Человеческое сознание бессильно проникнуть в эту сферу – туда ведет лишь религиозная интуиция. Бессмысленно отрицать религию, говорил А.И.Введенский , так же как бессмысленно отрицать музыку. Можно опровергать логическое определение – нельзя опровергать интуицию – она является высшей несомненной реальностью. И далее Введенский переходит к христологии. Иисус Христос есть перекрестная точка Вселенной: живое воплощение Бога. Все пути сходятся в нем: Божественное и человеческое, бесконечное и конечное, абстрактное и конкретное, интуиция и сознание, религия и философия. И закончил свой грандиозный доклад А.И.Введенский мастерским изложением всех доказательств историчности Иисуса Христа, не оставив буквально камня на камне от “мифической теории”. И вот настал последний день Предсоборного Совещания. Большой день. Митрополит Евдоким после молитвы снял с себя белый клобук, положил на председательский стол, надел пенсне, развернул мелко написанные листки: – От себя лично имею честь внести проект петиции в Совнарком. И начал читать. После преамбулы, составленной в обычных общих выражениях, последовали следующие абзацы: “Великое Предсоборное Совещание находит, что наступил момент для пересмотра в законодательном порядке взаимоотношений между церковью и государством соответственно изменившимся условиям и выдвинутым самой жизнью требованиям. Наши ходатайства по их содержанию и юридической природе распадаются на две главные группы: А. Введение того, чего еще нет. Б. Поправки к тому, что уже существует. А 1 Дополнение к нормальному уставу религиозных общин в том его где говорится о праве общин избирать себе служителей культа. Предсоборное Совещание ходатайствует обусловить это право следующим дополнением: “в согласии с внутренним уставом данного религиозного [доп0] тес согласия епархиального или викариального управления Звание-разъяснение НКЮ от 25 августа 1922 г. No 512). 2 Для ограждения двадцаток и приходских советов от вторжения в их тав кулацких и других отрицательных элементов двадцатки и приходские рты утверждаются лишь с визой епархиального и викариального управлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учреждение патриаршества не произвело никаких существенных перемен в правах русского первосвятителя. Общий иерархический строй Церкви остался таким же, каким был при митрополитах. Вся разница сводилась лишь к тому, что он сравнялся с другими православными патриархами по своей самостоятельности, и по преимуществам его иерархической чести. Прежния богослужебные преимущества первосвятителя – белый клобук и саккос (с 1675 г.) – перешли ко всем митрополитам нового патриархата. Патриарх стал от них отличаться крестом на митре и на клобуке, бархатной цветной мантией с образами на скрижалях, саккосом с нашивной епитрахилью, преднесением пред ним креста и в церковных ходах свечи. Во время служения он облачался среди церкви, тогда как прочие сослужившие ему архиереи – в алтаре. Один только он садился на горнее место, наконец один только причащался сам, прочие же архиереи принимали причащение из его рук. В своей административной деятельности патриарх окружал себя большой пышностью и величием, в особенности по успокоении России от смут при царе Михаиле Феодоровиче. Прежде все дела по церковному управлению митрополиты поручали вести разным доверенным лицам. Теперь место этих лиц заступают целые учреждения – приказы на подобие царских. Состояли каждый из них из боярина, дьяков и подъячих. Дела решались по докладу патриарху. Таких приказов в течение почти всего XVII века было три: 1) судный, или разряд, заведовавший судебной частью. После 1667 г. в нем образовалось отделение специально для духовного суда под именем духовного приказа, состоявшее под начальством доверенного духовного лица или судьи. 2) казенный, ведавший всякие церковные сборы патриарха. 3) дворцовый, заведовавший вотчинами и домовым хозяйством патриаршего дома. К концу XVII в. явился еще четвертый приказ – церковных дел – по делам церковного благочиния. По примеру патриарха стали заводить у себя приказы и другие архиереи. Но в епархиях заводились обыкновенно только по два приказа, – духовный для епархиального управления и суда и казенный, сосредоточивавшийся около личности архиерейского казначея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

