«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жизнь Святого Апостола Павла Святитель Иннокентий — первый в русском богословии написал историко-художественное изложение евангельский событий. В этом же жанре написана и «Жизнь святого апостола Павла». Святитель Иннокентий Херсонский. Жизнь Святого Апостола Павла Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. (1 Кор. 4, 16) Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение… в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. (1 Тим. 1, 12–16) Жизнь в иудействе Павел (в переводе с латинского — малый, меньший), до обращения в христианство — Савл ( вожделенный), один из величайших учителей Церкви Христовой, который после прочих Апостолов обратился к вере в Иисуса Христа, но более каждого из них содействовал покорению державе Его всего мира, произошел от иудейских родителей, из рода Израилева, колена Вениаминова (Флп. 3, 5). Многие из Отцов Церкви со свойственной им духовной проницательностью находили в некоторых местах Ветхого Завета (особенно в 28 стихе 67 псалма) предсказания о происхождении Павла от этого колена. Выражение: Еврей от Евреев , употребленное Павлом в Послании к Филиппийцам (Флп. 3, 5), чтобы указать свое происхождение, означает такого человека, между предками которого не было ни одного не обрезанного по обряду Моисееву — преимущество, стоившее того во времена Апостола, когда многие из иудеев происходили от язычников, обратившихся в иудейство, или даже сами были некогда язычниками. Значительное образование, для получения которого Павел был намеренно послан в Иерусалим, знакомство в юных летах с первыми лицами в иудейской столице, утонченные общежительные познания, следы которых весьма часто встречаются в его посланиях (см.: Флм.: 1 Кор. 10, 6; 2 Кор. 11, 1, 6; 12, 11), заставляют думать, что он произошел не из низкого, по крайней мере не из бедного, сословия. Время рождения Павла, при всех попытках установить его, до сих пор остается неопределенным. Вероятно только, что оно недалеко отстоит от времени Рождества Христова. Известно, что отечеством Павла был Тарс (см.: Деян. 9, 11; 21, 39; 22, 3) — главный город Киликии, лежавшей у Средиземного моря и составлявшей одну из цветущих областей Римской империи. Блаженный Иероним Стридонский сообщает, что родители Павловы переселились в Тарс из иудейского города Гискала после того, как тот был взят и опустошен римлянами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Первое Кафолическое Послание св. Апостола Иоанна Глава I 1) Что было от начала, что мы слышали, что видели очами нашими, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, 2) и жизнь явлена была, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам жизнь вечную, которая была у Отца и явилась нам, 3) что мы видели и слышали, [то и] возвещаем вам, чтобы и вы имели сообщество с нами: а наше сообщество – да будет с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. 4) И сие пишем вам, чтобы вы радовались, и радость ваша была полна. 5) И это весть, которую мы слышали от Него и возвещаем вам: «Ибо Бог есть свет, и тьмы в Нем нет никакой». 6) Если мы говорим, что имеем сообщество с Ним, и ходим во тьме, [то] мы лжем и не творим истины. 7) Если же мы ходим во свете, как и Он есть во свете, [то] имеем сообщество друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. 8) Если говорим, что не имеем греха, – обольщаем самих себя, и истины нет в нас. 9) Если исповедуем грехи наши, верен Он и праведен, чтобы простить нам грехи наши, и очистить нас от всякого беззакония. 10) Если говорим, что мы не согрешили, то делаем Его лживым, и слова Его нет в нас. Глава II 1) Детушки мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Защитника пред Отцом – Иисуса Христа, Праведника; 2) и Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но даже всего мира. 3) И чрез сие знаем, что мы познали Его, если соблюдаем Его заповеди. 4) Кто говорит о себе, что познал Его, а заповедей Его не соблюдает, – лжец, и нет в том истины. 5) Кто же соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: и чрез сие знаем, что мы в Нем. 6) Кто говорит о себе, что пребывает в Нем, тот как Он ходил, так и должен ходить. 