Предание гласит: «В урочище Малой Печорки девочка-пастушка, отправившаяся сюда, на край леса, из соседней деревни Турово пасти скот, чудесным явлением Божией Матери была избавлена от посягательств некоего крестьянина, пожелавшего напасть на нее, но остановленного явлением Самой Пресвятой Богородицы. На месте явления Пресвятой Богородицы, в глубоком лесном овраге, в пещере, местными крестьянами была обретена икона Божией Матери, получившая название „Печерской“ и открылся св. источник с кристально чистой целебной водой. Вскоре над ним была устроена деревянная часовня Печерской Божией Матери, где и была помещена икона…». В этом предании ясно чувствуются отголоски языческой Руси. Пастухи, равно как и рыбаки, благодаря своему занятию прекрасно «ведающие» признаки многих природных явлений, в первую очередь связанных с предсказанием погоды, считались наделенными особой сакральностью, способностью общаться с потусторонними силами. В христианскую эпоху именно пастухам и рыбакам главным образом и открывались чудесно явленные иконы. Женщины, младенцы, убогие умом также наделялись сверхъестественными качествами, способностью общения с высшим миром. В случае с явлением Печерской иконы мы видим слияние этих персонажей в один – образ девочки-пастушки. В «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» сказано, что в Екатерининском соборе г. Луги с 1789 г. хранилась особо уважаемая прихожанами Печерская икона Божией Матери, перенесенная сюда из деревянной часовни, находившейся в 5 верстах от Луги, в Смешинском приходе. Это значит, что часовня в Малой Печорке существовала еще до основания г. Луги. Народная традиция и предание связывают существующее почитание Печерского образа Божией Матери с иконой Успения Пресвятой Богородицы в лужском Казанском соборе, переданной сюда в годы войны. Образ этот, вероятно, следует датировать временем не позже XVI в. По мнению краеведа И. В. Попова, ее и следует считать «той самой Печерской явленной иконой Божией Матери». Древность иконы из Казанской церкви не вызывает сомнения. Но, к сожалению, она не могла быть той самой явленной в Печерке иконой, которая позже хранилась в лужском Екатерининском соборе в серебряной вызолоченной ризе. Какой была явленная икона, свидетельствует картина художника Н. Ф. Роота «Праздник явленной иконы у Печер близ Луги», написанная в 1900 г. В центре картины здесь, если внимательно приглядеться, можно отчетливо увидеть киот с помещенной в нем иконой, изображающей Богоматерь с Младенцем, но никак не сцену Успения Богородицы. Есть несколько свидетельств, что празднование в Печерке совершалось с присутствием чудоявленного здесь образа Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=02214

В XIII веке Кострома, при князе Василии, спасена была от разгрома татар ослепившим их сиянием, исшедшим от чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, этой родовой святыни Дома Романовых. Молитвами св. Меркурия перед иконой Богоматери спасен был от Батыя Смоленск. И перед Смоленской иконой Божией Матери молитвенно склонялся Кутузов и вся геройская Русская армия в канун Бородинской битвы. В 1581 г. стены псковские дрожали под натиском Батория, враги уже вторгались в город. Тогда князь Скопин-Шуйский указал отступающим воинам на образ Богоматери и мощи св. Всеволода. «Не предадим Богоматери и св. Всеволода!» – воскликнули православные и, ринувшись на поляков, отбили врага. В 1615 г. Тихвинская обитель спасена была от шведов чудотворною Тихвинской иконой Божией Матери. Царь Михаил Феодорович, заключая мир со Швецией, горячо молился перед этой иконой. Знаменитейшей из всех в нашей отечественной истории икон является образ Владимирской Божией Матери, пребывающий в московском Успенском соборе. По древнему преданию, эта святая икона писана св. евангелистом Лукой с Самой Богоматери на доске из стола, за которым трапезовали Пресвятая Мария и Иосиф Обручник. Икона эта была особо чтима Великим Князем Андреем Боголюбским. С нею выступил он в поход против волжских