Колокола для нового собора привезли из Воронежа. Шатры и купола изготовили на местном судостроительном заводе. Сусальным золотом главы и кресты покрывал мастер из Подмосковья– для этого ему вместе с дочерью пришлось на два года переехать в Благовещенск. Первую литургию в еще недостроенном соборе отслужили в 2000 году на Рождество. Праздничную службу показывали в прямом эфире областного телеканала. Новый собор был рассчитан на 540 молящихся. Его архитектурный облик повторяет облик старинной каменной Покровской церкви Благовещенска: крестообразный план, три придела, восемь глав, скупой декор в русском стиле. Началом полноценной жизни храма можно считать 2003 год: в январе здесь начались регулярные богослужения по воскресеньям и праздничным дням, в июне собор освятили архиерейским чином, а в октябре сюда перенесли чудотворный образ Албазинской Божией Матери, главной амурской святыни. В 2009 году у кафедрального собора был установлен и освящен памятник основателям города и области — генерал-губернатору Восточной Сибири графу Николаю Муравьеву-Амурскому и святителю Иннокентию (Вениаминову), первому архиепископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому. В 2012 году при епископе Благовещенском и Тындинском Лукиане (Куценко) собор был обновлен, украшен новыми иконами и святынями. Албазинская икона Божией Матери для удобства молящихся была перенесена в отдельный придел. В 2015 году после капитального ремонта для увеличения вместимости храма на входе в него был устроен новый застекленный притвор. Высота внутри – 21,12 м, высота колокольни – 32,5 м. Масса самого большого колокола – 1280 кг, диаметр 1,2 м. Площадь храма – 825 кв. м, в цоколе размещаются склад, просфорня, библиотека, кухня, трапезная, несколько служебных помещений и помещение воскресной школы. Площадь прихрамовой территории – 5 тыс. кв. м, из них озеленений – 1,5 тыс. кв. м. Внутри двора имеется дорожка из тротуарной плитки шириной 3,5 м для совершения крестных ходов. Здесь же, во дворе находятся могилы первого священника Благовещенска протоиерея Александра Сизого, доктора Михаила Давыдова и двух неизвестных. До 2002 года их останки хранились в областном музее.

http://sobory.ru/article/?object=09344

7) Настольные часы завещаю внуку моему Иоанну, а золотые карманные – Евсевию Вениаминовым 41 . Из наличных денег, какие останутся, до пятисот рублей раздать детям сестер моих и родным моей матери, по усмотрению наследника моего. 1 Так озаглавили мы поправки, написанные митрополитом Иннокентием (тогда еще архиепископом) в 186З году, по поводу напечатанной протоиереем Громовым статьи, касающейся биографии Владыки. 2 Была у меня давно еще написана статья о моем детстве, воспитании и о путешествии из Иркутска в Америку; но она погибла в пожаре в 1858 году. 3 Из коих Господь привел меня быть первым но счету на трех: е Америке, в Якутске и на Амуре в Благовещенске. 4 У меня было самое дело это, полученное из Иркутск. дух. конс. в числе прочих дел; но, к сожалению, погибло в пожаре. 5 Произнесенное Иннокентием (Всениаминовим) в г. Иркутске в Воскресенской церкви, на другой год по рукоположению его во всящеинника, в присутствии преосвященного Михаила II Иркутского. Ив. Б. 7 Сказанная Алеутам на острове Уналашке в вновь сооруженной пр. Иннокентием церкви Вознесения Господня. Ив. Б. 9 Это слово было произнесено на острове Уналашке, с таким чувством и одушевлением, что все почти слушатели были тронуты до слез (Иннокентий митр. Моск., стр. 32). Ив. В. 15 Город Благовещенск так наименован графом Амурским в память архиепископа Камчатского Иннокентия, который некогда в сане священника служил в Иркутске при Благовещенской церкви. «Ныне говорит протоирей Громов, появляется в газетах оспаривание этого факта, и наименование г. Благовещенска стараются произвести из другого начала. Не трудитесь! я был очень близок, как духовник, к графу Амурскому, и слышал из уст его, что Благовещенск наименован в честь архиепископа Иннокентия». (Иннокентий Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. Ивана Барсукова. Москва 1883 г. стр. 423). 