Из не отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых здесь поименованы следующия: сентября 5 – Глеб князь; сентября 9 – «в той же день преподобный Арсеней старец преиде и начат жити на Коневском острове в Новгородской области на Ладожеком озере в Кореле»; сентября 16 – Киприан митрополит; сентября 28 – «Вечеслав, князь Черниговский(?), блаженный мученик»; сентября 29 – «Варлаам(?), архимандрит Богоявленский»; октября 14 – Константин философ, «учитель словенску языку и болгарску»; тропарь и кондак ему помещены под 14 февраля; октября 15 – «преставление иже во святых отца нашего Дионисия митрополита(?) всея Руси новаго чудотворца. Преставление память иже во святых отца Еуфимиа архиепископа Великаго Новагорода новаго чудотворца»; ноября 5 – Евфимий, архиепископ Новгородский; ноября 14 «преставление святого князя Александра Ярославича в скиме Новгородского новаго чудотворца в лето 6750 (1242) при архиепископе Спиридоне»; ноября23 – «преставление святого благовернаго князя Александра Ярославича Невского. Преставися во мнишестве в лето 6771 (1263)»; под 21 декабря замечено о митрополите Петре: в той же день преставися всесвященный архиепископ Богоспасенаго града Киева и всеа Русии Петр митрополит в 3 час нощи в лето 6834 пасы церковь Божию лет 18 и 6 месяц и создана церковь во имя Пресвятыа Богородица честнаго Ея Успениа и заложи себе гроб в церкви своима рукама и положено бысть тело святого в церкви соборной Пресвятыа Богородица каменной в Богоспасаеме град(е) славнии нарецаеме Москве при благоверном и христолюбивом цари великого княз(я) Ивана Даниловича и подают исцелениа честныа его мощи притекающим с верою к раце его. Списа же … смиренный митрополит Киприан тои же митрополит»; января 9 – Павел Обнорский; января 17 – Антоний Римлянин; января 19 – Феодор юродивый Христа ради Новгородский, новый чудотворец; января 24 – Иоанн «новый, иже бысть усечен во граде в Казани»; января 30 – Никита Новгородский; мая 27 – Киприан, Фотий и Иона, митрополиты, новые чудотворцы; июня 15 – Симеон архиепископ Новгородский; июля 9 – «страдание священномученика Кирилла епископа Ростовского, новаго чудотворца»; июля 27 – «успение Микулы Кочанова», юродиваго Христа ради Новгородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Буде ты позволишь в благоверной Москве нести крест перед латинским епископом, то он внидет в единые врата, а я, отец твой, изыду другими вон из града. Чтить веру чуждую – есть унижать собственную,» – говорил в 1472 году Иоанну III старец митрополит Филипп, возражая против того, что вместе с невестой великого князя Софией Палеолог ехал папский легат Антоний с «латинским кры-жем» (литым серебряным распятием). И настоял владыка на своем. Святой Леонтий, епископ Ростовский, ученик преподобного Антония Печерского, выйдя небоязненно в облачении к враждебно настроенным язычникам, обратил многих в православие; потом приял он мученическую кончину. Ревность об истинной Церкви Христовой дала возможность духовенству во главе с патриархом Гермогеном спасти Русь в первую смуту, не страшась выпадавших на долю его мучений и страданий. Замучен был в плену поляками архиепископ Тверской Феоктист. К пушке прикован был Лисовским архиепископом Иосиф Коломенский. Митрополит Новгородский Исидор, благословляя с городской стены священника о. Аммоса, оборонялся на своем дворе от шведов, пока не был сожжен. Подвергался в сентябре 1612 года истязаниям поляков едва оставшийся живым архиепископ Вологодский Сильвестр. Претерпел страдания и унижения митрополит Филарет Ростовский (Романов); умер от горести архиепископ Псковский Геннадий, долго увещавший народ стоять за веру и отечество. Замучены были осенью 1612 года поляками исповедники веры: преподобный Галактион Вологодский, сын князя Ивана Бельского, много лет приковывавший себя цепью к стене кельи; преподобный Ефросин Прозорливый Синозерский, или Ладожский (20 марта (2 апреля), живший в пустыне на берегу Синичьего озера близ Устюжны Железнопольской. В синодике Вологодского собора говорится: «Помяни, Господи, иже в граде избиенных и пожженных священников и диаконов от польских людей и русских воров.» В этом синодике вместе с преподобным Галактионом упомянуты 37 священников, 6 диаконов и 6 иноков. Этой же ревностью к православию преисполнены были и царственные вожди русского народа… За отказ поклонения огню, войлочным идолам, за верность Христу погибли от руки