Б). Слабые стороны мнения Орта о единстве, а следовательно, и подлинности 16 главы кн. Левит, скоро были замечены самой отрицательной критикой, и поэтому это мнение было отвергнуто. Иное решение вопроса о единстве и подлинности 16-й главы, предложил Бенцингер. По мнению этого критика, содержащая постановления относительно дня очищения, не имеет единства и последовательного расположения частей. Так, прежде всего, во 2-м стихе, мы находим повеление, «чтобы Аарон не во всякое время входил в святилище за завесу». Естественно ожидать противоположения, т. е. указания времени, когда можно входить во Святое Святых, но такое указание не дано тут же, а дано только в 29-м и 34-м стихах. Далее, в 6-м стихе, Аарону предписывается принести тельца в жертву за грех за себя и за дом свой, а в 11-м стихе предписывается принести в жертву за грех того же самого тельца. Нельзя выражение , понимать только в смысле: «приведет» для принесения жертву. Такое понимание этого выражения было у того лица, которое в 11-м ст. прибавило: «и заколет тельца в жертву за грех за себя».Но это понимание мало помогает делу, так как все-таки остается необъясненным странное буквальное сходство 6 и 11 стихов. Притом же, это понимание несостоятельно. Стоящее в 6-м стихе выражение: «почистит себя и дом свой», с несомненностью указывает на то, что 6-й стих предписывает принести в жертву тельца, а не привести только для жертвоприношения. Очищение могло быть совершено только через принесение в жертву, а не через приведение для жертвоприношения. Кроме этой трудности в объяснении происхождения 6-го и 11-го стихов, трудность представляет еще то, что в них очищение является условием для входа во Святое Святых, между тем, в ст. 14 и сл., очищение является следствием вхождения во Святое Святых и кропления там кровью. И во всей вообще церемонии дня очищения лежит тенденция, что только кропление кровью имеет очистительное значение, а согласно 6-му и 11-му стихам, между тем, очищение может быть совершено жертвою за грех без кропления кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

