В этот музей поступали предметы из местных храмов, а также из дворянских усадеб, в частности из имений князя И. Н. Вадбольского и графа Салтыкова. С фабрик Соловьёва сюда было вывезено более 100 набивных досок. Из музейных отчётов 1920-х годов следует, что в библиотеке Благовещенского собора было 2 тысячи книг, из них 500 - рукописные. После того как музей был закрыт, собор использовали под склад, а в нижних его помещениях располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка. Собор не ремонтировался, настенная живопись разрушалась. В 1963-64 гг в научно-реставрационных мастерских Владимира под руководством архитектора И. А. Столетова был разработан план реставрации двух монастырских храмов - собора Благовещения Пресвятой Богородицы и храма Всемилостивого Спаса. В результате двухлетних работ над собором был установлен новый покрытый лемехом купол. И на куполе собора, и на колокольне Спасского храма поставлены кресты. За ветхостью разобран второй этаж галереи, построены лестницы, отремонтированы дверные и оконные проёмы. Храмы побелены. Внутри храмов ремонтные работы не проводились. В 1983 году городские власти решили использовать памятники архитектуры под общественные нужды: на первом этаже Спасской церкви устроить молодёжный клуб, а на втором этаже установить игровые аппараты, в Благовещенском соборе открыть музей, а в западной части галереи расположить киоски для продажи сувениров и напитков. Предполагали сделать ремонт, провести водопровод и канализацию. Но Господь не допустил свершиться сему кощунственному деянию. Поскольку ремонтно-реставрационные работы 1980-1990-х годов велись с нарушением технологий, монастырские храмы пришли в аварийное состояние. На защиту архитектурных памятников монастыря, связанных с именем прп. Сергия Радонежского, встала кижачская общественность, среди которой стоит отметить добрым словом Олега Шестакова (1967-1991). После серии опубликованных им статей храмы Благовещенского монастыря были наконец переданы РПЦ. В день памяти прп. Романа 11 августа 2000 года в Благовещенском соборе была совершена первая Литургия. Из книги: Преподобный Роман Киржачский и монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы от основания до наших дней. - Москва, 2003 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Благовещенский собор - самое древнее в городе здание. В нижнем храме, в честь прп. Романа Киржачского, находятся мощи преподобного. Память его празднуется 11 августа. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04331

По писцовым книгам 1627-31 гг. в монастыре значится: «церковь Благовещения Пресвятой Богородицы да придел царя Константина, да церковь Сергия чудотворца с трапезою, обе каменные да колокольня древяна. В монастыре келья келарская да палатка казенная, да сушило да ледник - каменные, 8 келий братских, поварня и хлебня каменные, двор конюшенной, изба да амбар. Вокруг монастыря ограда каменная длиною 100, а поперек 70 саж., на св. воротах шатер, верх каменный». Вблизи монастыря расположилась подмонастырская слободка и село Селиванова гора, где жили разные монастырские слуги и работники. В 1656 г. боярин Иван Андреевич Милославский построил в монастыре третий каменный храм в честь Всемилостивого Спаса, внизу этого храма находится семейная усыпальница Милославских. По переписным книгам 1678 г. владения, кроме подмонастырской слободки и села Селивановой горы, состояли в одном только Переславском уезде из 26 деревень, в коих было 354 дворов крестьянских и 42 бобыльских. По ревизии 1725 г. за Киржачским монастырем в слободке, селах и деревнях значится душ муж. пола 2307. В описи монастыря, учиненной комиссией для описания церковных имений, значатся следующие данные: «в монастыре 3 каменных церкви, каменная настоятельская келья, 3 братских кельи деревянных, хлебенная, 6 житниц, погреб, кухня, баня и сторожка. Вокруг монастыря каменная ограда. В ограде двои врата, над ними деревянная галерея; при монастыре богадельня, в которой живут на средства монастыря 6 женщин. Вотчина монастыря состоит из подмонастырской слободки, села Селивановой горы и 26 деревень в Переславском уезде; во Владимирском уезде монастырю принадлежит село Ваганово с тремя деревнями. Всего за Киржачским монастырем состояло 2105 крестьянских душ, 3256 чет. пахотной земли, 3840 копен сена и 296 дес. лесу непашенного». В 1764 г. Киржачский монастырь был упразднен и церковь его обращена в приходскую. Из подмонастырской слободки образовалось казенное село Киржач. Монастырское имущество было переправлено в Троицкую лавру, братия переведена частью туда же, частью в другие монастыри. В 1778 г. при образовании Владимирского наместничества село Киржач и село Селиванова гора переименованы в уездный город под общим именем Киржача. В 1796 г. он обращен в заштатный город Владимирской губернии. В соборной ограде, на месте прежнего монастыря, стоят четыре каменные церкви: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, во имя преп. Сергия Радонежского, в честь Происхождения честных древ Креста Господня и во имя Всех Святых.

