10-13). Жители Ветилуи привели Ахиора в город и, созвав старейшин, расспрашивали его о случившемся; затем, утешив и похвалив Ахиора, устроили вместе с ним пир, на к-ром «целую ночь... они призывали Бога Израилева на помощь» (6. 21). Иудифь и Олоферн. Аворий. XII в. (Лувр, Париж) Иудифь и Олоферн. Аворий. XII в. (Лувр, Париж) На др. день Олоферн начал осаду Ветилуи и вскоре перекрыл осажденным все источники воды (7. 1-7). Жители Ветилуи «пришли в уныние, так как все враги их окружили их» и собрались к начальнику города Озии с требованием сдать город Олоферну и его войску (7. 19 сл.). В ответ Озия просил еще 5 дней защищать город и только в том случае, если Божественная помощь не придет, сдать его врагам. Узнав об этом решении, молодая благочестивая вдова Иудифь (она «была красива видом и весьма привлекательна взором» - Иф 8. 7) призвала в свой дом Озию и старейшин Ветилуи. Здесь в первый раз подчеркиваются свобода Иудифи, сила ее характера и способность на равных общаться с наделенными властью людьми, т. е. черты, противоречащие образу женщины в традиц. обществе. В И. к. пространно описывается аскетический образ жизни Иудифи: она жила в палатке на крыше своего дома, пребывала в постоянном посте, «кроме дней пред субботами и суббот, дней пред новомесячиями и новомесячий, и праздников и торжеств дома Израилева» (8. 6), и никто не мог ее в чем-либо упрекнуть. Иудифь произнесла перед собравшимися обличительную речь, в которой порицала маловерие горожан и старейшин и осуждала их решение искусить Бога (8. 11-27). Иудифь открыла им свое намерение спасти Ветилую от врагов (но отказалась сообщить, как именно она собирается это сделать) и попросила выпустить ее со служанкой ночью из города (8. 32-34). Обратившись к Богу с пламенной молитвой (Иф 9), Иудифь облачилась в роскошную одежду и, покинув город, пришла в стан ассирийцев. Схватившим ее стражникам она сказала, что идет к Олоферну возвестить ему «слова истины», согласно которым ассирийцам уготована победа, а израильтянам - гибель (10.

http://pravenc.ru/text/1237779.html

Наряду с этим символом 2490 в эпоху саркофагов явилась скульптурная композиция, изображающая покой Иисуса Христа во гробе (рис. 143), описанная нами в главе о распятии Иисуса Христа 2491 . Что в ней выражена, между прочим, и мысль о воскресении Иисуса Христа, намек на это дает присутствие спящих стражей, а в некоторых саркофагах это прикровенное выражение мысли раскрыто в дополнительном изображении Самого Иисуса Христа, являющегося св. женам по воскресении; в перспективе видна гробница Иисуса Христа в виде небольшой ротонды с куполом 2492 . Это добавление может быть рассматриваемо как переходная форма к замечательному типу изображения воскресения на древних диптихах и таблетках из слоновой кости. Число их довольно значительно. Британский аворий 2493 : он, вероятно, составлял часть того же самого ларца V в., к которому относилась и известная пластина с распятием Иисуса Христа. Середина сцены занята изображением гробницы, представляющей разносторонний археологический и исторический интерес: основание здания прямоугольное с античными колоннами по сторонам входа; двери украшены изображениями воскрешения Лазаря и двух сидящих женщин; внутри виден саркофаг. На этом прямоугольнике поставлена ротонда с куполом. По сторонам здания сидят две женщины, т. е. Мария Магдалина и другая Мария, о которых, как о сидевших против гроба, упоминает ев. Матфей ( Мф. 27:61 ): тут же два спящих стража с копьями и щитами, в коротких туниках и плащах – один в круглой шапочке, в каких изображаются на саркофагах евреи, утоляющие жажду водой, изведенной Моисеем из скалы. Это дает повод думать, что художник считал «кустодию» ( κοστωδα, Мф. 27:55–66 ) национальной еврейской стражей. С другой стороны, положение стражей показывает, что художник возвел в исторический факт вымысел первосвященников и старейшин ( Мф. 28:12–15 ). Здесь, очевидно, представлен момент, предшествующий воскресению; по сравнению с другими авориями, где повторяется та же композиция, мы предполагаем, что с этой пластиной соединена была еще другая, теперь утраченная, на которой находилось явление ангела св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

