«В течение долгих веков синагога в Капернауме была погребена под землёй, как и остальные развалины города, – пишет Дейвис. – Кому-то пришла в голову идея восстановить древний храм. Со временем были частично отстроены его стены и вновь поставлены некоторые колонны. И тут случилось неожиданное: архитектор, руководивший работами, вдруг скончался – точь-в-точь, как эмир Альбалид за несколько веков до него умер, не дождавшись строительства своего дворца в Вифсаиде». Итоги судьбы этих трёх обречённых городов подводятся в «Библейском словаре Унтера». «Пророчество о судьбе Капернаума и других неверящих городов ( Матф. 11:23 ) полностью сбылось. Тель Хум, место, где по мнению большинства археологов располагался Капернаум, представляет собой кучу развалин невдалеке от Вифсаиды и Табги. В результате раскопок там была обнаружена синагога третьего века». Дейвис отмечает, что Господь не произнёс ни одного слова о судьбе Тивериады. И действительно, этот город «не раз частично разрушался, но всегда отстраивался заново». «Всякий раз, когда мы приезжали в Тивериаду и в окрестности Моря Галилейского, – добавляет Дейвис, – нас вновь поражала истинность и сверхъестественная вдохновенность Слова Господня. Перед нами лежали руины трёх городов, разрушенных согласно предсказанию Господа нашего, а четвёртый город, Тивериада, над которым не было Его суда, до сих пор цвёл после девятнадцати долгих веков». Рост Иерусалима Поразительное пророчество о грядущем росте Иерусалима было сделано пророком Иеремией в 7 или 6 веке до Р.Х. Писания и датировка (626–586 г. до Р.Х.) Иеремия 31: 38 . Вот, наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни до ворот угольных, 39 . И землемерная вервь пойдёт далее прямо до холма Гарива и обойдёт Гоаф. 40 . И вся долина трупов и пепла, и всё поле до потока Кедрона, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадётся во веки. Разночтение в Библии (прим. ред.). Исполнение Если это пророчество кажется вам расплывчатым, то взгляните на карту, приведенную в конце этой главки. В нашем рассказе мы будем опираться на книгу Дейвиса «Исполненные пророчества и истинность Библии». Дейвис, в свою очередь, использует при анализе брошюру Г.О.Матсона «Путеводитель по Палестине для американцев».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

В том, что погребением израильтянами каменных ножей прообразовалась великая тайна будущего спасения, с Оригеном согласен и бл. Августин: «Каменные ножи были погребены,.. чтобы показать этим глубокую тайну, которая должна была бы принести блага их потомкам» 461 . И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю (24:31). Книга Судей (2:7–13) более подробно и более рельефно изображает контраст между двумя поколениями – поколением Иисуса Навина и следующим поколением. Уже дети тех, кто завоевывал Ханаан «оставили Господа» и вместе с остатками автохтонного населения Палестины «стали служить Ваалу и Астартам» ( Суд. 2:13 ). Старейшины или старцы (,ynqz), упоминаемые здесь – это главы израильских колен и родов. Мишна говорит о том, что именно им умирающий вождь передал Закон: «Моисей получил Закон на Синае и передал его Иисусу, сыну Нуна; Иисус – старейшинам (,ynqz); старейшины – пророкам…» 462 . У Иисуса Навина не оказалось правопреемника – того, кто занял бы его место – место вождя всего Израиля. Книга Судей ярко изображает неприглядную картину того, каким стал Израиль после смерти своего великого предводителя, когда только необходимость вести общие военные действия против внешнего врага и оккупанта сдерживала все усиливавшиеся центробежные силы. В такой ситуации символом единства израильских колен был ковчег со скрижалями завета и, конечно, гробы праотцев, среди которых и кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта и схоронили в Сихеме (24:32). Книга заканчивается упоминанием о смерти первосвященника Елеазара. Умер и Елеазар, сын Аарона, и похоронили его на холме Финееса, сына его, который дан ему на горе Ефремовой (24:33). Библейская археология не может пока локализовать это место, могила Елеазара остается неизвестной. Книга Иисуса Навина описывает исполнение тех обетований Божиих, которые мы находим в книге Бытия, обетований, данных Аврааму, Исааку и Иакову. Израиль живет в земле праотцев, где погребены и их кости. Господь оказался верен Своим обещаниям, Своему завету с Авраамом и его потомками. Насколько будет верен завету с Господом Израиль – покажет дальнейшая история этого народа, история домостроительства нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю. Имеющий ухо (слышат) да слышит, что Дух говорит церквам. Иисус Христос опять обращается к Церкви на языке, предполагающем суверенный суд. Глаза, как пылающий огонь и испытывающие мысли и сердца, ноги, как раскаленный металл – это библейские образы нерушимой силы, выражающие безусловную, т.