Тропарь преподобному Исаакию Оптинскому, глас 1 Постническими украшен добротами,/кормчий изряден монашествующим был еси,/чистотою и простотою Духа благодать стяжав,/Оптинскаго старчества явился еси украшение./Сего ради зовем тебе, Исаакие:/слава просветившему тя Христу,/слава укрепльшему тя,//слава подающему тобою нам исцеления. Кондак преподобному Исаакию Оптинскому, глас 3 Ангельскому чину подражая,/плоть твою духови покорил еси,/смиренным же сердцем любовь Христову стяжав,/изрядный наставник пастве твоей явился еси,/Исаакие отче богомудре,/Христа Бога моли/благочестие Отечеству нашему даровати//и спасение душам нашим. Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской) Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской), глас 4 Днесь светло красуется обитель Красногорская,/и с нею ликовствует Раифская пустыня,/яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице,/чудотворную Твою икону,/еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно:/избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих//и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианского. Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской), глас 5 Веселятся православнии народи,/видяще, Владычице Дево Богородице,/Твою пречудную и чудотворную икону,/и приемлют врачевство душевное и телесное Твоею милостию всегда./Темже и мы, покланяющеся оней, усердно Тебе вопием:/помилуй, Благая Мати, смиренныя рабы Твоя/и избави нас от всякаго зла и навета вражия,/молящи Сына Твоего, Господа Иисуса,/да, спасшеся зде, Небесное жительство получим//человеколюбием и благодатию Его. Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской), глас 8 Тебе, Избранней от всех родов, Божией Матери,/благодарственная пения приносим,/пришествием честныя Твоея иконы, раби Твои, Богородице, озаряеми,/но, яко имущая державу непобедимую,/от всяких нас бед свободи, да зовем Ти://радуйся, Невесто Неневестная. Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской), глас 6

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-09-...

