Однако, сознавая ясно, отчетливо и определенно откровение Божие, данное по предмету следования в Иерусалим, Ап. Павел оставляется Духом Святым вне личного озарения и осведомленности о том, что предстоит ему встретить в Иерусалиме, – или о том, что он должен предпринять и делать в Иерусалиме. И в сем случае в высшей степени достойно примечания сознание самого Апостола о сей своей «неосведомленности»: но и сознавая таковую, он, как истинный человек Божий, всецело преданный Воле Божией в своем служении, не вопрошает о том Господа и не «испытывает» Господа относительно такого «свыше» даруемого знания, которое, как даруемое Господом чрезвычайно по Его Божественной Воле, должно быть от человека только или просто приемлемо, или молитвенно желаемо, а «не искушаемо» (Сн. Мф.4:7 ; Ин.21:20–22 ). Поэтому с совершенным смирением и покорностью Воле Божией он принимает «осведомленность» об ожидающих его обстоятельствах жизни в Иерусалиме от других, получавших на сей предмет чрезвычайное откровение от Духа Божия, ибо «Дух Святый, – продолжает свое прощальное слово Апостол, – по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнию, только бы с радостию совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса проповедать Евангелия благости Божией» ( Деян.20:23–24 ). В заключительном своем слове к ефесским пресвитерам Апос. Павел указывает на другой бывший ему лично предмет чрезвычайного откровения Божия, касавшийся уже «настоящей» тогдашнего времени, так сказать, минуты, именно – на то, что христиане ефесской церкви уже «более не увидят лица «его»: и ныне, – говорил Апостол, – вот, я знаю, что не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие» ( Деян.20:25 ). Если мы примем во внимание, что Ап. Павел был «избранным сосудом» Духа Божия ( Деян.9:15 ), и что, «возвещая Евангелие, привитое им чрез откровение Иисуса Христа» ( Гал.1:11–12 ), был обильно и в высокой степени облагодатствован чрезвычайными дарами «от Духа Божия» ( 1Кор.7:40; 14:18 ; Гал.1:15–16; 2:7–8 ; 2Кор.12:1 ...7): то должны признать, что Боговдохновение, обнимая и восхищая духовно-нравственные силы «человека Божия» озарением и осенением чрезвычайного наития благодати Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Первое чудо Иисуса Христа (Ин.2:1–11) В городе Кане была свадьба. На свадьбу был приглашен Иисус Христос, Его Мать и ученики. Жених и невеста были люди бедные. Гостей собралось так много, что недостало вина. Матерь Божия подошла к Иисусу и сказала Ему: «у них нет вина». Она была уверена, что Сын Ее поможет добрым людям и велела слугам сделать все, что скажет им Иисус. В доме стояло шесть больших каменных сосудов для воды. Иисус Христос велел слугам наполнить эти сосуды водой. Когда слуги сделали это, Он сказал им: «теперь почерпните и понесите к распорядителю пира». Когда распорядитель попробовал воды этой, он увидел, что это – вино. Он не знал, откуда вино это, потому что об этом знали только слуги. Распорядитель позвал жениха и сказал ему: «всякий человек сначала подает хорошее вино, а потом уже худшее; а ты приберег хорошее вино к концу». Тогда открылось, что Иисус Христос сделал воду вином. Это было первое чудо Спасителя, и многие уверовали в Него. Дети! видите, Матерь Божия просила Своего Сына помочь бедным людям, и Спаситель исполнил Ее просьбу. И теперь Матерь Божия любит всякого христианина и молится за него Своему Сыну. Господь Иисус Христос любит Свою Мать и исполняет просьбы Ее. Поэтому мы должны и теперь молиться Божией Матери. Куда был приглашен Иисус Христос с Матерью и учениками? Что случилось на этой свадьбе? О чем Божия Матерь просила своего Сына? Что Она велела слугам? Какое чудо сотворил Иисус Христос? Что сказал жениху распорядитель пира? Как приняли это чудо люди, бывшие на свадьбе? Что сделала Матерь Божия во время свадьбы в Кане? Что Она и теперь делает для христиан? Иисус Христос и дети 80. Благословение детей (Мф.19:13–15; Мк.10: 13–16; Лк.18:15–17) Еврейские женщины с охотою слушали учение Иисуса Христа. Многие матери приводили и приносили своих детей к Иисусу Христу и просили Его благословить их. Около Иисуса Христа всегда был народ. Ученики не допускали матерей с детьми к Иисусу Христу , думая, что у Спасителя нет времени заниматься с детьми. Но Спаситель заметил, что к Нему не пускают детей, и сказал ученикам: «не мешайте детям приходить ко Мне, их – Царство Небесное. Кто не будет таким добрым незлобивым, как дети, тот не войдет в Царство Небесное». После этого Спаситель обнял детей и благословил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Писания: они упускают из виду, что, по свидетельству Слова Божия ( Ин.3:5 ; 1Тим.2:4,6 ), дети также призываются ко спасению, как и взрослые; мало того, – сектанты забывают, или вернее – не хотят совершенно обращать внимание на то, что, по словам Самого Господа, дети и младенцы являются как бы прямыми наследниками царствия Божия. Евангельское повествование открывает нам, что к Иисусу Христу приносили младенцев и детей, чтобы Он прикоснулся к ним, возложил руки на них и помолился. Видя это, ученики Его старались отстранить детей не способных понимать Иисуса Христа, или считая их чрез это недостойными прикасаться к Господу и принимать от Него благословение, – думали, что дети бесполезно останавливают на себе Его внимание и тем самым только мешают Ему излагать Свое высокое учение пред взрослыми считавшими себя, а противоположность детям, людьми вполне понимающими и вполне способными к принятию и усвоению слышимого. Подобное соображение, конечно, на – руку нашим штундобаптистам и всем кто только отвергает необходимость крещения человека в младенческом возрасте. Но так ли рассудил Господь? Одобрил ли Он Своих учеников? Напротив: Он «вознегодовал» ( Мк.10:14 ) и, подозвавши к Себе детей, сказал ученикам: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него ( Мк.10:13–164 ср. Мф.19:13–15 ; Лк.18:15–17 ) 13 . Эти слова Спасителя показывают, что Он видел в детях больше восприимчивости к Царствию Божию, чем думают сектанты. – Но вот и еще доказательство из того же слова Божия, что дети, и не имея «ни смысла, ни собственной веры», вопреки лжеучению сектантов, остаются способными к восприятию благодатных даров Духа Божия. Св. Писание нас учит, что иногда чадолюбивый Бог даже во чреве матернем освящал младенцев Духом Святым и тем самым приготовлял их в избранные Свои орудия. Так, о пророке Иеремии Господь говорит: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя (Иерем.1:5).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-neobho...

После очищения виноградника Божия, – церкви от терния и волчцев –лицемеров, нечестивых, свет и благословение Божие излились на нее в большом изобилии, и она явилась в большей красоте, с большим приращением, для чего она и спасена, очищена Богом. Но кто-нибудь мог подумать, что Бог уж слишком строго наказал Свою церковь бедствиями. Против этого Пророк в ст. 7-м говорит: положим, что Бог строго наказал свой народ; но строгость его не превышала меры; и очень большое различие находится между наказанием народа Божия и наказанием врагов. Враги в пламени гнева Божия погибли, тогда как народ Свой Бог сохранил, очистил. В 6-м ст. объясняется преспеяние церкви в совершенстве, цветущее состояние и распространение ее; в ст. 7 и 8-м ограничение суда Божия. Смысл 6-го стиха такой: церковь , после поражения врагов избавившись от скорбей, очистивших ее будет зеленеть и цвести, т. е. с полным великолепием украсится дарами св. Духа, добродетелями и плодами ее наполнится вселенная, т. е. бесчисленные народы вступят в нее. Начало этого цветущего состояния может отчасти относиться и к временам Маккавейским; но во всей силе исполнилось это пророчество во времена новозаветные. Четвертая принадлежность церкви: чистота учения и служения ее. Ст. 9. И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом его будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоят дубравы и истуканы солнца. Ст. 10. Ибо укрепленный, город опустеет, жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня. Там будет пастись теленок, и там он будет покоиться и обедать ветви его. Ст. 11. Когда ветви его засохнут, их обломают, женщины приидут и сожгут их. Так как это народ (безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его. Здесь Пророк описывает чистоту учения и служения церкви, которая отвергнув идолопоклонство, суеверия, языческие пороки, станет служить Богу по предписанию закона Божия. Смысл 9-го ст. такой: Бог с тою только целью наказывал Свой народ, чтобы отклонить его от идолопоклонства, суеверия и лицемерия, привести к покаянию, очистить грехи, и оказать ему милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

ПОУЧЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОЕ Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. ( Еф. 2:8–10 ) Если вы вслушались внимательно в содержание прочитанного ныне апостольского чтения, то должны понять, что апостол Павел предостерегает нас более всего от самомнения и самовосхваления. Все, что мы производим хорошего и доброго – это дар Божий. Своими собственными делами никто не может похвалиться. В них всегда основа – или самолюбие, или же слепое подражание другим, или же тупое подчинение так называемым случайным обстоятельствам жизни. Там, где нет благодати Божией, там область тьмы; где не опочил дар небесной помощи, там действия человеческие принимают совсем иной вид, получают и иной исход. Благодать Божия в своих действиях может быть сравнима с солнцем, на всех и все льющим свой благотворный теплый свет. Но если солнечный луч, когда он падает на воск, убеляет и мягчит его, то тот же луч, когда падает на глину, делает ее еще тверже, так что она совершенно засыхает. Так и душа человеческая, под влиянием Божией благодати, или усовершенствуется более и более, делается благостной, чистой, любвеобильной, нежной, или же, прилепляясь к земному, противится небесному, становится грубой, ожесточается и каменеет. Над всеми нами простерта Божия благодать, т.е. над всеми без исключения людьми. Каждая человеческая душа есть зарница, занимающая свое сияние от Духа Божия. Но в ее воле, гореть ли блеском Небесной Славы или же тлеть в дымном чаду мира, который удушлив не только для других душ, но и для нее самой. Возьмите для примера чувство веры. В одном человеке это чувство является просвещенным. Душа хочет веры, ищет, просит веры и находит ее. Под влиянием Церкви и ее спасительных Таинств, под влиянием Слова Божия, богослужений, чистого наставления, родительских молитв укрепляется эта вера. Душа любит Христа высшей любовью. Он ей Друг, Отец, Жених и ее Радость. Здесь, таким образом явилась спасительная благодать Божия. От яркого солнышка растопился воск, и горит он ярким пламенем.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Почему же Бог Отец не остается одной только Ипостасью в Боге в одиноком совершенстве Своего Божества? Какое значение могут иметь в Его бытии вторая и третья Ипостась Божия? Наш ответ может быть только догадкой, однако же основанной на глубочайших истинах богословия… Первым объяснением может быть то, что Бог есть Любовь. Это очевидно сказано прежде всего о Боге Отце: «Бог есть Любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Своего Сына… Если мы любим друг друга, Бог в нас пребывает и любовь Его совершенна в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам Духа Своего» (1 Ио., IV,7–13). Следовательно, Любовь есть Тот, Кто посылает нам Своего Сына и Духа… Отец мог бы любить только Себя, но такая ограниченность любви не была бы Божественна. Любить себя не противоречит благости и равносильно тому, чтобы хотеть жить всем богатством своего бытия во внутренней радости, которую оно может дать личности. Но любовь Божия ио природе бесконечна: она ищет бесконечного блага. Одиночество не есть ли уже ограниченность? Если Бог обладает всеми совершеннейшими благами, то может ли личность удовлетворится ими, поскольку они — особые формы бытия той же личности (ее собственная мудрость, жизнь, святость и т. д.) и следовательно, Ипостась Отчая находит в них Самою же Себя. Абсолютно равноценна личности и вместе с тем иное чем она может быть только другая личность. Сын Божий и Св. Дух равнобожественны Отцу, но Они — иные чем Он; в Них Он имеет новые Образы или Начала бытия Божия, поэтому в Них Его любовь может найти полное удовлетворение и радость — то совершенное общение любви, выше которого ничего не может быть для живой личности. Помимо того, каждая Ипостась не есть только личное начало бытия: она имеет Свое личное свойство и как бы назначение в общем бытии… Обычно указывают, что личные особенности Ипостасей связаны с Их происхождением. Но происходит и Сын Божий, происходит и Св. Дух и вместе с тем Сын не есть Дух Св. и рождение Сына Божия отличается от исхождения Св. Духа. Общее понятие Божественных происхождений есть такая же отвлеченность, как и общее понятие личности: каждая Ипостась происходит особым образом — рождение не