Свт. Николай Чудотворец (Дворищенский), с предстоящими благоверными кн. Мстиславом Великим и кнг. Анной Новгородской и с клеймами Сказания. Икона. 1-я четв. XVIII в. (частное собрание) Уникальным памятником иконописи с образом М. В. является новгородская икона «Свт. Николай Чудотворец (Дворищенский), с предстоящими благоверными князем Мстиславом Великим и княгиней Анной Новгородской и с клеймами Сказания» (1-я четв. XVIII в., частное собрание; см.: Русская икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 132-134, 309, 331. Кат. 99; Никольская, Зеленина. 2011. С. 139, 145). М. В. как действующее лицо чудесного обретения новгородской святыни изображен слева от центрального медальона в молении образу свт. Николая. Князь представлен в рост, вполоборота вправо; на нем богатое, расшитое жемчугом и драгоценными камнями облачение: зеленый кафтан, красная шуба с золотым растительным орнаментом и горностаевым подбоем, охристая шапка с необычной меховой оторочкой. У него тронутые сединой короткие вьющиеся волосы и окладистая с проседью борода длиной до середины груди. В 12 клеймах вверху и внизу от средника иконы проиллюстрировано Сказание об обретении круглой иконы свт. Николая Чудотворца - чтимой новгородской святыни (текст сохр. в списках XVII-XVIII вв.). В 1-м клейме показана чудотворная икона в Никольском соборе на Ярославовом дворище в Вел. Новгороде, во 2-м - чудо спасения утонувшего младенца перед иконой свт. Николая в Киеве. Далее проиллюстрировано Сказание о чуде исцеления М. В. от круглой иконы свт. Николая: явление свт. Николая М. В. во время болезни, отправка посольства в Киев, обретение иконы на берегу оз. Ильмень. В композициях изображены молебен и перенесение иконы на корабль, возвращение посольства с иконой и торжественная встреча образа в Вел. Новгороде, принесение ее к М. В. и его исцеление после омовения иконы водой в церкви. В последнем клейме М. В. и кнг. Анна представлены молящимися в построенном для чудотворного образа Никольском соборе на Ярославовом дворище. В пространных сопроводительных надписях на полях иконы М. В. ошибочно назван крестильным именем Георгий, а не Феодор (возможно, вслед за Новгородской 3-й летописью) - т. о., он отождествляется с др. новгородским князем - блгв. Мстиславом Ростиславичем Храбрым.

http://pravenc.ru/text/2564290.html

Приводится по изданию: Монахиня Таисия. Руссие святые. Санкт-Петербург. Издательство «Азбука-классика». 2001 Источник текста: http://www.sedmitza.ru ru Your Name FictionBook Editor Release 2.6 09 October 2012 51031303-0E45-41F2-9C9B-C9B151FF92DF 1.0 1.0 — создание файла Русские святые. Хронологический список Имя, день памяти Год, век до XI в. Святой апостол Андрей Первозванный. Ноябрь, 30 62 Священномученики Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонесские. Март, 7 IV в. Святого равноапостольного Кирилл первоучителя и просветителя славянского. Февраль, 14 869 Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий. Май, 11 869 и 885 Святого равноапостольного Мефодия первоучителя и просветителя славянского. Апрель, 6 885 Великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена. Июль, 11 969 Первомученики Феодор и Иоанн Варяжские. Июль, 12 983 Святитель Михаил, митрополит Киевский. Сентябрь, 30 992 XI в. Преподобный Аркадий Новоторжский, Или Вяземский. Декабрь, 13 XI в. Преподобный Аврамий Ростовский. Октябрь, 29 XI в. Георгий Угрин, брат преподобного Ефрема Новоторжского. Январь, 28 1015 Равноапостольный Великий князь Владимир, во святом крещении Василий. Июль, 15 1015 Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид. Июль, 24 1015 Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский. Июнь, 8 1023 Преподобный Моисей Угрин Киево-Печерский. Июль, 26 1043 Благоверная княгиня Анна, во святом крещении Ирина, Новгородская. Февраль, 10 1050 Благоверный Владимир, князь Новгородский. Октябрь, 4 1052 Преподобный Ефрем Новоторжский. Январь, 28 1053 Преподобный Варлаам, Игумен Печерский. Ноябрь, 19 1065 Преподобный Иеремия Печерский. Октябрь, 5 1070 Преподобный Дамиан Печерский. Октябрь, 5 1071 Преподобный Антоний Киево-Печерский. Июль, 10 1073 Святитель Леонтий, епископ Ростовский. Май, 23 1073 Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский. Май, 3 1074 Преподобный Матфей Печерский. Октябрь, 5 1085 Благоверный Князь Ярополк, во святом крещении Петр, Волынский страстотерпец. Ноябрь, 22 1086

