В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери. В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло. Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

икон, как наглядных изображений Господа, Матери Божией и святых Его?! Стоя пред св. иконой, невольно переносишься духом к самой святой личности изображенного, как личности живой; невольно воспоминаешь о добродетелях и подвигах Его, о благодати Божией, действовавшей и действующей в нем. Стоя пред св. иконой, переносишься мысленно в иной горний мир, где все так свято и чисто, отрешаешься от этого грешного мира и возвышаешься в своих мыслях и чувствах. Радость ли объемлет твое сердце благодарное к Господу, становишься пред св. иконой и чувствуешь, что радость твоя усиливается общением с изображенным на ней, как живым ходатаем за тебя пред престолом благодати; в горе ли становишься пред изображением, чувствуешь невольное облегчение и утешение в сердце, потому что пред твоими глазами, как бы явно, предстоит небесный утешитель, молитвенник пред Богом, всегда готовый, по любве-обилию чистого и святого сердца, помочь тебе. Не небесное ли и святое утешение для скорбного сердца составляет уже то, что, стоя перед св. иконой, ты вспоминаешь, что святые Божии много страдали, много терпели за имя Христово и св. веру и за то получили от Праведного Господа венцы правды?!... Не подсказывает ли тут само сердце: если они, праведники, страдали, или Сам Спаситель страдал, и Матери Божией прошло оружие в душу, то как же мне, грешнику, не терпеть для собственного вечного блага, – верно и мне Господь судил идти тем же путем. И сколько разнообразных назиданий можно получить от св. икон?!... Они служат для нас не только наглядным выражением твердости в вере Святых Божиих, их преданности Христу Спасителю и непреклонной любви к Нему, не только наглядным напоминанием о божественной благодати, действующей в св. Церкви для нашего спасения, – о том, что мы, как странники и пришельцы на сей земле, не имамы пребывающаго града, но грядущаго взыскуем ( Евр.13:14 ), но вместе наилучшими утешителями для нас в святых истинах Божественных и в нравственной добродетельной жизни. Это – свящ. письмена, в которых все веет Божественным духом, в которых наглядно изображаются для нас св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

В авг. 1854 г. по просьбе жителей Одессы и с высочайшего разрешения в Одессу была перенесена Касперовская икона Божией Матери и оставлена в Преображенском кафедральном соборе. И. каждую пятницу перед литургией совершал перед ней составленный им акафист Покрову Пресв. Богородицы. Перед иконой произносили обет сестры милосердия Крестовоздвиженской общины. Этой иконой И. благословлял войска, уходившие в Севастополь, во время молебнов солдаты покупали свечи за медные гроши и пятаки. И. распорядился хранить эти деньги, не смешивая с другими, сделать из них медный крест и установить в кафедральном соборе в память будущим поколениям. После поражения на Альме, когда началось отступление русских войск и был открыт путь на Севастополь и Симферополь, И. один, без свиты, 13 сент. 1854 г. прибыл в Симферополь, 14 сент. совершил в соборе молебен, обличая малодушие и призывая заботиться о войсках. 15 сент. послал главнокомандующему светлейшему кн. А. С. Меншикову письмо с просьбой о разрешении приехать в Севастополь, помолиться с войсками и передать им копию Касперовской иконы, но получил отказ. 16 сент. произнес проповедь в соборе, благословив Симферополь и Крым Касперовской иконой, 17 сент. совершил покаянный молебен в Карасубазаре, 18 сент. прибыл в Феодосию, а затем отправился в горную часть полуострова, пробыв в Крыму до 29 сент. В июне-июле 1855 г. снова посетил Крым, наблюдал оборону Малахова кургана, под обстрелами совершал литургию и произносил проповеди (25 июня на сев. стороне Севастополя в лагерной церкви, 26 июня в Николаевском соборе), передал иконы, присланные на благословение защитникам Севастополя с разных концов России. И. заботился о госпиталях, госпитальном духовенстве и сестрах милосердия, организовал для раненых воинов сбор продовольствия, духовных книг, икон, посещал их в лазаретах Бахчисарая, Симферополя, Перекопа и др. После взятия Севастополя и возвращения англо-франц. эскадры в Одессу И. с 27 сент. до 3 окт. 1855 г. ежедневно совершал там богослужения и произносил проповеди. Когда население стало в панике покидать город, И., движимый особым почитанием Касперовской иконы Божией Матери, накануне праздника Покрова Пресв. Богородицы приказал созвать колокольным звоном жителей на Соборную пл. и со всем духовенством совершил молебен, осеняя город иконой. 2 окт. флот противника ушел, не причинив городу вреда. После окончания войны икона была возвращена в Касперовку, намерение И. о ее ежегодном перенесении в Одессу осуществилось в 1858 г., при еп. Димитрии (Муретове) .

