XVI в. В. и. в Троице-Сергиевом мон-ре Первые В. и. появились в мон-ре в тот период, когда были созданы списки святыни для Успенских соборов Владимира и Московского Кремля; они воспроизводят не чудотворный оригинал, а его списки кон. XIV - 1-й четв. XV в. ( Щенникова Л. А. Иконы Богоматери «Владимирской» в Троице-Сергиевом мон-ре и их отношение к первым чтимым спискам чудотворного образа//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 123-145). Большие иконы выполнялись специально для мон-ря, маленькие являются вкладными и келейными троицких иноков. Владимирская икона Божией Матери из Троице-Сергиева мон-ря. Вклад боярина М. В. Образцова. 1-я треть XV в. (СПГИАХМЗ) Владимирская икона Божией Матери из Троице-Сергиева мон-ря. Вклад боярина М. В. Образцова. 1-я треть XV в. (СПГИАХМЗ) Икона 1-й четв. XV в. (87 ´ 62 см; ГТГ) с ростовым изображением прп. Сергия Радонежского на левом поле (осталась только трудноразличимая графья), происходящая, вероятно, из Троицкого собора и впосл. переданная на подворье мон-ря в Москве ( Гусева. 1984. С. 58), по своей иконографии принадлежит к тем изображениям В. и., на к-рых кисть руки Младенца на шее Матери не показана. Эта икона - одно из самых ранних воспроизведений несохранившегося списка, находившегося, вероятно, в Благовещенском соборе Кремля. К данному иконографическому варианту относятся и 2 иконы-пядницы, созданные в тот же период. Происхождение 1-й (29 ´ 18 см, правое поле утрачено; из собр. В. А. Прохорова, ГРМ), наиболее близкой к иконе из Троицкого собора, неизвестно. 2-я (32 ´ 24 см; ГИМ), в первоначальном серебряном окладе, находилась в киржачском Благовещенском мон-ре (Опись 1917 - Гос. архив Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. Д. 5040. Л. 8. 79), связанном с Троице-Сергиевым мон-рем. К ним примыкает икона 1-й трети XV в. (34 ´ 27 см; СПГИАХМЗ), в серебряном окладе с Деисусом и святителями на полях, с золотой цатой, вложенная в мон-рь боярином М. В. Образцовым (воевода Иоанна III). Ее отличительная особенность - изображение поверх мафория пальцев Младенца Христа, обнимающего Мать.

http://pravenc.ru/text/154962.html

В Рождество-Богородицком соборе Суздаля почивают мощи свт. Иоанна, в суздальском Покровском мон-ре - мощи прп. Софии Суздальской. В суздальской ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (приход принадлежит к «суздальскому» расколу) находятся мощи прп. Евфимия, основателя Спасо-Евфимиева мон-ря, и прп. Евфросинии. В храме в честь Смоленской иконы Божией Матери в Суздале хранятся частицы мощей преподобноисп. Леонтия (Стасевича). В муромском Благовещенском мон-ре почивают мощи блгв. кн. Константина Муромского и его сыновей Михаила и Феодора . В муромском Свято-Троицком мон-ре находятся св. останки благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В муромском Николонабережном храме покоятся мощи прав. Иулиании Лазаревской, за алтарем храма находится источник свт. Николая Чудотворца. Мощи прп. Космы Яхромского почивают под спудом в Космином Успенском мон-ре в с. Небылом Юрьев-Польского р-на. В Покровском храме в Юрьеве-Польском хранятся мощи блгв. кн. Святослава (Гавриила) Всеволодовича. В Стефановом Махрищском мон-ре под спудом почивают мощи прп. Стефана Махрищского и свт. Варлаама Суздальского. В киржачском Благовещенском мон-ре находятся мощи основателя мон-ря прп. Романа Киржачского. Мощи прп. Лукиана , основателя Рождество-Богородицкой пуст. и александровского Успенского мон-ря, почивают в Рождество-Богородицкой пуст. в г. Струнино. В александровском Успенском мон-ре покоятся мощи прп. Корнилия. Св. мощи прп. старца Алексия (Соловьёва) почивают в Смоленской Зосимовой пуст. Александровского р-на. Св. останки священноисп. Петра Чельцова почивают в Пятницком храме в с. Пятница, близ храма находится св. источник. Святые источники Казанской иконы Божией Матери во Владимире (ул. 50-летия Октября), близ храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Лакинске, в с. Новом Юрьев-Польского р-на, в Волосовом Николаевском мон-ре (Собинский