Верх-Убинский православный храм был построен в 1863 г. и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Приход храма не был ограничен рамками села. В его состав входили казачий посёлок Верх-Убинский, отделённый от села речкой Маралихой и в настоящее время составляющий с ним единое целое. Кроме этого, прихожанами являлись православные жители Большой Речки, Волчихи и Малоубинки. Общее количество прихожан было сравнительно невелико и составляло в 1914 г. 2459 человек. С 1913 г. богослужения отправлял священник Феодор Гаврилович Антропов, закончивший пятиклассное Бийское катихизхское училище, окормлявший, кроме того, приписной храм в Большой Речке. Ему помогал псаломщик Константин Иванович Митрофанов, не имевший образования, кроме домашнего и служивший при храме с 1890 г. Покровский Верх-Убинский православный приход являлся составной частью Томской епархии и входил в состав 25 благочиннического округа. 25 июня 2006 г. состоялось событие большой важности в истории знаменитого своим прошлым села Верх-Убинского. На собрании верующих было принято решение о создании православного прихода. Этому событию предшествовала встреча с акимом Верх-Убинского сельского округа Валерием Васильевичем Фейщенко инициаторов возрождения духовной жизни в селе Жуковой Веры Павловны и Сметаниной Любови Сергеевны. На встрече обсуждались вопросы, связанные со скорейшим открытием молитвенного здания. Постановление о создании прихода, старостой которого стала Сметанина Л.С., казначеем Казанина Л.А. и секретарём Аксёнова М.А., всеми присутствующими было принято единогласно. было решено приобрести под храм дом, принадлежавший семье Беккеров в самом центре села, недалеко от места, где ранее находились разрушенные православный и старообрядческие храмы. В августе-сентябре 2006 г. началась реконструкция дома. В январе месяце был установлен крест над входной группой, полностью была закончена отделка алтаря. Наступил торжественный момент совершения первого молебна, который состоялся в день Великого православного праздника Святого Богоявления. Молебен отслужил настоятель Казанского храма пос. Усть-Таловка иерей Роман Сычук. Он же совершил и первую Божественную Литургию 25 января 2007 г. Официальное открытие православного молитвенного дома в Верх-Убе состоялось 15 февраля 2007 г.

http://sobory.ru/article/?object=15388

в связи с переводом на Ставропольскую кафедру еп. Владимир произнес молитву, к-рая получила название «Молитва алтайского миссионера» и стала своеобразным завещанием третьего начальника А. д. м. сотрудникам миссии. Непрестанной молитвы, смирения, терпения, разума и любви прежде всего искали и желали алтайские миссионеры. Преемником еп. Владимира на посту начальника А. д. м. стал еп. Бийский свт. Макарий (Невский; 1883-1891) - «второй Макарий», как звали его новокрещеные алтайцы. Сотрудники Алтайской миссии. Фотография. 1909 г. 1-й ряд снизу: свящ. Павел (Лизунов), свящ. И. Штыгашев, свящ. С. Тупикин, свящ. М. Обышкин, свящ, С. Никифоров; 2 ряд: свящ. Г. Оттыгашев, прот. С. Ивановский, нач. миссии еп. Иннокентий, прот. П. Бенеди Сотрудники Алтайской миссии. Фотография. 1909 г. 1-й ряд снизу: свящ. Павел (Лизунов), свящ. И. Штыгашев, свящ. С. Тупикин, свящ. М. Обышкин, свящ, С. Никифоров; 2 ряд: свящ. Г. Оттыгашев, прот. С. Ивановский, нач. миссии еп. Иннокентий, прот. П. Бенеди Он поступил в А. д. м. в 1855 г. по окончании Тобольской ДС, трудился в миссии 36 лет и прошел все ступени миссионерского служения от катехизатора и учителя миссионерской школы до начальника миссии. После перевода на Томскую (1891), а затем на Московскую (1912) кафедры свт. Макарий не оставлял попечения о миссии и был ее духовным руководителем. Еп. Макарию принадлежит особая заслуга в создании большого числа миссионерских школ и в деле издания книг на алтайском языке. В 1883 г. в Бийске было открыто миссионерское катехизаторское уч-ще, в 1890 г. по ходатайству еп. Енисейского Тихона (Донебина) учащим и учащимся уч-ща были дарованы права учащих и учащихся духовных уч-щ. 21 сент. 1884 г. было создано Бийское противораскольническое братство свт. Димитрия Ростовского. При поддержке Православного миссионерского об-ва А. д. м. окрепла и в материальном отношении. В 1890 г. на содержание Алтайской и Киргизской миссий поступило от Православного миссионерского об-ва и различных жертвователей 38906 р. 24 к. ассигнациями и 2515 р. 20 к. процентными билетами. Всего же капитал А. д. м. в 1890 г. составил 42224 р. 22 к. ассигнациями и 27421 р. 20 к. процентными билетами. Из этих сумм на жалованье и пенсионное пособие членам и сиротам А. д. м. было истрачено 14159 р. 86 к., на содержание Бийского катехизаторского уч-ща и школ миссии - 9290 р. 15 к., на новокрещеных - 2453 р. 54 к., на церкви и станы миссии - 2609 р. 72 к. и проч.

