Итак, слово Господне было к Михею после Осии, Амоса и Исаии, пророчествовавших во время [царя] Озии; отсюда мы заключаем, что Михей не пророчествовал во время Озии, а пророчествовал во время сына его Иоафама, после которого царствовал Ахаз; а Езекия, при котором десять колен были отведены в плен ассириянами, ( 4Цар.17 ), наследовал царство после отца своего Ахаза. Итак, по отношению к истории оглавление пророчества располагается соответственно порядку плена, сначала о Самарии, а потом о Иерусалиме, потому что сначала была взята Самария, – столица Израиля, – а потом Иерусалим, – столица Иуды; а по отношению к таинственному смыслу, – причем Самария всегда понимается в смысле ересей, а Иерусалим – церкви, – мы говорим, что слово Господне было к смиренному, [или Иерусалиму] и сонаследнику Христа об извращенном учении и о церкви, если бы она допустила какие-либо грехи. В этом и заключается смысл и расположение всей книги пророка. А что Самария и десять колен, оторвавшихся от дома Давидова при Иеровоаме ( 3Цар.12 ), принимаются в значении еретиков, об этом свидетельствует и все Писание, и особенно пророк Осия, и эта самая книга Михея, называющая еретиков нечестивыми, и принадлежащих к церкви – грешниками. Ведь почти непосредственно (за сим) следуют (слова): «Что есть нечестие Иакова? разве не Самария? и что есть грех Иуды? разве не Иерусалим?» Так согласно LXX. Каким образом остальное читается в еврейском тексте, мы присоединим немного после. А то, что еретики опираются на видимую возвышенность своих догматов и с презрением относятся к простоте (учения) церкви, указано в другом месте: «Горе презирающим Сион и доверяющимся горе Самарийской» ( Ам.6:1 ), «ибо от Сиона изыдет закон и слово Господне от Иерусалима» ( Ис.2:3 ). Затем, Самария устроила себе по своему разумению золотых тельцов, которые, правда, имеют внешнее благоприличие, но не имеют духа жизни, – и устроила в доме Божиим, что обозначает слово Вефиль. Ведь народ израильский мог принять только тех богов, которые поставлены в доме Божием и согласно с Писанием; но хотя самаритяне и называют место своих сборищ Вефилем, однако после устроения в нем идолов оно перестало быть Вефилем (домом Божиим) и называется Вефавен (Bemhaien), что значит «дом идола», почему LXX перевели дом ν... Это (относится) к оглавлению книги. А теперь перейдем к началу пророчества и вследствие свирепствования Лернейской гидры испросим наития Святого Духа. Вы же, о Павла и Евстохия, излейте молитвы свои ко Господу Спасителю, чтобы мне не повредила зависть, чтобы свободный ум размышлял только о том, что он стремится изъяснить, и не чувствовал ударов злословия, которое Господь презрел в часы Своих страданий ( Мк.14 , и Ин.14 , Ин.18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга восемнадцатая Восемнадцатая или лучше последняя книга на Исаию посвящается имени твоему, дочь Евстохия, и святой твоей матери, Павлы, чтобы, на коих я смотрел с одинаковый уважением, тех почтит одинаковым воспоминанием, тем более что и она, когда жила, часть требовала вместе с тобою этого труда, и ученейший муж, брат твой Паммахий и тогда и впоследствии не переставал побуждать меня частыми письмами: а у меня одинаково уважение и к присутствующим, и к отсутствующим друзьям, и к мужам, и к женам, почивающим во Христе, то есть любовь к душам, а не в телам. И не безызвестно мне как велико разнообразие мнений между людьми. Я говорю не о таинств Троицы, правое исповедание которой есть неведение для знания, но о других церковных догматах, именно о воскресения и состоянии душ и плоти человеческой, об обетованиях будущего: как следует принимать их и как должно понимать Откровение Иоанна, которое, если понимать буквально, то следует иудействовать, а если духовно объяснять, как написано, то мы, по-видимому, стали бы в противоречие с мнениями