12 июня 1924 года. В этот день, в 1917 году, я приехала в монастырь и поступила в него. Батюшка Никон, придя к нам, стал рассказывать о своем старце — о. Варсонофии, о наставлениях его духовным детям, которые заключали в себе мысль — жизнь есть блаженство. «Как же это может быть? — можно возразить, — если кругом в жизни мы видим скорби, страдания, лишения? А батюшка все учил -жизнь есть блаженство. В чем же оно? Господь наш Иисус Христос отвечает нам, в чем заключается блаженство. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» , — значит блаженны смиренные, т.е. сознающие свои грехи, свое недостоинство. Из одной заповеди вытекает другая — кто сознает себя недостойным и грешником, тот плачет о своих грехах и таким образом соблюдает вторую заповедь: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Кто сознает свое недостоинство, кто плачет о грехах своих, тот не может гневаться на другого, тот будет кроток, по примеру Спасителя, Который сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» … и таким образом будем исполнять третью заповедь: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Такие будут желать всей душой только правды Божией — они будут исполнять четвертую заповедь: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Исполнив все эти заповеди, человек так очищает сердце, так приуготовляет себя, что уже никакие страдания и лишения, ради Господа переносимые, не тягостны ему. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах, так гнали и пророков, бывших прежде вас». «Когда священник, благословляя, произносит молитву: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа», то совершается тайна — благодать Святаго Духа нисходит на того человека. И наоборот, если человек только устами произносит отречение, то благодать тотчас же отходит от него, человек делается другим, и понятия его изменяются. И мы знаем многих священников, которые подписались (перешли в обновленчество), как бы поневоле, а благодать от них отошла, и понятия их изменились совершенно».

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

3 . Ошибка саддукеев происходит от чтения пророческих книг, которых они не понимают. Среди них следующий отрывок из книги Исайи: «А избранные Мои… не родят детей на проклятие» ( Ис.65:23 ), и из Второзакония, где сказано о блаженствах: «И благословит плод чрева твоего» ( Втор.7:13 ). Они думают, что эти пророчества исполнятся «в воскресении», ибо не понимают, что предрекаются духовные блаженства. Павел – «избранный сосуд» – объясняет все блаженства, содержащиеся в законе, с духовной точки зрения. Он знает, что они – не плотские, и пишет ефесянам: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» ( Еф.1:3 ). Таким образом, все эти блаженства будут существовать духовно, когда мы воскреснем из мертвых и обретем вечную радость. Они также находят нечто сходное в Псалтири и делают ту же ошибку: «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» до того места, где сказано: «Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей» ( Пс.127:3–5 ). Поэтому когда Иерусалим будет восстановлен в его древнем виде, праведник увидит те блага, о которых сказано в Писании. 4 . Те, кто понимает «Иерусалим» духовно и знает, что о нем сказано: «А вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» ( Гал.4:26 ), увидят то благое, что сказано об этом городе; они узрят то, о чем говорится в только что приведенных нами словах псалма: «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» ( Пс.127:3 ). Саддукеи понимают все это в материальном смысле. Они относятся к тому направлению в иудаизме, о котором Спаситель говорит: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» ( Мф.22:29 ). Это вкратце то, что касается вопроса, который саддукеи задали Господу. Теперь нам следует немного поговорить об изображении кесаря. Спаситель говорит об этом просто: «Отдавайте кесарю кесарево» ( Лк.20:25 ), то есть платите те подати, которые должны платить. Кто же против того, чтобы отдавать должное кесарю? Здесь имеет место нечто мистическое и таинственное.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

