г) Никакие интриги «врагов Иуды и Вениамина» здесь не имеют места: им место лишь впосдедствии, во дни Артаксеркса, при построении стен и укреплении города. д) Ссылки Ездры на жалобы врагов Иудеи и Иерусалима царям Агашверошу и Артаксерксу, и распоряжение последнего об остановке работ, равно как донос ему Рехума и Шимшая, попали в дело о храме лишь по недоразумению составителя книги, и должны быть приняты во внимание лишь в представлении последующей истории Иеруеалима. Все эти соображения Stade, отрицательным путем добытые из неудачно приобщенных к делу о постройке ссылок Ездры на интриги врагов во времена Агашвероша и Артаксеркса, и положительным – из ясных свидетельств современников-пророков, – вынуждают нас, в видах столько же оправдания Иосифа, сколько вообще выяснения правильного представления хода постройки храма – попытаться скомбинировать более или менее ясные, точные и неопровержимые свидетельства библейских первоисточников в одно согласное целое, проверяя этими данными и оригинальное представление дела Stade. То прежде всего совершенно верно, что возвратившиеся из плена Иудеи на первых порах спешат пока лишь обзавестись жертвенником. Ясные и подробные свидетельства об этом Ездры (см. а) не допускают возражения. Но хотя это возобновление жертвенника и восстановление обычных жертвоприношений состоялось (к 7-му месяцу 1-го года) в то время, когда «храму Господню еще не было положено основание» ( 1Езд.3:6 ), однако, подготовительная работа уже кипела: каменотесы и плотники стали получать серебро за свои работы, Тиряне и Сидоняне – хлеб, вино и елей за доставку строевого леса из Ливанских рощ. Далее, ясно указано и начатие и самое время начатия храма, в словах 8-го стиха 3 гл.: « во второй год по приходе своем к Дому Божьему в Иерусалим, во второй месяц, Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и прочие братья их, священники и левиты, и все пришедшие из плена в Иерусалим, положили качало, и поставили левитов от 20 лет и выше для надзора за работами Дома Господня».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Города, о которых идет речь, по всей видимости не подвергались, подобно Иерихону, полному разрушению. Говорится только, что в каждом из этих городов было предано заклятию и умерщвлено все дышущее: царь, все его подданные и скот, как повелел Господь, Бог Израилев (10:40). Писатель книги здесь отсылает читателя к заповеди Второзакония: «А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души; но предай их заклятию,.. дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом, Богом вашим» ( Втор. 20:16–18 . Ср. Исх. 23:32–33 ). Исследователи отмечают логичную последовательность завоеваний с точки зрения географии. Райт, кроме того, видит в археологических открытиях ясное подтверждение библейской последовательности завоеваний: «Если Иисус должен был захватить территорию, которая впоследствии должна была стать территорией Иуды, он следовал именно тем путем, которым должен был следовать. В крепостях долины Сефела всегда сосредоточена военная сила. Когда коалиционные войска бежали, он атакует Ливну; затем – Лахис, как ключ к горам. (…) От Лахиса направляется к Еглону, который охраняет следующую долину, которая ведет к горам (…). Имея Сефелу в своих руках, логично двинуться в горы. Поэтому следующий город – Хеврон. После этого Иисус направляется на юго-запад и захватывает последнюю крепость, Давир…» 391 . Следует сказать несколько слов о местонахождении этих городов. Македа. Локализация не ясна. Иногда идентифицируют с тель эс-Сафи, иногда с хирбет эль-Хейзун или с хирбет Макдум. В Нав. 15:41 к городам Иуды. Ливна. Локализуется в тель эс-Сафи (Олбрайт, изначально); в тель Борнат (Олбрайт (впоследствии) и Ахарони); в тель Йудейда (Каллай). В Нав. 15:42 к городам Иуды. Лахис. Локализуется в тель эд-Дувейр, в 6–7 км на юго-запад от бет-Губрина 392 . В Нав. 15:39 к городам Иуды. Газер. Начиная с Клермон-Ганно (1870) локализуется в тель Джезер (тель эль-Хазари), в 8 км на юго-юго-восток от Рамлы, где долина Сефела переходит в холмы Иудейского нагорья.