Русская Православная Церковь XX век 22 ноября 1917 — Активизировались автокефалистские настроения на Украине. В Киеве прошел Третий Всеукраинский военный съезд. На съезде приверженцами курса на автокефалию выступила группа военных священников во главе с протопресвитером Александром Марычевым. Беззастенчиво вмешиваясь в дела Церкви, съезд принял резолюцию, которая постановляла: Православная Церковь в независимой Украине также должна быть независимой и автокефальной. Этой же резолюцией предусматривалось совершение богослужения на украинском языке. Узурпируя полномочия церковного священноначалия, Третий Всеукраинский военный съезд создал организационный комитет по созыву Всеукраинского церковного Собора. 1918 — ВЦУ приняло решение об обеспечении семей арестованных священнослужителей. ВЦУ постановило «разъяснить циркуляром епархиальным начальствам… что за арестуемыми и заключенными в тюрьмы членами клира должно быть сохраняемо все причитающееся им по занимаемой должности содержание. В случаях же крайней необходимости, при отсутствии средств в епархии, «епархиальные начальства» могли обращаться с ходатайствами «по оказанию единовременного пособия семействам казненных членов клира» в высшее церковное управление. О постоянном же пенсионном обеспечении таких семейств «иметь суждение в зависимости от условий церковной жизни». 1990 — В Киеве состоялся Поместный Собор Украинской Православной Церкви. На Соборе была принята новая редакция Устава об управлении Украинской Православной Церкви. Собор осудил деструктивные действия униатов и автокефалистов. Предстоятелем Украинской Православной Церкви избран занимавший Киевскую кафедру митрополит Филарет (Денисенко). 1990 — Священный Синод Русской Православной Церкви постановил образовать Уральскую и Чимкентскую епархии, выделив эти епархии из Алма-Атинской, которая стала именоваться Алма-Атинской и Семипалатинской. Синод произвел очередные назначения. Епископом Уральским и Гурьевским назначен епископ Антоний (Москаленко), б. Черновицкий и Буковинский, а на Чимкентскую и Целиноградскую кафедру поставлен архимандрит Елевферий (Козарез), клирик Алма-Атинской епархии. Архиепископ Берлинский и Лейпцигский Герман (Тимофеев) назначен архиепископом Волгоградским и Камышинским. 1997 — Святейший Патриарх Алексий II принял участие в торжествах во Владимирской епархии по случаю обретения св. мощей преподобного Романа Киржачского. Преп. Роман — ученик великого аввы Сергия Радонежского, который был первым игуменом Киржачского Свято-Благовещенского монастыря. 21 ноября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5653.html

Тело святого Евстафия, брошенное ночью на поле, было перенесено христианами в Мцхет с великой честью и положено католикосом Самуилом IV под престолом мцхетского собора Светицховели. Католикос Самуил IV установил ему память 29 июля/11 августа – в день славной кончины святого мученика. Роман Киржачский Преподобный Роман Киржачский – сподвижник и ученик преподобного Сергия, игумена Радонежского (память 25 сентября/8 октября и 5/18 июля). В житии преподобного Сергия сообщается, что после введения в Троицкой обители по благословению святителя Алексия, митрополита Московского (память 12/25 февраля), строгого общежительного устава некоторые из братии стали роптать и выражали недовольство строгостью устава. Преподобный Сергий вынужден был оставить свою обитель и удалился на реку Киржач. Чувствуя духовное сиротство в разлуке с любимым старцем-игуменом, многие иноки решились уже покинуть и самую обитель Троицкую, в которой теперь все казалось так пусто и бесприютно… И как велика была радость их, когда они узнали, где пребывает их любимый наставник и отец. Они не могли более сносить разлуки, и один по одному стали переселяться на Киржач. Списатель жития Сергиева повествует, что при помощи Божией успешно была построена церковь и основана новая обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, где преподобный также ввел общежительный устав. Это было в 1371 году. Через три года, когда тревоги «мирского самоволия» прекратились, преподобный Сергий по благословению святителя Алексия, митрополита Московского, возвратился в Троицкий монастырь. А из своих учеников преподобный Сергий избрал Романа, который был рукоположен тем же святителем Алексием в священный сан и поставлен настоятелем вновь устроенной обители. Истинный подвижник, сочетавший доброту душевную с требовательностью наставника, святой Роман с большим усердием исполнял заповеди преподобного Сергия – своего духовного отца и учителя – и был образцом подвижнической жизни для всей братии. 29 июля 1392 года он мирно отошел ко Господу. Святые мощи преподобного Романа почивают под спудом в бывшей монастырской Благовещенской церкви (в 1764 году монастырь был упразднен, а храм его обращен в приход города Киржача). Над святыми мощами была устроена резная сень, под которой положено медное надгробие с изображением преподобного Романа на верхней доске, а в возглавии надписаны тропарь и кондак святому. На старинных иконах преподобный Роман написан в лике учеников преподобного Сергия. В рукописных святцах преподобный упоминается в числе святых и назван чудотворцем. Константин и Косма Косинские, Старорусские, преподобные

