С.83, 110 Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.53 Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1908. Т.2. С.: 123-125, 142, 143 Позднее основного храма построена каменная колокольня. В описи Бартенева упоминается «колокольница деревянная прирубленная». Колокольня смещена с главной оси храма и отделена от него папертью. Точная дата построения колокольни неизвестна, но по своим формам она близка к шатровым колокольням XVII века и напоминает колокольню церкви Николы на Пыжах в Москве, хотя имеет свои специфические черты. Три яруса четвериков, опирающихся на мощный белокаменный цоколь и отделенных друг от друга поясками, на углах имеют широкие лопатки, разделенные на три яруса тесанными из кирпича деталями баз и капителей. На ярусах для освещения помещений сделаны окна, обрамленные наличниками из профилированного кирпича. С южной стороны второго яруса устроено спаренное окно с богатым наличником. Восьмигранный шатер опирается на 8 столбов, соединенных арками с довольно сложным профилем. Вершины арок расщеплены. На гранях шатра по осям арок устроены слухи в виде арочных проемов обрамленных треугольными фронтончиками, опирающимися на миниатюрные пилястры. На верху шатра укреплена кирпичная восьмигранная шейка, а на ней луковицеобразная главка. Столбы опор вертикальными прорезями разделены на три части, что зрительно усиливает несущую способность опор. Источник: Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI — начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с. Крыльцо собора — это сложная архитектурно­-скульптурная композиция, находящаяся в органической связи с основным зданием и колокольней. Как известно, в русской архитектуре крыльцо всегда имело немаловажное значение не только с практической стороны, но и как чисто декоративный элемент здания. Крыльцо — это парадный вход в сени или на галерею. Однако только в XVII веке появилось отдельно стоящее крыльцо, которое соединялось с галереей через лестницу на «ползучих» арках.

http://sobory.ru/article/?object=04950

В 1919 г. под давлением властей насельницы Л. м. были вынуждены «самореорганизоваться» в сельскохозяйственную трудовую артель, получив в распоряжение весь сельхозинвентарь и 560 дес. земли. Председательницей артели стала игум. Агния (Благовещенская), членами - насельницы. Председатель Петроградского церковного совета прот. Михаил Чельцов не только санкционировал данную «самореорганизацию», но и написал на представленном к утверждению экземпляре устава: «Иметь как образец в женских монастырях» (РиЦ. 1920. 9/12. С. 59). Леушинская сельхозартель вскоре стала одной из лучших на территории Череповецкой губ. К 1920 г. сестры построили 1-ю в округе паровую электростанцию-мельницу, обеспечили существование при обители детской школы-коммуны «Новая жизнь», активно включились в кампанию по ликвидации безграмотности. Многочисленные проверяющие высоко оценивали деятельность артели и ее председательницы. Так, инспектор, посетивший Леушино 17 апр. 1921 г., отчитывался: руководитель артели (т. е. игум. Агния) «стоит звания Творца Нового Светлого Будущего Нашего Социалистического Отечества. Честь и слава членам Леушинской трудовой артели, достойным труженикам в нашей Молодой С[оветской] Республике». Чиновник Богданов отметил: несмотря на то что работницы «в черных клобуках ходят, а своей работой доказали, что они Красные Герои Труда» (ЧерМО. Ф. 8. Оп. 5. Л. 6-6 об.). В 1920 г. завгубземом Тимохин предпринял попытку добиться переименования Леушинской сельхозартели в коммуну; правда, «по несознательности членов (слово Коммуна для них отрицательное)» эта попытка не удалась (Там же. Л. 3 об.- 4). Несмотря на смену офиц. наименования, Л. м. в 1919-1923 гг. продолжал оставаться полноценной обителью. Не прекращались богослужения во всех монастырских и скитских храмах, сестры неуклонно соблюдали келейное правило. Регулярно проводились иноческие постриги. Только с 1919 по 1928 г., по неполным данным, было совершено 105 постригов, из них 10 в схиму. Последний постриг, зафиксированный в архивных документах, состоялся 20 марта 1928 г. При этом число насельниц постепенно сокращалось, достигнув к 1923 г. 350 чел. (настоятельница-игумения, схиигумения на покое, игумения на покое, 5 схимонахинь, 138 монахинь, 67 послушниц, 137 «проживающих по паспортам»).

