§ 414. Пусть подвигнет нас, христианин, к уклонению от греха и покаянию бесконечная и неизреченная благость Божия, о которой святой Павел говорит так: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» ( Рим 2:4 ). Благость Божия есть, что мы еще не погибли, что мы еще живем на свете и можем благодатью Его спастись, ибо так благость Его ведет нас к покаянию. От этой благости Его происходит, что Он так любезно и благоприятно нас на покаяние зовет и так хочет благость Свою на нас излить и вечного блаженства участниками нас сотворить: «Возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, – не вечно буду негодовать» ( Иер.3:12 ); и еще: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего» ( Ос.14:2 ); и еще: «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам» ( Зах.1:3 ). И через апостолов, посланников Своих молит нас, да примиримся с Ним, да не вовеки будем чувствовать на себе гнев Его праведный: «От имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ). И Сам Христос пресладкими Своими словами привлекает к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ). И Дух Святой увещевает и говорит: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» ( Евр.3:7–8, 15 ; Пс.94:7–8 ). Не только гласом слов пророческих и апостольских, но и самим долготерпением Своим, тем, что «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет.3:9 ), призывает нас преблагой Бог на покаяние, как апостол говорит: «Благость Божия ведет тебя к покаянию». Сколько есть идолопоклонников, хульников, разбойников, грабителей, насильников, хищников, льстецов, лукавых, блудников, прелюбодеев, сквернителей и прочих беззаконников, но Бог их не погубляет, хотя они и враги Божии. Что это, как не благость Божия, которая ведет их на покаяние? И не только терпит и не погубляет их, но и хранит их от навета вражьего, хотя они того и не чувствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Когда речь идет об отношении Бога к миру вообще и к миру безличному, то говорят о благости, когда же — об отношении к личностным существам, тогда говорят не о благости, а о любви. Какие это личностные существа? Это Лица Пресвятой Троицы, а также люди и ангелы. Любовь — одно из самых сокровенных имен Божиих. Не случайно евангелист Иоанн Богослов в своем первом соборном послании дважды повторяет, что " Бог есть любовь " . Святитель Григорий Богослов (Слово 23. ТВ. ч. 2, с. 189) говорит: " Если бы у нас кто спросил, что мы чествует и чему поклоняемся, ответ готов: мы чтим любовь " . Иногда говорят, что любовь — это и есть самая сущность Божия. Это не так, потому что любовь не есть сущность, а одно из имен, одно из свойств Божиих, хотя, может быть, для людей оно, действительно, является одним из наиболее существенных. Что такое любовь Божия во всей полноте уразуметь человек не может. Святитель Филарет Московский говорит, что " само слово Божие, дабы совершенно изобразить ее (то есть любовь), умолкло на кресте " . В Новом Завете о любви говорится как о даре Божием. Апостол Павел в Рим. 5, 5 говорит, что " любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым " . В Кол. 3, 14 он называет любовь высшим из духовных дарований, " совокупностью совершенства " . Наиболее полно учение апостола Павла о любви выражено в 1 Кор. 13, которое и называется гимном христианской любви. Следующий аспект всеблаженства и благости Божией — это милость. Господь в Нагорной проповеди (Мф. 5, 45) говорит, что Его Отец " повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных " . В Прем. 11, 24 сказано: " Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния " , а Псалмопевец (Пс. 24, 10) говорит: " Все пути Господни — милость " . Таким образом, можно сказать, что милость есть проявление благости и любви к падшему человечеству, особенно к грешникам, иначе говоря, милость — это как бы любовь по снисхождению, любовь к тем, кто этой любви не заслуживает. В этом аспекте милость сближается с таким свойством как долготерпение. 2.3.3.6. ПРАВДА БОЖИЯ

http://sedmitza.ru/lib/text/431685/

