КОНСТАНТИН И КОСМА (XIII в.), преподобные (пам. 29 июля, в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), Косинские, Старорусские КОНСТАНТИН КАХА [Костанти Кахи (Кахай), Константин Грузин (Картвели), вмч. (пам. 10 нояб.), груз. князь (768-853) КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ (псевд. К. Р.) (1858-1915), вел. князь, гос. деятель, поэт, драматург, переводчик, почетный член С.-Петербургской АН КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (1526-1608), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой КОНСТАНТИН КОСТЕНЕЧСКИЙ (Костенечкий, Костенецкий, Костенческий; Константин Философ) (1380-1390 - после 1431), серб. книжник болг. происхождения, переводчик, дипломат КОНСТАНТИН МАНАССИ (ок. 1115, по другой версии - ок. 1130 - после 1173-1175, по др. данным - 1187), визант. писатель 98-100 КОНСТАНТИН, МИХАИЛ И ФЕОДОР († кон. XII в.?, Муром), блгв. князья Муромские (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 100-111 111-113 КОНСТАНТИНОВ ДАР приписываемый св. равноап. имп. Константину Великому (306-337) подложный законодательный акт, изданный в пользу Римского еп. (папы) Сильвестра I (314-335) и его преемников 119-131 КОНСТАНТИНОВСКИЙ Матфей Александрович (1791-1857), прот., проповедник, духовный наставник Н. В. Гоголя, обер-прокурора Синода гр. А. П. Толстого и др. 131-134 КОНСТАНТИНОПОЛЬ [в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский) 134-193 193-299 299-343 113-114 114-115 КОНСТАНТИН РУССКИЙ [Константин Неаполитанский] († 1742), сщмч. (пам. греч. 26 дек. и в Соборе Афонских преподобных (2-я Неделя по Пятидесятнице)), свящ. 115-117 КОНСТАНТИН ФЕОДОРОВИЧ см. Феодор Ростиславич, Давид и Константин, св. благоверные князья Ярославские и Смоленские (пам. 19 сент., 5 марта) 117--118 КОНСТАНЦА [Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи

http://pravenc.ru/vol/xxxvii.html

Великия Новгородской соборной и апостольской церкви чудотворцев, в приделе св. Богоотец Иоакима и Анны, чудотворец Никита, епископ Новгородский, мощи ево положены в раце древне нетленны и всем видимы, а под спудом были мощи его, по преставлении У. И. лет (т. е. 450 л.), обрелись по видению, при державе блаженныя памяти царя Ивана Васильевича всея Руси и прославил Бог своего угодника Никиту епископа многими чудесы: разслабленным стягновение, слепым видение, хромым хождение и на враги побеждение дарует и при животе своем милостиею своего граду запаление угоси и празднуют ему чудотворцу в Нове городе три ж дни – на преставление – Генваря в 30, на обретение мощей – Апреля 30, да по обещанию всего града ему ж установлено празднество по неделе всех святых, во вторый пяток, внегда досматривал по своему неверному мнению, мощи святаго чудотворца Никиты князь и попове со гражданы. В приделе ж соборныя церкви Иоанна Предтечи, именуемаго в темнице, чудотворец Иван, архиепископ, – мощи лежат в гробницы из камене на верх земли, всем видим, прославлен от Бога в чудесех при животе и по смерти его молитвою избавила Пречистая Богородица Знамение древний град от расхищения нашедших врагов и хотящих разорити град, а обрели его мощи, по видению Новгородскаго архиепископа святаго Евфимия чудотворца, что на вежицах, да тутож, на другой стране, в каменной гробнице – мощи брата единоутробнаго Иванова чудотворца, Григория архиепископа. В соборной же церкви, в Корсунской паперти, на западной стране, лежат мощи создателей соборныя церкви святыя Софьи, князя великаго Володимира Киевскаго, крестившаго русскую землю, да мать его благоверная великая княгиня Анна, почтены от Бога нетлением, лежат в каменных гробех всеми видимы, а пение им не установлено, а исцеления бывают с верою приходящим, да тут же в пределе Архидиакона Стефана, лежит великая княгиня Александра Владимировна Ярославича, да от цолуденныя в Мартирьерской паперти, у Софии ж в приделе Рождества Пречистой лежат мощи в аспидном гробе наверх земли великаго князя Мстислава Ростиславовича, иж глаголют его в повестех вельми храбра на бранех и ходяща на Рим с бранию, мощи его нетленны и рука ж ево правая выспрь. Да в том же приделе, на другой стране благоверный князь другий