Кн. 2. М., 1872. С. 279. 347 Алтайская духовная миссия в 1870 году//Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. Кн.2. М., 1872. С. 279. 348 См.: Обозрение церквей и приходов епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Томским и Барнаульским в 1901 году//Томские епархиальные ведомости. 1901. 1 13. С. 23. 349 См.: Крейдун Ю. А. 120 лет со времени первого набора учащихся в Бийское миссионерское катехизаторское училище//Страницы истории Алтая. 2003 г.: Календарь памятных дат. Барнаул, 2003. С. 117–123. 350 Алтайская духовная миссия в 1870 году//Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. Кн. 2. М., 1872. С. 279. 351 См.: Ястребов И. Миссионер Высокопреосвященнейший Владимир Архиепископ Казанский и Свияжский. Казань, 1898. С. 186. 353 См.: Еркинова Р. М. Я сын Алтая//Наука, культура, образование. Горно-Алтайск, 2000. 1 6–7. С. 9–10. 356 См.: Глухарев М., архимандрит. Мысли к успешнейшему распространению христианской веры//Свет Христов просвещает всех. Новосибирск, 2000. С. 163–290. (Гл. XVII.) 359 См.: Отчет по Бийскому Миссионерскому Катехизаторскому училищу за 1894/95 учебный год//Отчет Алтайской Духовной Миссии за 1895 год. Томск, 1896. С. 60–61. 374 РГИА. Ф. 803. Оп. 1. Д. 661. Л. 4. (Цит. по: Из духовного наследия алтайских миссионеров. Новосибирск, 1998. С. 144.) 375 См.: Отчет об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1888год. Томск, 1889. С. 69–78. 377 См.: Отчет по Бийскому Миссионерскому Катехизаторскому училищу за 1894/95 учебный год//Отчет Алтайской Духовной Миссии за 1895 год. Томск, 1896. С. 71. 378 См.: Отчет об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1888 год. Томск, 1889. С. 77. 379 Отчет по Бийскому Миссионерскому Катехизаторскому училищу за 1894–95 учебный год//Отчет Алтайской Духовной Миссии за 1895 год. Томск, 1896. С. 69. 381 См.: Отчет по Бийскому Миссионерскому Катехизаторскому училищу за 1894–95 учебный год//Отчет Алтайской Духовной Миссии заˆ1895 год.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

В страховой оценочной ведомости от 31 августа 1910 г. содержится перечень всех 15 строений, принадлежавших катехизаторскому училищу: здание училища, церковно-приходская школа при училище, дом-квартира помощника заведующего училищем, дом-квартира эконома, больница, прачечная, два амбара, конюшня, два навеса, один из которых «с тесовым каретником», баня, склад для леса, два сеновала. В 1898–1899 г.г. училище функционировало под именем Алтайского миссионерского катехизаторского училища с четырехгодичным курсом обучения. В первых трех классах преподавались общеобразовательные дисциплины, а в четвертом, последнем, миссионерские предметы. В основу обучения в училище была положена утвержденная Святейшим Синодом программа двухклассных церковно-приходских школ с дополнительными предметами, согласно поставленным миссионерским задачам. В разные годы училище возглавляли: с 1885 г. по 1893 г. – иеромонах Мефодий (Герасимов), впоследствии епископ Бийский, с 1893 г. – иеромонах Амвросий (Гутко), игумен Никон – с 1897 г. по 1900 г., иеромонах Мелетий (Забаровский) в период с 1900 г. по 1906 г. Указом Святейшего Синода от 7 октября 1898 г. Бийское миссионерское катехизаторское училище преобразовано в шестиклассное по новому уставу. Такое училище стало единственным на всю Сибирь. Шестиклассное училище с годичными курсами имело два отделения – инородческое и русское. Причем, в училище допускались инородцы и некрещенные, а из русских – раскольники. Учащиеся изучали дидактику, гомилетику, гражданскую и церковную историю, геометрию, краткие сведения из физики, кроме этого алтайский язык, черчение и начальные основы гигиены. Воспитанники училища были обязаны заниматься и сельскохозяйственными работами. Еще в 1880-е г.г. при катехизаторском училище для «пансионеров» открыта лечебница, переведенная из Улалы вместе с фельдшером. В 1890 г. в Бийской катехизаторской больнице «на излечении состояло 136 человек (оставалось от 1889 г. 5 и поступило в 1890 г. – 131); умер один, выздоровело 128, состоит к 1 января 1891 г. 7 человек».

