Что же касается до того, – на каком основании может впредь быть производим отпуск хлеба натурою духовенству Амурской области», то я считаю нужным сказать только, что производство хлебного довольствия Приамурскому духовенству началось по Высочайше утвержденному в 23 день декабря 1859 года журналу Сибирского комитета об обеспечении и устройстве духовенства в Приамурском крае, копию с коего я получил от бывшего Генерал-Губернатора Восточной Сибири вместе с правилами, проектированными Вашим Превосходительством. 15 ноября 1862. Благовещенск. 114 Ваше Высокопревосходительство, Милостивый Государь! 168 На отношение Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде от 3 ноября минувшего года за об остающихся не отпущенными к 1 сентября 1861 года по Казначейству Приморской области, ассигнованных на содержание духовенства, на постройку церкви при Петропавловском Порте и другие расходы по Камчатской епархии всего в количестве 5352 р. 23 к. – честь имею уведомить Ваше Высокопревосходительство, что при всем моем желании, я не могу скоро представить требуемых оным отношением сведений, потому что донесения на предписания мои по сему предмету Камчатскому Духовному Правлению я могу получить не ранее лета будущего года, а Духовное Правление, исполняющее обязанности Консистории, находится от меня в 5170 верстах. Но сколько мне известно по памяти, то 1) кроме 2676 руб. 67 коп. полученных, как сказано в упомянутом отношении Хозяйственного Управления , Камчатским Духовным Правлением, получены и 848 руб. 81½ коп. следовавшие на Гижигинскую церковь и Анадырскую миссию; доказательством тому может служить то, что в последний проезд мой чрез Гижигу никто на это не приносил мне жалобы. Но откуда, или из какого Казначейства получены эти деньги? не могу сказать. 2) 406 руб. 12 коп., следовавшие священнику Михаилу Коллегову с 1 апреля 1852 года по 1858 год (или как приходится за вычетом других сумм) 288 руб. 12 коп., не получены из казначейства вероятно потому, что в это время не было уже в живых священника Коллегова. 3) Что же касается до 1538 руб. 62¼ коп., ассигнованных якобы на постройку церкви при Петропавловском Порте, то мне об этом ничего не было ни от кого писано и я в первый раз о них слышу. Было ассигновано от казны в 1853 году на построение церкви там 10 тысяч рублей, как это видно из указа Св. Синода от 25 сентября 1853 года за но деньги эти давно уже получены из Казначейства, еще существовавшего в Петропавловском Порте и эти деньги потом назначены были на постройку церквей на Амуре. Января 16 дня 1863. Благовещенск. 115

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Благовещенск. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (новый). Благовещенский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Строительство кафедрального собора началось в 1997 году с освящения места и установки креста. Это событие свершилось в праздник Сретения Господня — 15 февраля 1997 года. При проведении на стройплощадке археологических работ были найдены захоронения первого священника города Благовещенска — протоиерея Александра Сизого, а также доктора Михаила Давыдова и двух неизвестных, которые были первыми поселенцами. Их останки были торжественно перезахоронены в октябре 2002 года у алтаря новопостроенного храма. В течение двух лет (1997—1998 годы) интенсивно велись работы не только на стройплощадке, но и в других местах. Например, на Благовещенском судостроительном заводе выполнялся важный ответственный заказ — из металла изготавливались шатровые навершия центрального купола и звонницы, а также сами купола. В 1998 году в связи с общими для всей страны экономическими трудностями, которые отразились и на финансировании строительства храма, встал вопрос о консервации стройки. Однако всенародная поддержка, оказанная святому делу, позволила продолжить работу. В праздник Рождества Христова юбилейного для всех христиан 2000 года в еще недостроенном соборе была совершена первая Божественная литургия. Летом того же года храм украсился всеми своими куполами, и собор приобрел свой законченный вид, сразу став одной из главных достопримечательностей города Благовещенска и всего Приамурья в целом. Внутренняя отделка храма была завершена перед 2003 годом. 5 января того же года архиепископом Благовещенским и Тындинским Гавриилом был освящен иконостас, и с этого дня в храме стали совершаться богослужения по праздничным и воскресным дням. А 8 июня 2003 года было совершено освящение собора. Источник: информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке» Кафедральный собор «Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Рёлочном», построенный в 1997-2003 гг., является главным храмом Благовещенской епархии. Его настоятелем является сам правящий архиерей архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил. Храм воздвигнут на историческом, священном для амурчан месте, где до 1980 года стояло первое строение г. Благовещенска - Свято-Никольская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=09344