болгар и разгромил этих язычников. При нашествии на Россию Тамерлана в 1395 г. икона Владимирской Божией Матери перенесена была повелением Великого Князя Василия Дмитриевича из Владимира в Москву. Горячие молитвы русских людей, припадавших к Владычице по пути следования Ее иконы и в самой Москве, были услышаны. Тамерлану во сне явилась величественная Жена со тьмами устремлявшихся на него молниеобразных воинов, и полководец, испуганный видением, удалился от Москвы. В память этого чуда и установлен праздник 26 августа – день прибытия св. иконы в Москву. В 1480 г. Великий Князь Иоанн III, избавившись от нашествия хана Ахмета, установил в честь иконы Владимирской Богоматери празднество 23 июня. Празднуемый всей Россией день 22 октября – Казанской Божией Матери – установлен был в память того, что в 1612 г. в занятый отрядами князя Пожарского и князя Трубецкого Китай-город внесена была чудотворная икона Казанской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Твердым голосом говорил старец. Сосредоточенное, одухотворенное лицо его и внутренняя сила его слов производили неотразимое действие на присутствующих. Почти у всех на глазах были слезы. Окончив речь, старец еще раз поклонился народу в землю и потом стал прощаться со всеми в отдельности, начиная со служивших молебен священнослужителей. Чтобы было удобнее, батюшка встал на амвон, и все начали подходить к нему по очереди. Каждый подходящий кланялся старцу в землю и брал у него благословение. Батюшка всех благодарил за любовь и доверие к нему и многим говорил на прощанье что-нибудь утешительное и полезное. Некоторые подавали батюшке купленные ими в монастырской лавочке маленькие иконочки и образки, чтобы батюшка ими благословил их в последний раз или чтобы благословил ими их близких отсутствующих. Батюшка крестился, целовал эти иконочки, потом ими благословлял или того, кто его просил об этом, или, если просили благословить отсутствующего, ту сторону, где жил последний. Многие горько плакали и с трудом отходили от батюшки. Наконец все простились. Старец пошел к своим ширмочкам снять с себя епитрахиль, но это ему долго не удавалось, толпа обступила его тесным кольцом и опять просила у него последнего благословения и последних советов. Но вот батюшка дошел до своих ширм, кончая благословлять, и пошел в алтарь южного придела. Немного погодя он появился в храме северными вратами северного придела и стал прощаться со святынями собора: иконой святого Архангела Рафаила, гробницей архимандрита Павла, Казанской иконой Божией Матери у левого среднего клироса, чудотворной Смоленской иконой Божией Матери у правого клироса среднего храма, иконой преподобного Сергия с частицей его мантии, гробницей блаженного старца схимонаха Зосимы, иконой преподобного Зосимы Соловецкого за ширмами, где старец принимал народ. Потом, окруженный монахами, старец пошел из собора к себе в келью, в затвор. Духовные дети пошли его провожать. Медленно шел старец среди монахов и толпы народа. Грустная и торжественная была картина. Когда батюшка подошел к калитке садика, прилегающего к его келье, большинство народа осталось вне садика и провожало батюшку глазами издали, но некоторые не утерпели, проникли в сад и довели старца до дверей его кельи. В последнюю минуту перед входом в келью батюшка оглянулся на своих духовных детей и, услышав возгласы: «Батюшка, благословите нас”, поднял высоко руку и благословил ею направо и налево. После этого он повернулся к дверям, помедлил минуту, по-видимому молясь про себя, и быстро вошел. Двери в этот мир закрылись для него, может быть, навсегда. Это было в 1 час 35 минут дня 6 июня 1916 г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Григорий Яковлев, крестьянин села Филиппкови, четыре года страдал исступлением ума. Сильными припадками своей болезни он наводил ужас на всех соседей своих. Когда слух о чудесах, совершавшихся у Оранской иконы Божией Матери, достиг села Филиппкови, было решено отправить Григория в Оранскую обитель и там