http://sobory.ru/article/?object=35931

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Владимир (Петров), еп. Бийский. Фотография. 80-е гг. XIX в. Владимир (Петров), еп. Бийский. Фотография. 80-е гг. XIX в. 1. Б. в. Томской епархии было учреждено Святейшим Синодом РПЦ 2 янв. 1880 г. по ходатайству Томского еп. Петра (Екатериновского) , желавшего, чтобы Алтайская духовная миссия имела начальника в сане епископа. 7 февр. 1880 г. на Б. в. указом Святейшего Синода был назначен начальник Алтайской миссии архим. Владимир (Петров) , 16 марта 1880 г. в Томске хиротонисанный во епископа Бийского. В 1883 г. еп. Владимир перенес резиденцию начальника миссии из центрального стана в с. Улала (совр. г. Горно-Алтайск) в Бийск, где был создан миссионерский центр, включавший в себя Бийское миссионерское катехизаторское уч-ще (с 27 марта 1890 имело статус ДУ, размещалось в нижнем этаже архиерейского дома), архив и б-ку Алтайской миссии (в 1886 пожар уничтожил б-ку и значительную часть архива). Макарий (Невский), архиеп. Томский. Фотография. Нач. ХХ в. Макарий (Невский), архиеп. Томский. Фотография. Нач. ХХ в. 6 авг. 1883 г. еп. Владимир был назначен на Томскую кафедру. 12 февр. 1884 г. во епископа Бийского был хиротонисан свт. Макарий (Невский) , 26 мая 1891 г. переведенный на Томскую кафедру. 18 авг. 1891 г. состоялась хиротония во епископа Бийского Владимира (Сеньковского) , 12 июня 1893 г. назначенного во Владикавказскую епархию. Хиротонии 4 последующих Бийских епископов: Мефодия (Герасимова) - 2 июня 1894 г., Сергия (Петрова) - 12 февр. 1899 г., Макария (Павлова) - 18 марта 1901 г., Иннокентия (Соколова) - 3 апр. 1905 г.,- возглавлял Томский еп. (с 1906 архиепископ) свт. Макарий (Невский). Каждому из епископов после хиротонии и напутственной речи свт. Макарий вручал хранившуюся в Томске святыню - жезл Черниговского архиеп. свт. Феодосия (Углицкого) . Кроме 3 миссионерских благочиний, охватывавших к 1917 г. 30 отд-ний Алтайской духовной миссии, епископам Бийским подчинялось неск. благочиний Томской епархии вокруг Бийска и миссионерские мон-ри: Тихвинский жен. (недалеко от Бийска), улалинский во имя свт. Николая Чудотворца жен. и чулышманский в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж . В 1919 г. Б. в. было преобразовано в Бийскую и Алтайскую епархию .

http://pravenc.ru/text/197236.html

Бийск. Архиерейское подворье. Управление Алтайской духовной миссии Архитектурный ансамбль. Не действует.   Год постройки:Между 1886 и 1891. Адрес: Россия, Алтайский край, г. Бийск, ул. Мухачева Координаты: 52.544902, 85.207642 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Бийское Архиерейское подворье, основано в 1880 г. Среди особо чтимых святых мест Алтайской митрополии и города Бийска уже более века является Бийское архиерейское подворье – исторический духовно-административный центр алтайского православия, расположенный по адресу: улица Иркутская, 1. Именно здесь с 1880 г. по 1920 г. находилась главная резиденция начальника Алтайской духовной миссии, Преосвященнейшего епископа Бийского, викария Томской епархии и размещались административные миссионерские службы. 29 августа 1880 г. в г. Бийске был торжественно отмечен полувековой юбилей со дня практической деятельности Алтайской духовной миссии, основанной архимандритом Макарием (Глухаревым). В канун юбилея епископом Бийским Владимиром (Петровым) закладывается основа нового центра Алтайской духовной миссии и начинается строительство Бийского архиерейского подворья в исторической части города Казанке. Годом раньше учреждается Бийское викариатство Томской епархии. Архимандрит Владимир (Петров) возводится в сан епископа Бийского с оставлением в должности начальника Алтайской духовной миссии. Перемещение свое из алтайских гор в г. Бийск владыка приписывал промыслу Божию, «ибо пределы миссии расширились и, при большем круге деятельности.., центр ее естественно должен был передвинуться на такой пункт, с которого удобнее можно было бы действовать на север и на юг, запад и восток». Незадолго до праздничных торжеств на основании постановления за 26 от 22 июня 1880 г. Бийская городская дума по ходатайству Преосвященного Владимира, епископа Бийского, совершила отвод земли под постройку архиерейского дома и домовой церкви (по 170 сажен длины и ширины), а также под устройство служебного двора и огорода (по 80 сажен длины и ширины) против предыдущего места, в районе Согры. Перед принятием такого решения Его Преосвященством была лично осмотрена указанная городским головой А.С. Дробининым территория рядом с местностью, именуемой Казанка. Оказавшаяся соответствующей требованию и вполне понравившаяся владыке вышеупомянутая земля была предоставлена совершенно бесплатно.

