Ответить на этот вопрос вызвались клеветники и человеконенавистники. «Само по себе взятое, — говорили и писали они, — учение, известное под именем доктрины вяленой воблы, не только не заслуживает порицания, но даже может быть названо вполне благонадежным. Но дело не в доктрине и ее положениях, а в тех приемах, которые употреблялись для ее осуществления и насчет которых мы, с самого начала, предостерегали тех, кому ведать о сем надлежит. Приемы эти были положительно негодны, как это уже и оказалось теперь. Они носили на себе клеймо того где паскудного либеральничанья, которое уже столько раз приводило нас на край бездны. Так что ежели мы еще не находимся на дне оной, то именно только благодаря здравому смыслу, искони лежавшему в основании нашей жизни. Пускай же этот здравый смысл и теперь сослужит нам свою обычную службу. Пусть подскажет он всем, серьезно понимающим интересы своего отечества, что единственный целесообразный прием, при помощи которого мы можем прийти к какому-нибудь результату, представляют ежовые рукавицы. Об этом напоминают нам предания прошлого; о том же свидетельствует смута настоящего. Этой смуты не было бы и в помине, если б наши предостережения были своевременно выслушаны и приняты во внимание. «Caveant consules!» [Пусть консулы будут бдительны! (лат.)] — повторяем мы и при этом прибавляем для не знающих по-латыни, что в русском переводе выражение это значит: не зевай!» Таким образом, оказалось, что хоть и провялили воблу, и внутренности у нее вычистили, и мозг выветрили, а все-таки, в конце концов, ей пришлось распоясываться. Из торжествующей она превратилась в заподозренную, из благонамеренной — в либералку. И в либералку тем более опасную, чем благонадежнее была мысль, составлявшая основание ее пропаганды. И вот в одно утро совершилось неслыханное злодеяние. Один из самых рьяных клеветников ухватил вяленую воблу под жабры, откусил у нее голову, содрал шкуру и у всех на виду слопал… Пестрые люди смотрели на это зрелище, плескали руками и вопили: «Да здравствуют ежовые рукавицы!» Но История взглянула на дело иначе и втайне положила в сердце своем: «Годиков через сто я непременно все это тисну!» Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/skazki-saltykov...

Бывают такие обстановочки, когда подлинного ума-разума и слыхом не слыхать, а есть только воблушкин ум-разум [советы вяленой воблы иносказательно отражают упадок общественного сознания в обстановке политической реакции 80х годов, когда «широкий простор для применений» получила «теория малых дел» («воблушкина доктрина»)]. Люди ходят, как сонные, ни к чему приступиться не умеют, ничему не радуются, ничем не печалятся. И вдруг в ушах раздается успокоительно-соблазнительный шепот: «Потихоньку да полегоньку, двух смертей не бывает, одной не миновать…» Это она, это воблушка шепчет! Спасибо тебе, воблушка! правду ты молвила: двух смертей не бывает, а одна искони за плечами ходит! Не явись на выручку воблушка, одно бы осталось — пропасть. Но она не только на убежище указала, а целую цитадель создала. Да не такую цитадель, в которой сидят озорники да курьезы подыскивают, а заправскую цитадель, при взгляде на которую и мысли о брешах никому не придет! Вот уж там-то все шито да крыто, там-то уж ни о каких привесках и слыхом не слыхать! Есть захотелось — ешь! спать вздумалось — спи! Ходи, сиди, калякай! К этому-то и привесить-то ничего нельзя. Будь счастлив — только и всего. И сам будешь счастлив, и те, которые около тебя, — все будете счастливы! Ты никого не тронешь, и тебя никто не тронет. Спите, други, почивайте! И нашаривать около вас не для чего, потому что везде путь торный и все двери настежь. «Вперед без страха и сомненья!» [начальная строка стихотворения А.Н.Плещеева, ставшая студенческой песней, иронически используется Салтыковым-Щедриным], или, говоря другими словами, шествуй в надлежащее место! — И откуда у тебя, воблушка, такая ума палата? — спрашивают ее благодарные пискари, которые, по милости ее советов, неискалеченными остались. — От рожденья бог меня разумом наградил, — скромно отвечает воблушка, — а сверх того, и во время вяленья мозг у меня в голове выветрился… С тех пор и начала я умом раскидывать… И действительно: покуда наивные люди в эмпиреях витают, а злецы ядом передовых статей жизнь отравляют, воблушка только умом раскидывает и тем пользу приносит.

http://azbyka.ru/fiction/skazki-saltykov...

