Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Ряд археологических проектов на Ближнем Востоке - под угрозой срыва 18.04.2016 Место расположения упомянутого в Библии города Гай долгое время было камнем преткновения для ученых. С момента начала раскопок в Израиле предпринимались попытки его обнаружить. Ученые сошлись в итоге на том, что библейский Гай соответствует современному эт-Тели. Поскольку не было обнаружено археологических свидетельств, подтверждающих уничтожение города Иисусом Навином, библейский текст ставился под сомнение. Напомним читателям отрывок из Синодального перевода Библии: «Когда Адониседек, царь Иерусалимский, услышал, что Иисус взял Гай и предал его заклятию, и что так же поступил с Гаем и царем его, как поступил с Иерихоном и царем его, и что жители Гаваона заключили мир [с Иисусом и] с Израилем» ( Нав. 10:1 ). Не так давно было выдвинуто мнение, что в действительности город Гай следует считать современный Хирбет эль-Макатир. Были собраны географические, исторические и археологические свидетельства. К ним относятся редкий египетский скарабей 15 в. до РХ, городские ворота эпохи Ранней Бронзы I, остатки городских стен, большое количество сосудов времен Иисуса Навина, археологические свидетельства эпохи Судей, свидетельства пожаров, древние монеты, относящиеся к 1 в. от РХ и византийский монастырь. Дальнейшие раскопки вероятно могли бы пролить свет на принадлежность этих артефактов. После открытия фортификационной системы в Хирбет эль-Макатире в мае 2014 г. доктор Лин Ритмайер, крупнейший специалист по древней архитектуре, возглавлявший ряд археологических проектов, констатировал, что здесь безусловно был город. В то же время, вряд ли раскопки пройдут в спокойной обстановке. Хамаз контролирует значительную часть сектора Газа, присутствует в восточном Иерусалиме на Западном берегу реки Иордан, где располагается Хирбет эль-Макатир. По этой причине раскопки 2015 года вынуждены были отменить. Состоятся ли раскопки, которые могут поставить точку в этом важном вопросе библейской археологии покажет ближайшее будущее. По плану они должны пройти в мае-июне 2016 г. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 18.04.2016 20:07:40

http://drevo-info.ru/news/20531.html

Дело в том, что в самом Израиле в последнее время всё чаще стали звучать идеи переоценки библейской истории. Так, историки из Тель-Авивского университета, именуемые минималистами, заявили изумлённой общественности, что, оказывается, Объединённого израильского царства Давида и Соломона в природе никогда не существовало, что это всего лишь «историософская выдумка», не подтверждённая никакими доказательствами! Участвуя в археологических работах на самом, кажется, масштабном в Израиле раскопе Ханион Гивати, я обращал внимание на то, что здесь, в Иерусалиме, среди стратиграфических слоёв нет ничего, что бы нам могло сообщить о временах монархов Давида и Соломона. Этого культурного слоя просто нет: он «сбрит» более поздними постройками. Есть Иерусалим более ранний, есть более поздний, а вот культурный слой X века до Р. Х. просто отсутствует. И вот когда в июне 2001 года мир облетело сообщение, что в распоряжение учёных попал уникальный памятник с надписью, выполненной на древнееврейском языке финикийскими буквами, — это было чудом! Ведь текст эпиграфического памятника сообщал о проведении реставрационных работ в Иерусалимском Храме при царе Иоасе! Сам царь Иоас, согласно библейскому контексту, был сыном иудейского царя Охозии, царствовавшего в Иудее с 840 по 801 год до Р. Х. Стела царя Иоаса В стеле царя Иоаса, которая приковала внимание всего научного мира, речь также шла о реконструкционных работах, которые должны были обновить Иерусалимский Храм. В чём заключалась уникальность памятника, упоминавшего царя Иоаса? Текст новообретённой стелы фактически дублировал Священное Писание. «Я, Иоас, сын Охозии, царь земли Иудиной, когда исполнена была клятва каждого на земле отмерить щедро серебра в священный дар... Я восстановил строение и исправил повреждения в Храме и на стенах вокруг» — гласил текст стелы царя Иоаса. В 12-й главе 4-й книги Царств в действительно описывается сбор средств, инициированный царём Иоасом: И сказал Иоас священникам: всё серебро посвящаемое, которое приносят в дом Господень, серебро от приходящих, серебро вносимое за каждую душу по оценке, всё серебро, сколько кому приходит на сердце принести в дом Господень, пусть берут священники себе, каждый от своего знакомого, и пусть исправляют они повреждённое в Храме, везде, где найдётся повреждение (4 Цар. 12, 4–5).

