Бог – Промыслитель мира Общий Промысл Божий о мире «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Иоан. 5:17 ). В этих словах Господа Иисуса Христа содержится истина постоянного промышления Божия о мире. Хотя Бог «почил в день седьмой от дел Своих» ( Быт. 2:2–3 ), однако не предоставил мир самому себе. Бог дает «всему жизнь и дыхание и все, – ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:25, 28 ). Сила Божия держит бытие мира и участвует во всех действиях сил сотворенных. Постоянство так называемых «законов природы» есть действие живой воли Божией, сами по себе они были бы бессильны и бездейственны. Все объято в мире Промыслом Божиим. Бог промышляет не только о великом и громадном, но и о малом, и, по-видимому, ничтожном, не только о небе и земле, ангеле и человеке, но и о малейших созданиях, птицах, травах, цветах, деревьях. Все Священное Писание наполнено мыслями о неусыпной промыслительной деятельности Божией. Божиим изволением стоит все необъятное пространство мира. Бог небо и землю наполняет (Иерем. 23:24). «Скроешь лице Твое " - и все придет в смятение ( Пс. 103:29 ). Промыслом Божиим живет растительный мир. Бог «покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву (и злак на пользу человеку)» ( Пс. 146:8 ). Он не оставляет без Своей заботы полевых лилий, наделяя их и другие цветы изумляющей нас красотой ( Матф. 6:29 ). Промысл Божий распространяется на весь животный мир. «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» ( Пс. 144: 15–16 ). Не оставляет Бог без Своего попечения и маленькой птички: «ни одна из них не упадет на землю без воли Отца Небесного» ( Матф. 10:29 ). Человек наиболее составляет предмет Божия Отеческого промышления на земле. Бог знает помышления каждого ( Пс. 138:2 ), чувствования ( Пс. 7:10 ), и даже вздохи (пс. 77:11), подает потребное всем, прежде чем у Него попросить о том ( Матф.6:32 ), и приклоняет ухо Свое к молитве просящего ( Пс. 85:1 ), исполняя просимое, если только оно проистекает из искренней и живой веры ( Матф. 17:20 ) и если согласно с благом просящего, заключающемся в искании Царствия Божия ( Матф. 6:33 ). Он направляет шаги человека, не знающего своего пути ( Притч. 20:24 ), он делает нищим и обогащает, унижает и возвышает, причиняет раны и Сам обвязывает их, поражает и врачует ( Иов.5:18 ). Любя праведных, Он щадит и грешных, «не до конца гневается, и не вовек негодует» ( Пс.102:8–9 ), но долготерпит, чтобы посредством Своей Благости привести их к покаянию ( Рим. 2:4 ). – Эта всеобъемлющая непрестанная деятельность Божия в мире выражена в Символе веры именованием Бога Отца «Вседержителем.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Возлюбленный брат мой! Если ты православный христианин, осени себя крестным знамением и возблагодари милостивого Бога за то, что ты имеешь великое счастие принадлежать к истинной вере и спасающей Церкви Христовой; моли Господа, чтобы Он укрепил тебя пребывать в ней до конца жизни, ибо так говорит Господь: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр. 2:10 )! Если же ты – заблудший сектант, отпавший от Церкви Христовой, то подумай наедине о рассказанных случаях милосердия Божия к людям и спроси свою совесть, она скажет тебе: не звала ли не раз и тебя благодать Божия к покаянию после отпадения твоего, но ты ее не слушал; не стоит ли и теперь опечаленный Христос у дверей твоего сердца, и не стучит ли любящею рукою, призывая тебя к Своей Церкви? Но ты не отворяешь Ему дверей и погибаешь в упорстве своем для вечной жизни. Вспомни и подумай, что никто не знает для своей кончины, что Господь не только долготерпелив и многомилостив, но правосудный и грозный Судья, могущий сегодня же призвать тебя на строгий Свой суд. Что ты ответишь Ему, чем оправдаешься? Спеши же, пока не поздно, сбросить с себя путы сектантства, скорее иди к матери твоей – святой Церкви, припади ко Христу и скажи с покаянием: «Отче, я согрешил против неба и перед Тобою и уже не достоин называться сыном Твоим. Прими меня в число наемников Твоих» ( Лук.15:18–19 ), и милосердный Господь все простит тебе, даже великий твой грех отступления, как простил отрекшегося было от Него Петра апостола. Спешите же к святой православной Церкви все отпавшие! Спешите молодые, ибо не знаете, доживете ли до старости и до дня покаяния; спешите старики, ибо уже скоро нужно предстать вам пред судом Христовым и дать ответ за вашу измену вере православной! Так «говорит Дух Святой: когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота в день искушения в пустыне»! ( Евр. 3:7–8 ). «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долголетия Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» ( Римл. 2:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Все мы люди не одинакового настроения: иногда покровительствуем злу, иногда бываем судьями чужих зол, осуждаем подобных себе. Итак, сказав прежде о тех, которые одобряли злых, теперь ведет речь об осуждении и говорит: итак, неизвинителен ты. То есть ты знал, что правосудие Божие состоит в том, чтобы достойно наказывать злых; поэтому и не имеешь извинения ты, осуждающий, делающих то же, что и ты делаешь. Кажется, что слова эти относятся к правителям, особенно же к римлянам, как тогдашним властителям вселенной; ибо судить есть дело правителей. Впрочем, это приличествует и всякому человеку; ибо всякий человек может судить, хотя бы и не было у него судейской должности. Итак, когда осуждаешь, говорит, прелюбодея, а сам прелюбодействуешь, то осуждаешь самого себя. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Дабы кто не сказал о себе: " я доселе прелюбодействовал и избежал суда " , апостол, устрашая его, говорит, что у Бога не так: у нас одного наказывают, а другой, хотя то же делает, избегает наказания; но у Бога не так: ибо суд Божий на дурных людей есть поистине. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его. Выше сказал, что воздаяние дурным людям за заблуждение и почитание тварей заключается в тех самых несчастьях, которым они предавались, потому что самая нечистота была достаточным наказанием для них. Теперь открывает уже для них и наказание. Для тебя, говорит, человек, есть и другое наказание: ты не избежишь суда Божия. Как избежишь ты суда Божия, когда не избежал своего суда? Ибо в чем осудил ты другого, в том произнес приговор на самого себя. Если же ты полагаешься на долготерпение Божие потому, что еще не наказан, то эта ненаказанность служит к большему наказанию для тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава 11. Совершенство духовных дарований Христа и мирный характер Его всенародного царства 1. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. (И изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет). Когда вихрь гнева Божия сорвет ветви, а секира Его порубит стволы кедров Ливанских, т.е. когда мечем, будут истреблены все гордые представители сильного царства Ассирийского – царь, полководцы и войска; то в земле Иудейской останется еще залог народной жизни, могущества и славы: как корень виноградной лозы до времени скрывается в почве, так в благословенном колене Иудином останется сокрытым до времени род Иессея; а впоследствии от него, как ветвь от корня, возникнет «Отрасль» и появится на поверхности земли в царстве Иудином (ср. Ис.37:30–32 ). Как ветвь делается жезлом – опорой для слабых, орудием против злых, знаком власти для повелителей, так и потомок Иессея будет вождем, спасителем, царем (ср. Ис.2,9; 22,4; 44:7 ). И как некогда чудодейственно процвел жезл первосвященника Аарона, так процветет и царственная власть Давида в лице будущего благословенного Потомка его. 2–3а. И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится. (И почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит его Дух страха Божия). Как для жизни, роста, развития и плодоношения виноградной лозы необходима влага, обыкновенно приносимая ветром с моря (в Палестине), так и для «Отрасли от корня Иессея» необходимо благотворное начало жизни – воздействие Духа Божия. И, по особенному благоволению Господа-Иеговы к роду Иессея, отца Давида, действительно Дух Божий не только снизойдет к его благословенной Отрасли, но и почиет на Нем, т.е. будет пребывать постоянно. Влияние постоянного присутствия Духа Божия на Потомке Иессея или его сына Давида неизмеримо благотворно для Него. Полнота семи даров Духа Божия откроется в совершенстве дарований личного духа обетованного Потомка Давида, в полноте сил и в совершенстве Его способностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