http://pravenc.ru/text/2463615.html

Вместе с четырьмя парами резных ангелов херувимы представляют в Спасском иконостасе иерархию небесных сил. Из десятков херувимов Спасского собора, располагавшихся не только в иконостасе, но и в оформлении клиросов и иконных киотов на алтаре, сохранилось всего 4. Они различны по манере резьбы и размерам. Два херувима, ныне хранящиеся в Успенской церкви, соответствуют тем, что видны на фотографии иконостаса. Саваоф. Из двух распространенных в декоре иконостасов вариантов изображения Саваофа в Спасском иконостасе использован наиболее популярный: поясное прямоличное изображение Ветхого деньми на облаках, благославляющего на две стороны. Из сопоставления с фотографией Спасского иконостаса видно, что имеются утраты надставных частей в нижнем ярусе облаков. Надставные кисти рук Саваофа, имевшие сколы на момент фотографирования, заменены, очевидно, руками других фигур, при этом утрачено благословляющее перстосложение. Нимб также подобран он не примыкает вплотную к голове Саваофа и не имеет характерной звездчатой проработки. Саваоф с двумя ангелами и двумя херувимами по сторонам присутствует на сени царских врат из Благовещенской церкви г. Каргополя (1692). В Енисейске комплекс практически повторен: два ангела с «рипидами» стоят по сторонам Саваофа, над ним описью отмечены четыре херувима. Композиция имеет непосредственное отношение к комплексу царских врат, но особенно сенью не является. Ангелы. В составе скульптурного декора Спасского иконостаса присутствуют фигуры восьми ангелов. Они фланкируют центральное прясло, чередуясь со столбцами. В местном ряду по сторонам царских врат высота фигур ангелов (вместе с подножиями в виде облаков) равна высоте местных образов – около 1,5 а. В воздетых руках ангелы держали трубы, утраченные к 1868 г. опись 1868 г. обозначает привратные фигуры как архангелов. Поскольку столбцы с виноградными кистями опираются прямо на нимбы ангелов, их фигуры можно рассматривать как своего рода кариатиды. В апостольском чине пара ангелов с рипидами в руках вместе с профилированными подставками и нимбами имеет высоту соседних икон – 1а, 1 в.

http://sobory.ru/article/?object=15136

Вероятно, уже к 1695 г. колокольня была каменной. На 2-м ярусе находилась ц. прор. Даниила, а собственно колокольня - на 3-м ярусе, к-рый имел открытые на все стороны арочные пролеты. В 1779 г. по настоянию архим. Мелхиседека (Значко-Яворского) из-за аварийного состояния колокольни Данииловская ц. была закрыта, а иконостас перенесен в Благовещенский храм на 2-м этаже древнего собора. В помещении церкви был устроен склад. В 1828-1830 (1829-1833?) гг. по проекту архит. А. И. Меленского колокольню надстроили облегченным 4-м восьмигранным ярусом с 8 круговыми арочными пролетами. Поставленный на четверик, этот дополнительный ярус не имел перекрытия и возвышался над колоколами. На колокольне находились 3 больших и 5 малых колоколов. Самый большой (100 пудов) был отлит 20 апр. 1690 г. на средства мещанина Т. Петровича Железного Гроша; старейший малый датирован 1621 г., 18-пудовый - 1643 г. и «субботник» - 1657 г. На колокольне также был поставлен «зигар сутковый» (часы) козелецкого мастера П. Зарина. В 1871 г. в помещении Данииловской ц. разместили ризницу и архив; для большей устойчивости здания въездные ворота заложили, а проезд был пробит в стене рядом с колокольней. Взрыв пороховых складов на Зверинце в июне 1918 г. повредил колокольню: возникла сквозная трещина на вост. стене, был разрушен верхний ярус. В 20-х гг. XX в. в колокольне были устроены жилые помещения для рабочих. Реставрация произведена в 1965-1966 гг. (архит. В. Т. Шимко) и в 1971-1973 гг. (коллектив Быковой). После передачи строения мон-рю здесь возобновили храм прор. Даниила, к-рый был расписан в народном стиле. Большие братские кельи Жилища иноков изображены на плане Ушакова 1695 г. В XVIII в. вдоль стен были выстроены деревянные малые кельи. В 1811 г. пожар уничтожил большинство помещений. К 1814 г. на их месте вновь построили деревянные здания, к дек. 1846 г. по проекту архит. П. И. Спарро - каменный корпус (на 1-м этаже - 12 комнат, на 2-м - 4 комнаты с мезонином). В 1901-1902 гг. по инициативе архим.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

