Главным итогом научной деятельности епископа Никодима в этом направлении стал выход книги «Святитель и Чудотворец Иоасаф, епископ Белоградский и Обоянский, и его причтение к лику святых». Этот труд является примером церковно-исторического исследования и поражает высокой степенью проработанности исторического материала. Епископ Никодим избежал в своей работе лишнего пафоса и лубочной умилительности, а вместо этого обстоятельно и подробно изложил все этапы жизни святителя Иоасафа, его смерть и последующее прославление. Он выполнил обширный историографический обзор литературы по святителю Иоасафу, подробно остановился на всех существовавших недоуменных вопросах, версиях и легендах, подверг их тщательному анализу и разбору. Закончил он свою работу над этой книгой летом 1916 г., незадолго до начала революционных потрясений. В настоящее время труд епископа Никодима по святителю Иоасафу переиздан и его можно найти в свободной продаже в Белгороде. Помимо пастырской и научной деятельности, епископ Никодим брался и за литературное – им был составлен акафист святителю Иоасафу (всего их существует несколько). Протопресвитер Михаил Польский впоследствии писал: «Этот благодатный труд преосвященного является образцом среди акафистов, составленных в России... Красотою образов духовных легко запоминаясь, он рождает святую любовь к угоднику Божию». После Февральской революции, с мая 1917 г., епископ Никодим временно исполнял обязанности архиерея всей Курской епархии, так как курский архиепископ Тихон (Василевский) в условиях революционной эйфории мирян и духовенства был отстранен от управления. После выборов нового архиерея епархию возглавил бывший рыльский викарий Феофан (Гаврилов) – это он впоследствии вывезет чудотворную икону Курской Коренной Божией Матери за границу. Тем временем епископ Никодим вернулся в Белгород и приступил к реализации своего давнего замысла о выделении полусамостоятельного Белгородского викариатства (церковного округа) из состава Курской епархии в самостоятельную епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

К этому его сподвигло значительное удаление Белгорода от Курска, наличие в городе архиерейского дома, двух монастырей, духовной семинарии и женского епархиального училища, но самое главное – древность самой белгородской епископской кафедры и то особое значение, которое придавало городу нахождение в нем мощей святителя Иоасафа. Для осуществления своей идеи епископ Никодим провел ее обсуждение сначала с белгородским духовенством, где получил его поддержку, а затем и на уровне епархии. Этот вопрос был поднят и в ходе работы Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг., где идею поддержал митрополит Тифлисский и Бакинский Платон (Рождественский) – уроженец Новооскольского уезда Курской губернии, а также сам Патриарх Тихон. Вот за этими пастырскими, научными и организационными трудами и застал епископа Никодима Октябрьский переворот 1917 г. Первые несколько месяцев после этого в Белгороде творился революционный хаос, различные революционные группировки были заняты выяснением отношений друг с другом, организацией управления и подавлением продовольственных беспорядков. В ходе зимы-весны 1918 г. каких-либо специальных антицерковных акций не было, если не считать отнятие у владыки лошадей и наложение на белгородские монастыри денежной контрибуции. В марте-апреле 1918 г. Белгородский, Грайворонский, частично Корочанский и Новооскольский уезды губернии были оккупированы немецко-гайдамацкими войсками, а белгородские революционеры бежали в Прохоровку. Немецко-гайдамацкая оккупация отделила Белгородское викариатство от остальной Курской епархии линией фронта, чем только укрепила убеждение епископа Никодима в необходимости придать Белгороду статус самостоятельной епархии. Чтобы решить финансово-экономические вопросы, епископ Никодим осенью 1918 г. вместе с протоиереем Порфирием Амфитеатровым (благочинным г. Белгорода и председателем Белгородского училищного совета) и протоиереем Владимиром Поляковым (инспектором Белгородского женского епархиального училища) выехал в Киев, где проходил Всеукраинский Собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Конечно, ведь фактически епархия была возрождена благодаря тому, что в 1991 году чудесным образом состоялось второе обретение мощей святителя Иоасафа. И когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II мощи прибыли в Белгород, дальнейшие события привели к образованию епархии в 1995 году путем выделения ее из Курской и Белгородской епархии. А до этого (в 1993 году) было учреждено викариатство. Я был первым викарием Белгородским и в дальнейшем с 1995 года стал управляющим Белгородской епархией. Для белгородцев это событие второе обретение мощей святителя Иоасафа связано с преображением нашей жизни. Удивительно, что святитель Иоасаф в 1748 году прибыл в Белгород на праздник Преображения, и когда произошло второе обретение мощей, то мощи его были перенесены в Спасо-Преображенский собор, а затем в Белгород в Преображенский собор, где и находятся в настоящее время. И вот это преображение, которое происходило в жизни святителя, постоянно происходит и с нами. Об этом преображении свидетельствует подъем, который мы видим в нашей епархии, когда все от мала до велика стараются принять участие в настоящих торжествах. Уже с 4 сентября из самых дальних приходов нашей епархии и с востока, и с запада, и севера, и с юга со всех ее концов начались крестные ходы, которые прибудут в Белгород к 16 сентября. Мы ожидаем, что в них примет участие огромное число людей. И в этот день Святейший Патриарх Кирилл освятит храм-часовню святителя Иоасафа. Часовня построена на месте, где когда-то стоял разрушенный Свято-Троицкий кафедральный собор. И собор, и пещерка святителя, в которой 156 лет находились его нетленные мощи (с 1754 года до момента канонизации до 1911 года), были разрушены, но усилиями и трудами археологов были обнаружены фундаменты пещерки, которая сейчас накрыта специальным стеклянным куполом. Теперь можно побывать в пещерке, помолиться возле ее древних стен. Уже сегодня она стала местом паломничества для православных людей. Являясь небесным покровителем белгородцев, епископом Белгородским и Обоянским, святитель Иоасаф направляет нас своим подвигом прилагать усилия для того, чтобы преображать нашу жизнь. И мы стараемся делать все, чтобы возродить духовную жизнь на территории нашей епархии. Мы восстановили практически все разрушенные на территории епархии храмы. Если же храм невозможно было реконструировать, то рядом строили другой храм, чтобы возродить приходскую жизнь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624593...