р-н), в Боголюбском мон-ре. Другие святыни В числе древнейших почитавшихся в епархии святынь - Боголюбовский поклонный белокаменный крест XII в., стоявший на отмели р. Нерли, затем у храма Покрова Пресв. Богородицы, ныне хранится в ГВСМЗ. Белокаменный Святославов крест с предстоящими 1234 г., сооруженный в память закладки Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, в наст. время является экспонатом Юрьев-Польского историко-художественного музея и выставлен в стенах Георгиевского храма. В муромском Троицком мон-ре почитался крест, принесенный в Муром в 1658 г. арзамасским сыном боярским В. С. Микушиным после бывшего ему во сне откровения; Микушин нашел святыню в 1657 г. при взятии рус. войсками Вильно на «помосте» одной церкви. В Сретенской ц. Мурома хранится чудотворный деревянный большого размера десятиконечный крест с предстоящими.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Сопоставим ранние известия летописей и агиографических памятников о монастырях с общежительным устройством, которые возникли при митрополите Алексее. В Москве и Подмосковье это были: Чудов (1365 г.), Андроников, Симонов, Серпуховской Высоцкий (1374 г.), введено общежительство в Высокопетровском и Троице-Сергиевом монастырях. Во Владимире – Константиноеленинский. В Переяславле – Никольский на Болоте (общежитие существовало уже в 1377 г.) 208 , в других частях княжества: Троицкий Махрищский, Благовещенский Киржачский. В Нижнем Новгороде: Зачатьевский (1367 г.), Благовещенский (1370 г.), введено общежитие в Печерском монастыре. Вырисовываются пределы распространения монастырей с общежительным уставом: Московское княжество, Великое княжение Владимирское, Нижний Новгород – т. е. территория, в церковном отношении подведомственная митрополиту Алексею и, естественно, находившаяся под его контролем. Отсюда неизбежно следует вывод, что инициатором монастырской реформы на общежитийной основе являлся митрополит Алексей, и осуществлялась она в первую очередь на территории, где митрополит был епархиальным владыкой. Отправным моментом ее следует считать основание в 1365 г. кремлевского Чудова монастыря. В связи с организацией новых монастырей возникает вопрос: какой устав был принят во вновь создаваемых обителях? В XIV в. Православный мир переходит в отправлении богослужения на Иерусалимский устав. Со второй половины XIV столетия этот устав распространяется и на Руси. Первой русской рецепцией Иерусалимского устава, которую и следует связывать с именем митрополита Алексея, является редакция, представленная группой самых древних списков. Текст Иерусалимского устава здесь несколько сокращен и переработан применительно к условиям Северо-Восточ- ной Руси, в частности, в синаксарную часть внесены русские праздники и памяти русских святых. Для приспособления устава к типу общежительных монастырей в него добавлены статьи о порядке монастырской трапезы из Студийского устава. Московское происхождение редакции явно обнаруживается из пространной записи под 20 декабря, посвященной памяти митрополита Петра и повествующей об исцелениях от его мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во Владимире — Константиноеленинский (после 1370 г.). В Переяславле — Никольский на Болоте (общежитие существовало уже в 1377 г.)  , в других частях Владимирского княжества: Троицкий Махрищский, Благовещенский Киржачский (1365—1373 гг.). В Нижнем Новгороде: Зачатьевский (ок. 1369 г.). Благовещенский (1370 г.), введено общежитие в Печерском Вознесенском монастыре. Иными словами, в 60—70–х годах XIV века переустройство монастырей на новых основаниях затронуло: собственно Московское княжество, Великое княжение Владимирское, Нижний Новгород — т. е. территорию, в церковном отношении подведомственную митрополиту Алексию и, естественно, находившуюся под его контролем . Отсюда неизбежно следует вывод, что инициатором монастырской реформы на общежитийной основе являлся митрополит Алексий и осуществлялась она в первую очередь на территории, где митрополит был епархиальным владыкой. Думается, что