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Воспитанный великим аввой Сергием на творениях святых отцов Церкви, преподобный Роман особо поощрял книжные занятия своей братии, которые приобщали ее к высшим знаниям духовной науки. В обители много читали, тщательно переписывали богослужебные книги и свято-отеческие труды. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас рукописные книги Киржачского монастыря XIV века: Жития святых, Лествица преподобного Иоанна, Апокалипсис с толкованием святого Андрея Кесарийского и Требник с последованием пострижения в монашеский чин. Киржачский игумен прошел опытно школу пустынножития, где внешний подвиг строгого поста и нищеты сочетался с глубокой внутренней молитвой и пламенной верой в помощь Божию. Некогда он имел драгоценную возможность видеть, как его духовный отец, преподобный Сергий, в собственной жизни воплощал вечные заветы. Подвижник живо старался во всем подражать дорогому старцу, усваивая его редкую сердечную кротость, удивительное смирение, молитвенность, нескончаемое терпение чужих немощей. Высокая внутренняя жизнь ученика аввы Сергия сделала его духоносным учителем, к коему потекли люди за советом и молитвенной помощью, глубоко веруя, что Господь скоро слышит прошения Своих верных рабов. вопиющих к Нему. Далеко от шумной Москвы стоял тихий Благовещенский монастырь, но и в нем невозможно было отстраниться от событий, которые взволновали Русь. В 1378 году Москва с плачем проводила в последний путь великого святителя и чудотворца Алексия. Спустя два года темная туча нависла над Русской землей: хан Мамай с огромными полчищами выступил против Московского княжества. Великий князь Димитрий Иоаннович, спешно собрав войско, перед страшным походом испросил благословение на битву у крестного отца своих детей, преподобного игумена Сергия. 8 сентября 1380 года состоялась кровавая сеча на Куликовом поле. Вместе с отцами Троицкой обители со слезами молились о победе русского христолюбивого воинства и братия Благовещенского Киржачского монастыря. В 1389 году после тяжелой болезни вследствие непомерных нагрузок окончил свою жизнь благоверный князь Димитрий Иоаннович, прозванный после великой победы Донским. Преподобный Сергий со многими молитвами простился с ним в Архангельском соборе Московского Кремля. Эта потеря глубоко опечалила всех русских людей во главе с их духовными наставниками.

http://pravicon.com/info-3280

В мае 1997 года в Благовещенскую женскую обитель поступила послушница Людмила Трубина. На второй день после приезда в монастырь у молоденькой, совершенно здоровой девушки опухли до колен и начали болеть ноги. Ей пришлось сменить обувь. Людмила не могла стоять и с трудом передвигалась. Боль в ногах была настолько мучительна, что послушница не могла удержаться от слез, унывала. Услышав об исцелении девочки из Ратьково, вечером она решила прочесть Акафист преподобному Роману над местом его погребения. На следующий день боль неожиданно утихла. Обрадованная девушка еще раз прочла Акафист первоигумену Киржачского монастыря, благодаря его за облегчение в болезни, после чего получила совершенное исцеление. В 1996 году известным историком С. А. Беляевым были начаты большие археологические работы в усыпальнице преподобного Романа. В центре часовни, на глубине около двух метров от древнего пола, были обретены святые мощи преподобного Романа, чудесным образом сохранившиеся, несмотря на все перипетии истории, и не потревоженные всевозможными работами на этом месте. Это событие пришлось на 12 ноября 1996 года, день празднования иконы Божией Матери Милостивой и памяти святителя Иоанна Милостивого. Вопрос о почитании преподобного Романа тесно связан с историей установления памяти Собора Радонежских святых, которая восходит к середине XVII века, когда было осознано значение преподобного Сергия как всероссийского святого и печальника Русской земли. Именно тогда уже были составлены первые списки учеников преподобного Сергия Радонежского. По благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1981 году было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь Обретения мощей преподобного Сергия, 6 июля; в 1982 году, в день празднования Владимирской иконы Богоматери, 23 июня, установили память Собора Владимирских святых. В числе святых, в земле Владимирской и Радонежской просиявших, был прославлен и ученик преподобного Сергия, преподобный Роман, игумен Киржачский.