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Страдая под тяжестью стольких бед, Церковь русская имела и утешение видеть чад, преуспевающих в вере и благочестии. Первосвятители ее Кирилл (1240–1280 г.), Максим (1283–1304), Петр (1308–1326), Феогност (1328–1353), Алексий (1354–1378), Киприан (1380–1405) были образцами христианской жизни для паствы. Игнатий, Иаков и Феодор ростовские, Василий рязанский, Феоктист, Моисей, Василий новгородские, Стефан пермский, Дионисий суздальский, Арсений тверской также прославлены Богом за жизнь христианскую. Между князьями, кроме положивших душу свою за веру и отчизну, в чудном свете величия является благоверный Александр Невский. Это образец царственного мужества и царственной мудрости, проникнутых духом христианским. До 1246 года в пять лет он одержал три победы над ливонцами и шведами, семь над Литвой; каждую начинал молитвой и оканчивал хвалой Богу; двумя победами освободил Церковь и отечество от власти немцев, которые пред тем уже ввели своих начальников в Псков. С 1246 года он – великий князь всей России, и дела его приняли другой характер. Доселе воин храбрый из храбрых, против татар не только не обнажает он меча, но наказывает тех, которые обнажали меч; он бережет Россию, бессильную пред монголами, покорностью своей и покорностью России; не раз отправляется к Батыю и по песчаным пустыням к великому хану, для покоя России; подвиг вдвойне тяжелый от того, что был неблистателен в глазах света. Кроме Александра, примерами глубокого благочестия были князья: Роман угличский, Феодор ярославский с двумя сыновьями, Довмонт псковский и Даниил московский, принадлежавшие XIII веку. Из князей южных особенным благочестием славились Владимир и, в последних годах своих, отец его Василько; последний провел конец жизни в дикой пещере, под горой Георгиевского Львовского монастыря, оплакивая грехи мирского властолюбия и кровавой деятельности. Владимир был истинный страдалец Божий; кроткий, милостивый, строгий к себе, сей князь четыре года страдал как Иов; нижняя губа его гнила; болезнь распространялась и становилась сильнее: но он терпеливо сносил боль, и занимался делами; болезнь усилилась: вся мясистая часть бороды отпала, нижняя часть и зубы сгнили; он молился и благотворил; никто из князей южных не построил столько монастырей и городов, никто более его не наделил храмов книгами и утварью; пред смертью он все движимое имущество, золото, серебро, одежды раздал бедным. § 22. Преподобный Сергий

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Перевод: Удивительная среди святых, светило Грузии, правоверная царица Тамара, воздвигшая храмы на высоких горах, чтобы в них воссылались молитвы ко Господу, молитвами твоими даровавшая силу любящим Христа воинам страны Грузинской, своей правой рукой низвергнувшая полчища мусульманские, моли Христа Бога о спасении наших душ. Феодору Ярославичу, Владимирскому, блгв. кн., глас 8 В жизни сей утвердися верою,/в заповедех Господних пребываше непреклонен,/благоугодих Тому, яко благочестив самодержец/Емуже подобяся о врученных ти христоименитых людех,/душу свою положити потщався,/в землю идяше всезлую и безбожную/и тамо, пред нечестивым мучителем Христа дерзновенно исповедав,/мученический венец прият,/темже, премудре Феодоре Ярославиче,/Избавителя моли избавити от бед отечество твое и люди,//да тя вси непрестанно почитаем. Феодору Ярославичу, Новгородскому, блгв. кн., глас 8 От благочестиваго корене отрасль благочестивая прозябл еси/и, скончався в юности, лета долга твоими добродетельми исполнил еси,/благоверный княже Феодоре,/сего ради Владеющему временами молимся,/да молитвами твоими подаст нам долготу лет//и низпослет стране нашей велию и богатую милость. Перевод: Ты вырос благочестивым, как росток из благочестивого корня, и, скончавшись в юности, ты наполнил своими добродетелями долгие года ( Прем.4:13 ), благоверный князь Феодор, потому молимся Владеющему временем, да подаст по молитвам твоим нам долготу лет жизни и ниспошлет стране нашей великую и богатую милость. Феодору Смоленскому, блгв. кн., глас 4 Яко целитель преизряден и казатель благоприятен/мирский мятеж оставил еси,/и, крест свой на рамо взем,/божественным житием пожил еси, и воздержанием плоти украсился еси/к тебе притекающим сосуд избранный показався, всеблаженне Феодоре,/воспевающих твою память в псалмех и песнех, преподобне,//молися о душах наших. Перевод: Как превосходный целитель и наставник благоугодный, мирскую суету оставил ты, и, взяв крест свой на плечи, святой жизнью прожил ты и воздержанием плоти украсился, явившись избранным сосудом для всех приходящих к тебе, всеблаженный Феодор, воспевающих твою память в псалмопении и песнопениях духовных, преподобный, молись о душах наших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

