В 1893 году заведующий Бийским миссионерским катехиза­торским училищем на Алтае иеромонах Мефодий (Герасимов) [b] был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Алтай­ской миссии, и дорогое сердцу епископа Макария (Невского) [c] миссионерское училище осталось без руководителя. Это училище было открыто святителем в Бийске в 1883 году, когда он был на­чальником Алтайской миссии, и ставило своей целью, как значи­лось в его уставе, подготовку из детей инородцев и русских, владе­ющих языком инородцев, учителей и псаломщиков инородческих миссий и приходов Томской епархии и смежных с нею – Омской, Тобольской и Енисейской. Епископ Макарий считал деятель­ность этого училища настолько важной для просвещения инород­цев, что сам лично вникал в малейшие подробности его жизни и, не жалея на то времени и сил, заботился и хлопотал о нем, всяче­ски способствуя тому, чтобы оно встало на прочную основу. В училище обучались дети представителей национальностей, живших не только на Алтае, но и во всей Томской губернии. После того как владыка Макарий был назначен епископом Томским и Семипалатинским, он не оставил своим попечением дорогой его сердцу Алтайской миссии и катехизаторского училища, став­ших центром просвещения для всего Алтайского края и Томской губернии. В поисках достойного кандидата на должность заведу­ющего училищем он обратился за содействием к ректору Москов­ской духовной академии архимандриту Антонию (Храповицкому), который порекомендовал ему взять на эту должность иеромонаха Амвросия (Гудко). 16 октября 1893 года Святейший Синод назначил иеромонаха Амвросия заведующим училищем, но доехать до места своей службы из-за бездорожья он сумел только после Рождества Хри­стова, приступив к руководству воспитательным и учебным процессом во второй половине учебного года. Отец Амвросий возглавил училище в переломный к лучшему, вселявший большие надежды год и в то же время год скорбный из-за неопределенной перспективы будущего материального по­ложения училища. 9 августа 1894 года в соответствии с ходатай­ством епископа Макария Святейший Синод разрешил Томской духовной семинарии принимать к себе желающих получить семи­нарское образование без сдачи экзамена по древним языкам не только из числа инородцев, кончивших Бийское миссионерское катехизаторское училище, как это было раньше, но и из числа русских, так что и русские теперь могли получить соответствую­щее образование и подготовить себя к предстоящему миссионер­скому служению. Достойнейшие из них после прохождения прак­тики в качестве псаломщиков могли быть рукоположены во диаконов и священников, в которых ощущалась тогда острая необходимость.

http://fond.ru/kalendar/585/amvrosiy/

Бийск. Домовая церковь Константина и Елены при бывшем Пушкинском городском училище. Еленинская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Константина и Елены Год постройки:Между 1901 и 1902. Ссылки:   Адрес: Алтайский край, г. Бийск, ул. Советская, 11 Координаты: 52.544999, 85.232765 Проезд:Автобус. Маршруты 6, 23, 35, 77 до остановки " Центральная городская библиотека им. В.М. Шукшина " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На улице Успенской (ныне Советской) в 1875 г. бийский купец А.Ф. Морозов построил одноэтажное каменное здание для организации мужского двухклассного училища по подготовке учительских кадров для школ Бийского уезда. В 1879 г. первое в городе двухклассное с шестигодичным сроком обучения мужское училище было торжественно открыто. На его содержание А.Ф. Морозов открыл счет в банке на сумму в 12 тысяч рублей, проценты с которых шли в пользу учебного заведения. Кроме того, им ежегодно выделялись 350 рублей на содержание учителей. В октябре 1880 г. училище преобразовали в Бийское городское двухклассное. 19 августа 1899 г. по предложению Министерства Народного Просвещения оно стало трехклассным и получило наименование Пушкинского – в честь 100-летия со дня рождения великого русского писателя А.С. Пушкина. 20 февраля 1901 г. директор народных училищ Томской губернии направил письменное обращение к Преосвященнейшему Макарию (Невскому), епископу Томскому и Барнаульскому, в котором говорилось, что: «Изыскивая наилучшие способы религиозно-нравственного воспитания учащихся детей ведомства Министерства Народного Просвещения в г. Бийске, Инспектор Бийского трехклассного городского училища г. Никитин остановился на мысли устроить при вверенном ему училище домовую церковь, которая могла бы вместить всех учащихся названного Министерства. С этою целью, составив предварительно смету (около 5000 р.) и проект плана церкви (длина 34 аршина, ширина 13 аршин, вместимость 800 человек) г. Никитин обратился к Е.Г. Морозовой с просьбой помочь ему в этом благом начинании, обещая ей, в случае, если она одна без участия других благотворителей, построит на собственные средства означенную церковь, наименовать последнюю «Еленинской» в память храмостроительницы, на что г. Морозова, по размышлении изъявила полную готовность не только построить церковь, но и обставить ее». Уже 24 февраля 1901 г. епископ Макарий направил этот документ в Томскую духовную консисторию «к немедленному рассмотрению».