Мстислав да князь Феодор Ярославич – родной брат великому князю Александру Невскому; его мощи нетленны, а принесены мощи его из Юрьева монастыря при немцах, повелением митрополита Исидора, по извещению немецких воевод, что де немцы в церкви Великомученика Георгия в монастыре, ищучи поклажей, обрели человека цела и неразрушена в княжеском одеянии и вынув из гробницы, яко жива, поставили у церковной стены, а тропарей и канона ему не уставлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В месяцеслове нашей рукописи отмечены следующия не показанныя в современном Церковном Уставе памяти русских святых: сентября 5 – Глеб князь, «убиение в лето 6515;» сентября 7 – «преставися Прохор епископ Ростовский, новый чудотворец»; сентября 9 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 16 – «преставися Киприян митрополит Киевский всея Руси, новый чудотворец»; сентября 18 – «Аркадий архиепископ Великаго Новгорода, новый чудотворец»; сентября 24 – «преставися Авраамий, епископ Ростовский»; сентября 25 «память преподобныя матери нашея Ефросинии дщери святого великаго князя Михаила Черниговского»; сентября 29 – Авраамий Ростовский; октября 5 – Петр, Алексий и Иона митрополиты; октября 7 – Сергий «иже на Нурже, Вологодский новый чудотворец»; октября 12 – «Анфилогий (Амфилохий) новый Вологодский чудотворец (?), игумен Глушинский»; октября 15 – Евфимий архиепископ Новгородский; октября 15 – Иоанн архиепископ Суздальский; октября 19 – Димитрий Царевич. «Борис убьен бысть в лето 6525 июля в 24 день; Глеб убьен бысть в лето 6523 сентября в 5 день»; июля 27 – Николай Кочанов; августа 10 – Лаврентий юродивый Христа ради Калужский; августа 11 – «преставление благовернаго князя Даниила Невского чудотворца»; августа 13 – Максим юродивый Христа ради Московский; августа 21 – Ефрем преподобный Смоленский. Из славянских святых здесь отмечены следующие: сентября 16 – Людмила, баба Вечеслава Чешскаго; сентября 28 – Вечеслав князь Чешский; октября 14 – «Константин философ первый наставник словенскому языку и балгарскому, то есть чуден Констянтин нарицаемый Кирилл»; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; января 14 – Савва Сербский ; февраля 13 – Симеон Сербский, «отец Саввы епископа Сербского»; февраля 14 – Кирилл философ; апреля 4 – Авраамий Болгарский; мая 2 – Савва Сербский (?); мая 26 – «новоявленный страстотерпец Георгий, пострадавший в Средце граде за стафию»; июня 2 – Иоанн Сачавский; августа 16 – Иоаким Сардипольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память о М. В. первоначально сохранялась только как о представителе княжеского рода Мономашичей. Так, напр., в 1148 г. участники новгородского веча, выступившие за решительную поддержку кн. Изяслава Мстиславича в борьбе против его дяди ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого за старейшинство в Русской земле, заявили: «Ты нашь князь, ты нашь Володимир, ты нашь Мьстислав, ради с тобою идем своих деля обид» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 370). После смерти М. В. его имя должно было попасть в синодики киевского и новгородского Софийских соборов, родового для Мономашичей киевского Феодоровского мужского мон-ря. Как правило, в рукописях синодиков XV-XVIII вв. оно встречается в помянниках - перечнях киевских князей. Во 2-й пол. XIV - сер. XV в. в Сев.-Вост. Руси и в Вел. Новгороде имя М. В. было включено в список «А се князи Русьстии», а также в перечень киевских князей, к-рый находился перед Ипатьевской летописью (Галицко-Волынский свод кон. XIII в.). Заказчиком создания Жития М. В. выступил, вероятнее всего, его сын блгв. кн. Ростислав Мстиславич (правил в Киеве в 1159-1167), еще до смерти к-рого, по мнению О. В. Лосевой, Житие было внесено в переводной Синаксарь. В восточнослав. рукописной традиции известно только 2 списка Жития М. В.- РГАДА. Ф. 381. Тип. 172 (1383 г.) и 177 (нач. XIV в.). Тем не менее для истории почитания М. В. важно, что в XIV в. он характеризуется как «благоверный князь» ( Лосева. 