Евангельскую “радость приносят не слова и буквы, а Весть, воспринимаемая на опыте” 4 . Как видим это в Прощальной беседе Господа с учениками: “Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то” (Ин 13:13). Подобно тому и свидетельство апостола Павла о себе: “Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими” (2 Кор 12:2–5). В дальнейшем наиболее ярко экзистенциальное мышление проявляется у священномученика Иринея Лионского (его богословие называли “богословием событий” 5 ): “Итак, ни Господь, ни Святый Дух, ни Апостолы никогда не назвали бы определенно и решительно Богом того, кто не Бог, если бы он действительно не был Бог” 6 , у святителя Василия Великого 7 , у блаженного Августина: “Куда звать мне Тебя, если я в Тебе? И откуда придешь Ты ко мне?” 8 , у гимнотворцев: святителя Григория Богослова 9 , преподобных Ефрема Сирина 10 , Симеона Нового Богослова 11 , а также у преподобного Максима Исповедника 12 и, в особенности, у святителя Григория Паламы 13 . В наше время понятие богословского экзистенциализма встречается, например, в трудах отца Георгия Флоровского 14 , у отца Иоанна Мейендорфа при противопоставлении экзистенциализма как богословской позиции святителя Григория Паламы номиналистическому эссенциализму Варлаама Калабрийца 15 . Соглашаясь с Варлаамом в вопросе о непознаваемости существа Божия, Палама утверждает бытийное откровение непознаваемого Бога в Его свободных действованиях, тем самым восходя к библейским и святоотеческим свидетельствам 16 . Идея экзистенциализма (от лат. existentia — существование, бытие) появилась на философском поле впервые в трудах Кьеркегора: “Есть вещь, не поддающаяся мышлению, и это — существование”, — пишет Кьеркегор. “Любовь означает открытую экзистенцию или то, что составляет целое жизни, саму жизнь как синтез бесконечного и конечного Но что такое экзистенция? То самое дитя, плод бесконечного и конечного, вечного и временного, и потому постоянно к чему-то устремленный” 17 .

http://pravmir.ru/bogoslovskiy-ekzistent...

Если кто-то думает, что через Иисуса Христа благословение пришло только одному еврейскому народу, тот серьезно ошибается! Я хочу процитировать из книги Откровение Иоанна Богослова, из 7-й главы 9-й и 10-й стихи, где сказано, как возлюбленный ученик Иисуса Христа видит спасенных людей… Но прежде, чем я процитирую этот отрывок, я хочу напомнить, что в Ветхом Завете в 3-й книге Ездры сказано: больше тех, которые погибнут, нежели тех, которые спасутся, как волна больше капли (3Езд. 9, 15). Представляете, как мало людей спасалось в ветхозаветные времена! Как капля против волны! Причем ветхозаветные пророки установили даже диаметр этой капли. Один из них сказал: Ной, Даниил и Иов… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души (Иез. 14, 20). Это — ветхозаветное представление о спасении. Авраму было сказано, что в семени его благословятся все народы земли! …И мы читаем Откровение Иоанна Богослова, 7-я глава, 9—10-й стихи (это один из самых любимейших библейских отрывков для меня): После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! (Откр. 7, 9—10). Какие полные надежды слова! Здесь действительно буквально исполняется то, что было сказано Авраму, и то, что было записано в древние времена: И благословятся в тебе все племена земные! Рейтинг: 9.9 Голосов: 783 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1  До  Быт. 17, 5  он называется «Аврам», потом имя меняется на «Авраам». «Авраам представляет собой разум. Наконец, Авраам означает и переход. Поэтому, чтобы разум, который во Адаме всего себя предал наслаждению и плотским обольщениям, перешел в форму и вид добродетели, нам был предложен для подражания мудрый муж. Действительно, Авраам в переводе с еврейского на латынь означает отец, потому что разум с некоторой отеческой властью, суждением и заботой управляет всем человеком. Итак, этот разум находился в Харране, то есть в пещерах, будучи подвластен различным страстям. Поэтому Аврааму сказано: пойди из земли твоей, то есть из тела твоего. Из этой земли вышел тот, чье жительство на небесах» ( Амвросий Медиоланский , святитель.  Об Аврааме , 8 ).