В 1861, по пути из Николаевска в Камчатку, владыка чуть не погиб. Отец Казанский разсказывает, что «среди общего смятения, треска судна и стука волны, преосв. Иннокентий покойно стоял перед образом на коленях и горячо молился и читал себе отходную. По окончании же молитвы владыка с невозмутимым спокойствием вышел на палубу и давал уже советы капитану судна». Кончилось тем, что судно село на мель и разбилось. Плавая в 1864 г. по Амуру на особом, для него устроенном катере, он, 67-летний старец, сам им правил. Не пропускал владыка ни одного селения и непременно в каждом совершал богослужения, сопровождаемые поучениями под открытым небом. При каждом поучении он всегда учил не только молиться, но и как нужно, живя в миру, трудиться; для сего предлагал советы по земледелию, садоводству, пчеловодству, скоторазведению и проч. По окончании поучения, напутствовал каждого образом или крестиком. Много внимания уделял архиеп. Иннокентий просветительной работе на Амуре. Помощниками его там были прот. Громов и сын владыки, прот. Гавриил, крестившие гольдов, мангун, нейдальцев и самогирцев. Архиеп. Иннокентий совершал в Благовещенске 18 мая 1858 г. молебен по случаю заключенного гр. Н. Н. Муравьевым за два дня перед этим Айгунского договора с Китаем, уступавшим России Амурский край. По словам прот. Громова, г. Благовещенск был назван в память церкви в Иркутске, в которой начинал в 1817 г. свое священнослужение архиеп. Иннокентий. В 1857 г. в Благовещенск была перенесена епископская кафедра. Владыка Иннокентий имел викариев в Ситхе и Якутске. После присоединения в 1860 г. Уссурийского края, Амурская миссия развила большую деятельность по просвещению гиляков, орочен, гольдов, манчжуров, а равно, начинавших переселяться в новый руский край, корейцев. По кончине митр. московского Филарета, владыка Иннокентий был назначен 5 января 1868 г. его заместителем. Высочайшее пожалованые знаки митрополичьего сана были посланы митр. Иннокентию в Казань. Там клобук его был положен на раку свят. Гурия, у которой им и архиеп. Антонием (Амфитеатровым) совершен был молебен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРЫГИН Степан Васильевич (1832 - 9.03.1900, Москва), архит. В 1841 г. был определен в Московское дворцовое архитектурное уч-ще, окончил его в 1855 г. со званием архитекторского помощника, стал работать архитектором при Московской дворцовой конторе. 28 авг. 1859 г. приказом по Главному управлению путей сообщения и публичных зданий назначен на новоучрежденную должность амурского обл. архитектора в Благовещенск. К. и П. В. Леонтьев (архитектор Приморской обл.) стали первыми профессиональными зодчими Дальн. Востока. Оба занимались проектированием и наблюдением за строительством во всех селениях подведомственных территорий. К осени 1860 г. Благовещенск имел уже Никольскую ц., 59 казенных зданий, 24 частных дома (на 1 янв. 1880 в городе населением 7975 чел. было 920 домов). В 1862 г. по распоряжению военного губернатора Н. В. Буссе К. разработал генеральный план Благовещенска с перспективой расширения городской территории. Согласно проекту, системой перпендикулярных улиц, ориентированных по странам света, город был разбит на прямоугольные кварталы; главные улицы тянулись вдоль Амура. Регулярный план был основным градостроительным документом на протяжении более 40 лет, первоначальная планировка в исторической части города до сих пор сохранилась без изменений. Ок. 1870 г. К. был командирован на военный пост Хабаровка (c 1880 город, c 1893 Хабаровск) для снятия плана буд. города и постройки губернаторского дома. В 1870 г. в память о своей скончавшейся невесте Евдокии с благословения Камчатского еп. Вениамина (Благонравова) К. за собственный счет построил деревянную ц. в честь Второго пришествия Иисуса Христа и Страшного Суда (Страшносудская) на Вознесенском городском кладбище Благовещенска (освящена 24 июня 1873; не сохр.). Церковь была построена из лиственничного леса, сложенного «в лапу», рассчитана на 100 чел., ее высота c деревянным куполом составляла 16 аршин; в 1882-1883 гг. пристроены трапезная и колокольня.