http://sobory.ru/article/?object=00208

В период секуляризационных реформ 2-й пол. XVIII в. в Троице-Сергиеву лавру поступила и монастырская б-ка, содержавшая более 20 рукописных книг XIV-XVII вв., а также богослужебные книги, творения отцов Церкви, житийная лит-ра. Возможно, в то же время из храмов бывш. мон-ря были изъяты и переданы в лавру нек-рые святыни и памятники церковных древностей. К нач. XX в. в храмах Киржача хранилось сравнительно небольшое число старинных икон и утвари. В Благовещенском соборе находился напрестольный серебряный вызолоченный крест с частицами мощей первомч. Стефана, царицы Феодоры, святых Космы и Дамиана, великомучеников Пантелеимона и Иакова Персиянина, мц. Татианы, мч. Прокопия, свт. Иоанна Златоуста и др.- вклад 1635 г. архим. Новоспасского московского мон-ря Иосифа. Упоминаются также икона Успения Пресв. Богородицы, частицы мощей в 2 крестах св. Иоанна Предтечи, евангелиста Марка, ап. Иакова Алфеева, преподобных Антония и Феодосия Печерских, прп. Нестора Летописца, прп. Сергия Радонежского, вмц. Варвары, преподобных Антипы Чудотворца, Иеремии Прозорливого, прп. Иоанна Киево-Печерского Многострадального, прп. Исаакия Киево-Печерского, мч. Лукиана, свт. Арсения, еп. Тверского, архиеп. Стефана. Здесь хранились также частицы от Гроба Господня, часть древа Креста Господня. Чудотворной считалась храмовая икона прп. Сергия Радонежского в серебряной вызолоченной ризе, изготовленной в 1892 г. в память 500-летия преставления преподобного. Икону украшал оклад 1632 г., устроенный старцем строителем Малахией (Ржевитиным) «по себе и своих родителях». Сохранилась одна из святынь К. м.- Владимирская икона Божией Матери (XV в., ГИМ), которую к 1917 г. украшал серебряный оклад (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. 57. Д. 5040. Л. 8. 79). Из древних образов следует отметить находившуюся в Спасской ц. местную икону Спасителя с преподобными Сергием и Никоном (1659) работы иконописца С. Ушакова; Нерукотворный образ Спасителя (1548/49) - вклад старца Паисия из Благовещенского собора. Почитаемой была храмовая икона «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня» с 20 праздничными клеймами в серебряном позолоченном окладе из Спасской ц.

