В жизниописании Старца Василиска повествуется, что, когда по переселении О. Адриана в Коневец он проходил уединенное и безмолвное житие в Рославльских лесах, другие пустынники, там жившие, весьма почитали, любили и уважали его; и он по временам посещал их; к дальним ходил и по месяцу у них гостил. Ближние же по очередно друг к другу по праздникам сходились и вместе совершали всенощное моление ко Господу Богу; и все собравшиеся вместе совершали всенощное моление ко Господу Богу; и все собравшиеся вместе ничем иным не занимались во весь тот день, как только чтением и дружелюбною беседою. А хозяин один уже пекся о приличном угощении. Далее повествуется, что, когда Василиск в 1790 г. вынужден был оставить свое пустынное пребывание в Рославльских лесах, оставшиеся там пустынножители провожали его с великою скорбию и слезами. Из этого рассказа видно, что в то время Брянские и Рославльские леса были населены многими пустынниками. К сожалению только немногих из этих современных Василиску пустынниках сохранились некоторые сведения. На плане специального размежевания 1796 г. в лесных дачах помещиков Броневских, Рославльского уезда, близ сельца Якимовичей, значится урочище: «ров монахов». Около этого оврага, проходившего дремучим лесом, по всей вероятности, были пустынные келлии о. Адриана и Василиска. Здесь же, на южной окраине этого оврага, около 1783 г. поселился монах Никита, уроженец г. Орла. О. Никита подвизался сперва в двух верстах от Белобережской пустыни в лесу, где и до ныне указывают место его подвигов; потом, когда его пустынная келлия была сожжена каким-то недоброжелательным человеком, поступил в братство Белобережской пустыни; последние же годы своей жизни, более десяти лет, провел опять в вожделенном для него пустынном уединении в Рославльских лесах, где и скончался 29 марта 1793 года. Ученик о. Никиты, о. Досифей, за неимением гроба, положил почившего старца в пчелиный улей, в котором О. Никита и был погребен, близ своей келлии во рву. Но так как в этом рву почти всегда стояла вода, то, лет через 7 после кончины О.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Служба церковная весьма благочинна и продолжительна. За вчерашним Всенощным бдением мой спящий ум должен был пробудиться и благоговеть, ибо всё к тому располагало: особенное, томное пение изнурённых отцов и братий, во всём строгое их благоговение, притом я стоял рядом со старцем Схимонахом Севастианом, с которым в скитском саду и беседовал. Этот 80 летний старец моё странничество похвалил, особенно в Киев; там, говорил он, очень много побуждений к святости. Вся скитская здесь жизнь, по отношению к церкви, келейная и хозяйственная подробно показана была мне усердными собратьями; между прочим, они помянули и о своём похвальном отношении к старцу Макарию, весьма искусному в назидании и утешении духовном; его здесь нет, он вызван Московским Митрополитом Филаретом, для духовной беседы с ним. Простите, батюшка: я немножко дышу, и за ваши св. молитвы, только едва жив! А это всё от того, что горд, ленив и сластолюбив, и ваших советов не слушаю; и верно, мне до тех пор не будет пользы, пока я, по вашему совету, расставшись с собой, совершенно не обращусь к своему Господу; итак, только Тот, от Кого я и к Нему ваши св. молитвы сильны меня восстановить и уврачевать. Простите, бесценный мой батюшка и благословите бестолкового странника Т. Данному утешению твоему в Оптинной пустыне, и я малоумный премного порадовался. 264 Слава Богу! По милосердию Создателя, был в Белобережской и Одриной пустынях. Господь утешил здесь беседой со многими старцами; беседа была обыкновенная, о жизни монашеской. В Белобережской и Одриной пустынях душеполезными беседами тамошних старцев ты утешался: слышать о сём было восхитительно. Ничего особенного дорогою со мной не случилось, только Господь утешил меня следующим дивным случаем: проходя городом Жиздрой, я, по малодушию, купил себе на дорогу связочку крендельков; и когда пошёл в путь в раздумье о своей беспечности и грусти сердечной, – что собой не умею править, – вдруг, откуда ни взялся юродивый, босичком, в рубашке, и, ничего не говоря, начал предо мной креститься.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