отслужить молебен перед чудотворной иконой. Молебен был отслужен, и больной немедленно же почувствовал облегчение, а через некоторое время и совершенно освободился от своих припадков. Иван Михайлов, крестьянин деревни Горюшек, сначала в течение десяти лет не видел правым глазом. Затем его поразил паралич рук и ног и начало мучить удушье. Отправившись в Оранский монастырь, он усердно помолился перед чудотворной иконой Богоматери и получил исцеление. Воздав хвалу Христу Богу и Его Пречистой Матери, он возвратился домой. Мария Петрова, вдова деревни Чудинова, двадцать лет не видела правым глазом. По совету своих знакомых она дала обет сходить в Оранский монастырь на поклонение чудотворной Владимирской иконе Богоматери. Свое обещание она исполнила и после усердной молитвы перед св. иконой прозрела. Исцеление от той же болезни получила и Анна Симеонова, жительница той же деревни Чудинова. Она десять лет страдала слепотой и за помощью обращалась к знахарям и колдунам. Но помощи, конечно, не обрела. Когда же она отправилась в Оранскую пустынь и усердно помолилась перед чудотворной иконой Богоматери, то получила исцеление. Ирина Иванова, жительница села Баранова, шесть лет страдала черной немощью. Чем дальше шло время, тем все более усиливалась болезнь. Наконец, когда все человеческие средства были исчерпаны и не принесли никакой пользы, Ирина обратилась за помощью к Царице Небесной. Она усердно помолилась перед Ее чудотворным Оранским образом и получила исцеление. Мария Герасимова, жительница села Убежищ, пятнадцать лет страдала глазной болезнью. Слыша о многих чудесных исцелениях, совершающихся при Владимирской Оранской иконе Богоматери, она решила отправиться в Оранскую пустынь. Ее усердная молитва перед сей св. иконой была услышана, и она получила исцеление.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

Пр. Ареы Печерского. Родом из г. Полоцка, он подвизался в Киево-Печерской обители в XII в. У него в келлии много было богатства, и он, будучи обокраден ворами, едва не наложил на себя руки. От крайней скорби о потере имущества он сделался сильно болен и в предсмертном состоянии видел умными очами, что светлые ангелы отступили от него и что он, за скупость и за ропот на Бога за похищенное, был осужден на вечное мучение, но милосердием Божьим, по молитвам ангелов, возвращен был к жизни. С тех пора он совершенно изменил образ жизни, сделался милостив и кроток. Последние дни свои пр. Арефа провел в затворе и глубоком раскаянии о грехах. Скончался он не позже 1190 г. См. 28 сент. Блаж. Елезвоа, царя Ефиопского. Современник муч. Арефы, он по смерти сего мученика пошел на царя Дунаана войной и, победив его, освободила узников, восстановил христианство, обновила храмы (сн. 19 дек.). После сего подвига блаж. Елезвой сложил с себя царскую власть и мирно подвизался затворником в одной из обителей, неисходно пребывая 15 лет в уединенной келлии в строгом воздержании и самоумерщвлении и трудясь для Бога день и ночь. Скончался он мирно, около 553–555 г. Празднование образу Пресвятой Богородицы, Всх скорбщих Радости. Эта св. икона прославилась в 1688 г. Сестра патр. Иоакима, Евфимия, жившая в Москве, на Ордынке, и страдавшая долгое время тяжелой неизлечимой раной в боку так, что даже видны были внутренности, будучи еле жива, однажды, во время молитвы к Спасителю и Матери Божьей, услышала голос, повелевший ей помолиться пред находившейся в местном приходском храме Преображения иконой «Всех скорбящих Радость». Когда был отслужен молебен пред св. иконой, принесенной в дома Евфимия, и больную окропили св. водой, она мгновенно почувствовала себя исцеленной, и сама встала с постели. Это чудо совершилось 24 окт., и в память его в этот день был учрежден праздник «Всех скорбящих Радость». Матерь Божья на этой иконе изображена во весь рост с Предвечным Младенцем на левой руке; по обеим сторонам Богоматери изображены два ангела, а у ног Ее молящиеся и притекающие к Ней за помощью и исцелением. 