Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БИРГИТТА [лат. Birgitta, Brigida] (ок. 1302, Финстад, близ Уппсалы, Швеция - 23.07.1373, Рим), св. католич. Церкви (пам. 23 июля, 8 окт., в Швеции 7 окт.), основательница биргиттинского ордена . Род. в знатной семье лагмана (высшего должностного лица) обл. Уппланд Биргера Перссона, рано потеряла мать, воспитывалась в семье мачехи, влиятельной и благочестивой женщины. В детстве и юности Б. посещали мистические видения Девы Марии и Христа, страдающего на Кресте. В 1316 г. она вышла замуж за аристократа Ульфа Гудмарссона; была набожна, занималась благотворительностью и помогала больным. Родила 8 детей; одна из дочерей, католич. св. Екатерина († 1381, пам. 24 марта), стала ее последовательницей. В 1341-1343 гг. Б. вместе с супругом совершила паломничество в Испанию, в мон-рь Сантьяго-де-Компостелла . Ее муж после возвращения удалился в цистерцианский мон-рь Альвастра (Юж. Швеция). После его смерти (12 февр. 1344) Б. поселилась рядом с мон-рем, во время молитвы у нее были видения, к-рые она диктовала на швед. языке, а исповедник Б. и ее секретари (прежде всего богослов Петрус Олави, приор мон-ря Альвастра) записывали откровения на латыни. Св. Биргитта. Гравюра. ХХ в. Св. Биргитта. Гравюра. ХХ в. В одном из видений Б. услышала призыв основать монашеский орден. В 1346 г. она получила от кор. Магнуса Эриксона имение Вадстена на оз. Веттерн (Юж. Швеция), где был построен первый мон-рь биргиттинского ордена. Однако прошение об утверждении ордена было отклонено папой Климентом VI . В 1349 г. Б. отправилась в Рим, в 1367 г. папа Римский Урбан V одобрил учреждение нового ордена. В 1372-1373 гг. она вместе с сыном и дочерью совершила паломничество в Св. землю и на обратном пути скончалась в Риме. В 1374 г. мощи Б. (кроме одной руки) были перевезены в Швецию в основанный ею Вадстенский мон-рь и стали его реликвией. Часть мощей (видимо, рука) хранилась в биргиттинском мон-ре Мариендаль (в наст. время в черте г. Таллин, Эстония). По одной из легенд, царь Петр I (1689-1721) обменял их у папы Римского Климента XI на античную статую Венеры Таврической. Б. канонизирована папой Римским Бонифацием IX 7 окт. 1391 г.; решение о канонизации утверждено Констанцским Собором (1414-1418).

http://pravenc.ru/text/149213.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИРГИТТИНСКИЙ ОРДЕН [лат. Ordo Sanctae Birgittae; OSBirg], католич. монашеский орден, основанный католич. св. Биргиттой и утвержденный в 1370 г. папой Римским Урбаном V (офиц. название - орден Святейшего Спасителя; Ordo Sanctissimi Salvatoris; OSSalv). В 1378 г. деятельность ордена одобрил папа Урбан VI . Устав ордена был получен Биргиттой в одном из откровений, к-рое она диктовала по-шведски, а ее секретари, в т. ч. богослов Петрус Олави, перевели его на латынь. По этому уставу мон-ри ордена состояли из 2 частей - жен. и муж. В жен. обители, согласно уставу, находилось 60 монахинь. Муж. биргиттинское братство (curia fratrum) объединяло 13 монахов, рукоположенных во пресвитеров, 4 диаконов и 8 братьев-мирян. Во главе всего мон-ря стояла аббатиса. Руководитель братства, т. н. общий исповедник (confessor omnium), подчинялся ей, но сохранял самостоятельность в духовных вопросах. Отличительной особенностью Б. о. являлись службы (т. н. пение сестер - cantus sororum) недельного цикла, в к-рых был сделан акцент на почитании Девы Марии. Биргиттинки. Гравюра. ХХ в. Биргиттинки. Гравюра. ХХ в. Первый мон-рь Б. о. был основан в швед. г. Вадстена (освящен в 1384). Вскоре после канонизации Биргитты мон-ри, принадлежащие ордену, появились в различных регионах Европы. Большое культурное и общественное значение имела деятельность таких обителей, как Парадизо во Флоренции (утверждена в 1392), Сайон-Абби (графство Мидлсекс, Англия, основана в 1415), Мариендаль в бухте Пирита близ Ревеля (в наст. время в черте г. Таллина, Эстония, основана в 1407), Нодендаль (фин. Наантали, Финляндия, основана ок. 1440). Биргиттинские мон-ри существовали также в Дании, Норвегии, Германии, Нидерландах, Испании, Польше. Первоначальный устав Биргитты не предусматривал такого большого количества мон-рей по всей Европе. Причинами возникших внутри ордена разногласий стали значительные социально-экономические, политические и культурные различия между регионами. Попытки разрешить их делались на генеральных капитулах ордена, к-рые неск. раз созывались в 1429-1487 гг., но имели лишь частичный успех.