7) Возлюбленные! Не заповедь новую пишу вам, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали. 8) Опять новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем, и в вас: ибо тьма преходит, и свет истинный уже светит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Первое Послание к Коринфянам св. Апостола Павла Глава I 1) Павел, призванный Апостол Иисуса Христа, по воле Божией, и Сосфен брат, 2) церкви Божией, которая в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми, кто призывает имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас. 3) Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 4) Благодарю Бога моего за вас всегда, в благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5) что в Нем вы обогатились во всем, во всяком слове и всяком познании. 6) Как свидетельство Христово утвердилось в вас, – 7) так что никто из вас не лишен никакой благодати, ожидая откровения Господа нашего Иисуса Христа, 8) Который и утвердит вас, даже до конца, неповинными в день пришествия Господа нашего Иисуса Христа. 9) Верен Бог, чрез Коего вы призваны в общество Сына Его, Иисуса Христа, Господа нашего. 10) Умоляю же вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и то же, и не было между вами расколов, но чтобы вы были совершенны в одном чувстве и в одном суждении. 11) Ибо от [домашних] Хлои сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. 12) Сие же говорю, ибо каждый из вас говорит: «я вот Павлов»; «я же Аполлосов»; «я же Кифин»; «я же Христов». 13) [Разве] разделился Христос? Неужели Павел распялся за вас? Иль во имя Павлово вы были крещены? 14) Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гая, 15) да не скажет никто, что вы крещены в мое имя. 16) Крестил же я и Стефанов дом; прочего не знаю, крестил ли кого иного. 17) Ибо Христос послал меня не крестить, но благовествовать, не в премудрости слова; чтобы не был опустошен крест Христов. 18) Ибо при том слово крестное погибающим юродство есть; спасаемым же, то есть нам, – сила Божия. 19) Ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов, и благоразумие благоразумных отвергну» ( Ис. 29:14 ). 20) «Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не сделал ли Бог мудрость мира сего глупостью?» ( Ис. 33:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

По окончании восемнадцати книг толкований на Исаию, я, согласно с тем, что часто обещал тебе, девственница Христова Евстохия, и священной памяти матери твоей Павле, желал перейти к Иезекиилю и наложить, как говорится, в последний раз руку на пророческое произведение: и вот неожиданно возвещено было мне о смерти Паммахия и Марцеллы, об осаде города Рима 1 и кончине многих братий и сестер, Я пришел в такой ужас и уныние, что ни днем, ни ночью, ни о чем другом не помышлял, как только о спасении всех, и в пленении святых считал себя пленником и не ранее мог открыть уста, как узнав нечто более определенное, так как я, встревоженный, колебался между надеждой и отчаянием и терзался бедствиями других. После того, как угасло блестящее светило всех стран, или лучше, отсечена была глава римской империи и, вернее говоря, в одном городе погиб весь земной шар, онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися. Согреяся сердце мое во мне и в поучении моем разгорелся огнь ( Пс.38:3–4 ), и я полагал, что нельзя пренебрегать оным изречением: мусикия во плачи безвременная повесть ( Сир. 22:6 ). Но, так как и ты беспрестанно требуешь этого, и рубец от большой раны затягивается мало-помалу, и Скорпион 2 лежит в Тринакрийской земле между Энкеладом и Порфирионом (или Порфирием) 3 , и многоголовая гидра перестала, наконец, шипеть против нас, и настало благоприятное время для того, чтобы не отвечать на козни еретиков, а заняться истолкованием Писаний: то я приступлю к пророку Иезекиилю, трудность [понимания] которого доказывает предание евреев. Ибо кто не достиг возраста священнического служения, то есть тридцатого года, тому не дозволяется у них читать ни начальных глав книги Бытия, ни Песни Песней, ни начала и конца этой книги, чтобы только по достижении свойственного человеческой природе совершеннолетия он приступил к совершенному знанию и таинственному разумению. Если я доведу это дело, по милости Господа, до конца, то перейду к Иеремии, который в своем Плаче под образом Иерусалима оплакивает при посредстве четырехстороннего алфавита четыре страны света. Глава I