http://pravenc.ru/text/389617.html

Мы заходим в храм, начали парастас, греки служили по-английски и по-гречески. Я тоже молился вместе с ними. Потом я говорил проповедь о той самой Юлечке, с которой встретился в Москве, о слепоте, о том, что, пока у нас есть глаза, мы должны видеть добро и творить добро, пока у нас есть ноги и разум. Сказал, что эта девушка, потерявшая зрение, видит больше, чем мы. После длинной службы люди подходили к образу, я каждого благословлял маленькой иконочкой, а сам уже не чувствовал ног от усталости. Вдруг ко мне подходит одна женщина и говорит: «Не могли бы вы посетить моего умирающего папу в больнице?» Дело было уже после полуночи, мы поехали в эту больницу. В палате лежит умирающий старик, он видит Божию Матерь, берет в руки икону, молится Ей, мы тоже читаем молитву. Я благословил его и подумал, что больше его не увижу живым. И как вы думаете, кто стоит рядом с этой аркой? Тот самый старик, которому год назад врачи давали несколько дней жизни Но проходит год, и я снова приезжаю с иконой в тот же приход, там так же встречает Божию Матерь множество народа. Я подхожу к центру храма и вижу что-то невероятное: потрясающая арка из цветов – не описать словами, как красиво! И как вы думаете, кто стоит рядом с этой аркой? Тот самый старик, которому год назад врачи давали несколько дней жизни!.. Он встречает Божию Матерь, и все эти цветы он пожертвовал в благодарность Курской иконе за то, что она его исцелила. Я был в шоке: «Господи, дивны дела твои! Царица Небесная помогла этому человеку». Слава Богу, так я ездил с иконой 2 года по приходам на Восточном побережье Америки. И слава Богу, весь православный народ мог пообщаться с Божией Матерью и с Ней помолиться. И меня Господь сподобляет быть именно под Покровом Курской иконы Божией Матери. За это я буду благодарен всю-всю свою жизнь. Однажды я посещал с иконой в Атланте, штат Джорджия, храм Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Там была девочка, всего 2 годика, которая умирала от рака. Во время акафиста она спокойненько сидела на полу под иконой Божией Матери. Через несколько месяцев она умерла, и, как мне потом рассказывал батюшка, на похоронах семья была спокойна, несмотря на то, что потеряла ребеночка – благодаря тому, что Божия Матерь их подготовила, чтобы забрать эту чистую душу. Богородица приняла ее, и она стала маленьким ангелом. Божия Матерь успокоила весь приход, и люди приняли это как волю Божию, и хоронили эту девочку просто как святую.

http://pravoslavie.ru/149868.html

Соборная Успенская церковь лавры принадлежит к лучшим произведениям строительного искусства в России. Здесь находится знаменитая Почаевская икона Божией Матери, чествуемая как православными, так униатами и католиками у нас в России и заграницей. Эта святая икона была привезена из Царьграда греческим митрополитом Неофитом в имение Анны Гойской (на Волыни) в 1559 году. Проезжая через Волынь, митрополит Неофит остановился для отдыха в имении Орля (ныне Урля), в 9 верстах от Почаева. Владелица этого имения, русская православная помещица Анна Тихоновна Гойская, пригласила к себе митрополита. Пробыв здесь несколько дней, митрополит, перед отъездом своим, благословил гостеприимную хозяйку иконой Божией Матери. Гойская поместила икону в своей домашней часовне. Первые явления чудодейственной силы иконы были обнаружены домашними Гойской, замечавшими неоднократно необыкновенное сияние вокруг иконы. Вскоре и сама Гойская сделалась свидетельницей чуда, когда, по молитве перед иконой, совершенно прозрел ее родной брат, бывший слепым от рождения. Считая себя недостойной обладать чудотворной иконой, Гойская в 1597 году передала ее Почаевской обители. Икона написана в византийском стиле на липовой доске, в высоту 6 и одна четверть и в ширину 5 и одна восьмая вершков. Богоматерь изображена на этой иконе, склонившейся своей головой к Богомладенцу, сидящему на Ее правой руке; левая же рука Ее держит плащ, обвивающий ноги и спину Богомладенца,Который левую руку положил на правое плечо Богоматери, а правою рукою благословляет. Кругом иконы, на ее раме, помещены изображения святых: пророка Ильи и святого Мины — с левой стороны, первомученика архидиакона Стефана и преподобного Авраамия — с правой стороны, святых Параскевы, Екатерины и Ирины — внизу иконы; имена эти написаны по-славянски. В 1675 году (20 июля) молитвами перед этой святой иконой Почаевская обитель была чудесно избавлена от турок. Во время владения обителью униатов икона была коронована (в 1773 году) венцами, присланными от папы Климента XIV.