http://pravenc.ru/text/1840171.html

Монастырю передано здание Всехсвятского храма, самого большого в городе. Весной 2001 г. на колокольне была восстановлена медная глава с позолоченным крестом. В мае 2007 г. начались работы по восстановлению Всехсвятской ц., весной-летом 2008 г. была проведена внешняя реставрация храма и благоустроена галерея между Благовещенским и Спасским храмами. В 30-х гг. XX в. сохранялась часовня над источником прп. Сергия, но впосл. она была разрушена. После продолжительных поисков ее местоположения сестрами были обнаружены остатки стен и фундамента строения. 15 марта 2003 г. состоялся молебен по случаю начала строительства новой часовни над источником прп. Сергия Радонежского. Часовня и колодец были восстановлены, и 11 авг. 2005 г., в день памяти прп. Романа, освящены архиеп. Евлогием. Первые насельницы жили в холодном и сыром подклете храма Всемилостивого Спаса, т. к. здание бывших покоев настоятеля занимало отделение вневедомственной охраны г. Киржача. В 1996 г. за оградой монастыря был приобретен небольшой дом, куда после ремонта и переселились сестры. В 2000 г. были выстроены восточные въездные ворота и домик вратарниц. В него переселились 4 сестры, но большинство насельниц жили вне стен обители. В 2001-2005 гг. построили келейный корпус, в котором разместили трапезную, кухню, швейную мастерскую и кельи. В мон-ре имеется также иконописная мастерская. В 1997 г. К. м. получил разрешение на аренду земельного участка площадью 20 га близ дер. Ефаново Киржачского р-на. С 1998 г. было начато строительство домика на участке и велись сельскохозяйственные работы, позднее заложен фундамент для фермы, устроены теплицы и возведены др. необходимые постройки. К 2007 г. восстановлена ограда мон-ря. Регулярные богослужения совершаются монастырским клиром, состоящим из 3 священников и диакона. В дни престольных праздников - Благовещения Пресв. Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, памяти преподобных Сергия Радонежского и Романа Киржачского, а также в 1-е воскресенье по Пятидесятнице и в день Всех святых устраиваются крестные ходы вокруг храмов обители с окроплением св. водой, освященной в колодце часовни прп. Сергия Радонежского.

http://pravenc.ru/text/1840171.html

В окт. 1917 г. началось разорение городских церквей. В 1918 г. строения и все имущество бывш. монастыря и Всехсвятская ц. были реквизированы властями военного ведомства, хотя в том же году Киржачский УИК передал в пользование общине верующих наиболее ценное имущество, хранившееся в церквах. Оно было взято на учет Главмузеем Наркомпроса РСФСР, до 1923 г. часть его хранилась в опечатанном Спасском храме, другая была вывезена в Троице-Сергиеву лавру. Весной 1922 г. под предлогом помощи голодающим Поволжья было проведено изъятие из храмов предметов для богослужения из серебра и золота, за исключением тех, к-рые состояли на учете Главнауки. Были вскрыты 2 захоронения в усыпальнице Милославских, но ценностей там не обнаружили. 23 мая 1923 г. Киржачская ликвидационная комиссия закрыла Благовещенский, Спасский и Сергиевский храмы, но т. к. здания и находившееся в них имущество были «историческими по своей древности», они вместе с часовней прп. Романа были переданы в ведение Главмузея. Благодаря энтузиазму местного учителя Н. В. Синичкина на территории бывш. монастыря организовали Киржачский церковно-бытовой музей, впоследствии филиал Владимирского гос. музея. Музейными стали здания братского корпуса XVII в. и 2-этажный кирпичный дом причта, «сарай для хозяйственных нужд» и построенный в нач. XX в. в ограде церковный магазин. В 1924 г. древние храмы были внесены в «Список сохраняемых государством памятников истории и архитектуры Владимирской губернии» и поставлены на учет в Музейном отделе Главнауки. Музейная экспозиция располагалась в Благовещенском соборе и Спасской церкви. В Благовещенском соборе разместились памятники церковного искусства: иконы XIV-XVII вв., церковная утварь и шитье XV-XIX вв., резьба по дереву и каменные могильные плиты в основном XVII в., рукописные и старопечатные книги преимущественно из ризницы собора, а также др. церквей Киржачского у. В подклети Спасской ц. экспонировалось «бытовое» собрание: картины, мебель, одежда, монеты и др. вещи, конфискованные в усадьбах местных землевладельцев, в частности кн. И. Н. Вадбольского, гр. Салтыкова и др. В музее хранилось более 100 набивных досок, изъятых с фабрики Соловьёвых. До кон. 1928 г. ремонтные работы в храмах не проводились, и они разрушались. Вскоре после увольнения летом 1928 г. основателя и бессменного заведующего музеем Синичкина началось расхищение ценностей. Летом 1930 г. по инициативе Киржачского горсовета была предпринята попытка разрушить храм, но сотрудники Главнауки Наркомпроса РСФСР, на учете которого находились памятники, не дали разрешения на снос церковных зданий. В годы Великой Отечественной войны собор использовался под склад боеприпасов. Позднее в его помещениях находились колбасный цех, керосинная лавка. Из усыпальницы Спасского храма были расхищены резные надгробья, была уничтожена даже вмурованная в южную часть стены храма закладная плита. Здания не реставрировались, настенная роспись осыпалась.

