И увидела жена... Впервые в тексте мы встречаем это слово по отношению к человеку. В Откровении о жизни души человека (главы 2–3) мы читали о том, что Бог дает Адаму заповедь и, следовательно, человек слышит Его голос. Но нет никакого намека, что Адам видел Бога. Бог есть дух ( Ин. 4:24 ), Бога не видел никто никогда ( Ин. 1, 18 ). Адам только слышал Его голос где-то внутри самого себя 49 . Точно также и после грехопадения люди услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня... ( Быт. 3:8 ), но не говорится, что они видели Его. Ничего не говорится о том, что они даже во время суда Божия над ними видели Бога. Бог невидим. Человек только «слышит» Его голос в своей душе. В противоположность этому: И увидела жена, что дерево хорошо... Плоды запретного древа всегда зримы и соблазнительны в этой своей зримости. Это должно быть понятно каждому, кто размышлял о том, как зримо входит желание в душу. Слово увидела очень емко. Каждый знает, как иногда соблазн врезывается в душу, запечатлевается в ней. Это импринтинг – запечатление, которое служит импульсом для последующего поведения 50 . «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и... приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела, и дала также муж у своему, и он ел» ( Быт. 3:6 ). Искуситель добился того, чего хотел. Душа человека соблазнилась. Соблазнилась тем, что было ей свойственно: и по потребностям плоти, и по потребностям эмоции, и по потребностям интеллекта. Бог даровал человеку все эти потребности, но при условии, что они будут удовлетворяться не от дерева познания добра и зла. Теперь же человек вкусил от этого дерева и увидел, что оно дает ему услаждение и в материальном, и в эмоциональном, и в интеллектуальном плане. И уже не в силу Заповеди, а по своему собственному усмотрению он может установить, что для него добро и что зло, возомнив, что ему теперь уже все позволено 51 . В краткой форме сущность грехопадения дана Иоанном Богословом: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Ин. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

И.Ц. Миронович Лекция 1. Введение. Время и вечность в Священном Писании Всех вас приветствую, и кланяюсь вам всем, рад вас видеть, и скажите мне: сохранили ли вы себя? Сохранил ли себя Курс до III курса, или многие из вас выбыли? – Мы все в строю! В основном все: костяк сохранился. “Не умру, но живъ буду, и повмъ дла Господни” ( Пс. 117:17 ). И вот, как-то нечувствительно: давно ли, кажется, я всех вас видел – в том зале мы все сидели, и познакомились, и начали изучение Библейской истории, и пролетело время. Так вот оно летит! 89-й псалом откройте. И прежде давайте посмотрим, какое надписание у этого псалма и кто является его автором? Автор – Моисей, человек Божий. Этот псалом Единственный из дошедших до нас, который> принадлежит ему, и этот псалом прекрасный мы сейчас и почитаем. Что же мы в нём с вами найдём? А вот какие поразительные слова: «Молитва Моисея, человека Божия. Господи! Ты нам прибежище в род и род. Прежде нежели родились горы, и Ты образовал Землю и Вселенную, и от века и до века Ты – Бог». Когда в догматическом богословии изучают свойства Божии и, в частности, Его превечность, вечность, приводится этот стих: «Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал Землю и Вселенную, – а у премудрого Приточника: начальные пылинки Вселенной (см. Притч. 8:26 ), – и от века и до века Ты – Бог». Значит, прежде всех век. Итак, читаем дальше: «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: “возвратитесь, сыны человеческие!”» – Когда это было сказано? В Раю согрешившим: прах ты, и в прах возвратишься. В поте лица твоего будешь есть хлеб твой, и пока не обратишься в прах, ибо ты прах и в прах обратишься (см. Быт. 3:19 ). Дальше: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи». – Вы знаете, есть «хронос» – время, которое меняется в своей продолжительности и делится на прошедшее, настоящее, и будущее. Прошедшее мгновенно – произнёс слово, и настоящее стало уже прошедшим. Грань практически неуловимая: Ты озираешь прошедшее, скажет блаженный Августин , взираешь на настоящее и презираешь будущее в единой неизменяемой вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Иисус сказал ему: Я есмь Путь и Истина и Жизнь; [прекрасные