Итак, все праведники пойдут в блаженное Царство Иисуса Христа, но не все они будут наслаждаться в нем равным блаженством, а у каждого будет своя мера, сообразная с мерой его трудов и подвигов на земле. Апостол говорит: каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор.3:8 ). Основание блаженства заключается в самом человеке, в его внутреннем совершенстве. Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). Таким образом, по слову апостола, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет ( 2Кор.9:6 ). Но с другой стороны, область добродетели необъятна, и захватить ее всю одному невозможно, каждый выбирает себе свойственный образ деятельности. Это также служит основанием для различий в получении райского блаженства. Спаситель учил: кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей ( Мф.10:41–42 ). «Каждая из добродетелей, – говорит святитель Григорий Богослов , – есть особенный путь к спасению, и несомненно приводит к одной из вечных и блаженных обителей. Ибо как различны роды жизни, так и обителей у Бога много, и они разделяются и назначаются каждому по его достоинству. Поэтому пусть один исполняет одну добродетель, другой – другую, иной – многие, а кто-нибудь, если возможно, и все. Только да шествует каждый безостановочно, да стремится вперед и следует неуклонно по стопам того доброго путеводителя, который прямо направляет стезю его, и тесным путем, сквозь узкие врата, выводит на широту блаженства небесного». Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Есть там обитель веры и упования, в нее зовет отец верующих, Авраам. Есть обитель произвольной нищеты и самоотвержения, в нее зовет Моисей. Есть обитель терпения и преданности воле Божией, в ней обитает Иов. Есть обитель чистоты и целомудрия, в нее приглашают Иосиф и Сусанна. Есть обитель ревности по Богу и добродетели, ее предлагают Финеес и Илия. Есть обитель милосердия, в нее зовет Сам Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Итак, онтологическая связь, соединение с Христом, понимаемая вслед за крупнейшим православным богословом XX столетия В.Н.Лосским как существо веры во Христа как Сына Божьего, – есть главное условие счастья на Небесах: Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. 74 Рожденный от Духа Святого человек полностью изменяется, поэтому можно даже сказать, что прежний человек умирает, а новый рождается. Теперь все будет новое: сердце, мысли, слова, дела. Дух, вселившись в человека, являет своими плодами новые качества: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. 75 Девять заповедей блаженства – это не просто перечень христианских добродетелей или правил. Христовы заповеди отличаются от Моисеева Десятисловия тем, что они представляют собой конкретный путь, который проходит каждый человек, становясь христианином. Каждая последующая заповедь логически вытекает из предыдущей и служит основой для последующей, то есть является более высокой ступенью постижения Христа. Иными словами, заповеди блаженства – это лестница христианина. С другой стороны, девять заповедей блаженства имеют структурное сходство с Ветхозаветным «Нравственным Законом Божьим» (Декалогом). Подобно ему они разделены на две группы: первые четыре, как и в Ветхом Завете, касаются отношений человека с Богом, а последние пять – отношений между людьми. Такое деление не случайно и указывает на два объекта любви: Бога и человека. Каждая из двух групп заповедей чуть позже будет предельно кратко и точно сформулирована Христом в двух известных заповедях о любви. Проповедь искренней, чистосердечной любви к Богу и людям есть, по большому счету, основное содержание христианского учения. Отвечая на вопрос: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» Иисус говорит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: …возлюби ближнего своего как самого себя. 76