http://sobory.ru/article/?object=57863

Томская, учр. в 1834 г. Кафедра в Томске Епископы Томские и Енисейские: Агапит Вознесенский 1834–1841. Афанасий Соколов 1841–1853. Парфений Попов 1854–1860. Епископы Томские и Семипалатинские: Порфирий Соколовский 1860–1864. Виталий Вертоградов 1865–1866. Алексий Новоселов 1867–1868. Платон Троепольский 1868–1876. Петр Екатериновский 1876–1883. Владимир Петров 1883–1886. Исаакий Положенский 1886–1891. Макарий Невский 1891–1908. С 1895 г. – „Томский и Барнаульский“ 55 . Архп. с 1906. Томские и Алтайские: Макарий Невский 1908. Архп. Бийское викаринтство, учр. в 1879 г. Епископы (в Бийске): Владимир Петров 1880–1883. Макарий Невский 1884–1S91. Владимир Синьковский 1891–1893. Мефодий Герасимов 1894–1S98. Сергий Петров 1899–1901. Макарий Павлов 1901–1905. Иннокентий Соколов 1905. Барнаульское викариат., учр. в 1908 г. Епископы (в Томске): Мелетий Забаровский 1908. Тульская, учр. в 1799 г. Кафедра в Туле Епископы Тульские и Белевские: Мефодий Смирнов 1799–1803. Амвросий Протасов 1804–1816. Симеон Крылов-Платонов 1816–1818. Авраамий Шумилин 1818–1821. Дамаскин Россов 1821–1850. Димитрий Муретов 1851–1857. Алексий Ржаницын 1857–1860. Никандр Покровский 1860–1893. Арх. с 1873. Ириней Орда 1893–1896. Питирим Окнов 1896–1904. Лаврентий Некрасов 1904–1908. Парфений Левицкий 1908. Архп. с 1911. Каширское викариат. учр., в 1893 г. Епископы (в Туле): Арсений Иващенко 1893. (Было вакантно с 18 дек. 1893 г. 56 ) Георгий Ярошевский 1906–1908. Евдоким Мещерский 1909. Туркестанская, учр. в 1871 г. 57 Кафедра в г. Верном Епископы Туркестанские и Ташкентские: Софония Сокольский 1871–1873. Архп. с 1877. Александр Кульчицкий 1871–1873. Неофит Неводчиков 1883–1892. Григорий Полетаев 1892–1895. Никон Богоявленский 1895. Анастасий Опоцкий 1897. Аркадий Карпинский 1897–1902. Паисий Виноградов 1902–1906. Димитрий кн. Абашидзе 1906. Уфимская, учр. в 1859 г. 58 Кафедра в Уфе Епископы Уфимские и Мензелинские: Порфирий Соколовский 1859–1860. Филарет Малышевский 1860–1869. Петр Екатериновский 1869–1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