http://pravenc.ru/text/115104.html

К 1917 году миссия имела 31 отделение, в 434 миссионерских селениях проживало почти 47 тысяч крещеных алтайцев. В 84 школах обучалось 3300 детей. Алтайская духовная миссия имела три монастыря: Никольский женский в Горном Алтае, Чулышманский мужской и Тихвинский женский в Бийске. В Барнауле находился крупнейший в округе Богородице-Казанский женский монастырь. Он был основан в 1894 году Евдокией Ивановной Судовской как Богородице-Казанская женская община, а в 1900 году получил статус женского монастыря. Число насельниц в нем доходило до 300 человек. Монастырь имел 3 церкви( в том числе каменный Казанский собор в живописнейшей нагорной части города, ныне его помещения занимает следственный изолятор), церковно-приходскую школу, иконописную и живописную мастерские. Активно развивалось на Алтае духовное образование. Благодаря стараниям святителя Макария (Невского) в 1867 году было создано миссионерское училище в Улале, затем Бийское катехизаторское училище, а в 1869 году было открыто Барнаульское духовное училище. Революционными бурями XX века жизнь православных приходов на Алтае и деятельность Духовной Миссии были разрушены, большинство приходов, школ, библиотек прекратили свое существование. В 1920-1930-х годах все монастыри, миссионерские станы, часовни были закрыты, большинство из них разорены и уничтожены. От более чем 600 приходов к 1945 году в Алтайском крае осталось всего три: Покровский собор в Барнауле, Успенский собор в Бийске и Михаило-Архангельский храм в Рубцовске. Возрождение православия и миссионерской деятельности на Алтае началось в конце 80-х годов XX века. В эти годы Алтай поделенный в 1991 году на два субъекта Российской Федерации — Алтайский край и Республику Алтай находился под церковным управлением правящего архиерея Новосибирской и Барнаульской епархии епископа Тихона (ныне архиепископ Новосибирский и Бердский). По всему Алтаю начали строиться и восстанавливаться храмы, создаваться приходы, возрождаться и возвращаться для всеобщего почитания великие святыни Алтайской земли, вспоминаться и являться людям свидетельства великих духовных подвигов алтайских архипастырей, пастырей и православных мирян, начали укрепляться основы церковной жизни и православные обычаи.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4513495...