8 Русские Достопамятности, ч. I, М. 1816, стр. 82–85; М. Владимирский–Буданов, Христоматия по истории русского права, изд. 2, Киев, вып. I, стр. 239–240. 9 Преосв. Макарий, История русской церкви, СПБ. 1860, IV, стр. 210, 361. II. С. Р. Л., VI, 284. 10 A. Охсенов, Полит. отношения моей, госуд. к югорской земле, Ж. М. Нар. Просв., 1891, т. 273, стр. 247 и след. 11 Летопись Двинская, изд. 1889, стр. 3. – Двинский край был разделен на погосты (II. С. Р. Л. III, 81). 12 Походы новгородцев на север обыкновенно сопровождались сбором дани или окупа (Новг. I, II. С. Р. Л. III, 99; II. С. Р. Л. VIII, 71 и т. п.; см. также II. С. Р. Л. VIII, 51). – После похода Дмитрия Донского на Новгород (в 6894 – 1386 году), новгородцы должны были выплатить ему 8000 рублей. 3000 рублей они взяли с полатей у святые Софии, а 5000 рублей «докончили великому князю на Заволоческой земли» (II. С. Р. Л. т. VIII, 51). См. также: А. Никитского, Очерк внутренней истории Пскова, СПБ. 1873, стр. 66–67. 13 Известные ныне жалованные новгородские грамоты очень скупы на льготы (см. напр. грамоту в А. И., т. I, 17, стр. 26). Грамоты посадников монастырям иногда принадлежали, повидимому, к частно владельческим актам (А. Юр. 110, VI, стр. 145 и т. п. – Сравн. Н. Костомаров. Северно-русск. народоправства, СПБ. 1863, II, 379). Между жалованными грамотами, отобранными у монастырей и хранящимися в Московском Архиве Министерства Юстиции, очень немного льготных новгородских (См. также. Мейчик, Грамоты XIV и XV в. Моск. Арх. Мин. Юст., М. 1883, стр 11; А. Э. I, 4, стр. 2; Владимирский-Буданов, о. с., вып. I, стр. 115–116; Е. В. Барсов , Палеостров и его судьба и значение в обонежском крае, Чт. О. И. и Др. Росс. 1868, I, 23; Изв. Имп. Ак. Н., т. VIII, вып. V). 15 А. И., т. I, 7, стр. 16 (1391–1397 г.); 77, стр. 126–127 (1463 г.); 82, стр. 130 (1467 г.); 277, стр. 508–510 (1462–1464 г.). – Р. И. Б. т. VI, 26, стб. 229–232 (1392 г.); 27, стб. 232–234 (1395 г.); 47, стб. 401–402 (1419 г.); 97, стб. 696–698 (1463 г.), 98, стб. 699–704 (1463–1465 г.); 101, стб. 713–722 (1467 г.) и друг. – Подобные посягательства, делавшие рискованным монастырское землевладение, вместе с недостаточною производительностью земли, и были, вероятно, причинами слабого (сравнительно) развития землевладение среди северных монастырей новгородского происхождения. Располагая иногда довольно значительными деньгами (Чт. О. И. и Др. Росс. 1868, I, 28), они тем не менее даже в период новгородской самостоятельности редко употребляли их на приобретение земель и их распашку. Когда