слова. Отец Александр Мень эту фразу взял в качестве эпиграфа к своим произведениям: “В поисках Пути, Истины и Жизни”: “Магизм и единобожие”, ’’Истоки религии”, “На рубеже Завета”, “Логос, Слово, Таинство”, “Сын Человеческий”. Вот эти произведения его нужно почитать – для молодёжи... У меня торговал книгами один знакомый. Знакомый, он учился в Академии, и его пригласили поторговать книжками на подворье Оптинском. Вот он в будке этой торгует, и молодёжь всё спрашивала Меня, Меня, Меня – через него многие пришли к вере. Ярлык повесить, что он иудействующее христианство преподаёт, это проще всего. Но многие пришли, и все спрашивали Меня – нет ли у вас Меня? Для молодёжи это было тогда, ну, просто . Ведь он под псевдонимами печатался: Эммануил Светлов. Кто это Эммануил Светлов? Вот он Мень и есть. И печатался на Западе. Госпожа Поснова, жена профессора Эммануила Поснова, все средства, какие были у неё, тратила на издания этой серии «В поисках пути, истины и жизни». И вот блаженный Августин : Христос – наша цель, к какой мы должны идти. Он одновременно и путь, по которому мы должны идти. Чтобы прийти ко Христу, как к цели, надо идти Его путём, какой Он указывает. Если мы изберём Его своей целью, а пойдём другим путём, так мы не к Нему придём, а от Него – в противоположную сторону. Я есмь, Путь, Истина и Жизнь. К λθεια– в высшей степени Истина. Вот Он и есть Истина, воплощённая Истина. А жизнь это Ζοη, это высшая форма духовной жизни, жизнь в самом себе. Кто является жизнью? Тот, Кто имеет её в Самом Себе. Вот Спаситель так и сказал: как Отец Мой имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (см. Ин. 5:26 ). А так никто не может сказать о себе, что я есмь жизнь. Как человек может, заимствовав , получив её от кого-то, сказать: я и есть жизнь? Вам всем надо прочесть очень хорошую брошюру “Духовные основы жизни” Владимира Сергеевича Соловьёва . Это одно из лучших его произведений. Тоже печаталось на Западе. Напечатать здесь невозможно было. Уж если на кого ярлык повесят, так с этим ярлыком уйдёшь в жизнь будущего века. Вот что оказывается] , никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели его» ( Ин. 13:21–38 ; Ин. 14:1–7 ). Вот на этом мы остановимся. Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Кто такие пророки Ты не можешь слышать Бога, когда Он говорит с кем-то другим. Его можно слышать только тогда, когда Он говорит с тобой. 30 октября, 2014 Ты не можешь слышать Бога, когда Он говорит с кем-то другим. Его можно слышать только тогда, когда Он говорит с тобой. 30 октября. ПРАВМИР. В этом году вышла в свет книга Альберто Мелло «Кто такие пророки». В книге идет речь о том, чем отличались друг от друга израильские пророки, и каким было их действие на жизнь и историю избранного Богом народа. Ниже мы публикуем перевод с итальянского данного исследования, выполненный игуменом Арсением (Соколовым). Предисловие “Ты не можешь слышать Бога, когда Он говорит с кем-то другим. Его можно слышать только тогда, когда Он говорит с тобой. Таково грамматическое наблюдение” . Я не пророк и даже не сын пророка. В этой работе определяются лишь некоторые существенные элементы библейского пророчества. У всех народов древности были свои провидцы и гадатели, но только в Израиле пророчество достигло признаваемой всеми литературной широты и богословской глубины. Отличительные черты пророчества, обнаруженные мной, у разных пророков сопрягаются по-разному, являя целый веер возможных типологий. Библейское пророчество – это не монолит, и редуцирование его до одного какого-нибудь аспекта подвержено риску анахронизма или излишнего упрощения. В евангельском рассказе о Преображении Мессия беседует с Моисеем и с Илией, являющими два очень разных, но не представимых один без другого – в том числе для Иисуса – вида пророчества. Поскольку материал чрезвычайно богат, я ограничиваюсь лишь еврейской Библией. Хотя в христианской литературе пророчество достигает новой перспективы, получает новое, более избирательное направление, тем не менее, и сам по себе феномен библейского пророчества исключительно волнующ и интересен. Прозорливость Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: «пойдем к прозорливцу», ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем (1Цар 9:9).

