Киржач. Благовещенский женский монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Собор. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1564. Адрес: Россия, Владимирская область, город Киржач, улица Гагарина, д. 27. Координаты: 56.161893, 38.869312 Проезд:На территории монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Время первоначального основания Благовещенской церкви неизвестно, но она уже упомянута в летописи в 1564 году как каменная. Были ли какие-либо переделки за время её существования, сведений не сохранилось; известно только, что бывший придел в честь царя Константина теперь отсутствует, не упоминается он и в описи, сделанной в 1764 году. По архитектуре церковь сходна с Троицким собором в Сергиевой Лавре, каждая стена оканчивается вверху тремя полукружиями и разделена полуколоннами. Алтарь - с  тремя полукруглыми выступами. На сводах устроен восьмигранник, на котором утверждён круглый фонарь с узкими продолговатыми окнами, украшенными по сторонам лепными колонками. На фонаре глава, по её нижнему обрезу проведён медный вызолоченный подзор. Крест на главе восьмиконечный. С трёх сторон храма - западной, северной и южной - устроена каменная крытая галерея. Престол один - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Источник: О. Пэнэжко " Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области " . 2008. Все храмы монастыря обнесены сплошною каменною оградою с башнями на 3 углах. Святые ворота в ограде, с высоким верхом, украшены живописными изображениями, имеют надпись о времени основания монастыря. За оградою с северной стороны имеется каменная часовня, которая устроена над колодцем, ископанным, по преданию, преп. Сергием. Причта при церкви по штату положено: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. Содержание свое причт получает: от процентного капитала, пожертвованного частью А.А. Соловьевым при открытии собора – 10 000 руб., частью другими благотворителями, от служб и требоисправлений. Причту принадлежит земля: пахотной 29 дес., сенокосной 3 дес. 310 кв. саж. Церковных домов для причта нет. Церкви принадлежит находящийся в ограде каменный двухэтажный дом, занятый церковно-приходской библиотекой. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1798 г., исповедные росписи с 1824 г.

http://sobory.ru/article/?object=04331

Согласно Житию преподобного Сергия Радонежского, он, избегая ссоры с родным братом Стефаном, предположительно в 1354 году тайно покинул Троицкий монастырь и вместе со своим преданным учеником Романом направился сначала к своему духовному другу преподобному Стефану Махрищскому, а потом занялся поисками места для собственного пустынножительства. Тогда он и облюбовал местечко на высоком левом берегу реки Киржач, где поселился, предавшись трудам и молитвам. За преподобным потянулись его духовные чада. Святитель Алексий, митрополит Московский благословил прп. Сергия на постройку небольшой деревянной церкви, которую освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. На берегу Киржача прп. Сергий Радонежский прожил четыре года, а потом возвратился в Троицкую обитель, оставив вместо себя игумена Романа, получившего позже прозвище Киржачский, который считается первым официальным настоятелем Благовещенской обители. Прослужив в этой должности почти сорок лет, Роман Киржачский серьёзно умножил монастырское хозяйство. Преподобный преставился в 1392 году, в один год со своим духовным учителем, и был похоронен у стен Благовещенской церкви. Киржачская святая обитель во все годы пользовалась вниманием русских царей, князей и бояр, которые систематически одаривали её сёлами и угодьями. К середине XVI века Благовещенский монастырь вошёл в число 14 приписных монастырей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а настоятель его занимал вторую ступеньку после Троицкого архимандрита. В нём подвизалось 90 монахов, а владения монастыря разрослись до нескольких уездов. К середине XVII века в монастыре было уже три храма - Благовещенский, Сергиевский и Всемилостивого Спаса, построенные за минувшие столетия. Последний возвели на средства боярина Ивана Андреевича Милославского в 1656 году рядом с Благовещенским храмом, над могилами родителей боярина. Здесь впоследствии была устроена фамильная усыпальница рода Милославских. Увы, в 1764 году Екатерина Великая издала Манифест о секуляризации, согласно которому монастырь упразднялся, а его имущество передавалось Троице-Сергиевой Лавре. Братию перевели кого в Лавру же, остальных в Николо-Угрешский монастырь. Монастырские церкви получили статус приходских. В середине XIX веке их заново расписали, а оплатил все расходы основатель шёлковой промышленности в Киржаче Александр Петрович Соловьёв. Позже, в течение пяти лет, начиная с 1864 года два его сына Пётр и Александр профинансировали строительство храма Всех Святых с высокой колокольней. В советские годы в нём размещался городской хлебозавод. Храм Сергия Радонежского вообще был разрушен. А в годы Великой Отечественной войны Благовещенский собор использовался под склад боеприпасов.