в 1478 году Иван III покорял Новгорода он взял половину волостей только у шести монастырей (Юрьева, Аркажского, Благовещенского, Никольского в Неревском конце и Михайловского на Сковородке), у других же монастырей земли не взял: «они де убоги, земли у них мало» (Новгор. летоп., изд. археогр. комм., 1879, СПБ., летопись по архив, сборнику, стр. 56). О дальнейшей судьбе земле владения монастырей новгородского происхождения см. ниже в приложении к главе I.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Осмотр Успенского Псково-Печёрского монастыря начинается с его юго-западной стороны, куда можно пройти по тенистой аллее вдоль крепостной стены. Именно отсюда хорошо просматриваются пять башен из восьми. Слева, в западном углу монастыря, стоит Тайловская башня. Высота её около 17 метров. В башне 37 бойниц. Далее, на дне оврага, - самая высокая, четырёхугольная башня Верхних решёток. У основания её вставлена железная решётка для пропуска воды ручья Каменец, в прошлом глубокого водного потока. Высота башни достигает 25 метров. На правом берегу оврага высится прямоугольная башня Тарарыгина. Возможно, сначала она была круглой, но после того, как в 1615 году была разрушена шведами, в прежнем виде не восстанавливалась. На южной стороне крепости расположена Изборская башня. Она имеет ворота. В юго-восточной части стены стоит четырёхугольная Благовещенская башня. Она подвергалась разрушениям, в результате чего после восстановления вместо четырёх ярусов бойниц осталось только два. За этой башней на восточной стороне крепости, на дне оврага, находится башня Нижних решёток, а рядом с ней ворота. Башня была сильно разрушена при осаде в начале XVII века. Как и башня Верхних решёток, она имеет подъёмную железную решётку. Далее, в северо-восточной части крепости, стоит Никольская башня. Она защищала главные ворота крепости. Недалеко от Никольской башни в северной части стены расположены входные ворота с надвратной Петровской башней, пристроенные во второй половине XVII века. Почти рядом с входными воротами стоит небольшая круглая башня, называемая Тюремной. Почти все башни имели по 4-5 ярусов; в них было три ряда бойниц. Орудия устанавливались в нижнем бое. Верхние и средние бои предназначались для стрельбы из ручного оружия, и нередко отсюда на противника, подошедшего вплотную к стене, сбрасывали камни, лили горячую смолу, кипяток. Многие башни имели караульные избы под шатровыми кровлями для военных команд, а с деревянной Петровской башни вели наблюдение и давали знать о приближении противника.

