3 апр. 1905 г. хиротонисан во епископа Бийского Томским еп. св. Макарием (Невским ; впосл. митрополит) в Троицком кафедральном соборе Томска. Возглавил Бийское вик-во Томской епархии и Алтайскую духовную миссию. Большую часть жизни провел как миссионер среди коренного населения Алтая. За годы служения им было окрещено 535 человек. 14 нояб.- 3 дек. 1918 г. участвовал во Всесибир. соборном церковном совещании в Томске, образовавшем Высшее временное церковное управление Сибири . 19 июня 1919 г. в связи с преобразованием Бийского вик-ва в Бийскую и Алтайскую епархию духовенство и миряне Бийска на общем собрании избрали И. главой ЕУ. Был возведен в сан архиепископа. В окт. 1920 г. получил от Патриарха св. Тихона распоряжение поминать митр. Макария (Невского) как митрополита Алтайского в связи с присвоением ему этого титула. Боролся с обновленчеством , стал жертвой доносов обновленцев в органы гос. власти. В 1922 г. был арестован и 9 месяцев находился в тюрьме Бийска. В янв. 1923 г. вновь арестован. Проходил по одному следственному делу с архим. Владимиром (Юденичем ; впосл. епископ). Арест И. и архим. Владимира «как вдохновителей реакционного духовенства в борьбе с группой прогрессивного духовенства» вызвал возмущение верующих, в связи с чем в февр. арестованные были переведены в тюрьму г. Новониколаевска (ныне Новосибирск), а затем в Бутырскую тюрьму в Москву. 20 апр. 1923 г. решением Коллегии ОГПУ освобожден от наказания «по старческой дряхлости» с запретом выезда из Москвы. Проживал вместе с пребывавшим на покое Алтайским митр. Макарием (Невским) в Угрешском во имя свт. Николая Чудотворца муж. монастыре, а после его закрытия в 1925 г.- в с. Котельники (ныне г. Котельники Московской обл.). 4 марта 1926 г. возглавил чин отпевания митр. Макария. В 1927 г. уволен на покой. Проживал в пос. Немчиновка у сына - свящ. Алексия Соколова. Сослужил сыну и диак. сщмч. Елисею Штольдеру в немчиновском храме во имя Рождества Христова, а после его закрытия в 1934 г.- в храме во имя свт. Николая с. Ромашкова (ныне Одинцовского р-на Московской обл.). Скончался вскоре после ареста диак. Елисея, за несколько дней до ареста сына (оба расстреляны). Отпевал И. Патриарший Местоблюститель митр. Сергий (Страгородский ; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси), погребен с юго-восточной стороны Никольского храма.

http://pravenc.ru/text/468757.html

Об успехах системы обучения игумена Макария написал в отчете за 1870 г. начальник миссии архимандрит Владимир: «Два мальчика через два месяца могли без помощи учителя легко разбирать в любом месте и по возможности объяснять смысл прочитанного; один мальчик, начавший учиться с особенным прилежанием, стал разбирать целые речения в любом месте меньше, чем через три недели» 347 . С перемещением игумена Макария в 1875 г. обратно в Улалу, на должность помощника начальника миссии, училище возвращено было туда же. После игумена Макария заведование училищем было поручено миссионеру – священнику Матфею Турбину 348 . Впоследствии, после переезда резиденции начальника Миссии в Бийск и учреждением викариатства, Улалинское Филаретовское миссионерское училище было преобразовано в Бийское катехизаторское 349 . В программу обучения входили следующие предметы: «Толковое чтение на русском и местном языках, русский язык, чистописание, Священная история, катехизис, объяснение богослужения, некоторые чтения из истории церковной общей и в особенности русской церковной и гражданской, арифметика, церковное пение и первоначальные сведения о природе» 350 . В течение двух лет содержание преподавателей и пансионеров училища осуществлялось за счет личного жалования тогдашнего начальника Миссии архимандрита Владимира 351 . В дальнейшем Миссия изыскивала средства из других источников. В конце XIX в. на базе улалинской мужской школы в Горном Алтае было организовано профессиональное обучение живописи. В иконописном классе открыл свой талант Г. И. Гуркин. В этом же классе учились рисованию будущие художники – братья Никифоровы, Тельгеровы, Конзычаковы, Зяблицкий, Седаков 352 . После окончания школы Гуркин работал учителем в Улале и Паспауле. В 90-е гг. XIX в. Г. Гуркин учился и работал в иконописной мастерской в г. Бийске, а затем продолжил учебу в пейзажной мастерской И. И. Шишкина в Петербурге. Он вернулся в Сибирь зрелым мастером, к которому уже пришла известность 353 . В зале Г. И. Чорос-Гуркина в краеведческом музее г. Горно-Алтайска есть несколько его картин на «миссионерскую» тему: «Проповедь миссионера», «Митрополит Макарий» и др. В.И. Эдоков, оценивая творчество алтайского художника, подчеркивал, что «Гуркин стал первым алтайцем, деятельность которого переросла рамки национальных границ» 354 . Бийское миссионерское катехизаторское училище