http://pravenc.ru/text/1840171.html

Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь. Фото: Михаил и Екатерина      Преподобный удаляется и поселяется в пустынном месте близ реки Киржач, где сейчас стоит монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы. Между тем братия монастыря, ужаснувшись, стали искать его повсюду, в монастырях и в пустынных местах, и наконец нашли. Они приходили к нему на новое место искать его наставления, и в конце концов упросили преподобного вернуться в обитель. С точки зрения мирского человека такое поведение преподобного Сергия кажется непостижимым. Почему он не поставит наглецов на место? Ведь он почитаемый всеми — и духовенством, и мирскими людьми, и светскими властями, и церковными — духовный наставник. Более того (что более важно): он — чудотворец, всем известно, что он изгонял бесов, извел из земли источник, воскресил умершего отрока, Сам Бог засвидетельствовал, что святой угодил Ему. У кого-кого, а у святого Сергия была возможность настоять на том, что было его по праву! Но он не делает этого — он не вступает в препирательства, не обрушивается на тех, кто несправедливо выступает против него, а просто тихо уходит. Кажется, ему есть что терять – привычное место, годами накопленный авторитет, определенная степень стабильности — но он не держится ни за что. Когда его отталкивают, он не толкает в ответ — но просто тихо уходит, не сказав ни единого слова. Покинуть поле брани, не отбранившись как следует, кажется нам потерей лица Как это противоположно тому, как мы привыкли поступать! Любая обида, которую мы терпим, особенно такая, которую мы считаем несправедливой, требует нашего ответа. Если не смертельной дуэли, как у каких-нибудь бретеров XIX века, то хотя бы достойной отповеди. Покинуть поле брани, не отбранившись как следует, кажется потерей лица. Потерпеть обиду, ущерб, стерпеть, что нас не оценили, обошли, пренебрегли заслугами, в миру считается не просто невозможным, но и неправильным. В интернете вырастают бесконечные линии препирательств, в которых каждый пытается оставить последнее злое и язвительное слово за собой.

http://pravoslavie.ru/74193.html

Церковь во имя Всех Святых была тёплой; с западной стороны к ней примыкала высокая пятиярусная колокольня, возведённая по проекту владимирского епархиального архитектора Николая Александровича Артлебена. Под колокольней, на её левой стороне, находилась ризница. Братья П. и А. Соловьёвы снабдили храм дорогой церковной утварью. Высокая колокольня и сейчас видна практически из любой точки города. Самый большой колокол на колокольне, отлитый на средства братьев Соловьёвых, весил почти девять тонн (8736 кг.). Второй - полиелейный - около трёх тонн. Всех колоколов на колокольне было девять. Один из них - с надписью: " Лета 7207 сей колокол в Троицкой Благовещенской Киржачской монастырь дал вкладу окольничий Алексей Иванович Ржевской по деде своем по боярине Иване Андреевиче Милославском и по иным его родителях, которые с ним погребены в сем монастыре под церковью Всемилостивого Спаса, - в нем 46 пудов " . Внутри храма стены и купол расписывал замечательный московский художник Николай Герасимович Степанов. Он же выполнил иконы для великолепного позолоченного иконостаса. Освящение иконостаса и стенной росписи в Всехсвятской церкви состоялось в 1872 году. Церковь имеет форму правильного квадрата с полукруглым, выдвинутым в восточном направлении алтарём, с широким плоским куполом и с двумя главами - над самим основным объёмом и над алтарной частью, на коих установлены кресты, окованные медью, через огонь вызолоченною. На колокольне, также на медной главе, крест, вызолочен через огонь. С приходом к власти большевиков Всехсвятский храм со всем церковным имуществом стал собственностью государства. С 1918 года его арендовала община верующих. 30 ноября 1929 года храм был закрыт городскими властями. Прихожане писали жалобы и посылали ходоков в Москву. На короткое время им удалось вернуть церковь. Но в феврале 1930 года её закрыли окончательно. В это же время Киржачское ОГПУ арестовало священнослужителей храма и наиболее активных прихожан. Священник Николай Прозоров, церковный староста Василий Ильич Шиголев, члены церковного совета Василий Петрович Борисов и Яков Фёдорович Смирнов, " активный церковник " Егор Михайлович Карев и другие были обвинены в антисоветской деятельности и осуждены.

