Мы уже знаем, что в Ветхом Завете учение о подвиге, необходимом для благоугождения Богу, кратко предложено было в десяти заповедях Закона Божия. Но для достижения блаженства и утверждения в совершенной надежде на спасение, этого подвига было еще недостаточно. Чтобы исполнить, например, заповеди: не убий, не укради и т.д., для этого особого труда не требовалось. Трудно при этом не самое дело, запрещенное этими заповедями, а приобретение такого внутреннего настроения к деланию добра, при котором и на мысль не приходило бы причинять ближнему вред. Учения о нравственном подвиге, ведущем к такому настроению, заповеди Закона Божия не содержали. Это учение преподал нам только Господь наш Иисус Христос, и оно именно и есть то руководство, следуя которому христианин может приобресть совершенную надежду на спасение и вечное блаженство. В кратком виде учение это предложено в следующих девяти изречениях: 1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Изречения эти называются иначе заповедями блаженства: ибо в них Господь заповедал нам разнообразные подвиги для достижения блаженства, каковы: нищета духовная, плач о грехах, кротость, алчба и жажда правды, милосердие, чистота сердечная, миролюбие, перенесение гонений за правду, а также – поношений и всяких преследований за имя Христово. Но, будучи кроток и смирен сердцем, Господь предложил это учение Свое, не повелевая, а ублажая тех, которые примут и будут исполнять его. Посему в каждом изречении должно рассматривать: во-первых, учение или заповедь, во-вторых, ублажение или обещание награды. Мы рассмотрим здесь каждое изречение по порядку. Начнем с первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Наконец, последняя из Заповедей блаженства (Мф 5:11–12) окончательно закрепляет истинное их понимание: блаженны претерпевшие всякого рода притеснения ради истины Христовой: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Здесь нет никакого упоения собственными страданиями (оно чуждо в первую очередь и Самому Спасителю), а тем более — нарочитого их поиска; Христос просто указывает на свойства падшего мира, на его стремление отторгать то, что не связано напрямую с плоской идеей земного процветания. Так и в последней Своей беседе, о которой упоминалось выше, Христос говорит: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин 16:33). Радость, которую сулит Нагорная проповедь, совершенно не походит, скажем, на те ужимки, гримасы и прыжки, которые демонстрируют персонажи рекламных роликов, удостоверяя ими качество предлагаемых товаров. Пожалуй, наиболее глубокое понимание радости о Христе содержится в Соборном послании святого апостола Иакова: С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак 1:2–4). Из этих слов видно, что радость рождается тогда, когда наша вера выстояла, когда мы, избежав уныния, отчаяния, ожесточения, терпеливо вверили себя всеисцеляющей руке Божией. Замечательно, что сразу после Заповедей блаженства в Нагорной проповеди следуют слова благословения и высочайшей хвалы, которая только может выпасть на долю верных: Вы — соль земли (Мф 5:13); Вы — свет мира (Мф 5:14). Евангелие убедительно показывает, что эти слова должны относиться к тем, кто глубоко воспринял Заповеди блаженства: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк 11:28; ср. Ин 13:17). И становится само собой разумеющимся, что Заповеди блаженства, как и заповеди Моисеевы, обращены не к отдельным группам людей, характеризующихся теми или иными свойствами, а к каждому из верных и к их единой совокупности — к Церкви. Каждый из нас призван Господом быть и нищим духом, и плачущим, и кротким; призван жаждать правды, быть милостивым, чистым сердцем, миротворцем и с радостью принимать гонения и поношения за Христа.

http://pravmir.ru/pered-nagornoy-propove...