16 Рукоположение совершал Архиепископ Иннокентий совместно с Архиепископом Евсевием Иркутским, в градской Иркутской Воскресенской церкви. Ив. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Миссионерские заботы архиепископа Иннокентия простирались и на более отдаленные народы, жившие по Амуру и даже за границей Китая, где оказывались люди, слышавшие христианскую проповедь и выражавшие желание креститься. В 1858 году в Усть-Зейской станице был заложен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и основан г. Благовещенск, который стал главным городом всего Приамурья. В Благовещенск была перенесена кафедра святителя Иннокентия, и оттуда он намеревался начать проповедь Евангелия китайцам. После Айгунского договора, подтверждавшего права русских на все течение Амура и Уссурийский край, были созданы благоприятные условия для дальнейшего просвещения Приамурья, заключено соглашение, по которому всем христианским миссионерам предоставлялась там полная свобода Евангельской проповеди. Тогда же в Камчатской епархии были открыты два викариатства – в Новоархангельске и Якутске. Дважды (в 1860 и 1861 гг.) святитель Иннокентий встречался с апостолом Японии – святителем Николаем (Касаткиным ; †1912), которому передал свой духовный опыт. Когда святитель Иннокентий был уже митрополитом Московским и Коломенским (с 5 января 1868 года), благодаря его усилиям были учреждены самостоятельная Якутская епархия (1870) и Православное Миссионерское Общество, председателем которого он оставался в течение 9 лет. За свою выдающуюся миссионерскую деятельность святитель Иннокентий по праву именуется Апостолом Камчатки и Америки. Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский 212 (память 16 февраля н. ст., 1836–1912) в течение 52 лет (1860–1912) занимался распространением Православия в Японии. Из них восемь лет он изучал страну, народ, язык, нравы и обычаи тех, среди кого предстояло проповедовать. К 1868 году отец Николай уже бегло говорил по-японски, знал историю Японии лучше многих японцев. В то же время отец Николай изучил и английский язык, который становился международным. В 1870 году он был возведен в сан архимандрита и назначен главой учрежденной тогда же Российской Духовной миссии. К 1878 году в Японии насчитывалось 4115 христиан, богослужение осуществлялось на японском языке, издавались духовно-нравственные книги, в Токио действовала семинария и четыре училища, в Хакодате два училища, регулярно издавался журнал «Церковный Вестник».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, сбылось заветное желание алеутского апостола – Камчатского архиепископа Иннокентия, писавшего в письмах Ан. Н. Муравьеву и графу А. П. Толстому относительно протоиерея Д. В. Хитрова, что «лучшего для Якутской епархии и не найти», – видеть о. Димитрия епископом и своим ближайшим помощником и сотрудником; сбылось, но лишь наполовину: епископом о. Димитрий стал, но помогать своему равноапостольному учителю, по принятию епископского сана, ему не пришлось. 19-го ноября 1867 г. скончался Филарет, митрополит Московский, а 5 января 1868 г. последовало Высочайшее назначение на Московскую митрополию нового митрополита, Камчатского архиепископа Иннокентия. Как раз в это время надо было совершать хиротонию протоиерея Димитрия Хитрова во епископа Якутского, на место выбывшего на Ново-Архангельскую кафедру преосвященного Павла. По соображениям архиепископа Иннокентия, эта хиротония должна была совершиться в Иркутске, потому что ни предназначенный к рукоположению протоиерей Хитров, ни сослужитель в совершении хиротонии, преосвященный Вениамин, не могли прибыть в Благовещенск ранее мая месяца, тогда как ему нужно было спешить к месту нового служения – в Москву. Но дела сложились иначе: преемник преосвященного Иннокентия, епископ Селенгинский, викарий Иркутской епархии, Вениамин, да и сам протоиерей Димитрий Хитров, в начале, февраля 1868 года, неожиданно прибыли в Благовещенск, что и было причиною изменения предположения преосвященного Иннокентия о выезде