татар святые князья Михаилы Черниговский и Тверской, Васильке Ростовский, Роман Рязанский, Феодор Юрьевич. «С врагом Христовым не могу быть в прияти,» – восклицал князь Юрий Игоревич, тоже замученный Батыем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Этот пример юного христианина говорит каждому из нас: если хочешь получить на всё полезную благодать Божию, то утвердись, укрепись в Боге, прилепись к Нему и живи Им. 2 . Святой благоверный Александр Невский родился в 1220 году в семье Ярослава, князя Владимирского. По отцу святой Александр происходил из рода равноапостольного князя Владимира. В благочестии воспитанный, он благочестивым вошёл и в жизнь, любя благотворить бедным во Имя Бога, посещать храмы Божии и всякое дело начинать с молитвы и благословения Божия. Когда он стал управлять княжеством Новгородским и потом Владимирским, то много славных дел совершил по защите родины от немцев, шведов, татар. Слава о его военных доблестях и мудрости в управлении народов дошла до татар. Страшный по своей свирепости хан Батый потребовал его в свою ставку. Совершив напутственный молебен, он отправился в дальний путь – в ставку хана. Жрецы татарские потребовали от него, чтобы он поклонился солнцу и огню (языческие божества), а когда он отказался, направили его к хану. Войдя к нему, святой Александр поклонился, сказав: «Тебе поклонюсь, хан, ибо Сам Бог почтил тебя властью и царством, но твари не поклонюсь: она создана для человека». Это было сказано так мужественно, твёрдо, с таким достоинством и внутренней силой, что хан отступил и не стал настаивать на исполнении языческих обрядов. Победил, таким образом, не грозный хан, окружённый несметной татарской ратью, а безоружный русский князь. Победил силой Божией как мужественный исповедник, готовый скорее принять смерть от, Бога, чем изменить Ему. Пример святого Александра призывает нас, братия и сестры, к мужеству веры, к утверждению себя в Господа нашем Иисусе Христе. 3 . Святитель Митрофан Воронежский жил спустя 400 лет после святого Александра Невского (1623–1703 гг.). Сорокалетним, после смерти жены, ушёл в монастырь и так преуспевал в нём, что был призван достойно занять в Воронеже архиерейскую кафедру (в 1682 г.). В те времена в Воронеже часто бывал царь Пётр в связи с постройкой там флота.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Включаюший в себя чудотворцев, связанных с историей только одной обители, Собор Радонежских святых выявляет самую идею соборности как полноты церковного бытия. В Соборе Радонежских святых представлена полнота ликов святости: равноапостольные (митрополит Московский Иннокентий † 31.03.1879), святители (архиепископы Ростовские Феодор † 28.10.1391 и Вассиан † 23.03.1481, архиепископ Новгородский Серапион † 16.03.1516, митрополит Московский Иоасаф † 27.07.1556), преподобные (Никон Радонежский † 17.11.1426, Савва Сторожевский † 3.12.1407, Кирилл Белозерский † 9.06.1427, Арсений Комельский † 24.08.1550), священномученики и преподобномученики (Григорий и Кассиан Авнежские † 15.06.1392, Иоасаф Боровский † 5.07.1610), благоверные князья и княгини (Димитрий Донской † 19.05.1389 и Евдокия (Евфросиния) Московская † 07.07.1407). В Соборе Радонежских святых представлена полнота христианских подвигов: подвиг родителей (преподобные схимонахи Кирилл и Мария † до 1337), подвиг супругов (благоверный князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская), подвиг христианских воинов, защитников веры и Отечества (преподобные схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя † 8.09.1380), подвиг духовного писателя (преподобный Епифаний Премудрый † ок. 1418–1422), подвиг иконописца (преподобные Даниил Черный и Андрей Рублев † до 1426), подвиг богослова (преподобный Максим Грек † 1556), подвиг епархиального архиерея (святитель Иоасаф, епископ Белгородский † 10.12.1754), подвиг архиерея-просветителя (святитель Стефан, епископ Пермский † 26.04.1396), подвиг инока (преподобные Михей, Исаакий, Макарий Радонежские – XIV), подвиг настоятеля монастыря (преподобные Авраамий Галичский † 20.07.1376, Сильвестр Обнорский † 25.04.1379, Андроник Московский † 13.06 ок. 1395–1405, Мефодий Пешношский † 04.06.1392, Мартиниан Белоезерский † 12.01.1483, Дионисий Радонежский † 12.05.1633). Соборность Радонежских святых выразилась в их взаимной любви и дружбе, совместных действиях не только в земной жизни, но и после преставления к Богу. Обратим