Затем высказал я и другую мысль, что и вообще, а особенно для детских богослужений было бы полезно и назидательно читать евхаристическую молитву вслух, что у меня есть уже изложение этой молитвы, приспособленное для детей, когда я на курсах (для учителей церковно-приходских школ – Л.А.), на практическом уроке вел именно разработку этого отдела. И.П.Щербов просил меня в ближайшее собрание (по средам бывают) сделать об этом небольшой реферат...Вопрос нашей церкви затянулся. Сначала были с Б.А.Тураевым в Комитете юстиции о разрешении продолжать служение в старом храме; представляли все документы. Нельзя. Начали искать помещение. Нашли у Колесникова (Биржевая линия д.8 кв.19). Церковь взяли из госпиталя 166-го. Опять было препятствие: квартира снята Оптическим институтом, предложили к Бенешевичу. Осмотрели: там другой план, а одной комнаты мало. Решили (остановиться – Л.А.) на кв. 19. Устраиваемся. Поехал в Комитет юстиции за разрешением, предварительно озаботившись ордером от Центральной жилколлегии. Подал заявление в районный жилотдел о технико-санитарном осмотре. В Комитете юстиции встретил А.Н.Лебедева, который, вместе с инструктором Масальским посоветовал просить в спешном порядке осмотреть церковь и разрешить служить по-прежнему. Подал тут же заявление; завтра, 25-го, будет осмотр. По поводу разрешения отслужить вчера и сегодня в (старой) церкви обращался к университетскому служителю Озерову, председателю церковного отдела в совдепе. Принял небрежно, грубо, хотел сначала переговорить по телефону с Комитетом юстиции. Но Тураевы не посоветовали на другой день ходить унижаться. Служил вчера и сегодня, – вместо этого, – в церкви Св. Екатерины; говорил слово. Председатель просветкомиссии приходского совета Н.А.Булгаков, профессор, просил во вторник провести беседу в их кружке. Познакомился с С.Е.Советовым, молодым человеком (23 года), доктором, горячим работником в разных религиозно-просветительных кружках. По совету Тураевых был вчера у Л.П.Карсавина (проректора б. Историко-филологического института), просил устроить Верочку в гимназию при институте. Свел меня в канцелярию, где я подал прошение, пометив 16 августа и – зачислили. Слава Богу! Шура подает прошение в Консерваторию завтра, а Боря на днях – в Университет, на факультет общественных наук, по юридическо-политическому отделению. Коля, если не мобилизуют, думает в ново открывающийся Географический институт. Был 22-го у Тищенко и Шахматова. Больше всего удручает всех голодовка. Цены на продукты громадные, да многого и достать нельзя. Хлеб в обрез, приходится очень сокращать аппетит, полуголодать; обеды – все вобла и вобла, как разнообразие – селедка. Хорошо еще Боря снабжает иногда мукой или хлебом, – иначе совсем было бы плохо. Все ездят за продуктами, и в этом проходит жизнь. Масса времени уходит на всякие посторонние хлопоты, очереди и т.п., и все в ущерб дому. Наши тоже ездили в Петрозаводск и привезли картофель и зелени.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Мы любим православные праздники. Любим дни, когда совершается память наиболее близких и дорогих нам святых. На Крестовоздвижение и на Введение, на Сретение и «на Николу» (вешнего или зимнего) храмы у нас всегда полны. И нас совершенно не смущает то, что в обычное, рядовое воскресенье народу в храме меньше, и желающих причаститься Святых Таин тоже меньше — порой раза в три: «то праздник был, а то обычный день…». Протоиерей Андрей Ткачев, настоятель прихода во имя преподобного Агапита Печерского в Киеве, один из самых активных и решительных православных проповедников нашего времени, помогает нам увидеть ситуацию иначе. Давайте расчистим площадку под строительство. Давайте назовем главный праздник. Это — Воскресенье. Не в смысле Пасхи — раз в год, а в смысле еженедельного литургического собрания в первый день недели ради проповеди о Воскресшем и причащения. Это — главное. Если это для кого-то не главное, то разговор не получится и удочки придется сматывать. Воскресная Литургия выше по смыслу, чем праздник Петра и Павла, потому что Петр и Павел еще были живы, а Церковь росла и набиралась сил через воскресную проповедь и Евхаристию. Все праздники в честь Богоматери по значению и церковному осмыслению ниже (кто-то уже схватился за сердце!) любой воскресной Литургии. Ниже. Меньше. Альфа и Омега, начало и конец — это Христос, Который был мертв, но вот — жив, и жив во веки веков. Аминь! Если эту простоту и изначальную чистоту литургического сознания в души крещеных людей, как саженцы, не высаживать, то будет та каша, что есть сейчас. Будет то смутное и расплывчатое благочестие, в котором — у каждого своя — плавает «глупая вобла воображения». Во главе всего и всех — Христос и наше, ради Него, евхаристическое собрание в воскресный день, прежде всего. А если «на Николая зимнего» храм битком набит, а в рядовое воскресенье — в три раза меньше молящихся, то это диагноз, при котором человек если и жив, то лишь по милости, а не по состоянию. Давайте говорить по существу и учить людей правде, как бы строга и проста она ни казалась. Давайте оставим угождение сентиментально-нежной душе нашего благочестивого и неученого народа и расположим буквы не в кучу, но в порядке алфавитной очередности. И первой и последней буквой этого алфавита, как уже сказано, Альфой и Омегой его, будет воскресший из мертвых Сын Божий.