http://sobory.ru/article/?object=00208

После закрытия монастыря большевиками и до начала 1960-х гг. в древней обители царили запустение и разруха. В 1963-64 гг. были частично реставрированы Благовещенский собор и храм Всемилостивого Спаса. Внутри зданий ремонтные работы не проводили, ограничившись их внешней побелкой. В 1983 году городские власти Киржача решили использовать памятники архитектуры под общественные нужды. На первом этаже Спасской церкви предполагалось устроить молодёжный клуб, на втором - установить игровые автоматы. В Благовещенском храме планировалось открыть музей. Горожане, как и в былые времена, должны были проходить к этим зданиям через Святые ворота, которые также пришлось отреставрировать. Поскольку ремонтно-реставрационные работы 1980-1990-х гг. велись с нарушением технологий, монастырские строения пришли в аварийное состояние. Летом 1990 года Благовещенский и Спасский храмы были возвращены РПЦ. Паломники и прихожане стали попадать в монастырь через калитку в восточной стене обители. Святые воторота с тех пор стоят закрытыми на замок, а в арке для въезда в обитель сейчас оборудован стихийный склад стройматериалов, образованный в результате реставрационных работ на территории обители, а также следы деятельности городского хлебокомбината, просуществовавшего до середины 1990-х гг. в соседнем храме во имя Всех Святых. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2011 Главная святыня Свято-Благовещенского монастыря - мощи первого Киржачского игумена преподобного Романа. К ним в первую очередь с верою и надеждою стремятся паломники, посещающие обитель, у них молятся и получают просимое. Устроив монашескую жизнь в новой обители и украсив Благовещенский храм, преподобный Роман отошёл ко Господу 29 июля (11 августа по новому стилю) 1392 года. Ученики с молитвами и слёзами похоронили своего игумена под алтарём Благовещенской церкви. В усыпальнице, где почивали под спудом мощи святого Романа, по стенам со временем был устроен деревянный резной иконостас с семью иконами.

http://sobory.ru/article/?object=00208

После Октябрьской революции 1917 года началось постепенное разорение древней обители. В 1918 году все строения на территории монастыря были национализированы и реквизированы военным ведомством, а потом отданы верующим в бесплатное пользование. Наиболее ценное церковное имущество было либо взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения РСФСР, либо изъято в 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья. В 1923 году древние храмы обители – Благовещенский, Сергиевский и Спасский – передали в ведение вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея. Всехсвятская церковь и прилегающая к ней пятиярусная колокольня в музейный комплекс не вошли. До 1928 года их арендовал православный приход. В отличие от обновленцев, прихожане Всехсвятского храма придерживались канонических православных принципов и поддерживали сначала патриарха Тихона, а потом его Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В начале 1930 года храм закрыли, а священнослужителей и наиболее активных прихожан осудили за антисоветскую деятельность. В опустевшем здании, которое местные власти сначала хотели продать «на щебень», открыли общественную столовую. Позже Всехсвятский собор – вместе с лишившейся своих колоколов колокольней и надвратной церковью – переоборудовали под пекарню Городской потребкооперации (ГорПО). Преобразованная в хлебокомбинат, она просуществовала до 90-х годов XX века. Указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в июле 1995 года Свято-Благовещенский монастырь был возобновлен как женский.  Всехсвятский тёплый храм возводился в разрошемся к середине 50-х гг. XIX столетия Киржаче в 1864-1869 годах, через столетие после упразднения обители, произошедшего в ходе секуляризационной реформы. В 1869 году церковь была освящена, и в сентябре того же года определён второй священник к Благовещенскому приходу. Средства на строительство предоставили сыновья многолетнего старосты и благодетеля Благовещенского собора Александра Петровича Соловьёва. Пётр и Александр Александровичи, унаследовав вместе с капиталом благочестие своего отца, вскоре после его кончины воздвигли недалеко от могилы своих родителей этот замечательный храм.