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Два небольших серебряных свитка (2,7 x 9,7 см и 1,1 x 3,9 см), использовавшиеся как амулеты, были найдены в 1979 г. Г. Баркаем в одной из гробниц в Иерусалиме. Одна из пластин содержит текст, близкий к тексту Ааронова (священнического) благословения: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир! (Числ 6: 24–26). Другая — текст, практически совпадающий с текстом Второзакония: Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов (Втор 7: 9). Датируются  600 г. до Р. Х. и свидетельствуют о широком использования текстов Пяти­книжия в VII в. до Р. Х. 4. Керамический осколок, найденный в Хирбет Кейафе В конце 2009 года на раскопках в Хирбет Кейафе в Израиле, ведущихся под руководством Й. Гарфинкеля, была найдена древнейшая на данный момент еврейская надпись, датируемая Х веком до н. э. Надпись сделана синими чернилами на керамическом осколке буквами протоханаанского алфавита. Содержание текста полностью отлично от текстов языческих культур, в которых постулируются прославление богов и забота об их благе. «Не делай (этого), но чти (Господа). Суди ра(ба) и вдо(ву), суди сиро(ту) (и) чужеземца. (За)щити ребенка, защити бед(ного и) вдову. Передай бедного в руки царя. Огради бед(ного и) раба, (помо)ги чужеземцу», — приблизительно так гласит текст на черепке из Хирбет Кейафы. Практически идентичная по смыслу запись есть в  тексте из Книги пророка Исайи: Спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову (Ис 1:17). 5. Надпись Валаама Найдена в 1967 г. экспедицией Х. Френкена в Тель-Дейр-Алла (Иордания) в виде кусков слипшейся штукатурки, упавшей еще в древности во время землетрясения со стен святилища VIII в. до Р. Х. Сам текст рассказа имеет более древнее происхождение: филологически надпись на арамейском датируется концом II тыс. до Р. Х. В надписи говорится о Валааме, сыне Веоровом. Содержание не имеет ничего общего с библейской историей (Числ 22-24), но некоторые фразы, характеризующие провидца, точно совпадают с библейским текстом. То есть это внебиблейское свидетельство историчности Валаама. 6. Оссуарии Иакова, брата Иисуса, и первосвященника Каиафы

http://foma.ru/top-10-biblejsko-arheolog...

Действительно, имя Мелхиседек в переводе значит «царь правды», «салим» – значит «мир». Кого еще можно назвать Царем правды и мира, как не Иисуса, примирившего небесное и земное? «Отрасль правды… Господь праведен наш», – так говорит о Христе пророк Иеремия (Иер. 33:15–16). «Солнце правды», – подтверждает Малахия (Мал. 4:2). «Князь мира», – пророчествует о Христе Исаия (Ис. 9:6). «Ибо Он есть мир наш», – свидетельствует и сам Павел (Еф. 2:14). Далее, Мелхиседек есть царь Салима. Библейские археологи говорят, что Салим – древнее название Иерусалима. А кого еще можно назвать царем Иерусалима, как не Христа? «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19) – было написано на Кресте Господнем. Царь Иудейский значит царь Иерусалима, ибо Иерусалим есть столица Иудеи. И об этом тоже можно найти пророческое свидетельство. Одно из них мы вспоминаем в праздник Входа Господнего в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9). Продолжаем исследовать учение апостола Павла. «Без отца и без матери» Мелхиседек не потому, что у него не было земных родителей, но из-за того, что о таковых ничего не сказано в Писании (весьма необычная деталь для библейского текста, изобилующего родословиями). И это тоже о Христе! Ибо и Он «без отца» по человечеству, а «без матери» – по божеству. «Не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» – о Мелхиседеке это говорится из-за полного отсутствия в Писании сведений о его рождении и смерти. Мы видим намек на вечность Того, Кто стоит за этим образом – на Сына Божия. Ибо «Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр. 7:24). Ему сказано: «Ты священник вовек». Сын Божий «пребывает священником навсегда» не только по причине Своего приснобытия, но и потому, что Его Жертва принесена однажды и на все времена. Она неиссякаема и покрывает все и всех, так как выше всего. Также Павел отмечает, что в лице Авраама весь народ израильский дал десятину Христу в образе Мелхиседека. В том числе и Левий, по закону не дающий, но принимающий десятину от остальных одиннадцати израильских колен. Мелхиседек, благословляющий Авраама, – это Христос, дающий благословение Своему народу – всем верующим в Него.