http://pravoslavie.ru/61875.html

Затем высказал я и другую мысль, что и вообще, а особенно для детских богослужений было бы полезно и назидательно читать ев­харистическую молитву вслух, что у меня есть уже изложение этой молитвы, приспособленное для детей, когда я на курсах (для учителей церковно-приходских школ - Л.А.), на практическом уроке вел именно разработку этого отдела. И.П.Щербов про­сил меня в ближайшее собрание (по средам бывают) сделать об этом небольшой реферат...Вопрос нашей церкви затянулся. Сначала были с Б.А.Тураевым в Комитете юстиции о разрешении продолжать служение в старом хра­ме; представляли все документы. Нельзя. Начали искать помеще­ние. Нашли у Колесникова (Биржевая линия д.8 кв.19). Церковь взяли из госпиталя 166-го. Опять было препятствие: квартира снята Оптическим институтом, предложили к Бенешевичу. Осмотрели: там другой план, а одной комнаты мало. Решили (остановиться - Л.А.) на кв. 19. Устраива­емся. Поехал в Комитет юстиции за разрешением, предварительно озаботив­шись ордером от Центральной жилколлегии. Подал заявление в районный жилотдел о технико-санитарном осмотре. В Комитете юстиции встретил А.Н.Лебедева, который, вместе с инструктором Масальским посо­ветовал просить в спешном порядке осмотреть церковь и разрешить служить по-прежнему. Подал тут же заявление; завтра, 25-го, бу­дет осмотр. По поводу разрешения отслужить вчера и сегодня в (старой) церкви обращался к университетскому служителю Озерову, председателю церковного отдела в совдепе. Принял небрежно, гру­бо, хотел сначала переговорить по телефону с Комитетом юстиции. Но Тураевы не посоветовали на другой день ходить унижаться. Служил вчера и сегодня, - вместо этого, - в церкви Св. Екатерины; говорил слово. Председатель просветкомиссии приходского совета Н.А.Булга­ков, профессор, просил во вторник провести беседу в их кружке. Познакомился с С.Е.Советовым, молодым человеком (23 года), доктором, горячим работником в разных религиозно-просветительных кружках. По совету Тураевых был вчера у Л.П.Карсавина (проректора б. Историко-филологического института), просил устроить Верочку в гимназию при институте. Свел меня в канцелярию, где я подал прошение, пометив 16 августа и - зачислили. Слава Богу! Шура подает проше­ние в Консерваторию завтра, а Боря на днях - в Университет, на факультет общественных наук, по юридическо-политическому отделению. Коля, если не мобилизуют, думает в ново открывающийся Географический институт. Был 22-го у Тищенко и Шахматова. Больше всего удручает всех голодовка. Цены на продукты громадные, да многого и достать нельзя. Хлеб в обрез, приходит­ся очень сокращать аппетит, полуголодать; обеды - все вобла и воб­ла, как разнообразие - селедка. Хорошо еще Боря снабжает иногда мукой или хлебом, - иначе совсем было бы плохо. Все ездят за продуктами, и в этом проходит жизнь. Масса времени уходит на всякие посторонние хлопоты, очереди и т.п., и все в ущерб дому. Наши тоже ездили в Петрозаводск и привезли картофель и зелени.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