Во-вторых, столь же естественно должен был расширить свой объем русский Подлинник внесением толкования различных изображений, хотя стоящих вне церковного круга празднеств, но принятых в храмовом искусстве. Сюда принадлежит, например, описание пришествия Антихриста, описание Страшного Суда, Верую (в Сборн. Подлин. гр. Строганова) и многие другие сюжеты религиозно-нравственного содержания. В другом Сборном Подлиннике графа Строганова (без миниатюр) помещены отдельными статьями, вне месяцослова, подробные описания икон некоторых святых с деяниями, которые обыкновенно помещаются кругом фигуры самого святого, находящейся на средине доски. Таковы описания жития Николая Чудотворца, Кирика и Улиты. В-третьих, видное место в Сборных Подлинниках (в обоих Строгановских) занимает описание языческих философов, будто бы предсказывавших о Мессии, и Сивилл, которые, по средневековым понятиям, были для язычников тем же, чем для Иудеев Пророки. Известно, что еще Новгородские мастера изображали в церковной живописи языческих философов и поэтов, и Сивилл 367 . Так, например, в Николаевской церкви Отенского монастыря (1462 г.) под местной иконой Спасителя изображена на доске Сивилла Дельфика в венке, со свитком, а в нем писано: «От небесе Царь приидет во веки царствующий, и не имать конца царству его». Под храмовой иконой Св. Николая Омирос в венке, со свитком: «Светило на земли возсияет во языцех, Христос ходити начнет». Под местной Тихвинской иконой Божия Матери Сивилла, в венке же, со свитком: «дадут же заушения скверныма рукама». А в Вяжицком монастыре, тоже в храме Св. Николая, писаны по два языческих лица под иконой. Например, под иконой Иоанна Богослова Философ Платон со свитком: «Аполлон несть Бог, но есть Бог на небесех, ему же снити на землю и воплотитися», – и Елеус со свитком: «Един есть премудр и страшен зело, седяй на престоле Своем, Господь вся премудрость». Под Спасителем, сидящим на престоле, Ермия со свитком: «Разумети Бога убо неудобно, сказати же невозможно, есть бо составен», – и трагик Еврипид со свитком: «Аз чаю неприкосновенному родитися от Девы и воскресити мертвыя и паки судити им». Подобные же изображения, к сожалению, попорченные, находятся под местными иконами главного иконостаса в Спасо-Преображенском Соборе Хутынского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Икона Божией Матери «Умиление ». [Именно с этой иконой «Умиление» 15 апреля, накануне праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, в разгар пандемии коронавируса Патриарх Кирилл совершил крестный объезд города Москвы. По его призыву все верующие в это время вместе со своим Предстоятелем читали Акафист Пресвятой Богородице с прибавлением молитвы об избавлении от вредоносного поветрия]. Инфографика (содержание материала): Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская — образ Пресвятой Богородицы, который находился в келье преподобного Серафима Саровского; Где находится : Москва, Патриаршая резиденция в Чистом переулке, Владимирская церковь; Умиление, или Елеуса (греч. - милостивая, милующая от греч. слова — сострадание, сочувствие) — один из типов изображения Богородицы в иконописи. Также «Умиление» - название отдельных икон Богородицы. Например, Старорусская икона «Умиление» или «Умиление» Псково-Печерская; История : По преданию святой Серафим обрел икону в саровских лесах и повесил у себя в келье. Об «Умилении» появились записи в 1815 году, когда преподобный Серафим вышел из затвора и стал принимать у себя посетителей — их святой помазывал маслом от лампады, которая висела перед иконой. Святой называл ее «Всех радостей Радость». Стоя на коленях перед иконой «Умиление», святой Серафим скончался 15 января 1833 года. А в 1903 году Русская Церковь причислила Серафима Саровского к лику святых. После смерти святого Серафима икону передали в Дивеевский женский монастырь — это была его  главная святыня. В 1927 году монастырь закрыла советская власть, а икону тайно хранили у себя благочестивые люди. В 1991 году икону передали Святейшему Патриарху Алексию II. Раз в год — в Великий  пост на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы — ее привозят в Богоявленский Елоховский собор на богослужение, которое возглавляет Патриарх; Пояснения к особенностям Серафимо-Дивеевской иконы Божией матери «Умиление» : эта икона - « нехарактерное изображение Богородицы. ..»; Корона на голове Богородицы — символ Царицы Небесной...; На нимбе Божией Матери написаны слова из акафиста Пресвятой Богородице: « Радуйся Невеста Неневестная »...; Звезды на голове и плечах — символ приснодевства Богородицы; Сложенные крестообразно руки, наклон головы и опущенный взгляд изображают покорность воле Бога; Оклад иконы из драгоценных материалов подарил император Николай II. Он же был одним из активных инициаторов канонизации преподобного Серафима. Ил.: Патриарх Кирилл. Фото пресс-службы Патриарха московского и всея Руси; Здание Патриаршей резиденции в Москве. Фото; Русская икона «Умиление», XVI век; Серафим Саровский в своей келье, стоя на коленях, молится перед иконой «Умиление». Живописное изображение; Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление» в окладе. Фото diveevo-monastyr.ru; Император Николай II. Фото. Материал подготовил Кирилл Баглай //Фома. - — июнь 2020. - С.20-21. - (раздел « Вера », рубрика « Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-206-...

искусстве XV-XVI вв. представлены рядом икон с ростовым изображением: иконой из собрания Н. П. Лихачёва (нач. XV в., ГРМ) - Д. С. извлекает из ножен меч; небольшой иконой-врезкой из собрания Мараевых (1-я пол. XV в., ГТГ) - парной иконе вмч. Георгия; изображением в среднике житийной иконы из с. Поникарова (позднее - в с. Гуменец) близ Ростова (рубеж XV и XVI вв., ГМЗРК) - Д. С. с обнаженным мечом в правой руке; 2-частной иконой с композицией «Огненное вознесение прор. Илии» и фигурой Д. С., происходящей с погоста Лядины Каргопольского р-на (1-я пол. XVI в., ГЭ); иконой «Димитрий Солунский и прп. Антоний Сийский» (2-я пол. XVI в., МИИРК); изображением на сударе из Ипатиевского мон-ря, вероятно вклад Д. И. Годунова (90-е гг. XVI в., ГММК); иконой из Успенского собора в Дмитрове (10-20-е гг. XVII в., ЦМиАР) и др. (в ряде произведений этого типа Д. С. держит мученический крест). Изображения Д. С.-воина встречаются на мерных иконах царских детей: царевичей Димитрия Иоанновича Угличского (образ в основных чертах повторяет древнюю икону из Димитриевского собора во Владимире) и Димитрия Алексеевича (обе в ГММК); в XVII в. возникла основанная на этой патрональной теме традиция совместного изображения Д. С. и св. царевича Димитрия Угличского (иконы из собрания П. Д. Корина и ЦАК МДА). Довольно редкий пример поясного варианта - образ с детализированным изображением доспехов, напоминающим памятники палеологовского и поствизант. периодов (2-я пол. XVI в., ГТГ). Изображения Д. С.-воина включались в состав минейных циклов, напр., изображение вместе с вмч. Георгием на иконе-таблетке из Рождественского собора в Суздале (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ), вероятно восходящее к утраченной таблетке из комплекта новгородского Софийского собора кон. XV в. В XVI в. распространился обычай размещать фигуры Д. С. и Георгия - воинов на створках киотов резных изображений свт. Николая (Николы Можайского): к числу этих произведений относятся створки из с. Едома Архангельской обл. (АМИИ) и собрания С. П. Рябушинского (ГТГ) и створка с фронтальным изображением Д.