В 1804 г. иеромонах Леонид братством Белобережской пустыни избран был в настоятеля сей обители на место оставившего начальническую должность строителя старца о. Василия. Это случилось в пятый год по поступлении о. Леонида в Белобережскую пустынь и седьмой с поступления его в Оптину. Срок до избрания на настоятельскую должность вообще очень короткий. Но он именно показывает, что о. Леонид в это недолгое время так преуспел в жизни духовной, что опередил на этом поприще многих старожилов-монахов. Замечательно, что самое избрание иеромонаха Леонида на настоятельство застало его в трудах послушания. Дело было так. Собрались монастырские братия и стали рассуждать, кого бы избрать на место прежнего строителя. Но о. Леонид уклонился от этих толков. – «Выберут кого-нибудь и без меня; а слышно, что в обители вышел весь квас», – подумал он и пошел квас варить. Между тем братия, после долгих толков, решили, что, кроме о. Леонида, в настоятеля избрать некого. Пошли всем собором в квасоварню, взяли из его рук черпак, который он в это время держал, сняли с него фартук, приличным образом одели и повезли в Орел для представления его преосвященному Досифею и утверждения в должности настоятеля, – каковое утверждение в то же время со стороны Владыки и последовало. Начальственная должность о. Леонида не изменила его простого образа жизни. Так, если дело заставляло его куда поехать, нередко он ездил на одной лошадке, в простой тележке и без кучера. В Белобережской пустыни был иеромонах Гавриил, карачевский уроженец, который вскоре по посвящении в сан иеромонаха, вследствие представления о. строителя, изъявил сему последнему свое желание побывать с ним в Карачеве, – месте своей родины. Отец строитель не отказал ему в этом, а сказал, чтобы, как только откроется первый случай, он напомнил ему о сем. Случай не замедлил открыться. Отцу настоятелю почему-то нужно было поехать в Карачев, и потому накануне поездки он велел о. Гавриилу готовиться к пути. Но у о. Гавриила давно уже все нужное было подготовлено, – праздничная ряска и камилавка, уложенная в камилавочник. Настал час отъезда. Помолились Богу. Выходят. Смотрит о. Гавриил – подали телегу с передком, запряженную в одну лошадь. – «Где же кучер?» – спрашивает о. Гавриил. – «Какой?» – возражает настоятель. – Отец Гавриил: «Чтобы править». – Настоятель: «Чтобы у меня для одной лошади трех кучеров? Спасибо! Садись-ка, брат, на передок, а устанешь, – я сяду. А это что? Камилавочник и ряска? Да я и сам камилавки не беру с собой. А ты, если берешь с собой парад, так садись на мое место, а я лошадью править буду». Тотчас и сел на передок. Сконфуженный о. Гавриил был уже и не рад, что взял свой парад. Немедленно снес его в келлию и попросил о. строителя сесть на свое место, а сам занял должность кучера.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

В 1804 году иеромонах Леонид братством Белобережской пустыни избран был в настоятеля сей обители на место оставившего начальническую должность строителя старца отца Василия. Это случилось на пятый год по поступлении отца Леонида в Белобережскую пустынь и седьмой с поступления его в Оптину. Срок до избрания на настоятельскую должность вообще очень короткий. Но он показывает, что отец Леонид в это недолгое время так преуспел в жизни духовной, что опередил на этом поприще многих старожилов монахов. Замечательно, что самое избрание иеромонаха Леонида на настоятельство застало его в трудах послушания. Дело было так. Собрались монастырские братия и стали рассуждать, кого бы избрать на место прежнего строителя. Но отец Леонид