http://sobory.ru/article/?object=04330

В середине XIX века храм был перестроен: верхний этаж с бывшей при нем трапезной снят и устроен в один храм, под один свод, без столбов и разделений. С северной стороны была устроена ризница. Усердием прихожан был позлащен иконостас храма, а купол и стены украшены живописью, выполненной на пожертвования и стараниями А.П. Соловьева. Тогда же был положен и чугунный узорчатый пол. В старинных помещениях со сводами, располагавшихся под полом во всю величину храма, были устроены духовые печи. Под папертью, где сидели нищие, для тепла также была устроена особая духовая печь. В описании храмов бывшего Благовещенского монастыря, сделанном в 1866 году, о храме преподобного Сергия сказано: «Надо заметить, что сия церковь по устройству, вместительности и красоте принадлежит к числу лучших во Владимирской епархии». В 1918 году храм преподобного Сергия Радонежского был объявлен народным достоянием и реквизирован военным ведомством. В 1923 года его передали в ведение вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея, а в следующем году причислили к охраняемым государством памятникам истории и архитектуры и поставили на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР. Осенью 1923 года Киржачский музей по распоряжению уездного исполкома сдал его в аренду обновленческой общине верующих. Сергиевский храм был разорен еще в «домузейный» период, а при обновленцах, по утверждению заведующего Киржачским музеем Николая Васильевича Синичкина, «пришел в совершенное запустение». 25 августа 1928 «в связи с хищническим отношением к имуществу и культовым зданиям, к музейным ценностям, а также непроизводством ремонта-покраски» музей по требованию властей разорвал договор аренды с обновленцами.. Некогда прекрасный храм опустел и несколько лет простоял заброшенным. В начале 30-х годов его взорвали. По воспоминаниям киржачского старожила Сергея Алексеевича Левшина, для работы по подготовке взрыва привлекли учащихся Киржачского ФЗУ – они пробивали ниши для зарядов. «После первого взрыва», — вспоминал Левшин, — храм не рухнул, но лишь осел на фундамент. Тогда состоялся вторичный взрыв. Чтобы произвести его, привлекали уже не местные кадры, а военных. Второй взрыв «удался» – храм рухнул. Одновременно с Сергиевским храмом оказались разрушены часовня преподобного Сергия, причтовый дом и значительная часть древней монастырской стены.

