В торжественном мероприятии приняли участие: Апостольский нунций в Республике Беларусь архиепископ Анте Йозич, ректор Минской духовной академии архимандрит Афанасий (Соколов), председатель правления МОО «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла» священник Святослав Рогальский, декан ФМО БГУ Елена Достаенко, декан исторического факультета БГУ Александр Кохановский, председатель первичной профсоюзной организации работников БГУ Иван Янушевич, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии Александр Слесарев, заместитель директора Президентской библиотеки Республики Беларусь Алла Пендо, заведующая сектором кириллических изданий Библиотеки НАН Белоруссии Елена Титовец, начальник Управления редакционно-издательской работы БГУ Наталья Герасимович, главный редактор издательства Христианского образовательного центра им. свв. Мефодия и Кирилла Тамара Харитончик, преподаватель Минской духовной семинарии архимандрит Никодим (Генералов), доцент ФМО БГУ священник Никодим Пашков, заведующий библиотекой Минской духовной академии Илья Перченко, секретарь Координационного совета по деятельности библиотек Белорусской Православной Церкви Тамара Самойлюк. Презентацию открыла декан факультета международных отношений БГУ Елена Достанко. В своем приветствии к участникам мероприятия архиепископ Анте Йозич привел исторические факты о жизни и деятельности митрополита Никодима и его роли в межконфессиональном диалоге. Председатель правления Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла» священник Святослав Рогальский подробно ознакомил присутствующих с содержанием сборника и историей его создания, а также вручил грамоты и благодарности коллективу, трудившемуся над изданием. Во внимание к трудам при издании сборника коллектив управления редакционно-издательской работы был удостоен грамоты, а его руководитель и сотрудники — благодарностей Христианского образовательного центра. По благословению Патриаршего экзарха всея Беларуси  митрополита Минского и Заславского Вениамина в связи с юбилейными датами декан факультета международных отношений  БГУ Елена Достанко была удостоена медали преподобной Евфросинии Полоцкой, а декан исторического факультета БГУ Александр Кохановский — медали святителя Кирилла Туровского.

http://patriarchia.ru/db/text/6068830.ht...

Частица мощей Иоанна Предтечи из Цетинского монастыря в Сербии передана в дар Белорусской Православной Церкви 10 июля 2008 г. 17:37 6 июля, в праздник Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил освящение престола храма в честь Иоанна Крестителя при музее народных ремесел «Дудутки», сообщают в Белорусском экзархате Русской Православной Церкви . Владыке сослужили благочинный Минского городского благочиния протоиерей Геннадий Дзичковский, секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николая Коржич, благочинный Пуховичского благочиния протоиерей Александр Целков, настоятель церкви свв. Мефодия и Кирилла при Институте Теологии БГУ протоиерей Сергий Гордун, настоятель освящаемого храма иерей Евгений Громыко. Храм был заложен 25 мая 2007 года. 27 апреля 2008 года в нем была совершена первая пасхальная Литургия. Во время визита митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) в январе 2008 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет испросил у владыки Амфилохия частичку мощей Иоанна Предтечи. Десница святого Пророка хранится в Цетинском монастыре в Черногории. Владыка Амфилохий дал согласие на передачу частицы мощей из Цетинского монастыря. В дар нововозведенному храму была передана икона с частицей мощей Иоанна Предтечи. После освящения престола была совершена Божественная литургия и крестный ход, по окончании которого митрополит Филарет вручил церковные награды сотрудникам музея и строителям храма. Главному учредителю музея «Дудутки» В.А. Шивцову был вручен орден свт. Кирилла Туровского, его супруге Е.В. Шивцовой — медаль прп. Евфросинии Полоцкой. Директору музея В.Я. Сороке, руководителю строительства храма Н.В. Пахомову, старосте прихода С.В. Дюкареву были вручены медали св. Кирилла Туровского. Заведующая музеем Т.И. Станкевич была удостоена медали прп. Евфросинии Полоцкой, работники музея и прихода, строители, регент и уставщик получили грамоты Патриаршего Экзарха. В торжествах принял участие посол Сербии в Республике Беларусь Сречко Джукич с супругой. По субботам в 15.00 в храме будет совершаться молебен с акафистом Иоанну Крестителю перед иконой с мощами Предтечи. Патриархия.ru   Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/434202.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Белорусские свв. - житие Собор Белорусских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Белорусской земли. Отмечается в 3-ю неделю по Пятидесятнице Установлен 3 апреля 1984 года по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева). За двадцать с лишним лет Собор Белорусских святых возрос от 14 до 77 угодников Божиих. В 1999 году было канонизировано 23 новомученика Минской епархии, пострадавших в период 1930 - 1950-х годов, а в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе к лику новомучеников и исповедников Российских были причислены священномученики Иоанн, архиепископ Рижский, Митрофан, архиепископ Астраханский, Иоасаф, епископ Могилевский, Павлин, архиеп. Могилевский, Иоанн, епископ Рыльский, а также святитель Гавриил, архиепископ Рязанский. Деятельность этих подвижников была также связана с Белорусской землёй, поэтому и они включаются в Собор. Наконец, постановлением Святого Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году к лику местночтимых святых был причислен священномученик архидиакон Никифор (Кантакузен), а в Собор Белорусских святых этим же постановлением были включены ранее уже прославленные священномученик Макарий, митрополит Киевский, благоверные князь Борис Туровский и княгиня Евпраксия Полоцкая, преподобные Феодор, князь Острожский, Харитина, княжна Литовская и Геннадий Могилевский. 15 декабря 2009 года на заседании Священного Синода БПЦ было принято решение присоединить к Собору белорусских святых 14 святых, канонизированных другими епархиями Русской Православной Церкви, но которые родились, жили, несли служение на территории Беларуси. Собор святых, просиявших в Земле Белорусской продолжает расти. Почти Господь Белорусский край святыми, Ему благоугодившими: святители, мученики, преподобными и праведными, верно Господеви послужившими и мзду трудов приявшими. К тем же ныне и мы вопием: о нас молитеся ко Господу, да в вере и делех плод добр принесем.