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Послание к Колоссянам св. Апостола Павла Глава I 1) Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, 2) находящимся в Колоссах, святым, и верным братиям во Христе Иисусе: 3) благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 4) услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви, которую вы имеете ко всем святым, 5) ради надежды, что уготована вам на небесах, о чем вы слышали в слове истины благовествования, 6) которое достигло вас, как и во всем мире есть, и плодоносит, и возрастает как и у вас, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, 7) как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, он есть верный для вас служитель Христа Иисуса, 8) который и известил нас о вашей любви в Духе. 9) Посему и мы, с того дня, как [о сем] услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, 10) чтобы вы ходили достойно Бога, во всем угождая [Ему]; плодонося во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, 11) укрепляясь всякою силою по могуществу ясности Его, во всяком терпении и долготерпении с радостью, 12) благодаря Бога Отца, соделавшего нас достойными сопричастия жребию святых во свете, 13) Который избавил нас от власти тьмы и перенес в Царствие Сына любви Своей, 14) в Котором мы имеем искупление Кровию Его, оставление грехов, 15) Который есть образ Бога невидимого, Первородный всякой твари; 16) потому что в Нем создано все на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все чрез Него и в Нем создано; 17) и Он есть прежде всего, и все в Нем стоит. 18) И Он есть глава тела Церкви, Который есть Начаток, Первородный из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, 19) ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, 20) и чтобы посредством Него примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, сущее ли на земле, сущее ли на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Послание к Римлянам св. Апостола Павла Глава I 1) Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, обособленный для благовестия Бога, 2) которое Он прежде обещал через пророков Своих, в святых Писаниях, 3) о Сыне Своем, Который возник Ему от семени Давидова, по плоти, 4) Который предопределен Сыном Божиим в силе, по Духу освящения, через воскресение из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, 5) через Которого мы получили благодать и апостольство, к послушанию веры во всех народах, ради имени Его, 6) между которыми находитесь и вы, призванные Иисуса Христа, – 7) всем сущим в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 8) В первую же очередь благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, ибо вера ваша возвещается во всем мире. 9) Ибо Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что беспрерывно творю поминовение вас, 10) всегда в молитвах моих; моля, не сподоблюсь ли как-нибудь, наконец, успешного пути, в шествии по воле Божией к вам. 11) Ибо я жажду увидеть вас, чтобы преподать вам некую благодать духовную, к утверждению вашему, 12) то есть вместе утешиться, с вами, посредством взаимно общего для нас, верою вашею и моею. 13) Не хочу же, братия, оставить вас в неведении, что я многократно предполагал прийти к вам (и возбранено было мне даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и среди прочих народов. 14) Эллинам и варварам, мудрецам и невеждам должник я. 15) Итак, что до меня, я готов и вам, сущим в Риме, благовествовать. 16) Ибо я не краснею из-за Евангелия. Ведь оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею; [потом] и эллину. 17) Ибо праведность Божия открывается в нем от веры в веру, как написано: «Праведный же верою живет» ( Авв. 2:4 ). 18) Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, задерживающих истину Божию неправдою. 