внимание на первое посмертное чудо Преподобного Сергия. Одни из иноков Троицкой обители, преподобный Игнатий, во время всенощного бдения вскоре после кончины Преподобного Сергия увидел его стоящим на своем обычном месте и поющим вместе с братиями (7, с. 91). Так исполнил преподобный игумен молитвенную просьбу братии: «не забуди посещати чад своих...» (молитва 1-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Уже вскоре после «крещения Руси» при князе Владимире Русь стала являть Богу и миру почитаемых праведников (как то: святые князья Борис и Глеб; святой Феодор, епископ Ростовский; святители Иоаким, Лука и Герман, Новгородские чудотворцы; преподобный Моисей Угрин; святая благоверная великая княгиня Анна; святой князь Владимир Ярославович; преподобный Ефрем Новоторжский…). Впоследствии Русь просияла такими великими светильниками как Сергий Радонежский, Серафим Саровский , Иоанн Кронштадтский и пр. М.В. Нестеров. Святая Русь . Можно ли говорить о «русском Православии» как об особенной ветви вселенского Православия? Православие едино, как едина Вселенская Православная Церковь , един её Глава Господь Иисус Христос , едино учение веры, едины Церковные Таинства, едины величайшие святыни, едина общая цель и надежда. Относительно национальностей, все перед Богом равны. На этот счёт Церковь учит определенно: «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином» ( Рим.10:12 ), «Нет уже Иудея, ни язычника» ( Гал.3:28 ). Человек прославляется или осуждается Богом не по национальному признаку, а по духовно-нравственному состоянию, желанию и готовности следовать за Христом. Номинальная принадлежность верующего к государству, обозначаемого как Святая Русь, не делает его автоматически святым — скорее накладывает дополнительные религиозно-нравственные обязательства, усугубляет ответственность. Разумеется, этим доводом отнюдь не отрицается особая роль Русской Православной Церкви, как одной из Поместных Церквей, в деле хранения, укрепления и распространения веры на земле. Христианское использование этого наименования подразумевает не превозношение над другими народами, а личную ответственность христианина, чтущего подвиг предков, посвятивших себя Христу, и стремящегося соответствовать их духовному уровню. Как следует относиться к заявлением о превосходстве российского народа над всеми остальными? В Церкви Христовой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол.3:11 ). «Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания» (Основы социальной концепции РПЦ. II.4). Достаточно остро высказывался по этому поводу священник Даниил Сысоев : «Отождествления себя с членами своей нации для христианина вообще странно. Он – член новой нации Христа, которая включает в себя представителей всех народов». Имея верное мировоззрение, православный христианин не станет даже думать о превосходстве одного народа над другими в этническом отношении. При этом сам он отождествляет себя с народом Божьим (с Земной Церковью). Цитаты о святой Руси

http://azbyka.ru/svyataya-rus

Здесь погребены князья Нижегородские: два внука в. к. Димитрия III – Иоанн, сын Василия Кирдяпы, и Василий Симеонович; Василий Юрьевич, внук Кирдяпы; Василий Васильевич (Гребенка-Шуйский), сын Василия Юрьевича Кирдяпина, и брата его Иоанн Васильевич. Также есть гробницы других князей Нижегородских же, может статься, подручников великих князей Суздальских в XIII веке, о которых никаких подробностей кроме имен в надписях, неизвестно, а именно: князя Иоанна (в иноч. Зосимы), инока Ионы, князя 3иновия – вероятно, также инока, – князя Петра и великой княгини Ирины. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, что на ПОЧАЙНЕ, в Нижнем-Новгороде, построена в. к. Димитрием III, после бедственного нападения царевича Арапши с татарами в 1377 году. Новгородской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ЮРЬЕВ, муж. 1 класса, общежительный, в 3 верстах от Новгорода, между реками Волховом и Княжевкою, на возвышенном и красивом месте; состоит под управлением архимандрита. Он основан в 1030 году в. к. Ярославом Владимировичем и принадлежит к числу первейших монастырей в России как по древности своей и богатству, так и по великолепию зданий. Здесь ныне три церкви: 1) Соб. Великомученика Георгия, с двумя приделами, на хорах, Благовещения и Всех Скорбящих Радости. Храм этот, существующий более шести столетий, заложен каменный (вероятно