http://pravicon.com/info-1873

Иерей Игорь Данильчик, клирик Борисоглебского Коложского храма в Гродно, рассказал об активном использовании белорусского языка в храмах Гродненской епархии . На белорусском языке издан служебник карманного формата, а также вышло два издания проповедей архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия . По желанию прихожан на родном языке служатся требы, в связи с чем отец Игорь предложил перевести на белорусский язык требник. Опытом использования белорусского языка в литургической, проповеднической и миссионерской работе поделился с присутствующими настоятель церкви прп. Евфросинии Полоцкой г.п. Ивенец Воложинского благочиния протоиерей Виктор Перегудов. Клирик Петропавловского собора иерей Юрий Залоско в своем выступлении поделился неоптимистичным прогнозом об использовании белорусского языка в Церкви, так как большинство жителей Белоруссии не является его носителем, особенно в городах. Слово в защиту белорусского языка в церковной среде произнес инок Николай (Бембель), насельник Свято-Успенского Жировицкого монастыря, поэт, редактор листка Он также сделал обзор последних выпусков издания, обратив внимание на ряд тем, освещаемые в листке тем — «Достоевский и Калиновский (попытка религиозно-нравственного сопоставления судеб)» и другие. Об истории издательства минского Петропавловского собора рассказала кандидат исторических наук Лидия Кулаженко. Издательство связано с деятельностью Братства Виленских мучеников, которое с самого начала поставило задачу возрождения традиций своих славных предшественников XVI–XVII вв. в области духовно-просветительной деятельности и книгоиздания. 70% белорусскоязычных православных изданий выпускается братством, многие члены которого входят в состав Библейской комиссии Белорусской Православной Церкви и участвуют в процессе подготовки перевода Священного Писания на белорусский язык. С 1991 года были изданы четыре Евангелия, богослужебное «Свяшчэннае Евангелле» (Минск, 2008), а также (Минск, 2012), «Бажэственная Залатавустага» (Минск, 2010), «Малебен за народ з свв. (Минск, 2009).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