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

2. Материала приготовлено для устраиваемого храма и денег употреблено на сей предмет: а) бутового камня: 70 3/4 кубических сажени на 542 рубля 86 копеек; б) кирпича: 132000 на 739 рублей 20 копеек; в) заказано кирпича 300000, а выдано в задаток 692 рубля 43 копейки; г) извести: 5530 пудов на 553 рубля; д) заказано извести: 7000 пудов и задатку выдано 207 рублей 85 копеек; е) щебня из половинок кирпича на трумбовку фундамента: 20 кубических сажен на 41 рубль 12 ½ копеек; ж) алебастру заказано 2000 пудов и выдано задатку 125 рублей; з) плах 6 аршин длины и 1 1/2 вершка толщины на 66 рублей 10 копеек; и) 60 тесниц 6 аршин длины и 9 вершков толщины на 14 рублей 25 копеек; к) 180 слег 12 аршин, длины от 3 до 2 1/2 вершков толщины на 19 рублей 25 копеек; л) сарай для извести 46 рублей 36 копеек; м) принадлежности для каменной кладки: полубочья, шайки, лопаты и проч 35 рублей 34 копейки; н) сарай для рабочих 24 рубля; о) рабочим выдано: 626 рублей 60 копеек; п) за два дома для сноса: 368 рублей 25 копеек; р) за составление плана: 125 рублей 50 копеек; – а всего употреблено расхода 4 220 рублей 30 копеек. 3. По выданной из Консистории сборной книге собрано денег: 9952 рубля 64 копейки; в том числе поступило: по предсмертному завещанию купца Иванова: 5000 рублей и выдано из Бийского Успенского собора: 1583 рубля 83 1/2 копейки. Предполагается сбора пожертвований не больше 3000 рублей. Недостающую сумму для устроения храма принимает на себя Бийский 1-й гильдии купец Алексей Морозов, о чем он заявил в общественном приговоре, представленном Епархиальному Начальству и в выполнении сего заявления ручается целое Бийское общество в этом же общественном приговоре и 4. Место для зданий Хозяйственного Управления в плане города Бийска, Высочайше Утвержденном, указано на другом месте, и перенос зданий общество принимает на собственный счет; под частные постройки, предроложенные к снесению, общество отводит места безмездно, по указанию самих владельцев. Постройка храма производится хозяйственным способом, без подрядчика, при надзоре техника из города Барнаула и руководстве торгующего крестьянина Ивана Матвеева Бодунова, строителя уже нескольких каменных церквей, с платою по 50 рублей в месяц. Другой храм составляет в городе Бийске существенную потребность уже десятки лет. Но общество не решалось приступить к удовлетворению сей потребности за неимением в виду достаточных для сего средств и ныне приступило только потому, что купец Морозов принимает на себя постройку храма. Причем считаем не лишним присовокупить, что Морозов принимает на свой счет устройство храма, кроме пожертвований, под условием полной свободы своих действий по сей постройке.