отправным моментом реформы следует считать основание в 1365 г. митрополичьего Чудова монастыря в Москве. Инициатор реформы — московская митрополичья кафедра, поддерживаемая великокняжеской властью, нашла опору в самом монашестве, в подвижниках строгой жизни, в фанатиках аскезы. В Москве «начальником» общежития явился Иван, архимандрит Петровский, в остальных частях Московского княжества проводником монастырской реформы был Сергий Радонежский со своими учениками, на территории Великого княжения Владимирского общежительные порядки внедрялись тем же Сергием Радонежским, Стефаном Махрищским, Димитрием (Прилуцким). В Нижнем Новгороде общежитие распространялось Дионисием, архимандритом Печерским (с 1374 г. — епископ Суздальский и Нижегородский). Но главной особенностью монастырской реформы являлся не собственно переход на общежительные нормы, а то, что введение общежития происходило на основе нового богослужебного устава. В XIV веке Православный мир переходит в отправлении богослужения на Иерусалимский устав. Со второй половины XIV столетия этот устав распространяется и на Руси. Первой русской рецепцией Иерусалимского устава, которую и следует связывать с именем митрополита Алексия, является редакция, представленная группой самых древних списков (Син.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Создание нового храма требовало благословения московского иерарха. Получив его от митрополита Алексия, преподобный Сергий принялся за строительство церкви. Особенное впечатление производит молитва преподобного, которую он пролил тогда к Богу, Вечному Содетелю неба и земли: «Господи Боже мой, в древности уверивший Иоиля многими великими чудесами, и законодавца Своего Моисея известивший многими и великими знамениями, показавший Гедеону руном образ победы, Сам ныне, Владыко Вседетель, услышь меня, грешного раба Своего, молящегося Тебе! Приими молитву мою и благослови место сие, которое благоизволил создать в Славу Твою, в похвалу же и честь Пречистой Твоей Матери, Честного Ее Благовещения. Да и здесь всегда славится Имя Твое, Отца и Сына и Снятого Духа!» Призвав Божие благословение, начали рубить церковь. Ни много, ни мало, около четырех лет строилась Богородицкая обитель. Многие братия тотчас по велению сердца перешли в нее из Троицкого монастыря. Оставшиеся скорбели, лишившись мудрого духовного руководства, и соборно решили настоятельно просить святителя Алексия вернуть игумена Сергия в монастырь на Маковце. Известно, что старец-митрополит глубоко чтил преподобного. Сожалея о разорении Сергиевской обители, он с радостью откликнулся на мольбы монахов. Целое посольство из двух архимандритов святитель отправил в Благовещенский монастырь для возвращения в обитель Святой Троицы ее первоначальника. Вместо себя митрополит Алексий просил преподобного оставить в Киржачском монастыре самого искусного и верного из своих учеников, которым и стал блаженный Роман. Послушно исполняя волю святого старца, игумен Сергий вначале предложил настоятельство в обители на Киржаче близкому ему Исаакию. Но Исаакий более всего возлюбил безмолвное житие — непрестанное молитвенное общение с Богом и умолил своего учителя благословить его на более сродный ему подвиг безмолвия. Усмотрев в стремлении Исаакия волю Божию, преподобный Сергий благословил на игуменство и управление Киржачским монастырем Романа, с которым он пришел на место сие. Кротко ответил любимому авве согласием на большое и трудное послушание этот избранный ученик и отправился в Москву за утверждением в нем. Святитель Алексий рукоположил Романа во иеромонаха и даровал ему сан игумена Благовещенского Киржачского монастыря. Годом основания обители принято считать 1358-й. Так же, как в Троицкой обители, в Киржачском монастыре вскоре был установлен общежительный устав. Благовещенский монастырь с самого своего основания до упразднения в 1764 году оставался сродным Троице-Сергиевой обители. Согласно мнению церковных историков, преподобный Роман вошел в летопись Киржачского монастыря как его первый игумен.

