведь Исаия был за два поколения до вавилонского плена. Итак, каким же образом о Том, Кого проповедали за пятнадцать поколений ранее пророки, что Он — Бог, о Ком Моисей говорил: «Слушай, Израиль, Господь Бог твой — Господь един», о Ком то же самое восклицал Самуил, о Ком это же проповедовал, конечно, и Давид, о Ком тоже именно предсказывал и всякий пророк, — повторяю: каким же образом о Нем говорит пророк Исаия: « Ты Бог сокровенный » ( Ты бо еси Бог, и не ведехом ), если только поистине не намекает на Спасителя, Который был, конечно, тогда, но оставался незнаемым? Словами « Ты Бог сокровенный » ( Ты бо еси Бог, и не ведехом ) пророк порицает не свое неведение, но воспринимает на себя лицо народа. Учение « Ты Бог сокровенный » ( Ты бо еси Бог, и не ведехом ) стоит в соответствии со словами: « Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее » ( Господи, высока Твоя мышца, и не ведеша ) (Ис. 24:11). И, однако, что он мог сказать: « Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель » ( Ты бо еси Бог, и не ведехом, Бог Исраилев, всех Спас ) (Ис. 45:15); послушай ангелов, говорящих и благовествующих пастырям: « не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам Спаситель Который есть Христос Господь » (Лук. 2:10, 11). «Ты Бог Израилев, всех Спаситель. Будут постыжены и посрамлены противящиеся Тебе; и со стыдом пойдут» (Ис. 45:15, 16), потому что станут подобными несуществующим и обветшают, как одежда. «Противящимися» он называет тех, которые проявляют противодействие слову. Если ты скажешь эллину или кому–либо другому, чуждому истинной религии, что есть Бог, то он не спорит; а если скажешь, что есть Христос, то он приходит в неистовство, как говорит в одном месте и блаженный Давид: « Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля! » ( Господь воцарися, да гневаются людие; седяй на херувимех, да подвижится земля ) (Пс. 98:1). Кто «восседает»? Не ясно ли, что Тот, к Которому говорит тот же самый пророк (т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

4) Из всей последующей евангельской истории о земной жизни Господа Иисуса Христа. 5) Из наименования Иисуса Христа. 6) Из страданий Его. Глава XVI. Об открывшемся Боге в Ветхом Завете под именем Иехова (Ιεχωβα) 20 , что Он есть Сын Бога Отца, Который в последние дни ставший человеком соделал спасение человеческого рода Что Иехова, открывшийся Моисею Бог, есть Слово Божие, второе лицо Святой Троицы, и что Он есть во всем Ветхом Завете открываемый Бог, покажем, приводя соответствующие места из Святых Писаний, удостоверяясь через эти сопоставления в истине. Доказательства из мест Святых Писаний можно разделить на два класса. 1 . Доказательства, свидетельствующие, что все божественные явления, бывшие во время Ветхого Домостроительства, приводимые в Ветхом Писании, относятся ко одному и тому же божественному лицу. 2 . Доказательства, свидетельствующие, что одно и то же божественное лицо есть Слово Божие, взявшее на Себя и совершившее дело Домостроительства, и что Он есть начальник Ветхого и Нового Заветов. В Бытии ( Быт.18:1–17 ), сообщается о явлении Бога Аврааму в дубраве Мамврийской, седящему при двери своей скинии. Сей открывшийся Аврааму Бог, как муж между двух других мужей, говорит Аврааму: «Еда утаю Аз от Авраама, раба Моего, яже Аз творю, Авраам же бывая будет в язык велик и мног, и благословятся о нем вси языцы земнии» И в Быт.28:13–22 , Бог является Иакову, бегущему от лица Исава, брата его, и говорит ему: «Аз есмь Бог Авраама отца твоего и Бог Исаака, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое яко песок земный... и благословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем». При сопоставлении этих двух мест видно, что Бог, явившийся в образе мужа Аврааму в дубраве Мамврийской и возвестивший ему обетование о народах в семени его, был этот Бог, явившийся Иакову в видении как Бог отцов его Авраама и Исаака, повторив обетование, что в семени его благословятся все колена земные. И в Быт.32:9–13 , Бог является Иакову, возвращаюмуся в землю рождения своего, и является как человек на месте, которое Иаков назвал вид Божий, ибо видела Бога лицом к лицу и спаслась душа моя. И в Исходе ( Исх.3:14–16 ) Бог Иехова, посылая Моисея к сынам Израиля, говорит ему: «Аз есмь сый... Тако речеши сыном