Αρχεο Пн История православия на Алтайской земле 15 Νοεμβρου 2005 τος 12:12 Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные церкви — во имя апостолов Петра и Павла в Белоярской крепости и Барнауле, в честь Воскресения Христова в поселке Колыванского завода — появились в первой половине XVIII века и подчинялись правящему архиерею Тобольской епархии. Эти церкви были построены русскими поселенцами и казаками, заложившими здесь ряд крепостей для охраны Сибирской земли от набегов джунгарских ханов. Первый каменный храм — Петро-Павловский собор — был построен в Барнауле в 1774 году. С 1834 года алтайская земля стала относиться к Томской епархии. В 1908 году было учреждено Барнаульское викариатство Томской епархии, но епископ Барнаульский Мелетий (Заборовский) и последующие архиереи жили в Томске. В 1924-1929 годах викариатство являлось частью Новосибирской и Барнаульской епархии. В 1930 году была образована самостоятельная Барнаульская епархия во главе с епископом Александром (Бялозором), которая с 1937 года именовалась Барнаульской и Бийской. В 1938 году, в годы гонений на Церковь, епархия была упразднена, а ее территория до 1994 года входила в состав Новосибирской епархии. Православие на алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 году преподобным Макарием (Глухаревым) для проповеди Евангелия среди коренного алтайского населения. Центром Алтайской духовной миссии был город Бийск. До 1917 года здесь существовало Бийское викариатство, распространявшее свою деятельность на Бийский и Кузнецкий округа. Бийскими архиереями являлись начальники духовной миссии. Возглавляли Алтайскую духовную миссию миссионеры с большим опытом работы, долго и плодотворно прослужившие на Алтае. Преподобный Макарий (Глухарев) и святитель Макарий (Невский), за свои ратные труды прославлены Русской Православной Церковью в лике святых. Кроме них Алтайской духовной миссией руководили такие видные подвижники, как протоиерей Стефан Ландышев, архиепископы Владимир (Петров) и Иннокентий (Соколов) и другие. Их помощниками и деятельнейшими сотрудниками были известные миссионеры протоиереи Василий Вербицкий, Михаил Чевалков, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и многие другие.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4513495...