http://sobory.ru/article/?object=58948

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЙСКАЯ И БЕЛОКУРИХИНСКАЯ ЕПАРХИЯ возникла в 1919 г., когда Бийское викариатство Томской епархии было преобразовано в епархию, а викарный еп. Бийский Иннокентий (Соколов) стал самостоятельным архиереем (ок. 1920 г. возведен в архиепископа). В 1922 г. архиеп. Иннокентий был арестован, в 1923 г. вновь арестован, находился в заключении в московской Бутырской тюрьме, после освобождения жил в Москве и Подмосковье без права выезда. В 1924 г. сщмч. Никита (Прибытков) назначен епископом Рубцовским, управляющим Б. и А. епархией. В 1927 г. ему удалось добиться от местных властей регистрации епархиального управления. С этого времени еп. Никита стал именоваться Бийским и Алтайским. В нач. 1931 г. он был арестован и этапирован в Барнаульскую тюрьму. В 1932-1937 гг. Б. и А. е. временно управляли Барнаульские епископы: в 1932 г.- сщмч. Герман (Коккель) , в 1933-1936 гг.- архиеп. сщмч. Иаков (Маскаев) , в 1937 г.- еп. Григорий (Козырев) . После 1937 г. Барнаульская и Бийская кафедры не замещались. В 1943 г. территория бывш. Б. и А. е. вошла в Новосибирскую епархию , в 1994 г.- во вновь учрежденную Барнаульскую и Алтайскую епархию . 5 мая 2015 г. решением Свящ. Синода образована Бийская епархия путем выделения из состава Барнаульской епархии. Включена в состав Алтайской митрополии . Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Бийский и Белокурихинский». Б. е. объединяет приходы в административных границах Бийского, Зонального, Красногорского, Солтонского, Алтайского, Быстроистокского, Петропавловского, Троицкого, Ельцовского, Целинного, Смоленского, Советского, Солонешенского районов Алтайского края. Кафедральный город - Бийск, кафедральный собор - в честь Успения Божией Матери в г. Бийске. Правящий архиерей - еп. Серапион (Дунай) . Епархия разделена на 11 благочиний: благочиние г. Бийска, Троицкое, Ельцовское, Петропавловское, Смоленское, Алтайское, Советское, Белокурихинское, Бийское, Красногорское, Зональное. В ЕУ работают отделы: миссионерский, по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, по социальному служению и церковной благотворительности, по работе с молодёжью, по сбору материалов о подвижниках веры и благочестия, по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, реставрационно-строительный отдел, отдел по взаимодействию с казачеством, Паломнический Центр и отдел по взаимодействию со старообрядцами.

http://pravenc.ru/text/149177.html

В 2012 г. мемориальная доска с барельефом святого была отлита из металла по проекту художника С.М. Исакова, а в ноябре 2014 г. – укреплена на фасаде здания. Текст мемориальной доски, утвержденный Преосвященнейшим Максимом (Дмитриевым), епископом Барнаульским и Алтайским, гласит: «Свет Христов просвещает всех. В сем граде 29 августа 1830 года начал свое миссионерское служение основатель Алтайской духовной миссии архимандрит Макарий (Глухарев). 1792–1847 г.г.». Несколько лет подряд в здании бывшего катехизаторского училища занимаются учащиеся Бийской православной школы (до декабря 2012 г. – гимназии) во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. И это не случайно. Именно Иоанн Кронштадтский неоднократно направлял свою лепту на строительство здания, благоукрашение миссионерского храма, духовно укреплял молитвой и словом бийских архиереев в нелегком деле их архипастырского миссионерского служения. В 2009 г. по заказу Администрации города Бийска создан проект благоустройства территории архиерейского подворья. Сегодня Бийское архиерейское подворье с Музеем истории Алтайской духовной миссии – популярное место познавательного и паломнического туризма. Тысячи людей ежегодно идут и едут сюда, чтобы лучше узнать историю православия на Алтае, укрепиться в вере, поклониться святыням, побывать в архиерейском доме, где жил молитвенник земли Русской святитель Макарий (Невский). В Казанской церкви находится обретенная в 1998 г. одна из главных святынь миссии – старинная афонского письма икона святого великомученика Пантелеимона, небесного покровителя Алтая. Самое важное и назидательное для нас сегодня – имена подвижников, молитвами и трудами которых создавалось Бийское архиерейское подворье – оплот православной веры и духовности. Это насельники подворья: Преосвященнейшие епископы Бийские – Владимир (Петров), святитель Макарий (Невский), Владимир (Синьковский), Мефодий (Герасимов), Сергий (Петров), Макарий (Павлов), архиепископ Иннокентий (Соколов), монашествующая братия архиерейского дома, священно- и церковнослужители, строители, учителя церковных школ, прихожане святых храмов.