е. неполитическую власть над миром. Этот образ принадлежит ап. Иоанну в особенности из-за преобладания у него темы мессианской войны. Такая власть обозначается ношением жезла, или скипетра, образ которого ассоциировался также и с пастырем, оберегающим свое стадо. Власть эта изначально исходит от Отца, а не от какого-нибудь тирана, и назначение ее – в защите и спасении стада и в уничтожении врагов. Другая награда, т.е. утренняя звезда, – это намек на яркую планету Венеру, бывшую древним символом блистательного правления и победы над противниками. Позже этот символ дан как атрибут Самого Иисуса, так что здесь утренняя звезда ассоциируется с причастностью той власти, которая Ему принадлежит по исключительному праву. Хотя фиатирцы и обладают главными христианскими добродетелями любви, веры, надежды и стойко проявляют их в деле служения, у общины, тем не менее, есть существенный изъян. Достоверно известно, что город был крупным торговым и промышленным центром. В ходе археологических исследований выявилось, что в Фиатире было много ремесленных гильдий, своего рода кооперативов, в которые объединялись для защиты своих коммерческих и бытовых интересов представители определенных ремесел – сукновальщики, кожевники, бронзовых дел мастера, прядильщики, красильщики, горшечники, пекари и работорговцы. Найденные в городе монеты отображают эту особенность: с одной стороны изображалось какое-то божество, с другой – мастерская или цех местных ремесленников. Коллегии (гильдии) объединяли лиц одной профессии – только такие союзы в рамках какой-либо официальной религии допускались римской властью и для производства и для сбыта продукции. В надписях гильдии называются «священными или священнейшими» (греч. Ιερς, ιερτατος), явно указывая на религиозный характер этих профессиональных объединений. В этом, по-видимому, и заключались опасность Фиатирской церкви. Отказаться примкнуть к такой гильдии означало пожертвовать всяким уважением в деловых кругах, стать кустарём-одиночкой и даже не иметь рынка сбыта своего товара (место на рынке могла получить только гильдия) (Fatih Cimok. A Guide to the seven Churches. – Istanbul. – Turkey, 2009. – P. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Виноград в Египте. Когда Иосиф оказался в египетской темнице (по причине ложного обвинения), Бог пребывал с ним ( Быт.39:21 ), и ему была дарована способность толковать сны. Однажды сосед Иосифа по темничной комнате, главный виночерпий царя, рассказал свой сон этому иудею, человеку Божию. Виночерпий сказал: «… вот виноградная лоза предо мною; На лозе три ветви. Она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды. И чаша фараонова в руке у меня. Я взял ягод, выжал их в чашу фараонову …» ( Быт.40:9-11 ). Следовательно, библейское повествование понятно говорит о том, что египтяне выращивали виноград. Однако, нашлись такие люди, которым показалось, что они знают лучше, и поэтому они объявили, что рассказ Моисея ошибочен. В интересной книге «Исторические иллюстрации Ветхого Завета» Джордж Роулинсон, преподаватель древней истории в Оксфорде, упоминает, что Геродот, известный как «отец древней истории», отрицает существование винограда в Египте» (и.77). Более того, он говорит, что Плутарх утверждает, что вино в Египте стали употреблять только во времена царствования Псамметиха (спустя столетия после смерти Иосифа). Но Роулинсон цитирует сэра Г. Вилкинсона о том, что «вино в Египте повсеместно употреблялось богатыми, а пиво заменило его на столах бедняков, но не потому, что в стране не было винограда, а от того, что пиво было дешевле». В книге доктора Генри Риммера «Мертвые рассказывают истории» есть фотография фрески, на которой изображен египетский пир с вином. Одна из частей фрески «изображает знатную женщину, которая нарисована со своим рабом, держащим серебряный кубок, в то время как она изрыгает излишнюю жидкость, которая вступила в противоречие с более достойными элементами пира!» Конечно, сегодня подобная критика Ветхого Завета умолкла. В одной недавней работе сказано: «Живописные рисунки, обнаруженные на стенах в египетских гробницах, описывают различные стадии изготовления вина, а надписи и скульптуры свидетельствуют о важности вина». Фактически, за последние несколько десятков лет археологи обнаружили определенное количество примечательных подробностей в повествовании в Книге Бытия о пребывании Иосифа в Египте, которые соответствуют реальным историческим обстоятельствам того периода. Доктор Клиффорд Уилсон посвятил этим вопросам целую главу в одной из своих книг, и он пишет: «Это такие моменты, которые сами по себе, возможно, покажутся незначительными, но когда они так многообразно умножаются, мы снова и снова приходим к осознанию того, что Библия это удивительно точный учебник по истории».