Он будет действовать уже не по приказанию, не как раб, а как сын, охотно исполняющий желания своего Небесного Бога Отца. Тогда человек действительно уподобится Богу, Который «благ к неблагодарным и злым». Благость Божия, как ясно всякому здравомыслящему человеку, распространяется на все человечество, ею пользуются все: и враги Божий, и безбожники, и язычники, и тяжкие грешники, да и мы сами, тоже не святые люди. Святые отцы говорят, что благостью Божией пользуются даже демоны, потому что само бытие есть не что иное, как благость Божия. Господь дарует бытие всем существам, не только праведникам, любящим Бога, но и грешникам, дарует его даже самим демонам и диаволу, от которых благость Божия не отнимается, несмотря на их страшную злобу, сознательное противление Господу. Столь непостижима, безгранична благость Божия! Ни человеческая, ни сатанинская злоба не могут ее преодолеть. «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (ст. 36). Спаситель призывает нас к высочайшему совершенству: к уподоблению Богу. В чем же мы должны Ему уподобиться? В милосердии и любви. Наши прародители Адам и Ева по наущению диавола захотели быть «как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:5 ), то есть уподобиться Богу всеведением. Они думали получить то, что несвойственно людям, и эта горделивая мысль лишила их Божественной благодати. За стремление к преждевременному и, может быть, вообще ненужному, вредному для человека знанию (потому что человек не может обладать всеведением) они были наказаны изгнанием из рая, смертью и всем тем, что испытываем сейчас и мы, их потомки. Если же мы будем стремиться уподобиться Небесному Богу Отцу в милосердии, то это похвально, к этому и призывает нас Спаситель. Диавол говорил людям: «Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:5 ). Спаситель говорит: «Будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». По смыслу эти высказывания противоположны. В словах «будете, как боги» и «будете сынами Всевышнего» как будто есть и сходство, но противоположность заключается в следующих словах: «Откроются глаза ваши, и познаете добро и зло» и «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Человек милосердный словно не различает добра и зла: он не видит зло, которое ему причиняют, не отличает тех людей, которые делают ему добро, от тех, которые доставляют ему неприятности, причиняют скорбь. Он смотрит на всех одинаково, ведет себя по отношению ко всем милосердно: всем все прощает, ко всем снисходит, никого не осуждает, всех оправдывает. И если после падения наших прародителей наши глаза «открылись» и мы познали добро и зло, то сейчас наши очи должны «закрыться», чтобы мы видели в каждом человеке образ и подобие Божие, не различая в людях худое и прекрасное, безобразное и небесное. Вот к чему нужно стремиться, вот к чему нужно себя понуждать, вот к какому богоподобию призывает нас Спаситель.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   А чтобы ложные милостивцы знали, к чему относится написанное: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя», пусть прочитают, что следует далее: «Которые приготовил уповающим на Тебя» (Пс. XXX:20). Что значит хранишь боящимся и приготовил уповающим, как не то, что тем, которые из страха мучений желают создать праведность от закона, не мила праведность Божия (Рим. X:3), так как они ее не знают? Ее они и не вкусили (Иоан. IV:18). Они надеются на себя, а не на Бога, и множество благости Божией для них закрыто потому, что они хотя и боятся Бога, но тем рабским страхом, которого нет в любви, ибо «совершенная любовь изгоняет страх» (1Иоан. IV:18). Блага Свои Бог уготовляет уповающим на Него через внушение им любви к Себе, чтобы хвалясь из чувства чистого страха, — не того страха, который изгоняется любовью, а который пребывает во веки веков (Пс. XVIII:10), — они хвалились о Господе. Праведность Божия есть Христос, Который, как говорит апостол, «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: «хвалящийся хвались Господом» (1Кор. I:30-31). Этой праведности, даруемой благодатью без всяких заслуг, те, которые хотят создать свою собственную праведность, не знают, и потому праведности Божией, т. е. Христу, не повинуются (Рим. X:3). В ней-то, в этой праведности, и заключается то многое множество благости Божией, ради которой в псалме говорится: «Вкусите, и увидете, как благ Господь!» (Пс. XXXIII:9). И вкушая ее в своем настоящем странствовании, но не насыщаясь вполне, мы тем более алчем и жаждем ее, чтобы насытиться тогда, когда узрим Его, как Он есть (1Иоан. III:2), и когда исполнится написанное: «В правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. XVI:15). Именно в таком смысле Христос соделывает многое множество Своей благости уповающим на Него. Если же Бог скрывает (хранит) Свою благость от боящихся Его в том смысле, как они понимают, т. е. в смысле благости, по которой Он не будет судить нечестивых, чтобы правильно жили не знающие этой благости и только боящиеся осуждения, и чтобы, таким образом, было кому молиться за живущих неправедно, то в каком же смысле Он соделывает Свою благость уповающим на Него, когда, по их мнению, по этой благости Он не будет судить тех, которые на Него не уповают?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