До Крещения мы были врагами Божиими, но Крещением примирились с Богом, и Бог с нами примирился. До Крещения мы были чадами гнева Божия, но после Крещения сосудами милости Божией сделались. До Крещения мы были чадами тьмы и чадами дьявола, но, крестившись, стали чадами света и чадами Божиими. До Крещения мы были оскверненными грехами, но Крещением омылись, освятилисъ и оправдались (1 Кор 6:11). До Крещения мы были погибшими, но, крестившись, стали спасенными. До Крещения для нас были закрыты двери к вечной жизни и небесному царствию, но Крещением отворились, и входят туда беспрепятственно хранящие благодать святого Крещения. Эти и прочие благодеяния Божии через святое Крещение получаем, и получаем даром, без всяких наших заслуг, по одному только человеколюбию Божию. Ибо что погибший может заслужить? Слава благости Божией, слава человеколюбию Его, слава милосердию Его, слава щедротам Его! Да будет имя Господне благословенно отныне и до века! Всю эту высочайшую Божию милость заслужил для нас Единородный Сын Божий Иисус Христос, Спаситель наш, заслужил драгоценной Кровью и смертью своей. Возлюбленные христиане! Вспомним святое Крещение и осмотримся, достойно ли святого Крещения живем, чтобы это самое Крещение не было нам в большее осуждение в день Страшного Суда Христова, где судится всякое законопреступное слово, дело и помышление. Аминь. Слово третье. Об усыновлении нашем Богу   Смотрите, какую любовь дал нам Отец чтобы нам называться и быть детьми Божиими. (1 Ин 3:1)   О, благость! О, человеколюбие Божие! О, сколько превозмогла Божия любовь! О, как изобильно преизбыточествовала Божия благодать! Бедные и отверженные грешники чадами Божиими сотворились! Этому удивляется апостол Христов и говорит: Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Что может быть удивительнее, чем грешнику сотвориться чадом Божиим? Божия любовь к человеку сотворила это. Что преславнее, чем называться и быть чадом Божиим? Божия благодать подала это человеку. Славно быть чадом земного царя, но несравненно славнее быть чадом Бога, Царя Небесного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Итак, спасение и оправдание приемлются верой во Христа, а не являются наградой за дела 225 . Апостол пишет, что ныне, независимо от закона, явилась правда Божия... правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе ( Рим. 3, 21–24 ). Бог являет Свою правду в прощении грехов, соделанных прежде... да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса (25–26). Таким образом, в апостольском учении правда Божия по преимуществу понимается в смысле милости, иначе говоря, – благодати Христовой, освящающей и тем самым оправдывающей кающегося грешника. Действительно, Сын Божий пришел не судить мир, но спасти мир ( Ин. 12, 47 ). Если вспомнить евангельские примеры помилования Спасителем мытарей, блудниц, разбойника, которые ничего не могли предложить в свое оправдание, кроме чистосердечного раскаяния, то становится очевидно, что Бог всегда готов освятить и оправдать человека. Правда Божия в конце времен откроется гневом и Судом только для упорствующих в нечестии, за их нераскаянность. Отмечая непостижимое долготерпение Бога к заблудшим и Его преизобильную милость к кающимся, святой Исаак Сирин пишет, что Богу более приличествует имя «благой», нежели имя «правосудный». Он пишет: «Как зерно песку не выдерживает равновесия с большим куском золота, так требование правосудия Божия не выдерживает равновесия в сравнении с милосердием Божиим» 226 – и увещает: «Будь проповедником Божией благости... потому что много ты должен Ему, а взыскания Его не видно на тебе, и за малые дела, тобой сделанные, воздает Он тебе великим. Не называй Бога только правдивым к тебе, потому что в твоих делах не дает себя познавать правосудие Его. Хотя Давид именует Его правдивым и правым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и исполнен благостыни. Ибо говорит: благ есть к лукавым и нечестивым... ( Лк. 6, 35 ; Мф. 20, 13–15 ) Почему также человек именует Бога только правдивым, когда в притче о блудном сыне, блудно расточившем богатство, встречает, что при одном показанном им сокрушении притек и пал на выю его, и дал ему власть над всем богатством Своим? Никто другой не сказал сего о Боге, чтобы мы не усомнились о Нем; напротив того, сам Сын Божий засвидетельствовал о Нем это.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Необходимыми и естественными преподавателями Божия благословения в семейной жизни являются родители. Давая бытие своим детям, они продолжают действие творения Божия и, следовательно, носят на себе печать власти и силы Божией, которая дает и поддерживает жизнь всего живущего. Вот почему значение власти родительской ограждается самим Богом, когда между десятью заповедями только одна о почитании родителей заключает в себе явное обетование награды: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет» – и прибавлено: «и долголетен будеши на земли». Господи, давая бытие своим детям, мы, родители, продолжаем действие творения Божия и, поэтому, носим на себе печать власти и силы Божией. Сознавая это, мы каемся, что этой властью пользуемся неэффективно, ибо благословение своим детям ежедневно не преподаем, чтобы «благо им было» о