Но чтобы достигнуть этого Царства Божия, необходимы покаяние и евангельские добродетели, т.-е. нужно вести жизнь благочестивую, добродетельную. Поэтому в это самое время и начинают петь девять блаженств Евангельских и этим самым напоминают нам, грешным, те добродетели, которые вместе с усердною молитвою могут привести нас в царство небесное. Эти девять блаженств следующие: 1) Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. 2) Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4) Блаженные алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7) Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8) Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. 9) Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. После каждого стиха поют на клиросе молитву благоразумного разбойника: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем». Когда пропоют все 9-ть блаженств, то самым трогательным голосом, как бы исходящим из глубины плачущей души, поют три раза ту же самую молитву благоразумного разбойника, только к каждому лицу Пресвятыя Троицы отдельно: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем». «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во царствии Твоем». «Помяни нас, Святый, егда приидеши во царствии Твоем». Этим пением девяти блаженств начинается последование изобразительных, или так называемой, обедницы. Так называется служба церковная, которая изображает, или служит подобием полной обедни (только Св. Дары не освящаются). Она первоначально установлена для тех, которые удалялись в пустыню спасаться и потому не могли присутствовать в церкви при совершении Божественной литургии и, вместо того, в отраду своей души, читали обедницу. Обедница совершается не только в одном Великом посту, а когда угодно и где угодно может быть совершаема (напр., в часовне может быть совершаема).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О восьмой и девятой заповедях блаженства Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе братия и сестры, смысл нашей христианской жизни заключается в достижении главной нравственной цели – спасении своей души. К тому должно быть устремлено все внимание каждого христианина, чтобы благоразумно и богоугодно провести короткое свое земное странствование и сподобиться вечного блаженства. В прошлых беседах мы говорили, что, для того чтобы уверенно шествовать по пути христианской жизни, необходимо христианину прежде всего исполнять нравственный закон Божий и волю Божию, которая выражена главным образом в так называемых девяти заповедях блаженства, изложенных Спасителем в Его Нагорной проповеди. Мы говорили, что без исполнения нравственного закона Божия не примет Господь и наших молитв, которые будут Ему неугодны, как свидетельствует об этом Священное Писание . За нарушение заповедей Божиих, за порочную и безнравственную жизнь Господь обличал в Ветхом Завете иудейский народ и отвращал от него Свое лицо. Также и Сын Божий, обличая современных Ему иудеев, говорил им: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня... Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ( Мф. 15, 8–9 ; Лк. 6, 46 ; Мф. 7:21 ). Таким образом, каждый христианин должен обратить все усердие и старание свое на исполнение воли Божией. Мы говорили, и вы знаете, что Господь от нас требует, чтобы мы имели нищету духовную, то есть смиренное сознание своей полной зависимости от Бога, благоговение пред Ним, Подателем всех даров, относили все свои совершенства лишь к Нему единому, а себя самих смиренно считали за ничто. Далее требуется от нас сокрушение и плач о грехах своих: Блажени плачущии, яко тии утешатся ( Мф. 5:4 ). Господь требует, чтобы мы не предавались движениям гнева, досады, мщения, вражды, зависти, а ради любви к Нему все оскорбления и поношения от людей переносили великодушно.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

О второй заповеди блаженства Заповеди блаженства можно сравнить с башней. У башни должно быть крепкое основание — фундамент, без которого она просто не выстоит. И чем глубже и основательнее башня укреплена, тем неприступнее она для врагов. Каждый следующий ярус башни имеет свою определенную функцию и назначение. Основанием, фундаментом всего является заповедь о духовной нищете (читайте об этом СП 30 от 30 июля 2014 г.) А следующим ярусом, стоящим прямо на фундаменте является заповедь о плаче. Слезы — от чего? Вторая заповедь блаженства обращена к плачущим: Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Эти слова звучат еще необычнее, чем слова о блаженстве нищих духом из первой заповеди. Сам собой возникает вопрос: разве слезы делают человека счастливым? Конечно, люди могут плакать и от радости. Но практически всегда и для всех, слезы — это скорбь, а плач — очень тягостное состояние печали, невыносимой грусти. К тому же слезы и плач воспринимаются зачастую как что-то отрицательное, даже как проявление слабости и бездействия. Наверное, всем знакомы крылатые выражения: «сильные не плачут» и «слезами горю не поможешь». Но почему-то Христос объявляет блаженными именно плачущих. Может быть, христианин должен как можно больше плакать, чтобы стать блаженным? Или в этой заповеди говорится только о тех, кто плачет от радости? Чтобы понять смысл второй заповеди блаженства, нужно еще раз вернуться к первой заповеди. Нищета, о которой говорил Господь Иисус Христос, не означала фактической нищеты. Нищий духом может уповать лишь на милосердие Божие, на бескорыстный дар Бога. Поэтому и плачущий - не тот, кого довели до слез трудности, обиды или огорчения. Святой апостол Павел писал к христианам древнего Коринфа: Я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога... Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие... (2 Кор. 7, 9-11). Печаль и плач ради Бога, слезы покаяния — вот что делает верующего блаженным, счастливым. И утешением для плачущих слезами покаяния будет прощение.