В 1547 и 1549 гг., став уже Первоиерархом Русской Церкви, святитель Макарий созывает в Москве Соборы, известные под именем Макарьевских, на которых решался только один вопрос: о прославлении русских святых. Во-первых, был решен вопрос о принципе канонизации на будущее время: установление памяти общечтимым святым отныне подлежало соборному суждению всей Церкви ( 11 , 103). Но основным деянием Соборов стало торжественное прославление 30 (или 31) 18 новых общецерковных и 9 местночтимых святых ( 21 , 50). На Соборе 1547 г.19 были канонизированы: 1) святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+ 1461); 2) святитель Иоанн, архиепископ Новгородский (+ 1186); 3) преподобный Макарий Калязинский (+ 1483); 4) преподобный Пафнутий Боровский (+ 1477); 5) благоверный великий князь Александр Невский (+ 1263); 6) преподобный Никон Радонежский (+ 1426); 7) преподобный Павел Комельский, Обнорский (+ 1429); 8) преподобный Михаил Клопский (+ 1456); 9) преподобный Савва Сторожевский (+ 1406); 10-11) преподобные Зосима (+ 1478) и Савватий (+ 1435) Соловецкие; 12) преподобный Дионисий Глушицкий (+ 1437); 13) преподобный Александр Свирский (+ 1533). Для местного почитания 20 на Соборе были прославлены : 1) блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский (+ 1434); 2-4) благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские (+ 1129); 5-6) благоверные князья Петр и Феврония, Муромские (+ 1228); 7) святитель Арсений Тверской (+ 1409); 8-9) блаженные Прокопий (+ 1303) и Иоанн (+ 1494), Христа ради юродивые, Устюжские. Собором же 1549 г., сведений о котором сохранилось гораздо меньше 21 , были, предположительно 22 , прославлены следующие святые: 1) святитель Нифонт, архиепископ Новгородский (+ 1156); 2-3) святители Новгородские Иона (+ 1470) и Евфимий (+ 1458); 4) святитель Иаков, епископ Ростовский (+ 1392); 5) святитель Стефан Пермский (+ 1396); 6) благоверный князь Всеволод Псковский (+ 1138); 7) благоверный князь Михаил Тверской (+ 1318); 8) преподобный Авраамий Смоленский (+ начало XIII в.);