http://pravicon.com/info-3280

Насельники Благовещенского Киржачского монастыря по молитвам своего игумена постепенно проходили нелегкие ступени монашеского искуса. Терпение, любовь и дар рассуждения помогали преподобному Роману ограждать учеников от излишней горячности и пробуждать их от холодной рассеянности. Сама внешность преподобного отражала глубокий духовный мир его внутренней жизни. Много горестных и радостных событий протекло перед взором смиренного игумена Романа. Его ясная душа просила мира и упокоения в Боге. В день Благовещения Пресвятой Богородицы великий Троицкий игумен Сергий был чудесно извещен Самой Царицей Небесной о своей близкой кончине. Это побудило его вскоре передать в управление свой монастырь преподобному Никону, дабы в безмолвии предстать уже пред самим Господом. Несомненно, преподобному Роману стало известно об этом дивном событии от своего старца-игумена. Но сам он скончался в мире прежде своего учителя, на память святого мученика Каллиника, 29 июля 1392 года. Братия Благовещенской обители со многими молитвами и слезами погребли старца под диаконником монастырского храма, выстроенного трудами его великого аввы, преподобного Сергия, со своими преданными учениками. Прошли века, но почитание Киржачского игумена не угасло с его кончиной. Над местом его погребения иноки поставили раку, а затем и резную сень над ней. Написали икону преподобного Романа. Перед ракой преподобного горели неугасимые лампады. На ее боковых стенах вычеканили тропарь и кондак в его честь. Чередные иеромонахи и священники неопустительно служили на гробнице подвижника панихиды по усердным просьбам почитателей преподобного Романа. В день его памяти совершали по чину заупокойную литургию. В притворе усыпальницы первоигумена монастыря стояла чаша с водой из колодца, по преданию, ископанного самим преподобным Сергием Радонежским при основании обители. На Святых вратах при входе в монастырь долгое время паломников извещала надпись о том что «Киржачский Благовещенский монастырь основал в XIV веке, от 1354 до 1358 года, преподобный Сергий, игумен Свято-Троицкого монастыря, по благословению митрополита Алексия, московского чудотворца, по основании сего паки возвратился в Свято-Троицкий монастырь, по увещанию и умолению двух архимандритов, посланных святителем Алексием; вместо себя же оставил в Киржачском монастыре настоятелем первого ученика своего, преподобного иеромонаха Романа, которого мощи здесь находятся под спудом. В память его, по усердию народа отправляемы бывают панихиды, а на гробнице вычеканены ему тропарь и кондак».

http://pravicon.com/info-3280

http://www.kirzhach33.com/forum/38-1742-1 Находящаяся на восточной окраине Киржача, на кладбище, церковь построена в 1846 г., в стиле позднего классицизма. Здание церкви сложено из кирпича на известковом растворе. Строителем церкви, по праву, считается Калмыков - владелец кирпичного завода в деревне Корытово. Храм представляет двусветный четверик, увенчанный ротондой, с небольшой трапезной и трёхъярусной колокольней под шпилем. Храм привлекает простотой, намоленностью, в нем чувствуется дух старины, дух наших предков. Первое упоминание о церкви относится к 1562 г. «В погосте за болотом устроилось целое селение, где, при деревянной церкви св. Николая Чудотворца от монастыря были построены: двор попа Евтихея с сыном, двор пономаря, да 19 келий для нищих, питавшихся от церкви Божий, да в сем же погосте был двор слуги Ивана Шешкова, а во дворе жили его люди 3 человека...» - так звучит описание погоста в 1662 г. В 1735 г. священник Никольского погоста просил перенести церковь в подмонастырскую слободу Киржачского монастыря, объясняя просьбу тем, что «...за опасением от воровских людей жить просителям на погосте невозможно, что и напредь сего на том месте церковь Божию и колокола крали, и просителей разбивали, и дворы жгли не по одно время». Просьба была уважена, и в 1736 г. дан указ о переносе храма ближе к городу (ОПИ ГИМ Фонд 195 д. 724) . Но, вопреки указу, по до сих пор неизвестным причинам, церковь осталась на прежнем месте. Вместо деревянной церкви в 1846 г. был построен существующий ныне каменный храм. Престолов в нем три: в холодном (центральном) во имя Святителя Николая чудотворца, в приделах теплых во имя преподобного Сергия Радонежского (южный придел) и во имя святого великомученика Георгия (северный придел). После 1917 г. настоятелем Никольского храма был назначен рукоположенный во священники диакон Благовещенского собора г. Киржача Василий Евгеньевич Молчанов. 14 июня 1934 г. президиум Ивановского облисполкома утверждает постановление президиума Киржачского райисполкома от 19 апреля того же года о прекращении колокольного звона в кладбищенской церкви г. Киржача (ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 392. Л. 21, об.). 2 сентября 1937 г. священник Василий Молчанов был арестован по ложному обвинению в участии в контрреволюционной группе церковников и проведении антисовецкой агитации. После ареста настоятеля храм в Заболотье был закрыт (Фонд 556 опись 3 ед.хр. 780) .