http://sobory.ru/article/?object=07437

«Несколько месяцев назад, после литургии, когда храм покинули молящиеся и осталась дежурить одна наша сотрудница Галина, в храм зашла молодая семья. Это были муж с женой и ребенком, одетые по-светски, женщина – в брюках и накинутом на голову капюшоне спортивной куртки. Они взяли свечи и, услышав от дежурной рассказ о нашей храмовой святыне – Кипрской иконе Божией Матери, подошли к ней приложиться. Первой приложилась супруга. После отец семейства взял на руки ребенка и подошел к иконе, чтобы малыш тоже смог к ней приложиться. После того как ребенок приложился к иконе, отец сделал шаг назад, но будучи очень высокого роста, задел головой негасимую лампаду перед иконой и пролил себе на голову немного лампадного масла. И тут произошло чудо. В тот момент, когда он разлил масло из лампады перед иконой себе на голову, его головная боль внезапно прошла Оказывается, уже несколько лет мужчина этот страдал сильнейшими головными болями, которые не позволяли ему ни работать, ни жить полноценной жизнью. Теряя работоспособность, он даже был вынужден уволиться с работы и впадал в уныние из-за тяжкого недуга. И вот, в тот момент, когда он разлил масло из лампады перед Кипрской иконой Божией Матери себе на голову, его головная боль внезапно прошла! Вся семья радостно поблагодарила Бога и Божию Матерь за то, что тяжкая болезнь, превратившая его жизнь в тяжкое мучение, оставила его без следа… Знаете, очень радостно, когда Господь дает нам возможность прославить Божию Матерь и Ее чудную икону». Прав батюшка. Очень, очень радостно. ...У моей бостонской подруги Сонечки давным-давно стоит дома простенькая фотооткрытка с Курской-Коренной иконой. – Знаешь, Божия Матерь нас всех хранит. Вот так просто. Посмотришь на Курскую-Коренную, а Она Сама знает, что нам надо. В марте прошлого года, за два дня до объявления в штате чрезвычайного положения, Соня приехала в Нью-Йорк по издательским делам. Дни были будние, беспокоить дежурных Знаменского собора казалось неудобным, но как не приложиться к великой святыне?