Господе, и они были бы долголетны на земли. Милостыня состоит и в следующем. «Если брат или сестра наги, и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром грейтесь и питайтесь: не даст им потребного для тела: что пользы?» ( Иак. 2, 15–16 ). «А кто имеет достаток в мире, но видя брата своего в нужде, затворит от него сердце свое: как пребывает в нем любовь Божия?» ( 1Ин. 3, 17 ). «Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, а когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу. «Давай алчущему от хлеба твоего и нагому от одежд твоих; от всего, в чем у тебя избыток, твори милостыни, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Раздавай хлебы твоя при гробе праведных, но не давай грешникам» ( Тов. 4, 8, 16–17 ). Господи, мы видели брата или сестру, нуждающихся в одежде и дневном пропитании, но оставляли их без внимания и помощи, прости нас. Господи, мы имеем достаток в мире, но, видя брата в нужде, затворяем от него свое сердце. Прости нас. Когда у нас много, то из многого должны творить милостыню, а когда мало, нам следует творить ее и из немногого. Господи, прости, что все время уклоняемся от раздаяния милостыни. И еще: часто при проявлении милостыни глаз наш жалеет то, что желаем отдать ближнему – хлеб или одежду, или чего-либо от избытка нашего. Прости нас, Господи, за жадность, ограничивающую нашу милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Но «живот вечный, который дал Отец в Сыне Своем», не есть дар внешний и не юридическая передача или ввод во владение на основании юридической правды, а дар внутренний, нравственно-индивидуальное всыновление через Иисуса Христа, есть «имение» в себе каждым верующим Сына Божия: «..живот вечный, – говорит евангелист Иоанн, – дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть. Имеяй Сына Божия имать живот» ( 1Ин.5:11–12 ). «Я есмь лоза, – говорит Иисус Христос, – а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не может делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет...» ( Ин.15:5–6 ); «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима» ( Ин. 14:23 ); «...Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:57 ). Таким образом, из свидетельства Св. Писания мы видим, что не дело только Иисуса Христа вменяется, но Сам Он усвояется человеку, через что верующий со Христом в Нем получает «сокровенный живот свой в Боге» ( Кол.3:3 ). Поэтому Апостол Петр свидетельствует, что в Иисусе Христе человек становится причастником Божественного естества: «...от Божественной силы Его, – говорит Апостол, – даровано нам все, потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам величия и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божественного естества...» ( 2Пет.1:3–4 ). Это «причастие Божественного естества» и усвоение человеку Христа есть уже действие благодати Духа Божия, благодати не Бога Творца, но Бога Творца и Спасителя человека: «...Аз умолю Отца, – говорит Иисус Христос ученикам, оставляя мир, – и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век Дух истины...» ( Ин.14:16 ). «Вы же знаете Его, яко в вас пребывает, и в вас будет»; «Утешитель же, Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам» ( Ин.14:17–26 ); «егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину.... Он Мя прославит, яко от Моего приимет» ( Ин.16:13–15 ). Поэтому рождение во Христе есть «рождение свыше – от Духа Божия»: «Аще кто не родится свыше, – говорит Иисус Христос, – не может видети Царствия Божия», поясняя, что «родиться свыше» значит родиться «водою и Духом» ( Ин.3:3–5 ). «...Все водимые Духом Божиим, – говорит Апостол, – суть сыны Божии. Потому что... приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу.., чтобы с Ним и прославиться» ( Рим.8:14–17 ); «чрез освящение Духа и веру истине избрал вас ко спасению» ( 2Фес.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Но мы должны оказывать Богу совершенное послушание, должны всегда и во всем исполнять волю Божию. Этому научает нас Сам Господь, повелевая просить в третьем прошении, чтобы воля Божия совершалась на земле так, как совершается она на небе. На небе воля Божия совершается святыми Ангелами и блаженными человеками. Относительно Ангелов истина эта показана нами еще при изложении учения об Ангелах. Ее выражал уже псалмопевец Давид в следующих словах: «благословите Господа все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его». Равным образом и о блаженных человеках в Откровении Иоанна говорится: «они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его». Значит, Ангелы и святые люди, все без