по ректуре. Впрочем и независимо от инспекторства С.К-ча, греческий язык я любил, и с большим любопытством слушал лекции по языку новозаветному, святоотеческому, церковно-богослужебному, – и с особенным удовольствием занимался языком новогреческим. Тогда же я решил избрать греческий язык своей специальностью на 4-м курсе. Для экзамена я готовил группу билетов и перевод по новогреческому языку. А Михаил читал интересные лекции по общеобязательному предмету Св. Писания Нового Завета. Внушительного вида и высокого роста, в монашеской широкой рясе и высоком клобуке, с представительной наружностью, большими серыми глазами и окладистой бородой светлого цвета, похожего на проседь, – произношение торжественное, отчетливое и редкое, каким-то глухим приятного старческого тембра голосом, с дрожащем, как бы в виде из замогильного вещания, – движения неторопливые, медленно-размеренные, – наконец сами лекции с простым и интересным содержанием (они изданы Н.И Троицким, магистром академии, писавшим диссертацию Михаилу). Все в нем было величественно, как бы монументально, внушительно, торжественно, успокоительно и приятно. Обычно являлся он на 35–30 минут. Его четыре лекции были распределены по две подряд: два последние часа (12 и 1) в среду и два первые (9 и 10) в четверг. По прочтении молитвы Михаил медленно и торжественно взбирался на громоздкую кафедру, – эта медлительность, кажется, была следствием ревматизма в ногах, коим он болел незадолго перед этим годом. Медленно снимал клобук, укладывал концы его в камилавку и ставил у пюпитра. Потом вынимался белый носовой платок и протиралось пенсне, иногда происходило громогласное сморкание. Пенсне, кажется, было новинкой для лектора, он не умел еще обращаться с ним, – оно часто соскакивало с носа и падало в кафедру. Совершалось медленное поднятие пенсне и новое насаживание на нос. После всей этой, довольно продолжительной процедуры, начиналось чтение лекции по тетрадке, – внушительное, редкое, отчетливое. Каждая лекция неизменно начиналась такой формулой: «В про-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При этом необходимо осознавать всю ответственность своего поведения в общественный местах, чтобы поступать подобающе высоконравственному пастырскому сану при различных ситуациях, так как ношение церковной одежды (подрясника, рясы) обуславливает для человека недопустимость никакого порочного и соблазнительного поведения для окружающих. В том числе надобно следить за чистотой и аккуратностью своей одежды, чтобы небрежностью ее не принижать достоинства духовного чина и самой Церкви. Следует вместе с тем отметить, что в силу исторических обстоятельств сегодня в Русской Православной Церкви, в зависимости от благословения правящего архиерея, священнослужители имеют возможность выбирать форму внебогослужебной одежды между духовным и светским «платьем». Священнослужителя и миссионера хотят видеть открытым, готовым пойти на контакт с человеком любого уровня культуры и образования. Успех его служения будет зависеть и от положительного влияния его облика на окружающих. Поэтому он должен выглядеть таким, каким его хотят видеть потенциальные члены Церкви – опрятным, культурным, общительным, с достоинством несущим свое служение. 1. Облачение священнослужителя: – Подрясник. Подрясник для священнослужителя в настоящее время выполняет те же функции, какие для светского человека выполняет сорочка. Это также своего рода нижняя одежда. Для ношения с подрясником обязателен пояс. Существуют различные фасоны подрясников. Цвета подрясников в летнее время могут быть светлых тонов (белый, серый, беж и т. д.), в зимнее время – темных тонов (черный, темно-синий, темно-зеленый и т. д.). Но следует заметить, что для подрясников, как и для ряс, предпочтителен черный цвет. – Ряса. Ряса священнослужителя является верхней одеждой. Поверх рясы священнослужитель носит крест. Существуют различные фасоны ряс. Зимняя верхняя одежда священнослужителя: зимняя ряса, пальто, куртка темных тонов и т. п. – Головные уборы. Скуфья: летняя, зимняя. Богослужебные головные уборы, которые также используются в официальных случаях: для белого духовенства – камилавка (если имеется такая награда); для монашествующего духовенства – клобук.