http://pravoslavie.ru/2367.html

    Три простые толковые древнейшие подлинника изданы в Сборнике Общества древнерусского искусства при Москов. Музее на 1873 год Г. Д. Филимоновым. Так называемый Забелинский (И. Е. Забелина) XVI в. с 17 сентября, новгородский Софийский, что ныне в петербургской духов. академии 1523 XVI в. с 30 сентября за утратою первых листов, и собственный его Филимонова XVII века. Сии подлинники расположены по святцам иерусалимского устава, исключая немногих дней, в которые приводятся святые из славянских рукописных прологов простых и стишных и святцев XVI века. Расположение древних подлинников по иерусалимскому уставу показывает, что они явились в России поздно; иерусалимский устав перешел к нам не ранее конца XIV в. и распространился в XV веке. Подлинники, обнародованные Г. Филимоновым, имеют некоторые, впрочем немногие, особенности в отношении к памятям святых, наприм. 1 сентября в списке XVII века: великий князь Феодор преставися. В бронех, рус, аки Борис (известен один в. князь Феодор Иоаннович, но он преставился 7 января). В Новгородском списке XVI века Симеон, архиепископ сербский, поставлен 12 февр. вместо 13, Савва сербский 16 февр. вместо 12 янв., апр. 28 Иоанн, игумен св. Горы (неизвестен если не Иоанн игумен кафаров в греческих минеях 27 апреля), 29 апр. пр. о. н. Нестора (неизвестен), мая 12 освящение церкви св. Богородицы, юже созда благоверный князь Василий с блаженною Еленою (Василий Иоаннович 1505—1533?). В Забелинском подлиннике Иакова еп. ростовского 22 ноября вместо 27, св. Симеона сербского 17 февраля вместо 13, Всеволода князя псковского 17 февр. вместо 11. Наибольшею полнотою памятей не только восточных, но и русских святых отличается полный подлинник, принадлежащий Г. Филимонову, называемый критическим, составленный в XVIII веке на основании многих источников. В нем найдены такие памяти русских святых, которых нет даже в полных рукописных святцах, содержащих исключительно имена русских святых. В сих святцах часто не указываются дни памятей русских святых, но Филимоновский подлинник ставит их под определенными числами, хотя, как видно, нередко и произвольно. Он писан в селе Палехе, Вязниковского уезда. Г. Филимоновым он относится к началу века. Но в собственном его списке 26 октября значится: «св. Димитрия басарбовского. Мощи сего св. Димитрия... в лето 1779 июля в 8 день принесены в Бухарест». Значит, он писан не ранее 1779 года.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах: Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в. Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в. Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в. Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в. Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в. Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в. Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в. Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в. Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в. Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в. Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в. Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в. Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в. Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в. Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в. Святые святитель Григорий Назианзен -старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова , III-IV в. Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в. Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в. Святые праотцы Адам и Ева Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в. Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

8. Преподобный отец наш Михаил Клопский, Новогородский чудотворец. Преставился в 1453 г. месяца января в 11 день. 9. Преподобный отец наш Пафнутий, Боровский чудотворец. Преставился в 1479 г. месяца мая в 1 день. 10. Преподобный отец наш Макарий, Колязинский чудотворец. Преставился в 1483 г. месяца марта в 17 день. 11. Преподобный отец наш Александр, игумен Свирский. Преставился в 1533 г. месяца августа в 30 день. 12. Святой Благоверный Великий Князь Александр Ярославич [Невский], нареченный в иноцех Алексий, Владимирский чудотворец. Преставился в 1263 г. месяца ноября в 14 день. 13. Иже во святых отец наш Никита, затворник Печерский, архиепископ Новгородский новый чудотворец. Преставился в 1108 г. месяца января в 31 день. 14. Преподобный отец наш Сава, игумен Сторожевский Звенигородский чудотворец. Преставился в 1406 г. месяца декабря в 3 день. И девять местночтимых святых: 15. Иже во святых отец наш Арсений, епископ Тверской, чудотворец. Преставился в 1409 г. месяца марта в 2 день. 16–18. Святой Благоверный Князь Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские. Преставился в 1129 г. месяца мая в 21 день. 19–20. Святой Благоверный Князь Петр, в иноках Давыд, и Святая Благоверная Княгиня Феврония, в инокинях Евфросиния, Муромские Чудотворцы. Преставились в 1228 г. месяца июня в 25 день в един час оба. 21. Святой блаженный Прокопий, иже Христа ради юродивый Устюжский чудотворец. Преставился в 1303 г. месяца июля в 8 день. 22. Святой блаженный Иоанн, иже Христа ради юродивый Устюжский чудотворец. Преставился в 1494 г. месяца мая в 29 день. 23. Святой блаженный Максим, иже Христа ради юродивый Московский чудотворец. Преставился в 1434 г. месяца ноября в 11 день . Необходимо особо сказать о дате Собора 1547 года. Дело в том, что если вы наберете в поисковой системе интернета «Собор 1547 года», то в подавляющем большинстве сайтов (в том числе православных сайтов) вам дадут результат «26 февраля 1547 года». То, что данная дата указывается Википедией или на сайте «Академик», это как-то не удивляет.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/04/...