уклонился от этих толков. «Выберут кого-нибудь и без меня, а слышно, что в обители вышел весь квас», – подумал он и пошел квас варить. Между тем братия после долгих толков решили, что, кроме отца Леонида, в настоятеля избрать некого. Пошли всем собором в квасоварню, взяли из его рук черпак, который он в это время держал, сняли с него фартук, приличным образом одели и повезли в Орел для представления его преосвященному Досифею и утверждения в должности настоятеля, каковое утверждение в то же время со стороны владыки и последовало. Начальственная должность отца Леонида не изменила его простого образа жизни. Так, если дело заставляло его куда поехать, нередко он ездил на одной лошадке, в простой тележке и без кучера. В Белобережской пустыни был иеромонах Гавриил, карачевский уроженец, который вскоре по посвящении в сан иеромонаха, вследствие представления отца строителя, изъявил последнему свое желание побывать с ним в Карачеве – месте своей родины. Отец строитель не отказал ему в этом, а сказал, чтобы, как только откроется первый случай, он напомнил ему об этом. Случай не замедлил открыться. Отцу настоятелю почему-то нужно было поехать в Карачев, и потому накануне поездки он велел отцу Гавриилу готовиться к пути. Но у отца Гавриила давно уже все нужное было подготовлено – праздничная ряска и камилавка, уложенная в камилавочник. Настал час отъезда. Помолились Богу. Выходят. Смотрит отец Гавриил – подали телегу с передком, запряженную в одну лошадь. «Где же кучер?» – спрашивает отец Гавриил. «Какой?» – возражает настоятель. Отец Гавриил: «Чтобы править». Настоятель: «Чтобы у меня для одной лошади трех кучеров? Спасибо! Садись-ка, брат, на передок, а устанешь – я сяду. А эточто? Камилавочник и ряска? Да я и сам камилавки не беру с собой. А ты, если берешь с собой парад, так садись на мое место, а я лошадью править буду». Тотчас и сел на передок. Сконфуженный отец Гавриил был уже и не рад, что взял свой «парад». Немедленно снес его в келью и попросил отца строителя сесть на свое место, а сам занял должность кучера.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

78 Пришлось нам слышать, что в конце прошедшего и в начале нынешнего столетия, были пустынники в Тверской губ. (в Зубцовском уезде), в Вологодской и в других губерниях; но особенно пустынножительство в те времена усилилось в лесах Брянских, Жиздринских и Рославльских, покрывающих северо-западный угол Орловской губернии, западную часть Калужской и юго-восточную Смоленской губернии. Здесь еще в начале 16 столетия подвизался Преп. Герасим Болдинский: он сначала поселился в Дорогобужском округе, в диком лесном месте, где кроме змей и диких зверей никого не было, и по временам только скрывались разбойники; а потом на реке Жиздре в пустынном лесу основал Введенскую обитель. 79 В начала 18 в., с 1717 г. по 1721 г., в дремучих Брянских лесах, проходил уединенное жительство инок Серапион, в 1721 г. назначенный строителем новооснованной Белобережской пустыни 80 , в которой и скончался 15 ноября 1741 г., приняв перед кончиной великую схиму с именем Симеона. Между тем, пустынножительство не прерывалось и около обителей, расположенных в Орловских лесах. В жизнеописании Феодора Санаксарского повествуется, что, когда он пришел в Площанскую пустынь (это было в 1747 г.), настоятель назначил ему иметь пребывание близь обители в лесу, где были кельи, построенные прежде жившими там, Бога ради, пустынниками. 81 Об этих Площанских пустынниках не сохранилось сведений. В «Описании Богородицкой Площанской пустыни» (С.ГГ.