http://sobory.ru/article/?object=53870

Сведения о монастырских служителях, проживавших в Подмонастырской слободе, известны с XVII в. В Смутное время слобода была разорена и восстановлена только в 20-х гг. XVII в. По писцовой книге 1626-1629 гг., в ней находилось 10 дворов стрельцов и 6 дворов монастырских служек. По первой ревизии (1719), значится 208 чел. муж. пола, по второй (1744) - 179 служителей и бобылей. Офицерская опись монастыря 1764 г. сообщает, что «жительство оные служители и бобыли имеют работою своею, а некоторые от своего рукоделия и от торговых разных промыслов». Храмы и другие постройки Первый храм, построенный прп. Сергием по благословению митр. Алексия, был освящен в честь Благовещения Пресв. Богородицы, возможно 25 марта 1376 г. Согласно Житию, «сребро довольно» на его возведение пожертвовали вкладчики, князья и бояре. Описания зданий церкви XIV-XV вв. не сохранились; очевидно, они были «клецкие», деревянные. Первые документальные сведения о Благовещенском соборе в писцовых книгах 1562-1563 и 1592-1593 гг. лаконичны: упоминается каменная «церковь Благовещение Пречистые Богородицы да придел царя Костянтина» (РГАДА. Ф. 281. 203/8927; ПКМГ. Ч. 1. Отд. 1. С. 841). Возможно, придел храма устроен в 1526 г. в связи с браком вел. кн. Василия III Иоанновича и княжны Елены Васильевны Глинской. Аналогичный текст приведен и в писцовой книге 1627-1629 гг. В 1608 г. храм неоднократно разоряли: «от воинских людей» «престол порушен и осквернен, и сосуды церковные поломаны». Ростовский митр. Филарет (Романов) распорядился выдать новый антиминс и благословил «тот храм освящати» (АИ. Т. 2. 106. С. 136; РИБ. Т. 2. 171. С. 693-694). Церкви в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1-я треть XVI в. и во имя Всемилостивого Спаса. 1656 г. Фотография. Нач. XX в. Церкви в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1-я треть XVI в. и во имя Всемилостивого Спаса. 1656 г. Фотография. Нач. XX в. Архитектурные особенности 2-этажного каменного Благовещенского собора, построенного, вероятно, в 1-й трети XVI в., стали известны в ходе реставрационных работ 1963-1964 гг. Здание кубической формы, одноглавое, 4-столпное, поставлено на подклете, завершение позакомарное. Арки, несущие барабан главы, ступенчато повышены, благодаря этому глава поднята кверху, а в ее основании находился украшенный кокошниками восьмерик. Фасады собора делились пилястрами и полуколонками на 3 части, внутри церкви соответствующих этому делению лопаток не было. С 3 сторон - северной, южной и западной - храм окружала галерея-гульбище. Архитектурные и конструктивные особенности здания сближают его с соборами суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря и владимирского Княгинина в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря .

http://pravenc.ru/text/1840171.html

Благословить преобразование Казанского прихода в г. Ярославле в одноименный женский монастырь. – 1998, 8, 7. 2843. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 1 апреля 1999 года: Утвердить настоятельницей Казанского женского монастыря г. Ярославля монахиню Михаилу (Сафонову) с возложением наперсного креста по должности. – 1999, 5, 14. -------- 2844. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 1и 2 октября 1993 года: Благословить открытие в Калужской епархии монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь. – 1994, 2, 40. 2845. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 20 апреля 2000 года: Назначить наместником обители архим. Тихона (Завъялова). – 2000, 6, 11. -------- 2846. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 30 августа 1991 года: Благословить открытие Каменно-Бродского Свято-Троицкого мужского монастыря Владимирской епархии. – 1991, 11, 12. -------- 2847. ВУЛЬПЕ И., прот. Возвращение к духовной жизни. – 1990, 1, 38. 2848. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 25–27 декабря 1991 года: Об именовании Свято-Георгиевского Каприянского мужского монастыря Свято-Успенским. – 1992, 3, VIII. -------- 2849. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 6 октября 1998 года: В связи с переводом монахини Агнии (Яковлевой), настоятельницы Киево-Никольского женского монастыря в г. Алатырь, на должность настоятельницы Тихвинского Богородского женского монастыря в г. Цивильске утвердить на эту должность монахиню Тавифу (Козачек) с возложением наперсного креста по должности. – 1998, 11, 7. -------- 2850. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 27 декабря 1996 года: 1. Благословить открытие Киржачского Свято-Благовещенского женского монастыря Владимирской епархии. 2. Настоятельницей обители утвердить монахиню Марию (Сташевскую) с возложением наперсного креста по должности. – 1997, 2, 6. -------- 2851. АКСЕНОВ С. Празднование в древнем городе. – 1997, 8, 56. 2852. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 9 июня 1998 года: Благословить открытие Кирилло-Белозерского мужского монастыря в Вологодской области. – 1998, 11, 6. -------- 2852. ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода (1993–1994):

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010