2009. С. 342). В Житии святого подчеркнуто, что М. В. помимо Благовещенского и Феодоровского соборов «ины многы церкви освятив в дни своя, сребра в руце свои и злата не приимаше, зане не любляше богатства» (Там же. С. 343). Во 2-й пол. XII-XIII в. на Балканы стали активно проникать памятники древнерус. книжности; появлению этих текстов за приделами Руси способствовали новые династические союзы Рюриковичей с правящими династиями Юго-Вост. Европы. Прежде всего речь может идти о бывш. новгородском и перемышльском кн. Ростиславе Михайловиче, старшем сыне Киевского и Черниговского блгв. вел. кн. Михаила Всеволодовича , его детях, внуках и правнуках, к-рые по женской линии были потомками М. В. Известна серб. служебная Минея XIV в., в составе к-рой сохранилось Житие М. В. (ГИМ. Хлуд. 154). Наиболее часто Житие М. В. встречается под 15 апр. в южнослав. нестишных Прологах. Всего болгарская исследовательница Р. Павлова выявила 12 его списков. Текстологический анализ показывает единство восточнослав. и южнослав. списков Жития М. В. Их разночтения несущественны. Так, напр., в древнейшем восточнослав. списке отсутствует фраза о том, что тело М. В. в киевском Феодоровском мон-ре «лежить и до сего дне»; в то же время отец М. В. Владимир Мономах в южнослав. списках именуется святым, очевидно, в результате ошибочного отождествления с равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем ( Лосева. 2009. С. 67).

http://pravenc.ru/text/2564290.html

Другой древний обряд относится к празднованию в день св. великомученика Георгия (13 апр.). В XVII веке, в этот день, по уставу Соф. собора, положена была в Юрьеве монастыре архиерейская служба. Святитель ездил в монастырь к параклису, всенощному бдению и совершал литургию. В монастыре величание пели певцы, славословие подъдиаки, а доканчивали утреню клирики. Если этот праздник случался на страстной неделе или в первые три дня пасхи, то святитель не ездил в монастырь. В уставе показан порядок, как встречать святителя со крестами на берегу реки Волхова у монастыря, когда приезжал он сюда в лодке на праздник. После стола в монастыре были чаши заздравные про Государево и патриаршее здравие 1012 . О замечательных событиях соборного храма в Юрьеве монастыре свидетельствуют, между прочим, надгробные памятники некоторых известных лиц: 1. По летописям известно, что в 1198 году погребены в Георгиевском соборе два князя: Ростислав Ярославич новгородский и Изяслав Ярославич псковский 1013 . 2. В 1233 году погребен в соборной церкви св. благоверный князь Феодор Ярославич, брат св. Александра Невского, на 14 году жизни, в день брака. Но в 1614 году, во время шведского разорения, св. мощи его, для сохранения от врагов, перенесены в новг. Софийский собор и положены митрополитом Исидором у северной стены, при входе в придел св. Иоанна Предтечи в арке 1014 . 3. В 1244 году погребена в. княгиня Феодосия, дочь Мстислава Мстиславича храброго, а мать св. князя Феодора подле гроба его, преставльшаяся 4 мая. Гробница ее у южной стены собора, вровень с правым клиросом; на ней положена новая плита из белого мрамора с надписью: «лета 1244 мая в великом Новегороде почи о Господе блаженная великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница великого князя Ярослава Всеволодовича, с ним же благоговейно пожи и богоугоди, от него породи св. благоверных князей Феодора и Александра Невского и иных седмь сынов, и наконец жития иноческий образ восприимши, в нем же дано бысть ей имя Евфросиния; положена же бысть в обители св. Гергия подле сына своего, св. благоверного князя Феодора на сем месте в каменном гробе». А в Новг. I летописи под 6752 год. сказано: «Преставися княгыни Ярославляя, постригшаяся у святого Георгия в монастыри; туже и положена бысть, сторонь сына своего Феодора, месяца маия в 5, на память святыя Ирины, наречено бысть имя ей Евфросинья» 1015 . 4. В 1453 году погребен в. князь Дмитрий Юрьевич Шемяка, скончавшийся 23 июня 1016 . 5. У западной стены Георгиевского собора, на южной стороне от входа, погребены участвовавшие в создании храма игумены Кириак (+1128) и Исаия (после 1134 г.); на той же стороне под притвором погребен новг. митрополит Макарий III, скончавшийся 14 ноября 1663 года 1017 , также епископы новг. викарий Маркелл Радышевский (1742) и Иоасаф Хотунцевский (1759) 1018 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