Б. 1855, стр. 4.) упоминается только пустынножитель монах Ефрем, скончавшийся около 1757 г. В тридцатых годах 18 в., Площанский иеромонах Иоасаф удалился в Брянские леса и жил там несколько лет в безмолвном уединении. Возвратившись в свою обитель по просьбе Площанского настоятеля. О. Тихона, О. Иоасаф в 1741 г. сделался его преемником; но только 6 лет управлял обителью, а в 1746 г. опять удалился в любимые им Брянске леса, где и прожил около двадцати лет. И с этого-то времени пустынножительство в Брянских и смежных с ними Рославльских и Жиздринских лесах не прерывалось уже, как мы сказали, до 20-х годов нынешнего столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Легко могло быть, что плененный пустынным уединением и навсегда остался бы он тем, не взирая ни на усиленные подвиги, ни на жестокость борьбы с врагом, который в полном смысле является для живущих в пустыне львом рыкающим и ищущим поглотить их ( 1Петр. 5:8 ); тем более, что пустынным непрестанное божественное желание бывает, мира сущим суетного кроме. Но над возлюбленным нашем отечеством грозная туча тогда собиралась с запада и разразилась в 1812 году такими страшными громами, что горы и долы застонали, и самая глубокая пустыня, в коей приветал О. Моисей, огласилась шумом оружия бранного. И вот юный подвижник, волей-неволей, должен был оставить пустыню Рославльскую и, не слагая с себя оружия Божия ( Еф. 6:11 ), приютиться сначала в Свенской, а потом в Белобережской обителях. Но едва миновала гроза, как О. Моисей снова уклонился в любимую пустыню, чтобы снова там продолжать борьбу с врагом спасения, и полагать восхождение в сердце своем ( Пс. 83:6 ). Скромный и смиренный – он не любил говорить о подвигах своих. Но может ли быть, чтобы душа его, яко крин, не цвела там – в Рославльских лесах, находясь в кругу столь примерных подвижников, из коих один – Феофан дивный, из подражания Христу Спасителю, постился однажды, по отзыву покойного, через всю четыредесятницу. Ничего не вкушая? Не раз приходилось нам слышать от старца покойника об этой поре его жизни и – умилятся, при виде благодарных слез его ко Господу за милости Его и за спасение в пустыне этой от бед и напастей. Орлом в обновленной юности казался он тогда нам; так благодетельно действовало на него воспоминание о понесенных там, при помощи Божией, подвигах самоотвержения и послушания!... И нам, братия, конечно, не неприятно будет оглянутся на пройденное поприще жизни нашей и при случае припомнить. Как сила Божия совершалась в немощах наших ( 2Кор. 12:9 ), чтобы благословлять, подобно покойнику, Господа на всякое время. И счастливы будем мы, если не оставим за собою грязных следов на поприще этом! Иначе воспоминание о них, как ржа железо, будет снедать наше сердце и, чего доброго, не обретем уже мы нигде тогда мира в костях наших от лица грех наших ( Пс. 37:4 ), особенно если не покаялись в них и доселе оставляем не оплаканными…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отношения крайне осложненные для живого духа, крайне обременительные. Только глубокое смирение Архимандрита Игнатия и его обетное монашеское послушание в связи с его воззрением на жизненные скорби, при помощи Божией, помогли ему перенести, тягостное, жизненное искушение и не ослабеть в святой ревности монашеского делания и благоустроения, вверенной его управлению обители. Но под влиянием этого и других искушений, смущавших мощный дух Игнатия Брянчанинова , с детства пережитые им, осложненные тяжелым монастырским искусом послушничества и перенесенными за это время болезнями, при аскетическом образе жизни, недуги по временам усиливались до невыносимости, ломили противоборствующую волю и требовали отдохновения от жизненного труда. Правда, вскоре после приезда в обитель ему показалось даже, что он чувствует себя лучше, и, сообщая письменно о своем назначении в Сергиеву пустынь о. Варфоломею в Белобережскую пустынь, он, между прочим, писал ему следующее: «здоровье моего тела в здешней обители немного поправилось; видно, еще Господь «дает мне время на покаяние». 