http://pravicon.com/info-3280

Керенский Тихвинский монастырь Тамбовской Епархии упразднённый девичий, находившийся в конце города Керенска. Построен в 1757 году. Церковь оного каменная во имя Тихвинской Божьей Матери в 1764 году по Духовным Штатам обращена в приходскую церковь . Кержатский монастырь См. Киржачский Введенский. Добавление из VI тома Кержаческий Благовещенский монастырь Упоминается в XV столетии. Князь Юрий Васильевич, скончавшийся в 1472 году, дал вклада в монастырь к Благовещенью на Кержач село Радково (см. Продолжение Древней Росс. Вивлиофики, ч. III, стр. 173). Керженский или на Керженце и Балбаше Успенский монастырь Иначе Кержебелмашский . См. Успенский Кержебелмашский. Кидекоцкий Борисоглебский монастырь Мужской, давно уже упразднённый. Находился близ города Суздаля, в Опольской десятине, на берегу реки Нерли, от города Суздаля к востоку в трёх вёрстах. Основан он был в начале XII столетия Георгием Всеволодовичем, Князем Суздальским. Название своё как монастырь так и место, на котором он был основан, получили от следующего обстоятельства: Князь Георгий так, как и предместники его, имел тут свой загородный дом. Красота местоположения пленила Князя столько, что он решился было тут утвердить Княжеский престол свой, а для сего устроить Кремль и Соборную церковь . Уже и к делу было приступлено (остатки земляного вала и поныне видны). Но неизвестно по какому случаю отменил намерение своё, и вместо того соорудил в Суздали Соборную церковь ; а из оставшихся от неё материалов построил близ своего загородного дома на помянутом месте (которое прозвал Кидекша, якобы кинутое) монастырь мужской во имя св. страстотерпцев Бориса и Глеба. Здесь в церкви погребён Князь Суздальский Борис Юрьевич, в 1159 году скончавшийся (см. книгу Хронограф). Этот монастырь в половине XVII столетия находился уже в запустении, однако считался ещё приписным к Печерскому Нижегородскому; а почему и когда к оному приписан – неизвестно. Кизический Казанский монастырь Мужской третьеклассный Казанской Епархии, расстоянием от города Казани в 2½ вёрстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

3 При чем Владыка благословил Александра Александровича иконою, и тот со слезами умиления принял ее, как дар священнейший, из рук доброго архипастыря. На обеде, данном по сему случаю господином Соловьевым, с благословения Его Высокопреосвященства, между прочим предложена была подписка в пользу страждущих наших братьев Славян в Турции. Собрано и отправлено в Славянский Московский Комитет 347 рублей. Кроме того, господином Соловьевым пожертвовано 100 рублей на Владимирскую епархиальную библиотеку. Также и при Киржачском Благовещенском Соборе решено открыть церковно-публичную библиотеку в память этого дня. Вечером город был иллюминован по случаю Высокоторжественного дня. Но празднество наше этим днем не закончилось совсем. Наутро Владыка снова прибыл к Литургии и, исполняя обычай древности, на юге России и доселе хранимый, совершил после Литургии соборную панихиду по родителям радушного хозяина и благотворителя. В тот же день Владыка отправился в обратный путь, благословляемый гражданами города Киржача. И Киржачу нельзя не благословлять Архипастыря, принявшего личное и самое искреннее участие в нравственном благоустроении нашего города. Слово по случаю открытия Собора в заштатном городе Киржаче, произнесенное 22 июля 1876 года Открытие собора празднуем мы ныне, братия! Киржач наш – эта некогда уединенная, терявшаяся в непроходимых дебрях