1405 Henry A. The Living Likeness: The Forty-Page Blockbook «Bible pauperum» and the Imitation of Images in Utrecht and Other Manuscripts//JBAA. Vol. 134 (1981), p. 124–128; очень близка довольно популярная в европейской миниатюре композиция, где плащаницу из гроба поднимает Иоанн, позади которого стоит Петр (Schiller G. Ikonographie des christlichen Kunst. Bd. 3. Gutersloh, 1971. S. 331, Fig. 58:59). Ангелы c саванами в рука особенно многочисленны в готической традиции, см. оборот Вер- дунского алтаря 1331 г., «Воскресение» (ок. 1350 г.) из Национальной галереи в Праге, и др. (Die Zeit der Fruhen Habsburger: Dome und Kloster. 1279–1379. Wien. 1979, Abb. 2; Mobius Н. Passion und Auferstehung in Kultur und Kunst des Mittelalters. Berlin, 1978, Abb. 147). 1407 Подобедова О. И. К вопросу о поэтике древнерусского изобразительного искусства (распространенные сравнения в памятнике мелкой пластики XIII в.)//Старинар. Кн. XX. Београд, 1969. 1408 Рындина А. В. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь XIV–XV вв. М., 1978, с. 17. 1409 Могу даже предложить укрепляющую гипотезу О. И. Подобедовой ссылку на случай сознательного композиционного сопоставления сцены «Жены-мироносицы» со сценой «Дары волхвов» в романской иконографии: на крышке переплета из Музея земли Брауншвейг верхний и нижний фризы образованы процессиями трех Марий, медленно приближающихся к сидящему на гробе ангелу (вверху, движутся справа налево), и процессией трех королей, стремительно мчащихся во встречном направлении, к Богородице, и протягивающих дары сидящему на ее коленях Иисусу (Goldschmidt A. Die Elfenbeinsculpturen. Bd. 4. Aus der romanischen Zeit XI–XIII. Jahr- hundert. Berlin, 1926, III, 57, Taf. 19). Такое сопоставление, кроме символического, просто напрашивалось композиционно, поскольку там и тут участвуют по три движущиеся единой группой фигуры с дарами в руках. Не решаюсь предположить, что этот аворий остался неизвестен О. И. Подобедовой – возможно, его не привлекли как «слишком романскую» аналогию. Впрочем, как увидим ниже, подобные общесемантические схемы все равно распадаются под давлением «мелких» деталей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