многих древних, – латинян: Тертуллиана , Викторина. Лактанция , и греков, – чтобы опустить других, упомяну только об Иринее, епископе Лионском, против, которого красноречивейший муж Дионисий, епископ александрийской церкви, написал прекрасную книгу, осмеивая баснословие о тысяче лет, и земной Иерусалим, украшенный золотом и драгоценными камни, восстановление храма, кровь жертв, повой субботы, неправду обрезания, браки, рождения, воспитание детей, наслаждение на пиршествах и порабощение всех народов, и снова войны, войска и триумфы и умерщвления побежденных и смерть столетнего грешника. Ему в двух книгах отвечал Аполлинарий, которому не только люди из его секты, но и весьма многие из наших следуют только в этом случае, так что я мысленно уже наперед вижу, в сколь многих должна возбудиться ярость против меня. Я не завидую им, если они настолько любят землю, что в царстве Христовом желают земных [благ] и после обилия явств и [удовлетворения] алчности глотки и чрева, ищут того, что ниже чрева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга вторая О Хроматий, мой досточтимый отец, мы пишем вторую книгу на Аввакума, посвящая особое произведение песнопению его, и его эпической и составленной по образу псалтири, т.е. в лирическом духе, речи, напрягая все силы наши. Итак, пусть шипит гидра и нападает на нас Сардонапал, более позорный по своим порокам, чем по имени (из Цицерона), а мы будем попирать ногами начатый путь свой и с помощию молитв твоих, как мужа, которой одержал добродетелями верх над плотию, станем изъяснять очевиднейшее из пророчеств о Христе пророка восьмого, по счету соответствующего дню воскресения Христова. Авв.3:1 :  Молитва пророка Аввакума по причине неведения. LXX: «Молитва пророка Аввакума с пением». Акила, Симмах и Пятое издание перевели, как и мы: ради неведения; один только Феодотион перевел: πρ τν χουσιαμν, т.е. «для делающих добровольно» и: «для тех, которые добровольно погрешают». Это мы говорим потому, что нужно знать, что кроме Семидесяти никто не перевел словами: «Молитва с пением». Действительно, ведь и в Еврейском стоят слова: al segionmh ( ), которые обозначают π γνοημτων – мы и перевели: «по причине неведения». А смысл этого будет таков. Сначала пророк безрассудно восклицал: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не услышишь, буду громко вопить к Тебе, претерпевая насилие, и Ты не спасешь?» А потом во второй жалобе: «Почему не воззришь на неправо поступающих, и безмолвствуешь, когда нечестивый терзает того, кто более его праведен». На это или на что он услышал ответ: «Запиши видение, и ясно расположи на досках», а потом и остальные слова: «Вот кто не верует, не будет в нем его праведная душа: праведник же будет жить в вере или от веры своей. И затем он узнал, что или Навуходоносор, или диавол, или антихрист назначен для суда грешников, и сильный для исправления народов. Теперь же пророк приносит покаяние и оплакивает то, что он безрассудно говорил: он просит прощения в том, что он По неведению сделал это, чтобы потом получить милосердие. По той же причине и Давид говорит: «Не воспомяни грехов юности моей и моих неведений» ( Пс.24:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга десятая Десятая книга, которую мы теперь имеем в руках, будет менее девятой и одиннадцатой по числу стихов, но не по важности мыслей. Ибо за нею следует история Сеннахирима и Рабсака и царя Езекии, которую нельзя ни соединить с предшествующими по причине чрезмерной величины книги, ни разделить вследствие связи событий. Итак, как желала ты, девственница Христова Евстохия, и как вообще заблагорассудилось, я продиктую, если соблаговолит Христос, и эту и остальные книги, подобно тому как прежде я продиктовал и предшествующие, чтобы связывать, пророчества , не разрывая и не разделяя их на конец одного и на начало