" Было еще сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов. И он поносил Израильтян; но его убил Ионафан, сын Сафая, брата Давидова. Эти четыре были из рода Рефаимов в Гефе, и они пали от руки Давида и слуг его " (2 Книга Царств 20-22); " И сказал священник: вот меч Голиафа Филистимлянина, которого ты поразил… И встал Давид, и убежал в тот же днь от Саула, и пришел к Анхусу, царю Гефскому… " (1 Книга Царств 21:9, 10); " Тогда выступил в поход Азаил, царь Сирийский, и пошел войною на Геф, и взял его… " (4 Книга Царств 12:17). Библейский Гат знаменит прежде всего как родина незабвенного Голиафа, великана-филистимлянина, побежденного Давидом (1 Книга Царств 17). Конечно, сам сюжет о поединке Давида и Голиафа — легенда. Во второй Книге Царств говорится о том, что Голиафа убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, а в сражении в самом Гате неназванный шестипалый филистимлянин пал от руки Ионатана, племянника Давида. Существует и вариант этой истории в Первой Книге Паралипоменон, где Елханан поразил Лахмия, брата Голиафа (1 Паралипоменон 20:5). Легендарная, в целом, история содержит одно важное упоминание для определения местоположения древнего Гата: после того, как Давид убил Голиафа, израильтяне преследуют филистимлян до Гефа и Екрона (Аккарона) (1 Книга Царств 17:52). Города эти, следовательно, находились рядом. Гат, по всей видимости, был одним из самых больших и наиболее важных городов страны филистимлян — Палестины. На протяжении многих веков Европа была обязана сведениями о филистимлянах исключительно Библии. " Philistine " ( " филистер " ) — интернациональное нарицательное обозначение " тупой, прозаической, часто дотошной личности, которая руководствуется скорее материальными, чем духовными или художественными ценностями " . Очевидно, что эта характеристика исходит из библейских описаний филистимлян, которые оказались в числе самых непримиримых врагов Израиля. Открытия двадцатого столетия заставили взглянуть на культуру этого народа иначе. Как оказалось, она во многом превосходила культуру израильтян. Это был один из т.н. " народов моря " , упоминаемых в египетских источниках. В восточном Средиземноморье они появились в конце Бронзового века (примерно 1200-е годы до н.э.). Потерпев неудачу в попытке захватить Египет, филистимляне обосновались в Ханаане, по предположению ряда исследователей, как египетские наемники. После попытки расширить свою территорию на внутренний Ханаан, отраженной в библейских текстах, они в начале X века были вытеснены, возможно, царем Давидом, в юго-западную прибрежную полосу Ханаана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Быт.25:6 вместе с Хеттурою причислена к pilagschim Авраама, таковы служанки жены Иакова, одна из которых Быт.35:22 прямо называется наложницею; 2) служанки купленные ( Исх.21:7 и д.), или захваченные во время войны пленными ( Втор.21:10–14 ), или наконец, 3) жены, приобретенные покупкою, с которыми соединялся потом муж беъ дальнейших формальностей (без подарка невесте, и без брачного торжества) независимо от того, были ли они или нет его рабынями,–такова наложница одного левита в кн. Суд.19:1 и д. Слич. Заальшутца, Mos. R. стр. 750 и д. 880 Обесславленная девица подвергается в этом случае тому же самому наказанию, как и ее соблазнитель, «потому что она не кричала в городе», т. е. не спасала своей невинности призыванием на помощь ( Втор.22:24 ). Напротив если она была схвачена мужчиною и обесчещена на поле, где не было по близости других людей, которые могли бы придти к ней на помощь, то должен был умереть только мужчина, как насильственный соблазнитель, но девица, как невинная, должна была остаться без наказания (ст. 25–27). 881 Только за сообщение с рабынею, назначенною для другого мужа, было простое наказание, как месть, а самое сообщение примирялось жертвою греха, слич. там. 1 стр. 221.–Впрочем муж в Израиле подвергался наказанию (так как он мог свободно вступать в брак более, чем с одною женою и кроме жены мог иметь еще наложниц) за нарушение супружеской верности только тогда, когда вступал в половое общение с женою или с пользующеюся правами жены обрученною невестою другого. Половое же смешение с (необрученною) девицею считалось за блуд и разврат только в том случае, когда мужчина не хотел взять ее в жены или наложницы. 882 Втор.24:1–4 гласит: «если таким образом кто возмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в его глазах, потому что он встретит в ней нечто неприятное, и напишет ей разводное письмо и даст его в ее руки и отпустит ее из своего дома и она выйдет из его дома и пойдет и сделается женою другого мужа, но и другой муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо и даст его в ее руки и отпустит ее из своего дома, или же умрет другой муж, который взял ее в жену: то первый муж, отпустивший ее, не может снова взять ее себе в жену, после того как она осквернена; ибо это мерзость пред Иеговою» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Быт. 38:8 ), по которому деверь, в случае смерти брата бездетным, брал его жену для восстановления семени брата, а отчасти в заботах о чистоте народных нравов, которой могло угрожать изобилие бездетных свободных и в то же время имущественно состоятельных вдов, установил особый закон о левиратном браке 169 , иначе – закон ужичества. По сему закону, если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за чужого человека, но ее деверь должен был взять ее себе в жену и жить с нею, с тем, чтобы родившийся от нее первенец оставался с именем умершего брата. Если же деверь не захочет взять невестку, то она имела право обжаловать его отказ перед старейшинами, которые должны призвать ее деверя и уговорить. В случае решительного отказа с его стороны, невестка снимала обувь с его ноги и публично плевала ему в лицо со словами: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему (у Израиля)». С того времени такой человек получал в народе прозвище: дом разутого (халуц) ( Втор. 25:5–10 ; Antiquit. jud. IV, 8, 23; 1 Ср. Мф. 22:24–27 ). Впоследствии кроме деверя закон о левирате простирался также и на других ближайших родственников умершего мужа вдовы (ср. Руф. 3:9, 12, 13. 4 ). Но действию этого закона по-видимому не подлежали первосвященники ( Лев. 21:13 и д.) и старцы, потерявшие надежду на деторождение. Вообще же этот закон соблюдался у евреев довольно последовательно, и, как справедливо догадываются экзегеты, из его применения объясняется различие в названии некоторых лиц в родословии Иосифа Обручника между евангелистами (ср. Мф. 1:1–16 и Лк. 3:23–38 ), так как один евангелист следовал списку официальному, а другой реальному. Многоженство в древности было всеобщим явлением на востоке, оно рано возникло и у евреев (ср. § 60) и вследствие их страстного темперамента, как показывает история судей ( Суд. 8:30; 10:4; 12:9, 14 ) и царей ( 2Цар. 12:8 ; 3Цар. 9:3 ), укоренилось у них очень прочно. Законодатель, снисходя к слабости еврейского народа, не запретил многоженства, а только несколько урегулировал это явление в жизни народа ( Исх. 21:9–10 ; Втор. 21:15–17 ) 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