в Москву, и он нашел удобным для себя совершить хиротонию уже в Благовещенске, а не в Иркутске. Таким образом, хиротония протоиерея Д. В. Хитрова во епископа совершилась в городе Благовещенске (на Амуре), в Благовещенском кафедральном соборе 9 февраля 1868 года, причем имя его Димитрий было переименовано, по его собственному желанно, на Дионисия. Замечательно, что хиротония эта прилучилась быть в знаменательный для православных обитателей Сибири день, 9 февраля. В этот день в 1805 г. совершилось торжество открытого чествования и перенесения, из деревянной Тихвинской церкви в соборную каменную Вознесенскую, святых мощей прославленного нетлением и чудотворениями первого Иркутского архипастыря, Иннокентия, – торжество, прославившее и прославляющее Сибирь, преимущественно Восточную, и с того времени поныне привлекающее ко гробу угодника поклонников со всей России! В память сего события, которому наступает уже столетие, в 9 день февраля, ежегодно из Иркутска совершается в Вознесенский монастырь крестный ход с чудотворной иконой Казанской Божией Матери, находящейся в кафедральном соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3 . Православие в Китае/Под ред. М.Л. Титаренко. [Текст] – М.: 2010. 4 . Православие в Китае. Сборник материалов выставки/Благовещенская епархия РПЦ. [Текст] – Благовещенск: Издательство ОАО «Амурская ярмарка», 2013. 5 . Православие в Китае. Сборник материалов выставки/Благовещенская епархия РПЦ. [Текст] – Благовещенск: 2013. 6 . Самойлов Н.А. Российско-Китайские договоры 1858 г. и деятельность Амурской Духовной Миссии/Православие на Дальнем Востоке. [Текст] – СПб.: 2001, Выпуск Методология этнокультурных исследований миссионерского поля Иерей Даниил Яковов, магистрант Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Исторически сложилось так, что в нашей стране в зоне миссионерского поля РПЦ наблюдается большое разнообразие народов, помимо русских, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири. Каждая этническая группа имеет свои представления о жизни, как в бытовом плане, так и в духовном, которые складывались на протяжении веков под воздействием тех или иных факторов. Для того чтобы понимать других людей и тем более доносить до их сознания определенные истины, необходимо понимать особенности их мировоззрения. Для правильного осмысления развития культуры необходимо эту культуру изучать. Очень многие ценности были утрачены самим народом. Универсализм и технический прогресс стирают границы культурной идентичности, а малочисленные народы забывают свои коренные особенности и традиции. Изучением культурных особенностей народов и их быта занимается наука культурная антропология. На современном этапе развития этой академической научной дисциплины и православной миссии усматриваются пригодные обстоятельства для их синтеза с целью решения смежных вопросов. Если богатство православного мира открывает перед учеными неиссякаемую глубину Божественной премудрости, то научные методы дают миссионерам новые варианты проповеди. В миссионерской концепции Русской Православной Церкви дается следующее определение миссии: «Миссия (свидетельство) – проповедь для пробуждения веры – присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). Она направлена на спасение каждого человека» 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Бумаги из Америки через Аян до меня доходят не ранее сентября). Из cero, Ваше Сиятельство, изволите усмотреть, что преосвященного Петра оставлять долее в Америке е не совсем полезно. В случае, если благоугодно будет Вашему Сиятельству или Св. Синоду сделать какое-либо распоряжение о Преосвященном Петре ранее 1867 года, т. е. чтобы он мог получить бумаги ранее отплытия судов в 1867 году из Ситхи в Аян, то не благоугодно ли будет приказать отправить бумаги через Главное правление Р. А. Компании, находящееся в С.-Петербурге, и никак не позже наступающего ноября, иначе Преосвященный Петр может остаться в Америке е до мая 1868 года. С совершенным почтением и таковою же преданностию честь имею быть Вашего Сиятельства покорнейшим слугою. Иннокентий, Архиепископ Камчатский Мая 18 дня 1866 . Благовещенск 407. Графу Димитрию Андреевичу Толстому. 