http://sobory.ru/article/?object=20653

Вот и теперь большая нужда в открытии двух станов в Алтайской миссии и двух в Киргизской; но, не имея в виду средств, приходится лишь только терпеливо выжидать их. Жертва г-жи Товаровой имеет то внутреннее достоинство, что принесена из чистого, искреннего, сердечного благорасположения жертвовательницы к Алтайской миссии. «Много приходилось на своём веку переживать дней скорбных, но были дни радостные», говорила она Начальнику миссии, когда в бытность свою в Москве приходил он благодарить жертвовательницу за пожертвование, «но не помню такого радостного дня, как тот, когда я подписала акт о даровании своего дома в пользу Алтайской миссии. Какое-то особенное, прежде мною неизведанное душевное наслаждение я испытывала в тот день. И как я рада, как счастлива, что Господь подал мне такую благую мысль». Кроме дома, Александра Григорьевна пожертвовала в Алтайскую миссию тысячу рублей, лично переданных Высокопреосвященнейшим Митрополитом Московским Леонтием Начальнику миссии. Слава и благодарение Господу Богу, возглаголевшему благая в добром сердце жертвовательницы! Благодарение и низкий поклон Его Превосходительству А. Н. Шишкову 13 , способствующему в добром деле добрым своим словом! Да воздаст им Господь Своими земными и небесными дарами! Пожертвования, поступившие в отчётном году в пользу Алтайской миссии небывалые со времени её основания. Кроме пожертвованного дома, Бийский купец Я. А. Сахаров (ныне умерший) оставил по духовному завещанию капитал в 15 тысяч рублей на вечное время с тем, чтобы процентами с капитала содержалась 2-х классная школа при Бийском Архиерейском доме. В 1885 году Я. А. Сахаров построил при Бийском Архиерейском доме школу для начального обучения как инородцев, так и русских. На содержание этой школы ежегодно выдавал по 500 рублей, и, чтобы навсегда обеспечить эту школу содержанием, завещал ей сказанную сумму. Долг наш обязывает сказать, что в лице Я. А. Сахарова как Бийское общество, так и миссия потеряли полезного, честного и весьма доброго члена и благотворителя на постройку церквей и школ; пособие бедным, явное и тайное, покойный давал щедрою рукой. И всякая его жертва большая и малая была искрення и бескорыстна; он делал добро по истинному, благочестивому, истинно-христианскому расположению доброго своего сердца, ибо и сам он был искренний, православный христианин, неуклонно исполнявший православные обычаи и уставы церкви православной. Да помянет его Господь Бог в царствии Своем!

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

Когда близился первый выпуск в 1886 г., в распоряжении миссионеров появились два циркулярных документа: «Инструкция для учителей миссионерских школ» и «Советы для миссионеров Алтайской и Киргизской миссий» 370 . Оба документа составлены совместно начальником Миссии епископом Макарием (Невским) и заведующим училищем иеромонахом Мефодием. «Инструкция» призвана упорядочить учебный процесс в миссионерских школах, в ней сформулирована краткая программа обучения, указаны важнейшие дидактические принципы, дан перечень приемлемых учебников. Пункт 9, например, указывает, что обучение детей «инородцев» должно происходить на алтайском языке. Даже после того как дети освоят русскую грамоту, они должны будут в равной степени учиться самостоятельному чтению как на русском, так и на алтайском языках. Цель этого – дать возможность учащимся после выхода из школы продолжать образование. В пункте 15 говорится: «Способнейшие ученики миссионерских школ инородческого происхождения или хорошо знающие инородческий язык могут поступать в Бийское Катехизаторское училище не иначе, как достаточно усвоив знания, какие можно сообщать по предметам для церковно-приходских школ за первый год». Таким образом, начальник миссии, открывая возможность поступления в училище всем желающим, окончившим курс миссионерской школы, ставит задачу учителям привести учебный процесс в школах к единообразию. В «Советах для миссионеров…» указаны условия, которые необходимо соблюдать при наборе «питомцев, назначаемых для образования в катехизаторское училище». В первую очередь, требовалась нравственная неиспорченность. Были также и формальные условия. После выпуска пансионер обязан был трудиться в распоряжении миссии не менее шести лет. Такое правило сохранилось и позднее. Предусматривалась также возможность денежной компенсации за обучение вместо «отработки». Со временем уровень училища стал довольно высоким, и для жителей Горного Алтая учеба здесь была единственной возможностью получить высшее образование. В начале ХХ в.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