http://pravenc.ru/text/178231.html

Когда прибыл во Владимир князь, то жители встретили его с великой радостью. После этого князь направился к Ростову: но в 10 вёрстах от Владимира остановились лошади, которые везли чудотворную икону, и не шли далее. Запряжены были другие лошади, но и те не трогались с места. Тогда князь начал молиться пред иконой, и, получив от Богоматери повеление – поставить икону во Владимире, он немедленно заложил тут храм Успения для пребывания чудотворной иконы. В 1160 году храм был окончен и великолепно украшен. Боголюбивый князь, обложив св. икону окладом из золота и серебра с драгоценными камнями, поставил её в новом храме во Владимире, и с тех пор икона стала называться Владимирской. После этого икона прославилась новыми и великими чудесами. По вере в благодатную силу иконы князей, воевод и воинов и всего народа она участвовала во многих походах Русского воинства. В 1164 году икона находилась в походе Андрея Боголюбского против волжских болгар, которых он победил заступлением Богоматери. Перед сражением князь Андрей укрепил дух свой приобщением Св. Таин и молитвой пред чудотворной иконой Богоматери. «Всякий, уповающий на Тебя, Госпоже, не погибнет», – так вопиял он к Ней в молитве. По примеру князя, и все воины усердно молились пред Её иконой и с верой в Её всесильную помощь отправлялись на врага. Болгары были разбиты, и после победы князь, прежде всего, принёс благодарственное молебствие Богоматери пред Её Владимирской иконой. После убиения князя Андрея Боголюбского в 1173 году, когда народ, подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил Боголюбов и Владимир, священник Николай, который прибыл с князем из Вышгорода, в полном облачении ходил с Владимирской иконой по улицам города, и мятеж скоро утих. Во время пожара, в 1185 году, 13 апреля, когда сгорел во Владимире соборный храм со всем его богатством, св. Владимирская икона сохранилась невредимой. Слава города Владимира возрастала и распространялась в течение всего времени, пока пребывала в нём чудотворная икона Богоматери. Когда же в Москве воздвигнут был храм во имя Пресвятой Богородицы (Успенский собор) и св. икона Владимирская была перенесена туда, тогда начала возвышаться Москва над всеми Русскими княжествами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Обоженный человек, человек, сделавшийся «причастником Божеского естества», становится иконой высшего мира, ибо он восстанавливает в себе образ и подобие Божие, утраченное им при грехопадении, – именно поэтому человека, преобразившего свое падшее естество обожением, называют преподобным. Соприкасаясь с миром и действуя в мире, человек, ставший преподобным, приобщает, насколько это возможно, к своему обоженному естеству мир, в котором действует и с которым соприкасается. Мир, приобщаемый по мере своих возможностей к обоженному естеству преподобного, сам становится иконоподобным. Иконоподобный мир образует иконосферу, которая и является телом синергийной культуры. Под иконосферой (термин, введенный В. Байдиным) мы будем подразумевать ту часть мира, которая, войдя в соприкосновение с обоженным естеством человека и испытав его воздействие, преображается в икону небесного мира. Обоженное естество человека, ставшее иконой, делается эпицентром иконосферы, а иконосферой в идеале должен стать весь мир, и, значит, весь мир должен стать иконой. Этот мир, преображенный обоженным человеком в икону небесного мира, выходит за рамки эстетики и должен мыслиться уже метаэстетическими категориями, ибо принцип иконности подразумевает именно метаэстетический уровень. Таким образом, икона становится центральным понятием или принципом синергийной культуры. Можно сказать, что икона есть актуализация синергийной культуры, способ ее существования в исторической действительности. Икону следует понимать как принцип, как метод и как конкретную икону – будь то икона, написанная красками на доске, или икона, состоящая из построек и окультуренных территорий, подчиненных иконографическому градостроительному плану. Говоря о конкретных иконах, следует подчеркнуть, что икона может быть иконой пространства и иконой времени. Икона, написанная на доске, интерьер и экстерьер храма, иконографическая градостроительная структура, – все это иконы пространства, иконами же времени являются богослужебное пение и колокольный звон.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-...