есть исхождение, и отличие их очевидно зависит от того именно, что рождается Сын, а исходит Св. Дух. Каждый акт соответствует своей цели. Таким образом, Сын Божий не потому только есть Сын, что происходит от Отца, но потому, что происходит именно, как Сын, и в сы–новстве Его заключается нечто большее чем только факт происхождения от Отца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Пророк Исайя описывает свое видение в Иерусалимском храме. Он видел, как Серафимы, окружая Престол Бога, взывали: " Свят, Свят, Свят Господь Саваоф " . При этом сам Исайя услышал глас Божиий: кого Мне послать и кто пойдет для Нас? То есть, Бог говорит о Себе одновременно и в единственном числе — Мне, и во множественном — для Нас (Ис. 6,2). В Новом Завете эти слова пророка Исайи осмыслены именно как откровение о Пресвятой Троице. Это мы видим из параллельных мест. В Ин. 12, 41 говорится: " Исайя видел славу Сына Божия и говорил о Нем " . Таким образом, это откровение Исайи было Откровением и Сына Божия. В Деян. 28, 25-26 сказано, что Исайя слышал глас Святого Духа, который посылал его к израильтянам, таким образом это было также и явление Духа Святого. Значит видение Исаии было откровением Троицы. 4.1.2. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца. Сын Божий открывается в Ветхом Завете различным образом и имеет несколько имен. Во-первых, это так называемый " Ангел Иеговы " . В Ветхом Завете об Ангеле Иеговы говорится при описании некоторых теофаний. Это явления Агари на пути в Суру (Быт. 16, 7-14), Аврааму, во время принесения в жертву Исаака (Быт. 22, 10-18), при явлении Бога Моисею в огненной купине (Исх. 3, 2-15), тоже говорится об Ангеле Иеговы. Пророк Исайя (Ис. 63, 8-10) говорит: " Он (т. е. Господь) был для них Спасителем, во всякой скорби их Он не оставлял их (имеется в виду израильтян) и Ангел лица Его спасал их " . Другим указанием на Сына Божия в Ветхом Завете является Божественная Премудрость. В книге Премудростей Соломона говорится, что она есть " Дух Единородный " . В Сирах (Сир. 24, 3) Премудрость говорит о себе: " Я вышла из уст Всевышнего " . В Прем. 7, 25-26 сказано, что " Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... Она есть ... образ благости Его " . В Прем. 8, 3 говорится, что она " ...имеет сожитие с Богом " , в Прем. 8, 4, что " она таинница ума Божия и избирательница дел Его " и, наконец, в Прем. 9, 4, что она " приседает Престолу Божию " . Все эти высказывания касаются отношений Премудрости к Богу.

http://sedmitza.ru/lib/text/431688/

Силен закон греховного расстройства нашей природы! Ведь недаром св. апостол Павел с великой скорбью и томлением духа восклицает от лица всех верующих во Христа: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?« Но да не льстит себя никто из нас надеждой, будто бы перед судом Правды Божией мы сможем оправдать себя ссылкой на наши немощи и на великую силу искушения плоти. Ведь »невозможная у человеков возможная суть у Бога« ( Лк. 18:27 ). А каждому из нас неизреченная любовь Божия предоставила широкую возможность невозбранно почерпать от преизобильных источников Благодати Св. Духа, чтобы побеждать в себе грех и искушения нашей плоти, чтобы »сила Божия совершалась в немощи нашей». »Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе!« – свидетельствует нам тот же самый боговещанный учитель и богопроповедник св. апостол Павел. Почему же Господь щадит нас до сих пор, несмотря на нашу леность, беспечность и нерадение о спасении? Обращаясь к совести всякого человека, нерадящего о своем спасении, Апостол говорит: " Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия..? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» ( Рим. 2:3–4 ). Вот где лежит истинная причина того, что мы еще до сих пор живы, несмотря на бесчисленное множество грехов наших: в неизреченном милосердии и долготерпении Божием, ожидающем нашего покаяния и исправления. Господь Иисус Христос незадолго до своих страданий, научил своих слушателей духовной бдительности, сказал им следующую притчу: " Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» ( Лк. 13:6–9 ). По объяснению Свв. Отцов и Учителей Церкви бесплодная смоковница изображает собой грешника, нерадящего о своем спасении. Это – все мы с вами, возлюбленные, достойные по грехам нашим всякого осуждения и наказания. И давно уже свершился бы над нами грозный и праведный Суд Божий, если бы не было у нас великого Ходатая Господа нашего Иисуса Христа, умоляющего небесного Отца своего подождать еще немного: не принесем ли плода.