449. ЧТО ГОСПОДЬ ОБЕЩАЕТ КРОТКИМ? Господь обещает кротким, что они наследуют землю. 450. КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ОБЕЩАНИЕ НАСЛЕДОВАТЬ ЗЕМЛЮ? В отношении последователей Христа предсказание наследовать землю исполнилось буквально, т.е. постоянно кроткие христиане вместо того, чтобы быть истребленными яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники. Значение этого обетования по отношению к христианам вообще и к каждому в частности есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, на земле живых, там, где живут и не умирают, т.е. получат вечное блаженство (см. Пс 26:13). О четвертой заповеди Блаженства. 451. КАКАЯ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА? Желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды. 452. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ИМЕНЕМ ПРАВДЫ? Хотя следует понимать под именем правды всякую добродетель, которую христианин должен желать как пищу и питие, но преимущественно нужно подразумевать ту правду, о которой в пророчестве Даниила сказано, что приведётся правда вечная (Дан 9:24), т.е. совершится оправдание человека, виновного перед Богом,— оправдание посредством благодати и веры в Господа Иисуса Христа. Об этой правде говорит ап. Павел: Правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих: ибо нет различия; потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим 3:22-25). 453. КТО ТАКИЕ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ? Алчущие и жаждущие правды — это те, кто делают добро, но не считают себя праведниками; не полагаясь на свои добрые дела, признают себя грешными и виновными перед Богом. Те, кто желанием и молитвой веры, как подлинной пищи и пития, алчут и жаждут благодатного оправдания через Иисуса Христа. 454. ЧТО ОБЕЩАЕТ ГОСПОДЬ АЛЧУЩИМ И ЖАЖДУЩИМ ПРАВДЫ? Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся.

http://sedmitza.ru/lib/text/432175/

8я. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9я. Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Кто дал эти девять заповедей для блаженства? Сам Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди при двенадцати апостолах и при множестве народа (см.: Мф. 5, 3–12 ). О чем говорится в этих заповедях? В них Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих девяти изречений есть и заповедь, и обещание награды за ее исполнение. Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени – счастливы. Нищии духом – смиренные. Яко – потому что. В ней говорится о том, что нищие духом, люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное. Какая вторая заповедь Божия для получения блаженства?Блажени плачущии, яко тии утешатся. Тии – те. В этой заповеди говорится о том, что плачущие, то есть люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение. Какая третья заповедь? … Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Кротцыи – кроткие, смиренные. Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага, и Царство Небесное. Какая четвертая заповедь? … Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Алчущии – хотящие есть. Жаждущии – хотящие пить. Правда – оправдание, добро. В этой заповеди говорится о том, что алчущие и жаждущие правды, то есть люди, которые подобно алчущему и жаждущему желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу. Какая пятая заповедь? … Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, то есть избавлены от вечного осуждения на Страшном суде Божием.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

8я заповедь. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9я заповедь. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.   Кто сказал эти девять заповедей для блаженства? Сам Господь Иисус Христос на горе при двенадцати апостолах и при множестве народа ( Мф. 5,3-12 ). О чем говорится в этих заповедях? В них Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.   Какая первая заповедь Божия для получения блаженства? Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное Блажени – счастливы. Нищий духом – унижающие себя. яко – потому что. В ней говорится о том, что нищии духом , т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.   Вторая заповедь Божия для получения блаженства: Блажени плачущии, яко тии утешатся  Тии – те. В этой заповеди говорится о том, что плачущии , т.е. люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение.   Третья заповедь Божия: Блажени кротцыи, яко тии наследят землю  Кротцыи – кроткие, смиренные. Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают, и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.   Четвертая заповедь: Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся  Алчущий – хотящие есть. Жаждущий – хотящие пить. Правда – оправдание, добро. В этой заповеди говорится о том, что алчущии и жаждущии правды , т.е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу.   Пятая заповедь: Блажени милостивии, яко тии помиловани будут  В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, т.е. избавлены от вечного осуждения на страшном суде Божием.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tolkovyj-pr...