Помощник руководителя отдела по взаимодействию со школами образовательного отдела Новосибирской епархии С.Н. Боброва рассказала об опыте внедрения московской модели на примере сотрудничества Новосибирской епархии и Северо-Западного викариатства г. Москвы. Выступавшие делились положительным опытом преподавания предмета «Основы православной культуры» в разных регионах. А.С. Сергеев, кандидат технических наук, доцент МАДИ, действительный член Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, представил электронный образовательный ресурс «Торжественное звучание истории: державная гимнография». Т.Г. Розе, основатель и руководитель АНО «Центр развития речи, логики, мышления и реализации социально-культурных проектов «Слово» (Москва), обратила внимание присутствовавших на большой потенциал Русской классической школы (по системе К.Д. Ушинского), учебно-методическим комплексом которой пользуется ряд православных школ. По завершении выступлений владыка Нестор подвел итоги работы секции: обобщил прозвучавшие идеи, озвучил решение о развитии пилотного проекта, подчеркнул значение проекта «Русская классическая школа». Всего в мероприятии приняли участие около 120 педагогов, руководителей образовательных учреждений, священнослужителей, руководителей и представителей епархиальных отделов религиозного образования, методистов, ученых из Белгородской, Курской, Костромской, Нижегородской, Новосибирской, Московской, Курганской и других областей России. «Православной образование» /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/5930387.ht...

Вел обширную переписку с духовными детьми и почитателями. В проповедях поучал людей всегда оставаться неизменно верными и преданными чадами св. правосл. Церкви. После распространения по епархии открытого письма О. против обновленцев началось его преследование. На основании доносов обновленцев 12 окт. 1926 г. он был арестован. 5 нояб. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило О. к 3 годам ссылки на Урал. Местом ссылки стало с. Кудымкар Верхнекамского окр. Уральской обл. (ныне город Пермского края). О. было запрещено участвовать в богослужениях, читать и петь на клиросе. Находясь в ссылке, О. много писал на церковные темы. В одном из очерков он размышлял о смысле гонений на служителей Христовых - ссылках, тюрьмах: «Все это совершается не без воли Божией. Значит, в любое время они могут и окончиться, если сие будет угодно Богу. Посылаются эти гонения для испытания нашей верности Богу. И за твердость ожидает нас венец жизни... Не нужно и думать о каком-либо самовольном изменении нашей участи в гонениях путем каких-либо компромиссов, сделок со своей совестью. Гонения - крест, возложенный на нас Самим Богом. И нужно нести его, быть верным долгу своему даже до смерти». В окт. 1928 г. арестован в ссылке и отправлен в Тобольск Уральской обл. (ныне Тюменской обл.), где содержался в тюрьме в течение 3 месяцев, до нач. 1929 г. В февр. того же года отправлен этапом в ссылку в Сургут Тобольского окр. Уральской обл., где находился 9 месяцев. В сент. того же года получил право вернуться в Тобольск, но в с. Уват был снят с парохода и арестован, однако вскоре освобожден и в нояб. прибыл в Тобольск. В окт. 1929 г. закончился срок ссылки и О. получил разрешение властей поселиться в Ст. Осколе Центральночернозёмной обл. (ныне Белгородской обл.), в связи с чем митр. Сергий (Страгородский) назначил его на вновь образованное Старооскольское вик-ство Курской и Обоянской епархии. В дек. 1929 г. О. прибыл в Ст. Оскол и вступил в управление викариатством. Он получил разрешение от местной власти совершать богослужения только в одной церкви.