193 Многократные случаи чудотворений, открывавшихся в исцелениях тяжких болезней и в других знамениях подаваемой по молитве пред св. иконой небесной помощи, привлекают верующих в молитвенное заступление Богоматери и в благодатную помощь от Ее чудотворной иконы в украшаемый св. иконой Московский храм на Ордынке, дабы в нем пред ликом Царицы Небесной излить всю скорбь души, обуреваемой нуждами, бедствиями и искушениями земной жизни. Каждое воскресенье перед св. иконой торжественно совершается молебное пение. В 1888 г. в Москве праздновалось 200-летие со времени первого чуда от св. иконы Всех скорбящих Радости. 194 Служба Божьей Матери «Всех скорбящих Радости» Синодальной типографией напечатана в особой книжке.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Старец говорил твердым голосом. Его сосредоточенное, одухотворенное лицо, внутренняя сила его слов производили неотразимое впечатление на присутствующих. Почти у всех на глазах были слезы. Окончив свое слово, старец еще раз поклонился народу до земли и потом стал прощаться с каждым в отдельности, начиная со служивших молебен священнослужителей. Чтобы было удобнее, батюшка вышел на амвон, и все начали подходить к нему по очереди. Каждый кланялся старцу до земли и брал у него благословение. Батюшка всех благодарил за любовь и доверие, многим говорил на прощание что-нибудь утешительное и полезное. Некоторые подавали батюшке купленные в монастырской лавке иконочки и образки, чтобы он ими благословил их в последний раз или чтоб благословил ими их близких. Батюшка крестился, целовал эти иконочки, потом благословлял ими того, кто его просил, а что касается отсутствующего, то благословлял ту сторону, где он жил. Наконец все простились. Старец пошел к своим ширмочкам снять с себя епитрахиль, но это ему долго не удавалось. Толпа обступила его тесным кольцом; просили последнего благословения, последних слов и советов. Но вот батюшка дошел до своих ширм, вошел в алтарь левого придела. Немного погодя он появился в храме северными вратами и стал прощаться со святынями собора: с иконой святого архангела Рафаила, с Казанской иконой Божией Матери, с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери, с иконой Преподобного Сергия с частицей его мантии, с иконой преподобного Зосимы Соловецкого, а также с гробницами блаженного старца Зосимы и архимандрита Павла. Потом, окруженный монахами, отец Алексий пошел из собора в «затвор». Медленно шел он среди монахов и приехавших проститься. Грустная и торжественная была картина. Когда батюшка подошел к калитке палисадника, прилегающего к его келии, большинство народа осталось вне ограды и провожало батюшку глазами издали, но некоторые вели старца до дверей его келии. В последний момент он оглянулся на своих духовных детей и, услышав возгласы: «Батюшка, благословите нас!» – поднял высоко руку и благословил всех. После этого он, помедлил минуту, по-видимому, молясь, и быстро удалился.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

81 Впрочем, при последнем возобновлении Николо-Дворищского собора, древнее устройство в нём иконостаса несколько изменилось. 82 Так, например, в главном иконостасе Софийского собора нет никакой иконы над верхним, пятым ярусом, который устроен вроде выпуклого карниза, где по средине – св. Троица, а по сторонам – Херувимы, Серафимы и праотцы. Но эти небольшие иконы поставлены после возобновления Софийского собора в 1692 году, когда мост (пол) поднят (Новг. III лет., стр. 274). Подобные перемены произведены и в некоторых других древних церквах, при их возобновлении и перестройках. В настоящее время иконостас Софийского собора в вышину 11½ а в ширину 21 аршин. 