http://pravenc.ru/text/149215.html

Св. Биргитта. Статуя в Вадстенской монастырской церкви. XV в. Св. Биргитта. Статуя в Вадстенской монастырской церкви. XV в. Лит. наследие Б.- это записи ее мистических откровений в форме поучений и бесед о борьбе Бога и диавола за души людей, о справедливом суде и милости Бога, заступничестве Богородицы за грешников, необходимости духовного совершенствования и праведной жизни. В ряде откровений она объявляла себя «невестой Христа», избранной Им для восстановления пришедшего в упадок благочестия, др. содержали осуждение нравов католич. духовенства и мирян, особенно критике подвергались социальные верхи общества. Часть текстов наполнена политическим содержанием: поддержка военного похода на Русь под предлогом борьбы с язычеством и Православием (в 1348 швед. кор. Магнус предпринял «крестовый поход» на Русь, потребовал от новгородцев принять католич. веру, пытаясь насильно крестить местное население); идеологическое обоснование восстания аристократов против кор. Магнуса Эриксона (1363); требование возвращения папы из Авиньона в Рим; заявление о необходимости прекращения Столетней войны между Англией и Францией. В Швеции и отдельных областях соседней Норвегии массовое почитание Б. началось еще при ее жизни; с кон. XV в. ее почитают также в Финляндии, входившей в состав Шведского королевства, и в ряде др. регионов Европы, в особенности северных. Традиция приписывает Б. множество исцелений, изгнаний нечистой силы и др. Согласно источникам, она занималась религ. просвещением и активно боролась с пережитками язычества. После канонизации Б. стала одной из наиболее почитаемых в Сев. Европе святых, в Швеции ее причислили к небесным покровителям страны; ей приписывалась чудодейственная помощь в борьбе с внешними врагами королевства. В позднее средневековье почитание Б. способствовало развитию национального самосознания жителей Швеции и росту международного престижа страны. Но в период Реформации в Скандинавских странах (с 20-х гг. XVI в.) почитание Б. почти прекратилось. Причин было неск.: отрицательное отношение реформаторов к почитанию святых вообще, антилютеран. позиция биргиттинского ордена, пропаганда Б. учения об индульгенциях и традиц. римско-католич. догматики в целом. Лидер швед. последователей М. Лютера , О. Петри , поставил под сомнение истинность откровений Б., объявив их плодом ее воображения.