http://sobory.ru/article/?object=04708

Тем не менее из нее взято в издание несколько вариантов, имеющих значение (ркп. обозначается – Тх). Более удачная переработка древнего Жития произведена была в последней четверти XVII века. Варфоломей, энергичный архимандрит Данилова монастыря (1675–1701 гг.) 56 , писал строителю Благовещенского Киржачского монастыря Александру 57 : «Изволил ты, всечестнейший отче, предлобному Даниилу по обещанию своему потруждатись – житие его преподобного исправить, и старого жития его списки у тебя, и мы к тебе государю о том писали ж, и от тебя, всечестнейшего отца, о том преподобного житии к нам известно ничего не бывало; милости у тебя, государя, всечестнейший отче, просим: пожалуй, государь, усугуби милость свою над нами по твоему обещанию, о житии преподобного чудотворца Даниила о исправе совершенство учини; а буде по своему обещанию ты то преподобного житие, елико Господь Бог тебя вразумил, исправил, изволи к нам житие преподобного прислать; пожалуй, государь, не учини того великого богоподражательного дела в забвении». Строитель Александр отвечал ему: «По твоему государя благословению, а по моему обещаньишку преподобному отцу Даниилу, Переславскому чудотворцу, житие девять тетрадей исправил и переписал с них восемь тетрадей в полдесть, и к твоей честности те исправленные тетради и белые послал с Москвы благовещенскому собору с церковным дьяком с Иваном Сергеевым; а достальные, государь, тетради я у себя оставил и поколику возможно впредь поработаю; по сем благословения твоего прошу и челом бью, пожалуй, государь, изволь призвать Василия Семеновича Зюзина, чтоб он с моих правленых тетрадей пожаловал те белые тетради поправил в правописательстве; а ему, государь, от меня скажи мир и благословение» 58 . Один вариант, представляемый редакцией Александра – пресвитер вместо церковник первоначальной редакции (в двух известных нам рассказах о переяславском церковнике, стр. 51 и 52, 75), сближает первую с «Сказанием вкратце». Однако никаких иных, более ясных следов влияния Сказания на работу киржачского строителя не замечается: произведена она исключительно по обширному Житию и происхождение варианта пресвитер мы скорее склонны приписать случайному совпадению, чем тому предположению, что Александр пользовался Сказанием о преп. Данииле в Степенной книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Благовещенская Киржачская обитель, управляемая после преподобного Романа многочисленными настоятелями и строителями, находилась в ведении Троице-Сергиевого монастыря. Из почтения к памяти основателя обители, преподобного Сергия Радонежского, его близкого ученика и сподвижника, преподобного Романа Киржачского, многие князья и бояре вносили крупные вклады в Благовещенский монастырь. Монастырские крестьяне освобождались от пошлин, разрешались рыбные ловли, оказывались и иные льготы. Державные князья, российские государи, именитые боярские фамилии оказывали внимание монастырю, но наибольшее попечение о нем имели бояре Милославские, фамильная усыпальница которых была устроена под церковью Всемилостивого Спаса. Известный царский изограф Симон Федоров Ушаков в 1659 году написал для монастыря образ Господа Иисуса Христа с предстоящими преподобными Сергием и Никоном. Во все время своего существования Киржачская обитель имела достаточные средства, а потому могла оказывать значительную помощь больным и неимущим. В числе многих русских монастырей, в 1764 году Благовещенскую обитель упразднили и обратили в приходскую церковь. Имущество передали в Троице-Сергиеву лавру, а братство было разослано по другим монастырям. В середине XIX века семья Соловьевых, жителей города Киржача, приняла на себя особое попечение о бывших монастырских храмах, отремонтировав их и обновив настенную живопись. Главный храм обители во имя Благовещения IIpecbяmoй Богородицы построен в конце XV - начале XVI века по подобию Троицкого собора монастыря преподобного Сергия. В его подклете некогда был придел в честь равноапостольных царей Константина и Елены. Вторую церковь XVI века посвятили преподобному Сергию Радонежскому, устроителю святой обители на Киржаче. Храм во имя Происхождения Честных Древ Креста Господня и Всемилостивого Спаса выстроен в 1656 году Иоанном Андреевичем Милославским, впоследствии его подклет стал родовой усыпальницей Милославских. Последняя церковь была устроена на территории монастыря братьями Соловьевыми на месте погребения своих родителей в XIX веке и посвящена Всем святым.