Документы, относящиеся к концу XIX и первой четверти XX в., сохранились в наибольшем количестве в Центре хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК): фонд 164 (Алтайская духовная миссия, почти 300 дел), фонд 186 (Бийское миссионерское катехизаторское училище), фонд 188 (Бийский Тихвинский монастырь). Имеются интересные документы в хранилищах Государственной архивной службы Республики Алтай (ГАС РА). Архив располагает небольшим фондом (22 дела) улалинской Спасской церкви (Ф.Д.11), который включает в себя только метрические книги за 1870–1896 гг. Но поскольку ГАСРА стал систематически формироваться только с 1920 г., наибольшую важность имеют документы советского времени: фонд 33 (Ойротский областной Совет народных депутатов), фонд 51 (Административный отдел Ойротского облисполкома), а также фонд 91 (Улалинский волостной революционный комитет). В делах данных фондов имеются описи церковного имущества, характеристика строений, официальное делопроизводство о закрытии храмов. Наиболее значимой основой для нашего исследования послужили документы делопроизводства Алтайской миссии (клировые ведомости, ведомости о служащих, отчеты, рапорты, прошения). Самая ранняя «Ведомость о лицах, служащих при Алтайской духовной миссии» находится в ГА ТО (Ф. 170), датирована 1859 г.; в этом же фонде Томской духовной Консистории находится подобная «Ведомость…» за 1860 г. А в фонде ГА ТО – Алтайской духовной миссии (Ф.184) – под разными заголовками имеются «Ведомости служащих Алтайской духовной миссии», «Послужные списки членов Алтайской духовной миссии», «Ведомость о лицах, служащих в Алтайской духовной миссии» за период с 1865 г. до конца 1880 г. Эти документы содержат систематизированную информацию, включающую имена, возраст, место рождения и происхождение, образование, прохождение по службе и награды, семейное положение всех, кто работал в миссии – начальников, священников-миссионеров, дьяконов, церковнослужителей и других лиц. Данные источники ценны еще и тем, что в графе о прохождении службы имеются сведения о содержании работы с указанием дат «заведения» селений, церквей и школ, количества крещений 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Кацюба Д. В. Алтайская Духовная Миссия: Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. – Кемерово, 1998. Краткие записки из жизни покойного архимандрита Макария//Сборник исторических материалов о жизни и деятельности архимандрита Макария Глухарева. – Орел, 1897. Крейдун Ю. А. Бийский Архиерейский дом и Катехизаторское училище. – Барнаул, 2001. Крейдун Ю. А. Деятельность архимандрита Макария на Алтае//История Православия на Алтае: Сб. статей/Ред. – сост. Ю. А. Крейдун, К. Н Метельницкий. – Барнаул, 2001. – С. 11–21. Крейдун Ю.А., Скворцова Т.В. План миссионерских построек архимандрита Макария (Глухарева)//Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Вып. XII. – Барнаул, 2001. -С.262–267. Крейдун Ю. А. Первый каменный храм в Горном Алтае//Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Вып. XII. – Барнаул, 2001 . – С. 267–270. Крейдун Ю. А., Скворцова Т.В. Бийский Тихвинский женский монастырь//История Православия на Алтае: Сб. статей/Ред. – сост. Ю. А. Крейдун, К. Н. Метельницкий. – Барнаул, 2001. – С. 30–42. Крейдун Ю. А. «Патмос» в Горном Алтае: Из истории первого миссионерского храма в Чемале)//Образование и социальное развитие региона. – Барнаул, 2001. – 3–4. – С. 78–82. Крейдун Ю. А. Возникновение Алтайской духовной миссии//«К Свету»: Православный Алтай: небесный покров и земной подвиг: Альманах. – Вып. XX. – М., 2002. – С. 42–43. Крейдун Ю. А. Первый миссионерский стан на Алтае//Алтайский архивист. – Барнаул, 2002. – 2(4). – С. 74–78. Крейдун Ю.А. Деятельность архимандрита Макария (Глухарева) по обустройству первых миссионерских станов на Алтае//Макарьевские чтения: Сб. научных статей/Отв. ред. В.Г. Бабин, С.К. Носов. – Горно-Алтайск, 2002. – С. 10–14. Крейдун Ю. А. 120 лет со времени первого набора учащихся в Бийское миссионерское катехизаторское училище//Страницы истории Алтая. 2003 г.: Календарь памятных дат. – Барнаул, 2003. – С. 117–123.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Эскиз сер. 19 в. Панорама Улалы (ныне Горно-Алтайск). Фото 1915 г. Настоятельница Улалинского монастыря игумения Серафима Улалинский миссионерский монастырь. Фото 1910-х гг. Один из сохранившихся корпусов Улалинского монастыря. Фото 2001 г. Панорама Чемальской общины. Фото 1910-х гг. Митрополит Макарий (Невский) Епископ Иннокентий (Соколов) Бийский архиерейский дом. Фото 1910-х гг. Чулышманский детский приют. Фото 1915 г. Насельницы Чулышманского детсткого приюта Посещение начальником Миссии Чулышманского монастыря Братия Чулышманского монастыря. Фото 1915 г. Чемальская второклассная школа Учителя миссионерских школ. Фото 1890 г. Улалинский миссионерский стан в 1890-е гг. Улалинские школы. Фото нач. XX в. Верховья Чулышмана, место Язулинского стана Чулышманская долина с высоты птичьего полета Храм, восстановленный на острове в Чемале Здание бывшего миссионерского приюта. Фото 2001 г. Бийское катехизаторское училище Домовой архиерейский храм в Бийске. Современный вид Урочище Той-самах, предполагаемое место самого труднодоступного стана Миссии Место скита на мысе Ижон Здание бывшей школы им. митрополита Макария Святой ключ в Жуланихе 1 См.: Крейдун Ю.А. Источники по истории Алтайской духовной миссии//Материалы XV Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 2. М., 2005. С. 21–32. 3 2 Центр хранения архивного фонда Алтайского края (далее ЦХАФ АК). Ф. 164. Оп. 1. Д. 5. Л.1–34 (рукопись.) 4 Государственный архив Томской области (далее ГА ТО). Ф. 170. Оп. 1. Д. 196, 249; Ф. 184. Оп. 1. Д. 1–12. 5 ГА ТО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 13–19; ЦХАФ АК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 61, 62, 63, 69, 90. Оп. 2. Д. 26, 28, 35, 44, 50, 51, 52, 54, 61, 62, 63, 66, 67, 69, 70, 72, 84, 92, 94, 96, 107. 6 ГА ТО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 27. Л. 2# 15; ЦХАФ АК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 6, 10, 30, 35, 36, 83, 87, 100, 131, 135, 158; Оп. 2. Д.16, 27, 62, 86, 90, 98, 101,115 и др. 8 См.: Устав Духовных консисторий. СПб., 1883; Правила о церковноприходских школах, высочайше утвержденные 13 июня 1884 года.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