83 Для примера укажем на изображения в Отенском монастыре: под местной иконой Спасителя изображена на дске Сивилла Дельфика в венке со свитком: «от небесе Царь приидет во веки царствующий, и не имать конца царству его». Под храмовой иконой св. Николая Омирос в венке со свитком: «светило на земли возсияет во языцех, Христос ходити начнет». Под местной Тихвинской иконой Божией Матери Сивилла в венке со свитком: «Дадут же заушения скверныма рукама». А в Вяжицком монастыре по два лица под иконой, например, под иконой Иоанна Богослова греческий Фил. Платон со свитком: «Аполлон несть Бог , но есть Бог на небесех, Ему же снити на землю и воплотитися», и Елеус со свитком: «Един есть премудр и страшен зело, седяй на престоле Своем, Господь вся премудрость». Под Спасителем, сидящим на престоле, Ермиа со свитком: «разумети Бога убо неудобно, сказати же невозможно, есть бо составен», и Еврипид со свитком: «Аз чаю неприкосновенному родитися от Девы и воскресити мертвыя и паки судити им». Подобные изображения находятся под местными иконами главного иконостаса в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря; но они при возобновлении попорчены. По сказанию Клинцовского подлинника (XVII века), Сивиллы писались в наших храмах потому, что «они пророчествоваху о пречистей Деве Марии и о воплощении Божия Слова; а философы еллинские писались, понеже и тии назнаменования ради и чистого ради жития их коснушася Духа Святаго, глаголюще будущая человеком».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Иноки и собравшиеся в монастырь миряне молились Пресвятой Богородице пред Её чудотворной иконой, запели акафист, и Пресвятая Богородица, со множеством ангелов в воинских одеждах и с обнажёнными мечами в руках, явилась над церковью. Она стояла в лучезарном сиянии и Своим омофором покрывала обитель. Это видели и турки, и на них напал такой страх, что они бросились бежать; осаждённые же преследовали их и иных убили, а иных взяли в плен. «Кто эта Госпожа, и откуда такое множество вооружённых воинов, предстоящих и служащих Ей?» – спрашивали турки у бывших у них в плену русских. «Здесь стоит чудотворная икона Божией Матери, – отвечали им пленники, – и вот почему деются такие силы». В 1721 году Почаевская обитель вместе с иконой перешла к униатам, т. е. подчинившимся папе. Во время владения иконой папа короновал её торжественнейшим образом, т. е. возложил на неё драгоценные короны. В 1831 году Почаевская обитель была возвращена православным и наименована лаврой. Чудеса от св. иконы не прекращались и тогда, когда она была у униатов. На поклонение к Почаевской иконе притекают богомольцы из самых отдалённых мест России. Молитва пред иконой, именуемой «Почаевская» О Всемилостивая Госпоже, Царице и Владычице, от всех родов избранная, и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящий пред святой иконой Твоею и усердно к Тебе молящийся народ сей, и сотвори предстательством и заступлением Твоим у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже изыдет отсюду упования своего тощ и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся, по благому изволению сердца своего и по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу. Призри благосердием, Всепетая Богородице, и на обитель сию. Твоим именем нарицающуюся, юже от лет древних возлюбила еси, избравши её в достояние Себе, и неоскудно источающи токи исцелений от чудотворныя иконы Твоея и от приснотекущаго источника, в следе стопы Твоея, нам открытаго, и сохрани ю от всякаго прилога и навета вражия, якоже древле сохранила еси Твоим явлением целу и неврежденну от лютаго нашествия агарянскаго, да выну воспевается и славится в ней Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое преславное Успение, во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Юлия, монахиня Троицкого Девичьего монастыря, села Мурашкина, три года была слепой. Она дала обет сходить в Оранский монастырь на поклонение чудотворной иконе Богородицы, надеясь умолить Царицу Небесную даровать ей исцеление от болезни. По вере своей она и получила исцеление, когда усердно помолилась перед св. иконой Богоматери. Илья Феодоров, крестьянин князя Феодора Оболенского, страдал тяжкой болезнью. Слыша о многих исцелениях, совершавшихся в Оранском монастыре, он решил отправиться туда на поклонение чудотворной иконе Богоматери. Усердно молился он перед