http://pravoslavie.ru/71531.html

…и двинулись они из Ситтима, и пришли к Иордану… (3:1). Ситтим, представлявший, повидимому, из себя лесок акаций (,yuw=акации) близ источника Абель-ас-Шиттим (ср. Числ. 33:49 ) локализован сегодня в Телль эль-Хаммам, в 2 км на восток от Телль эль-Кефреин, места, археологически и топографически вполне соответствующего библейским описаниям 149 . Преодолев путь приблизительно в 12 км, Иисус и народ пришли к Иордану. Священный текст сохранил нам и другие топонимы. Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла (3:16). Библейский город Адам сегодня идентифицируется с местечком Эд-Дамийе, расположенном примерно в 24,5 км на север от Иерихона, в 32 км на север от Мертвого моря. Труднее определить историческое местоположение Цартана. Некоторыми оно локализуется на холме Карн-Сартабех (379 м), в 6 км на запад от Иордана 150 . Время от времени в нижнем течении Иордана, где его берега представляют собой известняковые скалы, случаются землетрясения и тогда берега обваливаются, преграждая воде путь. Так произошло, например, в 1267 году при султане Бибарсе. По описанию арабского историка Нуваири, водной массе потребовалось 24 часа, чтоб расколоть известняковую глыбу, преградившую путь реке. В 1927 году произошло похожее событие, когда часть скалы высотой в 50 м обрушилась в Иордан. Тогда путь воде был прегражден на более чем на 21 ч 151 . Большинство современных библеистов считает, что такое же природное явление случилось и в те далекие времена. Священный автор знал, что читателю известно об этой неустойчивости известняковых и глинистых иорданских берегов. Однако, сам библейский текст настойчиво подчеркивает именно чудесный характер события: Лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана (Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы), вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною… (3:15–16). Слова, взятые Синодальным переводом в скобки, имеются как в еврейском тексте, так и в греческих переводах. Священный автор хотел отметить этим пояснением насколько чудесный характер носило событие. Переход произошел в месяц нисан (март-апрель), во время максимального разлива Иордана, когда река наполняется дождевыми водами и водами тающих снегов Ермона. В это время Иордан выходит из своих берегов, течение его бывает весьма бурным, так что далеко не каждый, даже на лошади, решится его форсировать. «Это было в первом месяце, когда Иордан от тающих на Ливане снегов переполняется водою. Иисус объявил израильтянам, что Господь иссушит пред ними воду иорданскую, дабы они узнали, что Он сопутствует им» 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Израильские ученые расшифровали надписи VIII века до нашей эры, где упоминается Библейский царь Езекия Иерусалим, 30 декабря 2022 г. Обнаруженная в Иерусалиме каменная табличка с надписью, где упомянуты деяния Библейского царя Езекии. Фото: Эли Шукрон      Израильский профессор древней истории заявил, что недавняя расшифровка надписей, где перечисляются достижения праведного Езекии, 13-го царя Иудеи из династии дома Давида (годы правления: 715-687/686 до н.э.), который упоминается в Библии (4-я книга Царств, главы 18-20; 2-я книга Паралипоменон, главы 29-32), является «одним из важнейших археологических открытий в Израиле за всю историю», сообщает “CBN News”. На расшифровку надписей у двух ученых ушло более 10 лет после того, как они начали исследовать каменную табличку, обнаруженную во время раскопок в Национальном парке «Город Давида» в Израиле в 2007 году. Профессор Гершон Галиль из Института библейских исследований и древней истории Хайфского университета и Эли Шукрон из Исследовательского института Библии и древней истории обнаружили, что надписи VIII века до нашей эры на фрагменте камня размером с ладонь включают не только имя царя Езекии, но и список его деяний за первые 17 лет правления. К ним относятся его поручение сделать купальню в Силоаме и высечь туннель, чтобы обеспечить доступ к водам источника Гихон. Считается, что это действие помогло спасти город, когда ассирийский царь Сеннахирим (годы правления: ок. 705/704-681 до н.э.) попытался его захватить, как описано в Библии. «Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды [и да не укрепятся]» (2 Пар. 32:2-4). В стремлении опередить Сеннахирима две бригады иудейских рабочих прорыли Силоамский туннель с обоих концов и встретились через два года в центре.