В корзине обнаружено грязное и чистое белье, вобла, два веника, принесенных из бани, и мочалка. В проходе между клиросом и алтарем на алтарной стене повешена большого размера 2,5 метров картина с изображением Николая II и других лиц царственного Дома Романовых и его свиты. На жертвеннике ранней литургии под клеенкой обнаружено семь разных акафистов, напечатанных на пишущей машинке, четыре экземпляра воззваний ярославских епископов, размноженных на множительном аппарате. В печке между клиросом и ризницей обнаружена изорванная на мелкие клочки разного рода переписка, написанная от руки и на машинке, в том числе клочки перепечатанной на машинке выписки из зарубежных газет, последние новости контрреволюционного духа. В ризнице в шкафу обнаружено воззвание епископа Дамаскина и различная переписка контрреволюционного характера, а также фотокарточки». В тот же день или той же ночью настоятель храма отец Василий Верюжский был арестован; вероятно, и на «осмотр» он уже был доставлен под конвоем. О результатах »осмотра» чекисты не преминули упомянуть в «Обвинительном заключении» и даже поместили фотографию обнаруженной на алтарной стене «контрреволюционной» картины, «тайно сохраняемой и скрытой от гражданских властей, как священная реликвия», а именно большой картины «Освящение храма в присутствии царя Николая II». Там же особо отмечалось, что руководители организации символизировали этот храм как «воскресение монархии на крови», при этом он именовался «резиденцией центра» организации и «открытой трибуной для антисоветской агитации и пропаганды монархических идей». В январе – феврале 1930 года были арестованы председатель «двадцатки» храма, Сазонов Михаил Иванович, и члены «двадцатки» – Ругин Иван Дмитриевич, Колобков Нил Александрович и еще целый ряд иосифлян, монашествующих и мирских, питерских и странствующих. Среди арестованных оказался и ссыльный харьковский священник Николай Загоровский, на допросах подтвердивший свою принадлежность к иосифлянам. Всего по данному делу было арестовано сорок шесть человек, в их числе, кроме архиепископа Димитрия, пять петроградских священников, а также клирики и монашествующие Перекомского монастыря под Новгородом, связанные с питерским «центром» и привлеченные к делу ленинградцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Но для того, чтобы правители могли оседлать волну, она должна была подняться — и подняли эту волну отнюдь не политтехнологи. Лютер, Кальвин, Цвингли, Нокс, были людьми довольно тяжёлыми в обращении, но вот кем они точно не были — так это политтехнологами. Их много в чем можно упрекнуть — но только не в цинизме. Они были абсолютно искренни. Они были готовы на изгнание, муки и смерть ради того, что они считали самым важным. Это были глубоко трагические фигуры, люди, полностью приверженные своей стороне правды — и не способные увидеть ее другую сторону. Апостол Павел сказал о своих соплеменниках «свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. (Рим.10:2)». Эти слова можно отнести и к реформаторам — рассуждения, кротости, мирного духа, смирения, там отчётливо не хватало, а вот ревности по Богу было много. Что Христос спасает уповающих на Него, это непреложная истина, только зачем же стулья ломать? Это были люди, главным интересом в жизни которых был Бог; их главной любовью и предметом безоговорочной преданности был Бог; их неспособность к компромиссу, их тяжёлая непримиримость, их твёрдость до смерти в отстаивании того, что они увидели в Писании, была оборотной стороной их убеждённости, что в вопросах отношения к Богу и Его слову любой компромисс пахнет предательством. Все, что их интересовало — это слава Божия и вечное спасение верующих. Их трагические ошибки — это ошибки фанатиков, а не холодных циников. Автор текста про «реформацию РПЦ» похож на Лютера не больше, чем мороженая вобла на тунгусский метеорит. Его не интересует Бог. Его не интересует вечное спасение. Его претензии относятся к тому, что «РПЦ МП сегодня ясно показывает, что ее приоритет — не интересы паствы и защита этих интересов, а выгодное место в политико-административной машине существующего режима». Что Церковь существует для «защиты интересов» кого бы то ни было — это чрезвычайно странная идея для любого верующего, хотя и родная для политтехнолога. Для верующего человека Церковь существует для прославления Бога и для вечного спасения душ.