http://pravoslavie.ru/98709.html

Замыкает раздел и весь сборник Откровение Иоанна. Апостолу Иоанну Богослову приписывают много сочинений, но это особенно обращает на себя внимание, поскольку в библейский канон входит признаваемое подлинным Откровение, или Апокалипсис. На Руси эта книга была известна под названием «Слово Иоанна Богослова о пришествии Господнем» или «Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской». Датируют этот текст византийской эпохой, в соответствии с его жанром, выраженным «катехизисной формой»: вопросы Иоанна и ответы на них Господа. Иоанн беседует с Господом, будучи взятым на небо с горы Фавор. Все, что должно произойти при конце мира, записано в книге за семью печатями. Откройте эту книгу в словах Откровения Иоанна. Тексты последнего раздела печатаются по изданию: Апокрифические апокалипсисы. СПб.: Алетейя, 2000. Перевод «Откровения Павла» – М. Витковской, перевод остальных текстов – В. Витковского. Сергей Ершов Откровение Петра [I. И когда сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему те, кто были с Ним, и молили Его, и просили Его, говоря: Возвести нам, каковы признаки Твоего пришествия и кончины мира, дабы знали мы и заметили время Твоего пришествия и научили грядущих за нами, которым мы проповедуем слово Твоего благовестия и которых вводим в Твою Церковь , дабы они, когда услышат, обратили внимание и заметили время Твоего пришествия. И Господь наш отвечал нам, говоря: Берегитесь, чтобы не прельстили вас и чтобы не усомнились вы и не стали служить иным богам. Многие придут под именем Моим, говоря: Я Христос. Не верьте им и не сближайтесь с ними. Ибо пришествие Сына Божия не явится приметным образом, но как молния, сияющая от востока до запада, так Я приду на облаке небесном с великим воинством во славе Моей. Крест Мой будет идти пред лицем Моим, и так приду Я во славе Моей. В семь раз ярче солнца буду сиять Я, и так приду Я во славе Моей с Моими святыми, с Моими ангелами, когда возложит Отец Мой венец на главу Мою, дабы судил Я живых и мертвых, и воздам каждому по делам его.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И маленькая нация, об имени которой не могло быть речи пред всемирными великанами, с которыми она встречалась, имела силу говорить мipy о " Бог богов », «как Он является с Сиона, который есть верх красоты, как Он грядет не в безмолвии пред ним огнь поядающий, вокруг него сильная буря… и Он идет судить землю ( Пс.49:1–3; 97:9 )! Маленькая нация, на «хребте которой орали оратаи, проводили длинные борозды свои» могущественнейшие народы мipa ( Пс.128:3 ) – не только не исчезла с «земли живых», но еще осмеливалась верить и говорить своим поработителям, что, по видению пророка Даниила, они над всем владычествующие (золото, серебро) и все сокрушающие (медь, железо), исчезнуть, «сделаются как прах на летних гумнах, и ветер унесет их, и следа не останется от них» —202— ( Дан.2:35 ), тогда как Израиль будет жить во век, «во век будет тверд, как луна» ( Пс.88:38 ). Сила этой нации была в том, что «Сильный Иакова» возвестил ей слово Свое и суды Свои; не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают» ( Пс.147:9 ). Библейская история есть история великой победы духа над плотью («камень оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан… и разбил его»), «царства сына человеческого» над «царством звериным», идеи над бесформенной силой. – И идея эта была национальная. Национальная идея была тою силою, которая одна оказалась способною вынести человечество из древневосточной стихии, и которая создала самобытную великую культуру Израиля. 1465 Христианство, в глазах еврея, явилось ответом на его чаяние: «и пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научить Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима ( Ис.2:3 )». Оно имело началом своим не нарушаемый им факт, что «спасение от Иудеев» ( Иоил.4:22 ). – И лишь с великой скорбью оно отступило от родного себе по плоти дома Израилева, которому бесспорно принадлежит «усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» ( Рим.9:1–4 ). – Своею прямою, существенною связью с чаяниями Израиля, связью, которую оно не обинуясь подтверждает, христианство исторически (фактически) оправдало национальное самоутверждение последнего, и, в этом случае, оправдало не как неизбежное и потому терпимое явление, но как положительную культурно-историческую силу. 1466