http://pravoslavie.ru/111359.html

Для подтверждения этой гипотезы мы находим следующие места в Священном Писании. Так, например, пророчица Девора говорит в своей вдохновенной песне победы: «Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда зеяслась»мля тр. (Суд. 5:4). А в псалме сто тринадцатом мы находим следующие слова: «Иордан обратился назад. Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы» (Пс. 113:3–4). Следы завоевания  Археологи раскопали руины городов Вефиля, Лахиса, Еглона, Давира, Хеврона, которые были разрушены и сожжены Иисусом Навином. Всюду в слое двенадцатого века до н. э. обнаружены следы насилия и пожара. Зато не обнаружено следов пожара и опустошения в городе Гаваоне, что как раз подтверждает библейское сказание. Правда, сомнения возникли в связи с раскопками Иерихона. Руины Иерихона образуют гигантский холм, высящийся на западном берегу Иордана. Результаты проведенных розысков прямо-таки поразительны. Обнаружены толстые крепостные стены, дома, колодцы и могилы, наслоенные в несколько ярусов. Британская экспедиция (1952 г). подтвердила, что Иерихон действительно был разрушен агрессорами, но пепелища и разрушенные части строений находились в слое, который относится к XIV, а не к XIII веку до н. э. Правда, такой точки зрения придерживаются не все ученые. Открыватели Иерихона также считают, что эта крепость могла стать жертвой землетрясения и пожара, доказательством чего служат закопченные груды камней и кирпичей, обугленные куски дерева, а также толстый слой пепла, покрывающий руины самого верхнего культурного слоя. Если мы теперь попробуем соединить на карте черточкой те города, о которых известно, что они были сожжены в XII веке до н. э., то мы получим путь завоеваний Иисуса Навина. Он не завоевал всего Ханаана, но шел по линии наименьшего сопротивления, обходя сильно укрепленные местности. Поход Иисуса Навина, таким образом, скорее имел характер постепенного проникновения в менее заселенные и слабо защищенные части Ханаана. Силом — религиозный центр Израиля  19. В наши дни город, где находилась святыня Израиля, археологами раскопан. Следы большого пожара, найденные здесь, говорят о том, что город был филистимлянами сожжен до основания. Точку зрения археологов косвенно подтверждает книга пророка Иеремии, где сказано: «Пойдите же на место Мое, в Силом., где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля» (7:12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

До плена такой обычай не мог появиться, так как он стоял в прямом противоречии с тем настроением, каким должен быть проникнут первосвященник в день очищения, а также с ясно выраженным предписанием о самом строгом посте в этот день. Правда, это противоречие существовало и после плена. Но дело в том, что еще в первое время после плена еврейские начальники не были такими буквалистами в понимании закона, какими они стали в позднейшее время после плена. Во времена Неемии, напр., евреи руководились еще, так сказать, духом закона. Известно, что по закону ( Лев.23:32 ) праздник продолжался от вечера до вечера. Следовательно, если строго придерживаться буквы закона, вечером в субботу можно работать. Но на самом деле еврейские начальники не позволяли работать в субботу. Неемия говорить о себе: «когда смеркалось у ворот иерусалимских, перед субботою, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы» (13:19). Если же еврейские начальники еще после плена на первых порах не дозволяли работать вечером в субботу, то невозможно допустить, чтобы они устраивали у себя вечер в день очищения, когда был предписан самый строгий пост. Всего вероятнее, обычай устраивать вечер у первосвященника в день очищения появился в позднейшее послепленное время, когда еврейские первосвященники и священники в своих толкованиях закона стали уклоняться от его духа, и привязываться к его букве, стали позволять принимать пищу в день очищения. Нельзя, конечно, думать, чтобы этот обычай сразу стал всегда соблюдаться, лишь только он первый раз появился. Напротив, нужно думать, что он на первых порах соблюдался только иногда, и впоследствии только он стал соблюдаться каждый год. Такое предположение имеет для себя некоторые основания. В Мишне, содержащей фарисейские предания, говорится, что в день очищения не всегда можно было принимать пищу, но только в некоторые дни. Здесь мы читаем: «если день очищения случится в субботу, то жертвенные хлебы вечером разделялись между священниками; а если случится в пятницу, то ели вечером козла дня очищения».