9 . Итак, непорочность и знание делают счастливым. Мы уже сказали ранее, что наградой за добрые дела служит блаженство жизни вечной. И, отказавшись от защиты наслаждения, изнеженного и извращенного, и от страха перед страданиями, лишающего мужества и силы, покажем, что даже в самих страданиях есть место блаженной жизни 351 . Это легко можно доказать, прочитав: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за правду. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас ( Мф.5:11–12 ). И в другом месте: Кто хочет идти за Мною, пусть возьмет крест свой и следует за Мною ( Мф.16:24 ) 352 . 4. 10. Блаженство можно обрести и в страданиях, которые сдерживает полная сладости добродетель, обильная своими собственными силами. Эти силы питаются чистой совестью и благодатью. Блажен был Моисей, когда, окруженный полчищами египтян и отрезанный морем, благодаря своему благочестию нашел для себя и народа отцов пеший путь через море 353 . Когда еще в нем было столько мужества, чем тогда? Окруженный со всех сторон смертельными опасностями, он не отчаивался в спасении и помышлял о победе! 11 . А что Аарон? Когда он считал себя более блаженным, если не тогда, когда встал между живыми и мертвыми и тем самым остановил смерть, не позволив ей перейти от трупов на живых людей 354 ? А что я скажу о юном Данииле? 355 Он был столь мудр, что не побоялся оказаться среди львов, свирепых от голода, ничуть не устрашенный звериной яростью. Он был так далек от страха, что мог пировать там, не опасаясь вызвать у них желания последовать его примеру и сожрать его. 12 . Добродетель пребывает и среди страданий, поддерживая себя радостью от сознания своей правоты, свидетельствуя о том, что страдание не уменьшает наслаждения добродетелью. Следовательно, как блаженство добродетели ни в чем не уменьшается из-за страдания, так никакие телесные наслаждения и удобства не увеличивают его. Об этом прекрасно сказал апостол: Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою – и добавил: Для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа ( Флп.3:7, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

„Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» ( 1Кор. 4:7 ). „Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь». ( 2Кор. 10:17–18 ). „Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». ( 2Кор. 12:7–9 ). „Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя». ( Гал. 6:3 ). „Ничего не делайте... по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя». ( Флп. 2:3 ). „Ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр. 3:17 ). Изречения Блаженство не есть счастие, ибо счастие не всегда – добро: злой наслаждается обманом, обидой. Блаженство не есть отсутствие страданий, ибо, чем совершеннее существо, тем более оно страдает. Блаженство есть единение счастия и добра, независимое от внешних условий жизни. Петрарку спросили: „кто счастливейший?» – Бог . „А за Ним – кто?» – Тот, кто наиболее Ему подобен. „Смиренная молитва и молящееся смирение составляют нищету духа». (Филарет, м-т М.). „Простота – отпечаток гения, свойство высокой души» (Берне). „Истинно великие люди обладают странным сознанием своей немощи, чувствуя, что великое – не в них, а совершается только через них, и что они могут делать только то, и быть только тем, что вложено в них Богом». (Дж. Рескин). „Чем глубже спускается человек в самого себя и чем ничтожнее он представляется себе, тем выше поднимается он к Богу». (Браминская мудрость). „Гордость – состояние постепенного удаления человека от Бога. Как по мере удаления солнца с зенита увеличиваются тени, так по мере удаления Бога от человека человек возносится, величается, гордится». (По Тихону Задонскому Чем ближе человек к Богу, тем более сознает себя грешным. Исаия, узрев Бога, назвал себя окаянным и нечестивым. ( Ис. 6:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