Если же святой без «Блажен муж» (на обычных службах), тогда свечи зажигаются только перед иконой Спасителя, Богородицы и иконой храма. На «Господи воззвах» к ним добавляются свечи в тябле и перед праздничной иконой. Погашаются свечи «на конечном Трисвятом». В «Настольной книге священнослужителя» говорится, что свечи (не все, но большая их часть) гасятся после «Свете тихий», а если была лития, то на стихирах возжигаются все свечи, а по окончании «Ныне отпущаеши» большая часть свечей погашается. Возможно, в Типиконе имеется в виду как раз это Трисвятое по «Ныне отпущаеши». Протоиерей Константин Никольский разделяет понятия «Утреня» и «Бог Господь». Согласно его пониманию, в самом начале Утрени (перед шестопсалмием) возжигаются свечи перед иконами Спасителя, Богородицы и храма. А на «Бог Господь» к ним добавляются свечи в тябле и праздника. Т.е. знаменитый запрет на свечи во время шестопсалмия оказывается не таким уж безусловным. «Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать светильников более, а при менее торжественных, печальных – менее… Таким образом, во время чтения шестопсалмия, по уставу, предписывается немного зажигать свечей, так как в этих псалмах выражается покаяние и умиление» . На полиелее зажигаются все свечи и горят до окончания 3-й песни канона, после чего все свечи погашаются. На 8-й песне канона все свечи снова зажигаются и горят до конца Великого славословия. Протоиерей Никольский связывает это тушение свечей с так называемым «чтением» (Типикон, гл. 2, 3 и др.), которое полагается после 3-й и 6-й песен канона, т.е. на время чтения прологов и святоотеческих поучений свечи должны быть потушены. В настоящее время поучения по 3-й и 6-й песнях канона не читаются (за исключением дня памяти Марии Египетской). Когда наступает чтение Евангелия, зажигаются все свечи в храме и горят до заамвонной молитвы Что же касается Божественной литургии, то до службы полагается возжечь свечу на жертвеннике. После того как иерей облачится и наступит время бить в колокол, зажигается свеча на престоле и в храме (как на Великой вечерне: перед иконами Спасителя и Богородицы, перед храмовой иконой в иконостасе, в тябле и перед праздничной иконой). Когда же наступает чтение Евангелия, зажигаются все свечи в храме и горят до заамвонной молитвы.

http://pravoslavie.ru/156763.html

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской», глас 4 Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице,/обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,/якоже древний Израиль к кивоту Завета,/притекает ко изображению лица Твоего/и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/да Твоим Матерним к Нему предстательством/присно ходатайствуеши всем,/под сень крова Твоего прибегающим,//мир и велию милость. Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской», глас 4 Днесь светло красуется преименитый град Кострома/и вся Русская страна,/созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския,/на преславное торжество Божия Матере,/пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа,/днесь бо явися нам пресветлое великое солнце,/приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль,/ко источнику цельбоносному,/источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица/и избавляет вся грады и страны христианския/невредимы от всех навет вражиих./Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице,/спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед/по велицей Твоей милости, да зовем Ти://радуйся, Дево, христианом похвало. Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской», глас 8 Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех,/имиже благодеяла еси граду нашему,/из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем:/не престани, Владычице,/Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами/подавати вся благая и спасительная всем,/верою и любовию вопиющим Ти://радуйся, Дево, христиан похвало. Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской», глас 8 Притецем, людие, вси к тихому и доброму пристанищу,/в дом Божия Матере,/чудному образу Царицы и Богородицы,/за неизреченную милость Ея явленному,/верно припадающе и вопиюще:/о Всемилостивая Владычице,/за спасительное Твое смотрение,/чуднаго образа к нам пришествие,/посети нас, грешных, светло сотворяющих празднество Твое,/укрепи страну нашу,/дивно на враги победу подающи, и веру утверди./Церковь Сына Твоего непоколебиму соблюди,/притекающих к Тебе спаси, от всяких напастей избави,/сохраняющи в мире все Православие, да зовем Ти://радуйся, Невесто Неневестная. Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской»