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И скажет жена: аминь, аминь. И напишет священник эти заклинания на свитке и омоет (их) в горькую воду; и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдёт в неё вода, наводящая проклятие, ко вреду её. И возьмёт священник из рук жены мучное приношение ревнования, и потрясёт это приношение пред Господом, и отнесёт его к жертвеннику. И возьмёт священник горстью из этого мучного приношения часть его воспоминательную, и сожжёт на жертвеннике, и потом даст жене выпить воды. И когда напоит её водой, тогда, если она нечиста и нарушила верность мужу своему, войдёт в неё вода, наводящая проклятие, ко вреду (её), и опухнет чрево её, и опадёт лоно её, и будет эта жена с проклятием в народе своём. Если же жена не осквернилась и была чиста; то останется невредимой и будет оплодотворяема семенем“ ( Чис.5:15–28 ). Существовал ли этот обряд, сопровождающий исполнение закона о ревновании, также и у Вавилонян? Кажется, справедливо будет ответить на этот вопрос утвердительно. Общее положение, в котором формулировался закон о ревновании в кодексе Гаммураби несомненно совпадает —319— с сущностью Моисеева законодательства, касающегося того же предмета: эти два закона, как можно видеть из сопоставлений, совпадают даже в деталях, так что не остаётся никакого сомнения, что оба законодателя разумеют один и тот же юридический случай. Следовательно: нет ничего невероятного, напротив вполне возможно, что и обряд, сопровождающий закон о ревновании по кн. Числ, мог также существовать и у Вавилонян. К этому заключению ведут также следующие соображения. Если в законе Гаммураби говорится о „заклятии“, налагаемом мужем на подозреваемую в прелюбодеянии жену, то это заклятие, несомненно, должно было выражаться в какой-нибудь форме; равным образом и „клятва“ жены „именем божиим“ должна была сопровождаться каким-нибудь обрядом. Какая же это форма, какой обряд? Всего естественней, конечно, предполагать такой же обряд, какой мы видим в книге Числ. Это тем более вероятно, что по своей внешней форме библейский обряд, сопровождающий закон о ревновании, поразительно напоминает собой заклинательные и ритуальные обряды ассиро-вавилонян.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли благодати истины для своего спасения. Он говорит, что неправедное обольщение чудес его постигнет тех, кто должен погибнуть; ибо, поскольку они пренебрегли благодатью истины, через которую могли спастись, как говорили апостолы, они преданы диаволу; ведь Бог отступается от тех, кто не желает спастись. И потому пошлёт им Бог действие обмана, так что они будут верить лжи; да будут осуждены все, не веровавшие истине, но благоволившие неправде. Действие заблуждения означает веру в ложь, [подобно тому] как те, которые не желают соглашаться, что день есть свет солнца, называют днём сумерки, так и впавшие в заблуждение будут осуждены без возражения как недруги истины, ревнители неправды. Латинское толкование на Откровение Иоанна Богослова, помещенное в Патрологии Миня (PL 17, 765-970) в числе сочинений Амвросия Медиоланского, на самом деле не принадлежит перу этого отца Церкви. Ряд обстоятельств заставляет отнести этот труд к позднейшему времени. Библейские цитаты приводятся здесь по Вульгате Иеронима Стридонского; в одном месте перечисляются авторитетные «защитники Церкви», в том числе и Амвросий Медиоланский; в другом месте говорится о нашествии сарацин, то есть арабов-мусульман, а также о государствах бургундцев и франков и пр. Следует думать, что сочинение это появилось не ранее IX века. ПСЕВДО-АМВРОСИЙ ТОЛКОВАНИЕ НА ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА И встал я на песке морском. Песком морским называется множество нечестивых, которые будут в то время. И увидел выходящего из моря зверя, имеющего семь голов и десять рогов, и на рогах его было десять диадем (12:18-13:1). Этот зверь означает Антихриста; через песок же и через море указывается на множество нечестивых. Итак, потому как зверь выходит из моря, видно, что Антихрист появится из сообщества нечестивых, – [поэтому и] зверь описывается как имеющий семь голов и десять рогов Подобным же образом выше говорилось, что и дракон имел семь голов и на головах семь диадем, через которые, как мы сказали, указаны все нечестивцы, коими диавол воспользуется для соблазнения рода человеческого.