За Финогеем шли «Марины» и прп. Леонид Устьнедумский (17 июля): «Марина с Лазарем ладит зорям пазори». Марина Лазоревая. Следом за ними – Емельянов день, затем – «Мокриды», день, посвященный памяти прп. Макрины. По этому дню делали прогноз на осень. «Смотри осень по Мокридам!», «Ведро на Мокриды – осень сухая!», «На Мокриды дождь – осень мокрая!» Потому-то и присматривается хлебороб мужик к этому дню с такой опаской: «Прошли бы Мокриды, а то будешь с хлебом!», «Коли на поле Мокриды, и ты свое дело смекай!». 19 июля Роман Рязанский. 20 июля праздновался Ильин день, с которым у русских людей было связано множество обычаев, поверий, сказаний. Пророк Илья, Яко молния, Горе творит восходы, На колеснице огненной седит, Четвероконними конями ездит. Неизреченная зрит... После Ильина дня следовал день св. Симеона Христа ради Юродивого, а затем Марьин день Мария Магдалина – 22 июля (Марья – добрый день): «Коли на Марью большия росы, – будут льны серы и косы». По деревенской примете Марьина роса укорачивала льняной рост. 23 июля – Трофимов день (Трофим Бес- сонник), канун Бориса-Глеба. Об этом дне говорили: «На Глеба–на Бориса за хлеб не берися!» (Киевская, Черниговская, Полтавская губ.). «Борис-Глеб – дозревает хлеб!» (Рязанская губ.) и т. д. В белорусских местах этот день называли " Паликопа«. Считалось, что у не почитающих благочестивых обычаев загорались в этот день копны на только что сжатом поле. Бывали в этот день во многих местах сильные грозы. На свв. Бориса и Глеба народное поверье перенесло некоторые черты Перуна-громовника, чуть ли не всецело принадлежащие св. Илье-пророку. Так, оно представляло их пашущими небесную ниву выкованным ими самими плугом, запряженным крылатым Огненным Змеем. 25 июля (Анна Холодница), по месяцеслову бессоновских калик перехожих: Святая Анна и Евпраксия, Алимпиада игумения, В лепоте, Райской красоте, Приемлют услаждения... По старинной примете, если ночь с этого на следующий день будет свежая-холодная, то и зиме быть ранней да студеной. «Припасает на день святой Анны зима холодные утренники!» Тогда же 25 июля вспоминали св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благословляю вам духовников: исповедь братии у о. Лазаря и у о. Хрисанфа. У молодых священников исповедоваться не благословляю. «Очищайте внутренности скляницы». Вы обидели меня. Формальное исполнение – это духовная смерть». Батюшка плохо себя чувствовал и уехал с трапезы. Он был очень расстроен. В 15.30 началась праздничная служба свт. Николаю. Батюшка приходил на полиелей, молился. На повечерии пели нараспев акафист свт. Николаю. 9 мая/22 мая 2002 г. Среда. Свт. Николая Чудотворца. В Свято-Васильевском храме осталось несколько священнослужителей и певчих – служили литургию. Остальные насельники и насельницы после правила пошли крестным ходом в Никольский храм. Там пропели акафисты нараспев, служили литургию, молебен. Затем была общая трапеза. Батюшка с утра был на гемодиализе. Во время процедуры ему было очень плохо. Он со всеми попрощался, но Господь укрепил его. С большим трудом его посадили в машину и повезли в Никольский храм. С его приездом все очень воодушевились. Батюшка сказал теплое приветственное слово. После обильной трапезы все вернулись в обитель крестным ходом под колокольный звон (на обоих храмах звонили). Великое светлое торжество! 11 мая/24 мая 2002 г. Пятница. Равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Богослужения совершались по уставу. Батюшкино слово на литургии: «В сегодняшний день мы чтим память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – престольный праздник всех славянских народов. До Кирилла и Мефодия не было у славянских народов своего богослужебного языка. Благодарим Кирилла и Мефодия за то, что они создали эту поэзию богослужебного языка и объединили и русский, и украинский, и белорусский народы во единую славянскую семью. Они особый завет нам оставили, чтобы мы не разделялись, союзом любви были соединены. Простите нас, Кирилле и Мефодие, что мы не исполнили вашего завета, враждуем, разделяемся. Вся Москва, многочисленное духовенство собрались сегодня, чтобы почтить свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, идут крестным ходом, величают их память. Перед их образом с мощами горит неугасимая лампада. Сколько было злобы, из автоматов стреляли по этому огню. Но неугасимая лампада любви русского народа к святым Кириллу и Мефодию горит