http://pravoslavie.ru/138178.html

Далее крестный ход с иконой св. Ермогена продолжил своё шествие по местечкам и весям. 28 мая прошли Большие Цепцевичи, Городец, а в селе Кричильск заночевали. 29 мая прошли Корость, Степань и в Золотолине заночевали. 30 мая прошли Яполоть, Ставок и в селе Бичале заночевали. 31 мая были в местечках Деражно и Клевань. 1 июня (воскресенье) крестный ход шёл из Клевани через Деревяне в Олыку, где была отслужена литургия. Из Олыки сразу после литургии прошли Жорнище, Носовичи, Уездец, Малин, Острожец. 2 июня прошли Залавье, Свищев, Надчицы, Торговицу, Вильничи. 3 июня прошли Княгинин, Перекалы, Лысин, Лопавше и Хриники. 4 июня прошли Вербень, Пляшеву и, наконец, пришли на Козацкие Могилы. К поминкам на Козацких Могилах были приурочены также и другие крестные ходы. Газета «Волынская земля» сообщала: «В среду с утра начали подходить к Козацким Могилам крестные ходы с святынями, несомыми для храма-памятника множеством богомольцев во главе с духовенством. Первым появился почаевский крестный ход. Он нёс на могилки благословение Архиепископа Антония Волынскому Союзу русского народа: благолепную икону великомученика Георгия с частью его нетленных мощей... Крестный ход со святынею двинулся через реку на Могилы. Там после краткого молебствия и приветствия прибывших, св. икона была водворена в старинной козацкой церкви. За первой волной богомольцев хлынула вторая. Появился вдали радзивиловский крестный ход с Афонской Божией Матерью (Афонской иконой Божией Матери – сост. ) и все во главе с козацким братством вышли под трезвон колоколов к нему на встречу. Потом прибывали один за другим крыжовский крестный ход с даром московских трезвенников – иконою мученика Агафоника, два дубенских, кременецкий – с иконою «Всех Скорбящих Радосте», жидиченский – с Честным Крестом и мощами, слуцкий, торчинский, олыкский, загоровский с чудотворной иконой Божией Матери, домбровицкий с благословением Москвы – иконою св. Ермогена. Так волна за волною залила народом всё пространство Козацких Могил. Богомольцев проповедники встречали приветствиями, объяснениями, что такое Козацкие Могилы, и почему они дороги русскому сердцу. Особенно умилительно и убеждённо говорил приезжий из Москвы с благословением – иконой Св. Ермогена, прошедший с народом более двухсот вёрст священник Аркадий Остальский . Он сравнивал подвиг безвестных героев Козаков, отдавших свою жизнь на Берестечском поле за св. православную веру, с подвигом Святейшего Патриарха Московского Ермогена , принявшего мученическую кончину от тех же лютых ляхов» 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Через некоторое время этот крестик был украден неизвестным (киот легко открывался). О пропаже никто не знал, как вдруг случилось следующее происшествие. В храм пришла женщина и спросила: «Что произошло с иконой “Скоропослушница?”» Ей ответили, что ничего не произошло… Женщина рассказала, что ей приснился сон, в котором ей явилась Божия Матерь в таком виде, как ее изображают на иконе «Скоропослушница», и сказала: «Вот ты ко мне не приходишь, а ведь Мою икону обокрали…» Женщина ничего не поняла, кроме того, что вспомнила, что несколько недель не была в храме. Утром она поспешила в собор и обратилась к сотрудницам: «Что Божия Матерь имела в виду?» Те в недоумении отправились к иконе и увидели, что киот вскрыт и из него пропал крестик. Эта женщина, которой приснился сон, сказала, что она хочет сама украсить икону. Но у нее оказалось мало денег, и тогда все женщины вскладчину купили золотой крестик и закрепили его в киоте. Киот тщательно запечатали. Но вскоре пришлось его открывать, потому что пришла прихожанка и попросила повесить к Богоматери ее небольшую жертву благодарности. В ее семье, по молитвам перед иконой Божией Матери «Скоропослушница», случилось чудо. Потом еще и еще… Постоянно приходят люди и свидетельствуют о чудесах исцеления, чудесного освобождения от неприятностей и проч. по молитвам перед этой иконой. Самая простая и безыскусная, икона эта поистине стала родником, дающим живую воду благодати и милости Божией. Возле этой иконы всегда горят свечи. Практически в любое время, зайдя в храм, перед Ликом Пречистой можно увидеть застывшего в молитве благочестивого богомольца. Одним из них является и ваш покорный слуга священник Константин Пархоменко…   Младенец тянется к иконе Божией Матери «Скоропослушница», прославившейся чудесами.   Еще одна чтимая икона: Святитель Николай Чудотворец с житием. Перед этой иконой священники проводят беседы с детьми (группы школьников приходят постоянно), рассказывая им о подлинном святом, ставшем прототипом Санта-Клауса – Деда Мороза.

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-v-200...