В главах 3 и 4 мы кратко рассмотрим иудейский мир таким же образом, как в прошлой главе рассматривали мир языческий: отметим диапазон иудейских представлений о жизни после смерти, в частности, о воскресении (т.е. будущей жизни после промежуточного смертного состояния), во времена Иисуса и ранней Церкви. Поскольку значительная часть Ветхого Завета вообще не говорит о загробной жизни и уж тем более о воскресении, необходимо принять во внимание более широкий контекст: каковы были в целом надежды и чаяния древних израильтян? Все эти вопросы мы теперь предъявим релевантному материалу (большей частью текстам, но и археологическим данным) 355 . Затем (глава 4) мы обратимся к иудейским верованиям I века и посмотрим не только новые тексты, созданные в эпоху Второго Храма, но и толкования Ветхого Завета (например, кумранитами и в Септуагинте). Глава 3 нас к этому подготовит: тут мы рассмотрим ключевые библейские тексты, которые составляют основу всех последующих разновидностей иудаизма. 2. Усопшие вместе с предками (i) Почти небытие Многие места Ветхого Завета наводят случайного читателя на мысль, что представления Древнего Израиля о жизни после смерти не особенно отличаются от представлений Гомера, – и это простительно: …Ибо в смерти нет памятования о Тебе: в Шеоле кто будет славить Тебя? 356 Мертвые не восхвалят ГОСПОДА и все, нисходящие в могилу 357 . …Прах ты и в прах возвратишься 358 . …Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою 359 ? …Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил [меня]… Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя,

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

В день очищения за грех народа приносили не одного козла, а двух козлов. Всесожжение от лица народа было обычное ( Лев.23:18 ; Чис.7:15; 28:11; 29:2 ). Центр всех церемоний дня очищения составляли церемонии тельца и двух козлов, так как кровью этих животных совершалось очищение от грехов. Церемонии эти начинались с того, что первосвященник брал тельца и приводил ко входу скинии. «И принесет (лучше, приведет) Аарон тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой». 165 В 16 гл. мы не находим подробных указаний, как совершалось приведение ко входу скинии тельца, предназначенного для очищения первосвященника и его дома. Но иудейское предание очень подробно говорит об этом приведении. По иудейскому преданию первосвященник брал тельца и ставил его передом на юг, а голову поворачивал на запад, по направлению к святому святых. 166 Затем он клал обе свои руки на голову тельца, и обративши лицо на запад, исповедовал грехи свои и своего дома, т. е. всего священства. Он говорил: «О, Господи! умоляю, я провинился, преступил (разум. закон), согрешил пред лицом Твоим, я и дом мой! О, Господи! умоляю, очисти провинности, преступления и грехи, то, в чем я провинился, что преступил и в чем согрешил пред лицом Твоим я и дом мой! Прости (очисти), как написано в законе Моисея, раба Твоего, где сказано: ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним». Все присутствовавшие на возглас первосвященника отвечали:«благословенно буди славное имя царства его во веки вечные». 167 Оставив тельца, первосвященник обращался к двум козлам. «И возьмет (Аарон) двух козлов, читаем в 16 гл., и поставит их пред лицом Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения () и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения () поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения» (, 710) 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