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... ( Ин. 14, 16 ); ... Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам... ( Ин. 16, 7 ) Эти слова взяты из прощальной беседы Иисуса на Тайной Вечере, во время которой Он говорил о Духе-Утешителе особенно много (см. Ин. 14, 16. 26 ; 15, 26 ; 16, 7 ). Подходила к концу Его земная жизнь, и Он думал и говорил о том, с Кем останутся Его ученики 886 . И уже после Воскресения, завершая Свой земной путь, прославленный (воскресший) Иисус еще раз повторяет Свое обетование: Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго... ( Ин. 20, 22 ) Вполне логично эти слова читаются в Православной Церкви как Евангельское чтение праздника Пятидесятницы (на Утрене). Богословие любви «Час» Иисуса сияет не только Божественной славой Христа, но и Его любовью. Слава является как любовь Отца, отдавшего Своего Сына (ср. Ин. 3, 16 ). Именно потому Крест, а не только Воскресение включаются в час славы Иисуса. Крест есть ослепительное сияние любви Божией. И опять-таки в самый канун смерти, во время Тайной Вечери, о любви Иисус говорит особенно много (см. ). Количество перечисленных стихов никак не отражает частоту употребления слов «любовь» (a)ga/ph), «любить» (a)gapa/w), так как зачастую они употребляются по два-четыре раза в одном стихе. Например: 34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. 35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 13, 34–35 ); Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин. 14, 21 ). Таинственность, свойственная Евангелию от Иоанна, не имеет ничего общего с надменной таинственностью гностиков, «обладавших» знанием о Боге и открывавшим его «посвященным» 887 . Весь символический язык знамений, который использует Иоанн, есть язык откровения о Боге, Который есть любовь, о чем Иоанн и пишет в своем Первом Послании ( 1Ин. 4, 8–16 ). Откровение о Боге как откровение о Божией любви – такова вершина богословия святого Иоанна. Она венчает и все библейское богословие, подводя итог:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне…» (Рим. 8:19-22). Святые отцы также учат о фундаментальных отличиях в состоянии природы до и после грехопадения и «проклятия земли». Иеромонах Серафим Роуз в книге «Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди» пишет: «Абсолютно проясняет этот догмат(Послание к Римлянам 8:19-22 – В.И.) толкование свят. Иоанна Златоуста: " Что означает " суете бо тварь повинуся " ? Она стала тленною. Почему и по какой причине? По твоей вине, о человек. Потому что ты получил тело тленное и подвластное скорби, так и земля подпала под проклятие и произрастила тернии и волчцы " . И далее: " Также как тварь стала тленною, когда твое тело стало тленным, то также и когда твое тело будет нетленным, тварь также последует ему и установится в соответствии к нему " . Св. Макарий Великий говорит о том же: " Адам поставлен был господином и царем всех тварей... По его пленении, тленна уже с ним вместе служащая и покорствующая ему тварь; потому что чрез него воцарилась смерть над всякою душою " . Преп. Симеон Новый Богослов также совершенно недвусмысленно утверждает, что материальное творение — и не только рай — до Адамова преступления было нетленным и недо­ступным смерти. ...Он пишет, что Адам первоначально " был поставлен Творцом Богом как царь бессмертный над нетленным миром, не только над раем, но и над всем творением, сущим под небесами " . В том же Слове он продолжает говорить о том, что после Адамова преступления, " не проклял Бог рая... а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою... Видишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению и покорилась суете человеков " » . На основании этих толкований можно сделать вывод, что первозданный мир соотносится с падшим как неподверженный «тлению» с «тленным». А если так, то проблема согласования Шестоднева и науки сводится в первую очередь к тому, чтобы представить (смоделировать) это библейское понятие в научных категориях. Что означает «тление» в библейском контексте? Какие законы природы, если только они известны современной науке, отражают это всеобщее качество падшего мира?