сюда стали поступать не только искавшие миссионерских трудов, но и «своекоштные» (за свой счет) воспитанники. Кроме того, на учебу в Бийское Катехизаторское училище направлялись учащиеся из других епархий. Так, в 1893/94 учебном году в училище обучалось десять пансионеров от епархиального противораскольнического братства свт. Димитрия Ростовского и один воспитанник из Енисейской епархии 371 . Однако официальное признание прав катехизаторского училища нужно было заслужить. В 1887 г. начато ходатайство о даровании училищу правительственных прав. Данная процедура аналогична современной аккредитации. Число воспитанников росло и в тот год составило 57 человек. Аккредитация должна была в первую очередь дать возможность «привлечения сюда правоспособных лиц из высших и средних духовно-учебных заведений» 372 . В Предписании к проекту устава начальника миссии указаны и другие мотивы данного процесса 373 . Устав Бийского миссионерского катехизаторского училища был утвержден определением Святейшего Синода 9 декабря 1889 г. 2578 374 . В отчете по катехизаторскому училищу за 1888 г. опубликована целостная программа учебно-воспитательного процесса 375 . Это говорит о том, что к тому времени педагогическая деятельность в училище была уже в значительной степени методически проработана. Большое внимание в программе уделено психологическим аспектам воспитания. Распорядок дня в училище был примерно следующим. В 5.30 утра – подъем. Через полчаса – общая молитва в течение 15 минут. Утренний чай. С 8.00 – занятия: четыре урока по 45 минут. Перерывы по 15 минут. В 12.00 – обед, затем – отдых. В 14.00 – урок пения. С 16.30 до 19.00 – работа над домашними заданиями. В 19.00 – ужин, а в 20.30 – общая вечерняя молитва и отбой. Утром и вечером учащимся предоставлялась возможность для индивидуальной молитвы. Для поддержания внимания часть молитв пелась. В период с середины мая по сентябрь были каникулы и летние работы. Также не проводились занятия с 20 декабря по 8 января, со среды мясопустной до конца первой недели Великого поста и на Пасху с субботы Лазаря 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

К середине 1930-х гг. на территории Горного Алтая не осталось ни одного действующего миссионерского стана или прихода. До революции их насчитывалось более тридцати. Окормлением немногочисленных православных Горного Алтая занималось бийское духовенство: Покровского храма (до разрушения церкви в начале 1960-х гг.) и Успенского. Хотя храмы были закрыты и уничтожены, но остались люди, которые хранили веру православную. Многие добирались из далеких горных уголков до Бийска на двунадесятые праздники. А если невозможно было доехать до Бийска, то собирались у мест, где стояли некогда храмы (как было, например, в селе Иня Онгудайского района Республики Алтай). Если было опасно собираться на видном месте у закрытых храмов, то ходили к местам, каким-то образом связанным с миссионерами-священниками. Интересен пример жителей с. Матурского. После закрытия стана и женской общины священник (имя его, к сожалению, забыто) удалился в лес, где жил в вырытой собственноручно пещере. Рядом с пещерой он установил и освятил крест. Разумеется, священник вскоре был арестован, но местные жители ежегодно на Пасху приходили к кресту молиться. В годы хрущевских гонений крест сожгли, но верующие продолжали приходить на праздник теперь уже к остаткам сгоревшего креста. Стоит сказать, что и сегодня в наиболее отдаленных и труднодоступных местах Алтайских гор можно увидеть кресты, установленные алтайскими миссионерами. Так, в 2001 г. нам удалось обнаружить миссионерский крест на одной из вершин северного побережья Телецкого озера. Несколько миссионерских крестов находятся в Улаганском районе, где ныне совершает служение игумен Макарий (Чулунов). Таким образом, Церковь сохранилась в Горном Алтае, хотя и вынуждена была существовать в «катакомбных» условиях. Долгими были годы гонений, но связь времен не прервалась. Сегодня живы еще те, кто помнит, как проповедовали миссионеры, как совершались богослужения в миссионерских храмах, как посещал Алтай святитель Макарий (Невский) . Среди них Татьяна Давыдовна Тозыякова (1910) и Петр Степанович Чевалков (1913) – сын священника Стефана Чевалкова; он служил пономарем в храме отца.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Архив Пн Барнаульская епархия 24 мая 2010 г. 12:45 Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные церкви — во имя апп. Петра и Павла в Белоярской крепости и Барнауле, в честь Воскресения Христова в поселке Колыванского завода — появились в первой половине XVIII в. и подчинялись правящему архиерею Тобольской епархии . Эти церкви были построены русскими поселенцами и казаками, заложившими здесь ряд крепостей для охраны Сибирской земли от набегов джунгарских ханов. Первый каменный храм — Петро-Павловский собор — был построен в Барнауле в 1774 г. С 1834 г. алтайская земля стала относиться к Томской епархии . В 1908 г. было учреждено Барнаульское викариатство Томской епархии; епископ Барнаульский Мелетий (Заборовский) и последующие архиереи жили в Томске. В 1924-1929 гг. викариатство являлось частью Новосибирской и Барнаульской епархии. В 1930 г. была образована самостоятельная Барнаульская епархия во главе с епископом Александром (Бялозором), которая с 1937 г. именовалась Барнаульской и Бийской. В 1938 г., в годы гонений на Церковь, епархия была упразднена, а ее территория до 1994 г. входила в состав Новосибирской епархии. Православие на алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 г. прп. Макарием (Глухаревым) для проповеди Евангелия среди коренного алтайского населения. Центром Алтайской миссии был г. Бийск. До 1917 г. здесь существовало Бийское викариатство, распространявшее свою деятельность на Бийский и Кузнецкий округа. Бийскими архиереями являлись начальники духовной миссии. Возглавляли Алтайскую духовную миссию миссионеры с большим опытом работы, долго и плодотворно прослужившие на Алтае. Прп. Макарий (Глухарев) и свт. Макарий (Невский) прославлены Русской Православной Церковью в лике святых. Также миссией руководили такие видные подвижники, как протоиерей Стефан Ландышев, архиепископы Владимир (Петров), Иннокентий (Соколов) и другие. Их помощниками были известные миссионеры — протоиереи Василий Вербицкий, Михаил Чевалков, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и др.