до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Шкурин Стефан (дата рождения не установлена – 14.12.1973, Нью-Джерси, США), протоиерей. Состоял в клире Белорусской Автокефальной Православной Церкви (19411945), эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1944), настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц (19451949), уехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Мирополии (1949), настоятель Скорбященской церкви в Мэй Лэндлинг (Нью-Джерси) (19491973). Архив: АГЗ. Лит.: Com. List. Шмайн Илия Хананович (1930, Одесса 13.1.2005, Москва), протоиерей. Из семьи еврейской интеллигенции, сын кинорежиссера. Среднее образование получил в Москве, поступил на механико-математический факультет Московского государственного университета, участвовал в подпольном духовно-религиозном кружке, был арестован и находился в заключении до 1954 г., после освобождения и реабилитации окончил университет, работал в разных академических институтах в области математической логики и языка программирования, принял крещение в церкви Ильи Обыденного (1963), прислуживал и читал на клиросе в церкви у о. Н. Ведерникова в Москве, вел тайный богословский семинар дома (1970-е гг.), его прошение о принятии священства было неоднократно отвержено священноначалием МП, эмигрировал с семьей в Израиль (1975), приехал в Париж с целью принять священнический сан и был зачислен в клир Западно-Европейской Архиепископии, диакон (3.4.1980), священник (7.4.1980), хиротонию совершил еп. Георгий (Вагнер) в церкви Всемилостивого Спаса в Аньере под Парижем, временами обслуживал Покровский монастырь в Бюсси-ан-От во время болезни местного священника (1980), уехал обратно в Израиль, числился священником Святогробского братства в Иерусалиме с поручением окормления крещеных русских евреев, затем переселился во Францию и был принят в клир Русской Архиепископии КП, помощник настоятеля церкви Всемилостивого Спаса в Аньере (19831992), протоиерей (15.4.1990), заместитель настоятеля Успенской церкви при русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа (12.2.199221.2.1997), исключен из списка духовенства Архиепископии в связи с возвращением в Россию (21.2.1997), поселился в Москве и был принят в юрисдикцию МП (1997), клирик церкви Свв. Петра и Павла у Яузских ворот в г. Москве (19972005).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Собор — старейший из существующих ныне храмов Минска. Расположен в историческом центре города, вблизи от места слияния Свислочи и Немиги, ныне заключенной в подземный коллектор, между Белорусским домом моды и торговым центром " На Немиге " . История Собор был основан в 1613 году, когда в Минске, как и в других городах Великого княжества Литовского , начала утверждаться уния . В продолжение нескольких лет многие минские православные храмы и монастыри оказались в юрисдикции униатского священноначалия. Православные жители Минска, представлявшие различные сословия, были обеспокоены таким положением дел. На своих собраниях, проходивших в 1611 и 1612 годах, они приняли решение и взяли обязательство ради поддержания в родном городе православной веры на свои собственные средства построить каменный храм и основать при нём мужской православный монастырь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Для руководства строительством храма и монастыря из Виленского Свято-Духова монастыря по благословению его настоятеля архимандрита Леонтия Карповича прибыло несколько иноков этой обители, остававшейся в православии. Строительство велось под руководством игумена Павла Домжавы и, несмотря на чинимые препятствия, было непродолжительным. По некоторым сведениям, богослужения в Петропавловском храме начали совершаться уже в конце 1613 года. Католические служители пытались церковь и монастырь закрыть, а здание передать униатским священнослужителям. Однако, несмотря на притеснения, монастырь приобретал все большее влияние: в 1613 году сам король Речи Посполитой Владислав IV даровал монастырю привилегии - держать школу для людей христианских и их детей, а также иметь типографию. В 1620 году успешно завершилось строительство каменной церкви и монастыря. Первоначально в соборе было три престола: главный — во имя свв. апостолов Петра и Павла , правый — во имя Предтечи и Крестителя Иоанна , левый — во имя св. Архистратига Михаила . При храме существовало братство во имя св. Иоанна Крестителя, усилиями которого заведены школа, приют и типография.