http://pravenc.ru/text/2578455.html

Вскоре в пределах викариатства прекратилась деятельность обновленцев, а к марту 1930 г. количество действующих храмов возросло до 161. В марте 1933 г. О. был вновь арестован и пробыл в заключении в старооскольской тюрьме 2 недели, после чего был этапирован в воронежскую тюрьму, где провел более 3 месяцев. В июне 1933 г. освобожден и отправлен в Курск. 27 июня уволен на покой, но уже 11 авг. назначен епископом Белгородским, временно управляющим Курской епархией. С 22 нояб. того же года - епископ Курский. 30 янв. 1934 г. возведен в сан архиепископа Курского и Обоянского. Ему был предоставлен для богослужения только один храм, запрещены посещения городских и сельских храмов епархии. Весной 1935 г. в Курске приняла монашеский постриг мать О. 23 июля 1935 г. он был вновь арестован с группой духовенства, в т. ч. с прот. сщмч. Ипполитом Красновским и со свящ. сщмч. Виктором Каракулиным по обвинению в контрреволюционной деятельности, заключен в тюрьму. Виновным себя не признал. 9 дек. специальная коллегия Курского обл. суда приговорила О. к 10 годам ИТЛ. Из Курска был переведен в орловскую тюрьму, а оттуда в марте 1936 г. отправлен по этапу на Дальн. Восток. Отбывал срок в Среднебельском совхозе Дальневосточного ИТЛ на ст. Среднебелая Амурской обл. Дальневосточного края (ныне Амурской обл.). В февр. 1938 г. против О., Белгородского еп. сщмч. Антония (Панкеева) и др. находившихся в лагере священно- и церковнослужителей было начато следственное дело. О. категорически отверг предъявленные ему обвинения в создании контрреволюционной организации из числа заключенных священнослужителей и в проведении антисоветской агитации. В марте того же года отправлен в тюрьму в г. Благовещенск. 17 марта 1938 г. постановлением Особой тройки УНКВД по Дальневосточному краю приговорен к высшей мере наказания, расстрелян в благовещенской тюрьме. Прославлен Архиерейским юбилейным собором РПЦ 2000 г. В 2013 г. в Кривом Роге установлен памятник О. и Симферопольскому и Крымскому еп. сщмч. Порфирию (Гулевичу).