http://azbyka.ru/izuchenie-biblii-v-svet...

Во время войны Ассирии с Вавилоном (652–648) царь скифов Мадиес (Мадий) подчинил себе мидян, а затем ворвался в Малую Азию. Благодаря помощи скифов ассирийцы в 626 году освободили Ниневию, осаждённую мидянами. Вскоре в Ассирии начались фатальные события, быстро приведшие её к гибели; скифы сыграли в них решающую роль. За время своего господства в Передней Азии скифы накопили баснословные сокровища. В конце XVII века до Петербурга дошли слухи, что в Южной Сибири, между Уралом и Алтаем, рыщут банды грабителей, которые выкапывают из курганов сказочные сокровища в виде золотых и серебряных предметов. Царь Петр I (1672–1725) приказал покончить с разбоем, отобрать находки и переслать их в Петербург. Ныне это прославленная на весь мир коллекция «Скифское золото», которая является гордостью петербургского Эрмитажа с.186]. Следы пребывания скифов в виде многочисленных курганов, хранящих поразительное количество предметов из золота, серебра, электра (сплав золота и серебра) и янтаря, находят сегодня помимо России также в Венгрии, Болгарии и Румынии. И кто знает, может быть, под одним из таких курганов археологам удастся обнаружить бесценные художественные изделия, которые скифы вывезли из разграбленной ими столицы Ассирии – Ниневии. Мы находим в Библии ещё одно описание диких, воинствующих скифских племён – у пророка Иезекииля (гл.38–39). Хотя он писал намного позднее Иеремии и предсказание последнего о Вавилонском плене уже исполнилось, можно предположить, что в ранней молодости он стал свидетелем скифского нашествия. Варварские орды он изобразил под именем «Гога в земле Магог» (38:2), с ним же, по словам пророка, «Гомер со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с (ним)» (ст.6). «И поднимешься, как буря, пойдёшь, как туча, чтобы покрыть землю, – ты и все полчища твои и многие народы с тобою... И ты задумаешь злое предприятие и скажешь: поднимусь я на землю не ограждённую, пойду на беззаботных, живущих беспечно... чтобы произвести грабеж и набрать добычи, наложить руку на вновь заселённые развалины и на народ, занимающийся хозяйством и торговлею... И пойдёшь с места твоего, от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное... И выведу тебя от краёв севера и приведу тебя на горы Израилевы. И выбью лук твой из левой руки твоей и выброшу стрелы твои из правой руки твоей... И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле... и похоронят там Гога и всё полчище его...» (38:9–12,15. 39:2–3:11).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Впрочем пребывание в кущах должно было напоминать не о лишениях беспокойной кочевой жизни в пустыне и не о трудностях, которые народ переносил во время своего странствования; потому что лишения и нужды не могли же служить предметом радости. 686 В самом св. Писании куща (Sukka) представляется символом не лишений и опасностей, но – защиты, охранения и покрова от зноя, дождя и бури ( Пс.26:5; 30:21 ; Ис.4:6 ). Иегова поселяет в кущах свой народ во время его странствования «по пустыне великой и страшной, где змеи, василис и, скорпионы среди мест сухих, на которых нет воды» ( Втор.8:15 ), 687 и это было доказательством отеческой заботливости Иеговы, Его верности Своему завету. И Израиль, живя в кущах в течение этого праздника, должен был воспоминать об этой заботливости Иеговы о народе, и живое сознание о ней постоянно сохранять во всех грядущих своих поколениях. Самые кущи, устроявшияся в этот праздник, делались не из тощих кустарников пустыни, но из ветвей фруктовых деревьев с находившимися на них плодами, а также – из ветвей пальм и других густолиственных деревьев, которые производила «земля, добрая, земля, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, земля, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья и деревья масличные» ( Втор.8:7 и д.) и которые таким образом живо изображали преизбыточествовавшую полноту того благословения, каким Иегова осчастливливал народ свой. Пребывание в кущах имело целью привести в сознание народа израильского чувство этой полноты благословения и обильного блаженства, чтобы он, живя в стране, где он не в скудости ел свой хлеб и не имел ни в чем недостатка, где выстроил прекрасные дома и жил в них, в земле, в которой у него всего было много: крупного и мелкого скота, и золота и серебра ( Втор.8:9,12,13 ), – не говорил в сердце своем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но чтобы всегда помнил, что Иегова, его Бог, даровал ему силу приобретать богатство (ст. 17. 