http://patriarchia.ru/db/text/1186066.ht...

Особенно важно, что богослужение в церквах и молитвенных домах миссии совершается на местном языке инородцев и потому доступно пониманию последних. Другим средством религиозно-нравственного просвещения инородцев служат внебогослужебные собеседования, которые ведутся как миссионерами, так и учителями школ, и имеют значительный успех. Собеседования сопровождаются пением. Но особенно значительную помощь воспитанно подрастающего инородческого поколения в духе христианской веры и благочестия оказывали школы, которых к концу 1897 года было 47. В них училось 1.482 человека. Учителей для этих школ по преимуществу доставляет Бийское катехизаторское училище. Сообразуясь со своими материальными средствами, миссия, по примеру прежних лет, продолжала оказывать посильную помощь новокрещеным деньгами, или натурой, например хлебом, одеждою, чаем и т. п. При некоторых миссионерских станах существуют приходские попечительства. Несмотря на малые средства, эти попечительства оказывали благотворное влияние на инородческое население, содействуя облегчению разного рода нужд и затруднений в житейском быту инородцев. На попечении сестер Николаевского женского монастыря находился детский приют для безродных сирот, в который принимаются дети со всех станов миссии. В приюте числилось около 20 девочек. Подобный же приют, хотя и в меньших размерах, недавно открыт и в стане Чеманьском. На содержание Алтайской духовной миссии было по смете Православного Миссионерского Общества ассигновано: в 1896 году – 31.137 руб. 50 коп. и в 1897 году – 28500 рублей. Кроме того миссия располагает еще капиталом, находящимся в ее кассе, в 123.915 руб. 18 коп., имеющим специальные назначения. б) Киргизская миссия Киргизская духовная миссия находится в Омской епархии, обнимающей собою две обширнейших области с населением в 831.150 киргизов-магометан, ведущих кочевой образ жизни, – Семипалатинскую и Акмолинскую. В первой из сказанных областей к концу 1897 года было семь миссионерских станов: 1) в Заречной слободке г. Семипалатинска, (главный стан миссии), 2) Буконский, 3) Больше-Нарымский, 4) Долонский, 5) Шульбинский, 6) Баян-Аульский и 7) Бельаганский·, в последней же области три стана 1) Татарский, 2) Атбасарский и 3) Александровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