другого. Сверх того, я слышу, что скорпион, животное безгласное и ядовитое, ворчит что-то над ответом, данным мною некогда в толковании на пророка Даниила 39 , или скорее пытается поразить его, находясь при смерти от своего яда. Его причитания и жалобная болтовня еще не переданы мне, и потому я отлагаю ответ, и считаю более необходимым повиноваться тебе и святому и ученейшему мужу, брату твоему Паммахию, который с ненасытимым усердием чрез письма побуждает меня, по окончании Исаии, перейди к Иезекиилю, между тем как я, удрученный слабостию и возраста и тела и вследствие недостатка писцов, которые могли бы помочь мне своими услугами, все еще вязну в той же тине 40 и, как полагаю, едва ли окончу в этой книге среднюю часть Исаии. Если же, по твоим молитвам, я сделаю это, то возьмусь за остальное, что будет начинаться с четырнадцатого года царя Езекии. Глава XXX. Ст. 27 и след. Вот имя Господа идет издали: горит гнев Его и тяжело переносить его. Уста Его исполнены негодования и язык Его как огонь пожирающий. Дыхание Его как потоп, затопляющий до средины шеи, для совершенного истребления народов, и узда заблуждения [ или направляющая к заблуждению], которая была в челюстях народов. У вас будет песнь, как ночь [ или глас] священного празднества, и веселие сердца, как у идущего с свирелью, во время шествия на гору Господню, к крепкому Израилеву. Семьдесят : Вот имя Господне идет после многого времени: пылающая ярость со славою, слово уст Его, слово, полное гнева, и гнев ярости как огонь будет пожирать, и дыхание Его, как вода в долине увлекая дойдет до шеи и разделится, чтобы привесть народы в смятение суетным заблуждением, и будет отвергнуто заблуждение и возьмет их пред лицом их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга десятая Мне хотелось бы, как я уже прежде сказал, пророчества против одной страны или одного царя изъяснять в одних и тех же книгах и не разъединять мысли читателя. Но что делать с обширностью [содержания], которое если не разделять на части, то оно будет превышать пределы тома, и с тем, что чрезмерное нагромождение обременительно как для автора, так и для читателя? Посему после речи против Египта и оплакивания его и против царя египетского, о мышце которого, не обвязанной и не получившей исцеления, мы сказали в конце девятой книги, мы переходим к началу десятой книги, – [к пророчеству] против того же фараона, который сравнивается с царем ассирийским и о котором, после обширного пророчества, поднимается плач, и затем против всего Египта. При истолковании сего ты, девственница Христова Евстохия, воздвигни с Моисеем руки, чтобы наша победа была плодом твоих молитв. Ибо это зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от милующего Бога ( Рим. 9:16 ), который говорит к пророку: разшири уста твоя и исполню я ( Пс. 80:11 ), тогда как пророк отвечает: уста моя отверзох, и привлекох дух ( Пс. 118:131 ), который, идеже хощет, дышет ( Ин. 3:8 ). А идеже Дух Господень, ту свобода ( 1Кор. 3:17 ), каковую свободу даровал нам Господь и обладанием которой тщетно хвастались иудеи, говоря: семя Авраамле есмы, и никомуже работахом николиже ( Ин. 8:33 ), между тем как они подчинялись многим порокам и грехам и не знали оного изречения: имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть ( 2Петр. 2:19 ). Глава XXXI Ueз.XXXI:1–18 . И было в одиннадцатом году, в третьем месяце, в один [день] месяца, было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! скажи фараону, царю египетскому, и народу его: кому ты уподобился в величии твоем? Вот Ассур, как кедр (или кипарис) на Ливане с прекрасными ветвями, и с тенистою листвою, и высокий ростом и между густою листвою (или среди облаков) возвышалась вершина его. Воды питали его, бездна возвышала его, реки ее текли вокруг корней его и протоки свои она направляла ко всем