олинг, биринчи инсон Худо томонидан мукаммал илиб, Худога кетадиган илиб (аранг.: Быт. 1, 26) яратилган. Биро Одам Ато амрни бузиб Яратувчининг ниятини Парвардигор билан жонли мулоотдан марум инсоният тубанлик ва кибр ботоига борган сари бота бошлади. Шунда Худо, инсонга муаббати боис ва унга нажот истаган олда оламга юборади, У инсон табиатининг яхлитлигини тиклади ва Янги Одам Атога айланади. Христос бизга Худонинг инсон оясига мос аёт тарзини ибрат илиб Бу ибрат ишончли бизга адашмаслик ва ам бу дунёда, ам боий дунёда аётга олиб келувчи ягона топиш имконини беради. Биз Худонинг амрларига уло тутган пайтимизда ушбу нажот борамиз. Шундай бизга аратилган даъватлардан бири аворий Павелнинг номасида учрайди: «Худони танагизда ам, албингизда ам улуланг, зеро улар илоийдир » (1Кор. 6, 20). Демак, биз нафаат ибодатларимиз ва асидаларимиз билан, балки яинларимиз, бутун халимиз, Черков учун илган эзгу ишларимиз билан ам Худони улулаймиз. Христос учун илинган бундай менат увончлидир, у атрофимиздаги оламни ва ам Мажбур ва манфаат учун эмас, балки эзгу амда фойдали иш билан шуулланишга самимий нияти туфайли менат илиш инсонларни бирлаштиради. Ушбу орали биз биргаликда Яратганга хизмат иламиз, унинг иродасини амалга оширамиз. Юнонча «литургия» «умумий иш» деб таржима илинади. Бутун аётимиз Литургияга, Худонинг инсон ва олам оясини чиариш учун умумий ибодатга ва умумий ишга айланиши лозим, биз бу билан Яратганни улулаган Бу биздан диндон биродарлар ва опа-сингиллар билан ва аттоки али албидан Худони топмаган, биро инжилдаги волхвлар сингари Унга етишиш билан амжиатликни талаб илади. йили Россия ва адимий Руснинг боша айрим давлатларидаги ёнинлар, урочилик ва сув тошинлари ам ва кулфатларни енгиш учун баамжиат аракат илиш муимлигини Улар бизга эътиоди, миллати, ижтимоий аволидан атъий назаряинларга ёрдам бериш христианлик бурчимизни яна бир бор ёдга солди. Жарима ёз кунлари инсонлар кучи, вати ва бойлигини танимаган ва еч ачон мумкин кишилар билан ам саийларча Улар нима учун бундай илдилар? Аволи ёмон, учраган ва ёрдамга мутож кишиларга амдардлик ундади уларни.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-poslan...

Одна из комнат служила баптистерием. Иконографическая схема интересующей нас сцены довольно проста, изображение лишено деталей. Три женщины направляются к еще закрытому саркофагу, представленному весьма условно. Художник показал, скорее, шествие жен и цель их пути в виде еще закрытого гроба, чем свершившееся торжество Христа над плотью и смертью. Возможно, это иллюстрация на стих Евангелия от Матфея, предшествующего тому, в котором говорится о явлении ангела: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф. 28: 1). В евангельских текстах указывается различное число женщин, отправившихся помазать тело Христа. Так, по тексту евангелия от Луки становится ясно, что их было более трех, в то время как им является не один, а два ангела (Лк. 24: 1–4). По тексту Евангелия от Иоанна ко Гробу пришла одна Мария Магдалина, ей также явились два ангела (Ин. 20: 1, 12). В росписях Дура-Европос ко Гробу идут три женщины. По всей видимости, художники следовали тексту Евангелия от Марка, где сказано: «По прошествии же субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (Мк. 16: 1). Головы мироносиц из Дура-Европос покрыты, сами жены одеты в длинные, спадающие складками одежды. Каждая из них несет дары в левой, согнутой в локте руке, что подчеркивает мотив шествия и приношения. Бамбергский аворий. Начало V в. На плакетке из слоновой кости, хранящейся в Мюнхене (так называемый Бамбергский аворий, ок. 400 г.), рассматриваемый нами сюжет располагается под сценой Вознесения. Три святые жены изображены в правом нижнем углу, перед храмом Гроба Господня, стоящего на груде камней, на которой восседает ангел в виде юноши без крыльев. Двери храма закрыты. В целом здание восходит к античным образцам – можно без труда установить его связь с римскими мавзолеями, архитектура которых повлияла на христианские центрические храмы и мемориальные постройки. По сторонам от храма стоят двое стражей.