П. Ф. Полянский. Фотография. 10-е гг. XX в. 21 нояб. 1896 г. приказом обер-прокурора К. П. Победоносцева назначен на должность преподавателя греч. языка в Звенигородское ДУ; 31 дек. 1896 г. указом Синода назначен на должность смотрителя Жировицкого ДУ. 4 марта 1897 г. защитил в МДА на степень магистра богословия переработанную канд. дис. «Первое послание апостола Павла к Тимофею: Опыт историко-экзегетического исследования» (Сергиев Посад, 1897). Офиц. оппонентами выступили проф. М. Д. Муретов и проф. И. Н. Корсунский . Исследование П. Ф. Полянского было частью проекта проф. Муретова: составление комплекса научно-правосл. исследований по текстам Апостольских посланий. Магистерская степень П. была присуждена указом Синода от 16 мая 1897 г. Помимо службы в Жировицком ДУ П. Ф. Полянский в июне-июле 1900 г. занимал должность председателя кратковременных курсов для учителей церковноприходских школ Гродненской епархии. С 30 дек. 1901 г. он являлся членом Гродненского епархиального училищного совета. С 25 окт. 1897 г. состоял членом-соревнователем попечительства о народной трезвости, с 23 мая 1898 г.- участковым попечителем 7-го участка Слонимского у. того же попечительства. С 1 апр. 1899 г. являлся почетным мировым судьей Слонимского окр. (РГИА. Ф. 802. Оп. 10 (1906 г.). Д. 111. Л. 38). В сент. 1905 г. избран председателем 3-й секции Собрания духовенства и мирян Гродненской епархии. 5 июля 1906 г. перемещен в С.-Петербург и назначен младшим помощником правителя Учебного комитета при Синоде. 23 марта 1907 г. переведен, согласно прошению, в Канцелярию обер-прокурора. Определением Синода от 29 марта того же года допущен к участию в заседаниях Учебного комитета с правом голоса; 15 нояб. 1909 г. Высочайшим приказом назначен постоянно присутствующим членом Учебного комитета (Там же. Л. 26-28). Начиная с 1907 г. ежегодно командировался для проведения ревизий духовных уч-щ и семинарий: в 1907/08 уч. г. ревизовал духовные уч-ща Курской епархии, в 1908/09 г.- духовные уч-ща Вятской епархии, а также Елабужское Стахеевское епархиальное жен. уч-ще Казанской епархии и Камышловское ДУ Екатеринбургской епархии, в 1909/10 г.- духовно-учебные заведения Вологодской епархии, в 1910/11 г.- Новгородской епархии, в 1911/12 г.- Костромской и Минской епархий, в 1913/14 г.- Ишимское и Читинское духовные уч-ща, Омское и Забайкальское епархиальные жен. уч-ща, духовные школы Енисейской, Иркутской и Тобольской епархий, в 1914/15 г.- духовные школы Екатеринбургской и Олонецкой епархий, в 1915/16 г.- Тобольскую ДС, в 1916/17 г.- духовные школы Томской епархии и Бийское миссионерско-катехизаторское уч-ще Алтайской епархии (РГИА. Ф. 802. Оп. 10 (1908 г.). Д. 43; Там же. Оп. 10 (1910 г.). Д. 244; Там же. Оп. 10 (1911 г.). Д. 1407; Там же. Оп. 11 (1912 г.). Д. 88, 115; Там же. Оп. 11 (1914 г.). Д. 63, 64, 65, 69, 74; Там же. Оп. 11 (1915 г.). Д. 66, 67; Там же. Оп. 11 (1916 г.). Д. 149; Там же. Оп. 11 (1917 г.). Д. 69, 70).