ереси, ненависть, пьянство, бесчинство и тому подобное: «предваряю вас, как и прежде говорил, что поступающие так «Царства Божия не наследуют» (Гал.5:19-23), и сим яснее показывает слушателям смысл слов: «плоть и кровь не могут наследовать царства Божия». Ибо поступающие так, истинно живя по плоти, не могут жить Богу. И потом он присовокупил духовные дела, оживляющие человека, т. е. привитие Духа, так говоря: «плод же духа: любовь, радость, мир, терпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, чистота; против этого нет закона». Посему, как сделавшийся лучшим и произведший плод духа всячески спасается по причине общения с Духом; так пребывший в исчисленных делах плотских справедливо почитается плотским, потому что не принимает Духа Божия, и не может получить царства небесного. Об этом еще сам Апостол свидетельствует, говоря коринфянам: «или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют. И такими вы были. но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор.6:9-11). (Сими словами) он весьма ясно показывает, чрез что человек погибает, если будет пребывать в жизни ио плоти, и чрез что спасается. То, что спасает, по его словам, — есть имя Господа нашего Иисуса Христа и Дух Бога нашего.    2. Перечислив так дела плоти, чуждые Духа и смертоносные, он, сообразно с вышесказанным, в конце послания кратко выразился: «как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Ибо говорю вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать царства Божия» (1 Кор.15:49-50). Слова его: «как мы носили образ перстного» сходен с изречением: «и таковыми вы были: но вы омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Когда же мы носили образ перстного? Тогда, конечно, когда вышеупомянутые дела плоти совершались в нас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Законодательная правда Божия состоит в том, что Бог, будучи свят, дает и людям святой и праведный закон нравственный, требующий от них святости и нравственного совершенства. Через Моисея Господь внушал народу еврейскому: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» ( Лев.19:2 ). Спаситель мира также учит: «итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:48 ). Будучи же всемогущей, воля Божия и охраняет данный им закон, награждая за исполнение его и наказывая за нарушение. Это правда Божия – мздовоздаятельная или правосудие. В Откровении выражается общая мысль о правосудии Божием, когда говорится, что «Бог судия праведный и крепкий» ( Пс. 7:12 ). «Праведен Господь и правды возлюби» ( Пс. 10:7 ). Это же свойство правосудия Божия указывается и там, где говорится, что Бог награждает праведников за все доброе и наказывает грешников за их злодеяния. Так апостол Павел пишет о себе: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» ( 2Тим. 4:7–8 ). О наказании грешников Святое Писание свидетельствует: «ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою » ( Рим. 1:18 ), и еще: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Рим. 12:19 ). В качестве возражения против правосудия Божия обычно указывают на благоденствие грешников и страдания праведников. Но при этом опускается из внимания, что бедствия праведников и благосостояние грешников весьма часто зависит от людей, от их несправедливости и пристрастия, а не от Бога, что добрые люди при внешних тягостях своего положения пользуются драгоценными внутренними благами – миром душевным, а грешники, при внешнем благополучии испытывают внутренние мучения, что бедствия праведникам посылаются с целью испытания и утверждения их в добре, а благоденствия грешных имеют целью побудить их к покаянию, что настоящая земная жизнь есть вообще время подвигов и воспитания для вечности, что полное воздаяние за добро и зло будет иметь не в этой жизни, а в будущей, когда праведники просветятся, как солнце, в царстве небесном, а злые будут ввергнуты во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов. § 6. Свойства чувства Божия