http://sobory.ru/article/?object=00282

В феврале 1921 г. на должность заведующей детского городка была назначена партийная работница А. Онищенко, которая поклялась расстроить жизнь общины и, стремясь к поставленной цели, она не разбиралась в средствах. Разнообразные комиссии, которые она вызывала, производили обследование жизни артели, создавали перебои в работе и тормозили ее хозяйственные дела. Первыми были удалены от занимаемых должностей воспитательницы, затем учительницы и, наконец, технические служащие. В 1922 г. детскому городку им. Петровского, по их претензии, Губисполкомом было выделено из общей площади в 415 дес. артельной земли 50 десятин пахотной земли и 2 дес. сада в пользу детского городка, вся остальная земля пока была оставлена за артелью. Однако это не удовлетворило заведующую детским городком, и когда она пошла на повышение и заняла должность в Унаробразе г. Херсона, то вместо себя она оставила своего мужа. Незамедлительно после перехода ее в Херсон, заведующим Унаробраза тов. Мирским было возбуждено ходатайство перед Губисполкомом о расторжении договора, заключенного Губкомземом с артелью. На основании постановления Губисполкома от 21 марта 1922 г. нарушенный договор с артелью был переработан и в несколько измененном виде вновь подписан 27 марта. В тоже время были подписаны еще два документа, следующего содержания: «Выселение монашек Благовещенского монастыря для открытия детского городка принципиально признать необходимым. Выселение считать мероприятием, необходимым для помощи голодающим детям. Для проведения операции привлечь ближайшие ячейки, которые должны будут разъяснить крестьянам важность данного мероприятия, как наиболее реальной борьбы с голодом. Для операции привлечь всю организацию, которая соберется на военное обучение 25 марта». Вернувшиеся 28 марта из Херсона уполномоченные артели с подписанным новым договором узнали о начавшемся 25 марта разгроме их хозяйства по предписанию и при деятельном личном участии председателя местного Уисполкома Радченко. Он, во главе отряда из 300 человек вооруженных красноармейцев, курсантов и женщин-коммунисток, явился в Благовещенскую общину с требованием немедленного очищения всех помещений членами артели и оставления ими территории бывшего монастыря. На возражение членов артели о незаконности и несправедливости подобного требования, он осыпал их оскорблениями, объявив их арестованными. В виду их отказа следовать под арест, силою оружия они были загнаны в холодное пустое помещение лавки. Здесь каждую арестованную стали тщательно обыскивать.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Керженский Благовещенский монастырь, урочище. Керженский Благовещенский единоверческий монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1814. Год утраты:1923 Адрес: Нижегородская область, Семёновский городской округ Координаты: 56.604876, 44.626784 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Керженский Благовещенский единоверческий монастырь. Дата основания 1814 г. Дата упразднения 1923 г. В 1814 году, в 27-ми летнем возрасте, инок Тарасий основал Благовещенский Керженский скит, расположившийся на правом берегу реки Керженец на территории Семёновского уезда Нижегородской губернии. Несмотря на то, что в этой местности уже располагалось несколько старообрядческих Керженских скитов, Благовещенский скит вскоре приобрел большую известность и в него стали стекаться старообрядческие иноки. В 1848 году, во времена борьбы с сектантством при императоре Николае I, по поводу одного уголовного следствия скит был запечатан властями. К этому был причастен чиновник особых поручений министерства внутренних дел по искоренению церковного раскола Нижегородской губернии П.И. Мельников-Печерский. П.И. Мельников-Печерский, будучи знатоком и бытописателем старообрядческого раскола, нашёл подход, нужные слова и аргументы, чтобы убедить инока Тарасия перейти в единоверие. И 1849 году скит был вновь открыт уже как Керженский Благовещенский единоверческий мужской монастырь (общежительный 3 класса), первым игуменом которого был всё тот же Тарасий. Часть бывшей братии также приняла единоверие и осталась в скиту, но большая часть разбрелась по другим старообрядческим скитам. При игумене Тарасии, как и при его преемнике игумене Евгении († 1879 г.), монастырь обстроился и разбогател, но при следующих двух настоятелях обитель пришла в упадок, от которого с трудом оправилась, тем более, что тогда же от неё отошли заливные луга по Керженцу, которыми она до того владела на протяжении 10 верст. В конце XIX века в этом монастыре было 3 храма и 25 иноков. Но после смерти последнего настоятеля — архимандрита Филарета, в монастыре начались нестроения и иноки разошлись по другим обителям. 3 мая 1908 года Керженский Благовещенский мужской монастырь был преобразован в женский монастырь. И в него были переселены единоверческие монахини из ближайшего более бедного Осиновского единоверческого женского скита, находившегося в 55 верстах от города Семёнова. Тогда в монастыре жило до сотни инокинь. Благовещенский Керженский единоверческий скит прекратил своё существование в годы советских репрессий против религии.