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Как бы ни высоко поднимался отягощенный ношею к горному перевалу, если только он не перейдет за последнюю грань вершины, тяжесть будет оттягивать его назад, и он не почувствует восторга полного облегчения, блаженства перевала в противную сторону: так и люди до Христа не знали полного блаженства жертвы, не имели в себе любви божественной ( οκχετε   τν   γπηντο   θεο) 680 . Лишь Христос, носивший в себе природную тайну близости к Богу, первый дошел до конца жертвы, первый всю жизнь построил на блаженстве самоотречения, первый насытился делом Божиим до полноты, до забвения о земной пище, о земных благах. Легко определить, какое значение в религиозной истории имеет это новое откровение духовной жизни. Тогда как для ветхого человека образ страдающего праведника был скорее пророчеством, чем действительностью, потому что он всегда ждал внешней награды, – в лице Христа этот образ стал реальной правдой: духовное религиозное благо стало для человека внутреннею действительностью, почувствовалось им как благо самодовлеющее, безусловное, безграничное. В блаженном чувстве абсолютной любви и безграничного самоотречения Бог вселился в сердце человеческое, воплотился в нем, – говоря иначе, вместе с опытом поглощающего блаженства любви человек вступил в самую действительность божественно-абсолютной жизни, поднялся на ту высоту, на которой для него исчезла всякая условность, оглядывание назад, счеты с небом. Безграничное самопожертвование есть единственный, доступный человеку, вход в божественную сферу, возможный для людей образ истинно-божественного действования. «Бога никто никогда не видал. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает и любовь Его совершенна есть в нас... Страха нет в любви, но совершенная любовь изгоняет страх» 681 . Религиозный опыт Христа был совершенною противоположностью тому, чем обыкновенно живет человеческое, сердце: Его любовь была явлением жизни нечеловеческой. Вместе с тем она имела характер абсолютности, беспредельности: она была явлением порядка неземного.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Как происходит обращение к миру, когда человек сердцем к мирским вещам, то есть к чести, славе, богатству, роскоши и всякой суете, обращается, прилепляется и ищет их, как своего любимого сокровища, так происходит обращение к Богу, когда человек, все то оставив, одного Бога любит, желает сердцем, прилепляется к Нему и ищет Его как высочайшего добра. Ибо что человек познает и признает за свое добро и блаженство, то и любит; что любит, того и желает; чего желает, о том и мыслит всегда; о чем мыслит, того с усердием и ищет. Ищешь ли чести, славы, богатства и прочей суеты в мире сем? Это признак, что ты это за свое добро и блаженство почитаешь и любишь то, и желаешь, и подлинный знак есть, что ты сердцем отвратился от Бога и Создателя твоего и обратился к созданию Его, и почитаешь то более, нежели Создателя. А когда, все то презрев и оставив, ищешь одного Бога, и Его одного желаешь приобрести и иметь – это признак того, что ты Его более всего создания почитаешь, и в Нем свое удовольствие находишь, и крайнее свое добро и блаженство в Нем полагаешь. Так, по слову Христа, где сокровище человека, там и сердце его ( Мф. 6, 21 ), там любовь его, там мысль его, там желания его; о том думает, заботится, того ищет и о том говорит. Кто честь, богатство и славу мира сего и все в нем содержащееся считает сокровищем, в том у него и сердце со своим желанием и любовью. Кому один Бог – сокровище, тот к Нему одному и прилепляется ( 104, 1675–1676 ). Сердце, в котором живет любовь, раздвоено быть не может, но или к тому, или к другому прилепляется, и противоположное одновременно любить не может, но непременно одно оставив, к другому прилепляется, как говорит Христос: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» ( Мф. 6, 24 ). Мир противоположен Христу, и кто любит Христа, тот не любит мира, по учению апостола: «Не любите мира, ни того, что в мире» ( 1Ин. 2, 15 ) ( 104, 1681 ). Сердцем христианин должен стремиться к Небу, так как он небесный гражданин ( 104, 1682 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Лонгин Сотник, копьем пронзивший сердце Господа, еще на Голгофе исповедует: Истинно Человек Сей был Сын Божий ( Мк.15:39 ) — и впоследствии становится святым мучеником Христовым. Вот какова любовь Божия! Он любил даже того, чьей рукой было пробито Его сердце. Если бы мы получили многотомное нравственное учение о любви, к чему бы оно нас подвигло? Неужели к штудированию? Иисус поступает иначе: Он