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Таким образом, тайна брака есть тайна царства Божия на земле. Св. Иоанн Златоуст , в пояснение слов апостола «тайна сия велика 22 , говорит: «Истинно эта тайна, и тайна великая, ибо муж, оставив отца, который его родил, воспитал, и мать, которая рождала его в болезни, оставив обоих, с которыми жил вместе и свыкся, прилепляется к той, которую не видел, и предпочитает ее всем» 23 . Через брак царство Божие расширяется, растет и укрепляется в людях путем семейного воспитания. Члены этого царства умножаются, благодаря установлению брака. Но это осуществляется только в Христианском браке через сохранение брачного целомудрия и чистоты. Св. Кирилл Иерусалимский об этом говорит: «Да пребудут в благой надежде брачные, кои живут как должно в браке по закону, а не по любострастию, следуя необузданной воле; кои знают время воздержания, дабы свободно заняться молитвой; кои в церковных собраниях с чистыми одеждами имеют и чистые тела; кои вступили в брак для деторождения, а не по любострастию» 24 . Итак, Христианский брак для деторождения, с целью умножения через то членов царства Божия. А с умножением членов умножается и слава Божия через свое раскрытие в людях. Но эта слава Божия раскрывается в добродетельной жизни супругов, являющейся результатом таинства брака. Св Иоанн Злат, восставая против срамных песен и празднований, бывающих обыкновенно при браках, говорит: «Зачем бесчестить всенародно честное таинство брака? Все это надобно отвергнуть и учить дочь стыдливости с самого начала, и позвать священников, и через молитвы и благословения заключить союз супружества, чтобы умножалась любовь жениха и сохранялось целомудрие невесты, а всего более, чтобы в дом тот вошли дела добродетели и изгнаны были из него все коварства диавола, и чтобы они (супруги), соединенные благодатью Божией, провождали жизнь приятную» 25 . Такие же условия для христианского брака выставляет и Климент Александр: «Брак, говорит он, должно сохранять от всего оскверняющего, как священный предмет» 26 . И так, установление брака, заканчивая акт временного (шестидневного) творчества Божия, начинает собою вечное творение в раскрытии вечной славы Божией. Сотворив мужчину и женщину по образу своему, Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Таковым годом мщения Божия и был всемирный потоп, истребивший грешный и преступный род человеческий. «...И раскаялся Господь, – говорит Св. Писание, свидетельствуя об истреблении допотопного мира, – что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» ( Быт.6:6–7 ). Раскаяние Божие, по смыслу Св. Писания, есть или отнятие от человека за его несоответствие своему призванию и своему назначению милости Божией, или возвращение таковой милости после суда и наказания Божия ( Пс.105:45 ): в том и другом случае раскаяние Божие есть вынаружение скорби, сожаления Божия о человеке ( 1Цар.15:11 ). «Раскаялся Бог о зле, – говорит пророк Иона, – еже глаголаше сотворити им , и не сотвори» ( Иона 3:4–10 ), т.е. раскаялся Господь о зле или о наказании ниневитян, значит, отменил свое наказание и возвратил Свое милосердие и Свое промышление о ниневитянах; так и в том свидетельстве о допотопном мире, что раскаялся Господь, что создал человека, значит, наоборот – Господь лишает человека Своего благословения: «раститесь и множитесь, наполняйте землю и обладайте ею» , значит, что «конец всякой плоти пришел пред Лице Божие» . «...И вот, Я истреблю их с земли» , – говорит Господь ( Быт.6:13 ). Скорбь Божия о человеке, при поднятом и занесенном уже мече правосудия Божия, есть выражение таинственного соприкосновения в Боге правосудия и любви, милости и истины, правды и мира ( Пс.84:11 ). «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания...» ( Исх.34:6–7 ). «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» ( Рим.12:19 ; Втор.32:35 ). Читать далее Источник: Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Священного Писания/Прот. Иоанн (Иванов). - Санкт-Петербург. : Общество памяти игумении Таисии, 2013. - 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010