Вечер. Пленился я желанием ордена святой Анны второй степени, имея таковый третьей степени, и смертельную язву в душе получил чрез это пожелание, но лишь познал я заблуждение своего сердца и суетность этого земного отличия и признал во глубине души, что Господь един есть сокровище мое единственное, честь моя, слава моя, награда моя, истинное, вечное, жизненное отличие мое, – я тотчас исцелел душой, успокоился, ощутил пространство внутри себя. Слава Господу моему – единому нетленному, прекрасному, жизненному, жизнь источающему мне сокровищу, отличию истинному, некрадомому, неотъемлемому. Пусть младшие меня или сверстники и товарищи мои получают ранее меня знаки отличия – да сочту безумием завидовать им в этой награде, имеющей временное, малое значение, да пожелаю им больших наград, а для меня да будет наградою Господь, чистая совесть, искренняя любовь к Богу и ближним, ревность о спасении душ человеческих, о славе Божией, кротость, смирение, незлобие, послушание, безропотное ношение немощей немощных, вообще усердное служение нуждам вверенной мне паствы, усердное проповедание слова Божия, нрав души тихий, ровный, правдивый, трудолюбивый. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам [ Мф.6:33 ]. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [ Ин.5:44 ]. По наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония [ Мф.23:28 ], – как бы и о нас не сказано было это. И в самом деле, рассмотрим себя искренно с внутренней нашей стороны: что в нас, в нашем сердце? Не лицемерие ли и беззаконие всякий день, блуд, плотоугодие, самолюбие, гордость, честолюбие, зависть, ненависть, гнев, раздражение, ярость, лукавство, сребролюбие, скупость, алчность, жестокосердие, обида ближних, ругательства, пьянство, праздность, леность, уныние, вялость, непокорность и своенравие, злопамятство, злорадство, зложелательство, холодность к Богу, неблагодарность, рассеянность, ропот, уныние, малодушие, человекоугодие, человеконадеяние, подобострастие, ложный стыд, суетный страх и боязнь, маловерие, ненадеяние на Бога, подозрительность, лукавые или злые и нечистые [помыслы], мнительность касательно ближних и прочее? При такой картине внутренней, казалось бы, не очень-то к лицу нам были бы внешние украшения и отличия. Другое дело – украшения и отличия звания и служения нашего: они указывают на служебное достоинство наше, на права и власть службы. 11 августа

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Возможность следования теории томистов создает положение, когда сосуществуют две взаимоисключающие теории. Теория томистов, противоречит Священному Писанию: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» 961 . «Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев» 962 . Очень важно, теория томистов является истоком лютеранского и кальвинистского учений о предопределении. Склонность католического вероучения к теории безусловного предопределения подтверждается и учением об актуальной благодати, которое, по сути, отрицает свободу воли человека, находящегося в состоянии благодати: «Актуальную благодать богословы разделяют на шесть подвидов: Одна освещает ум, другая укрепляет волю, третья действует до осознанного акта воли, четвертая – помогает акту воли сформироваться, совершиться, и сотрудничает с тем, пока тот происходит, пятая – достаточно поддерживает человека, чтобы тот произвел пригодные для спасения акты, шестая – достигает того, что такие акты действительно происходят» 963 . Нравоучение и защита вероучения насилием Католическая казуистика Казуистика – богословская дисциплина, возникшая в средние века. Главная ее задача дать ответ на самые разные вопросы нравственного характера, попытка точно оценить поступки по их нравственному значению и разрешить возникающие в связи с этим вопросы совести (casus conscienmia). Возникновение дисциплины тесно связано с практикой католической исповеди, носящей судебный характер (см. ниже в соответствующем разделе). Казуистика носила практический характер, и ее разрабатывали, в основном, монашеские ордена, которым по преимуществу предоставлялось право совершать исповедь. До XVI века казуистика излагалась в форме практических указаний для духовников, а с XVI века стали разрабатываться общие принципы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Возражение 3. Далее, деятельная жизнь озабочена здешним миром. Но обо всех монашествующих говорят как об отрёкшихся от мира; так, по словам Григория, «отрёкшийся от мира сего и творящий по мере сил своих добро подобен тому, кто, вышедши из Египта, принёс жертву в пустыне». Следовательно, похоже, что никакой монашеский орден не может быть определён к деятельной жизни. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях» ( Иак. 1:27 ). Но это связано с деятельной жизнью. Следовательно, нет ничего несообразного в том, что монашеская жизнь определена к деятельной жизни. Отвечаю: как уже было сказано (1), монашеское состояние определено к совершенству любви, которая простирается на любовь к Богу и ближнему. Затем, созерцательная жизнь, целью которой является посвящение себя одному только Богу, непосредственно связана с любовью к Богу, в то время как деятельная жизнь, целью которой является служение ближнему в его нуждах, непосредственно связана с любовью к ближнему. И подобно тому, как в силу этой любви мы любим ближнего ради Бога, точно так же и наше служение ближнему обращено к Богу, согласно сказанному [в Писании]: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших – то сделали Мне» ( Мф. 25:40 ). Поэтому служение ближнему в той мере, в какой оно обращено к Богу, представляется жертвой, согласно сказанному [апостолом]: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» ( Евр. 13:16 ). И коль скоро, как было показано выше (81, 1), приношение жертвы Богу по преимуществу присуще религии, из этого следует, что некоторые монашеские ордена надлежаще определены к работам деятельной жизни. В связи с этим в «Святоотеческих наставлениях» аббат Несторий, проводя различение целей монашеских орденов, говорит: «Иные стремятся к уединённой жизни в пустыне и чистоте сердца; иные заняты наставлением братий и попечением о монастырях; а иных привлекает служение в странноприимных домах», то есть в приютах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вспоминая в Москве свое итальянское прошлое, Максим Грек не отрицал, что в юности не был чужд увлечениям того времени. Но, ссылаясь на «богоносных отцов», он хотел бы осмыслить их жизненный путь как пример для себя. Они положили, пишет Максим, много труда и потов, овладевая «внешними учениями», впоследствии же не поленились обличить имеющуюся в них ложь и искоренить растущий от них вред. «Все воссиявшие в мудрости и святости приобщались внешним наказаниям, будучи еще юными и не достигнув гор- нейшей мудрости… требуя еще молока, а не твердой пищи, как говорит Павел коринфянам. Но когда они достигли совершенного возраста, в котором был и Павел, освободившись от того, что было свойственно младенчеству то осудили как ложь и нечестие преизлишние учения, которые не умеют созидать благочестие, и обратились к пророческим и апостольским источникам» . Стих из Первого послания апостола Павла к коринфянам контаминирован здесь со стихами из послания к евреям: «Когда я был младенцем, то по–младенчески говорил, по–младенчески мыслил, по–младенчески рассуждал, а как стал мужем, то оставил младенческое» (I Кор. 13:11). А молочная и твердая пища противопоставлены в послании к евреям: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены различению добра и зла» (Евр. 5:13—14). Но до совершенства Михаилу тогда было еще далеко. Флоренция: аскетизм Максим Грек (оставаясь еще Михаилом Триволисом) жил во Флоренции, когда аскетическая проповедь Савонаролы звучала здесь на нотах немыслимой высоты, когда монах, объявивший себя пророком, преобразовал не только свой монастырь, но и нравы горожан. Его слушатель Михаил принадлежал к другой конфессии, но все происходившее произвело на него столь сильное и глубокое впечатление, что он несколько десятилетий спустя помнил и описал события, притом — и это особенно примечательно — находясь уже в России, в другой конфессиональной и культурной среде . Своим русским читателям он представил два латинских монашеских ордена и настоятеля одного из монастырей как пример «совершенного иноческого жительства», показывая, что благие начинания могут быть даже у людей, исповедующих «неправые» учения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Действительно, оно отвращает ум от похотствования и усмиряет плоть сопутствующим обучению тяжким трудом, согласно сказанному [в Писании]: «Бдение изнуряет тело» 893 ( Сир. 31:1 ). Также оно помогает избавиться от желания богатства, в связи с чем читаем: «Я... богатство почитал за ничто в сравнении с нею» ( Прем. 7:8 ); и ещё: «Мы... не имеем надобности в них, имея утешением священные книги, которые в руках наших» ( 1Мак. 12:9 ). Также оно помогает научиться послушанию, в связи с чем Августин говорит: «Что это за упрямство, желать читать, но не желать руководствоваться прочитанным?». Отсюда понятно, что в учреждении монашеского ордена для научных занятий нет ничего недолжного. Ответ на возражение 1. В этих словах глосса толкует о Старом Законе, о котором апостол сказал: «Буква – убивает» ( 2Кор. 3:6 ). Поэтому «не знать им числа» означает не одобрять «перечисленных» [в нём] обрезания и других плотских соблюдений. Ответ на возражение 2. То изучение, которое определено к познанию без любви, надмевает и, следовательно, приводит к разногласиям, согласно сказанному [в Писании]: «От высокомерия происходит раздор», тогда как при наличии любви «у советующихся – мудрость» ( Прит 13:10 ). Поэтому апостол, сказав: «Вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» ( 1Кор. 1:5 ), далее добавляет: «Чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений» ( 1Кор. 1:10 ). Впрочем, в данном случае Иероним говорит об изучении не наук, а разногласий, подмешанных в христианство еретиками и схизматиками. Ответ на возражение 3. философы занимались мирскими науками, тогда как монахи по преимуществу посвящают себя «относящемуся к благочестию» ( Тит. 1:1 ) изучению Писания и учения. Монахам, посвятившим всю свою жизнь служению Богу, приличествует интересоваться другими науками только в той мере, в какой они соотносятся со священным учением. Поэтому Августин говорит: «Несмотря на то, что, как мы знаем, не должно смотреть сквозь пальцы на тех, кого вводят в заблуждение еретики лживыми обещаниями разумения и знания, тем не менее, мы не спешим исследовать их методы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Завершая статью, И. Н. Данилевский заметил: " Кстати, Александр Невский — один из любимых героев моего детства " . Эта фраза находится в тесной связи с процитированным историком в начале статьи местом из 1-го послания апостола Павла к коринфянам: " Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал, а как стал мужем, то оставил младенческое... " . Позволю себе продолжить цитату: " Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше " [ I Кор., 13,12-13]. В том числе и к Отечеству, его истории и святыням. Кстати, чем становлюсь я старше, тем больше почитаю своего небесного покровителя — святого благоверного князя Александра Невского. Александр Ужанков ЛИТЕРАТУРА 1. Ужанков А. Н. " Летописец Даниила Галицкого " :редакции, время создания//ГДРЛ. XI-XVI вв. М.,1989. Cб.I.C.247-283; Он же. " Летописец Даниила Галицкого " :проблема авторства//Там же. X-XVI вв. М., 1992. Сб. 3. С.149-180; Он же. Некоторые наблюдения над " Словом о погибели Русской земли " (К вопросу о месте написания и времени присоединения его к " Повестям о житии Александра Невского)//Там же. Сб. 9 (в печати). 2. Грушевський М. Icmopiя Ykpaihu-Pyci. Киев, 1993.T.I. С.143,153. 3. Соловьев С. М. Сочинения в 18 книгах. М., 1988. Kh.II. Т.3-4. С.374. 4. ПЛДР. XI-XV века. М., 1981. С.496. 5. Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982.С.387. 6. ПЛДР. XIII век. М., 1981. С.321. 7. Хеш Э. Восточная политика Немецкого Ордена в XIII веке//Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы. СПб., 1995. С.71. 8. Клепинин Н. Святой и благоверный великий князь Александр Невский. М., 1994. С.160-161. 9. Там же. С.160-165. 10.Цит. по: Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200-1304/Пер. с англ. Вступ.ст. и общ. ред. А. Л. Хорошкевич и А. И. Плигузова. М., 1989. С.128. 11.Толочко П. П. Древний Киев. Киев, 1976. С.198-202. 12.Рамм Б. Я. Папство и Русь в X-XV вв. М.; Л., 1959.С.128; Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. Л., 1978.С.143.