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Ибо не все, которые называются христианами, верные, а те, которые веру исповедуют и на сердце ее имеют. Вера — дар Божий духовный, который непременно человека отвращает от суетного и движет к любви и исканию небесного. Она — как огонь, очищающий сердце от гнета и скверн греховных, и в вере все существо христианского духовного блаженства состоит.    CXXVII. Видишь, что отец от сына неисправного и непокорного, после многих увещаний и отеческих наказаний, отрицается, и отвергает от себя, и наследия лишает. Так делает с христианами Бог. Неисправных увещевает и внутри — в совести, и вне — через пророческие и апостольские писания, и проповеди учителей и пастырей церковных, и через обещание будущих благ и угрозу казней, временных и вечных, и через посылаемые наказания; и всем тем убеждает к истинному обращению и покаянию. Но кто не перестает грешить и этой благостью Его, кротостью и долготерпением пренебрегает, от такого отрицается, и отвергает его, и наследия вечной жизни лишает. Так отверг от Себя непокорных и жестоковыйных иудеев, которые ни писаниями пророческими, ни наказаниями Божиими, ни увещаниями, ни чудесами и милостью Сына Божия, во плоти явившегося, не исправились, но, более того, злобою на Него, пришедшего их спасти, восстали, умучили и умертвили. Потому и исполнилось на них Христово слово: «Отнимется от вас царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф.21:43). Так те, которые ни милостью, ни наказанием Божиим не исправились, отвержены от Бога. Так делается с неисправным христианином, которого ни совесть угрызающая, ни милость Божия и блаженство вечное обещанное, ни геенны страх и ничто иное к покаянию подвигнуть не может. Такому апостольское слово говорится: «О человек! Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:4—5). Да убоимся, возлюбленный христианин, этого прещения Божия, которое Он через апостола Своего возвещает неисправным, да не соберем себе и мы гнев Божий, да не исполнится и на нас то, что свершилось над иудеями непокорными, и да не будем отвержены от лица Божия навеки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ища этого покоя для души, и мы, уже измученные, исстрадавшиеся и усталые на жизненном пути, пойдем ко Христу. Он согреет нас Своей любовью, Он утешит нас, Он простит все вины наши пред Ним, Он забудет все оскорбления, какие так часто мы наносим Ему, Он вернет нам Свое благоволение, и в лоне бесконечной любви мы обрящем покой душам нашим. Аминь. Проповедь в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла Ищите прежде Царствия Божия и правды Его ( Мф.6:33 ). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Ищите прежде Царствия Божия и правды Его — такую заповедь дает нам Божественный Учитель, Господь Иисус Христос, как вы слышали в только что прочитанном евангельском чтении. Искание Царства Божия и правды Его должно быть основной целью нашего земного бытия, то есть всей нашей земной жизни. Милосердный Господь сотворил окружающий нас мир, Он сотворил и нас с вами, Он сделал нас участниками мирского блаженства. Он воззвал нас из небытия в бытие, Он дал нам жизнь, которой дорожит каждый из нас. Но для чего мы с вами живем? Для того ли только, чтобы заботиться, что нам есть и что пить, во что одеться? Нет, не для того. Не заботьтесь об этом Господь говорит нам в сегодняшнем евангельском чтении: «Душа не больше ли пищи и тело одежды! Не заботьтесь и не говорите: что нам есть, или пить, или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Этими словами Господь не запрещает нам трудиться, ибо Он любит и благословляет наши труды, ибо заповедал: в поте лица твоего снеси хлеб твой. Но наши труды, наши заботы о телесных потребностях не должны превышать забот и трудов о спасении наших душ, о искании Царства Божия и правды Его. Если в поте лица мы должны трудиться ради куска насущного хлеба, то не менее нужно приложить трудов для достижения Царства Божия и правды Его. Многими скорбями нам подобает войти в Царствие Божие. Но как мы должны их переносить? А вот как. В сегодняшнем апостольском чтении