К 1917 г. миссия насчитывала 31 отделение, в 434 миссионерских селениях проживало почти 47 тысяч крещеных алтайцев. В 84 школах обучалось 3300 детей. В составе миссии числились три монастыря: Никольский женский в Горном Алтае, Чулышманский мужской и Тихвинский женский в Бийске. В Барнауле располагался крупнейший в округе Богородице-Казанский женский монастырь. Он был основан в 1894 г. Е.И. Судовской как Богородице-Казанская женская община, в 1900 г. получившей статус женского монастыря. Число насельниц в нем доходило до 300 человек. При монастыре действовали три храма (в том числе каменный Казанский собор в нагорной части города; ныне его помещения занимает следственный изолятор), церковно-приходская школа, иконописная и живописная мастерские. Активно развивалось на Алтае духовное образование. Благодаря стараниям свт. Макария (Невского) в 1867 г. было создано миссионерское училище в Улале, затем — Бийское катехизаторское училище, а в 1869 г. было открыто Барнаульское духовное училище. После 1917 г. деятельность духовной миссии была прервана, большинство приходов, церковных школ и библиотек прекратило свое существование. В 1920-1930-х гг. все монастыри, миссионерские станы, часовни были закрыты, большинство из них — разорены и уничтожены. От более чем 600 приходов к 1945 г. в Алтайском крае осталось всего три: Покровский собор в Барнауле, Успенский собор в Бийске и Михаило-Архангельский храм в Рубцовске. Возрождение Православия и миссионерской деятельности на Алтае началось в конце 80-х гг. XX века. В эти годы Алтай, поделенный в 1991 г. на два субъекта Российской Федерации — Алтайский край и Республику Алтай, находился под церковным управлением правящего архиерея Новосибирской и Барнаульской епархии епископа Тихона (ныне архиепископ Новосибирский и Бердский). Большую роль в возрождении Православия на Алтае сыграл визит в 1991 г. приснопамятного  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Барнаул и Бийск. В краевом центре Предстоятелем Русской Православной Церкви было освящено место под строительство Александро-Невского собора. В 1992 г. верующим была возвращена Свято-Никольская церковь Барнаула. Позже городские и краевые власти вернули Церкви Знаменский храм, храмы во имя свт. Димитрия Ростовского в Барнауле и Бийске.