5 августа Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь 17 ! Исполняя желание Вашего Сиятельства, изъявленное в письме Вашем ко мне от 26 мая за 3158, знать имя иеромонаха Якутского монастыря, о котором я отозвался одобрительно в последнем отчете моем, честь имею почтительнейше уведомить, что иеромонах сей именуется Порфирий, он поступил в Якутский монастырь иеродиаконом в 1855 году из Владимирского Боголюбова монастыря, по собственному его желанию. С совершенным почтением и таковою же преданностию честь имею быть Вашего Сиятельства покорнейшим слугою Иннокентий, А. Камчатский 5 Августа 1866 г. Благовещенск 408. Димитрию Васильевичу Хитрову. 8 августа Писать не о чем, здоровье мое, пока, слава Богу! Дожди, бывшие 3 дня, сегодня перестали. Утром было только 5 градусов тепла 18 . Августа 8 дня. 409. Димитрию Васильевичу Хитрову. 17 августа Возлюбленный мой о Господе Отец протоиерей Димитрий! Два письма получил я вчера от Вас от 18 июня и 2 июля; первое я прочел скоро, а последнее, писанное, кажется, табачным настоем или чем-то подобным, едва разобрал, на которые и отвечаю Вам. На место о. Димитрия к Богородице можно определить Невского таким же порядком, как некогда были Вы при Преображенской церкви, не преставая быть походным. Радуюсь и заочно благодарю Ив. Платоновича за устроение купола. Относительно формальности ведения книг я писал Владыке. Иркутская консистория слишом наградила уехавшего в Ситху священника, выдав ему 2200 руб., тогда как следовало только выдать 1100 руб. Не могу надивиться, как это она сделала? Конечно, по ошибке, да что же смотрели першие? И бедного С. Ковригина ввела в искушение и в долги. Писали об этом в Иркутскую консисторию; любопытно, что она заговорит. О св. Колябове я писал Владыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

З. Барсукова Глава одиннадцатая Прибытие преосвященного Иннокентия на постоянное жительство в г. Благовещенск. – Память преосвященного о родном селе. – Плавание преосв. Иннокентия по Амуру для проповедания слова Божия. – Преосв. Иннокентий назначается членом Св. Синода. – В письме к митрополиту Филарету преосв. Иннокентий жалуется на ослабление зрения и просится на покой. – Письмо митрополита Филарета в ответ на просьбу преосв. Иннокентия устроиться на покое в Москве. – Кончина митрополита Филарета. Второго Сентября 1862 года преосвященный Иннокентий прибыл в г. Благовещенск на постоянное жительство, куда перевел и сына своего, уже протоиерея, о. Гавриила, пастырское служение которого с годами все более зрело и расширялось. Он был назначен ключарем Градо-Благовещенского собора и определен благочинным Средне-Амурских церквей. Среди своих многочисленных и разнообразных трудов, преосвященный не забывал и родного села Ангинского. 20 Ноября 1862 года он писал к Г. М. Корнилову, известному московскому фабриканту золотых и серебряных вещей: «Я опять к вам с просьбою; закажите сделать сосуд серебряный, позолоченый, средней величины, украшенный стразами с эмалевыми иконами, и при нем звезду, дискос и лжицу серебряные и позолоченые. На поддоне сосуда прикажите вырезать следующую надпись: От преосвященного Иннокентия, на помин души его и его родных: Евсевия, Феклы, Екатерины; иереев Иоанна, Алексия, Георгия; иеромонахов Иоасафа, Давида и пр.» Все сии вещи отправить в Иркутский почтамт для передачи в церковь , находящуюся в селе Ангинском, близ Калуга, в 250 верстах от Иркутска». Г. М. Корнилов не замедлил исполнением заказа, и сосуд с пожертвованными им лично воздухами был получен в селе Ангинском к самому престольному празднику. В начале 1864 года, не взирая на свое старчество, преосвященный Иннокентий беспрерывно совершал из Благовещенска плавания по Амуру, проливая свет Евангельского учения юной своей пастве. Нельзя не удивляться тому терпению, с каким совершал он эти плавания по всему протяжению исполинской реки, поучая и крестя. Он отправлялся всегда на особом, собственно для него устроенном катере 32 , а не на пароходе, чтобы не стеснять себя ни местом, ни временем в остановках. На катере он всегда, по своему усмотрению, мог остановиться в любом месте или селении, и во всякое время, когда и где только найдет целесообразнее своему миссионерскому служению; а равно и оставаться мог там, сколько нужно для самого дела; катером всегда правил он сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