    Викариатства: Боровичское (1923—1934); Валдайское (1921—1927); Дерманское (1925—1937); Кирилловское (до 1934 г.); Крестецкое (1920—1923); Макарьевское (1923); Маловишерское (1922—1927); Старорусское (до 1937 г., 1956—1959); Тихвинское (до 1927 г.); Устюжинское (1924—1930); Хутынское (1926—1932); Череповецкое (1919—1934).    НОВОСИБИРСКАЯ и Бердская (до 1994 г. Н. и Барнаульская; 1994—1995 Н. и Томская).     Викариатства: Барнаульское (до 1930 г.); Бийское (1949—1957); Горноалтайское (1924—1925).    ОМСКАЯ и Тарская (до 1918 г. О. и Акмолинская; 1918—1937 О. и Павлодарская; 1937—1947 упразднена; 1947—1990 О. и Тюменская).     Викариатства: Петропавловское (до 1925 г.); Семипалатинское (до 1928 г.).    ОРЕНБУРГСКАЯ и Бузулукская (до 1937 г. О. и Тургайская; 1937—1945 упразднена).     Викариатства: Бугурусланское (1927—1937); Кустанайское (до 1930 г.); Орское (1923—1926); Челябинское (до 1918 г.).    ОРЛОВСКАЯ и Ливенская (до 1944 г. О. и Севская; 1945—1994 О. и Брянская).     Викариатства: Бежецкое (1921—1922); Болховское (1924—1932); Елецкое (до 1929 г.); Карачевское (1921—1924).     1935    Осинская (существовала год).    ПЕНЗЕНСКАЯ и Кузнецкая (до 1990 г. П. и Саранская).     Викариатства: Краснослободское (до 1928 г.); Мордовское и Саранское (1924—1937); Нижнедомовское (1923—1927).    ПЕРМСКАЯ и Соликамская (1918—1925 П. и Кунгурская).     Викариатства: Кудымкорское (1929—1931); Кунгурское (до 1925 г., 1925—1930 самостоятельная епархия, 1930—1935 викариатство, 1935—1937 самостоятельная епархия); Осинское (1924—1932); Оханское (1919—1927); Соликамское (до 1933 г.).    ПЕТРОЗАВОДСКАЯ и Олонецкая (до 1955 г. Олонецкая и П.; 1955—1990 упразднена; восстановлена в 1991 г. как П. и Олонецкая).     Викариатства: Вытегорское (1926); Каргопольское (до 1927 г.).     1925—1960    Петропавловская и Акмолинская (1933—1936 Петропавловская и Атбасарская; 1956—1957 викариатство Алмаатинской епархии; 1957—1960 самостоятельная Петропавловская и Кустанайская; в 1960 г. присоединена к Алмаатинской).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В 1905 г. в здание катехизаторского училища был проведен водопровод 365 , а в 1906 г. построен небольшой экономский дом 366 . Телефон в училище установлен в 1916 г., на что было потрачено 163 руб. 45 коп. 367 Согласно описи, в 1916 г. отапливаемых помещений во всех зданиях, принадлежащих катехизаторскому училищу, было 73. Они отапливались 67 печами 368 . К западу от учебного корпуса находились несколько построек, в которых, по воспоминаниям старожилов, располагались конюшня и баня. Каменная баня была построена после 1905 г. Только в 1905 г. на ее постройку израсходовано 1845 руб. 63 коп. 369 Рядом со зданием училища был разбит училищный садик. Здесь был похоронен отрок-алтаец Александр Моченаков. Чуть дальше находилась архиерейская роща с прудом. Небольшой и более старый пруд располагался рядом с Казанской церковью. Катехизаторскому училищу принадлежали два плодовых сада, «единственные в Бийске по обширности и красоте», а также земельный участок в 160 десятин (более 170 га). Капитальное строительство не мешало руководству училища заниматься совершенствованием педагогического процесса. В Сибири насчитывалось незначительное число духовных школ, а в Бийске их вообще не было. На первом этапе