18), и следовательно – чтобы не надмевал сердца своего и не забывал Иеговы, Бога своего, Который вывел его из земли Египетской, из дома рабства (ст. 14). В сравнении с этим «домом рабства» пребывание в кущах даже и во время тяжелого странствования в пустыне служило уже выражением свободы и счастья. Но если кущи эти строились из таких ветвей, которые сами собою изображали богатство и изобилие благ земли Ханаанской, данной в наследие народу израильскому; то нельзя не согласиться, что более наглядным образом возбуждать и питать в народе чувство счастья и довольства, чем это делалось в праздник кущей, едва ли возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Все, чтó не особенно грозило этой опасностью, он старается, по крайней мере, представить более естественным, – не замалчивает совершенно и не извращает настолько, чтобы с намеками на чудесность не оставалось считаться. Дальнейшие характерные образчики данного рода мы увидим сейчас же в его описании завоевания земли Обетованной. Так, камнеобразный град, решивший Гаваонское сражение к пользу Израильтян 321 , обращается у него просто в град, крупнейший обыкновенного (χαλζης καταφορ μεζονος τς συνθους), и чудесное продолжение дня («Бог продлил день») едва упоминается с простой отсылкой к «писанию, соблюдаемому в хранилищах храма». 322 Время Судей Иосиф более склонен, кажется, относить к числу мрачных страниц Библейской Истории. Это было время упадка общенародного духа и нравственности, и – вместе – временем бедствий, за которыми, впрочем, Иосиф не «прежде всего» признает воспитательное значение в том смысле, в каком это дается многими местами Библии. «Израиль… сделал Хананеев данниками, но… не изгнал их ( Суд.1:28 ); Господь попустил это, «чтобы искушать ими Израиля, станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет (2:22)». К стыду Израиля опасения, оправдались: они «служили богам их (пощаженных народов – 6 ст.), и сделали… злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога Своего» (7 ст). «И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки… и служили сыны Израилевы… восемь лет» (8 ст). «Тогда возопили… к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынов Израилевых, который спас их» (9 ст.), и т.п. несколько раз. Иосиф более «человекообразно» понимает эту трагедию на основе измены Иегове, и в числе причин бедствий Израиля полагает «обогащение, расслабление, роскошь и сладострастие Израиля, и – пожалуй – нечто в роде «отвычки» воевать после предпочтения войны с Хананеями простому данничеству их; – причины, как видим, шаблонные, если можно так выразиться, обусловливающие вообще ослабление устоев и падение всех политических и гражданских обществ, но в данном случае далеко недостаточные.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

всесожжения утренние и вечерние. И совершили праздник Кущей, как предписано, с ежедневным всесожжением в определенном числе, по уставу каждого дня» ( Езд.3:2 −4). О праздновании дня очищения, которое должно быть предшествовано празднованию праздника Кущей, он ничего не говорит. Равным образом ничего не говорит о праздновании дня очищения и Неемия, когда рассказывает об обнародовании Ездрой книги закона (гл. 8). Он повествует, что когда старейшины из всего народа собрались во второй день месяца Тишри к священнику Ездре, то «нашли написанное в законе, который Господь дал через Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах, и потому объявили и провозгласили по всем городам своим, чтобы сделать кущи по написанному. Все общество возвратившихся из плена, сделало кущи и жило в кущах» (ст. 14, 15:17). Старейшины, по славам Неемии, нашли в законе указание только на праздник Кущей, и потому тотчас объявили народу о праздновании этого праздника. Относительно дня очищения, который праздновался 10-го дня, они ничего не говорят. В 24-й день этого месяца, был установлен национальный пост для всех сынов Израиля ( Неем.9:1 −3). Таким образом, «большой пост дня очищения, без всяких других церемоний, мог праздноваться на 24-й день седьмого месяца после праздника Кущей, непосредственно после прочтения закона. Для празднования 10-годня не остается места». 