19) Ибо, что о Боге познавать возможно, явно для них. Ибо Бог им явил. 20) Ибо невидимые [свойства] Его, от создания мира, через размышление о сотворенных, видимы: и присновечная Его сила, и Божество; так что они неизвинительны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Послание к Филиппийцам св. Апостола Павла Глава I 1) Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, сущим в Филиппах, с епископами и диаконами. 2) Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 3) Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, 4) всегда во всех молитвах моих за всех вас, с радостью моление творя, 5) за участие ваше в благовествовании Христовом от первого дня, даже доныне. 6) Надеясь на то самое, что Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Христа Иисуса. 7) Как праведным является для меня помышлять обо всех вас, так как я имею вас и в сердце, и в узах моих, и при защищении и утверждении благовествования; вы все – общники радости моей. 8) Ибо Бог мне свидетель, как я жажду всех вас во благоутробии Иисуса Христа [in visceribus Jesu Christi]. 9) И молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, 10) чтобы вы испытывали лучшее, дабы были искренни и беспорочны в день Христов, 11) исполнены плода праведности, через Иисуса Христа, во славу и хвалу Божию. 12) Желаю же я, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, 13) так что узы мои сделались известными, [как узы] во Христе, во всей претории и во всех прочих [местах], 14) и многие из братьев в Господе, поддержанные в уповании благодаря узам моим, с большею смелостью дерзнули безбоязненно возвещать слово Божие. 15) Некоторые, правда, и по зависти и любопрению, некоторые же и по доброй воле проповедуют Христа. 16) Одни из любви, зная, что я поставлен на защиту благовествования. 17) Некоторые, правда, и по любопрению возвещают Христа неискренне, думая увеличить давление уз моих. 18) Ну и что? Когда всяческим образом, по случаю ли [хитрости], по истине ли, возвещается Христос, и об этом я радуюсь и возрадуюсь. 19) Ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и дарованием Духа Иисуса Христа, 20) по чаянию и упованию моему, ибо я ни в чем посрамлен не буду, но при всякой уверенности, как и всегда, и ныне возвеличится Христос в теле моем: жизнью ли или смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Почему Иоанн Предтеча проповедует именно в пустыне? О каком Царстве его проповедь? Зачем Сын Божий принимает Крещение? Где еще и как в Библии говорится о Святой Троице? Мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея, и тема сегодняшней – Крещение Господне. Читаем 1-й стих 3-й главы Евангелия от Матфея: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» (Мф. 3: 1). Великий пророк Иоанн Креститель был сродником Христа по плоти, так как мать Иоанна праведная Елисавета и Пресвятая Дева Мария были южницы . Детство Иоанна Крестителя проходило в более чем сложных условиях . Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте пробыл здесь до 30-го года своей жизни. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Он жил в пустыне, как на небе, вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и, удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом» . По выражению церковных песнопений, Иоанн Креститель был «светлою утреннею звездою», которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды – Христа Спасителя. Современные исследователи Библии предполагают, что воспитывался Иоанн Креститель в общинах ессеев, живших в пустынях. Кумранские отшельники вели столь строгий образ жизни, что еще их современники называли их «земными Ангелами» . Так или иначе, но жизнь будущего Предтечи Христа проходила до 30-летнего возраста более чем в строгих и тяжелых условиях. И мы читаем далее: «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). По истолкованию святых отцов, именно за проповедь о Царствии Небесном святой Иоанн Креститель и был назван Предтечею Господним. Ибо потом главным содержанием всех проповедей Сына Божия станет именно тема о Царствии Небесном, которую как бы предваряет проповедь Иоанна Крестителя. Такая проповедь была предназначена отвращать внимание слушателей от значимости земных царств и возводить их сознание к принципам небесной теократии. Блаженный Иероним Стридонский писал: «Иоанн Креститель первый проповедует Царство Небесное, так что за это преимущество свое почитается Предтечей» .