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Сверх того дозволено митрополиту печатание книг за его благословением и досмотром 168 , учение детей греческому и латинскому языкам и все прежние обыкновения содержать беспеременно, но в дела военные и гражданские, гетману Малороссийскому предоставленные, не мешаться и без совета гетмана к духовным в Польское, Литовское и иные королевства ни к кому не писать; а если что к нему из тех стран писано будет, то объявлять гетману, а гетман имеет доносить государям; в Москву на краткое время для соборов ездить; а по примеру других великороссийских архиереев на годовую и полугодовую череду митрополитов Киевских не вызывать. В преимущество и отличие от прочих великороссийских митрополитов Гедеону и преемникам его пожаловано государями из патриарших привилегий в священнослужении и право иметь митру с водруженным на верху крестом 169 по давнему обыкновению Киевских митрополитов; во всех выходах и выездах (по епархии только своей) иметь предношение Креста. В настольной грамоте, данной ему от Иоакима того же 1686 г. декабря 9 прибавлено еще право служить ему на ковре даже и в Москве в присутствии самого патриарха, налагать на себя два енкония (панагии) и носить белый клобук по примеру Великороссийских митрополитов 170 . В Записках Сибирской истории еще сказано, что Гедеону позволено иметь и саккос с передником, какой носили только патриархи 171 . Перед посвящением государи того же ноября 8 прислали ему при грамоте полное архиерейское обнизанное жемчугом облачение, сообразное вышеупомянутым его отличиям и описанное выше в VI главе: а во все время его пребывания в Москве содержание ему и свите его производилось от двора, и при отпуске пожалована ему дорогая золотая карета с цугом лошадей во всем приборе; свита же его одарена соболями, сукнами, материями и деньгами. Но в посланной за известие к гетману грамоте декабря того же 1686 г. предписано, чтобы новопоставленный митрополит Гедеон не именовался уже экзархом, по примеру предместников своих. Даже и митрополитом в настольных грамотах наименован он только Малыя России, как сказано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Голицын просил митрополита почаще назначать Филарета к произнесению проповедей, а митрополит каждую новую проповедь Филарета, в свою очередь, посылал и Голицыну, и Сперанскому, как приятную духовную новость. Проповедническая кафедра Филарета была постоянно окружена множеством публики из петербургской знати. Филарету случалось говорить проповедь и в присутствии государя. Однако, терния все еще усеивали путь Филарета. По поводу одной проповеди распускались слухи, будто Филарет в ней обокрал французского духовного оратора Массильона, другую проповедь академические противники Филарета называли «не проповедью, а одой», третью уже сам архиепископ Феофилакт публично, на обеде у митрополита Амвросия, обвинил в пантеистических воззрениях. Феофилакт в это время переживал апогей своей славы. «Высшее петербургское общество восхищалось его блестящими проповедями, его светскостью, беглым французским разговором». В то время было, по-видимому, предположение пригласить и архиереев в молодой государственный совет, и, понятно, великосветские слухи называли Феофилакта первейшим кандидатом. Лица, недовольные им, прозвали его по этому поводу Бриенном, – имя французского епископа, участника революции. Слухи сулили ему уже белый клобук в Петербурге, на место Амвросия, которого, по примеру его предшественника, удаляли в Новгород. Однако, Феофилакту не удалось удержаться на своей высоте. Был ли причиною того его горячий и порывистый характер, быть может несколько испорченный стремительностью карьеры, или же он просто рискнул и зарвался, увлекся и потерпел неудачу, только он, слишком понадеявшись на свои личные силы, разошелся с теми именно лицами, которые создали его карьеру и от влияния которых в сущности зависели и дальнейшие его успехи. Порвав возможность найти поддержку у друзей и имея достаточно врагов, он долго собственными недюжинными силами еще держался на месте, но затем, как только случайно или ловко был с него сдвинут, немедленно вышел из правительствующей машины и затем утонул в реке забвения, среди отсутствия подходящей работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Состояние научного духа в семинариях Никанор не склонен был переоценивать, о чем свидетельствует упоминаемый им эпизод с профессором, который, прослужив 17 лет, стал повторять бурсакам: «с вами отупеешь, сам опустишься, сам развеешь все, что вынес из академии»...   На посту ректора Казанской Духовной Академии Никанор, по словам П.В.