http://sobory.ru/article/?object=04330

В 1989 году два древних монастырских храма были возвращены Русской Православной Церкви, и 1 июля 1990 года в храме Всемилостивого Спаса отслужили первую за десятилетия запустения Божественную литургию. Двадцать лет велись реставрационные работы в Благовещенском соборе, а в августе 2000 года и в его стенах совершилась Божественная литургия. Над возобновлённым источником преподобного Сергия Радонежского встала новая - взамен разрушенной - часовня. Летом 1995 года указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) Благовещенский Киржачский монастырь был возобновлён как женский. В 1997 году в подклете Благовещенского собора была установлена рака с мощами прп. Романа Киржачского. В многолюдных богослужениях, посвящённых обретению мощей прп. Романа Киржачского принимал участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святые мощи преподобного Романа Киржачского покоятся сегодня в храме, который находится в подклете Благовещенского собора, он освящён в честь свтого чудотворца. Из журнала: " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2019 В писцовых книгах 1627-1631 гг., записано: " в Киржачском монастыре церковь Благовещения Пречистыя Богородицы, да придел Царя Константина, да церковь Сергия Чудотворца с трапезою, обе каменные, да колокольница древяна... А около всего монастыря ограда каменная, в длину монастыря 100 сажен, а поперек 70 сажен, а на святых воротах шатер, верх каменный, да по углам две башни каменные круглые, крыты тесом " . В описи Троице-Сергиевой Лавры и приписных к ней монастырей 1642 года сказано о святых воротах немного больше: " Ворота святые каменные, а на них церковь пустая " . В начале 1840-х жило в Киржаче одно семейство, состоящее из отца и трёх сыновей. Отец семьи Александр Петрович Соловьёв, обучившийся в Троицкой Лавре иконописи, с 1844 года стал старостой Благовещенской церкви. Будучи всей душой преданый Господу и любя всем сердцем Киржачскую обитель, этот благочестивый ктитор большое внимание и усердие своё обратил к храмам и постройкам Благовещенского монастыря. В течение 17 лет службы церковным старостой собора, сам Благовещенский храм, так и другие церкви, а также монастырская ограда были доведены до благолепного украшения, были тогда и перестроены Святые ворота в модном тогда стиле, через которые проходили многочисленные богомольцы и паломники.

http://sobory.ru/article/?object=00208

Киржач - заштатный город Владимирской губернии, в 112 верстах от Владимира, по обоим берегам реки Киржача. Киржач впервые упоминается в завещании вел. князя Иоанна Даниловича от 1328 г.; по этому завещанию село на Киржаче отдано было монастырю Александра Свирского. По другим известиям, первоначальное основание поселения на Киржаче принадлежит преп. Сергию Радонежскому, который основал на берегу реки Киржача монастырь. Вскоре к преподобному Сергию пришло некоторое количество братии из Троице-Сергиева монастыря, построена была церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и устроен монастырь. Из подмонастырских слободок и образовался впоследствии г. Киржач. Таким образом начало города восходит к 1358 г. Со времени своего основания и до упразднения Благовещенский монастырь находился в постоянной зависимости от Троице-Сергиева монастыря: все распоряжения, все царственные грамоты, касающиеся Киржачской обители, даваемы были настоятелям Троицкого монастыря, а самый монастырь именовался «Троице-Сергиева монастыря монастырь Благовещенье Пресвятой Богородицы на Киржаче». Основанный Сергием Радонежским и тесно связанный со знаменитейшим на Руси монастырем Киржачский монастырь с самого начала своего существования пользовался особым расположением Московских государей, получал от них жалованные грамоты, вотчины и земли… Из писцовых книг 1562 года видно, что через 200 лет после своего основания монастырь владел: «1 селом, 8 сельцами, 3 погостами, 113 деревнями, 4 пустошами; дворов в них было 594, людей 607, земли 2390 четей, леса и перелогу 34 чети, сена 8660 копен, лесу пашенного 776 четей, непашенного 134 чет…» Владения монастыря находились во Владимирском, Дмитровском и Нижегородском уездах; в них значилось 8 церквей, 8 монастырских домов, 41 келья нищих, «питавшихся от церкви Божией»; в самом монастыре было 90 человек братии. В 1571 г. голод и моровая язва сильно опустошили население Киржачских вотчин, множество из бывших в 1562 г. деревень обратились в пустоши. В 1598 г. монастырь сильно пострадал от пожара, а в начале XVII ст. от литовского разорения.