http://pravenc.ru/text/2462081.html

Энергичная практическая деятельность Архиепископа Иннокентия была направлена на реализацию намеченной программы. Так, начиная с 1850-х гг. расширилось строительство церквей и часовен в якутских улусах и в 1865 г. в епархии церквей стало 65 (кроме монастырских), часовен – 80. С 1855 г. в Якутске начал работу комитет для перевода священных и богослужебных книг на якутский язык во главе с протоиереем Димитрием Хитровым, который в начале 1857 г. был командирован в Москву и Петербург для издания переводов. Работал он плодотворно, и в 1857–1858 гг. были изданы 8 книг, в т. ч. «Священное Евангелие на якутском языке», «Краткая грамматика якутского языка, составленная протоиереем Д. Хитровым». Перевод и издание церковной литературы сделали возможным осуществить давнюю мечту Иннокентия – провести службу на якутском языке. 19 июля 1859 г. в Якутском Троицком Соборе впервые состоялась торжественная литургия на якутском языке. Вот так описывает очевидцев этого знаменательного события: «С раннего утра толпы народа спешили к соборной церкви, которая едва ли когда вмещала столько молящихся, как в тот день. Тут были и якуты, были и русские, большая часть которых знает якутский язык не хуже туземцев... Первые звуки якутского языка, на котором отправлялось решительно все богослужение, казались удивительными для всех якутов. Хотя служение происходило первый раз, но оно шло чрезвычайно стройно, обычным порядком. Якутов до того тронуло это событие, что родоначальники их, от лица всех своих собратий представили Владыке Иннокентию покорнейшую просьбу, чтобы 19 июля навсегда было днем праздничным, потому что в этот день они первый раз услышали Божественное слово во храме на своем родном языке». Преосвященный Иннокентий оставил Якутск в 1860 г. и переместился в г. Благовещенск, перенеся свою деятельность в Амурский край. В Якутске викарным епископом оставил Павла (Попова). Хотя по представлению Иннокентия новым центром обширной Камчатской, Курильской и Алеутской епархии еще в 1858 г. был определен в г. Благовещенск, где он окончательно обосновался в 1862 г., Якутскую область не забывал, постоянно ставил вопрос об открытии самостоятельной епархии. В 1867 г. викарным епископом Якутским назначил своего друга и соратника Димитрия Хитрова. И когда Иннокентий все-таки добился открытия самостоятельной Якутской епархии в 1870 г., Хитров был назначен первым епископом Якутским и Вилюйским именем преосвященно­го Дионисия. Его «хиротония во епископа» состоялась в Благовещенском кафедральном Соборе Иннокентием (Вениаминовым) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Быть может Св. Синоду благоугодно будет знать мое мнение, – какой каждый из них заслуживает награды; я полагал бы так, если напр. Св. Синоду благоугодно будет удостоить Преосвященного Петра орденом Св. Анны 1-й степени, то было бы справедливо Преосвященного Павла наградить орденом Св. Владимира 3-й степени. Здесь я должен сказать, что ни тот ни другой Преосвященный не имеют никаких знаков отличия. Что касается до послужных их списков, то Преосвященного Павла ныне же представлен вместе с моим по порядку, а от Преосвященного Петра такого мною не получено. 31 декабря 1863. Благовещенск. 137 Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! 194 На отношение Вашего Превосходительства от 26 ноября минувшего года за (полученное мною 5 января), при коем приложена ведомость о суммах употребленных на устройство церквей в Приморской области, и которым Вы между прочим изволите просить о возврате передержанных денег (2526 р. 48½ к.) – имею честь ответствовать, что так как на уплату означенной суммы деньги должны поступить не из одного источника и для сего необходимы подробные счеты о всех церковных вещах, купленных на деньги и поступивших из казенных складов; а для полного отчета об ассигнованных от казны денег необходимы и самые сметы на постройку церквей. И потому покорнейше прошу Ваше Превосходительство приказать кому следует доставить ко мне означенные счеты и сметы, без которых я не могу сделать распоряжения о возврате передержанных на устройство церквей денег. Что же касается передачи церквей в ведение благочинного и проч., то мною будет сделано распоряжение чрез Консисторию. 14 января 1864 г. г. Благовещенск. 138 Ваше Высокопревосходительство, Милостивый Государь 195 . При сем честь имею представить Вашему Высокопревосходительству для сведения выписку из отчета моего о состоянии епархии за минувший год, из которой Вы изволите усмотреть, что в случае если Господь благословит наши надежды на обращение Гольдов самым исполнением, то потребуется значительная и не на один год сумма на построение новокрещаемым рубашек (а женщинам кроме того необходимо давать еще нечто в роде сарафанов). Более верного и постоянного источника на покрытие означенных расходов я не вижу, как остаточные от некомплекта причтов суммы.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