существования Бийское миссионерское катехизаторское училище было частным учебным заведением почти домашнего характера. По началу в штате числилось всего три человека: заведующий училищем (он же основной преподаватель), надзиратель и сторож. Итак, в 1883 г. десять выпускников Улалинского училища были переведены на службу в Бийск, в новосозданное учебное заведение. Трехгодичную программу обучения составили следующие предметы: пространный катехизис, история христианской церкви; русский, славянский и алтайский языки; элементы логики и психологии, катехизаторская импровизация и гомилетика, сведения по педагогике и дидактике; объяснение богослужения и церковный устав, церковное пение; оспопрививание и медицина. В 1885 г. при катехизаторском училище открылось младшее отделение, которое представляло собой одноклассную церковноприходскую школу.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Всех школ в районе действий Алтайской миссии в отчётном году находилось 38 с 1,223 учащимися. Лучшие по успехам и поведению ученики этих школ были отправляемы для дальнейшего образования в Бийское Катехизаторское училище при Бийском архиерейском доме. В этом училище, предназначенном быть рассадником миссионеров для Томской и других сопредельных с нею Епархий, в отчётном году воспитывалось 77 (инородцев 59, русских 18). Многоразличным образом выражалась благотворительная деятельность алтайской миссии, имеющая столь важное значение в служении благовестническом. Исторгнутые из языческой среды и обстановки, оторванные от всех прежних, иногда самых близких связей и отношений, новокрещёные во многих случаях требовали от миссии и особых попечений, и особых, иногда значительных расходов. Бесприютным и бездомным из них надобно было купить бревенчатые юрты или избы, отпускать хлеб на пропитание или натурою, или же выдавать деньги на его покупку, снабжать их сельскохозяйственными орудиями, семенами на посев и пр. Не менее симпатичною формою выражения благотворительности в алтайской миссии служит медицинская помощь, которую о. о. Миссионеры, в меру доступных им средств и познаний оказывают безразлично крещённым и некрещёным инородцам Алтая. При этом некоторые из учителей миссионерских школ и псаломщиков с успехом действуют среди инородцев в качестве оспопрививателей. Правильно организованную медицинскую помощь можно встретить только в центральном пункте миссии; в Бийске, где в отчётном году была построена больница с отдельным помещением для заразных больных. При этой больнице имеются аптека, наёмные врач и фельдшер. Круглые сироты, в малолетнем возрасте, со всех станов миссии, по рекомендации миссионеров, помещаются в Улалинском сиротском детском приюте. В отчётном году в сем приюте содержалось 2 мальчика и 23 девочки. Заведует приютом управляющая женским монастырём, служат сёстры монастыря. Издательская деятельность Алтайской миссии ограничивалась в отчётном году напечатанием на алтайском и русском языках: 1) Бесед к готовящемуся ко Св. Крещению об Истинном Боге и истинной вере, (издание второе, исправленное и дополненное преосвященным Макарием, епископом Томским, при участии одного из алтайских миссионеров) и 2) краткой биографии основателя Алтайской миссии, архимандрита Макария, изданной ко дню его юбилея.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