деревам страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга одиннадцатая Одиннадцатая книга толкований на Иезекииля в последней части своей будет заключать пророчество на Гога и Магога и будет простираться до начала речи о городе, расположенном на горе, и о храме, находящемся на ней. Если Господь поможет и откроет Свои тайны, и если вследствие этого я буду в состоянии довести ее до конца, то мне долго и много придется колебаться: должен ли я наложить руки на духовный храм, или прямо сознаться в незнании, тем более что относительно истолкования его и у иудеев, и у нас хранится великое молчание, так как одни полагают, что он будет построен в будущем времени, а другие хотя благонамеренно, но неумело утверждают, что все излагаемое имеет духовный смысл, но как следует истолковывать эти духовные предметы, этого они не знают. А между тем, чтобы мы могли заняться настоящим трудом, знай, девственница Христова Евстохия, что ты должна молиться о нас. Относительно весьма трудного пророчества я вкратце напомню то, что сказал небезызвестный современный нам муж 70 , когда писал императору: Гог – это гот, но как к нему можно применить все написанное здесь, это – дело не мое, а тех, кои держатся такого мнения. Глава XXXIV Ueз.XXXIV:1–31 . И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! пророчествуй о пастырях Израилевых (или к пастырям Израилевым), пророчествуй, и скажешь пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! (или: о, пастыри Израилевы! разве пастыри пасут себя самих?) Не стада ли пасутся пастырями? (или: не овец ли пасут пастыри?) Вы ели молоко, и волною одевались и закалали то, что было тучным, а стада Моего не пасли. Слабого вы не укрепляли (или не утверждали), и больного не врачевали, пораненного не перевязывали, и угнанного (или заблудшего) не возвращали, погибшего не искали; но правили ими с жестокостию и насилием (или сильного угнетали трудом). И рассеялись овцы Мои, потому что не было пастыря (или пастырей), и сделались пищею для всех зверей полевых, и рассеялись. Блуждали стада (или овцы) Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись стада (или овцы) Мои, и никто не разведывал об них, никто, говорю, не искал (или не возвращал) их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга первая Еще не так давно святые братья из города Рима переслали мне комментарии некоего Иовиниана, с просьбою, чтобы я отвечал на нелепости их и евангельскою и апостольскою силою обуздал Епикура христианского. Прочитав их и решительно не поняв, я стал перечитывать по нескольку раз и разбирать не только слова и мысли, но каждый почти слог, желая прежде знать, что говорил он и потом уже одобрить или опровергнуть сказанное. Действительно, сочинение отличается таким невежеством и в высшей степени похабный язык его затемнен такими неправильностями, что я не мог понимать ни того, что он хочет сказать, ни тех доводов, которыми доказывает то, что говорит. Весь он напыщенность, и весь слабость: всюду взбирается высоко, и, как обессиленный змей, разрывается от самого усилия. Он не удовлетворяется нашею, т. е. обыкновенною человеческою речью; он хочет говорить более возвышенно. Рожают горы, родится смешная мышь. (Гораций de Агте Роёт). Сам нездравомыслящий Орест поклянется, Что это произведение нездравомыслящего человека. (Pers., sat. 4). Сверх того, он так все затемняет и такими неразрешимыми узлами все запутывает, что к нему может быть применительно известное место из сочинений Плавта: Никто не прочитает их, кроме Сивиллы. (Плавт, in Pseudulo). Ибо действительно нужно гаданье. Читаем неистовых прорицательниц Аполлона и известное изречение Виргилия: звук издает без смысла (Энеида кн. 10). И Гераклита, прозванного σκοτεινν (малопонятный, заумный, темный – греч.), философы, трудясь в поте лица, едва понимают. Но что они в сравнении