http://pravoslavie.ru/150267.html

«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – Мои пути. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших», говорит Господь. Когда Господь совершал дело спасения человеческого рода, Ему не надо было посылать Сына Своего во все страны мира. Он послал Его только в малую страну Палестинскую, и дело было совершено. Но нельзя говорить и о невозможности обитания разумных существ на иных планетах только потому, что Господь пришел лишь на Землю. Американские индейцы тогда фактически были так же далеки от Вифлеема и Голгофы, как ныне иные планеты от земли. «Пути Мои – не ваши пути», говорит Господь. Не будем решать вопроса, о котором у нас нет никаких данных. Церковь высоко ставит трезвенность, серьезность и реалистичность. А решать сейчас вопрос о возможности или невозможности разумных существ на других планетах нетрезвенно, несерьезно и нереалистично. Мы можем только утверждать, в связи с новейшими данными, что, повидимому, таких разумных существ в пределах солнечной системы нет. И ко всему этому хочется еще прибавить слова нашего поэта А. К. Толстого: «Что и как творил Создатель, Что считал Он боле кстати, Знать не может председатель Комитета о печати...» Ты обращаешься ко мне как к человеку, принимавшему когда-то ближайшее участие в палеонтологических и археологических изысканиях и сотрудничавшему короткое время в работах аббата Брейля и Тейяр-де-Шардена, и спрашиваешь о том, как можно сочетать наше православное христианское мировоззрение, нашу веру в абсолютную непреложность истин Божиего Откровения с выводами современной науки? Прежде всего должен тебе сказать, что полного единства в библейских и научных знаниях нет и никогда не было. Наибольшее сближение библейских и научных представлений было достигнуто в святоотеческое время, когда великие христианские учители и отцы Церкви, как Василий Великий , Иоанн Златоуст , Григорий Нисский , Иоанн Дамаскин , были в то же время и научно образованнейшими людьми своей эпохи. Попытки же достигнуть полного единства религиозных и научных знаний в позднейшее время – в Средние века, когда и религиозность потускнела, и научный уровень понизился, не принесли ничего, кроме вреда и религии, и науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Наконец, Сим дал начало семитским (ближневосточным) этническим группам: Сыны Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам [и Каинан]. Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш. Арфаксад родил [Каинана, Каинан родил ] Салу, Сала родил Евера. У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена; имя брату его; Иоктан. Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавефа, Иераха, Гадорама, Узала, Диклу, Овала, Авимаила, Шеву, Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана. Поселения их были от Меши до Сефара, горы восточной. Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их ( Быт. 10, 22–31 ). Здесь прослеживаются следующие связи: Елам – еламиты (древние персы, ассимилировавшиеся с потомками иафетита Мадая – см. Деян. 2, 9 ); Ассур – Ассирия (где практиковался культ духа Ассура); Арфаксад – халдеи; Иоктан – жители Аравии; Фалек (Пелег) – пеласги; Евер – евреи, Евла; Луд – Лидия (район нынешней западной Турции со столицей Сардис); Арам – арамейцы, сирийцы. Прослеживая исторические судьбы этих народов, нетрудно заметить их соответствие пророчеству, данному Ноем своим сыновьям: Проклят Ханаан; рабом рабов будет он у братьев своих... Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему ( Быт. 9, 25–27 ). Наиболее же замечательным представляется тот факт, что «доисторические» хроники, предания и эпические произведения, описывающие генеалогию различных этносов, начиная от пережившего Потоп первопредка, гармонично стыкуются и даже перекрываются с накопленными к настоящему времени историческими и археологическими данными. То же самое относится и к Библии, поскольку уже со времен Авраама библейское и историческое описание идут рука об руку, прекрасно дополняя друг друга. Это ставит в затруднительное положение сторонников взгляда на Библию как на собрание мифов: если миф плавно переходит в реальность, то где граница между ними? Либо библейское повествование – реальность, либо мы – миф. Но и в том, и в другом случае мы – явление того же мира, что и Моисей, Авраам, Ной и Адам. Катастрофы после потопа