http://pravmir.ru/kto-takie-proroki/

Мы – христиане. И мы носим это имя потому, что верим во все, что открыл нам наш Спаситель Христос. Христос прямо и открыто говорил о бытии духов небесных, как сохранивших верность Богу, так и отпавших от Него. Обличая своих врагов из числа фарисеев, считавших себя, по плоти, потомками Авраама, а по духу, сынами Божиими и якобы стоящими в истине, тогда как, на деле, они были полны лжи и лукавства, Он называл их сынами не Авраама, а того, кто в народе именовался сатана, то есть противник и диавол, что означает разделитель, отторгающий людей от Творца: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня... ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8:42–44 ). Эти слова Христа открывают во всей полноте все, что нам надо знать. Что мы можем извлечь из кратких слов Христа о природе врага Бога и человека? Логика говорит нам, что все существующие реалии, в основном, делятся на три категории: субстанция (сущность), модус (состояние) и отношение. Что же мы можем узнать из слов Христа о субстанции (сущ ности) врага рода человеческого? На языке Откровения слово истина выражает и гносеологическое, и онтологическое понятие 72 . Это прежде всего то, что действительно объективно существует, а уж потом означает и наше субъективное знание этой действительности. Истина мыслится как субстанция, как нечто несомненное в своем бытии. Бог открывает Себя Моисею с именем Сущий, то есть Тот, Кто есть истинная, абсолютная сущность. Слова, которыми Бог называет Себя: Ягве, ашер Ягве, можно перевести как Сущий, который (действительно) Сущий. Св. Григорий Богослов переводит эту формулу так: «Я есмь Тот, Который есть, то есть был, есть и всегда будет, или, лучше сказать, всегда есть». Христос говорит о Себе: «Я есмь путь и истина, и жизнь» ( Ин. 14:6 ). Бог есть Истина, истинная Сущность. Слова Христа о том, что враг не устоял в истине, ибо нет в нем истины, указывают, что он отпал от Бога, ибо в его натуре исчезла истина. Поскольку Бог есть Истина, то отпавший от Него Ему чужд, ибо в нем не стало истины, а только ложь. Отпав от Истины, он стал отцом лжи, то есть первоначальным ее источником. Когда он говорит свое, то это уже не что иное, как ложь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

На Тайной Вечере Господь говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:3 ). Здесь Господь имеет ввиду некое органическое единение человека – образа Божия – со своим Прообразом, о чем говорит и только что сказанная Им притча о Нем, как о животворящей Лозе и об учениках, как о ее живых ветвях ( Ин. 15 ). Об этом же единении говорят и заключительные слова Его Первосвященнической молитвы: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино» ( Ин. 17:21–23 ). На языке Церкви богопознание означает отнюдь не теоретическое богословствование, а именно органическое единение с Богом в лице Христа-Богочеловека. Это единение таинственно. Поэтому слова вкусить от дерева познания добра и зла означает воспринять в свою душу смешение добра и зла, то есть жить так, чтобы и добро и зло можно было осуществлять по мере надобности, подобно тому, как змея меняет позы своего гибкого тела. Эту форму, как увидим далее, и предложил змий душе человека. Только так поняв особенности древнееврейского мышления и языка и переведя смысл слов вкусить и познать на наш язык, мы сможем уяснить, что кроется за этими двумя словами в Заповеди Бога, в чем заключалась тайна запрещения вкушения от дерева познания добра и зла. Человеку, сотворенному по образу и подобию Божию, предназначено вкушать только от дерева жизни, то есть вкушать – воспринимать в свою душу ту программу, которую Творец предлагал ему свободно и добровольно осуществить в своей жизни на Земле, будучи образом и подобием Бога небесного. Что касается упомянутого нами текста из Евангелия от Иоанна, написанного не на еврейском, а на древнегреческом языке, то надо полагать, что Господь, говоря с учениками на родном и для них, и для Него языке, несомненно употребил то слово, которое было им понятно. Святой Апостол Иоанн писал свое Евангелие по-гречески, так