http://pravoslavie.ru/499.html

Саломия, кроме Мк 16. 1, упоминается в Мк 15. 40 (вместе с Марией Магдалиной и Марией, матерью Иакова и Иосии). Сопоставляя Мк 15. 40 и Мф 27. 56, можно предположить, что она и есть «мать сыновей Зеведеевых», которая незадолго до входа Господня в Иерусалим просила у Него, чтобы он сделал ее сыновей (Иакова и Иоанна) первыми после себя в Царстве Божием (Мф 20. 20-23). Об Иоанне, кроме как в Лк 24.10, евангелист Лука говорит еще в Лк 8. 3, когда перечисляет по именам учениц Христа, следовавших за Ним по Галилее. Там она называется «женой Хузы, домоправителя Иродова» (имеется в виду царь Ирод Антипа ). Больше о ней в НЗ не упоминается. Видимо, евангелист, если ему было известно Евангелие от Марка, хотел при помощи выражения «и остальные с ними» гармонизировать сообщение евангелиста Марка с имеющимися у него сведениями о тех, кто находились тогда около гроба (см.: Nolland. 1998. P. 1191). Если же этого Евангелия не было в его распоряжении, то он, вероятно, просто обобщил в этой фразе все имевшиеся у него сведения о женщинах, к-рые пришли к гробнице Спасителя. Иоанну же он удостоивает упоминания по имени в рассказе о посещении пустой гробницы вместе с 2 также названными по имени женщинами, стремясь подчеркнуть, как предполагает Дж. Нолленд, важность ее служения Господу и апостолам своим богатством (Ibidem). Жены-мироносицы у Гроба Господня. Аворий IV-V вв. (Британский музей, Лондон) Жены-мироносицы у Гроба Господня. Аворий IV-V вв. (Британский музей, Лондон) Больше всего споров у толкователей вызывал и до сих пор вызывает вопрос идентификации «Марии, матери Иакова меньшего и Иосии» (Ιωστος - Иосета - Мк 15. 40) или Иосифа по греч. тексту (Ιωσφ - Мф 27. 56). На этот счет имеются 2 основные т. зр.: Марию (названную в Мф 27. 61 «другая Мария») блж. Иероним Стридонский отождествлял с Марией Клеоповой (Ин 19. 25), сестрой Богородицы и женой упоминаемого в Лк 24. 18 Клеопы (Κλεοπς) ( Hieron. De virgin. 13//PL. 23. Col. 195c-196b; см. также: Zahn. 1900. S. 320-325). Согласно др.

http://pravenc.ru/text/182227.html

De offic. 20). По Псевдо-Кодину, все остальные архиереи принимают хиротонию дважды запечатлеваемые крестным знамением, а патриарх принимает только одно осенение, поскольку вместо первого, «малого» запечатления служит его наречение, совершенное царем; так же совершается наречение патриархов Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского и архиепископов Первой Юстинианы и всей Болгарии. Остальные архиереи через неск. дней после хиротонии представляются И. и читают молитву о нем, в к-рой просят, чтобы «царь всей христианской полноты... народом святым, царственным священством управлял царственно» (Precatio, que coram imperatore legi solet a metropolitano recens ordinato//PG. 119. Col. 1160). Кроме этой «типовой» молитвы известно неск. молитв, составленных самими новохиротонисанными архиереями. Так, свт. Григорий Палама в своей молитве говорит о царях: «Ты судил им царствовать над жребием Твоим и над земной Церковью Твоею... Ты поставил их защитниками Церкви, покровителями Твоего наследия, хранителями нашей веры в Тебя» ( ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 269-272). Молитва за И. Императорская чета, благославляемая Иисусом Христом. Аворий. 945-949 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж) Императорская чета, благославляемая Иисусом Христом. Аворий. 945-949 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж) На византийской литургии И. поминались несколько раз. На проскомидии: «Помяни, Господи, архиепископа нашего (имярек), благочестивейших и христолюбивых царей наших (имярек), раба Твоего (имярек) игумена и всех братий наших...» (Athen. Bibl. Nat. Cod. 662 (XII-XIII вв.); Τρεμπλας. 1935. Σ. 3). Неск. иной порядок поминовения зафиксирован в рукописи Пантелеимонова мон-ря XIV в.: «О всяком епископстве православных. О архиепископе нашем (имярек), честном пресвитерстве, во Христе диаконстве и всем священном чине. О благочестивейших и богохранимых царех наших. О рабе Божием (имярек), игумене...» ( Τρεμπλας. 1935. Σ. 3). Важный момент в истории чинопоследования литургии - «Изъяснение Божественной Литургии» патриарха К-польского Филофея Коккина (†1376).