http://pravenc.ru/text/2580122.html

На средства архим. Владимира были открыты центральная миссионерская больница с аптекой, приют для детей в Улале и мн. др. Ему удалось добиться через Казенную палату трехлетней податной льготы для новокрещеных алтайцев, а через Томскую губернскую администрацию - выборности волостных старшин (зайсанов), прежде занимавших свои должности пожизненно, а также независимости новокрещеных селений от зайсанов-язычников. По его просьбе и по ходатайству афонского иером. Арсения (Минина) из Русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне в миссию был прислан список чудотворной афонской иконы вмч. Пантелеимона с частицей его мощей. Святыню из Томска крестным ходом, длившимся с 6 августа по 1 октября 1879 г., донесли до Алтая, где ее встретили несколько тысяч крещеных алтайцев, икону поставили в главной миссионерской церкви Всемилостивого Спаса в Улале. Позднее икона прославилась чудотворениями и чтилась не только православными, но также старообрядцами и даже алтайцами-язычниками. Епископ Бийский 1 декабря 1879 г. указом императора Александра II о. Владимир был назначен епископом Бийским , викарием Томской епархии , с оставлением в управлении Алтайской миссией. 13 марта 1880 г. он был наречен, 16 марта - хиротонисан. Хиротонию в Благовещенском кафедральном соборе Томска совершили Томский епископ Петр (Екатериновский) и Курский епископ Ефрем (Рязанов) . В сентябре 1882 г. из Алтайской миссии была отделена Киргизская (в пределах Семипалатинской области), также находившаяся под управлением еп. Владимира. В 1883 году епископ Владимир перенес резиденцию начальника миссии из центрального стана в селе Улала в Бийск , где был создан миссионерский центр, включавший в себя Бийское миссионерское катехизаторское училище (с 27 марта 1890 - в статусе духовной семинарии), архив и библиотеку миссии. За время его руководства Алтайской и Киргизской миссиями (1865-1883) было обращено в Православие из язычества, ислама и старообрядчества 6679 человек, начальник миссии лично крестил 408 язычников и мусульман. Были созданы три новых отделения миссии (Катандинское, Чулышманское и Мрасское), построены 28 церквей и молитвенных домов, основаны 19 новокрещенских селений, что позволяло кочевникам переходить к оседлому быту. Алтайская миссия получила более 30 новых зданий в Улале и Бийске. После перемещения центра миссии в Бийск в городе был построен архиерейский дом с крестовой церковью, помещениями для певчих, иконописцев, миссионерской библиотекой, залом для внебогослужебных народных собеседований, гостиницей для миссионеров. При расставании с Алтайской миссией еп. Владимир составил «Молитву алтайского миссионера» , ставшую его духовным завещанием. Наследником епископа Владимира стал святитель Макарий (Невский) .

http://drevo-info.ru/articles/13672079.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗАЛОЖНЫХ ИВАН ЛЕОНТЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоанн Леонтьевич Заложных ( 1879 - не ранее 1930), священник Родился в 1879 году в Воронежской губернии. В детстве вместе с родителями переселился в Сибирь. Окончил Бийское городское двухклассное училище. С 1894 года состоял учителем церковно-приходской школы села Куюганского Бийского округа. 9 августа 1906 года определен псаломщиком к Одигитриевской церкви села Смоленского Бийского уезда. 9 сентября 1912 года рукоположен во диакона на штатную вакансию в Смоленском приходе. 20 июля 1916 года назначен на место настоятеля при Михаило-Архангельской церкви сел Шипицинского Каинского уезда, 22 июля рукоположен в сан священника епископом Томским Анатолием (Каменским) в Томском Троицком кафедральном соборе . К концу 1920-х годов вместе со священником Иаковом Хмылевым служил в Смоленском приходе, где в это время имелись два храма - каменный и деревянный. 1 февраля 1930 года сельсовет принял решение выселить отца Иоанна с матушкой из дома как " живущего на нетрудовые доходы " , а дом конфисковать. Священника с семьей согласился приютить брат псаломщика Попова. 2 февраля 1930 года на " собрании бедноты " сельский активист, " бедняк " Тихон Климов выступил с предложением: закрыть большую каменную церковь и приспособить ее здание под клуб. Была создана комиссия для " проведения разъяснительной работы среди населения " . 3 февраля состоялось новое собрание жителей села, кроме " лишенных голоса " , с повесткой " Об ускорении темпов коллективизации " , на котором снова был поднят вопрос о закрытии церкви. Для детального обсуждения вопроса и для утверждения решения о закрытии церкви на следующий день решили созвать специальное собрание. Однако на него почти никто не пришел. Наоборот, 4 февраля верующие с утра собрались в храме для обсуждения вопроса о защите церкви от закрытия. Народу было много, места всем в храме не хватило, народ стоял и на улице, многие плакали. Раздавались голоса: " Пусть коммунисты всех перевешают, а церковь не отдадим! "

http://drevo-info.ru/articles/13672042.h...

   001    002    003   004     005    006