http://bogoslov.ru/article/4866437

Композиции церковного пения и музыки удовлетворяют потребностям христианского богослужения, и в современной церковной музыке во всяком случае удержалось больше простоты, серьезности и возвышенности, нежели в нынешней светской музыке, которую за ее пошлую легкость и техническую вычурность не высоко ценят сами же выдающиеся творцы теперешней светской музыки, напр. А. Рубинштейн. Наука, действительно, большей частью враждебна Церкви, но все-таки не вся и не всегда враждебна. А главное, она враждебна не одной Церкви, но и Евангелию; и враждует она против Церкви вовсе не из-за того, что Церковь обмирщилась и утратила или извратила учение Христа, а напротив, потому что Церковь содержит его и проповедует, и вместе с ним содержит и все вообще библейское учение. Разные философские и естественно-научные направления мысли, дававшие в свое время тон науке, неприязненны прежде всего Библии, а отсюда враждебны и Церкви. Таковы: материализм, пантеизм, деизм, позитивизм, дарвинизм. Учения же, вражда которых исключительно направлена против Церкви, а не против Библии, суть сектантские и раскольнические. Но ведь они, если и имеют нечто общее с наукой, то только с наукой богословской, а вовсе не с той светской наукой, о которой говорит Толстой. Но если бы и действительно «вся жизнь эмансипировалась, как выражается граф Толстой, от Церкви» и не имела к ней никакого иного отношения, кроме презрения и ненависти, что было бы в этом неожиданного и удивительного и следовало ли бы за это винить Церковь ? Напомним графу Толстому слова Иисуса Христа, сказанные Им своим ученикам: если мир вас ненавидит, знай- —15— те, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Если Меня гнали, будут гнать и вас: если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое ( Ин.15:18–21 ). И описываемое Толстым страшное разделение между миром и Церковью действительно некогда наступит.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

лях слова, какие были на прежних скрижалях, который ты разбил. Еще яснее выступает это противоречие при сопоставлении с 10-ю главою Второзакония. В стихе 2-ом, как и в 34-ой главе кн. Исход, Иегова говорит: Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, а в стихе 4-ом писатель прибавляет: и написал Он (т. е. Иегова, а не Моисей) на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. Это противоречие исчезает, если навести справку в подлиннике. Подлежащее «Моисей» во 2-й половине 28-го стиха поставлено только в русском и славянском переводе, по догадке, которую в данном случай нельзя признать удачной. В подлиннике при глаголе «написал» (вайихтов) подлежащего нет, также точно и в переводе LXX: κα γραψεν и Вульгате: et scripsit. В таком случае, без всякой натяжки, при «написал» можно подразумевать субъект «Иегова». Опущение подлежащего и в таких случаях, где оно, по-видимому, совершенно необходимо, не составляет редкости в библейском языке. Несколько примеров этой особенности можно видеть в 4-й главе книги Исход: и сказал ему (Моисею) Господь: что это в руке у тебя? Отвечал: жезл. Сказал: брось его на землю... Сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее... Сказал: положи опять и т. д. 1200 Еще более наглядный пример заключается в книге Бытия гл. 24, 32 ст. и далее. И вошел человек (раб, посланный Авраамом). Расседлал верблюдов, и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним. На основании предшествующего, в русском переводе перед словом «расседлал» прибавлено недостающее в подлиннике подлежащее «Лаван», и на этот раз совершенно верно. Следовательно, Моисей должен был написать не десятословие на скрижалях, а предшествующие слова Господа, на особом свитке. Слова, в которых Господь снова заключил Свой завет с Израилем, начинаются с 10-го стиха: и сказал (Господь Моисею): вот, Я заключаю завет и далее по 26-й стих

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010