дремучих лесов пустынь, а затем – один из беднейших и малолюднейших городков – наконец достигает в меру возраста, достаточную для того, чтобы занимать не последнее место в числе городов русских – не только в материальном, а и в церковно-общественном отношении. Вот он имеет уже ныне и соборный храм, и при нем полный, нарочитый собор пастырства церковного. И будут в сей древнейший из наших храмов время от времени стекаться на совокупную с нами молитву и из других соседних нам приходов пастыри и их пасомые, подобно тому, как в древности стекались в него «собори монахов» (да будет благословенна память их, паче же память святых первооснователей и покровителей града нашего!). Город наш промысловый становится отныне и соборным, центром церковно-общественной жизни здешней местности. Таковым по крайней мере должен он быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Тимошкино, Благовещенский Погост. Благовещенский мужской монастырь. Благовещенский Погост Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:2008. Адрес: Владимирская область, Кольчугинский район, историческая местность Благовещенский Погост (окрестности деревни Тимошкино) Координаты: 56.3176, 39.1307 Проезд: На дороге между райцентрами Кольчугино-Киржач следует повернуть у села и одноименной ж/д станции Желдыбино на север, через 2км на въезде в с. Афанасово повернуть направо. Асфальтированная дорога переходит в щебеночную. Миновать Савельево. Далее щебеночная дорога переходит в грунтовую с сезонным прое ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На дороге между райцентрами Кольчугино-Киржач следует повернуть у села и одноименной ж/д станции Желдыбино на север, через 2км на въезде в с. Афанасово повернуть направо. Асфальтированная дорога переходит в щебеночную. Миновать Савельево. Далее щебеночная дорога переходит в грунтовую с сезонным проездом. Перед д. Ясная Поляна стоит знак, запрещающий въезд на территорию охотхозяйства любых видов транспорта. Двигаясь на север пересекаем ж/б мост через р. Шорна, въезжаем в с. Скоморохово. Сразу за Никольской церковью в центре Скоморохово поворачиваем направо и двигаемся до конца села. В этом месте в лесу, на горизонте, в восточном направлении заметен купол и шпиль колокольни ансамбля Благовещенского Погоста. От Скоморохово к Погосту пешком, по заболоченной местности и труднопроходимому лесу, придерживаясь выбранного направления и пешеходной тропы. Погост находится в 500 м не доходя до д. Тимошкино. Изменить описание Храмы монастыря: Церковь иконы Божией Матери " Знамение " Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Бывшего села Благовещенский Погост сегодня, к сожалению, уже нет на картах. Близ расположенная деревня Тимошкино просматривается на них на стыке Александровского, Киржачского и Кольчугинского районов. Меж тем родовая вотчина князей Нагих известна со средневековья. Здесь была княжеская резиденция. Сами Нагие стали прямыми родственниками царского рода, когда Иван Грозный взял своей седьмой женой Марфу Нагую (1572). Древнейшей постройкой Ансамбля Благовещенского погоста является Благовещенская церковь, сооруженная в 1501 году. " Сохранился в Александровском районе каменный храм (1501) около д. Тимошкино с тремя белокаменными надгробными плитами в полу у южной стены его. На одной полуистертая славянская надпись сообщает о захоронении под ней " князя и боярина Ивана Федоровича Нагово " в 7047 году (1539), а на другой - девицы Ефросиньии " преставися " в Сибири в 7199 году (1691) " .