как предназначал его не для иудеев, а для вступающих в Церковь эллинов. И поэтому в его тексте можно найти многое, что для евреев звучало как парадокс. Христианская церковь понимает богопознание, как органическое единение человека с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Наше обсуждение не является академическим богословским спором, а имеет принципиальное значение. Изложенная в письме позиция направлена против учения о Пресвятой Троице. С этой целью отрицается Божество Иисуса Христа и Святого Духа. Чтобы избежать опасных ошибок и заблуждений надо избавиться от узких, связывающих ум и духовные очи, представлений. Откровение о Пресвятой Троице дано в Новом Завете. В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос, посылая учеников, говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (28:19). Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 . Почему библейские имена переведены на русский язык? иеромонах Иов (Гумеров) Принятое у нас произношение имен не только пророков, но и других библейских лиц, действительно, отличается от еврейского произношения. Однако речь идет не о переводе имени, а о неизбежном проявлении фонетических особенностей того или другого языка. Славянское и русское произношение соответствует греческому звучанию. Эта форма имен появилась вместе с переводом священных ветхозаветных текстов на греческий язык в 3-м веке до Р.Х. Разница порой существенна, но речь все же идет об одних и тех же именах: Моше – Моисей, Йехошуа – Иисус, Нун – Навин, Ахарон – Аарон, Аврахам – Авраам, Илийяху – Илия, Хабакук – Аввакум, Йосеф – Иосиф, Шеломо – Соломон, Иоханан – Иоанн, Хавва – Ева , Ханна – Анна, Рут – Руфь, Сарай – Сара, Шаул – Саул, Елиша – Елисей, Малкицедек – Мелхиседек, Ноах – Ной, Эстер – Есфирь, Шошана – Сусанна, Рахел – Рахиль, Леа – Лия и др. Когда библейские имена были восприняты арабами, они неизбежно приобрели иное звучание в соответствии с характером их языка: Нух – Ной, Ибраг(х)им – Авраам, Якуб – Иаков, Гарун – Аарон, Даут – Давид, Сулейман – Соломон, Муса – Моисей, Ильяс – Илия, Аль-Яса – Елисей, Юнус – Иона, Яхья – Иоанн. Шамиль – арабское произношение еврейского имени Шемуэль (Самуил). Каково значение слова «роги», употребляемого в Священном Писании?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но всякое новшество обычно вызывает первичное удивление, а затем и смятение умов. Наука, в самом своем принципе, есть познание мира, в котором живет человек, и является лишь ветвью того обладания землей, которое Творец заповедал человеку. Тем самым и религия, и наука – это как бы два этажа человеческого мировоззрения, две линии – одна вертикальная, другая горизонтальная. В принципе, они должны быть между собой гармонически улажены. Но, вследствие грехопадения, представители той и другой ветви часто не могут понять друг друга. За историю человечества было высказано много суждений об их взаимоотношениях. Мы слышали, что наука должна быть служанкой богословия, и что религии никакая служанка не нужна, и о том, как гармонично должны сочетаться они между собой, оставаясь каждая в своей сфере. Но вся беда в том, что построение города на восток от Едема происходит после общего грехопадения, и сам Едем мыслится, как нечто самодовлеющее, как принцип наслаждения, а стремление к раю остается уделом немногих. Кроме того, у людей в крови постоянно кипит чувство вражды. И эта потребность, идущая откуда-то из глубины психики, побуждает вносить раздор в сферу отношений и между идеологиями и между разными методами познания мира. Е. Песнь Ламеха Ближе к концу главы автор, перечисляя потомков Каина, упоминает одного из них, уже в пятом поколении, – Ламеха: «Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачем всех орудий из меди и железа» (ст. 19–22). Многозначительны также и имена его самого и его жен. Ламех означает воинственный, Ада означает украшение, привлечение, а Цилла – тень, ширма. Как видим имена характеризуют типичные свойства и мужской, и женской натуры. А далее приводится зловещая песнь Ламеха: «И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (23, 