http://pravenc.ru/text/389511.html

Духа, обещанного апостолам при вознесении. Позднейшие памятники скульптуры повторяют преимущественно простые формы; таковы: врата в церкви Св. Павла в Риме 2710 , пизанские 2711 , беневентские 2712 , васильевские 2713 ; также диптих и оклад Евангелия, изданные Гори 2714 , и мюнхенская таблетка 2715 . На авории Арундельского общества в Лондоне (рис. 193) 2716 Богоматерь стоит боком и смотрит вверх, ангелы опущены; среди апостолов видны четыре евангелиста с книгами в руках. 193. Арундельский аворий. На авории из собрания кн. Салтыкова, по верному замечанию Прохорова, заметны следы западного влияния в рисунке и драпировках Спасителя и ангелов, также в фигурах апостолов; тем не менее аворий стоит в близком родстве с памятниками Византии по своему общему характеру и композиции. На таблетке штутгардской возле вознесения поставлены пророки: Давид, Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил 2717 .На медном кресте, найденном в 1890 г. в Херсонесе и выставленном в Археологической комиссии (1891 г.), Богоматерь среди апостолов изображена с Младенцем в недрах. На артосной панагии вологодского Святодуховского монастыря (рис. 194) 2718 миндалевидный ореол Иисуса Христа поддерживается только двумя ангелами; Богоматерь в монументальной позе стоит среди двух ангелов и – двух групп апостолов; руки ее с простертыми дланями, как в изображениях мучениц. Вокруг надпись: «вознесся в славе Христе Боже наш…». На русских металлических складнях и образках XVII-XVIII вв. (рис. 195) главные части византийской схемы иногда имеют объяснительные надписи: «ангели Господни; апостоли Господни», «МР. Ф».; иногда на горе видны следы двух ступней; а ангелы, держащие мандорлу, трубят в трубы. Ниже мы объясним происхождение этих особенностей. Уже Хориций сообщает нам, что в VI в. вознесение Господне изображено было в церкви Св. Сергия; также, вероятно, в куполе храма Живоносного источника, построенного Юстинианом и возобновленного в 870–879 гг. 2719 194. Артосная панагия Святодуховского монастыря в Вологде. Какую форму имело изображение в этих памятниках, неизвестно с точностью; но, по всей вероятности, формы эти были приблизительно таковы же, как в мозаиках солунской Софии VI-VII вв., сохранившихся, хотя и не в целом виде, до наших дней (рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Аворий со сценами Жития Пресв. Богородицы и Иисуса Христа. Ок. 1072 г. (Епархиальный музей, Салерно) Аворий со сценами Жития Пресв. Богородицы и Иисуса Христа. Ок. 1072 г. (Епархиальный музей, Салерно) Народная латынь, освобожденная от сдерживающего воздействия лит. языка, к-рый ранее сохранялся благодаря школам рим. администрации, положила начало романским языкам. Резкое падение уровня образованности привело к росту влияния народной латыни на лит. произведения; появляется буква w; возможна взаимозамена «i» и «y»; «k» используется вместо «c»; вслед за изменившимся произношением путаются «ti» и «ci», «ph» и «f»; слившиеся дифтонги «ae», «oe» передаются через «e», но возможно и обратное написание (гиперкоррекция), так же и в случае с придыханием h; встречаются геминация согласных и др. ошибки. Разрыв между Л. я. образованной части общества и большинства населения становится непреодолимым. Благодаря усилиям миссионеров латынь распространилась в Германии, а также на территориях, никогда не входивших в состав Римской империи (в Ирландии, затем в странах Центр. и Вост. Европы, Скандинавии и Балтии). На фоне развития новых языков возникает двуязычие, отличное, однако, от античной диглоссии. В период варварской, или меровингской, латыни (VI-VIII вв.) постепенно исчезают следы позднеантичной образованности, еще присутствовавшей в произведениях Сидония Аполлинария , Эннодия Павийского, Венанция Фортуната и Исидора Севильского. Влияние античной культуры на христ. Л. я. сохраняется в Британии благодаря деятельности святых Беды Достопочтенного , Гильды , Альдхельма и Колумбана Язык мн. авторов, в т. ч. Иордана и Псевдо-Фредегария, испытал влияние народной латыни; в этот период в Л. я. появилось значительное число заимствований из герм. и кельт. языков. В основе Каролингского возрождения (кон. VIII - кон. IX в.) лежал интерес к дохрист. и раннехрист. наследию Древнего Рима, ставший возможным благодаря деятельности сподвижников имп. Карла Великого (800-814), к-рые составляли придворный кружок ученых, или «придворную академию» в Ахене.