http://pravenc.ru/text/149213.html

Собор состоялся в феврале 1529 г. Под итоговой резолюцией собора подписалось 40 человек 425 , имена которых перечислены в тексте документа. В резолюции говорится, что в работе «консилиума» приняли участие «многие другие клирики». Первым в списке стоит имя Лаврентиуса Андреэ – представителя архиепископства Уппсальского и «полномочного посланника» короля. Присутствовали три епископа: Магнус Харальдссон, Магнус Соммар и Петрус Магни, настоятель городской церкви Стокгольма Иоханнес Чёкеместер, Олаус Петри, священнослужители от всех дио цезов, кроме Абовского, а также монахи: доминиканцы, францисканцы и биргиттинцы. Монахи биргиттинского ордена надеялись, что съезд в Эребру станет «совещанием против лютеран». Однако они были жестоко разочарованы и вернулись с собора «возмущенные» («perturbati») 426 . Тем не менее, они подписали итоговую резолюцию 427 . Из состава участников можно заключить, что среди делегатов присутствовали как твердые последователи Лютера, так и гуманисты – сторонники умеренных реформ. Вместе они, очевидно, составляли реформистское крыло собора. Резолюция, вероятно, являлась компромиссом, достигнутым после долгих дебатов: собор начался 2 февраля, а итоговый документ принят 7 числа того же месяца. Резолюция состояла из двух частей: 1) постановление 2) «разъяснительная» или «просветительская» часть, излагающая смысл духовных таинств 428 . Первая из них близка постановлениям Вестеросского риксдага и, особенно, – Вестеросским ордонансам. При этом вводная статья содержала подробное распоряжение о проповеди Слова Божьего. Участники заявляли: необходимо разъяснять, распространять и проповедовать Слово Божье во всех церквах и соборах, чисто и немногословно. Епископы будут следить, чтобы приходские священники читали такие проповеди или приглашали для этого сведущих в Писании людей. В кафедральных соборах проповеди о Священном Писании будут читаться ежедневно – для духовенства этих соборов, а также городских священников. В церковных школах проповеди о Писании также следует произносить ежедневно для низшего духовенства. Этих клириков обеспечат экземплярами Нового Завета на латыни. В городах священниками будут становиться ученые мужи, и пастыри сельской округи смогут обращаться к ним за наставлением в Слове Божьем. Такой городской священник временами будет посещать своих собратьев в округе, читая проповеди. В городах, где имеются монастыри, следует проповедовать после полудня, чтобы не чинить ущерб проповеди, которая в городской церкви совершается до полудня. Проповедники не должны обвинять друг друга с кафедры; им следует диспутировать вежливо, не раздражая народ. Перед проповедью и после нее необходимо читать Отче наш, Символ веры и «Ave Maria», а один или два раза в месяц – Десять заповедей Господних.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Размер знака ордена: 90х50х5 мм. Крепление: булавка. Подвеска ордена. Подвеска ордена представляет собой позолоченный греческий крест, окаймленный рантом в виде жгута. Ветви креста покрыты синей эмалью. В центре креста расположен круглый медальон покрытий голубой эмалью с позолоченной рельефной монограммой Святейшего Патриарха. Медальон обрамлен выпуклым пояском с 32 стразами диаметром 1 мм. Между ветвями креста расположены 20 позолоченных двугранных лучей, центральные из которых более длинные и широкие. Материалы: латунь с позолотой, стразы, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 45х45х3 мм. Крепление: булавка. Лента ордена шелковая муаровая, оранжевого цвета, шириной 100 мм. Обрез ленты фигурный. Концы ленты скреплены узким шелковым кольцом оранжевого цвета. II степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена I степени, но изготавливается из мельхиора с серебрением. Центральный медальон с изображением святого и лавровый венок с лентой, на которой указана степень ордена – II, позолоченные. Между ветвями креста 28 гладких двугранных лучей. Материалы: мельхиор с серебрением и частичной позолотой, литье, чеканка, холодная эмаль. Размер знака ордена: 90х50х5 мм. Крепление: булавка. III степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена II степени, но выполнен в технике чернения. Центральный медальон с изображением святого обрамляет лавровый венок с лентой, на которой указана степень ордена – III. Между ветвями креста расположены 28 гладких двугранных лучей. Материалы: мельхиор, литье, чеканка, чернение, холодная эмаль. Размер знака ордена: 90х50х5 мм. Крепление: булавка. ОРДЕН ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 26 декабря 1978 года. Новый дизайн ордена утвержден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 5 октября 1999 года. Преподобный Сергий вошел в историю Русской Церкви как великий молитвенник и печальник Земли Русской. С его именем связано основание десятков русских монастырей. Его называют Игуменом Земли Русской.