2) На правой стороне церкви в стенной арке – ГРОБ Великой Княгини Феодосии Мстиславовны, в инокинях Евфросинии, дочери Князя Мстислава Мстиславича храброго. Супруги Князя Ярослава II Всеволодовича, матери св. Князя Александра Невского и Св. Феодора. 3) Над амвоном – ПАНИКАДИЛО медное большое о четырёх ярусах, весом 18 пудов; дано вкладом от Государя Царя Михаила Феодоровича. 4) В ризнице – две подлинные ГРАМОТЫ: а) Великого Князя Мстислава Владимировича; б) Преосвященного Ионы, Архиепископа Новгородского. См. ниже. 5) ПЛАЩАНИЦА, шитая шёлком, золотом и серебром в 1449 году; на ней по краям вышита подпись следующего содержания: Лета 6957, индикта 7 как был Князь Великий Дмитрий Юрьевич в Великом Новгороде и повелением его Великого Князя наряжен был сей воздух в храм Святого Великомученика Христова Георгия того же лета месяца Августа в 23 день Благоверной его Великой Княгиней Софьей и при Сыне Благоверном Князе Иване и был положен в церкви Святого Великомученика Христова Георгия в Великом Новгороде в Юрьеве монастыре при Архиепископе Великого Новгорода Владыке Евфимии, при Архимандрите Мисаиле за оставление грехов и спасения ради душ Наших и Наших детей и тем внучатам и правнучатам в сем веке и в будущем. Аминь. Плащаницы этой длина 2 аршина 11 вершков, ширина 1 аршин 11 вершков. 6) КРЕСТ напрестольный серебряный позолоченный с жемчугом и дорогими каменьями, данный вкладом в 1599 году от Архимандрита монастыря сего Иоакима. 7) РИЗЫ самой лучшей парчи, сделанные в 1749 году, а оплечье на них шито золотом и серебром по малиновому бархату высокой работы в 1812 году. 8) Шапка служебная, в 1812 году устроенная, и есть драгоценнейшая из всех, каковые в Новгородских монастырях ныне имеются. Достопамятные происшествия в этой обители были следующие: 1) В 1196 году погребены в этом монастыре два Князя: Ростислав Ярославич Новгородский и Изяслав Ярославич Псковский 164 . 2) В 1233 году погребён в этом монастыре в соборной церкви Св. Благоверный Князь Феодор Ярославич, брат Св. Александра Невского 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

134 По примеру христианских греческих царей, и у нас в России торжество победы над врагами Русского отечества – Казанскими болгарами и мусульманами – установил Благоверный русский Владимирский князь Андрей Боголюбский в 1-й день августа 1164 г. По этому случаю, по совершении литургии, совершается крестный ход на воды и бывает там малое водоосвящение и кропление улиц города или веси, как это происходило издревле в Константинополе на востоке. 135 В день 6 января, в навечерие, совершается освящение воды в воспоминание Крещения Господа Иисуса Христа, освятившего естество воды, а равно и крещения оглашенных, которое древле принимали они в навечерие Богоявления, а в самый праздник собственно в воспоминание крещения Спасителя. 137 Когда св. Чудотворная икона Божьей Матери Смоленской уносится из обители в дальние окрестности Кирилловского уезда и при встрече ее в монастыре, в обоих случаях бывает торжественный звон колоколов. 138 См. «Древности Кирил.-Бел. монастыря» архим. Варлаама, стр. 1, примеч. 2–3–4, Москва. 1859 г. 139 Точно также на имя Кирилловой обители постригся при смерти и отец его великий кн. Василий Иванович–под именем смиренного инока Варлаама. (См. Сказание кн. Курбского, стр. 33–34–35). 140 В древности, по особенному уважению к иноческому образу, русские князья и многие знатные бояре принимали в болезни, как приготовление к смерти, пострижение, чтобы через это торжественное покаяние очиститься от грехов и предстать пред Бога чистыми и непорочными. 142 Архимандрит Варлаам в своей статье «О древностях Кирил.-Бел. монастыря» неверно отождествляет имя игумена Кассиана за одно лицо с Вассианом. Последний был переведен сюда из Троицкой лавры и имя его значится на третьем колоколе Кириллов. монастыря, что он отлит при игумене Вассиане (1562–1564 г.) (См. «Древности Кирил. – Белоз. монастыря» архим. Варлаама, стр. 67, примеч. 