иконой Одигитрии, написанной св. еванг. Лукой. 127 По смерти мужа, княгиня Анна благословила этой св. иконой сына своего Владимира, Всеволодовича Мономаха, который, сделавшись с 1097 г. Смоленским князем, принес (в 1111 г.) эту св. икону в дар устроенному им (в 1103 г.) Смоленскому соборному храму. С того времени эта св. икона называется Смоленской . (См. 24 нояб.). В начала XV в. эта св. икона была перенесена в Москву 128 и поставлена в Благовещенском соборе, но в 1456 г., по усиленной просьбе смолян, снова возвращена в Смоленск. Москва провожала св. икону со слезами. Впоследствии на том месте, где жители Москвы окончательно простились со св. иконой, был устроен Новодевичий монастырь (см. Моск. еп.), а жителями Смоленска, в память возвращения св. иконы, была построена церковь во имя Божьей Матери Одигитрии. Во время осады Смоленска Сигизмундом, св. икона была заблаговременно (в 1609 г.) перенесена в Москву, а по занятии Москвы поляками – в Ярославль. После присоединения Смоленска к России, по повелению царя Алексея Михайловича, св. икона была снова возвращена в Смоленск, и так как собор был разрушен, то св. икона была поставлена в Одигитриевой церкви, а в 1658 г. в соборном храме, в память чего был учрежден существующий доселе крестный ход 28 июля из Одигитриевой церкви в Смоленский собор. В 1812 г., в день неприятельского приступа к Смоленску, св. икона была взята и перенесена (как и в 1609 г.) сначала в Москву, а потом в Ярославль. По изгнании врагов, св. икона 25 декабря снова возвращена в Смоленск. С тех пор святыня сия пребывает в кафедральном храме сего древнего града, ограждает сей град от врагов, видимых и невидимых, служила и служит залогом покрова Царицы Небесной над землей русской. От этой св. иконы известны многие чудеса, исцеления и знамения; многие священные воспоминания из истории страны русской соединены с нею и свидетельствуют о благости Божьей, действующей посредством ее. С 1860 г. Указом Св. Синода разрешено еженедельно по вторникам (кроме тех недель, в которые ниже указанное богослужение совершать неудобно и не положено по церковному Уставу) отправлять в Смоленском кафедральном соборе пред литургией, с благовестом в праздничный колокол, по особому порядку, молебствие с торжественным пением акафиста пред иконой Божьей Матери Одигитрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Можно молиться перед иконами и с закрытыми глазами. И очень важно понять: учиться молиться – значит учиться общаться с Богом.   • Перед какими иконами можно молиться об избавлении от пьянства и наркомании? Молиться об избавлении от пьянства и наркомании можно только перед иконой «Неупиваемая Чаша» или еще перед какими-то иконами? Молиться можно перед любой православной иконой. Богоматерь и святые не являются богами. Мы им молимся, потому что они являются друзьями Божиими и просят Его о нас, доносят наши молитвы до Творца. Разумеется, со всеми нашими нуждами и бедами мы должны обращаться прежде всего к Самому Господу. Кроме того, в Священном Писании сказано: Молитесь друг за друга… много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16). Поэтому молитвы святых к Спасителю о нас играют большое значение. Особенно велика сила молитв Пресвятой Богородицы. Это ясно видно из Евангельского повествования о первом чуде Христовом на браке в Кане Галилейской. Ведь оно было совершено именно по ходатайству Божией Матери (см. Ин. 2, 1–11). Собственно говоря, все иконы чудотворны, и не имеет значения, перед какой иконой – Казанской, Владимирской, Феодоровской или какой-то другой – обращаться с просьбами и молитвами к Богородице. Но в то же время через различные Свои иконописные образы Пречистая Дева подает людям разные милости. Так, в 70-х годах XIX века, по откровению свыше, после усиленной молитвы в Серпуховском монастыре перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» один пьяница получил исцеление. С тех пор перед этим образом не утихают молитвы об исцелении от недуга пьянства, а теперь – и наркомании. Иконы подобного сюжета известны с глубокой древности, по крайней мере, с начала IV века. На иконе «Неупиваемая Чаша» Богоматерь изображена перед Престолом Божиим, на котором находится потир – Евхаристическая Чаша Причащения с Телом и Кровию Христовою. Присутствие этой Святыни символически передано изображением Богомладенца в Чаше. Смысл иконы таков: все наши жизненные проблемы, в том числе борьба со страстями и болезнями, должны решаться вместе с Иисусом Христом, в ближайшем общении с Ним. Общение с Господом происходит при чтении Святого Евангелия, то есть в слышании слов Господа; в молитве к Нему, когда мы изливаем Ему свою душу; в исполнении Его святой воли в нашей жизни; а вершина общения с Богочеловеком – Причащение Святых Тела и Крови Христовых на Божественной Литургии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010