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Доказав подлинность 16 гл. кн. Левит, мы в настоящей главе своего исследования ставим себе целью объяснить слово так, как мы только тогда можем изложить и правильно объяснить содержащиеся в 16 гл. церемонии, когда предварительно установим правильное понимание встречающегося в этой главе слова . Слово в священной, еврейской литератур, за исключением 16 гл. кн. Левит, нигде не встречается. В 16 гл. кн. Левит оно встречается только четыре раза, и притом без всяких определений и пояснений, по которым можно было бы судить о его происхождении и значении. Эта неопределенность, а равно неупотребление слова в последующей еврейской литературе, делают его очень трудным для объяснения. Тем не менее, толковники не останавливаются перед объяснением этого слова, не оставляют вопроса о его происхождении и значении открытым, но напротив, всегда стараются, так или иначе, объяснить его. Может быть, вследствие своей трудности слово привлекает к себе внимание толковников с самых древних времен до настоящего времени. Поэтому относительно этого слова составился «целый лес мнений», по выражению одного западного толковника. 51 Свое объяснение слова мы не ограничим изложением только одного того мнения, которое нам кажется наиболее верным. Мы сначала разберем те мнения, которые не могут быть признаны состоятельными. Критический разбор несостоятельных мнений покажет нам, почему мы должны думать именно так, а не иначе, будет служить отрицательным доказательством истинности принятого нами мнения. Для наглядности и для удобства объяснения слова, мы приведем здесь те стихи 16 гл. кн. Левит, в которых встречается это слово. «И бросит Аарон об обоих козлах жребий: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения () , и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех; а козла, на которого вышел жребий для отпущения (), поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения (). И тот, кто отводил козла для отпущения () должен вымыть одежды свои, омыть тело свое водою, и потом может войти в стан» (ст. 810:26).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Другой магазин явно принадлежал мяснику, о чем свидетельствуют кости животных с характерными мерными зарубками для разделки туш. Наконец, одно из зданий, где были обнаружены более дюжины весов с каменными и бронзовыми гирями различных шкал, было своего рода офисом, занимавшимся бухгалтерским учетом. Найденные в этом здании черепки с надписями играли роль своеобразных квитанций об уплате серебром за полученное зерно. Но самое удивительное было впереди. Оказалось, что офис занимал лишь первый этаж, а на втором было… святилище! Красноречивым свидетельством тому стал маленький алтарь из песчаника, заставляющий вспомнить слова пророка Иеремии о домах, на кровлях которых " возносились воскурения Ваалу и возливаемы были возлияния чужим богам " (Книга Пророка Иеремии 32:29). Впрочем, тесное соседство Бога и Мамоны было характерным для филистимлянских городов. Да и само название Ашкелон связывают с денежной единицей того времени, шекелем. Недаром ханаанеяне и филистимляне фигурируют в Библии преимущественно как торговцы. И все же филистимлянский Ашкелон не только торговал, но и производил, и не что-нибудь, а вино. Выявленная раскопками винодельня состояла из трех рабочих помещений, которые перемежались складскими. Прессы для винограда располагались на площадках, покрытых цемянкой и имевших с одной стороны сток, ведущий в чан. В углу самого чана был устроен небольшой слив для мезги. В то время как вино оставляли бродить, сок собирали во фляги, которые ставили в соседние складские помещения. Сосуды с забродившим вином снабжали глиняными затычками со сквозными отверстиями. После разгрома Навуходоносором II Ашкелон какое-то время оставался в развалинах. Некоторое время спустя сюда переселились финикийцы, находившиеся под властью Персидской державы. Персов сменили греки, греков — римляне и византийцы. Затем приходят мусульмане, которых на некоторое время сменяют крестоносцы. Все эти цивилизации оставили свой след в мощных культурных напластованиях Ашкелона. У стен Армагеддона " И Манассия не выгнал жителей Бетшеана и зависящих от него городов, Фаанаха и зависящих от него городов, жителей Дора и зависящих от него городов, жителей Ивлеама и зависящих от него городов, жителей Мегиддо и зависящих от него городов, и остались Хананеи жить в землей сей " (Книга Судей Израилевых 1:27);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