вместо прежнего) в 1119 году сыном Владимира Мономаха , в. к. Мстиславом I, когда он был удельным в Новгороде, а кончен св. кн. Всеволодом (Гавриилом) и освящен 29 июня, 1140 года. Здесь погребен был, 1233, любимый новгородцами князь, св. Феодор Ярославич, брат Александра Невского; 370 лет мощи его почивали открыто, но по случаю приближения шведских войск в 1614 году, перенесены отсюда для безопасности в новгородский Софийский собор. Теперь здесь находятся двое мощей, под спудом: Княгини Феодосии (в иноч. Евфросинии), второй супруги в. к. Ярослава II, и Феоктиста, архиепископа новгородского, перенесенные сюда 23 января 1786 года из упраздненного Благовещенского монастыря. 2) Св. Благоверных князей Феодора Новгородского и Александра Невского, начатая постройкою, вместо прежней, в 1761, а оконченная 1763 года. 3) Николая Чудотворца, древняя; возобновлена в 1764 г. – Была здесь еще каменная церковь во имя Рождества Божией Матери, которую соорудил в 1419 году архимандрит Варлааме.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Свт. Димитрий Ростовский своими богословскими трудами оказал неоценимую услугу Русской Церкви 121 . И до нашего времени в нашей богатой духовной литературе он остается одним из самых читаемых авторов. 1 Речь идет лишь об общецерковном прославлении. Не учитываются некоторые местночтимые святые, память которых совершалась издавна, и которые были внесены в месяцесловы Типикона и Следованной Псалтири, что, фактически, подразумевало установление общецерковного почитания: свт. Михаил, митр. Киевский, и благоверный князь Феодор Новгородский, брат благоверного князя Александра Невского. 2 Канонизация свт. Димитрия имела огромное значение для русского народа. Свящ. М. Попов отмечает: «Прославленный святитель Димитрий Ростовский стал любимым наставником русскаго человека. Творения святителя Димитрия читались с особенной любовью, представляя и доныне неподражаемую по доступности духовную пищу. Сам он является образцом жизни и молитвенником за всех. Для Церкви, во время ее борьбы с расколом, прославление святителя Димитрия было необычайно важным. Оно было прямым поражением противников Церкви. Всю свою жизнь Угодник вразумлял ожесточенных раскольников, а теперь чудодейственная сила его мощей и нетленность его тела ясно указывали на правоту борца за Православие и неразумное стояние старообрядцев за букву. Противники Церкви это чувствовали, и, не имея средства против очевидной победы на ними, производили попытку уничтожить мощи св. Угодника». Попов М., свящ. Св. Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. С. 346. В 1766 г. шайка раскольников решилась было украсть и сжечь мощи Святителя, но не смогла совершить это преступление, так как Святитель сам известил архимандрита Спасо-Яковлева монастыря о замысле злодеев. 3 Так, патриархом Иоакимом в 1677 году была деканонизирована прп. Анна Кашинская; в 1682 г. прп. Ефросин Псковский переведен из общецерковнопочитаемых святых в местночтимые; вероятно, устным запрещением был деканонизирован прп. Максим Грек . Эти деканонизации были связаны, главным образом, борьбой с расколом. См. Андроник (Трубачев) , игум. Канонизация святых в Русской Православной Церкви//Православная энциклопедия. РПЦ. М., 2000. С. 352–353

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1230 году Александр привезен был отцом опять в Новгород. Господу угодно было среди скорбей и страданий воспитывать Александра, чтобы в уповании на милость Божию, а не во внешних благоприятных обстоятельствах он искал себе опоры и утешения: в Новгороде в этом же году открылся страшный голод, а вслед за тем мор, так что едва успевали погребать умирающих. Через три года после сего, на глазах Александра, скончался старший брат его Феодор. «Кто не пожалеет о сем? Пишет летописец, свадьба была приготовлена, меды посычены, невеста привезена, и вместо веселия был плач и сетование». Новгород опустошался пожарами, волновался внутренними смятениями и подвергался нападению от внешних врагов. Под такими впечатлениями воспитывался Александр. Нет сомнения, что он в первые годы своей жизни в Новгороде, будучи еще малолетним, не мог сам управлять народом, а распоряжались отцовские бояре, его пестуны, под руководством самого Ярослава. По этому, хотя все успехи за это время принадлежат собственно Ярославу и его боярам, но тем не менее в продолжении сих лет выработался характер Александра, сложились