http://pravenc.ru/text/2578455.html

Сведения о церковно-адм. принадлежности Курского Посемья в домонг. период в источниках отсутствуют. Вероятно, эта территория входила в состав Черниговской епархии (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ). Однако, учитывая длительную политическую связь Курского Посемья с Переяславлем, нельзя исключать, что во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. оно состояло в ведении Переяславских, а не Черниговских епископов. Рыльск во 2-й пол. XIII - нач. XVI в. относился к Брянской епархии, затем вошел в состав Смоленской епархии (см. Смоленская и Вяземская епархия ), а после Деулинского перемирия 1618 г. был включен в Патриаршую область . В состав последней со времени своего основания в 1596 г. входил и совр. Курск. В 1667 г. была учреждена Белгородская и Обоянская епархия (см. Курская и Рыльская епархия ), к которой были отнесены Курский и Обоянский уезды, а также, по-видимому, Суджа. Проектом переустройства епархиального деления, обсуждавшимся на Московском соборе 1681-1682 гг., предполагалось, в частности, учреждение епископской кафедры в Курске, однако это не было осуществлено. В 1742 г. Рыльск вошел в состав Московской епархии , преобразованной из Московской Синодальной области. В 1764 г. этот город был приписан к Севскому и Брянскому викариатству Московской епархии. В 1788 г. при его преобразовании в Орловскую и Севскую епархию (см. Орловская митрополия , также Орловская и Болховская епархия ) Рыльск, согласно указу Екатерины II Алексеевны о приведении епархиальных границ в соответствие с губернскими, был передан в Белгородскую епархию (см. Белгородская и Старооскольская епархия ). В 1787 г. Белгородская и Обоянская епархия переименована в Белгородскую и Курскую, в 1799 г.- в Курскую и Белгородскую. В 1833 г. епархиальные учреждения переведены из Белгорода в Курск. В 1905 г. в составе Курской епархии было образовано Белгородское викариатство во главе с викарным архиереем, находившимся в подчинении курского правящего архиерея, в 1906 г.- Рыльское викариатство . В 1926 г. учреждено Дмитровское викариатство , прекратившее свое существование в том же году после ареста местного викарного епископа. В 1933 г. Белгородское вик-ство преобразовано в епархию, независимую от Курской. Она просуществовала до 1935 г., в том же году было упразднено Рыльское вик-ство. В 1993 г. было возрождено Белгородское вик-ство Курской епархии, преобразованное в 1995 г. в самостоятельную епархию. 26 июля 2012 г. учреждена Курская митрополия , состоящая из 3 епархий (Курской и Рыльской, Железногорской и Льговской, Щигровской и Мантуровской ). Община Украинской православной церкви (Киевский патриархат)

http://pravenc.ru/text/2462317.html

Серафим (Аретинский) епископ, рукоположен с 10.01.1860 по 4.01.1865 еп. Воронежский и Задонский Порфирий (Успенский) епископ, рукоположен с 14.02.1865 по 1878 (31.12.1877) член Московской синодальной конторы; уволен на покой; †19.04.1885 Иоанн (Жданов) епископ, бывший еп. Чебоксарский, викарий Казанской епархии с 4.02.1878 †14.01.1883 Виталий (Иосифов) епископ, рукоположен с 20.02.1883 по 11.05.1885 еп. Тамбовский и Шацкий Иероним (Экземплярский) епископ, рукоположен с 3.11.1885 по 3.06.1890 еп. Тамбовский и Шацкий †2.11.1905 Ириней (Орда) епископ, бывший еп. Уманский, викарий Киевской епархии с 12.07.1890 по 19.12.1892 еп. Могилевский и Мстиславский †10.04.1904 Уманские епископы Викариатство учреждено 25 марта 1874 года Филарет (Филаретов) епископ, рукоположен с 28.07.1874 по 31.12.1877 еп. Рижский и Митавский Михаил (Лузин) епископ, рукоположен с 22.01.1878 по 19.03.1883 еп. Курский и Белгородский Поликарп (Розанов) епископ, рукоположен с 9.09.1884 по 2.04.1888 еп. Екатеринбургский и Ирбитский, в 1887 временно управлял Курской епархией Ириней (Орда) епископ, рукоположен с 9.05.1888 по 12.07.1890 еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии †10.04.1904 Анатолий (Станкевич) епископ, бывший еп. Острогожский, викарий Воронежской епархии с 12.07.1890 по 29.09.1892 еп. Калужский и Боровский; †23.01.1903 Иаков (Пятницкий) епископ, бывший еп. Балахнинский, викарий Киевской епархии с 29.09.1892 по 16.01.1893 еп. Чигиринский, викарий Нижегородской епархии †1922 Каневские епископы, см. также Юрьевские епископы Викариатство учреждено 22 декабря1884 года Сильвестр (Малеванский) епископ, рукоположен с 20.01.1885 по 14.04.1906 на покое; †12.11.1908 61 Учреждена до 997 года как митрополия Константинопольского патриархата (в 1299/1300 резиденция фактически переносится во Владимир-на-Клязьме, с 1325 года – резиденция в Москве). Перенос кафедры в Москву официально утвержден Константинопольским патриархом в 1354 году с сохранением титула «митрополит Киевский и всея Руси». В 1458 году произошло отделение Киевской митрополии от Московской. В состав Киевской митрополии в период с 1458 до 1596 годов входило до девяти епархий. Владыки имели титул «митрополит Киевский и всея Руси», а в период 1596–1686 годов «митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси». В 1686 году Киевская митрополия была присоединена к Московскому патриархату.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Израиль, епископ Винницкий (Лукин Яков Иванович) Родился около 1801 года в селе Синковце Мало-Архангельского уезда Орловской губернии в семье диакона. Учился в Орловской духовной семинарии, затем поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил кандидатом богословия. С 4 декабря 1825 года – учитель Курской духовной семинарии. 29 ноября 1827 года удостоен степени магистра. С 9 ноября 1828 года – помощник инспектора Курской духовной семинарии. 2 ноября 1831 года пострижен в монашество и 27 декабря рукоположен во иеродиакона. 1 января 1832 года рукоположен во иеромонаха, 8 января назначен библиотекарем, а 6 февраля того же года – инспектором Курской духовной семинарии. По сану причислен к соборным иеромонахам Донского монастыря и исполнял должность цензора проповедей. С 10 февраля 1834 года – ректор Калужской духовной семинарии. 3 ноября 1835 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Покровского Доброго Лихвинского монастыря Калужской епархии. С 3 мая 1843 года – ректор Курской духовной семинарии и настоятель Белгородского Свято-Троицкого монастыря. 3 мая 1845 года переведен в Рыльский Николаевский монастырь, а 25 июля того же года назначен ректором Херсонской духовной семинарии и настоятелем Одесского Успенского монастыря. 22 апреля 1848 года перемещен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Харьковского Преображенского монастыря. С 27 июля 1851 года – ректор Тифлисской духовной семинарии и настоятель Тифлисского Преображенского монастыря. 2 мая 1858 года назначен ректором Киевской духовной академии и архимандритом Киевского Братского монастыря. 24 января 1860 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. 25 марта 1861 года в связи с упразднением викариатства оставлен настоятелем Шаргородского Николаевского монастыря Подольской епархии. Скончался 11 октября 1864 года. Труды: Слова и беседы архимандрита Израиля: в 2 т. Беседы о значении и силе внешнего поклонения в христианской Православной Церкви и мысли христианские по случаю страшной грозы и града, бывших в г. Харькове 1 мая 1851 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