http://patriarchia.ru/db/text/1186066.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БАРНАУЛЬСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Здание Барнаульского духовного училища с колокольней домового Благовещенского храма, кон. XIX-haч. XX вв. Фото С.И.Борисова. АГКМ Барнаульское духовное училище (недейств.) Духовное училище в городе Барнауле открылось 16 июля 1869 года. С 1890 (?) года оно помещалось в собственном двухэтажном каменном здании, расположенном на главной улице города - Московском проспекте (ныне пр. Ленина, 17, памятник краевого значения , на начало 2010-х годов здание занимают административные учреждения). С 1879 года при училище действовала домовая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы . Финансирование Барнаульского духовного училища проходило из бюджета Государственного казначейства, Священного Синода и местных епархиальных средств. Округ Барнаульского духовного училища составили округа: Барнаульский, Бийский со всеми станами Алтайской духовной миссии, часть округа Кузнецкого и областей Семипалатинской и Семиреченской (146 приходов, при которых значилось 158 причтов). Руководство учебно-воспитательным процессом было возложено на смотрителя училища, которым был назначен игумен Анфим, а помощником смотрителя – священник А. Дашков. В первый же год существования училища игумен Анфим отдал весь свой кандидатский оклад, 75 рублей серебром, на обустройство училища. Преподавателями Барнаульского духовного училища были люди весьма образованные и заслуженные: все имели семинарское образование, многие были кандидатами богословия, имели церковные и государственные награды. Наряду со специальными богословскими дисциплинами в училище преподавались и общеобразовательные. В 1871 году был открыт класс рисования. Во время пожара 2 мая 1917 года в Барнауле значительно пострадал главный корпус духовного училища с домовой церковью. Временно, как тогда думали, состав преподавателей был переведен в Бийское миссионерское катехизаторское училище .

http://drevo-info.ru/articles/24452.html

12 февр. 1884 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии, с сохранением должности начальника АДМ; хиротонию возглавил Томский еп. Владимир. Под руководством М. Миссия достигла расцвета: за 7 лет (с кон. 1883 до кон. 1890) число крещеных жителей Алтая увеличилось с 10 тыс. до 22,8 тыс. чел., были устроены 57 новых селений для новокрещеных, построены 6 новых церквей. Особым вкладом М. в дело просвещения народов Алтая стала организация системы школьного образования. Так, если к 1883 г. на территории миссии действовало 20 миссионерских школ (центральное Улалинское уч-ще и 19 школ грамоты), в к-рых обучались 529 детей, то к кон. 1890 г. в 33 миссионерских школах (одно- и 2-классные церковноприходские школы, 2-классные школы и более 10 школ грамоты) обучались ок. 1 тыс. чел. Для подготовки сотрудников из числа коренных жителей Алтая требовалось учреждение миссионерского уч-ща по типу средних учебных заведений. В этих целях в 1883-1884 гг. Улалинское уч-ще было переведено в Бийск и преобразовано в миссионерское катехизаторское уч-ще, которое стало готовить для миссии псаломщиков, катехизаторов, учителей, переводчиков. В нем обучались как алтайцы, так и представители др. тюркских племен Сибири, казахи, а в дальнейшем и остяки (селькупы) из Нарымского края. Лучшие из воспитанников удостаивались священного сана. В 1890 г. Бийское уч-ще получило «правительственное утверждение своего существования и Высочайшее дарование прав для его служащих и учащихся» (Томские ЕВ. 1891. 7. Отд. неофиц. С. 14). М. уделял уч-щу много внимания, лично вникал в малейшие подробности училищной жизни. Будучи призванным на архиерейское служение, М. продолжал переводческую деятельность. В 1885 г. в Томске были напечатаны его «Беседы к язычникам», к-рые активно использовались теми, кто посещали алтайские селения с целью оспопрививания и благовестия. В 1889 г. в Бийске вышла составленная М. 1-я алтайская нотная книга «Пение на Всенощном бдении и Литургии на алтайском языке, переложенном на цифирные ноты». В Бийске также были опубликованы подготовленные М. «Литургия св. Иоанна Златоустого» на церковнославянском и алтайском языках (2-е изд., 1887), «Акафист св. великомученику и целителю Пантелеимону» (1889), «Правило для готовящихся к святому причащению» (1891), «Требник, переведенный на алтайский язык полностью» (1890), новый полный перевод Часослова (1896), автобиографический труд прот. Чевалкова «Памятное завещание» (1894-1895). Также М. перевел и издал 2 литургии - на алтайском (телеутском) и шорском языках. В 1899 г. под ред. М. был издан Служебник, содержащий последования вечерни, утрени и тексты литургии на алтайском и церковнослав. языках.

http://pravenc.ru/text/2561280.html

   001    002    003    004   005     006