http://sobory.ru/article/?object=58948

9 января 1896 г. Преосвященнейшим Мефодием (Герасимовым), епископом Бийским, освящена миссионерская домовая церковь во имя апостола Иоанна Богослова во втором этаже кирпичного здания Катихизаторского училища. Простенький иконостас для церкви устроен на 100 рублей, пожертвованных святым праведным о. Иоанном Кронштадтским. В 1917 г. Барнаульское духовное училище, вследствие пожара собственного здания, временно переведено в здание Алтайского Катихизаторского училища и по указу Святейшего Синода поступило в ведение Преосвященнейшего Иннокентия (Соколова), епископа Бийского. 20 апреля 1920 г. Бийский уездный революционный комитет постановил «предоставить в распоряжение отдела здравоохранения для использования Катихизаторское училище и архиерейский дом под лечебные заведения» для оборудования уездной больницы. Прекратил своё существование и домовой храм (ныне помещение актового зала Дома офицеров). В 1921 г. в здании училища разместили опытно-показательную школу имени Коминтерна. В настоящее время в здании Катихизаторского училища размещается Дом офицеров, а также с сентября 2003 г. занимаются средние и старшие классы православной гимназии во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского. Источник: Музей истории Алтайской Духовной миссии http://www.bigpi.biysk.ru/museum/main.php Бийское миссионерское катехизаторское училище, открыто в 1883 г. Бийское миссионерское катехизаторское училище – центр по подготовке кадров для Алтайской духовной миссии (учителей и переводчиков, священников, диаконов и псаломщиков), было открыто в 1883 г. под названием катехизаторской школы. Первоначально училище занимало нижний этаж архиерейского дома. В 1885 г. бийский 1-й гильдии купец Яков Алексеевич Сахаров устроил при училище помещение для начальной миссионерской школы, стоившее ему 4000 рублей, которое получило вскоре наименование «Сахаровской школы». В училище принимали 15–16-летних подростков. По ходатайству покровителей Алтайской миссии Всемилостивейшим повелением Государя Императора от 27 марта 1890 г. «учащим и учащимся миссионерского катехизаторского училища дарованы права, присвоенные учащим и учащимся духовных училищ».