Апостол Павел говорит: «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения — опытность, от опытности — надежда, а надежда не постыжает…» ( Рим.5:3-5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Помолимся, чтобы Господь благословил настоящее лето благости Своея, чтобы сохранил землю русскую от врагов видимых и невидимых, чтобы сохранил наши грады и веси и сей град от всякого бедствия и всему царству Русскому да дарует мир и безмятежие, непоколебимое пребывание в вере, преданность царю и хранение заветов русской старины. Архипастырский новолетний привет Боголюбезным чадам Святой Церкви, возлюбленным о Господе сопастырям и пасомым Московской паствы всякого звания и состояния, сущим в вере и единомыслии, шлю привет о Господе и желание Божия благословения на наступающее лето. Истекающую годину великой брани и испытания сердец многих милость Божия да обратит в лето благоприятное для нашей дорогой Родины, для единоплеменных, единоверных и союзных с нами народов. О необходимости искупления падшего человечества. Беседа в навечерие Богоявления Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. ( Тит.2:11–14 ). Для любомудрствующего ума может представиться вопрос, почему для спасения людей нужно было пришествие на землю Сына Божия, продолжительное пребывание Его на земле, ужасные страдания, смерть, погребение – и потом уже воскресение и торжественное откровение тайны искупления чрез ниспослание на землю Духа Святого. Разве нельзя было спасти людей и без этого? Если человек согрешил и отпал от Бога, а Богу благоугодно было спасти его, то разве нельзя было сделать это проще: простить ему грех и ввести его в рай на первое блаженство? Ведь для Всемогущего все возможно, а для Всеблагого разве невозможно было простить человеку грех , не наказывая его? Если человеку нужно было освящение, сила для борьбы с грехом, помощь и укрепление в добре, то разве невозможно было для благости Божией даровать Свою благодать спасительную чрез Святого Духа без воплощения Сына Божия и без страдания и смерти Его? Да, и сие возможно было для благости и всемогущества Божия. Что же препятствовало так сделать?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Совершенно безумна мысль спасти человечество одним учением. Уж сколько раз твердили миру различные учения, да только все не впрок. И когда на Христа начинают смотреть лишь как на учителя, то лишают все христианство всякой жизненной силы и жизненного значения. И слово Божие, и писания святоотеческие настаивают на том, что Христос есть воплотившийся Сын Божий, Единосущный Богу Отцу. Без воплощения Сына Божия невозможна новая жизнь человечества. Любовь Божия к миру в том и открылась, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1Ин.4:9). Бог даровал нам жизнь вечную, и эта жизнь в Сыне Его. Вот почему имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни (1Ин.5:1112). Христиане - новая тварь (2Кор.5:17; Гал.6:15), и дело Христа - создание именно этой новой твари. Чем же создана эта новая тварь из " ветхого человека " ? Она создана воплощением на земле Единородного Сына Божия и Его вочеловечением, как исповедуем это мы и в Символе веры, а не одним только учением Иисуса Христа. Древнецерковные писатели даже утверждают, что учение Христа ничего существенно нового, сравнительно с Ветхим Заветом, в себе не заключало. Новое в Новом Завете есть именно самое воплощение Сына Божия. " Читайте,- пишет св. Ириней Лионский,- внимательнее данное нам апостолами Евангелие, и читайте внимательнее пророков, и вы найдете, что вся деятельность, все учение и все страдание Господа нашего предсказано ими. Если же у вас возникнет такая мысль, и вы скажете: " Что же нового принес Господь пришествием Своим? То знайте, что Он принес все новое тем, что Он, возвещенный, принес Себя Самого. Ибо это самое и было предсказано, что придет новое, что обновит и оживотворит человека... Он принес Себя Самого и даровал людям возвещенные прежде блага, в которые Ангелы желали приникнуть " (Против ересей. IV,34,1). " Сын Всевышнего стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим " (III,10,2). " Слово Божие Иисус Христос, Господь наш, по неизмеримой благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он " (V.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/220/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010