Переходим к южной стороне. Наверху в медальонах – Богоматерь Смоленская, чудотворный образ которой находился в войсках в 1812 году. Накануне Бородинской битвы Кутузов приказал обнести этой иконой все полки. По сторонам от Смоленской – святые, в дни памяти которых происходили важнейшие битвы 1812 года: Роман Рязанский – сражение при Клястицах 19 июля, апостол Фома – сражение под Полоцком и Тарутином 6 октября, Иоанн Креститель – сражение при Малоярославце 12 октября, Иона Новгородский – сражение при Красном 5 ноября. Внизу по сторонам арок трех крылец южного фасада – горельефы, изображающие события Ветхого Завета: явление архангела Михаила Иисусу Навину перед тем, как тот победил в битве с врагом, значительно его превосходящим, Моисей, освободивший свой народ от плена египетского, сестра его Мариам, с тимпаном в руках воспевающая: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море!», пророчица Девора и Варак, которому она предсказала победу над войсками язычников. Все они, по замыслу Филарета, являли собой истину, что истинно верующий не погибнет, ибо спасен будет Богом. В память о сражениях 1812 года на южном фасаде: Варлаам Хутынский – второй день сражения при Красном, 6 ноября, благоверный князь Гавриил Псковский – защита Пскова и святые Антоний и Феодосий Печерские – защита Киева. Здесь же, на южном фасаде Филарет очертил две ветхозаветные горельефные картины, посвященные триумфальному возвращению императора Александра из Заграничного похода: Давид, несущий своему народу голову поверженного Голиафа, и Авраам, встречаемый первосвященником Мельхиседеком после победы над языческими вождями. Идем далее, на восточную сторону. Она располагается за алтарем. В центре наверху в медальоне – Владимирская Божья Матерь. Праздник этой иконы – 26 августа, день Бородинского сражения. В других медальонах – царица Александра, Мария Магдалина, Анна Пророчица и великомученица Екатерина. Внизу по назначениям, расписанным Филаретом, горельефы, изображающие первых московских митрополитов – Петра и Алексея. Петр держит хартию с изображением Успенского собора, Алексей благословляет церковь Архистратига Михаила в Чудовом монастыре. По сторонам от них – святитель Стефан Пермский с хартией изобретенного им письма зырянского языка, преподобный Сергий Радонежский, московские митрополиты Иона и Филипп, преподобные Никон Радонежский и Иосиф Волоцкий , черниговские святые – благоверный князь Михаил и боярин Феодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: Наш Александр, или Государственный святой 5 мин., 07.04.2013 Всякий раз, когда обращаешься к образу святого князя Александра Невского, встречаешь подробности, которых не замечал раньше. 800-летний юбилей Александра Невского дает новый повод размышлять о нем и об истоках почитания благоверных князей в русской истории. Князь Александр Ярославич родом из эпической эпохи. В ней так много переплелось с былинным и святостью, что памятники Древней Руси до монголов и псковско-новгородской жизни XIII века играют роль почти универсальных реминисценций, подобных гомеровским и эсхиловским. Фонд нашей глубинной культурной памяти… Поразительно, сколько исторических линий сошлись вместе! Дед Александра — один из героев «Слова о полку Игореве». Сказитель пишет, что Всеволодово войско «Волгу может веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать». Младший сын Александра, святой Даниил, строит Москву, превращая ее из рядового удела в стольный град. Преподобная Евфросинья Суздальская, благоверный князь Феодор — ближайшая родня, святитель Симон Суздальский — наставник будущего прославленного воителя. Феодоровская икона Божией Матери — это фамильный образ Ярославичей, который затем перейдет к Романовым. Спустя столетие после кончины князя потомок, святой Дмитрий Донской, поведет Русь на Куликово поле. В повествовании о подвигах отчетливы мотивы богатырских сказаний. При Ледовом побоище, как говорит жизнеописатель, слышен звук, как при землетрясении, или как будто лед озера двинулся, «и не бъ видъти леду, покры бо ся кровию». Шестеро удальцов в Невском сражении: Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович, Яков Полочанин, Меша Новгородец, Сава и Ратмир — совершают подвиги, напоминающие «Песнь о Роланде» и доблесть Милоша Обилича. И сам князь в гуще сражения «возложи» шведскому предводителю Биргеру «печать на лице острым своим копием». Героический панегирик и плач — два характерных признака эпоса. Но образ не скруглен и не идеализирован. Александр Ярославич стоит как бы на переходе от легенд к исторической достоверности. О многих святых Древней Руси имеются общие, отрывочные сведения; имена некоторых историки с трудом идентифицируют в летописях. Святой благоверный князь Александр являет счастливое исключение. И посмертная «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», и летописные упоминания формируют довольно полное описание и еще раз показывают его неординарность и тот интерес, который вызывала фигура его у современников.

http://foma.ru/nash-aleksandr.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010