с нашим ανιγματιστα (загадочником; от греч. ανιγμα – загадка), книги которого гораздо труднее понять, чем опровергнуть? Да и опровержение будет стоить немалого труда. Ибо кто в состоянии одержать верх над тем, чьих положений совершенно не знает? А чтобы далеко не заводить читателя, начало второй книги его покажет, какого рода красноречие его и какими цветами слова украсившись он выступает. Изрыгая вчерашнее пьянство, он так выблевывает: «Удовлетворяю прошениям, не для того, чтобы приобресть знаменитое имя, но чтобы жить чистым от тщетной славы. Обращаюсь с мольбою к ниве, новым насаждениям, вертоградам нежности, исторгнутым из водоворотов пороков, вниманию, огражденному войсками. Знаем мы церковь , в вере, надежде, любви неприступную, непобедимую. Нет в ней незрелого, каждый понятлив: с стремительностью ворваться, или искусно обмануть не может никто».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга пятнадцатая Знаю, Евстохия, – часто говорил я, что апостолы и евангелисты, приводя из Ветхого Завета свидетельства, везде имели обыкновение употреблять или свои, или Семидесяти Толковников слова, если между текстом еврейским и Семидесяти нет никакой разности. Если же иной смысл в еврейском, иной в древнем издании, то они следовали более еврейскому тексту, нежели Семидесяти Толковникам. Поэтому, как мы показали, что они перевели из еврейского много такого, чего нет у Семидесяти; так пусть завистники наши покажут какие-либо взятые у Семидесяти свидетельства, которых пет в еврейских книгах, – и спор кончен. Это мы сказали потому, что настоящая глава, хотя по смыслу одна и та же, однако разнится в словах. С изъяснения ее начинается пятая после десятой книга па Исаию. Глава LIV. Ст. 1. Восхвали, неплодная, не раждающая: воспой хвалу и заржи, не мучившаяся родами: потому что много детей у одинокой, более нежели у той, которая имела мужа, говорит Господь. LXX: Возвеселись, неплодная, не раждающая: расторгни и возгласи, не мучащаяся родами: потому что много детей у одинокой, более нежели у той, которая имеет мужа. Ибо сказал Господь. Симмах это место так перевел: Возвелись, неплодная, не родившая. Возрадуйся в восторге, и заржи, не мучившаяся, родами: ибо много детей у рассеянной, более нежели у той, которая была с мужем. От него не разнятся, кроме немногих слов, Феодотион и Акила. После рождения, и порядка жизни и добродетелей, крестного страдания, и славы воскресения Спасителя, когда Он, положив душу Свою, увидел семя долговечное, и ведением Своим, будучи Сам праведником, оправдал весьма многих, и разделил добычу сильных, и ходатайствовал за преступников, давая место покаянию, пророк переходит к призванию язычников, и в подробной речи описывает, кто имеет уверовать в Него. Это именно место и апостол Павел относит, под именем Сарры и Исаава, к Церкви ( Гал. 4:22–31 ), потому что прежний народ от горы Синайской и Агари находится в рабстве с детьми своими; последующий же свободен, о котором говорит Исаия: возвеселися, неплоды, не раждающая: расторгни и возопи, не болящая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа; и тотчас [апостол] прибавляет: мы же, братие, no Исааку обетования чада есмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга Рождества Иисуса Христа, сына Давида, сына Авраама. Авраам родил Исаака. Исаак же родил Иакова. Иаков же родил Иуду и братьев его. Иуда же родил Фареса и Зару от Фамари. Фарес же родил Эсрона. Эсрон же родил Арама. Арам же родил Аминадава. Аминадав же родил Наассона. Наассон же родил Салмона. Салмон же родил Вооза от Рахавы. Вооз же родил Овида от Руфи. Овид же родил Иессея. Иессей же родил Давида царя. Давид же царь родил Соломона от той, что принадлежала Урии. Соломон же родил Ровоама. Ровоам же родил Авиама. Авиам же родил Асу. Аса же родил Иосафата. Иосафат же родил Иорама. Иорам же родил