http://pravoslavie.ru/archiv/mezhdvukhzo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Не будет идеологии — не будет и семьи» Станет ли крепкая многодетная семья национальной идеей России? 02.09.2021 1411 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора На днях Президент России Владимир Путин , выступая на съезде «Единой России», заявил : «Часто слышу, что нам нужна национальная идея, все об этом говорят. Образ будущего. Я стараюсь избегать высокопарных слов, но считаю, что крепкая, благополучная семья, в которой растут двое-трое-четверо и больше детей, по сути, и должна быть этим образом будущего России. Ничего здесь придумывать и не нужно!» О том, какой должна быть национальная идея России и возможно ли претворить в жизнь чаяние Президента, рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» многодетный отец, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков : Вполне возможно претворить в жизнь призыв Президента. Крепость семьи зависит от фундамента, от того, к чему она стремится, что считает нравственным. Если нет правильных нравственных норм и ориентиров, то семья будет нестойкой. Как цветок, попав в агрессивную среду, погибает, так и семья начинает гибнуть во враждебной информационной среде. В Священном Писании сказано, что если дом построен не на камне, то он рухнет. «Сказал Господь: всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф.7:24-27). Так и семья. При нашествии испытаний семья без фундамента не выдержит даже обычных житейских невзгод. Поэтому если мы хотим иметь крепкую семью, то важно, на каком основании мы будем строить фундамент этой семьи.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/02/ne...

Здесь опять упоминается про великую роскошь ее, от которой разбогатели «купцы земные» (ст. 3). Купец – это посредник между производителем и потребителем. Духовный купец – это посредник между Богом и христианином – совершитель Таинств, низводящих на христианина Божию благодать, то есть священнослужитель. Купцы из Откровения обвиняются в пристрастии к земному богатству, которое ненавистно Богу. Против пристрастия к богатству предостерегают все страницы Евангелия: «Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ); «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие», – говорит Господь ( Мф.19:24 ). «Горе вам, пресыщенные ныне» ( Лк.6:25 ). Господь говорил также: «Продавайте имения ваши» ( Лк.12:33 ), – и рисовал в притче о Лазаре горькую участь богатого, который «пиршествовал блистательно» ( Лк.16:19 ). Не хотели помнить и понимать это многие христиане и позволили себе жить в роскоши, пресыщении, при всяком избытке материальных благ, с холодными и чёрствыми сердцами по отношению к меньшим братьям Христовым – голодным, нищим и сиротам. И это богатство, ненавистное Господу, сосредотачивалось не только в руках отдельных христиан, но и целых христианских организаций. И недаром истинные христиане и святые всегда так боялись богатства и бежали его. Лучшие обители и монастыри всегда были самыми бедными (православные обители преподобных Антония и Феодосия Печерских , Нила Сорского и Сергия Радонежского в первые свои годы, западные ордена францисканцев, кармелитов и так далее). Замечательно, что преподобный Сергий отклонил от себя честь стать митрополитом Московским из боязни сделаться «златоносцем». Итак, Господу противна и та «слава», которой «славилась» блудница, и вся ее «роскошь». Он повелевает: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» ( Откр.18:4–6 ). Это повеление Откровения говорит, что в составе всех официально христианских организаций великого Вавилона есть и избранные рабы Божии: праведники и святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Лука в Евангелии: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как предали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне по тщательном исследовании всего сначала по порядку описать ( Лк.1:1–3 )… Свое Евангелие св. Лука начинает повествованием о служении отца Предтечева, св. Захарии, бывшего одним из ветхозаветных священников, которые обязаны были приносить в жертву Богу между прочими приношениями и тельцов. Также св. Евангелист Лука изображается на иконах с тельцом, так как он больше писал о Христе, как о жертве за грехи народа. Св. Лука написал также книгу Деяний св. апостолов, в которой подробно изобразил сошествие Св. Духа на апостолов, их деяния и чудеса, распространение