В долине Междуречья во времена расцвета халдейско-вавилонской цивилизации были выстроены огромные ступенчатые башни – зиккураты. «Халдейские жрецы наблюдали с этих башен звездное небо и вычерчивали карты расположения небесных светил. Они верили, что Солнце, Луна, планеты и звезды – божества, способные магически повлиять на судьбу мира и каждого человека в отдельности, и считали, что если им удастся понять и предсказать движение небесных светил, они смогут предсказывать будущее. Астрологию такого рода называют вульгарной, или примитивной, астрологией. Главный принцип вульгарной астрологии в том, что положение вещей на земле и тенденции развития событий соответствуют конфигурации небесных тел. Астрологические воззрения религии Ханаана, представлявшей собой ответвление религии Междуречья, были тесно связаны с поклонением таким божествам, как Ваал (Бел, Молох), Астарта (Иштар) и Ремфан, отождествлявшимся соответственно с Солнцем, Луной и Сатурном» (Библейская энциклопедия). Были обнаружены тысячи черепов младенцев, которых в Вавилоне приносили в жертву звездным божествам Археологи проводили раскопки в тех местах. И ими были обнаружены тысячи черепов младенцев, которых приносили в жертву этим звездным божествам. В религии вавилонян был такой принцип: высчитывать по звездам, кто из детей угоден богам и кто им не угоден. Одних приносили в жертву как неугодных и бесполезных для общества, других – чтобы задобрить богов и отвести их гнев. Как и что совершать и в какое время, зависело от расположения звезд. И, как свидетельствуют таблички вавилонян, при этом убиении творились оргии по принципу «кто кого поймает». О причине такого безумия пишет апостол Павел в Послании к Римлянам: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.

http://pravoslavie.ru/101186.html

в) Мужчина, имеющий истечение. «Если у кого (мужа) будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист. Когда течет из тела его истечение, и когда задержано в теле его истечение его»; 433 он нечист, во все время истечения, и оскверняет не только всякую постелю, на которой он ляжет, всякую вещь, на которой сядет, всякую телегу и всякий сосуд, глиняный или деревянный, которого он коснется, но и все лица, которые касаются его, или его постели, или вещей, на которых он сидит, или того, что под ним лежит, даже те лица, которых он касается не омытыми руками, или на которых падет его слюна, – все они нечисты до вечера и должны омыться и измыть свои одежды. Оскверненные вещи должны быть вымыты, глиняные сосуды разбиты, деревянные омыты водою. Когда пройдет истечение, выздоровевший должен отсчитать еще семь дней для очищения, потом снова измыть свои одежды, омыть свое тело в ключевой воде, и тогда он будет чист. В восьмой день он должен принесть двух горлиц или молодых голубей, – одну птицу в жертву греха, а другую во всесожжение, чем священник очищал его пред Иеговою от его истечения ( Лев.15:2–15 ). В) Родильница при рождении мальчика нечиста семь дней, а при рождении девочки две недели (14 дней), как и находящаяся в менструации. Кроме того она должна оставаться в крови своего очищения, не касаться ничего священного и не приходить к святилищу в первом случае еще 33 дни, а во втором 66 дней. По окончании дней очищения своего, она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву греха; в случае бедности – только двух горлиц или двух молодых голубей. Тогда священник очищал ее, и она объявлялась чистою от тока своей крови (megor damim, буквально: источника кровей) ( Лев.12:2–8 ). § 57. Цель и значение левитских очищений Все постановления о нечистотах и их очищениях относятся к одному определенному кругу телесных или физических состояний и отношений, в основе которого лежит одно и то же начало. Это – не предписания к поспешествованию чистоте, благоприличию и благопристойности, не полицейские законы сохранения телесной жизни против заразительных болезней или вредных для здоровья влияний; 434 это – религиозные предписания, содействующие освящению и святой жизни в Боге. Освящение находит для себя противодействие в грехе; жизнь уничтожается смертью, вводимою грехом. Грех проникает всего человека; он оскверняет не только душу, в которой он коренится, удаляя ее от всесвятого Бога, но оскверняет и тело, в котором он распространяется и которое обращает в перст смертную. Омертвение и разложение обнаруживают это действие греха в теле. Разложение тела после смерти есть разложение в теле нечистого существа греха и как такое есть нечистота, которая должна быть удалена от израильтян, призванных к освящению жизни в завете с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В процессе многолетних исследований и археологических раскопок ни разу не было получено доказательств ошибочности Библии. Какие бы события эта книга ни предсказывала, они всегда свершались. Если сравнить многочисленные неудачи астрологии в предсказаниях будущего с надежностью библейских пророчеств, она оказывается в проигрыше. Моисей оставил нам правило, касающееся предсказаний: «И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей – не бойся его» (Втор., 18:21-22). Моисей отмечал, что Божий пророки никогда не ошибались, предсказывая будущее. Следовательно, мы легко можем распознать лжепророка. Предсказатель, произнесший хотя бы одно неисполнившееся пророчество, является лжепророком. Астрологи неоднократно ошибались, предсказывая будущее. Это означает, что по Закону Моисееву, они являются лжепророками. Астрология превращает человека в машину Астрологи изображают человека игрушкой звезд, которые управляют всеми сторонами его жизни. Эта «наука» в конечном счете сделала бы нас рабами астрологов. Они контролировали бы наши браки, выбор профессии и даже войны. Астрологи указывали бы нам, когда и какие делать операции, и возлагали бы вину за все душевные болезни на звезды. Они даже указывали бы супругам, когда им следует заниматься любовью, а фермеры ждали бы, когда астрологи скажут им, что и когда сажать. Астрология, в конечном счете, привела бы к крушению разума, смысла жизни и любви. Как отличается от всего этого библейский взгляд на человека! Библия утверждает, что мы созданы по образу и подобию Божию. Создав человека, Бог поставил его управлять всей землей и дал ему власть над животными. Человек мог господствовать над Вселенной: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину, сотворил их. И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт., 1:27-28).