http://religare.ru/2_97142.html

Между ветвями креста расположены 20 гладких двугранных лучей, размещенных внутри четырех каплевидных лучей обрамленных 28 стразами диаметром 1 мм. В верхней части креста расположено ушко для крепления на ленте, на которой размещены 2 стразы диаметром 2 мм и 3 диаметром 1 мм. Материалы: латунь с позолотой, стразы, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 45х45х4 мм. Крепление: носится на ленте. Лента ордена шелковая муаровая, темно-зеленого цвета, шириной 100 мм. Обрез ленты фигурный. Концы ленты скреплены узким шелковым кольцом. II степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена I степени, но изображение святого на центральном медальоне рельефное. Медальон обрамлен двойным округлым пояском. Материалы: латунь с позолотой, литье, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 55х55х7 мм. Крепление: булавка. III степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена II степени, но выполнен из латуни с серебрением, без лучей. Материалы: латунь с серебрением, литье, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 55х55х7 мм. Крепление: булавка. ОРДЕН ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 25 марта 2004 года в ознаменование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского. Преподобный Серафим является величайшим подвижником XIX века и особо почитается в России как духовный наставник и ревнитель церковной жизни. Статут ордена преподобного Серафима Саровского. 1. Орденом святого преподобного Серафима Саровского награждаются иерархи, клирики, монашествующие, миряне за особый вклад в дело возрождения монастырей, храмов, пастырскую и церковно-общественную деятельность. 2. Орден имеет три степени. При награждении вручаются знак ордена и грамота. 3. Орден носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом преподобного Сергия Радонежского. Описание ордена преподобного Серафима Саровского. I степень. Знак ордена. Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный крест с расширяющимися округлыми концами и килевидным завершением. Ветви креста обрамлены узким выпуклым рантом и покрыты зеленой эмалью. В центре знака — круглый медальон с образом святого преподобного Серафима Саровского. Святой изображен погрудно, в рясе с епитрахилью. По сторонам, над плечами, стилизованная надпись: справа — СВ. ПРП, слева — СЕРАФИМ САР. Медальон выполнен в технике ростовской финифти. Вокруг медальона — выпуклый поясок, украшенный 36 стразами. Между ветвями креста расположены 20 позолоченных двугранных лучей. На лучи наложен широкий пояс с выпуклым рантом, покрытый зеленой эмалью.

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

Между ветвями креста расположены 20 гладких двугранных лучей, размещенных внутри четырех каплевидных лучей обрамленных 28 стразами диаметром 1 мм. В верхней части креста расположено ушко для крепления на ленте, на которой размещены 2 стразы диаметром 2 мм и 3 диаметром 1 мм. Материалы: латунь с позолотой, стразы, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 45х45х4 мм. Крепление: носится на ленте. Лента ордена шелковая муаровая, темно-зеленого цвета, шириной 100 мм. Обрез ленты фигурный. Концы ленты скреплены узким шелковым кольцом. II степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена I степени, но изображение святого на центральном медальоне рельефное. Медальон обрамлен двойным округлым пояском. Материалы: латунь с позолотой, литье, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 55х55х7 мм. Крепление: булавка. III степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена II степени, но выполнен из латуни с серебрением, без лучей. Материалы: латунь с серебрением, литье, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 55х55х7 мм. Крепление: булавка. ОРДЕН ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 25 марта 2004 года в ознаменование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского. Преподобный Серафим является величайшим подвижником XIX века и особо почитается в России как духовный наставник и ревнитель церковной жизни. Статут ордена преподобного Серафима Саровского. 1. Орденом святого преподобного Серафима Саровского награждаются иерархи, клирики, монашествующие, миряне за особый вклад в дело возрождения монастырей, храмов, пастырскую и церковно-общественную деятельность. 2. Орден имеет три степени. При награждении вручаются знак ордена и грамота. 3. Орден носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом преподобного Сергия Радонежского. Описание ордена преподобного Серафима Саровского. I степень. Знак ордена. Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный крест с расширяющимися округлыми концами и килевидным завершением. Ветви креста обрамлены узким выпуклым рантом и покрыты зеленой эмалью. В центре знака – круглый медальон с образом святого преподобного Серафима Саровского. Святой изображен погрудно, в рясе с епитрахилью. По сторонам, над плечами, стилизованная надпись: справа – СВ. ПРП, слева – СЕРАФИМ САР. Медальон выполнен в технике ростовской финифти. Вокруг медальона – выпуклый поясок, украшенный 36 стразами. Между ветвями креста расположены 20 позолоченных двугранных лучей. На лучи наложен широкий пояс с выпуклым рантом, покрытый зеленой эмалью.