http://sobory.ru/article/?object=00208

В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Согласно летописным источникам Троице-Сергиевой лавры, в 1358 году прподобный Сергий Радонежский на время покинул Троицкий монастырь и отправился в путь в поисках места для строительства новой обители. В Махрищском монастыре он встретился с игуменом Стефаном и взял себе в спутники монаха Симона. После долгих странствий путники остановились у левого высокого берега реки Киржач. Через некоторое время к новому месту пребывания Сергия пришли его ученики. Братией были построены кельи и деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Прожив в обители на Киржаче четыре года, Сергий Радонежский по призыву Московского митрополита Алексия вернулся в Троицкий монастырь, оставив настоятелем своего ученика преподобного иеромонаха Романа, который занимался благоустройством Киржачского монастыря до самой смерти - 1392 года. Роман Киржачский, причисленный в 1980 году к лику святых, считается первым игуменом монастыря. В 1997 году в подклете Благовещенского собора была установлена рака с мощами Романа Киржачского. Сайт Свято-Благовещенского Киржачского женского монастыря,  http://kir-obitel.ru/ Не один Троицкий монастырь основал великий Сергий Радонежский. Его благословением и трудами на Руси появилось множество монашеских обителей. В их числе – и основанный Преподобным по особому Промыслу Божиему Свято-Благовещенский монастырь на Киржаче. Случилось это следующим образом. Во второй половине XIV века в Русской церкви происходила смена Студийского устава на Иерусалимский. Возможно, старший брат преподобного Сергия Стефан был сторонником старой традиции, тогда как Сергий склонялся к новому уставу, введение которого было связано с деятельностью святителя Алексия. Как известно из «Жития преподобного Сергия», составленного его первым биографом Епифанием Премудрым, однажды во время вечернего богослужения Стефан спросил канонарха: «Кто дал тебе эту книгу?» Канонарх ответил: «Игумен дал мне ее». На что Стефан резко сказал: «Кто здесь игумен? Не я ли основал это место?» И другие произнес немирные слова. Преподобный Сергий находился в алтаре и все слышал. Чтобы не вступать с братом в состязание о первенстве, Преподобный, прямо из алтаря, не заходя в келью, вышел никем не замеченный из ворот основанного им монастыря и направился в Махрищский монастырь к своему духовному другу игумену Стефану. По преданию, в этом путешествии великого Сергия сопровождал его ученик, преподобный Роман. Некоторое время преподобный Сергий пребывал в Махрищском монастыре, в молитве испрашивая волю Божию, после чего вместе с провожатым отправился дальше. В нескольких верстах от Махры они нашли пустынное место поразительной красоты. Здесь, на высоком берегу реки Киржач, они и остановились. Облюбовав это место для пустынножительства, Преподобный устроил убогое жилище и своими руками ископал на Киржачской круче колодец.

http://sobory.ru/article/?object=00208

В Благовещенском соборе и Спасском храме с 1924 года размещалась музейная экспозиция. После разорения музея в 1929 году Киржачский Горсовет начал их противозаконную «поломку», но по требованию Наркомпроса РСФСР она была прекращена. Чудом уцелевшие храмы около 30-ти лет оставались бесхозными и постепенно разрушались. Во время войны Благовещенский собор использовался под склад боеприсов. В нижних его помещениях в различные годы располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка. Храм преподобного Сергия вместе с усыпальницей преподобного Романа музей по требованию властей сдавал в аренду обновленцам. Серьезно разоренный еще в «домузейный» период, при обновленцах он пришел в полное запустение. В 1928 году была разграблена усыпальница преподобного Романа. Вскоре после этого власти отказали обновленцам в аренде. Сергиевский храм опустел и несколько лет простоял заброшенным. В начале 1930-х годов его взорвали. На месте этого самого богатого во Владимиро-Суздальской епархии храма в 1990 году был установлен поклонный крест. Всехсвятская церковь и прилегающая к ней пятиярусная колокольня в музейный комплекс не вошли. До 1928 года их арендовал православный приход. В отличие от обновленцев, прихожане Всехсвятского храма придерживались канонических православных принципов и поддерживали сначала патриарха Тихона, а потом его Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В начале 1930 года храм закрыли, а священнослужителей и наиболее активных прихожан осудили за антисоветскую деятельность. В опустевшем здании, которое местные власти сначала хотели продать «на щебень», открыли общественную столовую. Позже Всехсвятский собор – вместе с лишившейся своих колоколов колокольней и надвратной церковью – переоборудовали под пекарню Городской потребкооперации (ГорПО). Преобразованная в хлебокомбинат, она просуществовала до 90-х годов XX века. До начала 60-х годов в древней обители царили запустение и разруха. В 1963-1964 годах были частично реставрированы Благовещенский собор и храм Всемилостивого Спаса. Над собором установили новый покрытый лемехом купол, обе церкви увенчали крестами. За ветхостью разобрали второй этаж соединявшей их галереи, построили лестницы, отремонтировали дверные и оконные проемы. Внутри зданий ремонтные работы не проводили, ограничившись их внешней побелкой. В 1983 году городские власти Киржача решили использовать памятники архитектуры под общественные нужды. На первом этаже Спасской церкви предполагалось устроить молодежный клуб, на втором – установить игровые аппараты. В Благовещенском соборе планировалось открыть музей, а в западной части галереи расположить киоски для продажи сувениров и напитков.