Знаменского, «сумел лично и интимно войти в студенческую жизнь своим человечным участием к студентам, постоянным с ними общением и беседами и сделался таким же живым средоточием ее, как и в жизни наставников академии». Сам Никанор признается, впрочем, что студентов Академии «уже почти не любил оттого, что они бывали грубы и дерзки»... Писатель среди писателей Профессор МДА А.П.Лебедев назвал Никанора «лучшим из духовных писателей», имея в виду всю его многообразную научно-литературную деятельность. Но это высказывание вполне допустимо трактовать и в узком смысле, т.е. отнести его к деятельности Никанора именно как литератора-мемуариста. Надо заметить, что новейший биографический очерк Никанора появился именно в словаре «Русские писатели». В наследии херсонского архипастыря пространные автобиографические записки, дневниковые записи перемежаются с критическими статьями и составляют несколько объемистых томов. По литературным и одновременно историческим достоинствам они представляют собой явление совершенно исключительное. Если что и можно поставить рядом с ними, так это, пожалуй, только «Записки» архиепископа Саввы (Тихомирова) и «Дневники» протопресвитера Александра Шмемана. В мемуарных сочинениях Никанора содержится множество бытовых зарисовок, фактических свидетельств, ярких портретов. И в то же время, чувствуется не покидающее его стремление к философскому обобщению. Отдельные страницы читаются как перлы художественной прозы. Например, описание визита к московскому святителю Филарету. «Вот раздаются вопли и стоны кликуши: это владыка проходит мимо нее по лестнице. Отворяются двери, входят белый клобук, черная ряса, Андреевская лента. Я, как Моисей на горе Синае, припал своим красным лицем к земле; слышу тихий спокойно-властный голос: " пожалуйте " , поднимая на ноги свое смирение, вижу задняя славы замечательного человека, удаляющегося от меня тихими, не немощными стопами; я пошел вслед в покои, в которых прежде я не был. В первом же покое после прихожей меня поразил святительский аристократизм его: картины, особенно две, прямо против входа, невиданного мною стиля, своим глубоким сиянием, чудным смешением света и мглы, поражающие зрение, - окраска стен, помнится, голубая, - аристократический беспорядок в расположении мебели...».

http://bogoslov.ru/article/293390

   Вместо этого унижения у нас ныне на Москве патриарх не только как 2-й по римском, но и как древний благочестивый папа украшается, нося на главе своей белый клобук Сильвестра папы римского». И тут ссылается Арсений на повесть о белом клобуке и завершает все победоносным заключением: «и будут первые последними, а последние первыми».    В Посольском Приказе Арсения не похвалили за такой откровенный анти-греческий патриотизм. Задали ему выговор за недипломатичность и приказали впредь держать себя в рамках инструкций и поручений.    В 1651 г. II.24 Арсений снова был послан на Восток. Ему был дан приказ при заезде в Яссы не застревать около патриарха и ехать независимо от его людей на Восток одному. Арсений выехал из Ясс 5.V.1651 г. в КПль. Побывав на островах Архипелага, прибыл в Египет, где беседовал с Александрийским патриархом Иоанникием. Из Египта проехал по Палестине. Оттуда через Сирию, Малую Азию, Грузию и Кавказ вернулся в Москву из своего двухлетнего путешествия 7.VI. 1653 г. Свои наблюдения Арсений записал в дневнике под заглавием «Проскинитарий» (т. е. Поклонник святым местам).    Арсений описывает и обобщает, как многое у греков с Москвой не сходится: аллилуйя они троят, у них пять просфор, а не семь; крестные ходы против солнца, а не посолонь; крещение больных и через обливание. Примечательно, что о перстосложении Арсений молчит. Видимо, на него произвело подавляющее впечатление всеобщее на Востоке троеперстие.    Книжное (рукописное) собирание Арсения стало драгоценностью для русской науки в будущем, но не в то время. Из собрания Арсения в значительной мере составилась знаменитая московская рукописная библиотека, прозванная Типографской. К сожалению, в тот момент самых книжных исправлений не хватало в Москве ни научных знаний, ни метода для грамотного использования рукописных сокровищ. Исправления шли случайным путем. Смерть патриарха Иосифа († 15.III.1662 г.)    Видя, что все церковные дела идут не по его воле, Иосиф к концу жизни очень скучал и говорил: «переменить меня, скинуть меня хотят; а будет де и оставят, я де и сам за сором об отставке стану бить челом».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