6 Пророк Захария также не упоминает о дне очищения. И даже мало того. Пророк Захария не только не упоминает об этом дне, но даже дает прямое, по мнению отрицательной критики, указание на то, что день очищения совсем не существовал до плена. Дело в том, что существенной особенностью дня очищения был пост. Между тем, пророк Захария свидетельствует, что евреи начали поститься в седьмой месяц только со времени плена. «И было ко мне слово господа Саваофа: скажи всему народу земли сей, и священникам, так. Когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже 70 лет, для Меня ли вы постились?» (7:4−5). И кроме того, пост, который евреи проводили во время плена в слезах, скоро должен был сделаться, по словам пророка, радостью, совершаться в радостный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Американский ученый доказал факт существования 53-х лиц, упоминаемых в Ветхом Завете 06.09.2017 Доцент университета Пердью Лоуренс Микитюк, специализирующийся на истории иудаизма, начал свои исследования в 1990-х годах. Он принялся анализировать материалы археологических экспедиций в поисках свидетельств об исторических лицах, упомянутых в Библии , сообщает Rublev.com со ссылкой на Christian News. «В то время как одни ученые, полагая руку на Библию и принося на ней присягу, верят в саму Библию, другие, ученые-ревизионисты, отвергают ее историчность, заявляя, что это — ”творческое сочинение”. Я ищу конкретные, объективные доказательства вне Библии, которые помогли бы создать прецедент», — цитирует издание заявление ученого, распространенное в недавнем пресс-релизе университета. Л. Микитюк полагает, что подтвердить историчность той или иной библейской личности возможно, только в случае, если три идентифицирующих признака — имя человека, его отчество и звание (сан или должность) — совпадают с внебиблейскими историческими источниками, например, содержатся в древних письменных памятниках. «Иногда трехступенчатый процесс верификации не требуется. Это происходит в тех случаях, когда мы знаем, что личность, о которой упоминается в древних памятниках, и личность, о которой говорит Библия, связаны с единичным событием или обстоятельством», — пояснил исследователь. В качестве примера он привел личность Ахава, царя Израильского царства в 873—852 годах до н. э. Известно, что он был участником знаменитой битвы при Каркаре (853 г. до н. э.), о котором упоминают ассирийские летописи. «Его ассирийский враг писал об “Ахаве израильтянине”, одном из царей, с которыми он сражался в этой битве. Поэтому Ахав, царь Израиля, о котором говорится в Библии, и Ахав, царь израильтянин в битве при Каркаре, упомянутый в ассирийском памятнике, — это один и тот же человек», — отметил американский историк.

http://drevo-info.ru/news/22744.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Верблюдов в Книге Бытия назвали " выдумкой " авторов 13.02.2014 Исследование, проведенное израильскими учеными из Тель-Авивского университета, показало, что люди приручили верблюдов только в 10 веке до Р.Х. На основе полученных данных ученые сделали вывод, что верблюды, которые встречаются на страницах Книги Бытия , являются анахронизмом. Как говорится в пресс-релизе на портале университета, внимание на хронологическую неточность обратили археологи Ирез Бен-Йозеф и Лидар Сапир-Хен. Вычислить примерное время, когда человек приручил верблюда, им удалось при помощи радиоуглеродного анализа, которому они подвергли ископаемые находки в пустыне Арава. Проанализировав радиометрические данные, как рассказала The National Geographic Лидар Сапир-Хен, они поняли, что в домашнем хозяйстве люди начали использовать верблюдов приблизительно в период с 930 по 900 год до нашей эры. Следовательно, говорит исследовательница, описания верблюдов, неоднократно встречающиеся в Книге Бытия, представляют собой выдумку авторов. В Книге Бытия, которая является первой в Ветхом Завете и всей Библии, рассказывается о сотворении мира и человека. О животных, привлекших внимание ученых, там говорится несколько десятков раз. " И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора, и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды " , - говорится, к примеру, в 24 главе Книги Бытия . Описанные библейские события, по мнению историков, на самом деле относятся примерно к 2000-1500 годам до нашей эры, что было задолго до того времени, когда человек догадался использовать верблюдов себе на пользу. Наиболее распространенная версия среди ученых о том, почему же в начале Священного Писания встречается описание верблюдов, гласит, что авторы Книги Бытия при ее создании или переписывании просто заимствовали некоторые подробности из окружающей их действительности, отмечает газета The New York Times. Согласно социологическому опросу, проведенному в 2011 году, более половины жителей земли (51%) верят в Бога. При этом треть (28%) от общего числа всех верующих придерживается библейской версии происхождения мира и человека. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 13.02.2014 17:22:21

http://drevo-info.ru/news/16678.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010