http://pravenc.ru/text/2463178.html

Свт. Григорий Великий. Аворий. Х в. (Музей истории искусств, Вена) Свт. Григорий Великий. Аворий. Х в. (Музей истории искусств, Вена) В зап. традиции истоки иконографии Г. В., первоначально общей для Зап. и Вост. Церквей, восходят к фреске ц. Санта-Мария Антиква (705 или 707). Как правило, Г. В. изображается в одеждах епископа, простоволосым (фреска, 1175, в ц. свт. Григория Великого мон-ря Петерсхаузен, Краеведческий музей в Карлсруэ) или в тиаре простой формы (фреска, 1228 г., в церкви бенедиктинского мон-ря Сакро Спеко в Субиако, мастер григорианской капеллы; Рафаэль. «Диспута», 1508-1511, Станца делла Сеньятура), с XV в.- в 3-диадемовой тиаре (деревянная скульптура, нач. XVI в., кафедральный собор св. Стефана в Брайзахе), а также в пилеолусе - маленькой епископской шапочке белого или красного цвета (напр., миниатюра из Кодекса Эгино (Верона) - Berlin SB. Phill. 1676. Fol. 25v, кон. VIII в.). Возрастная характеристика Г. В. варьируется: в ранних памятниках он предстает безбородым молодым человеком (напр., на миниатюрах из Сакраментария из Сен-Дени (?) - Parisin. lat. 1141. Fol. 3r, ок. 870), позже появляются его изображения как средовека с седоватой средней длины бородой (миниатюра из рукописи из Санкт-Галлена - Sankt Gallen. Stiftsbibl. 390/391. P. 13, между 990 и 1000), в XVII в.- как старца (К. Сарачени «Св. Григорий Великий», 1610, Национальная галерея античного искусства, Рим; Дж. Ф. Барбьери «Заступничество Григория Великого», 1647, ц. Сан-Паоло Маджоре в Болонье). Г. В. может изображаться со следующими атрибутами: с открытой книгой в руках (Сакраментарий Карла Лысого - Parisin. lat. 1141. Fol. 2v, IX в.,- вместе с имп. Карлом Великим и папой Геласием; миниатюра из лицевого сб. «Письма св. Григория» из мон-ря Сент-Аман, Сев. Франция, 2-я пол. XII в.; «Св. Григорий», Ф. Сурбаран, 1626, Музей изящных искусств в Севилье), с жезлом и книгой (А. Штурм, деревянная скульптура, 1753/54, паломническая церковь в Визе, Бавария), с развернутым свитком (фреска в бенидектинском мон-ре Сакро Спеко), с моделью храма в руке (скульптура, Ж. де Богран, ок. 1545, Музей изящных искусств в Бильбао, Испания), со стилом («Григорий Великий за составлением литургии», рельефная пластина оклада, X в., Музей истории искусств в Вене), а также с крестом в руках (витраж кафедрального собора в Уэллсе, 1325/33).

http://pravenc.ru/text/166740.html

  001     002    003    004    005