http://sueverie.net/astrologiya-i-xristi...

В своей работе «Язычество Древней Руси» он пишет про найденный эмалевый образок XIII века с изображением Иисуса Христа и надписью: «ИС ХР Азъ есмь свет». Ученый считает, что данный образок свидетельствует о почитании языческого божества Дажьбога. При этом Рыбаков то ли не знает, то ли специально умалчивает, что слова «Азъ есмь свет», это прямая евангельская цитата ( Ин. 8, 12 ). При чем здесь Дажьбог, если на образке изображен вполне узнаваемый иконописный образ Христа, написано «ИС ХР» и дана краткая евангельская цитата? Однако ответа академик не дает. В той же работе он пишет: «Прекрасным примером христианско-языческого двоеверия являются известные амулеты-змеевики». Но такие амулеты получили распространение лишь после Крещения Руси, как правило, на них было изображение Богородицы, святого или ангела, а на обратной стороне изображение змей, отсюда и возникает их название. Изображение исцеляющего змея – это библейский ветхозаветный образ. «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» ( Числ. 21, 8–9 ). Что здесь от славянского язычества? Конечно, здесь мы разобрали далеко не все псевдоисторические мифы, однако принцип везде один и тот же. Необходимо просто хорошо знать настоящую, неискаженную историю и на основе исторических фактов оспаривать неоязыческие фантазии. Современные профессиональные историки написали немало книг, которые можно с успехом использовать в полемике с неоязычниками. Псевдолингвистические мифы От слов своих... Неоязыческая псевдолингвистика плавно вытекает из неоязыческой псевдоистории. Цель псевдолингвистических мифов та же, что и в случае с псевдоисторией – обосновать древность и значимость язычества, доказать, что в современном русском языке осталась масса заимствованных со времен многобожия понятий. Неоязыческие авторы пишут псевдолингвистические исследования на тему существования праславянской письменности, а также делают попытки дешифровки сохранившихся надписей на археологических находках.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010