297 Но так продолжалось недолго: болезни вскоре же поразили слабый организм настоятеля. «Негостеприимно приняла меня обитель – Сергиева пустынь, – вспоминал он впоследствии (в 1847 году), – в первый же год по прибытии в нее, я поражен был тяжкой болезнью, на другой – другою, на третий – третьей: они унесли остатки скудного здоровья моего, и сил, сделали меня изможденным, непрестанно страждущим». 298 Если мы просмотрим относящиеся к этому периоду жизни Архимандрита Игнатия (с 1834 по 1847 г.г.) письма его, напр., к отцу Варфоломею или к Обер-Прокурору Святейшего Синода Нечаеву, почти в каждом из них мы найдем несколько строк, свидетельствующих о том, сколь часто и сколь много болел настоятель. «Продолжительная болезнь не позволяет мне и поныне быть в Петербурге», писал он в Белые берега о. Варфоломею в марте 1836-го года. «Много не могу писать по болезни глаз» – в марте следующего 1837-го года. «О себе имею честь уведомить, что в сие время довольно я похварываю; по слабости моего здоровья здешний климат имеет превратное на меня влияние. Не говоря о прочем, страдаю часто глазами, что лишает меня сладчайшего и полезнейшего занятия – чтения» – в июне 1838 года. «От времени до времени подвергаюсь телесным недугам, а в душевных пребываю постоянно» – в ноябре 1840-го года. «Здоровье мое плохонько; почти всю зиму похварываю» – в марте 1841-го года. «Я стал ныне крайне слаб глазами, что приписываю действию здешнего приморского воздуха» – в октябре 1843-го года. «Здоровье мое становится год от году плоше. По зимам почти не выхожу из келии; ноги чрезвычайно зябнут, а от сего прилив крови к голове и расслабление во всем теле» – в 1845-ом году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Николаев. на Болоте-Переяславский, II, 973. Николаев. – Борковская – Холуйская, Владимирской г., I, 84. Николаев.-Боровенская-Гордеева, Новг. г., II, 678. Николаев.-Боровинская, Новгород. г., II, 958. Николаев.-Борщевая или Болшовская, Орл. г., II, 679. Николаев.-Борщов.-Можайск., II, 957. Николаев.-Брусенский, Олон. г., II, 974. Николаев. в Бутылицах, Влад. г., II, 992. Николаев.-Белгородский, I, 309. Николаев.-Белобережская, Орл. г., I, 92. Николаев.-Белогорский, Кур. г., II, 975. Николаев.-Белый-Новгородск., II, 976. Николаев.-Бельский, Гродн. г., I, 308. Николаев.-Веневский, II, 972. Николаев.-Венев, I, 334. Николаев.-Верхнеломовский, II, 1324. Николаев.-Верхомоломская, Волог. г., II, 1164. Николаев.-Верхопаденская, Арханг. г., II, 952. Николаев.-Верхопежемская или Верхопемежская, Волог. г., II, 960. Николаев.-Верхотурский, I, 312. Николаев.-Вишерский, Новг. г., II, 995. Николаев.-Возминский, Возмицкий или Вотьмицкий, Москов. г., II, 1002. Николаев.-Волокодержковский, Новг. г., II, 977. Николаев.-Волосов, Влад. г., I, 128. Николаев.-Выксенский, Новг. г., II, 750. Николаев.-Высокогорская, Астрах. г., II, 967. Николаев.-Вяжищский или Вяжицкий, Новг. г., II, 979. Николаев.-Галичский, II, 1034. Николаев.-Гдовский, II, 1003. Николаев.-Глуховская, II, 950. Николаев.-Гнилушская, Моск. г., I, 163. Николаев. – Гостинопольский, С. -Петер. г., II, 980. Николаев.-Греч.-Московский, II, 981. Николаев.-Грозовский, Минс. г., 318. Николаев.-Гороховецкий, II, 1006. Николаев. – Добрынская, Тверской г., II, 953. Николаев.-Дудин-Амвросиев, Нижег. г., II, 612. Николаев.-Змиевский, II, 1000. Николаев.-Зубовская, Волог. г., II, 954. Николаев.-Иорданский-Киевский, 982. Николаев.-Казанский, II, 968. Николаев. -Каменные Ограды-Псковский, II, 983. Николаев.-Касимовский, I, 313. Николаев. – Каташинский, Черниг. г., I, 320. Николаев.-Катромский или Катарминский, Волог. г., II, 984. Николаев.-Кезенская, Ниж. г., II, 966. Николаев.-Клабуков Кашинский, II, 985. Николаев.-Климецкий, Олон. г., I, 249.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