http://sobory.ru/article/?object=43265

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Афон, Скит Ксенофонта или Благовещенский скит Благовещенский скит, он обведен красным цветом   Афон, Скит Ксенофонта или Благовещенский скит Одно из самых интересных путешествий из Русского монастыря можно совершить в Благовещенский скит, откуда открывается удивительная панорама. Этим видом восхищался еще иеромонах Сергий Веснин , Святогорец.     ...Отсюда, из окон гос­тиницы и с террасы, лучший вид на море и на отвесные скалы и живописные холмы, встающие один за другим на рубеже Русиковой стороны потока.    Я долго любовался из окон, в которых не было рам, на подвижные воды отдалено­го моря, к которому расстилался скат холма в разнообразии направлений и цветущих рощей... Сергий Веснин     Скит Ксенофонта или Благовещенский скит был основан в 1766 году иеромонахом Сильвестром и монахами Ефремом и Агапием. В настоящее время Благовещенский скит Скит насчитывает 26 келий, в которых живут 10 монахов. Главный собор был построен в 1766 году, в нем собраны около 100 старинных икон.  В храме находятся мощи свв.Харлампия и Модеста. Библиотека насчитывает 360 рукописей и 500 печатных книг. Интересно, что один из насельников скита, греческий старец, прибыл в скит еще в период немецкой оккупации, или точнее до 1942 года. Он помнит события того времени. А ведь это уже далекая история! А самое интересное - это то, что раньше Скит Ксенофонта или Благовещенский скит был русским и принадлежал монастырю вмч. Пантелеимона. Не будем детализировать историю того, как греки купили этот скит или точнее забрали за долги. Об этом не любят рассказывать. Те, кто совершил глупость, не любят это вспоминать от стыда, а те, кто обменял булыжник на бриллиант, не любят говорить об этом из осторожности. Тем не менее, это уникальный и единственный в своем роде на Святой Горе пример. В общем, скит уникален во многом.       Карта троп около скита   Афон скит Ксенофонта описание, иеромонах Сергий Веснин, Святогорец.     Смотреть галлерею: Скит Ксенофонта или Благовещенский скит   Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1016

Бежецк. Благовещенский женский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1879. Ссылки:   Адрес: Тверская обл., г. Бежецк, ул. Льва Толстого Координаты: 57.78871, 36.69462 Проезд:На территории монастыря находится городская поликлиника Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Благовещенский женский монастырь был основан как община в 1869г. на участке, пожертвованном бежецким купцом И.М. Неворотиным. Первое кирпичное здание монастыря – настоятельский корпус с домовой церковью Косьмы и Домиана – построено в 1878 г. В 1884-1889 гг. был построен Благовещенский собор, в 1885 г. монастырь был обнесен кирпичной оградой с угловыми башнями и надвратной колокольней на средства действительного статского советника М.Г. Петрова.  После революции монастырь был закрыт, Благовещенский собор и колокольню разрушили, снесли пятиглавие домовой церкви. До наших дней сохранились четыре корпуса, расположенные по периметру: настоятельский, северный, северо-восточный и юго-восточный, а также угловые башни ограды. В настоятельском корпусе расположена поликлиника, на месте собора построена новая больница.  В 1994 г. Благовещенский монастырь был возрожден, ему выделили участок Крестовоздвиженского собора. Благовещенский монастырь, общежительный, в городе Бежецке. Основан в 1879 году из существовавшей с 1868 года женской общины. Новый соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы освящен в 1895 году. При монастыре двухклассная школа и иконописная мастерская. Монастырь имеет подворье с церковью в Санкт-Петербурге. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Церковь Митрофана, епископа Воронежского , в Благовещенском монастыре. Первый храм общины, домовая церковь, устроенная в 2-этажном деревянном доме на средства купца М. Крюкова. Здание сломано не позже сер. ХХ в. Церковь Космы и Дамиана в Благовещенском монастыре . Церковь в восточной половине двухэтажного кирпичного настоятельского корпуса, стоящего в линии южной ограды монастыря. Была увенчана пятью небольшими главками с шатриками. Придел Тихвинский. Закрыта не позже 1920-х гг., венчание сломано, внутри перепланирована, используется городской поликлиникой.

http://sobory.ru/article/?object=10440

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010