, когда по указу Святейшего Синода была переведена в г. Благовещенск , но успела оставить по себе добрую память, воспитав целое поколение молодых и ревностных священников-миссионеров. Она поставляла на нужды епархии ежегодно 10–12 человек с богословским образованием. Своим указом от 6 мая 1855 г. святитель Иннокентий благословил принимать их на службу в духовное ведомство. По штатам 14 мая 1867 г. в Якутской семинарии получали образование 79 человек в 6 классах. Ее выпускники трудились на всей территории Восточной Сибири, вплоть до Камчатки, Аляски и Русской Америки. При этом 77% духовенства составляли местные жители, из них якутов было 36% от общего числа . Роль православного духовенства в образовании и просвещении жителей края огромна, так как они были в те годы самыми образованными людьми в улусах, и им часто приходилось выступать в роли врачей, педагогов, писарей и судей. Некоторые из них занимались и научно-исследовательской деятельностью, участвовали в работе различных экспедиций. Много доброго успел сделать для Якутской области святитель Иннокентий, пока проживал здесь. Но, пожалуй, самым главным остается то, что его личным трудом и трудом его последователей была создана и распространена через систему церковно-приходских школ якутская письменность, при помощи которой стали издаваться книги и был записан, а значит и сохранен, древний эпос земли Олонхо. К концу XIX в. в церковно-приходских школах училась и получала образование будущая элита якутского народа . В январе 1858 г. указом Святейшего Синода кафедра правящего архиерея Камчатской, Курильской и Алеутской епархии была перенесена на новое место – в г. Благовещенск-на-Амуре. Это решение было принято на основании предложения самого святителя Иннокентия «для укрепления Амурского края». В то же время в Якутске и в Новоархангельске (Аляска) были созданы викариатства. Первыми Якутскими викариями стали епископы Павел (Попов) и Петр (Екатерининский) – ближайшие помощники и продолжатели дела святителя Иннокентия. Однако святитель Иннокентий понимал, что образование Якутского викариатства – это полумера, принятая Святейшим Синодом, так как для удобства миссионерского дела Якутия должна быть самостоятельной епархией.

http://pravoslavie.ru/684.html

Инею еще не было, с хлебами еще не все управились. Не управился также и мой велий эконом Гаврила, хитрый муж; у него в клади стал гореть хлеб – он давай его молотить; пошли дожди-он давай конопатить дом, и чем думаете? несмоленою пенькою. Продавали арбузы на рынке возами и очень недорого, – он не покупал, и мы остались без арбузов или будем покупать втрое дороже, и проч., проч. С этою же почтою я представляю о том, чтобы жалованье духовенству производилось не по окончании, а в течение полугодия, как было до учреждения правлением единства кассы. . Гавриил еще не прибыл в Благовещенск и неизвестно, где он, и нет писем от него; только слышал, что в первых августа был уже в Сибири, мы ждем его не ранее 26 ноября. Здоровье мое, слава Богу, удовлетворительно, кроме зрения. Господь с Вами! прошу отвечать. Поклон от меня, кто спросит обо мне из знакомых, а паче из перших. Ваш доброжелательный слуга Иннокентий, А. К. Сентября 12 дня 1866 г. Благовещенск 413. Графу Димитрию Андреевичу Толстому. 