http://sobory.ru/article/?object=00208

После Октябрьской революции 1917 года храм Всемилостивого Спаса разделил судьбу Благовещенского собора. С 1918 по 1923 годы его арендовала община верующих Благовещенского собора. Весной 1922 года, когда под предлогом помощи голодающим Поволжья изымались церковные ценности, в усыпальнице бояр Милославских в поисках драгоценностей были вскрыты две гробницы XVII века. Однако кроме человеческих останков и кипарисовых икон в них ничего не оказалось, и гробницы закрыли. В 1923 году Спасский храм был передан в ведение Киржачского церковно-бытового музея, а в 1924 – поставлен на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР как памятник истории и архитектуры. С 1924 года в подклети Спасского храма размещалась «бытовая» часть музейной экспозиции – картины, мебель, оружие, одежда, головные уборы, карета и другие вещи, вывезенные из усадеб киржачских помещиков, в частности, князя И.Н. Вадбольского и графа Салтыкова. Там же выставлялись святцы, замки, глиняная и деревянная посуда, швейки, монеты и пр. Музей испытывал острейшую нехватку средств и не мог обеспечить его сохранность. Как и Благовещенский собор, Спасский храм в «музейный период» не отапливался и не ремонтировался. После разорения в 1929 году киржачского музея он оказался и вовсе заброшенным. Летом 1930 года Киржачский Горсовет одновременного с Благовещенским начал «поломку» и Спасского храма. Но незаконное разрушение памятника истории и архитектуры было остановлено Главнаукой Наркомпроса РСФСР. В последующие десятилетия Спасский храм подвергся окончательному разграблению и естественному разрушению. В это время из усыпальницы бояр Милославских исчезли все каменные надгробия с художественной резьбой и белокаменная плита с именем строителя Ивана Андреевича Милославского, висевшая на южной стене этого храма. В 1963-1964 годах храм Всемилостивого Спаса отреставрировали вместе с Благовещенским собором. На него установили покрытый лемехом купол и крест. Были отремонтированы дверные и оконные проемы. Внутри здания ремонтные работы не производились. В 1983 году, когда городские власти Киржача решили использовать монастырские храмы под общественные нужды, на первом этаже Спасского храма предполагалось устроить молодежный клуб, на втором – установить игровые аппараты. Но Господь не попустил свершиться очередному кощунству. И в 1990 году Спасский храм вместе с Благовещенским собором были переданы Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04332

Сергий был греком и принял монашеский постриг на Афоне. Прослышав об «игумене земли Русской», он отправился на север и стал учеником Преподобного. Он прожил в Троицкой обители несколько лет, а затем испросил благословения на пустынножительство в глухих вологодских лесах. Постепенно вокруг него стала собираться братия. Когда собрались сорок учеников, на реке Нурме был заложен монастырь с храмом во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Сергий Нуромский. День памяти: 7 (20) октября Недалеко от монастыря вел отшельническую жизнь другой ученик Преподобного – Павел Обнорский, который три года провел в дупле липы. По благословению Сергия Радонежского построил Свято-Троицкий храм, вокруг которого возник монастырь, получивший название Павло-Обнорского. Павло-Обнорский монастырь Роман Киржачский Вместе с учителем построил храм на реке Киржач в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и основал обитель. После того как Сергий Радонежский вернулся в Троицкий монастырь, стал настоятелем Киржачского монастыря. Роман Киржачский: День памяти: 29 июля (11 августа) Воспитанный на трудах святых отцов, Роман особо поощрял книжные занятия своей братии. В обители много читали, переписывали богослужебные книги и святоотеческие труды. Ревностный подвижник Роман Киржачскиий в рукописных святцах XVII–XVIII веков именуется преподобным и чудотворцем. Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь Афанасий и Феодосий Череповецкие В середине XIV века монахи Афанасий и Феодосий поселились в Новгородском краю на Череповецком урочище при впадении реки Ягорбы в реку Шексну, где подвизались в иноческих трудах. Построили храм во имя Святой Троицы и основали Воскресенский Череповецкий монастырь. Афанасий и Феодосий Череповецкие. Дни памяти: 5 (18) июля, 25 сентября (8 октября), 26 ноября (9 декабря) Авраамий Галицкий Первоначально был монахом Печерского монастыря под Нижним Новгородом. Узнав о преподобном Сергии Радоненжском, он пришел в Троицкую обитель и стал его учеником. Через некоторое время учитель благословил Авраамия на пустынножительство к северу от Костромы. Здесь ему явилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», названная впоследствии Галичской.

http://pravmir.ru/dvenadtsat-ptentsov-gn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010