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Но чем патриархи, пророки и апостолы желали подражать Господу, как не стремлением их к Его святости и праведности? Тем более что нам, христианам, известно, что в Своем боговоплощении Он не «пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел… но исполнить» ( Мф. 5:17 ). Ведь еще в Ветхом Завете мы находим призыв: «Поставит тебя Господь [Бог твой] народом святым Своим, как Он клялся тебе [и отцам твоим], если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его» ( Втор. 28:9 ). Наиболее же полно реализовать возможность «ходить путями Его» могут именно христиане, ибо Христос и желает того «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ). Возьмите любой катехизис – независимо от того, католический он, протестантский или Православный. Что вы увидите в разделе «Вера»? В разделе «Вера» вы увидите Символ веры и комментарии к нему. Что вы увидите в разделе «Надежда»? Молитву «Отче наш» и описание смысла слов этой молитвы. Но вот в разделе «Любовь» в любом христианском катехизисе, и в Православном, и в католическом, и в протестантском – мы увидим Божьи заповеди! Десять Божьих заповедей и Заповеди блаженств святого Евангелия! Потому что любовь в библейском понимании – это и есть исполнение закона Божьего. Сказано: «Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его…» ( 1Ин. 5:2–3 ). Закон Божий – это не та книга, которую написал священник Слободской и которую читают наши дети. Закон Божий в библейском понимании – это пять первых книг Библии, которые называются «Пятикнижие Моисея». Сказано: «Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала» ( 1Ин. 2:7 ). «От начала» – означает «от Книги Бытия», ибо на еврейском языке она называется «Берешит», то есть «От начала». Поэтому в устах еврея Иоанна Богослова слова «заповедь древнюю, которую вы имели от начала» надо понимать, как «заповедь древнюю, которую мы начали изучать с Книги Бытия (Берешит)».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

О животворящей реке веры говорится в Евангелии и Откровении Иоанна Богослова. Снова повторяем только недавно приведенный нами текст из Апокалипсиса: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет... И показал мне (Ангел) чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его (Нового Иерусалима – то есть рая), и по ту и по другую сторону реки, древо жизни... Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» ( Откр. 21:1; 22:1, 2, 17 ). Итак, река истекает от престола Бога и Агнца. Престол Бога и Агнца, или обитель, в которой пребывают Отец и Сын ( Ин. 14:23 ), есть сердце человеческое. В Книге Притчей говорится: «Сын мой! отдай сердце твое мне» ( Притч. 23:26 ). Господь учил: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим...» ( Мф. 22:37 ). «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 ). Сердце человеческое и есть эта обитель. В контексте всей речи Иисуса Христа слова реки воды живой означали беспрерывное течение духовной жизни и силу веры. Слово река очень подходило для иллюстрации духовной жизни человека – состояния вечно подвижного, стремящегося. Оно удобно для характеристики динамики и активности человека, возрожденного верой, могущей, по словам Господа, двигать горами. Отсюда вполне понятно, почему хорошо знакомое народу слово река употребляет Иисус Христос, когда говорит о внутреннем душевном состоянии и о Царствии Божием. Всю эту речь можно понимать только как символическую, ибо каждому ясно, что не о настоящих реках, истекающих из человеческого чрева, и не о чреве, а о сердце говорил Господь 80 . Реки эти означают силу веры, которая не только утоляет жажду души человека, наполняет внутренность – чрево уверовавшего, но и истекает из глубины его души, его сердца. Вера есть сила. Это – струя или мощный поток: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Ин. 5:4 ). Вера может творить чудеса, может возрождать человека к новой жизни. И эта вера истекает из глубины возрожденного человека, утоляя духовную жажду не только самого уверовавшего, но и возрождая других.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010