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

Человек ежедневно ощущает потребность не только в духовной, но также и в телесной пищи, поскольку он не состоит только из бессмертного. Поэтому не имеет никого смысла говорить, о бессмертности души вне этого контекста. Если она сама по себе бессмертна, зачем нам тогда Бог? В Литургии мы становимся сопричастниками Царствия Небесного. Она отражает то, что будет нашей вечной реальностью. В ней совершается весь домострой спасения, и поэтому все остальные Таинства, не могут существовать без Литургии. Точно такое же отношение должно быть и к священным обрядам Церкви. Например, отпевание должно совершаться с Литургией, то есть она должна «проводить» покойника. А не то, что делается в современной практике: сначала Литургия, а потом отпевание. С Литургией мы должны проводить покойников в Царствие Небесное, ибо в молитвах мы выражаем желание, чтобы они оказались с Богом. Если Святая Евхаристия является отражением Небесного Царствия, где начинается вечная жизнь, то чин отпевания должен стоять в тесной связи с Литургией. Из этого следует отметить, что Евхаристия является общей объединяющей реальностью для всей Церкви. Когда Литургия называется иконой, это обозначает, что она не является еще полнотой Царствия Небесного, как присутствие полной реальности. Она является аналогичной иконой, то есть иконой, которая возводит нас к Царствию Божьему. Поэтому Евхаристия, как икона, имеет аналогичный мистагогический  характер. Во время иконоборческого периода происходило сильное злоупотребление этим термином. Для иконоборцев единственной, подлинной иконой Христа было только его тело (Евхаристия). Святыми отцами не было принято такое понимание иконы. Поэтому в постановлениях VII Вселенского собора мы имеем точную формулировку: «Никогда и никто, от святых апостолов и от святых отцов, не называл бескровную Жертву, в память страдания и совокупного Домостроительства Христова, иконой тела Его». Сам Христос не говорил: «...возьмите, это икона тела моего», - а сказал: - «...примите, сие есть тело Мое и сия есть кровь Моя». Поэтому по сравнению с иконоборческими представлениями значение Литургии как иконы в Православии имеет противоположное значение. Она ни в коем случае не теряет свою иконичность, аналогичность, которая вводит нас к полноту. Греческое слово «типос» весьма похоже на икону. Это - образец, отпечаток. Поэтому в Евхаристических молитвах мы просим, чтобы еще приснее, еще полнее причащаться с Тобой в Царствии Небесном. Это является настоящей истиной, реальностью, полнотой, к которой мы стремимся, как говорит апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло...»

http://bogoslov.ru/article/306470

  -           " Впредь не подходи сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа " .   Нил сперва испугался, но потом объяснил себе, что с ним говорил кто-нибудь из братии, успокоился, и продолжал ходить мимо иконы с зажженной свечой и ненамеренно коптить образ. Тогда от образа второй раз раздался голос:   -           " Монах, недостойный этого имени, долго ли тебе так беспечно и бесстыдно коптить Мой образ " .   При этих словах трапезарь ослеп. Тут только он понял, чьи это были слова, и принял наказание, как должное. Поутру братия нашла его распростертым перед иконой и узнала от него о произошедшем. Образу воздали поклонение, зажгли перед ним неугасимую лампаду, а новоизбранному трапезарю было поручено всякий вечер совершать перед иконой каждение фимиамом.   Нил же ежедневно, обливаясь слезами, молил Богоматерь о прощении и решил не отходить от иконы, пока не получит исцеления. Молитва его была услышана. Когда он однажды плакал перед святыней, послышался тихий и милостивый голос:   -           " Нил, твоя молитва услышана. Прощаю тебя и вновь даю т ебе зрение... Возвести братии обители, что Я — их покров и защита монастыря, посвященного архангелам. Пусть они и все православные прибегают ко Мне в нуждах, и никого Я не оставлю. Всем призывающим Меня буду Я Предстательница, и по ходатайству Моему Сын Мой исполнит прошения их. И будет икона Моя именоваться «Скоропослушницей», потому что всем притекающим к ней буду являть Я милость и услышание скорое " .     Нил прозрел, и молва о всем совершившемся перед иконой быстро разошлась по Афону, привлекая множество иноков на поклонение святыне. В Дохиаре было установлено особое и постоянное чествование прославленной иконы. Проход в трапезу, над которым находилась икона, был закрыт, так что образовалось подобие часовни, а справа от иконы выстроен храм в честь образа.   Для безотлучного нахождения перед иконой «Скоропослушница» был избран особый монах, которому было поручено следить за лампадами, утром и вечером совершать перед иконой молебствия, наблюдать за чистотой часовни и храма «Скоропослушницы». По вторникам и четвергам братия собором служит молебствия образу.

http://isihazm.ru/?id=364&c_pid=15

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010