http://pravoslavie.ru/93462.html

Приступая к описанию жизни блаженного Илариона, молю обитавшего в нем Духа Святого, да одаривший его добродетелями, даст Он и мне слово для повествования о них, чтобы речь была достойна описываемых подвигов. Ибо доблести деятелей, как говорит Крисп, являются великими настолько, насколько могли выставить их в своих рассказах знаменитые писатели 1 Великий Александр Македонский, которого Даниил называет то овном, то барсом, то козлом косматым, подошедши ко гробу Ахилла, сказал: счастлив ты, юноша, что имел великого провозвестника своих заслуг, – намекая на Гомера. А мне предстоит говорить о подвигах и жизни такого мужа, что сам Гомер, если бы был жив, или позавидовал бы предмету, или оказался бы несостоятельным. Хотя святой Епифаний, епископ Кипрского города Саламины, очень долго живший с Иларионом, и написал похвалу ему в общеизвестном письме; но иное дело хвалить умершего общими местами, иное повествовать о добродетелях, бывших отличительным свойством умершего. Почему, относясь скорее с благосклонностью, чем с упреком к начатому им делу, мы приступим к продолжению его, презирая возгласы злоречивых. Поносившие когда-то Павла моего, быть может, поносят теперь и Илариона. На того клеветали за уединение, а этому ставят в упрек жизнь в обществе; так что всегда скрывавшегося считают не существовавшим, а жившего на виду у людей – не заслуживающим внимания. Так поступали некогда и предки их фарисеи, которым одинаково не нравились ни пустыня и пост Иоанна, ни обращение в многолюдстве, пища и питие Спасителя. Но я начну задуманное произведение, и пройду мимо собак Сциллы, заткнув уши. Иларион родился в деревне Тавафа, лежащей в пяти почти милях к югу от Газы, города палестинского. Так как он имел родителей идолопоклонников, то, как говорится, расцвел будто роза между шипами. Посланный ими в Александрию, он был отдан грамматику. Там, насколько позволял его возраст, он дал сильные доказательства своего ума и прекрасного характера, в короткое время приобрел общее расположение и сделавшись известным по красноречию. И что всего важнее, уверовав в Господа Иисуса, он не находил удовольствия ни в неистовствах цирка, ни в крови арены, ни в распущенности театра; но высшим наслаждением для него было собрание церковное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Произошло это около 306 года, святой Антоний совсем недавно вышел из своего двадцатилетнего затвора. Напомним, что результатом предыдущего периода жизни святого Антония было обретение бесстрастия. Поэтому замечания на предмет «строгости нрава святого, строгости обличения и ревности в увещании» оставим на совести блаженного Иеронима Стридонского, написавшего житие святого Илариона. Святитель Афанасий Великий описывает святого Антония совершенно иначе. Можно предположить, что блаженный Иероним перенес свои черты на облик великого пустынника. Но что, по-видимому, соответствует действительности, - юный Иларион, живя среди постоянных и временных посетителей святого, очень остро почувствовал, насколько расхищает благодать духовно недисциплинированное человеческое сообщество, поэтому с некоторыми, скорее всего, сочувствующими ему монахами, он покинул святого Антония ради большего уединения. Чему он мог научиться у маститого отшельника за два месяца? Антоний Великий ведь и учить-то не любил, а больше утешал приходивших к нему. Молодого Илариона еще утешать было рано, он и подвига не начинал. Но двух месяцев постоянного и внимательного пребывания со святым человеком достаточно для того, чтобы понять, к чему нужно стремиться, каким должно стать ему самому лет через тридцать-сорок. Кстати, вот другая, более поздняя интерпретация ученичества святого Илариона у преподобного Антония: «Он пробыл некоторое время при святом Антонии, присматриваясь к его равноангельской жизни, усердным и частым молитвам, рукоделию и беспрестанному труду, посту и воздержанию, любви к ближним, нестяжательности и иным подвигам иноческого жития». То есть молодой подвижник, несомненно, перенял у преподобного чисто внешние детали его подвига. И, повторимся, конечно же, он напитался неповторимым ароматом святости преподобного. Юноша был очень уверен в помощи Божьей и, возможно, в какой-то степени в своих силах (по молодости), поэтому он отправился на самостоятельный труд к себе на родину и, раздав бедным и родным причитавшуюся ему часть имущества, поселился в семи римских милях (около 10 км) от города Маюмы в Палестине. Он с самого начала был склонен к предельному нестяжанию, об этом говорит тот факт, что святой Антоний дал ему кожаную одежду, - у него не было даже теплых вещей.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/13/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010