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

поиск:   разделы   рассылка Милена Фаустова Библеист Елена Сморгунова – о новых археологических находках в Святой Земле Источник:  Благовест-инфо Необыкновенные археологические открытия, сделанные совсем недавно на Святой Земле, заставляют не только по-новому интерпретировать книги Библии, но и дают новый смысл библейской истории, считает известный российский библеист, исследователь древнееврейского языка Елена Сморгунова. Об этом она рассказала во время лекции " Двенадцать библейских пророков. Находки на Святой земле " , которая состоялась 10 марта в культурном центре " Духовная библиотека " . Один из двенадцати так называемых " малых библейских пророков " Авдий в своей книге дает пророчество о Суде Божьем над Эдомом и Дне Господнем, когда состоится суд над всеми народами и придет избавление Сиона. Книга пророка Авдия, состоящая из 21 стиха, до сих пор считается самой короткой книгой пророчеств Ветхого Завета. Однако, вместе с тем, именно этот текст всегда вызывал у ученых больше всего вопросов. На некоторые из них Елена Сморгунова смогла найти ответы. Эдом или в греческой транскрипции Идумея – древняя страна в Передней Азии, к югу от территории древней Палестины, между Мёртвым морем и заливом Акаба (сегодня это залив между Аравийским и Синайским полуостровами). Со 2-й половины II тысячелетия до Рождества Христова эта территория была населена эдомитянами, объединившимися в единое государство. Вместе с вавилонянами эдомитяне участвовали в осаде и разрушении Иерусалима в 586 до Р.Х., а к концу VI века до Р.Х. – овладели частью южной Палестины. С образованием в конце III века до Р.Х. Набатейского царства большая часть территории Эдома вошла в его состав. Западный Эдом с частью южной Палестины представлял самостоятельное царство Идумею, которое в конце II века до Р.Х. было завоёвано иудейским царём из династии Хасмонеев. Сегодня часть древней Идумейской земли находится на юге Израиля, в пустыне Негев, недалеко от известного со времен Библии города Беер-Шева. Пророк Авдий, предсказывая падение Эдома и полное его опустошение, произносит такие слова: " ...Не воры ли приходили к тебе? Не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод? Как обобрано все у Исава, и обысканы тайники его... " (книга пророка Авдия, 1, 5-7)