159). В XV веке князь Феодор Иванович Каргопольский дал в Кириллов монастырь при игумене Касьяне деревню Ильицино с судом и данью (Рукоп. Импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Пространное житие его, долго хранившееся в обители, было утрачено во время нашествия Литовского. Обитель Песношская, всегда славившаяся строгою жизнью, даровала Церкви Российской многих великих настоятелей, игуменов и Епископов, между коими наиболее просиял Святитель Варсофоний, Тверской. 5-го, святого Священномученика Дорофея, Епископа Тирского. В тот же день память святого благоверного Князя Феодора Новгородского, сына Великого Князя Ярослава Всеволодовича и старшего брата святого витязя Невского. Не сохранилось жития его, но сохранилась память о его христианских добродетелях в юные годы. Одно лишь известно из летописи, что оба святые брата оставлены были в Новгороде отцом своим, в 1228 году, под надзором двух именитых вельмож, но в следующем году, по случаю возникшего мятежа, вынуждены были тайно уехать к отцу. Ярослав, вторично призванный в Новгород, взял с собою и сыновей; юный Феодор участвовал в походе его против Мордвы; но, когда цветущий красотою Князь, на пятнадцатом году возраста своего, готовился вступить в брак, внезапно, в самый день радостного пиршества, похитила его безвременная смерть и венец брачный обратился ему в погребальный. Он скончался Июня 5-го 1233 года и, посреди общего плача, погребен был в Юрьеве монастыре. Там во время Шведского нашествия, обретены были нетленные его мощи, источавшие исцеления, и перенесены в Софийский собор великого Новгорода, где и доселе почивают поверх земли. Церковь же Русская причла его к лику своих заступников. В тот же день еще совершается память Св. Константина, Митрополита Киевского. Св. Константин, митрополит Киевский и всея Руси После удаления Климента с митрополии всея Руси, был вызван на кафедру сию из Царьграда Грек Константин и святительствовал около трёх лет, но должен был оставить Киев, по несогласию, возникшему между Князей за его лицо, в конце 1258 года. Мстислав Волынский, сын Великого Князь Изяслава II-ro, требовал, при возведении на престол Киевский дяди своего Ростислава Смоленского, чтобы низверженный Митрополит Климент снова управлял Церковью Российскою, ибо пришелец Греческий, говорил он, клял будто бы память отца его; но Ростислав не хотел слышать о Клименте, избранном, по его мнению, неправильно Собором Епископов Русских, без соизволения Патриарха Цареградского.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Так после продолжительной и страстной борьбы с суздальскими князьями Новгород, истомленный междоусобиями, голодом, мором, пожарами, пал окончательно и почти сделался простым уделом дома Ярослава. Теперь Ярослав Всеволодович мог распорядиться им по своей воле и отдать своему сыну, а тот – своему и т. д. Можно было в скором времени ожидать и в Новгороде полного торжества княжеской власти над старым вечевым устройством, и только неожиданный и страшный погром монгольский отвлек надолго внимание князей от дел новгородских в другую сторону. Около года прожил Ярослав Всеволодович в Новгороде и в 1236 году отправился в Киев для занятия киевского престола, оставив княжить в Новгороде сына своего Александра, потому что старшего его сына Феодора в живых уже не было 64 . В истории народов нередко приходится встречаться с событиями, в которых нельзя не видеть явного проявления Высшей Воли, направляющей течение их по Своему всеблагому усмотрению. Видно, при тех тяжких испытаниях, которые суждено было пережить русскому народу, во главе его должен был стоять не другой кто-нибудь, не старший брат Феодор, а именно Александр. В 1232 году великий князь Георгий Всеволодович, старший брат Ярослава, посылал в поход против Мордвы своего сына Всеволода. Федор Ярославич также принял участие в этом походе своего двоюродного брата, вместе с князьями рязанским и муромским 65 . Отсутствие Феодора из Новгорода на этот раз, однако, не было продолжительно: в следующем 1233 году он уже снова был в Новгороде, где родители готовились отпраздновать его свадьбу. Но вместо светлого брачного пира предстояло другое... Все приготовления к свадьбе были уже сделаны, как жених