21 сентября Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь 21 ! В дополнение к письму моему от 7 января сего года и в подтверждение прописанного мною в письме моем от 18 мая, при сем честь имею представить прошение преосвященного Петра Новоархангельского в подлиннике 22 , полученное мною 18 сентября через Аян, из которого изволите усмотреть, Ваше Сиятельство, что Преосвященный Петр имеет решительное желание оставить служение в Америке е. И потому честь имею покорнейше просить Ваше Сиятельство учинить по сему зависящее от Вас распоряжение по Вашему благоусмотрению. Что же касается до моего по сему предмету мнения, то я остаюсь при тех же мнениях, кои изложены мною в письме моем от 22 мая 1865 г., препровожденном к Вашему Сиятельству в копии при вышеупомянутом письме моем от 7 января. Считаю излишним присовокупить к тому только: в случае, если Преосвященный Петр будет назначен не в Якутск, а на другую какую-либо кафедру, а Преосвященный Павел Якутский – в Новоархангельск, то на место сего последнего викарием Якутским я, с своей стороны, могу рекомендовать одного только, протоиерея Димитрия Хитрова – нынешнего ректора Якутской семинарии, на которого я указывал еще при первом назначении викария Якутского, и который потому только не был тогда назначен, что в то время была еще в живых больная жена его.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Вы в Вашей заботливости и благопопечительности о благе семинарии (что, конечно, похвально) молвите и хлопочете о пище на многие лета (что, говоря серьезно, и следует), а нам не даете и на дневное пропитание: на этот год от Вас поступило только, и то захватом, 320 руб., а из 3000 руб. прошлогодних 1500 руб. заплачено было долгу. Если бы я не дал в училище 300 руб. из епархиальных сумм (безвозвратно), то не на что было бы покупать ежедневного пропитания. Не сетуйте на нас, что я из 4823 руб. велел прислать к нам 700 руб., – иначе, надобно должаться или последний кредитишко из Р. А. Компании хапнуть. Благо училище еще состоит должным за квартиру, которую оно занимало 2 года; если бы это было на стороне, то без 500 руб. не обошлось бы. Но оно занимало дом соборный, и потому мы возьмем поменьше, например 400 руб. Летом собираюсь путешествовать в южные порта, путь весь будет до 6000 верст; думаю отправиться ранее, так что ответ Ваш на это письмо или маранье меня в Благовещенске уже не застанет. Затем прощайте, Господь с Вами и со всеми, Вам вверенными! Ваш вседоброжелательный слуга Иннокентий. А. Камчатский Января 20 дня 1866 г. Благовещенск Всем знакомым Якутским поклон! 397. Гавриилу Матвеевичу Корни лову. 3 февраля Милостивый Государь, Гавриил Матвеевич 8 ! Имею честь поздравить Вас с Новым годом и с наступающим праздником Воскресения Христова; желаю Вам всяких благ, а паче всего – спасения вечного. Я опять к Вам с моими докуками: 1) Посылаю Вам мои золотые часы для исправления. В них лопнула пружина и, при этом случае, сильным толчком сломилась пятка у оси большого колеса. Значит, поправка серьезная, обыкновенному часовщику и отдавать нечего; а надобно отдать туда, где делают новые часы. Пусть возьмут дороже, но лишь бы все камни остались на местах и ось была сделана, как следует; пусть приложит мастер запасную пружину (без малейшей ржавчины) и два стекла и ключик. 2) Посылаю барабан с пружиною для перемены на новую такую же пружину. 3) Крестик и солонку для поправки. Кроме того, потрудитесь заказать икону на доске, вышиною З½, а шириною в 2¾ аршина, с изображением мученицы Софии. Поле или фон иконы должно быть золотое той же самой работы, что на иконах, присланных мне из Лавры. Живопись должна быть лучшая, а также и отделка поля. Икону прислать по почте в Благовещенск, на имя мое (это для Губернатора), а плательщик – я, т. е. через меня, а не на мой счет. Цену берите, какую следует, но чтобы было хорошо. Пришлите мне облачальное блюдо медное-аплике, т. е. блюдо для поднесения облачений архиерею в церкви, фигуры овальной или продолговатой и не менее 1 арш. в длину, а ширина по пропорции; работы получше, простой. Деньги, какие потребуются на приготовление вышеозначенных вещей, прошу получить в конторе Российско-Американской Компании. Затем призываю благословение Божие на Вас и на все Ваше семейство. Имею честь быть с истинным почтением Ваш вседоброжелательный слуга

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010