http://religare.ru/2_97142.html

Материалы: латунь с позолотой, литье, стразы, холодная эмаль, финифть. Размеры знака ордена: 55х55х7 мм. Крепление: булавка. Подвеска ордена. Подвеска ордена представляет собой позолоченный медальон круглой формы с узким рантом, внутри которого помещен четырехконечный крест аналогичный кресту знака ордена. В центре креста расположен круглый медальон покрытий белой эмалью с позолоченной рельефной монограммой Святейшего Патриарха. Медальон обрамлен выпуклым пояском с 20 стразами диаметром 2 мм. Между ветвями креста расположены 20 гладких двугранных лучей, размещенных внутри четырех каплевидных лучей обрамленных 28 стразами диаметром 1 мм. В верхней части креста расположено ушко для крепления на ленте, на которой размещены 2 стразы диаметром 2 мм и 3 диаметром 1 мм. Материалы: латунь с позолотой, стразы, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 45х45х4 мм. Крепление: носится на ленте. Лента ордена шелковая муаровая, темно-зеленого цвета, шириной 100 мм. Обрез ленты фигурный. Концы ленты скреплены узким шелковым кольцом. II степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена I степени, но изображение святого на центральном медальоне рельефное. Медальон обрамлен двойным округлым пояском. Материалы: латунь с позолотой, литье, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 55х55х7 мм. Крепление: булавка. III степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена II степени, но выполнен из латуни с серебрением, без лучей. Материалы: латунь с серебрением, литье, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 55х55х7 мм. Крепление: булавка. ОРДЕН ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 25 марта 2004 года в ознаменование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского. Преподобный Серафим является величайшим подвижником XIX века и особо почитается в России как духовный наставник и ревнитель церковной жизни. Статут ордена преподобного Серафима Саровского. 1. Орденом святого преподобного Серафима Саровского награждаются иерархи, клирики, монашествующие, миряне за особый вклад в дело возрождения монастырей, храмов, пастырскую и церковно-общественную деятельность.