Посему забота об умножении числа веропроповедников есть забота об успехе проповеди . Божественная мудрость уподобила первых веропроповедников соли, долженствующей осолить вселенную, с таковым притом предостережением, что если соль сия потеряет силу, то уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям ( Мф.5:13 ). Из сего усмотреть можно, что успех евангельской проповеди зависит не от количества только, но и от качества веропроповедников. Известно изречение христианской мудрости: «Или не учи, или же нравами учи». Для приготовления делателей на жатве, вверенной попечениям Алтайской миссии, существует Бийское катехизаторское училище. Состав учащихся в этом учреждении должен образоваться и ежегодно восполняться главным образом из воспитанников миссионерских школ. Нужным считаю поставить в известность отцам миссионерам те условия, которые должны быть соблюдаемы ими при выборе питомцев, назначаемых для образования в катехизаторское училище. 1 . Они должны быть хорошо известны миссионеру как лица, не испорченные нравственно и с успехом кончившие курс в начальной миссионерской школе. 2 . Питомцы должны быть снабжены выписками из метрических книг о рождении и крещении (таковые выписки могут быть присылаемы заведующему катехизаторским училищем и после, только во всяком случае до выпуска воспитанника из училища). 3 . Как поступающие в училище, так и родители их должны быть предуведомляемы, что пансионеры обязаны по выходе из училища оставаться в распоряжении миссии и на служении, какое будет им указано, в течение не менее шести лет. Обучение в начальных школах должно происходить по программам, изданным Училищным советом при Святейшем Синоде. В школах инородческих, где обучаются исключительно инородческие дети или где преобладает большинство таковых, начальное обучение должно происходить по алтайскому букварю и первой после азбуки книге для чтения, с постепенным обучением и чтению русских книг, назначенных для русских начальных и церковно-приходских школ. Особенное внимание отцов миссионеров должно быть обращено на воспитанников, которые по выпуске из катехизаторского училища будут определяемы в миссионерские станы на должность учителей или псаломщиков и толмачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Почтенная супруга о. Стефана всегда была для него первою, усердною и самоотверженною сотрудницею в миссионерском служении: имея 7–8 чел. своих собственных детей, – которых нужно было учить, нянчить, вымыть, одеть, обшить, накормить, – она успевала помогать мужу в обучении новокрещенных женщин истинам св. веры и домашнему хозяйству, лечила больных (гомеопат. средствами), обучала грамоте детей, – словом, была и диакониссою и сестрою милосердия. Эта почтенная женщина скончалась года за два до смерти о. Стефана. О. протоиерей Ландышев отличался кротостью, глубоким благочестием, добродушием в обращении со всеми и истинно русским хлебосольством и гостеприимством. Как начальник, он был неусыпно деятелен, точен и во всем исправен. Подчиненные любили и уважали его. При этом о. Стефан отличался энергией, обдуманностью в словах и поступках, хладнокровием и замечательно твердою волей, вследствие чего и пользовался громадным нравственным влиянием на народ. В подтверждение этого приведу один памятный случай из его жизни. В конце лета 1848 г. весь Алтай взволнован был слухами о нашествии на него из китайских пределов несметной неприятельской армии. Среди азиатских кочевников всякие слухи распространяются с быстротой молнии и с неизбежными прибавлениями. Так и на этот раз слухи о неприятеле приняли ужасающие размеры: все языческого население Алтая всполошилось, бросило свои обычные занятия, скрываясь в неприступных ущельях гор и в дремучих лесах; крестьяне соседних с Алтаем русских селений побросали дома, насеки и пашни, разбежавшись кто куда мог. Бийское земское начальство от страха решительно потеряло голову и завалило высшие военные и гражданские власти трепетными донесениями о нашествии врагов; словом –во всем крае распространилась паника. На Алтай двинуты были наскоро войска из Омска и Семипалатинска. Но начальник миссии, протоиерей С. В. Ландышев не поддался общему унынию и страху. Он, при появлении первых же слухов о нашествии неприятеля, зная хорошо положение Алтая, а равно и соседних с ним китайских владений, и киргизской степи, – откуда только и возможны были какие-либо неприязненные нам движения, – был вполне уверен, что серьезной опасности не могло быть никакой.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altaj-...

  001     002    003    004    005    006