История отшельничества в Брянских и Рославльских лесах, связана с противодействием массовому упразднению и закрытию монастырей в середине XVIII в. Многие иноки ввиду падения нравственности в оставшихся монастырях уходили за границу – на Афон и в Молдавию, а наиболее ревностные иноки бежали в пустынные безмолвные леса, отвергая материальное благополучие, церковные должности и власть. Там в удалении от мира и суеты они возрождали угасающий монашеский дух, чтобы, когда придет время, явить его в монастырские обители и оживить в них монашескую жизнь. Начиналось пустынножительство в Брянских лесах еще в первой половине XVIII в., но со временем в этих лесах стал нарушаться покой, и отшельники стали переходить в более глухие Рославльские леса. Но небольшая группа все же жила в Брянских лесах, преимущественно вокруг Белобережской пустыни – здесь жили старец Василий (Кишкин), Леонид Оптинский, схимонах Феодор (Пользиков), иеросхимонах Клеопа (Антонов). Вышедшие из Брянских лесов пустынники поселялись в Рославльских лесах, и здесь в начале XIX в. пустынножительство достигло своего процветания. Отшельников созерцательного направления здесь привлекала удаленность от шумных центров общественной жизни, обилие дремучих лесов с их безмолвием 236 . Их подвижническая жизнь сделалась известной не только в ближайшей округе, но и далеко за пределами Смоленской губернии. Церковные иерархи и настоятели монастырей обращались в Рославльские леса за нужными им людьми для устроения скитов и монастырей, и для улучшения монастырской жизни. Рославльские пустыни сделались рассадниками истинного монашеского духа в России – как пишет Орловский И.И.: «отсюда выходили иноки и на север, в монастыри Ладожского озера, и на восток тоже – в Сибирские обители, и на юг – в Орловскую, Черниговскую и Курскую губернии» 237 . При этом отлив лучших сил постоянно восполнялся новыми. Одним из подвижников, который проживал в пустынных Рославльских лесах, является иеромонах Адриан, воспитавший множество учеников и помогавший молодым инокам духовными советами.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Владыка полагает, что необходимо Вам взять с собою несколько единодушных братий из Белобережской Пустыни для первоначального устройства обители Южской. Вероятно, и Вы так думаете. Заботу о перемещении возложите на Высокопреосвященнейшего; с Вашей стороны —245— благоволите только уведомить меня письмом о Вашем согласии. Затем, – в ожидании Вашего ответа имею честь быть с истинною моею к Вам преданностью Вашим покорнейшим слугою Архимандрит Игнатий 1836 Года Ноября 8-го дня Сергиева Пустыня. Письмо XVI (VII) Ваше Высокопреподобие! Возлюбленнейший о Господе Отец Варфоломей! 370 Продолжительная болезнь не позволяет мне и поныне быть в Петербурге. Между тем Владыка Ярославский очистил для Вас ваканцию настоятельскую Южной Пустыни, и, видя, что я к нему не еду по болезни, послал ко мне письмо, которое при сем к Вам препровождаю. Письмо Ваше я возил к нему, на что он сказал, что все, что сочтет полезным и нужным завести о. Варфоломей, я готов одобрять и всеми силами поддерживать. – Я со своей стороны советую Вам никак не отказываться, ибо лучшего случая в жизни Вам не может представиться. Сей Архипастырь есть лучший из всех Российских Архиереев. Вы из письма его увидите, сколько он благонамерен, и сколь хорошего он о вас мнения. Путевые деньги он Вам вышлет. Я на словах ему сие говорил, да и ныне в письме напоминаю. Не отказывайтесь от Вашего счастья, которое рука Божия Вам подает! Потрудившись в юности, или в мужеском Вашем возрасте, вы можете ожидать приятного успокоения в старости, – и самый духовный успех при сем может быть гораздо успешнее и обильнее. Я советовал Преосвященному Ярославскому, чтобы он предположение свое, приписанное в его письме, исполнил и вместе с сим послал бы вам путевые деньги. О. Варфоломей, не —246— испортьте нашего доброго начинания. Письмо Преосвященного Ярославского обратите ко мне 371 . Желая Вам доброго здоровья, прося святых молитв и скорого ответа имею честь быть Ваш покорнейший слуга Архимандрит Игнатий 2 марта Копия. Преподобнейший отец Архимандрит

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010