   Дух присущ всем людям без исключения, он составляет достояние и язычников, и дикарей. Однако мы видим, что нравственная жизнь их стоит на весьма низкой ступени, и можно утверждать, что они живут телесною жизнью, заботятся только об удовлетворении требований тела. А сих требований весьма много. Пока человек находился в том блаженном состоянии, в каком создал его Бог, то распорядителем всей его жизни был дух, коему все в природе его подчинялось; но как только человек пал, извратил свой внутренний строй, то и естественный управитель всего — дух, потерял свою власть и силу. В человека вошли страсти, то есть неограничиваемое удовлетворение потребностей, и телесное взяло верх над духовным. Человек забыл даже об истинном Боге и стал поклоняться истуканам, явлениям мира физического, самому себе. И вот для сохранения в роде человеческом истинного богопознания Бог избрал еврейский народ, которому преподал истины вероучения и нравственности письменно, через особых благодатных лиц, чтобы истины, передаваясь устно от одного лица другому, от одного рода к последующему, не изменились, не исказились, не затерялись вовсе. Отсюда мы видим, какое великое воспитательное значение имеет для нас Священное Писание. Душа наша, обязанная и призываемая следовать духу, почерпает в Священном Писании для себя все, что может содействовать ей и руководить ею для скорейшего и вернейшего достижения последней цели, желаний края — богообщения и одухотворения. А в сем состоит блаженство человека.    Блажен муж… в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! (Пс. 1:1—2). Там, где большая часть из нас испытывает одну только утомительную скуку и отягощение, пророк усматривает какое-то блаженство. Удивление сие еще больше увеличивается, когда, испытуя Писание, узнаем, что и все другие богопросвещенные мужи, как будто нарочно согласившись против нас, единогласно утверждают вместе с пророком, что вне закона Господня нет для человека блаженства ни на земле, ни на небе и что только в постоянном поучении и исполнении оного заключается его блаженство, а что всего важнее, и Сам Бог, Творец и Раздаятель сего блаженства, на их стороне. Блажен читающий и слушающие словеса закона Моего, говорит Он (Откр. 1:3); Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно (Нав. 1:8). Вот причина, почему Бог возвещает через Моисея Израилю в столь сильных и убедительных выражениях непрестанно помнить и постоянно хранить закон Свой. Он желает ему блаженства временного и вечного. Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих (Втор. 4:9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Уже в древности существовала тенденция (Ориген и др.) мыслить вечные гееннские мучения в относительном смысле, понимая под «вечностью» некоторый «век», «период», поскольку вечность мучений будто бы несовместима с представлением о благости Творца. В основе таких рассуждений лежит недооценка человеческой свободы: Бог не может спасти человека помимо его воли, ибо любовь не может быть навязана человеку насильно.    Священное Писание не дает оснований для понимания вечности гееннских мучений в относительном смысле, но прямо говорит, что не покоряющиеся благовествованию Господа подвергнутся наказанию, вечной погибели (2 Сол.1:9) и дым мучения их будет восходить во веки веков (Откр.20:10; ср.: Мф.25:41, 46; Иуд.1:7; 2 Сол.1:9-10; Откр.14:11). О вечном характере гееннских мучений учили и отцы Церкви, начиная с древнейших времен. Однако так строго будет поступлено с грешниками не потому, чтобы Бог хотел их погибели, но потому, что они не приняли любви истины для своего спасения (2 Сол.2:10). Бог же хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим.2:4). 2.8.2. Мздовоздаяние праведникам, вечность и степени блаженства праведников    После Всеобщего суда праведники унаследуют Царство, уготованное им от создания мира (см.: Мф.25:34), жизнь в котором будет «столь блаженная, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем», ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор.2:9).    Источником такого блаженства будет особая близость ко Господу, непосредственное сопребывание и общение с Ним (см.: Ин.14:1-3, 17:24): тогда мы увидим Его, как Он есть (1 Ин.3:2; ср.: Мф.5:8), и будет Бог все во всем (1 Кор.15:28), и мы всегда с Господом будем (1 Сол.4:17). В блаженстве души будет участвовать и тело, «оно будет прославлено Светом Божиим, подобно как тело Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе», ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие (1 Кор.15:53; ср.: Откр.7:16; 21:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  Заповеди блаженства Однажды, «увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их» и произнес те наставления ученикам Своим и народу, которые известны под именем «нагорной проповеди» или «заповедей блаженства». Христос говорил: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас». (Мф. 5, 1–12) Нищие духом значит смиренные, то есть не гордые, не тщеславные, не самолюбивые. Плачущие — те, которые сокрушаются сердцем своим о своих и чужих грехах и недостоинствах, стало быть, близкие к исправлению, а потому и к утешению. Кроткие — те, которым несвойственны гнев, злоба, мстительность. Они наследуют землю не в смысле приобретения земли, но в том смысле, что они получат высшие блага, особенно в будущей жизни. Алчущие и жаждущие правды насытятся оправданием пред судом правды Божией. «Они насытятся и здесь, потому что довольны малым, а гораздо более в жизни будущей» (свт. Афанасий Великий). Чистые сердцем Бога узрят: «Как зеркало отражает образ только тогда, когда оно чисто, так может созерцать Бога и разуметь Писание только чистая душа» (свт. Афанасий Великий). Миротворцы будут наречены сынами Божиими, подобно Сыну Божию, пришедшему на землю, чтобы примирить Бога с людьми. В заповедях блаженства — полное противодействие эгоизму и чувственности вырождающегося иудейства, которое было проникнуто в те времена иными, чем в этих заповедях, мечтами и стремлениями: оно ожидало осуществления для них всяких благ именно в мире земном, но вовсе не в небесном. И эти заповеди являются как бы осуждением всех правил фарисейских и преграждением входа в Царство Божие всем гордым, несправедливым, злоупотребляющим своей властью для преследования истинно Божиих людей.

http://pravoslavie.ru/3067.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010