внезапно скончался, 5 июня 1233 года, и был погребен в Юрьеве монастыре. «Еще млад и кто не пожалует сего? Сватба пристроена, меды изварены, невеста приведена, князи позвани, и бысть в веселия место плач и сетование, за грехи наша; Господи, слава Тебе, Царю Небесный! Извольшю Ти тако» 66 . Можно представить себе неутешную скорбь родителей и Александра Ярославича! Ярослав Всеволодович не мог оставаться в Новгороде и уехал в Переяславль 67 . Несчастная мать до самого гроба не могла забыть сердечной раны. Прошло около 10 лет, и она, без сомнения, по собственному выбору, нашла себе место вечного покоя в том же монастыре «сторонь сына своего Феодора» 68 . Глубоко должно было поразить горестное событие и Александра Ярославича. Среди последних треволнений, без сомнения, не раз приходилось ему отводить душу в братской беседе с Феодором, поверять друг другу свои думы и чувства. И, наверное, в эти горькие минуты, приходили ему на память сетования другого брата, также в самое сердце пораженного подобной же утратой: «Увы мне, Господи! Лучше бы мне умереть вместе с братом, чем жить на этом свете! Дорогой брат и друг, уж не видать мне более твоего ангельского лица, не слыхать твоих ласковых речей»... Теперь он одиноким должен был оставаться в Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Обо всём, написанном мной в этой статье, я сохраняю те же мысли и доселе, – Епископ Никодим, пребывающий и теперь в Перерве, 1874 года 24 апреля. Ильинский Ф.М. Митрополит Зосима [Брадатый] и дьяк Феодор Васильевич Курицын//Богословский вестник 1905. Т. 3. 10. С. 212–235 (2-я пагин.) —212— Главными руководителями еретиков „жидовствующих” были, по словам пр. Иосифа волоцкого , м. Зосима и великокняжеский дьяк Фёдор Курицын. Уже упоминалось 1763 , в каких выражениях преподобный характеризует того и другого. На основании этих-то показаний и сложилось о них мнение, как о корифеях всего рассматриваемого движения. Но что это в действительности были за люди, каковы были их религиозные верования и убеждения? I. Зосима, по прозванию Брадатый, до своей хиротонии был архимандритом московского Симонова монастыря. Ничего неизвестно о том, какого он был рода-племени, где пострижен и где жил до своего назначения на архимандрию. Отсутствие указаний на знатных родственников и лиц сильных, которые покровительствовали бы Зосиме, косвенным образом говорит за то, что он достиг настоятельства благодаря личным своим достоинствам. Через пять лет (в 1485 г.), по смерти м. Геронтия, Зосима занял и московское первосвятительство. Для избрания нового митрополита великий князь Иван Васильевич назначил собор в Москве. По повелению князя, съехались: Тихон, ростовский архиепископ, Нифонт суздальский, Симеон рязанский, Вассиан тверской, Прохор сарский и Филофей пермский; новгородский же архиепископ Геннадий прислал свою по- —213— вольную грамоту. „И по благодати Божией, по избранию Святого Духа и изволением благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича всея Руси, и всех православных епископов и всего освященного собора русския митрополии, изобраша архимандрита Симоновского Изосиму, яко достойна суща управляти Богом порученное ему стадо, и возведен на митрополич двор сентября в 19, а поставлен митрополит всея Руси того же месяца 26, в неделю (6999 года)” 1764 . Так повествуют летописцы; преподобный же Иосиф причину избрания Зосимы полагает совсем в другом. Протопоп Алексей, говорит он, перед своей смертью „волхвованием подойде державнаго, да поставит на престоле святительском сквернаго сосуда сатанина, его же он напои яда жидовского, Зосиму глаголю сквернаго” 1765 . Как видно, между этими двумя свидетельствами существенное разногласие. Летописцы находят, что избрание Зосимы было актом мудрости со стороны собора, поставившего главой русской церкви человека, по своим личным качествам вполне для того пригодного; Иосиф волоцкий , напротив, нового митрополита считает лишь жалкой креатурой протопопа Алексея, еретика. Конечно, исследователь не может не остановиться на этом весьма важном разноречии, не попытавшись разъяснить его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010