изъятия, всегда и во всем исполняют волю Божию. Подобным же образом должны исполнять волю Божию и мы на земле. Но, к сожалению, на земле воля Божия не исполняется так. Поэтому, естественно, возникает вопрос, отчего же происходит то, что воля Божия исполняется на земле не так, как она исполняется на небе? Из священной истории мы знаем, что Бог, при сотворении человека, даровал ему все силы, нужные для того, чтобы исполнять волю Божию. Между тем человек злоупотребил этими силами и согрешил. Но это он сделал не сам по себе, а по обольщению дьявола. История этого обольщения известна, и мы не будем повторять ее. Здесь мы заметим только, что сей же дьявол, через которого вначале грех вошел в мир, служит и ныне причиною того, что воля Божия не исполняется на земле так, как исполняется она на небе. Это мы подтвердим примерами. По свидетельству Евангелия сатана дерзнул искушать ко греху даже Спасителя мира. Он же не оставлял без искушения и святых апостолов. По отношению к Иуде Искариотскому искушения его имели успех, ибо сей несчастный ученик предал Господа именно по внушению дьявола, как свидетельствует о сем евангелист Иоанн. Из слов Спасителя Самого мы знаем также, что сатана хотел увлечь к падению и других апостолов, особенно апостола Петра. «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя», – таковы эти слова Спасителя. Таким оборазом, Адама и Еву сатана прельстил к нарушению воли Божией, Иуду – к предательству Господа, а всех учеников он хотел отклонить от веры в Спасителя. Всюду поэтому дьявол действует как противник Божий и враг святого царства Его. Из притчи же о сеятеле и семени мы знаем, что и ныне он взимает слово Божие из сердец верующих, чтобы они не уверовали и не спаслись. Как вначале грех вошел в мир через сатану, так и ныне сатана же является виновником греха. Вот почему апостол Иоанн свидетельствует: «кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола». Где именно этот злой враг имеет силу, там действуют вопреки воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Но сей, обязавшийся труднейшим делом послушания, оставив все свои желания, зависит только от Бога и своего наставника». Какие обязанности Священное Писание предписывает родителям в отношении к детям? Какие обязанности оно предписывает пастырям в отношении к духовной пастве? Какие обязанности оно предписывает начальствующим и господам? Как должно поступать, если бы случилось, что родители или начальники потребовали бы чего-либо противного вере и Закону Божию? Как вообще назвать качество или добродетель, требуемую пятой заповедью? 16. Шестая заповедь Закона Божия Не убивай. Исх.20:13 . Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию. Быт.9:6 . А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Мф.18:6 . Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца. 1Ин.3:15 . Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Мф.5:44 . Нам известна история великого голода, постигшего землю египетскую во время пребывания в ней Иосифа. Когда египтяне съели весь хлеб, собранный ими в урожайные годы, то пришли к Иосифу, чтобы купить у него хлеба за деньги. Но скоро деньги были истрачены все, и они предложили за пропитание свой скот. Последний также отдан был весь, и тогда они предложили Иосифу свои земли. Между тем, голод продолжался, и египтяне за свое пропитание отдали, наконец, себя самих и сделались рабами Фараона. Деньги, скот, земля и свобода суть земные блага, и все эти блага египтяне отдали, чтобы сохранить себе одно земное благо – жизнь; это одно благо они считали выше всех остальных. Так на египтянах наглядно обнаружилась истина слов Книги Иова: «за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него». Жизнь наша дорога для нас, и мы ни за что не отдадим ее. Но столь же дорога для нас должна быть и жизнь наших ближних. Этого требует Бог, изрекая в шестой заповеди Закона Своего: «не убий». Изъяснение этой заповеди мы и предложим теперь. Писание говорит о Боге: «Ты возвращаешь человека в тление, и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!» Но есть много душ, отшедших в мир загробный без такого зова Божия: «возвратитесь!» Уже первая человеческая душа, отшедшая на небо, отошла туда без этого зова Божия, это душа Авеля. Каким образом случилось то, что душа Авеля отошла к Богу раньше, чем Бог призвал его к Себе, нам известно. Каин именно убил Авеля, лишил его жизни и тем сделал грех, который запрещается шестой заповедью Закона Божия. Грех этот есть убийство или отнятие жизни у ближнего каким бы то ни было образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010