http://sobory.ru/article/?object=35931

Парфений Попов 1854–1860 Епископы Томские и Семипалатинские: Порфирий Соколовский 1860–1864 Виталий Вертоградов 1865–1866 Алексий Новоселов 1867–1868 Платон Троепольский 1868–1876 Петр Екатериновский 1876–1883 Владимир Петров 1883–1886 Исаакий Положенский 1886–1891 Макарий Невский 1891   с 1894 года еп. Томский и Барнаульский Бийское викариатство Учреждено в 1879 году. Кафедра в Бийске. Епископы: Владимир Петров 1880–1883 Макарий Невский 1884–1891 Владимир Синьковский 1891–1893 Мефодий Герасимов 1894 Тульская Учреждена в 1799 году. Кафедра в Туле. Епископы Тульские и Белевские: Мефодий Смирнов 1799–1803 Амвросий Протасов 1804–1816 Симеон Крылов-Платонов 1816–1818 Авраамий Шумилин 1818–1821 Дамаскин Россов 1821–1850 Димитрий Муретов 1851–1857 Алексий Ржаницын 1857–1860 Никандр Покровский 1860–1893 с 1873 года архиепископ Ириней Орда 1893 Каширское викариатство Учреждено в 1893 году. Епископы (в Туле): Арсений Иващенко 1893 Туркестанская Учреждена в 1871 году. Кафедра в Верном. Епископы Туркестанские и Ташкентские: СофронийСокольский 1871–1877 с 1877 года архиепископ Александр Кульчицкий 1877–1883 Неофит Наводчиков 1883–1892 Григорий Полетаев 1892 Уфимская Учреждена в 1859 году. 77 Кафедра в Уфе. Епископы Уфимские и Мензелинские: Порфирий Соколовский 1859–1860 Филарет Малышевский 1860–1869 Петр Екатериновский 1869–1876 Никанор Бровкович 1876–1883 Дионисий Хитров 1883 Финляндская Учреждена в 1892 году. Кафедра в Выборге. Архиепископы Финляндские и Выборгские: Антоний Вадковский 1892 Харьковская Учреждена в 1799 году. Кафедра в Харькове. Епископы Слободско-Украинские и Харьковские: Христофор Сулима 1799–1813 Аполлос Терешкович 1813–1817 Павел Саббатовский 1817–1826 Виталий Борисов-Жегачев 1826–1832 Иннокентий Александров 1832–1835 Епископы и архиепископы Харьковские и Ахтырские: 78 Мелетий Леонтович, архиеп. 1835–1840 Смарагд Крыжановский, архиеп. 1840–1841 Иннокентий Борисов 1842–1848 с 1845 года архиепископ Елпидифор Бенедиктов, еп. 1848 Филарет Гумилевский 1848–1859 с 1857 года архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разрушение храмов для России было не варварством, а национальным самоубийством. Взять, к примеру, наш Бийск. Не одни только стены “культового помещения” были разрушены; вместе с ними мы лишились защиты и помощи Божией Матери, в честь Которой была построена Покровская церковь нашими благочестивыми предками. Восстановление Бийского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы началось в 1996 году. Правда, сейчас он строится уже не в деревянном исполнении; на сегодняшний день Покровская церковь — это целый комплекс зданий — и собственно храм, и крестильня, и библиотека, и помещения для проведения занятий. Результаты труда можно увидеть воочию, посетив место строительства. Макет восстанавливаемого храма. По милости Божией, с января 2001 года в храме совершаются регулярные богослужения. Вновь началась молитва к Матери Божией, вновь верующие просят о Ее Покрове. Много еще нужно сделать. Помоги нам, Господи! Настоятель Покровской церкви священник Александр Дмитриев Клир и прихожане. Храм строится. Редакция просит благочестивых читателей посылать свои посильные пожертвования. Реквизиты храма: Бийское отделение 153 в Алтайском банке СБ РФ БИК 040173604 ИНН 2204006357 р/с 40703810602450101413 к/с 30101810200000000604 Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/hram-pokrova-presvyato...

В 1770 г. в с. Аскиз, состоявшем тогда из нескольких юрт, тщанием и усилиями местного сагайского «князца» и местного населения был образован первый на территории Хакасии инородческий приход, а в 1771 г. освящен храм в честь св. апостолов Петра и Павла. К 1826 г. из 4835 человек, проживавших на территории Петро-Павловского прихода 3613 человек приняло таинство Крещения. В 1859 г. был заложен, а в 1863 г. освящен Никольский храм в улусе Усть-Абаканском (ныне столица Хакасии — г. Абакан), который во время безбожных гонений оставался единственным действующим храмом в Хакасии. В 1911 г. был освящен первый на территории современной Тувы деревянный храм в честь святителя Иннокентия Иркутского в п. Туран. В 1914 г. с образованием поселения был построен деревянный храм на берегу Енисея в с. Белоцарском (ныне Кызыл) в честь Архангела Гавриила. За период XIX в. на территории нынешней Абаканско-Кызылской епархии было открыто более десятка приходов, а также многочисленные молитвенные дома. Каждый приход охватывал своей деятельностью несколько селений, и, таким образом, численность верующих, относящихся к приходу, составляла от более чем одной до нескольких тысяч человек. К концу XIX в. официально было признано, что все население Хакасии обращено в православную веру. Крещение и христианское просвещение большей части местного населения Хакасии – это результат многолетних и самоотверженных миссионерских трудов священников на местах. До 1873 г. обращением язычников в православную веру занималась также особая миссия, состоявшая из двух священников и псаломщиков, которая была позже упразднена. В 1880-х годах, главным образом трудами Преосвященного епископа Енисейского и Красноярского Тихона (1886-1892), были установлены связи с Алтайской духовной миссией (основана в 1828 г.). Алтайская духовная миссия посылала для хакасских приходов Минусинского и Усинско-Уренхайского краев благочестивых православных учителей из алтайцев. В свою очередь, и с различных приходов Хакасии представители коренного населения направлялись для обучения в Бийское катехизаторское училище.

http://patriarchia.ru/db/text/1184998.ht...

   001   002     003    004    005    006