архиепископ Ювеналий (Половцев) (21.10.1826–12.04.1904) архиепископ Ювеналий (Половцев) Архиепископ Виленский и Литовский. Духовный писатель, переводчик святоотеческой литературы. Ученик преп. Макария Оптинского. Биография В миру Половцев Иван Андреевич, родился в городе Ораниенбауме Петербургской губернии. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию и состоял на военной службе. Однако в его душе таились нравственно-религиозные задатки, которые совершенно не гармонировали с его блестящим светским положением. Религиозный с самых юных лет, он постоянно " ходил пред Богом " и мечтал о скромной келье отшельника. Его стремлений к монашеству не могли поколебать даже насмешки его товарищей-артиллеристов, которые вышучивали его религиозность и в насмешку сулили ему белый клобук. Даже его мать (лютеранка по вероисповеданию, женщина умная и влиятельная в высшем Петербургском обществе) должна была уступить желаниям своего сына, - блестящего офицера, когда он после своей тяжелой болезни решительно заявил о своем намерении принять монашество. 15 марта 1847 года поступил послушником в Оптину пустынь. Ученик Оптинского старца Макария. Был связан тесными узами с игуменом Исаакием Оптинским. Имел особое расположение к старцу Агапиту, который за 5-6 лет до возведения его во епископы в Киево-Печерской лавре увидел его (еще архимандритом) сияющим в архиерейском саккосе и омофоре. 29 апреля 1855 года пострижен в монашество. 11 июля 1857 года рукоположен во иеромонаха и 22 октября назначен вместе с иеромонахом Леонидом (Кавелиным) сотрудником в Иерусалимскую миссию под начальство епископа Кирилла (Наумова). 10 октября 1861 года по возвращении в Россию возведен в сан игумена и назначен настоятелем Глинской пустыни Курской епархии. 8 мая 1862 года назначен настоятелем Коренной Богородицкой пустыни, а 15 августа возведен в сан архимандрита. 21 декабря 1867 года назначен наместником Александро-Невской лавры. 26 июня 1871 года уволен по болезни на покой в Оптину пустынь Калужской епархии. 21 мая 1884 года назначен наместником Киево-Печерской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

«В первую очередь я обращаюсь к архипастырям: поменьше помпезности, заботы об архиерейском дворе, побольше любви к людям. Будьте ближе к пастве, чаще служите на приходах, общайтесь с людьми, с тем чтобы они чувствовали в вас своих отцов!» - восклицает он. «А вот заповедь монашествующим. Очень легко и просто замкнуться в стенах обителей, совершать правило, ходить на акафисты, молиться, привыкнуть к этому настолько, что все остальное словно отсутствует. Помните, что вы призваны молиться за всю страну, за народ наш!» - продолжил Предстоятель. «Обращаюсь и ко всему духовенству: ваше слово должно быть самым ярким, самым убедительным, исполненным любви. Не списанным из трудов дореволюционных проповедников, не переполненным славянизмами, которых современное общество не понимает. Вы должны нести людям ясное свидетельство о силе Православия, о необходимости заботиться о вере, о Церкви, о стране нашей. И проповедь ваша должна быть актуальной, а для этого необходимо не только питаться мудростью святых отцов, живших более тысячи лет назад, но и быть знакомым с документами, которые сегодня принимают наши Соборы и Священный Синод, формулируя отношение Церкви к проблемам современности», - подчеркнул он. «Ещё раз скажу: мы вступили в очень сложную, опасную полосу исторического развития. И сегодня ревностное служение Церкви заключается не только в совершении богослужений и треб, но и в реальном пастырском окормлении нашего народа, в укреплении его любви к Богу, Церкви и Отечеству. Это наша первостепенная задача. Знаю, что многие в своей проповеднической и духовнической практике ничего не изменили и продолжают работают по некоторому шаблону. Призываю всех от этих шаблонов отказаться! Всё, что создаёт средостение межу пастырем и паствой, должно быть аннулировано. Ни белый клобук, ни голубая мантия, ни митра архимандрита не должны отделять нас от реального взаимодействия с нашей паствой. И митрополит, и архиепископ, и наместник вполне могут выйти к народу, исповедовать, беседовать с паствой. Это особенно важно для того, чтобы понять, что сегодня происходит в душах наших людей», - сказал Патриарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/19/ob...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010