Озию. Озия же родил Иоафама. Иоафам же родил Ахаза. Ахаз же родил Иезекиию. Иезекиия же родил Манассию. Манассия же родил Амона, Амон же родил Иосию. Иосия же родил Иехонию и братьев его в переселении Вавилонском. И после переселения Вавилонского Иехония родил Салафииля. Салафииль же родил Зоровавеля. Зоровавель же родил Авиуда. Авиуд же родил Элиакима. Элиаким же родил Азора. Азор же родил Элиуда. Элиуд же родил Элеазара. Элеазар же родил Мафана. Мафан же родил Иакова. Иаков же родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христом. Итак, всего рождений: от Авраама до Давида – четырнадцать рождений; и от Давида до переселения Вавилонского – четырнадцать рождений; и от переселения Вавилонского до Христа – четырнадцать рождений. Рождение же Христа было так: когда была обручена Мать Его Мария Иосифу, прежде, чем Она вошла в дом его, обнаружилось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, поскольку был праведен, и не желал Ее выдать, пожелал Ее тайно отпустить. Когда же он сие помыслил, – се, явился во сне его Ангел Господень, говоря: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, супругу твою. Ибо то, что в Ней рождено, рождено от Духа Святого. Родит же Она Сына, и ты наречешь Ему имя Иисус. Ибо Он принесет спасение народу Своему от грехов их». Все же сие соделалось, дабы исполнилось сказанное от Господа чрез пророка, сказавшего: «Се, Дева во чреве будет иметь и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что переводится: «С нами Бог». Иосиф же, пробудившись ото сна, сделал, как предписал ему Ангел Господень, и принял супругу свою, и не познавал Ее, пока Она не родила Сына Своего, первенца, и нарек Ему имя Иисус. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга семнадцатая Сколько таинств заключает в священных писаниях семнадцатое число, до которого теперь достигла книга толкований на Исаию, это я желал бы рассмотреть в немногих словах, девственница Христова Евстохия. Но так как я не могу обо всем говорить во всех местах, то напомню вкратце о том, что псалом, надписывающийся этим числом, есть [псалом] отрока Господня Давида, и что он пел слова песни, в день, в который Господь избавил его от руки всех врагов его и от руки Саула, и сказал: Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя (ст. 1), и прочее. Отрок же Господень – тот, которому Отец говорит у Исаии: велие Tu есть, еже назватися Тебе Отроком Моим ( Ис. 49:6 ). И в другом месте: „вот Отрок мой, которого Я избрал, и возлюбленный Мой, которому благоволит душа Моя» ( Ис. 42 ). Этот Отрок, в переводе означающий крепкий рукою, в день, в который Господь избавил его от руки Саула, на нашем языке называющегося испрошенный или преисподний, и от всех врагов Его, кричавших против Него: распни, распни Его ( Лук. 23:22 ), когда, как победитель, восшел к Отцу в червленных ризах от Босры ( Ис. 63 ), то между прочими словами, свойственными торжествующему, сказал: избавиши Мя от пререкания людей, поставиши Мя во главу языков, людие, их же не ведех, работаша Ми, в слух уха послушаша Мя ( Пс. 17:44–45 ). И затем о народе иудейском: сынове чуждии солгали Мне и охромоша от стезь своих (Там же ст. 46), который и Илия говорил: доколе храмлете на обе плесне ( 3Цар. 18:21 ). Наконец, этот псалом, – что трудно найти в других, содержится в истории как Самуила, так Дней. От единичного числа возвышаясь путем приращения до седьмеричного, он доходит до двадцать восьмого псалма, который также называется в надписании Давидовым, на окончание скинии, когда повелевается ангелам: Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни ( Пс. 28:1 ), и воспеваются все таинства спасительного учения и Церкви: глас Господен на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих, глас Господень в крепости (Там же ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010