http://sobory.ru/article/?object=02778

62 Экклесиарх — клирик в Восточной Церкви, наблюдающий за порядком в храме; параэкклесиарх — помощник экклесиарха. 63 Канонарх — клирик в монастыре, являющийся руководителем церковного пения. 64 Троицкий Махрищский монастырь, к востоку от Троице-Сергиевой Лавры, при впадении р. Махры в р. Молокшу (Молокчу), был основан прп. Стефаном в 1358 г. ((1406). 65 Киржачский Благовещенский, или Введенский, Троицкий монастырь, находится в г. Киржаче Владимирской области, основан в XIV в. Прп. Сергием, который, оставив Троицкую обитель, поселился на берегу р. Киржач, но по просьбе братии и Митрополита Алексия возвратился, а в Киржач прислал своего ученика Романа († 1392). Упразднен в 1764 г.; вновь открыт в наше время. 66 Гедеон, один из судей израильских. Желая узнать исход будущего сражения с мадианитянами, Гедеон испросил у Бога знамение: если утром роса будет только на разостланной шерсти, а на земле будет сухо, значит, израильтяне будут спасены. На другой день Гедеон испросил у Бога новое знамение: чтобы шерсть была сухая, а земля покрыта росой. Знамение было благоприятно для израильтян (Суд. 6—7). 67 Исаакий молчальник, Троицкий, прп. († 1388, память 30 мая, 6 июля). 68 Стефан Пермский, свт., во епископа Пермского поставлен в 1383 г. († 1396, память 26 апреля). Житие свт. Стефана Пермского написано прп. Епифанием Премудрым. 69 Поприще — мера длины, равная 1472,5 м. 70 Спасо-Андроников монастырь, был основан около 1360 г. по обету свт. Алексием. Строителем монастыря и первым Игуменом был прп. Андроник, ученик Прп. Сергия Радонежского (†1395). 71 Второй Игумен Андроникова монастыря, прп. Савва († 1410—1420, память 13 июня). 72 Очевидно, инок Ефрем был позднее Игуменом Андроникова монастыря. 73 Третий Игумен Андроникова монастыря, прп. Александр Московский ((не ранее 1427, память 13 июня). 74 Спасский собор Андроникова монастыря был расписан прпп. Андреем Рублевым († до 1426) и Даниилом Черным ((до 1426) в начале второй четверти XV в. Рассказ об Игуменах прпп. Савве и Александре, преемниках прп. Андроника, и о прп. Андрее Рублеве обычно рассматривают как интерполяцию Пахомия Логофета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

При чем Владыка благословил Александра Александровича иконою, – и тот со слезами умиления принял ее, как дар священнейший, из рук доброго Архипастыря. На обеде, данном по сему случаю г. Соловьевым, с благословения Его Высокопреосвященства, между прочим, предложена была подписка в пользу страждущих наших братьев Славян в Турции. Собрано и отправлено в Славянский Московский Комитет 347 руб. – Кроме того г. Соловьевым пожертвовано 100 руб. на Владим. Епарх. Библиотеку. Также и при Киржачском Благовещенском Соборе решено открыть церковно-публичную Библиотеку, в память этого дня. Вечером город был иллюминован по случаю Высокоторжественного дня. Но празднество наше этим днем не закончилось совсем. На утро Владыка снова прибыл к Литургии и, исполняя обычай древности, на юге России и доселе хранимый, совершил после Литургии соборную панихиду по родителях радушного хозяина и благотворителя. В тот же день Владыка отправился в обратный путь, благословляемый гражданами города Киржача. И Киржачу нельзя не благословлять Архипастыря, принявшего личное и самое искреннее участие в нравственном благоустроении нашего города. Пр. А. Б-в. Слово. По случаю открытия Собора в заштатном городе Киржаче 15 Открытие собора празднуем мы ныне, братия! Киржач наш, – эта некогда уединенная, терявшаяся в непроходимых дебрях дремучих лесов пустынь, а за тем – один из беднейших и малолюднейших городков, наконец достигает в меру возраста, достаточную для того, чтобы занимать не последнее место в числе городов русских – не только в материальном, а и в церковно-общественном отношении. Вот он имеет уже ныне и соборный храм и при нем полный, нарочитый собор пастырства церковного. И будут в сей, древнейший из наших храмов, время от времени, стекаться на совокупную с нами молитву и из других соседних нам приходов – пастыри и их пасомые, подобно тому, как в древности стекались в него «собори монахов» – (да будет благословенна память их, – паче же память св. первооснователей града нашего!). Город наш промысловый становится отныне и соборным, – центром церковно-общественной жизни здешней местности. Таковым по крайней мере должен он быть. Но скажет кто: что же особенного в том, что один из храмов наших будет называться отныне соборным, и т.д.? – «Что особенного»? – А хотя бы то – возможность участия для вас за соборным Богослужением. Вы ни во что это вменяете? – Между тем, значение Собора и этим далеко еще не ограничивается. –

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010