умирает и прощает распинателей, любит их. Впрочем, мы не имеем права говорить: «их» или «нас», потому что все это нашими руками сделано. Мы и Каиафа, который судил Христа, мы и Петр, который от Него отрекся, мы и Пилат, который Его осудил, мы и безумная, вопящая толпа, мы и воины, забивающие гвозди. И таких Спаситель нас любит. Это и есть новая заповедь – любить так, как любил Христос. Удивительно, но получается, что ничего нового по сравнению с Моисеем Господь и не сказал. Он привнес новое дыхание в заповеди, дал им новую жизнь. Сообщить дополнительные знания Бог мог бы, послав на землю еще одного пророка, оживить же нас Он мог только через Своего Сына. ХристосУчитель – это родник живой воды, текущий в жизнь вечную. Если все же говорить об учении Христа, то центральное место в нем занимает, конечно же, Нагорная проповедь. Сначала Иисус дал ученикам заповеди блаженства, которые мы слышим на каждой службе: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство небесное 83 Девять раз Христос возглашает блаженства. В чем их особенность? Заповеди всегда формулируются в повелительном наклонении: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Не убивай. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего… 84 Заповеди блаженства не содержат приказов, в них просто провозглашается блаженство, раскрывается его секрет. Человек, делай, о чем Я говорю, и ты будешь блажен! Нищета духовная, плач о грехах своих, кротость, миротворчество, чистота сердца… Вот в чем суть учения Христа. Секрет Его учительства в том, что Он ничего не приказывал, Он радовал и показывал людям эту радость. Вот она где! Ты ее хочешь? Принимай! Вот оно блаженство, счастье в Царствии Божием!

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью... Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» ( Иак.3:13,17 ). Святой Иоанн Лествичник о кротости сказал так: «Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приближающиеся; а сама она не колеблется. Кротость есть утверждение терпения, дверь, или, лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного; ибо Писание говорит: научит Господь кроткия путем Своим ( Пс.24:9 ). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого. «На кого воззрю, – глаголет Господь, – токмо на кроткого и безмолвного» (Исаии 66,2). «... В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа – седалище диавола» («Лествица», Слово 24). Семья, в которой господствует кротость и любовь, имеет истинное счастье. Ведь кротость не вызывает ссор и раздоров, успокаивает возбуждения и обиды, распространяя на всех членов семьи чувство удовлетворения, ласки, любви и смирения. Такая семья будет частью Великой Семьи Небесной. Истинная тайна благочестивой жизни проявляется в сердечном смирении и кротости Христовой. Ибо Господь «прославляет смиренных спасением» ( Пс.149:4 ). Поэтому в Своей третьей заповеди блаженства Иисус Христос провозглашает о том, что кроткие блаженны, то есть счастливы, «ибо они унаследуют землю». В другом месте Библии говорится так: «Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» ( Пс.36:11 ). Итак, в третьей заповеди Блаженства говорится о том, что кроткие станут блаженными, то есть счастливыми и унаследуют землю. По поводу того, о какой же земле идет речь, в богословской литературе существует несколько пояснений. Целый ряд богословских авторов считает, что в третьей заповеди идет речь о земле духовной. Кроткие «получат во владение Небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном» («Закон Божий», составитель Протоиерей Серафим Слободской , 1987 г. стр.310). Сторонники этого объяснения утверждают, что обещанная земля не будет омрачена страданием и проклятием, так как в Библии сказано: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр.3:13 ). «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» ( Откр.22:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Мф.6:26 И об ________________ что заботитесь? Посмотрите __________________________, как они растут: ______________,____________. Если же траву полевую… Бог так одевает, ___________, мало ____________! Мф.6:28–30 3 . Бог знает вас так хорошо, что даже______________ на ______________все ____________. Итак не бойтесь: вы дороже многих ____________________. Лк.12:7 Есть ли между вами такой человек , который когда сын его попросит у него____________, подал бы ему _________________? И когда попросит _______________, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи грешным, умеете даяния благие давать ________________ вашим. Будьте уверены, _______________ Небесный даст блага просящим у Него. Мф.7:11 Господь возвещает о Своем Царстве Иисус Христос обошел всю Галилею, уча в синагогах и благовествуя о Царствии Небесном. Он лечил всякую болезнь и немощь человеческую. Слава о Нем распространилась далеко за пределы Палестины. Народ вел к нему недужных, паралитиков, эпилептиков и других болящих. И всех Он исцелял. Огромные толпы следовали за Ним из Галилеи и Десятиградия (область южнее Галилеи), из Иерусалима, Иудеи и из-за Иордана. Заповеди блаженств Однажды, когда Спасителя окружала огромная толпа, Он взял с Собой учеников и, взойдя на гору, сел и стал учить. Вы сами можете прочитать в пятой главе Евангелия от Матфея (ст. 3– 12) те воистину прекрасные слова, какие Иисус Христос сказал тогда народу. Его заповеди на поминают нам, как мы должны жить. В них непреложная основа основ христианской жизни. Поэтому и поются они каждый день на Божественной Литургии (только в великие праздники Господни слова заповедей блаженств заменяются праздничными стихами из Псалтири, возносящими славу и хвалу Господу). Заповеди блаженств поются и на заупокойной службе, провожая к Богу душу усопшего. По мере того, как Спаситель открывал людям смысл каждой заповеди, он помогал им понять, как сделаться ближе к Богу. Каждая заповедь Христова состоит из двух частей. В первой части ее Спаситель напоминает нам о высоком духовном состоянии и праведном образе жизни, о том, чего Бог ожидает от нас. Господу угодно, чтобы мы были смиренны духом, милосердны и сострадательны к другим, готовы примирить ссорящихся, и готовы были претерпеть страдания за добро и правду, не взирая на ложь и клевету. Поступая по заповедям Божиим, мы становимся к Нему ближе и постигаем дивную красоту и величайшее счастье, открывая сердце свое Христовой любви ко всем людям. Соль земли и свет мира

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

На примере этого юноши видно было, как сильно богатство может препятствовать вступлению в царствие Христово. С печалью Иисус посмотрел на уходившего молодого человека, которого Он полюбил, и сказал ученикам Своим: «истинно говорю вам: трудно богатому (который надежду свою полагает на богатство свое и привязывает к нему свое сердце) войти в царствие Божие. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие». Ученики устрашились этих слов и робко спросили: «так кто же может спастись?» Иисус же, знаменательно посмотревши на них, подтвердил их мнение словами: «человекам это невозможно, но, и этим Он опять утешает их – Богу все возможно». (См. кн. «Земная жизнь Господа Иисуса Христа» перев. с нем. свящ. Орды). 2. Что нужно делать, чтобы унаследовать живот вечный? Чтобы верно знать, что нам должно делать для получения вечного живота, или вечного блаженства, без сомнения всего надежнее обратить внимание на то, что признавал или предъявлял нужным для получения вечного блаженства Сам Иисус Христос. а) Иисус Христос предъявлял нужною для получения живота вечного, или вечного блаженства, веру в Него. Ибо так сказал Никодиму: якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому: да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:14–16 ). б) Иисус Христос объявлял нужною для получения жизни вечной любовь к Богу и ближнему, именно: когда спрашивал Иисуса Христа законник: «что сотворив живот вечный наследую?» и когда Господь спросил его: «в законе что написано?» а тот отвечал: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим: и ближнего своего яко сам себе: тогда Господь ему сказал: сие сотвори, и жив будеши ( Лк.10:25–28 ). в) Иисус Христос предъявлял нужным для получения живота вечного соблюдение всех заповедей Божиих, именно: когда некоторый юноша, подобно означенному законнику, спрашивал Господа: что благо сотворю, да имам живот вечный? тогда Господь ему сказал: аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди ( Мф.19:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На примере этого юноши видно было, как сильно богатство может препятствовать вступлению в Царствие Христово. С печалью Иисус посмотрел на уходившего молодого человека, которого Он полюбил, и сказал ученикам Своим: истинно говорю вам: трудно богатому (который надежду свою полагает на богатство свое и привязывает к нему свое сердце) войти в Царствие Божие. И еще говорю вам, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Ученики устрашились этих слов и робко спросили: Так кто же может спастись? Иисус же, посмотрев на них, подтвердил их мнение словами: человекам это невозможно, но – и этим Он опять утешает их – Богу все возможно (ср.: Мф. 19, 16–26 ). Что нужно делать. Чтобы наследовать живот вечный? Чтобы верно знать, что нам должно делать для получения Вечного Живота или Вечного Блаженства, без сомнения, всего надежнее обратить внимание на то, что признавал или заповедал нужным для получения Вечного Блаженства Сам Иисус Христос. а) Иисус Христос заповедал нужной для получения Живота Вечного, или Вечного Блаженства, веру в Него. Ибо так сказал Никодиму: якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имат живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имат живот вечный ( Ин. 3, 14–16 ). б) Иисус Христос объявлял нужной для получения Жизни Вечной любовь к Богу и ближнему: когда спрашивал законник Иисуса Христа: что сотворив, живот вечный наследую? – и когда Господь спросил его: в законе что писано есть? – а тот отвечал: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим: и ближняго своего яко сам себе, – тогда Господь сказал ему: сие сотвори, и жив будеши ( Лк. 10, 25–28 ). в) Иисус Христос заповедал нужным для получения Живота Вечного соблюдение всех заповедей Божиих: когда некоторый юноша, подобно означенному законнику, спрашивал Господа: что благо сотворю, да имам живот вечный? Тогда Господь ему сказал: аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди ( Мф. 19, 16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Наконец, и в отдельных действиях Божиих в отношении к миру и человеку последняя цель их есть слава Божия. Спаситель свидетельствует, что величайшее дело любви Божественной – искупление человеков имеет целью славу Божию: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем, говорил Он в прощальной беседе с учениками ( Ин.13:31 ; сн. 8:50, 54; 17:1, 4). Точно также и второе пришествие Господа на землю будете ради славы Его: приидет (Спаситель мира), говорит апостол, прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших ( 2Фес.1:10 ). Короче, все действия Божии имеют одну цель – Его бесконечную славу, или проявление Его вечных совершенств во временном и внешнем бытии: Все сделал Господь ради Себя (по переводу некоторых с еврейского – «чтобы соответствовало Ему» – Притч.16:4 ), говорит Мудрый. По словам апостола: все Им и для Него (εις Ατον – для Него) создано ( Кол.1:16 ), для Которого все и от Которого все ( Евр.2:10 ); Ибо все из Него, Им и к Нему (εις Ατν) ( Рим.11:36 ). Все направлено к тому, да будет Бог все во всем ( 1Кор.15:28 ). Примечание. – Сотворение мира ради славы Божией не стоит в каком-либо противоречии с учением о сотворении всего для блаженства тварей. По существу – это не две цели, а только две стороны одной и той же цели, рассматриваемой с разных точек зрения и в различных отношениях. Слава Божия не есть что-нибудь подобное славолюбию человеческому. Бог ищет Себе славы не так, как ищут ее люди: Его слава неразрывно соединена с блаженством тварей, – она и есть их совершенство и блаженство. На сколько тварь усвояет или отображает славу Божию или Его совершенства, и чрез то приобщается к Творцу, источнику истинного совершенства и блаженства, на столько возможно и блаженство ее. Слава Божия в природе видимой есть ее красота и благосостояние, в существах разумно-свободных – их духовный совершенства и соединенное с ними блаженство. Мир чистых духов есть мир полного блаженства, доступного твари, потому что ангелы Божии сознательно и свободно, постоянно и неизменно служат Богу, и в этом служении – их высокое совершенство, их ближайшее общение с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010