http://religare.ru/2_39272.html

(Разумеется особого устройства водокачальный снаряд, позднее перенятый и обитателями Палестины, – Елеонский) 102 . В чем сказалось влияние Египта на внешнее устройство культа (ковчег, скиния, свящ. одежды, урим и туммим, обряд с рыжей телицей и многое другое), на образованность, искусство, времяисчисление и пр. – об этом многое вам уже известно из курса библейской истории, а подробнее будет известно из библейской археологии 103 . В настоящем случае достаточно заметить, что никогда впоследствии, несмотря на оживленные сношения с Египтом в эпоху последних царей, никогда Израильтяне и Иудеи не стояли в религиозно-культурной зависимости от Египта; политические связи с Египтом нисколько не препятствовали подчинению Евреев влиянию Ассировавилонян в языке, литературе, религии и прочем. Поэтому все заимствования от Египтян, если они сделаны, то несомненно сделаны в отдаленную эпоху их жизни в земле Гесем и оттуда перенесены на почву земли обетованной, после того, как они во многих пунктах нашли себе освящение со стороны великого законодателя. Не менее подробно писатель знает топографию Синайского полуострова: в перечне станов (Чис.3З) писатель помещает свыше 20-ти названий таких местностей, которые не были ознаменованы какими-либо важными событиями и потому без записи не могли бы быть сохранены народной памятью: об Елиме ( Исх.15:27 и Чис.33:9 ), напр., он делает такую заметку: там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев. Что касается Палестины, то писатель, в применении к ее местностям и городам, употребляет такие выражения, которые ясно показывают, что он не был аборигеном этой страны; таковы, напр.: Хеврон в земле Ханаанской ( Быт.23:2–19 ); Сихем, который в земле Ханаанской ( Быт.33:18 ) и другие подобные. Если бы сам автор жил в этой земле, то подобные пояснения были бы излишни: особенно, относительно такого замечательного города, как Хеврон (сравните выражение в устах русского: «Москва в России»). Эта особенность заметна и во Второзаконии ( Втор.11:29 ), писатель говорит: когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятия на горе Гевал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Современная текстология:от Грисбаха до настоящего времени). Данное высказывание является либо сознательной ложью, либо некомпетентностью автора, который не знает, или не хочет знать общеизвестных исторических фактов. Здесь Мецгер говорит, что Византийский (Сирийский) текст является поздним, и появился в Византии не раньше IV века по Р.Х. Это вопиющее игнорирование Библейских, а также исторических фактов, так как Библейская Антиохия была частью территории Византии, о чем Опарин А.А., в своей книге «Древние города и Библейская археология», пишет: «В 395 году при разделе римской империи город отошел к Византии. Антиохия играла большую роль в истории христианства, являясь резиденцией антиохийского патриарха и местом проведения многих церковных соборов. В нем существовала богословская школа, названная антиохийской и ставившая на первое место исследования Священного Писания , отвергая бывшие тогда популярными аллегорические его толкования». Согласно Библии , в Антиохии была большая церковь , о чем написано так: «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» ( Деяния 11:19–21 ). Именно в Антиохии, некоторое время, совершали свое служения Варнава и Апостол Павел, а также, именно в ней верующие люди начали впервые называться христианами, о чем в Библии написано так: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» ( Деяния 11:26 ). Однако, согласно словам Весткотта, Хорта, и Брюса Мецгера, христианские Писания появились в Византии только в IV веке, и их источником был Константинополь, а не Антиохия. Они полностью игнорируют, что Антиохия была частью Византии, и там Писания были еще со времен Апостолов. Такое заявление этих «ученных» является либо некомпетентностью, либо откровенной ложью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lozhnyj...

11:54). В 68 г. здесь останавливалась при походе на Иерусалим конница Веспасиана. На невысоком холме в юго-восточном конце деревни сохранились руины византийской церкви IV в. В XII в. крестоносцы построили на ее развалинах однонефную базилику во имя св. Георгия Победоносца. Современная православная церковь построена также на месте византийской базилики, от которой сохранились фрагменты мозаичного пола – в том числе, с греческой надписью. Наиболее ценные находки, обнаруженные в окрестности Тайибы, помещены в небольшом музее здешнего католического прихода – в их числе римский верстовой столб с обозначением X легиона. В т. н. «библейском доме» посетитель может ознакомиться с жизнью и бытом древнего населения Палестины. Рядом, в 4 км к юго-западу, находится арабская деревня Бейтин, библейский Вефиль (Бет-Ель, «Дом Божий»). Это место, в 22 км к северу от Иерусалима, и в добиблейские времена представляло важный пункт на караванном пути, шедшем по водоразделу Иудейских гор. Этой дорогой двигался Авраам, когда впервые пришел в Ханаанскую землю (Быт. 12:8). Но более всего это св. место связано с внуком Авраама Иаковом. Здесь было ему видение лествицы от неба до земли, по которой Ангелы сходили и восходили, здесь прозвучало обетование Божие: «Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Быт. 28:13–14). Иаков пробудился и сказал: «Как страшно сие место. Это не иное что, как Дом Божий, это Врата Небесные. И нарек имя месту тому: Вефиль» (Быт. 28:16–19). Точное место, где воздвигли свои жертвенники Авраам и Иаков, со временем забылось. Но остатки города Вефиля были раскопаны археологами. Установлено, что поселение, возникшее еще в начале «бронзового» века (более трех тысяч лет до P. X.), существовало в течение трех с половиной тысячелетий – до арабского завоевания. Вефиль был важнейшим центром религиозной жизни иудеев: здесь в небольшом храме находился одно время Ковчег Завета (Суд. 20:27). Археологические раскопки свидетельствуют, что в эпоху Судей (XII-XI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010