те черты, которые впоследствии составили прекрасное целое, доставившее Александру уважение современников и славу в потомстве. Чтобы поддерживать добрые отношения между Новгородом и Ярославом, правившим из Переславля, Александр еще в ранней молодости должен был приобрести внимание новгородцев обходительностью. Ум и поступки обличали в отроке и юноше будущие доблести мужа; а что Александр снискал любовью строптивых Новгородцев, видно из того, что он десять лет прожил в Новгороде, тогда как перед тем, в продолжении почти ста лет, ни один князь не прожил там более пяти лет. В вольнолюбивом городе, Александр, сохраняя нужную твердость, должен был привыкнуть к самообладанию, к постоянной обдуманности своих действий. Часто никакая мудрость и осторожность не могли предотвратить взрывов страстей буйных новгородцев, и потому упование и надежду свою Александр привыкал возлагать на единого Бога, и у Него просить помощи и вразумления. Благочестивые чувствования и расположения Александр воспитывал в себе, как в домашней жизни под руководством благочестивой матери, так и в частой беседе с пастырем Новгородской церкви, с которым постоянно должно было совещаться Князю Новгорода. Кроме того, в Новгороде и его окрестностях было до двадцати монастырей. С небольшим полвека прошло, как скончался св. Антоний Римлянин, как отошел ко Господу преподобный Варлаам Хутынский. Дух этих подвижников еще жил в их учениках и принявших от последних святое учение. Александр, по тогдашним общим обычаям, открывший свободный к себе доступ инокам, мог многому научиться от их душеспасительной беседы, умудренной опытами жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) МСТИСЛАВИЧ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 47 , С. 583 опубликовано: 4 февраля 2022г. МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) МСТИСЛАВИЧ (Феодор) Мстиславич Удатный - см. Мстислав Мстиславич , блгв. кн. Новгородский и кн. Галицкий. Ключевые слова: Святые Русской Православной Церкви Мстислав (Феодор) Мстиславич Удатный - см. Мстислав Мстиславич, благоверный князь Новгородский и князь Галицкий См.также: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АБРОСИМ ученик сщмч. Милия, св. (пам. 10 нояб.) - см. Милий, еп. Персидский АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную) АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2564294.html

Горяху к тебе, святый княже, любовию российския сынове, видяще тя, от благочестиваго корене отрасль благочестивую, и великолепный брак тебе на земли готовляху сродницы и друзи твои, не ведуще Божия Промысла, яко Бог благоволил избрати, во еже тебе безбрачну служити на браце Сына Его Единороднаго, и ты, святый благоверный княже, предварив нас в Царстве благодати, привлецы и нас своею любовию в Царство Небесное, буди для нас орудием человеколюбия и благости Божией, отклоняй от нас истинная бедствия, утешай нас в горестех и печалех, укрепляй своим предстательством у Господа силы верныя на доброделание во славу Имене Божия и в преспеяние Царства Христова, да процветают здравием к благоденствию и возрастают от силы в силу и от славы в славу вси народи земли Российския, да будут всегда одушевлени благочестием, правдою, мужеством, преданностию отечеству и всеми добродетельми, да и мы вместе с тобою удостоимся превозносити благость, любовь и милосердие Единаго, в Троице Святей славимаго Бога, Отца и Сына и Духа Святаго, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Благоверный князь Феодор Новгородский Благоверный князь Феодор Новгородский, старший брат святого Александра Невского, родился в 1218 году. Княжеское служение его родной земле началось в очень раннем возрасте; уже в 1229 году оба брата были оставлены в Новгороде их отцом Ярославом Всеволодовичем как представители его власти. Не прошло и года, как юным княжичам пришлось покинуть Новгород: буйные новгородцы постановили на вече призвать другого князя. В 1230 году во время голода и мора новгородцы снова пригласили Ярослава. 30 декабря 1230 года он в четвертый раз сел на княжение в Новгороде, но сам пробыл в городе лишь две недели, вновь посадил там своих сыновей и ушел в Переяславль-Залесский. В 1232 году четырнадцатилетний Феодор уже был призван послужить Богу не только молитвой, но и мечом: он участвовал в походе русских дружин против языческих мордовских князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010