е. если этот жребий вынут левой рукой, они печалились. 172 Предание говорит, будто бы в течение 40-летнего первосвященства Симона Праведного жребий всегда был вынимаем правой рукой. После же его смерти он вынимаем был то правой, то левой. В течение сорока лет, предшествовавших разрушению Иерусалима, жребий будто бы ни разу не был вынут правой рукой. 173 Так как козлы были одинаковы, то нужно было наметить, который козел должен быть принесен в жертву, и который отведен в пустыню. Обыкновенно первосвященник намечал козлов тотчас по вынутии жребиев. Козла, на которого вышел жребий , первосвященник отмечал тем, что на шее его привязывал красную ленту, и затем ставил его на том месте, где убивали жертвенных животных. Козла же отпущения он намечал тем, что клал ему на голову, или привязывал к рогам красную ленту, и потом ставил его на том месте, откуда он должен был быть уведенным в пустыню. 174 После того, как козлы были назначены, первосвященник опять возвращался к своему тельцу, возлагал на него руки, исповедовал над ним грехи и потом убивал его. Второе исповедание над тельцом в общем похоже на первое. Оно читалось так: «О, Господи! умоляю, я провинился, преступил (закон), согрешил пред лицом Твоим, я и дом мой, и сыновья Аарона, народ священный Твой! О, Господи! умоляю, очисти провинности, преступления и грехи, то, в чем я провинился, что преступал и в чем согрешил пред лицом Твоим, я и дом мой и сыновья Аарона, народ священный Твой! Очисти, как написано в законе Моисея, раба Твоего: ибо в сей день очищают вас» и т. д. (16:30). Все присутствовавшие в храме отвечали: «благословенно буди сланное имя царства его во веки вечные». Не все, конечно, указываемые преданием, изложенные здесь подробности относительно приведения ко входу скинии жертвенных животных произошли от Моисея. Многие из них, несомненно, произошли в позднейшее время, и указывают лишь на то, как совершалось приведение животных после плена во время второго храма. Послепленного происхождения без всякого сомнения те исповедания, какие произносил первосвященник при возложении рук на голову тельца, или, по крайней мере, вторая половина этих исповеданий, где приводятся слова Бога к Моисею: «потому что в этот день очищают нас» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Если мы будем считать, что под «верхним прудом» в тексте Писания понимается сам Гионский источник, то, вероятно, именно здесь, в начале этого акведука, Исаия встретил Ахаза ( Ис. 7:3 ). В другом месте ( Ис. 8:6 ) Исаия говорит о «текущих тихо» по этому акведуку водах Силоама (Силоамский источник находится несколько ниже и заимствует воду из источника Пресвятой Девы) и уподобляет их Божьему попечению об Израиле. Этот водопровод отчасти идет по подземным туннелям, отчасти поверху. Соответственно, во время осады он не мог обеспечивать жителей города водой. По этой причине Езекия перекрыл его еще до 701 года до Р.Х. и выстроил вместо него другой туннель (смотрите Главу VII). К этому времени первый акведук, вне всяких сомнений, уже считался старым, однако – так же как и в случае с укреплениями – мы не можем определенным образом датировать его. Соломон во всей Его Славе (961–922 гг. до Р.Х.). При Давиде царство обрело силу, славою же своею оно было обязано Соломону. Давид всегда оставался воином, Соломон же хотел стать богатым, светским, культурным правителем и потому желал, чтобы о «провинциальном» народе услышал весь «цивилизованный» мир. К сожалению, мы очень мало знаем как о нем самом, так и о событиях его жизни. Однако имеющиеся в нашем распоряжении источники позволяют нам судить о строительстве и торговле в период его царствования. Он возвел вокруг Иерусалима новые укрепления, построил дворец, административные здания и Храм. Кроме того, он строил по всей стране «города для запасов» и «города для колесниц, и города для конницы» ( 3Цар. 9:19 ). Он был богатым торговцем, покупавшим и продававшим коней и колесницы: «Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги. Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли все это царям Хеттейским и царям Аморрейским» ( 3Цар. 10:28–29 ). Далее говорится о том, что, установив контроль над всей арабской и африканской торговлей, Соломон при помощи финикийцев выстроил флот, базировавшийся в Ецион-Гавере, в северо-восточном заливе Красного моря к югу от Едома.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010