http://pravoslavie.ru/73261.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств Райской пирамидой святитель Николай Сербский называл духовную жизнь христианина. Эта райская пирамида должна приобрести человеку бессмертие и возвести его на Небеса. Исполнение заповедей блаженств — суть её строительство. «Райская пирамида» святителя Николая Сербского, по сути — небольшое толкование заповедей блаженств. «Эти христианские пирамиды гораздо выше любой пирамиды фараонов. Но их нельзя мерить обычным метром. Они возносятся выше Солнца и Луны и всей материальной вселенной. Они возносятся к небесам и там только видны во всем своем величии и красоте. Они не боятся ни времени, ни дождя, ни ветра, ни мороза, ни бомб, ни гранат, ни какой бы то ни было слепой разрушительной силы. Весь мир немощен перед этими христианскими пирамидами. Они стоят вне разрушения и вне смерти. Им гарантировано бессмертие в мире, где имя смерти не упоминается и жало смерти не чувствуется.» Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств Святитель Николай Сербский (Велимирович) Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесъ в жилище Божие Духом (Еф.2:19-22) ВВЕДЕНИЕ В старые-престарые времена египетские фараоны строили пирамиды из камня. Одни из тех пирамид были высотой пятьдесят метров, другие сто, а некоторые и выше ста метров. Есть и такие, которые в два раза выше храма Святой Софии в Царьграде, самой величественной церкви на православном Востоке. Поистине, это загадка, зачем фараоны строили такие гигантские пирамиды, впрочем, все в древнем языческом Египте загадочно, все сказка, все предчувствие. Вероятнее всего, фараоны воздвигали эти исполинские каменные сооружения, мечтая о бессмертии своем. Они мечтали о бессмертии тела, хотя догадывались и о бессмертии души. Во всяком случае, другим мотивом подобного строительства было тщеславие и взаимное соперничество. Каждый из них желал увековечить себя таким памятником, который бы мог противостоять времени и стоял бы, пока земля стоит. В египетской Книге мертвых приводится предсказание Египтянина о грядущем суде бога Осириса и бессмертии человека, однако выражено это все неясными догадками и основано на гаданиях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Под плачущими можно в расширительном смысле понимать всех страдающих 107 , находящихся в отчаянных обстоятельствах 108 , скорбях и гонениях 109 , ощущающих свою беспомощность и уязвимость 110 . Вторая заповедь Блаженства, возможно, имеет параллель в книге пророка Исаии – в том самом отрывке, который Иисус прочитал в назаретской синагоге ( Лк. 4:16–20 ). Приведем его по версии Септуагинты: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем... утешить всех плачущих (παρακαλσαι πντας τος πενθοντας), дать плачущим (πενθοσιν) Сиона славу вместо пепла, елей радости плачущим, одежду славы вместо духа уныния» ( Ис. 61:1–3 ). Словесное сходство двух греческих переводов – книги пророка Исаии и слов Иисуса – очевидно; подобным же сходством должен был, вероятно, обладать и еврейский оригинал. Слова Иисуса содержат прямую аллюзию на текст Исаии 111 . Тот факт, что Иисус в назаретской синагоге применяет эти слова пророка к Самому Себе, свидетельствует о том, что именно в Себе Он видит источник радости: именно Он призван утешить всех плачущих. Это утешение сфокусировано в Его личности, подобно тому как Царствие Небесное, обещанное нищим духом, также имеет Его своим источником. Христоцентризм обеих заповедей очевиден. Иисус не только заявляет о блаженстве людей, обладающих теми или иными качествами: Он Сам и является подателем этого блаженства. Здесь уместно вспомнить слова Иисуса о скорби и радости, обращенные к ученикам на Тайной Вечере: Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет ( Ин. 16:20 ). Скорбь учеников при разлучении с Ним Иисус сравнит со страданиями женщины при родах, а радость о Его воскресении – с радостью о рождении ребенка. Опять же, источником радости оказывается Он Сам: Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас ( Ин. 16:22 ). Утешение, о котором Иисус говорит в заповедях Блаженства, и радость, о которой будет говорить ученикам на Тайной Вечере, имеют вечный, вневременной характер и проистекают от встречи с Ним – Богом воплотившимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разделы портала «Азбука веры» Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести . «Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих…» ( Ин.14:23-24 ). Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям). Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Десять заповедей ( Исх.20:1-17; 31:18 ). Десять Заповедей Ветхого Завета ( Исх.20:2-17 ; Втор. 5:6-21 ) Из 10 ветхозаветных заповедей первые 4 учат человека любви к Богу, а остальные 6 — любви к ближнему; хотя это и тесно взаимосвязано. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Нагорная проповедь ( Мф.5:1-12 ). Девять Заповедей Блаженств Нового Завета В восполнение 10-ти ветхозаветных заповедей Христос в Нагорной проповеди преподал 9ть заповедей блаженств. В них Господь начертал образец жизни, свойственный Его последователям, христианам. Не отменяя того, что предписывалось Ветхим Заветом, Спаситель расширяет и возвышает смысл древних заповедей, внушая людям стремление к идеальному совершенству и начертывая путь к этому совершенству. Заповеди Блаженств – декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века : плачущие – утешатся, алчущие правды – насытятся, кроткие – унаследуют землю, чистые сердцем увидят Бога. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