http://pravmir.ru/a-u-vas-tonzura-otklei...

Мы спускались вниз, соображая чего бы такого вкусненького отнести Тим Тимычу. — Вот ты, — сказал Петька, — если бы ты заболел, какую бы ты захотел получить от меня передачу? Я, не задумываясь, воскликнул: — Воблу! Больше ничего! — И я воблу! — сказал Петька. — Мужчине в больнице только вобла нужна! — Он тут же приуныл. — А пиво? Они же все воблу пивом запивают… Денег нет на пиво… — А вобла у тебя есть? — спросил я. — Заперта от меня вобла. Вот уже целых два дня, а в моем теле соли мало… — От меня ничего не запирают, — похвалился я. — Только если возьму воблу без спроса, меня ожидает самая страшная кара. Петька стал меня уговаривать: — Мы же не сами ее съедим. Человеку же отнесем. И какая может быть самая страшная кара?.. А? Я не решался. Петька не отставал: — Возьми. Не трусь. А я, была не была, сдам молочные бутылки, и купим пиво. Человек же дороже воблы и молочных бутылок! Ну? Я больше не мог раздумывать, потому что не меньше Петьки любил Тим Тимыча. Мы пошли ко мне домой. Я снял с гвоздика связку воблы. На шпагате оставалось еще штук двадцать серебристых, с раздутыми от икры боками рыбешек. Я выбрал три самые большие. — Семь бед — один ответ, — сказал Петька, намекая еще на парочку вобл. Я снял две воблы поменьше. Петька заклянчил: — И мне дай… одну… в долг до завтра… У меня соли мало в теле… — Пошли! — крикнул я. — И так попадет! Она у отца на вес золота! Петька надулся. Мы пошли к нему за молочными бутылками. Он взял в кухне пять бутылок, положил их в нейлоновую авоську и сказал: — Теперь бутылки будут запирать… Мы сдали их, купили в «Гастрономе» пиво и пошли в больницу. Она находилась недалеко от нашего дома. В приемном покое мы прочитали список продуктов, которые разрешалось передавать больным. Вобла и пиво не были там указаны. Поэтому я переложил воблу из авоськи в карманы. Петька быстро заткнул бутылки с пивом за пояс, ахнул, встал на цыпочки и глупо заулыбался, как будто входил в ледяную воду. Ведь бутылки были очень холодными, а он их сразу прижал к животу.

http://azbyka.ru/fiction/dva-bileta-na-e...