Израилевым: Господь Бог отец наших, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова посла мя к вам: сие мое есть имя вечное и память родов родом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Для доказательства бытия двух Божественных Лиц Иларий подвергает анализу повествование книги Бытия о создании мира. Тот самый Моисей, который сказал: «Слыши, Израиль, Господь Бог твой един», в своем Шестодневе говорит о Боге; «И сказал Бог: да будет твердь,…и сотворил Бог твердь» ( Быт. 1, 7 ). В этих словах указан Бог ex quo и Бог per quem. Иначе этого места истолковать невозможно. Нельзя утверждать, что Бог сказавший не есть Бог Отец, потому что о Нем написано: «Он сказал, и было, Он повелел, и создалось» ( Пс. 148, 5 ). Нельзя думать, что слово Отца было обращено к природе имеющих быть созданными вещей, потому что этой природы еще не существовало, так как все создано Богом из ничего ( 2Мак. 7, 28 ). Значит, Он обращался к Тому Богу, Который сотворил твердь. Кто же Этот Бог, исполняющий повеление Отца? На это отвечает евангелие Иоанна, которое говорит о Слове: «Вся Тем быша» (1, 3). Так различается Бог повелевающий и Бог исполняющий, Бог и Mediator между Ним и имеющими быть созданными вещами (De Tr. IV, 16). О Боге повелевающем и исполняющем еще яснее говорится в повествовании о создании, человека: «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию…» ( Быт. 1, 26–27 ). Из этого видно, что Отец не был одиноким, потому что говорит во множественном числе: сотворим и по образу Нашему. Затем Моисей прибавляет: «И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил Его» (1. 27). указывая этим Творящего, сотворенное и образец. Сотворен человек, сотворил Бог Слово, а того, кого сотворил, сотворил по образу Бога. Если бы Сотворивший был одинок, то сказал бы: по образу Своему. Конечно, ссылка на историю творения в доказательство бытия Второй Ипостаси не была чужда и западной литературе. Ее мы встречаем у Иринея (De haer. III, 8; IV, 75), у Тертуллиана (Adv. Ртах. 12) и у Ипполита (Contra Noeto). Но следует отметить, что Иларий посвящает здесь четыре параграфа (IV, 17–20) в доказательство того, что Бог не мог сказать, обращаясь к Себе Самому: Сотворим человека, – как будто имея в виду XIII анафематизм Сирмийского собора 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

И когда Исаак восстановил все колодцы своего отца, очистил их от грязи, от того, что туда набросали язычники, только тогда он обнаруживает источник с живой водой. Поэтому, когда мы ищем возрождения для нашей земли, мы должны понять, что оно происходит, когда мы возобновляем веру наших отцов, как поступал Исаак, восстанавливая колодцы своего отца – патриарха Авраама. Блаженный Иероним, истолковывая стих 19-й 26-й главы Книги Бытия, пишет: «И копали рабы Исааковы в долине [Герарской] и нашли там колодезь воды живой» ( Быт. 26:19 ), пишет: «И здесь вместо «долины» написано «поток». Потому что в долине никогда нельзя найти колодец с живой водой» 290 . То есть речь идет об источнике, потоке, который становится руслом и наполняет всю долину, превращая ее в поток. Так и духовная жизнь начинается с реставрации того немногого, что мы потеряли, а при бережном отношении к ней она превращается в стремительный поток. И мы читаем: « Оттуда перешел он в Вирсавию. И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради [отца твоего] Авраама, раба Моего » ( Быт. 26:23–24 ). На эти слова мы должны обратить особое внимание. Бог является к Исааку и говорит: «Я Бог Авраама» ( Быт. 26:24 ). Пройдет несколько столетий, и Бог явится к Моисею, и скажет: «… Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова…» ( Исх. 3:6 ). Но сейчас Он называет Себя «Я Бог Авраама» ( Быт. 26:24 ). Это очень важно, когда дети исповедуют веру своих отцов. Бог, являясь самодостаточным, не стыдится называть Себя Богом определенных людей: «… Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова…» ( Исх. 3:6 ), – скажет Он Моисею. Потому что Бог раскрывает Себя в вере этих удивительных людей. Вера святых подсказывает нам правильное направление к Богу, когда мы ищем Его, идя «по следам овец» Его (см.: Песн. 1:6–7 ). И Церковь -Невеста находит своего Жениха-Христа, подражая святым, то есть их любви и их духовной стойкости. Когда мы подражаем святым, идем