О. п. Гавриил поехал в С.-Петербург по делам частью своим, по случаю колебания Р. А. Компании, а главное за сбором ризницы, а если можно, то и деньженок для Амурских церквей, которых число должно быть до 35, кроме Каф. собора. Следов., если по облачению на церковь -нам надобно 35 облачений, а если по 5-ти?.........а где нам взять на это денег? А кроме того, у него родилось сильное желание поклониться Св. Мощам Московским, к Пасхе я ему велел приезжать в Благовещенск. О. Петр Донской с 9 октября находится уже в Николаевске, и все его здоровы. Писанием Ив. Тимофеевичу об окончании мон. храма я пока остановлюсь до прибытия Владыки Вашего, а там увидим! О.Порфирию мой искренний поклон и благословение, не могу нарадоваться о нем, слава Богу! А тому, кого он зовет рабом Божиим, т. е. няньке 100-летнего младенца, мое архипастырейское благословение и благодарность. С нетерпением буду ждать от Вас известия, как Вы проводили 15 день декабря, – а поздравление Ваше в письме пришло вовремя. Вы, конечно, шутите, что ничего не пошлете денег в наше училище. Спрашивается: чем же мы станем содержаться? 4 т., на которые Вы указали в Вашей смете, идут на покупку и устройство дома; нет! хоть сколько-нибудь, да пришлете, иначе быть не может. Поклоны о. о. Павлу и Александру переданы. Потрудитесь передать мой искренний поклон всем, начиная с Апполлона Давидовича, а также и прилагаемую при сем бумагу, которую я не почел нужным запечатывать, как относящуюся не к нему одному. Здоровье мое, слава Богу, пока удовлетворительно и даже зрение чуть-чуть получше. Прощайте, Господь с Вами! Ваш вседоброжелательный слуга Иннокентий Камчатский Декабря 21 дня,а но новому стилю 1-е января, с нем Вас и поздравляю. 1865 г. Благовещенск О. А. Невскому скажите от меня поклон и спасибо за его письмо от 4 ноября; хорошо, пусть трудится дело доброе! Составьте, пожалуйста, вернейшим образом список о награждении Ивана Степановича, согласно прилагаемой при сем копии с указа: нашли чего-то недостаточным. 1866 392. Димитрию Васильевичу Хитрову. 04 января

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Ваше Высокопревосходительство, Милостивый Государь! 183 Долгом считаю препроводить при сем к вашему Высокопревосходительству для сведения копии с бумаг 184 , полученных мною от г. исправляющего должность Генерал-Губернатора Восточной Сибири о бывшем в Николаевске католическом миссионере и присовокупить к тому, что упоминаемый в сих бумагах Г. Франкле не первый явился в наших владениях в Приамурском крае. В 1861 году был там же в Николаевске другой католический миссионер, прибывший с Сунгари под предлогом собрать сведения об убитом в 1852 или 1853 году их сотруднике близ устья реки Амура (что было действительно), который тоже заявлял желание проповедывать между туземцами, считая их принадлежащими к какой-то своей епархии. Из сего можно заключить, что католические миссионеры так или иначе, но непременно будут делать попытки подобного рода, если не прямо, то под видом торгующих, что дозволено всем и каждому из иностранцев. Чтобы отклонить или преградить путь всем инославным миссионерам в пределы наши, конечно самое надежное и лучшее средство – увеличить число наших миссионеров в здешних краях и я, имея это в виду, в нынешнее лето путешествовал по Амуру почти единственно с тою целию, чтобы познакомиться с некоторыми из туземцев, обитающих в наших пределах в среднем Амуре и тем начать дело миссионерства. О последствиях же сего путешествия моего будет изложено в отчете. 31 августа 1863. Благовещенск. 129 Ваше Высокоподобие, Милостивый Государь! 185 Вследствие ходатайства моего о положении пенсий служившим в Камчатке священникам, а в числе оных и вдове священника Василия Сизова, определено выдать ей заслуженное мужем ея всего пятьсот девяносто восемь рублей и двадцать пять коп., как это можно видеть из прилагаемой при сем выписки и деньги сии для выдачи ей присланы ко мне. А так как покойный священник В. Сизой должным остался в Охотскую церковь 140 руб. о чем известно и жене его, то я, удержав означенные деньги 140 руб. и 1 руб. 40 к. на пересылку, остальные затем деньги 456 р. 85 к. (за вычетом 2 р. 85 к. на пересылку) препровождая при сем к Вашему Высокопреподобию, покорнейше прошу Вас передать оные вдове священника Сизова с распискою в полном количестве, определенном ей по указу Святейшего Синода, которую и прислать мне. 11 сентября 1863. Благовещенск. 130