http://azbyka.ru/zapovedi-bozhii

Четвертая заповедь Блаженства в версии Матфея весьма существенно отличается от параллельного места у Луки. В Проповеди на равнине речь идет о физическом голоде ( Лк. 6:21 ), в Нагорной проповеди – о духовном голоде и духовной жажде: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся ( Мф. 5:6 ). В Ветхом Завете, в частности к книге Псалмов, образ жажды используется для описания сильного и горячего стремления человека к Богу, к исполнению Его законов и заповедей: Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому ( Пс. 41:2–3 ). Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной ( Пс. 62:2 ). Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду ( Пс. 118:131 ). Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение мое ( Пс. 118:174 ). Простираю к Тебе руки мои; душа моя – к Тебе, как жаждущая земля ( Пс. 142:6 ). Понимание четвертой заповеди Блаженства зависит от того, какой смысл вкладывается в слово «правда». Слово δικαιοσνη в Септуагинте, как правило, соответствует еврейскому eeq или q («праведность») 126 . Обычно термин δικαιοσνη переводится как «праведность», «справедливость» или «правда» (в отличие от λθεια, переводимого как «правда» или «истина» 127 ). В общем контексте заповедей Блаженства этот термин имеет подчеркнуто религиозный смысл. Не случайно он встречается здесь дважды: сначала в четвертой, а потом в восьмой заповеди. Всего же в Евангелии от Матфея он встречается семь раз ( Мф. 3:15; 5:6, 10, 20; 6:1, 33; 21:32 ), из них пять – в Нагорной проповеди. Праведность – то качество, которое, согласно Нагорной проповеди, должно быть отличительной особенностью учеников Иисуса, составляющих Церковь 128 . Речь идет прежде всего о правде, или праведности, вытекающей из закона Божия и из воли Божией 129 . Именно о ней Иисус говорил Иоанну Крестителю: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (δικαιοσνην) ( Мф. 3:15 ). Иоанн Креститель, по словам Иисуса, пришел путем праведности (δικαιοσνης), но книжники и фарисеи не поверили ему ( Мф. 21:32 ). На Тайной Вечере, обещая ученикам послать им Святого Духа, Иисус снова говорил о правде:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Этот наемник тоже желал бы в будущей жизни лишь Бога, но он желал бы Бога как объективное блаженство или как объект своего блаженства, для того чтобы присоединить Его к своему формальному блаженству, так сказать, к себе самому, т. е. к тому, кого он и хотел бы сделать счастливым и кто составляет его главную цель. Напротив, тот, кто любит чистой любовью, отбросив всякую самоозабоченность, не движим более мыслью о своем благополучии в вечности. Он желает блаженства для себя только по причине того, что этого хочет Бог, и что Он хочет, чтобы каждый из нас желал бы этого для Его славы. Если же – в случае, который невозможен и по причине обетований совершенно невероятен, – Бог захотел бы уничтожить души праведных в момент их телесной смерти или в самом деле лишить их созерцания Своей Славы и вечно содержать их в искушениях и нищете этой жизни, как это предполагал святой Августин, или на самом деле заставить их страдать вдали от Себя всеми муками ада в продолжение вечности, как это предполагал святой Хризостом вместе со святым Климентом, эти души, достигшие третьего состояния, состояния чистой любви, не разлюбили бы Его и не стали бы служить Ему с меньшей преданностью. Еще раз: это правда, что такое предположение невозможно по причине обетований, ибо Бог предал Себя за нас, чтобы стать нашим воздаянием: мы уже не можем более отделить наше блаженство от возлюбленного Бога с окончательной определенностью, однако вещи, которые не могут быть разделены с точки зрения объекта, вполне реально могут различаться в то же время с точки зрения мотива. Бог не может лишить блаженства верную душу; однако она может любить Его с таким бескорыстием, что воззрение на Бога как на источник блаженства ничем не увеличит ее любовь, в которой она самозабвенно пребывает и которой любила бы Его точно так же, если бы даже Он никогда не должен был бы стать ее блаженством. Утверждать, что такая точность в различении мотивов есть напрасная изысканность, значило бы не считаться с Божественной ревностью и ревностью святых вопреки им самим; это значило бы как напрасной изысканностью пренебрегать утонченностью и совершенством чистой любви, утвержденной на многовековой традиции такого разграничения мотивов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010