по их стопам, мы приходим к небесному Жениху Иисусу Христу. Сказано: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» ( Фил. 3:17 ). И еще: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Об этом же говорится в Книге пророка Иеремии: «Они опять обратились к беззакониям праотцев своих, которые отреклись слушаться слов Моих и пошли вослед чужих богов, служа им. Дом Израиля и дом Иуды нарушили завет Мой, который Я заключил с отцами их» ( Иер. 11, 10 ). Бог называется премудрым. О премудростях Божиих очень много говорит Книга притчей Соломона. Бог знает все. Он знает все существующее, все прошлое, все будущее, все возможные варианты развития всех событий. Что означает выражение, которое мы встречаем в Псалтыри: «Бог не знает путей грешников»? Это значит, что Бог не желает участвовать в их делах. Бог не соучаствует во зле. Бог обладает предведением. Он заранее знает, какой выбор сделает человек. Бог знает, какой человек пойдет в ад, а какой не пойдет. Это не значит, что Бог определяет это заранее. Как говорит апостол Павел, Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2, 4 ). Бог хочет, чтобы все люди спаслись. Бог желал бы, чтобы все люди спаслись, но реальность такова (и Бог это знает), что спасутся не все. Возможность спасения имеет любой человек, если он этого пожелает. В каждого человека вложено чувство Бога, желание идти к Богу и знание о том, чего хочет Бог (совесть). Это все дано человеку при сотворении. В день Суда все люди окажутся без ответа перед правдой Божией. «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим. 12, 2 ). Воля Бога. Воля Бога сводится к благости, справедливости, долготерпению, святости, кротости, целомудрию, всемогуществу. Чувства Бога. Господь любящий, милосердный, долготерпеливый. У Бога есть эмоции. Страстей у Бога нет, а эмоции есть. Бог, которого мы знаем из Писания, очень эмоционален. Бог совсем не похож на Солнышко, которое греет всех, а в ответ кто-то от Него отворачивается, а кто-то – нет. Такого Бога мы в Писании не найдем. Бог гневается или, наоборот, кого-то жалеет. У пророка Осии мы читаем: «Узами человеческими влек Я их, узами любви» ( Ос. 11, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Псалом 90 Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится. Скажет Господу: «Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него». Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от вести тревожной. За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его. Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днём; от опасности, во тьме блуждающей, от несчастья и демона полуденного. Падёт рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся. Только очами твоими посмотришь и воздаяние грешников увидишь. Ибо Ты, Господи, надежда моя! Всевышнего сделал ты прибежищем твоим. Не подступится к тебе зло, и бич не приблизится к шатру твоему, ибо Он Ангелам Своим заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, – на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и дракона. «Ибо на Меня он уповал, и избавлю его, прикрою его, ибо он познал имя Моё. Призовёт Меня, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, долгоденствием исполню его и явлю ему спасение Моё». Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Затем поются антифонно стихи (Ис 8: 8б—10; 12б—14а; 18а; 9: 2, 6) с припевом после каждого стиха: Ибо с нами Бог. С нами Бог, познайте, народы,/и покоряйтесь./Ибо с нами Бог. (2) Услышьте до предела земли./Ибо с нами Бог. Могучие, покоряйтесь./Ибо с нами Бог. Ведь если вновь усилитесь,/вновь и побеждены будете./Ибо с нами Бог. И какой бы совет вы ни замыслили,/разрушит Господь./Ибо с нами Бог. И какое бы слово ни сказали,/не останется в силе у вас./Ибо с нами Бог. Страха же вашего не убоимся/и не смутимся./Ибо с нами Бог. Господа же, Бога нашего, Его свято почтим/и Он будет страхом для нас./Ибо с нами Бог. И если на Него надеяться буду,/Он будет мне во освящение./Ибо с нами Бог. И уповать буду на Него,/и спасен буду Им./Ибо с нами Бог. Вот я и дети, которых дал мне Бог./Ибо с нами Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Читаем далее: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1: 24–25). В шестой день Бог творит животных. И тогда же – человека. Читаем о сотворении человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1: 26). Господь творит в один день и животных, и человека, но как по-разному Он делает это! Животных Он творит, говоря: «да произведет земля душу живую»; человека же творит совсем по-другому. Вспомним, что, разбирая первые стихи 1-й главы Книги Бытия, где говорилось о том, что вначале сотворил Бог небо и землю, я обратил ваше внимание на то, что тут есть прямое указание на Святую Троицу: имя Бога – Элохим – употребляется во множественном числе, и если эти слова переводить дословно, то будет так: «В начале сотворил Боги». А в стихе 26 русский Синодальный перевод это явно отражает: и сказал Бог не «сотворю», а «сотворим». В сотворении человека принимает участие вся Святая Троица: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему». Времени, когда человека не будет, – не будет, потому что Бог подарил человеку бессмертную душу Что было образом и что было подобием в человеке? Образ, как толкуют многие отцы Церкви, – это тот подарок, который Бог сделал нам с вами: наша бессмертная душа. Было время, когда человека не было, но не будет теперь времени, когда человека не будет. Бог был всегда, и, по слову святителя Григория Богослова, нельзя говорить, что Бог был когда-то или Он будет – Бог есть. Но было время, когда человека не было. Однако времени, когда человека не будет, – не будет, потому что Бог подарил человеку бессмертную душу – в этом образ. В чем же подобие? Бог подарил человеку свободную душу – не только бессмертную, но и свободную. Подобие состояло в том, чтобы человек своей свободной волей мог бы развиваться в Боге и достичь Бога настолько, насколько это возможно творению. Как пишет преподобный Макарий Великий, достичь Бога и стать богом – вот так, с маленькой буквы, но помня всегда, что Бог – Творец, а я – творение. Помня всегда, что Он – горшечник, а человек – горшок.

http://pravoslavie.ru/94061.html

Что значит веровать в Бога? Это значит всем сердцем принимать за истинную правду не только то, что можешь ты понять о Боге, но и то, чего понять нельзя, что, однако же, говорит о Себе Сам Бог, чему учит нас Святая Церковь Православная, что пишут о Боге святые Отцы, как рассуждают и изъясняют о Боге Богом поставленные пастыри и учители Церкви. Все то признавай, думай и говори, что оно есть сущая правда, несомненная истина, наука Божия, хотя бы чего ты и не понимал. Только тогда ты и будешь христианин православный, то есть правильно и по правде верующий в Бога. Например, ты не можешь хорошо понять: как Бог вездесущ, – то есть что Он везде, на всяком месте, в одно и то же время есть и присутствует весь, – весь Бог на Небеси и весь Бог на земли, весь Бог в храме и весь Бог в доме твоем, весь Бог со мною, с тобою, со всяким человеком в одно и то же время. Не можешь ты этого понять, потому что сам ты в одно время не можешь быть и тут, и там; когда стоишь, например, в церкви, то нет тебя дома. Но ведь Сам Бог говорит тебе, что Он есть Бог вездесущий, Святая Церковь учит тебя, что Он везде, на всяком месте и на всех местах есть точно так, как ты на одном месте. Поэтому ты и веруй, и принимай, что Бог наш есть Бог вездесущий. По сему примеру рассуждай и о прочем, например, что Он есть Бог всевидящий, всеслышащий, всеведущий, Бог везде сый и вся исполняяй. Всегда, везде и во всем полагайся на Бога, во всех добрых делах и честных трудах от Него ожидай помощи, всегда думай и говори: сам по себе я – человек слабый, ничего не могу делать, если Бог не поможет мне. Засеваешь, например, поле. Не говори: я тружусь, я хорошо обработал поле, вовремя посеял, – ничего не уродится, если ты сеял без надежды на Бога. Отправляешься ли в дорогу? Помышляй в себе: может случиться в пути неудача или беда какая, но Бог мне помощник и покровитель, с Ним, если пойду и посреди тьмы смертной, не убоюсь никакого зла. Заболел ты или кто из семьи твоей, или скот твой, – не сокрушайся, как язычник, неведущий Бога, а возверзи, возложи печаль твою на Господа и говори: да будет воля Твоя, Господи! И где бы ты ни был, что бы ни делал, что бы ни случилось с тобою, – всегда помышляй: Господь со мной, Он все видит и знает, и что Ему угодно, то и сделает со мной. Буди Его святая воля на все! Вот что значит надеяться на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010