http://religare.ru/2_97142_1_21.html

2) Звезда Ордена имеет двенадцать вызолоченных лучей, каждый из которых украшен шестью выпуклыми разноразмерными горошинами. Между украшенными лучами расположено по 3 серебряных гладких луча округлой формы, но меньшего размера. Каждый серебряный луч имеет углубленную насечку по центру, идущую вдоль всего луча. В центре звезды — круглый медальон с рельефной позолоченной монограммой «СН» (святитель Николай). Медальон окантован выпуклым рантом. Вокруг медальона расположен пояс, покрытый красной эмалью, со стилизованным девизом: ОТ ВОСТОК СОЛНЦА ДО ЗАПАД ХВАЛЬНО ИМЯ ГОСПОДНЕ. В нижней части пояса помещен разделительный знак «•». Пояс окаймлен рантом, покрытым белой эмалью. На обратной стороне Звезда ордена имеет номер, зарегистрированный в Комиссии по наградам. Материалы: серебро с позолотой, холодная эмаль. Размеры Звезды ордена: 80x80 мм. Крепление — булавка. 3) Лента ордена шелковая муаровая, шириной 100 мм, белая, с двойной красной каймой по краям и широкой красной полосой по центру, носимая на шее. Непосредственно к ленте крепится Знак ордена. 4) Звезда орден носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского, II степени. 5) Планка ордена представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую орденской лентой. В центре орденской планки расположена миниатюрная двенадцатиконечная серебряная Звезда ордена. Размеры планки ордена: 28x14 мм. Крепление — булавка. 6) Планка ордена может носиться кавалерами на повседневной одежде, и располагается в таких случаях на левой стороне груди. При наличии других орденов Русской Православной Церкви планка ордена равноапостольного Николая II степени располагается вслед за планкой ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского, II степени. Третьей степени: 1) Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный крест, ветви которого сужаются от центра к вершинам и покрыты белой эмалью. В центре креста — круглый медальон с образом святого равноапостольного Николая. В правой руке у святителя жезл с сулком, в левой — открытое Евангелие. По сторонам стилизованная надпись: слева — СВ. РАВН. НИКОЛАЙ (святой равноапостольный Николай), справа — АРХИЕП. ЯПОНСКИЙ (архиепископ Японский). В верхней части медали, над изображением святителя, имеются изображения: слева — гора, справа — храм Николай-До. Вокруг медальона расположен пояс, покрытый красной эмалью, со стилизованным девизом: ОТ ВОСТОК СОЛНЦА ДО ЗАПАД ХВАЛЬНО ИМЯ ГОСПОДНЕ. В нижней части пояса помещен разделительный знак «•». Пояс окаймлен рантом, покрытым белой эмалью. На обратной стороне Знак ордена имеет номер, зарегистрированный в Комиссии по наградам. Материалы: металл желтого цвета, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 55x55 мм. Крепление — булавка.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2452039...

Размер знака ордена: 90х50х5 мм. Крепление: булавка. III степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена II степени, но выполнен в технике чернения. Центральный медальон с изображением святого обрамляет лавровый венок с лентой, на которой указана степень ордена – III. Между ветвями креста расположены 28 гладких двугранных лучей. Материалы: мельхиор, литье, чеканка, чернение, холодная эмаль. Размер знака ордена: 90х50х5 мм. Крепление: булавка. ОРДЕН ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 26 декабря 1978 года. Новый дизайн ордена утвержден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 5 октября 1999 года. Преподобный Сергий вошел в историю Русской Церкви как великий молитвенник и печальник Земли Русской. С его именем связано основание десятков русских монастырей. Его называют Игуменом Земли Русской. Статут ордена преподобного Сергия Радонежского. 1. Орденом преподобного Сергия Радонежского награждаются иерархи и клирики Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, а также представители инославных Церквей за церковные и миротворческие заслуги, государственные и общественные деятели за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами. 2. Орден имеет три степени. При награждении орденом первой степени глав Церквей и глав государств вручаются знак ордена, подвеска ордена, лента и грамота. Во всех остальных случаях при награждении вручаются знак ордена и грамота. 3. Орден носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом святого благоверного князя Даниила Московского. Описание ордена преподобного Сергия Радонежского. I степень. Знак ордена. Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный крест с расширяющимися концами и килевидным завершением. Внутри креста узкий выпуклый рант, образующий другой крест, с треугольным завершением, покрытый зеленой прозрачной эмалью. В центре знака расположен круглый медальон с поясным изображением преподобного Сергия Радонежского, в рясе, с епитрахилью. Правая рука святого – благословляющая, в левой – свиток. По сторонам, над плечами, стилизованная надпись: справа – СВ. ПРП, слева – CEPГIЙ РАД. Икона выполнена в технике ростовской финифти. Медальон обрамлен выпуклым пояском с двенадцатью стразами. Между ветвями креста – 20 гладких двугранных лучей, центральные из которых более длинные и широкие. На оборотной стороне знака посредине расположен девиз: СМИРЕНИЕМ ВОЗВЫШАЕМЫЙ.

http://religare.ru/2_97142_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010