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

После, когда я перешел работать в городскую газету «Благовещенск», получилось сделать несколько выпусков приложения «Благовещенск златоглавый», где этот опыт осторожного синтеза церковного со светским только закрепился. САМЫЕ РУССКИЕ СМИ С развитием в России интернета на просторах сети стали появляться электронные СМИ православной направленности. В основном это были порталы с национально-патриотической риторикой. Например, мой первый шаг в интернет-публицистике состоялся на страницах православного информационного агентства «Русская линия» (не путать с позднейшей «Русской народной линией»), где я печатался под псевдонимом Дмитрий Донцов. Также активно читались мною такие сайты как «Русское воскресение» и «Русское небо». Кстати, в сети было множество электронных версий православных газет, они и сейчас до сих пор наплаву. Например, самарский «Благовест» с его ярким Антоном Жоголевым и продолжатель традиций дореволюционного издания «Русский вестник» под редакторством Алексея Сенина. ПЕРЕБОЛЕТЬ КРИТИКОЙ Нужно обязательно упомянуть и о журнале «Русский Дом», который также представлен в сети, и даже были попытки организации соответствующего телевизионного канала. Кроме этого, о делах церковных можно было прочитать и в яркоокрашенных политических изданиях, таких как, например, знаменитое «Завтра» Александра Проханова. Отдельно стоит вспомнить такое явление православной журналистики, как радио «Радонеж» с его официальным сайтом. Мастодонт церковной и околоцерковной полемики появился в начале 90х и является площадкой консерваторов-охранителей. Самое интересное, что практически во всех перечисленных сетевых, электронных и печатных изданиях наличествовала дозированная критика «справа» церковного официоза. Это, считаю, был очень полезный опыт становления церковной критической мысли. Этим нужно было переболеть, чтобы от оголтелого наклеивания ярлыков перейти в русло конструктивного диалога. Постепенно стали публично проводится тематические дискуссии и круглые столы, где верующие патриоты искали точки соприкосновения.

http://azbyka.ru/news/pravoslavnaya-zhur...

Биробиджанская и Кульдурская епархия 28 травня 2010 р. 18:15 Православие на современной территории Еврейской автономной области насаждалось апостольскими трудами свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Его миссионерское рвение простиралось и на народы, жившие по Амуру (гольды) и даже за границей с Китаем. 10 апреля 1853 г. он назначил миссионером на Амур своего сына — священника Гавриила Вениаминова. Целью назначения было обустроить православную миссию на Амуре и тем самым содействовать скорейшему закреплению левобережья Амура за Россией. Приамурские миссионеры содействовали открытию в стойбищах коренных жителей не только церквей, но и школ сельскохозяйственно-ремесленного типа и церковно-приходских, обучение в которых велось на родном языке. Близко принимавший к сердцу интересы Родины, свт. Иннокентий проявил большую заботу о благоприятном для России разрешении Амурского вопроса. С этой целью он сам предпринял путешествие по Амуру и составил подробную записку «Нечто об Амуре», в которой на основании личных наблюдений и опросов обосновал возможность навигации по Амуру и заселения его берегов. Свт. Иннокентий был вдохновителем и ближайшим сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского. Содействие святителя присоединению Амура к России было оценено очень высоко: в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска был назван город Благовещенск. В 1857 г. Благовещенск стал кафедральным городом, где пребывал святитель. Отсюда он совершал частые путешествия по Амуру, помогая обустраивать церковную жизнь. Для переселившихся на Амур казаков Православие было фундаментом всей их жизни. Были и свои казачьи традиции, свои почитаемые чудотворные иконы. Казаки Амурского казачьего войска особенно почитали Албазинскую икону Божией Матери как свою защитницу и покровительницу. Обживая амурские земли, казаки строили часовни, а в окружных станицах — и церкви. Возводились станичные храмы самими казаками. В 1890 г. император Александр III принял решение основать Сибирскую железную дорогу, что способствовало возведению новых храмов на железнодорожных станциях и в возникших на Транссибирской железнодорожной магистрали поселках.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211258...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010