http://pravicon.com/info-3280

Ряд некогда крупнейших монастырей России был основан лично Сергием. Это не только Троице-Сергиева Лавра, но и Борисоглебский монастырь  под Ростовом, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь  около Коломны, Благовещенский монастырь на Киржаче, а также Успенский монастырь  на реке Дубенке, сведений о котором сохранилось немного. Непростая судьба выпала этим обителям. Ростовский Борисоглебский монастырь был основан по благословению Сергия Радонежского родными братьями иноками Феодором и Павлом. Преподобный Сергий помог им получить согласие на строительство монастыря у князя Ростовского и сам указал место для будущей обители. Борисоглебский монастырь, находящийся на возвышенности и защищенный со всех сторон рекой, стал оборонительным форпостом на подступах к Москве. Обитель, начинавшаяся с маленькой деревянной церквушки во имя Бориса и Глеба, превратилась в монастырь-крепость, поражающий своей красотой и мощью. С XVII века его архитектурный комплекс почти не менялся. В стенах монастыря бывали Иван Грозный, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин... Ростовский Борисоглебский монастырь сделался «домашним» монастырем первых русских царей и был достаточно богатым. Вокруг него вырос современный Борисоглебск. В 1924 году большевики закрыли монастырь и превратили его в музей. С 1994 года обитель с трудом восстанавливается и до сих пор делит здания с музеем. Свято-Благовещенский Киржачский монастырь был основан Преподобным Сергием в 1358 году. Здесь Преподобный прожил около четырех лет. За это время были устроены кельи и поставлена деревянная церковь. В последующие века обитель продолжала строиться и украшаться. Так, в XV веке здесь уже было два каменных храма — Благовещенский и трапезный храм, освященный в честь Преподобного Сергия Радонежского. В XVI-XVII веках в монастыре подвизалось около 90 монахов. Особое внимание обители уделяли князья Милославские, здесь была их фамильная усыпальница. В 1764 году Свято-Благовещенский монастырь в числе других 569 великорусских монастырей был упразднен указом Екатерины Великой. Его храмы функционировали как приходские и постепенно приходили в упадок из-за бедности и малочисленности прихожан. В советское время храм Преподобного Сергия был взорван, остальные — разорены. С 1995 года монастырь возрожден как женская обитель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

2. Протоиерей Геннадий Литомин, клирик Благовещенского женского монастыря, Владимирская епархия (Киржач). «История Киржачского Свято-Благовещенского монастыря – история края». 3. Разумовский Феликс Велиевич, автор и ведущий исторической телепрограммы «Кто мы?», культуролог. 4. Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма Покрова Божией Матери, старший духовник Московской епархии. «Родная земля, народ, род, семья». 5. Иерей Сергий Минин, доцент кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного педагогического университета, к. ист. н. «Церковно-краеведческий материал в региональном компоненте курса “Православная культура” Владимирского края». 6. Иванов Сергей Михайлович, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Волгоградской епархии, пресс-секретарь епархии, к. филос. н. «Состояние и перспективы православного краеведения в Волгоградской епархии». 7. Воронина Галина Ильинична, доцент кафедры экономики Ставропольского института экономики им. В. Д. Чурсина, помощник настоятеля по религиозному образованию храма свт. Николая (Ессентуки, Ставропольская епархия). «“Времен связующая нить…”». 8. Козлов Владимир Фотиевич, заместитель председателя Союза краеведов России, заведующий кафедрой региональной истории краеведения РГГУ, доцент, к. ист. н. «Церковное краеведение и архивы (документы о закрытии и уничтожении православных храмов в 1920–1930-х гг.)». 9. Безносова Галина Лавровна, директор православной гимназии г. Козельска Калужской епархии. «Использование материалов о новомучениках и исповедниках в учебно-воспитательном процессе». 10. Асавкина Татьяна Викторовна, руководитель районного методического объединения учителей «Основ православной культуры», учитель истории, краеведения и истории Московской области (Мытищи, Московская обл.). «Единство “Основ православной культуры” и предметов краеведческого и исторического циклов». 11. Менькова Инна Геннадиевна, научный сотрудник ПСТГУ. 12. Агуреева Татьяна Владимировна, методист по воспитательной работе Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова. «Милая моя Родина».

http://pravoslavie.ru/425.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010