Евангелия среди неверующих через проповедь апостольскую и устройство первоначальной Церкви Христовой на земле, в особенности же подробно описал жизнь и деяния св. апостола Павла, любимым учеником и ближайшим сотрудником которого он был. Предание говорит, что св. Евангелист Лука написал первую в мире икону, именно образ младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и что после того он писал еще две иконы Пресвятой Богородицы и, желая узнать, угодно ли это Богоматери, принес Ей те иконы. Богородица, увидев образ Свой, изрекла пречистыми устами: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с этими иконами». Св. Евангелист Лука, говорит то же предание, написал на досках и образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла 34 . Таким образом со св. апостола и Евангелиста Луки началось иконописание в мире. В половине XII в. одна из икон Божией Матери, приписываемых св. апостолу Луке, была привезена из Константинополя, где она прежде хранилась, в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Отсюда она вскоре была перевезена во Владимир, а в 1395 г., при нашествии Тамерлана, торжественно перенесена в Москву 26 августа, после чего Тамерлан оставил свое намерение овладеть Москвою и ушел из России. Чудотворная Владимирская икона Богоматери была поставлена в Москве в Успенском соборе, где находится и теперь. В Петербурге также находится чудотворная икона Богоматери, писанная, по преданию, св. Евангелистом Лукою. Святыня эта принесена была в 1799 году 12 октября из Мальты в Гатчину рыцарями ордена св. Иоанна императору Павлу. Читать далее Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с.. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Миниатюра из «Жития Александра Невского», входящего в Лицевой летописный свод (XVI век). Невская битва. Бегство шведов на корабли Таким образом, шведский король, точнее – его наместник, уподобляется нечестивому царю Сеннахериму, полководец которого Рабсак поносил Господа Израиля: «Так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: “не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского”. Вот, ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие; ты ли уцелеешь? Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их, спасли ли Гозан и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре?» (Ис. 37: 10–12). Господь обещает праведному царю Езекии: «Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего». И обещание исполняется: «И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые» (Ис. 37: 35, 36). Аналогичным образом совершается чудо во время Невской битвы: шведы были побиты Ангелом даже там, куда не могли пройти воины Александра Невского. Показательно, что Русь осмысляет себя как Новый Израиль, святой благоверный князь Александр Невский уподобляется праведному царю Езекии, Пелгусий-Филипп – пророку Исаие, а шведы – безбожным и жестоким ассирийцам, поносящим Бога Израилева. Перейдем теперь к Ледовому побоищу. После Невской битвы происходит, на первый взгляд, малопонятное событие. Князь Александр видит людскую неблагодарность: гордые и кичливые новгородцы после Невской победы указывают ему путь из Новгорода. Он смиренно оставляет новгородское княжение и удаляется в Суздаль. Исследователи не без основания видят в этой «крамоле велей» происки немецкой партии , которая желала удалить из города полководца, способного противостать натиску Ливонского ордена. Это весьма вероятно и соответствует ходу событий: сразу же после ухода князя в августе-сентябре немцы вместе с датчанами и примкнувшим к ним князем Ярославом Владимировичем нападают на Изборск и берут его штурмом. Взятие столь сильной крепости трудно себе представить без измены. Попытка псковичей отбить Изборск обернулась тяжелым поражением с гибелью 600 псковитян, что тоже наводит на определенные размышления. И, наконец, боярин Твердила Иванкович сдает немцам и их ставленнику Ярославу Владимировичу Псков. Показательна роль предательств в этих событиях. Ворота Изборска и Пскова отворили сторонники «немецкой партии», которая предала общерусское дело ради своих временных выгод, ради возможности свободно торговать с ганзейскими городами и получать прибыль. Из-за этого предательства и оказались возможны поражения и страдания, которые терпели новгородцы и псковичи в 1240–1241 годах.

http://pravoslavie.ru/57907.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010