http://drevo-info.ru/articles/17886.html

Ещё один картографический выверт постиг Речицкий уезд – на сей раз адресатом «щедрого подарка» красной Москвы оказалась Латвия. Была российская, белорусская Речица – стала латышским Резекне. «Была тебе любимая – а стала мне жена»… То есть, танки НАТО на исторической (досоветской) белорусской земле стоят прямо сейчас. А аппетит, как известно, приходит во время еды… Судьба Перемышля, Холма и Белостока ещё более печальна. Их не просто отрезали от Радз iмы государственной границей. Именно из этих некогда российских, русских, белорусских городов (все три дефиниции исторически верны) в 2020 году осуществляется информационная агрессия, направленная на разрушение Союзного Государства России и Белоруссии, да и самой Белоруссии тоже. Впрочем, в среде поклонников бело-красно-белого флага вышеупомянутые потери белорусских земель нынче предпочитают затушёвывать, чтобы не портить картину «нерушимой дружбы» с революционным Киевом, Варшавой и прибалтийскими «младоевропейцами». Зато активно распространяется мифология о «Смоленском княжестве» как части белорусских земель. … Впрочем, у каждого государства – от Монголии до Парагвая и от Бирмы до Словакии – есть «миф основания». Миф – не в пошлом повседневном, а в лосевском смысле, как жизненно необходимая реальность сверхъестественного. Если же государство расположено на разломе между цивилизациями, то мифов основания возникает несколько. И они, увы, враждуют друг с другом. Иначе и быть не может. В Белоруссии (как части Юго-Западной России) ещё в XIX веке столкнулись два мифа основания – один был связан с польскими интеллектуальными кругами и Прибалтикой, его героями были Гедимин, Ольгерд, Владислав-Ягайло, Сигизмунд III, Иосафат Кунцевич и Анджей Бобола, Тадеуш Костюшко, Константин Калиновский. Другой, связанный с собственно белорусскими интеллектуальными кругами, сформировался как репрезентация историко-философского направления, получившего наименование «западнорусизм». Его герои – Свв. Владимир-Креститель, Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский; Константин Острожский, священномученик Афанасий Брестский, Святитель Георгий (Конисский), Митрополит Иосиф (Семашко). Нетрудно заметить, что первый из конструирующих национальную идентичность мифов почти полностью связан с западной, католической цивилизацией, а второй – несомненно, указывает на восточно-православный путь развития.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/02/...

Ибо все они ни сами не познали, ни других не привели к истине... Они говорили несогласно друг с другом и многие из них отвергали свои собственные положения, так что слава их обращалась в бесчестие и глупость». И, подведя итог сказанному, заключает: «Как смертоносный яд, смешанный с медом или вином, делает все смешение вредным и негодным, так и их красноречие оказывается напрасным трудом, или скорее пагубою для тех, которые верят ему». Ермий Философ в сочинении «Осмеяние древних философов» называет философские искания древности не иначе, как «химерою», «глупостью» «безумием» и «нелепостью». (Цит. по: Сочинения древних христианских апологетов под ред. прот. П. Преображенского СПб, 1895. С. 13, 172, 148, 197.) [viii] Отметим здесь, что и Федор, тем не менее, заблуждался, в частности, связывая преложение Святых Даров на Божественной Литургии с учредительными словами «Приидите, ядите…». Это совершенно католическое учение (см. разбор его в книге архим. Киприана (Керна) «Евхаристия» (М.: изд-во храма свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2001. С. 238-241)). Ф.Е. Мельников в книге «Блуждающее богословие» отмечает, что данное учение о моменте преложения Святых Даров было весьма распространено между малороссийскими учеными второй половины XVII в. Что любопытно, его «пропагандистом» среди «никониан» был ярый противник старообрядчества Симеон Полоцкий. [ix] Федор Иванов, диак. Послание сыну Максиму/цит. по: Титова Л.В. Послание дьякона Федора сыну Максиму – литературный и полемический памятник раннего старообрядчества Новосибирск: изд-во СО РАН, 2003. С. 131. Далее цитация на Послание сыну Максиму будет проводиться по тексту этого издания, где римской цифрой будет обозначена редакция текста, а арабской – страница. [x] Французский историк Пьер Паскаль говорит, что у узников была по крайней мере одна Псалтирь на всех (Паскаль Пьер, Протопоп Аввакум и начало раскола. М.: Знак, 2012. С. 490). [xi] Псалтирь с восследованием – книга, содержащая в себе, кроме Псалтири, основные чинопоследования суточного круга Богослужения и некоторые каноны. [xii] Книга «Орел» считается в настоящее время утерянной, однако об ее реальном существовании упоминает и Ю. Крижанич в своем трактате «Толкование исторических пророчеств» (1674 г.). [xiii] Здесь имеется в виду книга «Правил» (Тактикон) Никона Черногорца, содержащая выписки из святоотеческих творений, соборных постановлений и правил. [xv] См. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество – Минск: издательство Белорусского экзархата РПЦ, 2007. С. 281. [xvi] Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. СПб: Библиотека Академии наук России, 1995. С. 67. [xvii] Конархист – канонарх; головщик, прочитывающий речитативом, на распев, начала тропарей канона (Дьяченко Г., прот. Полный Церковно-славянский словарь М.: «Отчий дом», 2004. С. 1018.).

http://bogoslov.ru/article/5100775

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010