священномученик Павел (Кратиров) (6 мая 1871–23 дек./5 янв. 1932) Нравственное богословие Письма священномученик Павел (Кратиров) Епископ Старобельский, викарий Харьковской епархии. Деятель иосифлянского движения в Русской православной церкви. Биография В миру - Кратиров Павел Фёдорович, родился 6 мая 1871 года в с. Покровское, Тотемского уезда, Вологодской губернии в семье священника Молочской Троицкой церкви, который впоследствии стал епископом Саратовским Иоанном. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1891), Казанскую Духовную Академию (1896) со степенью кандидата богословия. Преподавал в Тульской, Курской, а затем Харьковской духовной семинариях. Активно печатал свои труды в периодических изданиях епархии. Был женат, имел трёх дочерей: Валентину, Инну, Зою. Вдовец с июня 1914 года. Рукоположен в сан диакона 11 сентября, в сан священника 13 сентября 1921 года. Служил в храме Озерянской Божией Матери г. Харькова. 15 января 1922 был пострижен в монашество, 2 февраля возведен в сан архимандрита. 5 февраля совершилось его наречение во епископа, а 6 февраля — хиротония во епископа Старобельского в церкви «Всех скорбящих Радосте» Покровского монастыря. Хиротонию совершили Назарий, митрополит Курский и Обоянский, Нафанаил, архиепископ Харьковский и Ахтырский, Корнилий, епископ Сумский и Никон, епископ Белгородский. 2 мая 1923 года был арестован за то, что они не признал ВЦУ как каноническое учреждение и не желал подчиняться ставленникам «Живой церкви». 8 мая 1923 освобожден под расписку и выехал в Крым. В Крыму некоторое время управлял Ялтинским викариатством Таврической епархии, но пробыл там недолго. Затем жил в Абхазии. Позже переехал в Вологду. 4 сентября 1923 года был назначен временным управляющим Вологодской епархией. 14 ноября 1923 года постановлением Патриарха Тихона и Священного Синода назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии. Жил во Владимире. Затем переехал в Великий Устюг. Некоторое время жил в Москве.  С весны 1925 года жил в Харькове на улице Мариинская на положении ссыльного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Kratirov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010