30/V 37 г. Люб тебя тв дядя. Вчера (30-го) получил и посылку, в ней все в целости (глав­ное — твоя прекрасная вобла В лю за книгу бл , в будущем надо будет иметь в виду потребность: “Цуси­ма” 2 т и др. историч мемуары и записки в но­вом изд . За все, за все бл рю! ______________ 33. # Дорогая и родная плем ца моя, Варя с дом ми твоими, здравствуйте! Получил я от тебя и деньги (20 р ) — благодарю, а теперь жду письмеца. Я что-то частенько стал болеть головой со рвотой желчью (как бывало) — по-видимому на нервной почве — различные волнения… кишечник бывает причиною, но не так часто, как раньше Наконец-то вчера (8/VI) до­ждался и письмеца, уж очень ты редко пишешь… З шку благодарю за послушание р Б . А на Арх Б роптать нельзя, д Г ст ц строгий, кормит твердой пищею, а сиротки мал-мала меньше — им требуется [пока не подрастут] еще молочко и люб рука мамаши 96 … А для меня словечко д Г — мне лю­бо — спасиБо! Какая ты, Варинька, непонятливая: сон о Purg’e был виден 5/V 37 г. ст. ст. Заботливость родных Ели­з меня радует, а Ел з молчание печалит Г с в . Простите. С завтр м Празд­н м! Конв ты хороши. 9/VI 37 г. Люб тебя тв дядя. ______________ 34. # Дорогая и родная плем ца моя, Варя с дом ми твоими, здравствуйте! Вчера (28/V ст. ст.) [в вечеру] получил ваше поздр письмо (от 4/VI) с мам карточкой 97 , за что благ рю, но как-то жалко ее, что она хотя карточкой по­пала туда, где очень часто — в безумии — и это, м б , послужит оправданием, так поносится, так унижается дорогое имя матери и слышатся прочие “безумные и бого­мерзкие глаголы”! О, Боже, мой! О, Боже, мой! От этаго мои страдания, моя болезнь увеличиваются… Но за все бл ­рю Тя, Г ди! Бл рю тебя за слово утешения, только не смущайся: Purg приходил ко мне , а не за мной — по чувству сердца — и целовал м , приветствуя и благодаря за мое поучение. Ок­но настоят но чините. Ж. полезнее не скорбеть, а иметь “усталость” — как сказано: “виждь с е и тр м и ос ви в г м ” 98 Вы вдвоем с т Кс — “Ту Есмь п их” (ср. Мф 18:20) — желаю вам успеха Бл Г на вс в

http://pravmir.ru/pisma-iz-zaklyucheniya...

Алла 26 декабря 2019, 22:33 Любовь, ну а как же опека должна была об этом узнать, если не нужно, как вы выражаетесь, " лезть в чужой холодильник " ? Кто-то " полезет " и потом об этом расскажет опеке, только так и откроется всё. Но, увы, в случае этой девочки никто никуда не " донес " . И она так и жила с нерадивой мамой. Елена 26 декабря 2019, 21:20 Алла, почему вы настойчиво пытаетесь свести всё к теме насилия в семье? Речь о том что органы опеки забирают детей из вполне нормальных семей, где детей не бьют и родители не пьют. Таких примеров масса. В нашем доме опека полгода терроризировала мать-одиночку с тремя детьми. Потому что соседка снизу накатала на неё жалобу в опеку. Дети, видите ли, мешают своим шумом этой озлобленной бездетной мадам. И она написала что " как ей кажется " детей там истязают. И всё! Опека прицепилась к этой мамочке, постоянно приходила с проверками, поставили на учёт, приходили к детям в школу. Короче превратили жизнь в ад! Чем бы всё закончилось неизвестно, но мать просто вывезла детей к родственникам в РБ. Мария 26 декабря 2019, 19:30 А я согласна с Аллой. Мы с моим однокурсником поженились в 18. Этим летом получили диплом. Пошли работать по специальности, поэтому зп пока маленькие. Живем на съемной квартире, денег почти ни на что не хватает, родителям приходится нам помогать. Какие нам еще дети? Мы им ничего не сможем дать, мы и себе-то те же пресловутые вкуности еле покупаем. Лет еще пять, как минимум, не будем и думать о ребенке. А по-хорошему, как мне кажется, до 30 лет без богатых родителей на ноги не встать. Любовь 26 декабря 2019, 19:15 Алле:Вам никто здесь и не писал, что отделов опеки и попечительства не должно быть. Никто не писал, что они не должны выполнять свою работу.Должны.Никто не писал,что одна селёдка с картошкой-это нормально. Это не нормально, я об этом, в своём комментарии и написала(одна вобла с сухарями, пиво и водка).Вы же здесь всех форумчан передёргиваете и вырываете слова из контекста. Либо, Вы просто заблуждаетесь, думая, что люди в принципе против существования опеки как таковой, я так понимаю. Люди против её беспредела. И небезосновательно.

http://pravoslavie.ru/126603.html

   001    002    003    004   005     006