св. иконой, прося Ходатаицу рода христианского даровать ему исцеление. После молитвы он тотчас же выздоровел. Илья отслужил благодарственный молебен Пресвятой Богородице и возвратился домой совершенно здоровый. Акилина Козмина, жительница деревни Алистеево, шесть лет ничего не видела правым глазом и девять месяцев левым. После молитвы перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери она получила исцеление. Матфей Еремиев, родом крестьянин, семнадцать лет страдал внутренней болезнью и шесть лет был немой. Он дал обещание сходить в Оранский монастырь, чтобы там помолиться перед чудотворным образом Богоматери. По его просьбе перед этим образом совершили молебен, и больной сразу же выздоровел. Антип, крестьянин деревни Бурцево, шесть лет страдал глухотой и головной болью. Не надеясь на человеческие средства, он решил прибегнуть к помощи Царицы Небесной. Отправившись в Оранскую обитель, он усердно помолился перед чудотворной иконой Богоматери и по вере своей получил исцеление. Евдокия Логинова, жительница той же деревни, пятнадцать лет была слепая. По совету знакомых, бывших в Оранской обители на поклонении чудотворной Владимирской иконе Богоматери, она отправилась в этот монастырь и усердно молилась перед св. иконой. Молитва ее была услышана: Господь внял ей и даровал исцеление. Иван Гаврилов, крестьянин деревни Шапкино, шесть лет страдал слепотой. Он уже отчаялся в своем выздоровлении, но вот ему сказали, что он может получить исцеление, помолившись перед чудотворным Оранским образом. Он внял совету добрых людей, усердно молился перед чудотворным образом Царицы Небесной и по вере своей получил исцеление.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

Что касается «предалтарного» иконостаса: «Иконостас деревянный столярной работы, в четыре яруса, окрашен светло-голубым цветом. Имеющиеся же на нем карнизы, отделяющие ярусы и резьбы позолоченные. Царские врата резной работы, с шестью иконами: Богоматерью, Архангела Гавриила, и Евангелистов Марка и Луки, и двух ангелов все в цветах вызолоченные. Сверх врат в резьбе в цветах изображение Духа Святого и двух Евангелистов Матвея и Иоанна вызолоченные. С правой стороны царских врат в деревянной позолоченной раме местная икона Спасителя с изображением 3-х ангелов. С левой стороны царских врат местная икона Пресвятые Богородицы с младенцем на руках, и с изображением 3-х ангелов в деревянной позолоченной раме. На южной вратнице изображение Св. Архистратига Михаила с деревянными позолоченными рамами. По правую сторону южных вратниц местная икона Св. Спиридона, в таковых же рамах. С южной же стороны около сей иконы храмовая икона Св. Великомученика Георгия в таковых же рамах и позолотке. На северных вратнице изображение Св. Архангела Гавриила в таковых же рамах и позолотке. По левую сторону северных вратниц икона Св. мученика Стельяна с отроком на руках, в таковых же рамах и позолотке. С северной же стороны около сей иконы образ Святителя Николая а архиерейском облачении, с таковыми же рамами и позолоткой. Во втором ярусе над иконой Спасителя, Преображение и Воскресение Господне. Над южной вратницей Крещение Господне и вшествие в Иерусалим. Над храмовой иконой Вознесение Господне и Сошествие Святого Духа. С северной стороны царских врат на иконой Божьей Матери, Обрезание и Сретение Господне. Над северной вратницей Благовещение и Рождество Христово. Над иконой Св. Николая - Рождество и вход во храм Пресвятыя Богородицы. В 3-м ярусе над царскими вратами – Тайная вечеря, в резьбе и позолотке. В сем ярусе над каждой иконой цветы в резьбе и позолотке. Сверх Тайной вечери деревянный крест в резьбе вызолоченный. С южной стороны Новый Завет и с северной стороны Ветхий Завет в резьбе и позолотке. В подножии всех наместных икон, в деревянной резьбе вызолоченные цветы. В иконостасе – по правой стороне колонн пять, а по левой стороне тоже пять с капителями и позолоткой».

http://sobory.ru/article/?object=51516

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010