Но это же не Дом культуры, это бывшая Троицкая церковь. И да, улучшается жизнь, вот опять снижаются цены и на продовольственные и на промышленные товары, но по-прежнему партия - наш рулевой - продолжает вести корабль страны Советов по путям жестокого атеизма. На плакатах: «Бога нет!» Приезжает лектор, сгоняют на его лекцию, опять: «Бога нет». Но я, совсем мальчишка думал: А если нет, то как бороться с Тем, Кого нет? И великая моя мама, побеждающая все плакаты и лекции двумя выражениями: «Когда куда пошли, перед тем, как порог переступить: «Господи, благослови, помоги». Вернулись: «Слава Тебе, Господи». И, что бы ни делала, делала только с этими словами. «Слава Богу, сена наготовили, слава Богу, баню истопили, слава Богу, деточки за малиной сходили, слава Богу, хорошо все учатся, слава Богу, дождик идёт, слава Богу, солнышко светит». И понимаю всю оставшуюся жизнь: живы мы были материнскими молитвами. Бесовское паскудство атеизма не в силах было превозмочь материнские молитвы о нас и за нас. «Что вам в школе говорят, я не оспариваю, но чтобы дома о Боге плохо не говорили», - вот её слова. И украдкой крестила в дорогу. О, гордыня людская! Решили небес достичь. Сравняться с Богом. Смешно же. Господь вразумил, смешал языки. Потом и расползлись, захватывали, что получше. А получше было всё. Были в Сахаре? В пустыне Гоби? В Барса-кельмес? В тундре? Это всё почти безжизненно сейчас. Раньше тут всё благоухало, текло «молоком и мёдом», кисть винограда носили вдвоём. Куда всё делось? «Преложилась земля плодородная в сланость (соленую) от злобы живущих на ней». Вот и ответ. Злоба людей, гордыня калечит землю, на которой живут. Прошлое было, будущее будет, так? Так-то так, но сейчас их нет, вот штука. Прошлого уже нет, будущего ещё нет. Я это записал, и сейчас это уже в прошлом. И будущего пока нет, Больше того, скажу, что и настоящего времени нет, есть бегущая по жизненному кругу стрелка из прошлого к смертному часу. Совершенно равнодушная ко всему, кроме времени. Просто работает. Бежит, бежит и по ходу времени выкидывает на обочину отживших своё. Какие там трубы дымят над крематориями, какие гробы вместе с содержимым сжигаются, на каких престижных кладбищах будет пепел храниться, что из того, кажется. Это для нас. А для умерших? Помер, и трясись от страха: на Страшный суд надо идти. Душа-то не сгорела и всё понимает. И видит. А молятся за тебя или твоё барахло делят, - уже на это не повлияешь.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/11/...

Первое послушание в скиту послушник Александр нес на кухне, исполняя обязанность помощника повара. Черная и трудная кухонная работа не смутила бывшего преподавателя духовного училища. “Молодой послушник, уже понявший цену беспрекословного послушания богомудрым старцам, не стал рассуждать, что послушание не по нем, не по его силам..., а принял назначение старцев со смирением, как из уст Самого Господа” 37 . Из жизнеописаний старца не видно, чтобы он когда-нибудь смутился каким-либо низким послушанием. Поваром на кухне был простодушный молодой послушник Герасим, который на год раньше Александра поступил в скит, а по возрасту был на год моложе. Он был, подобно Александру, веселого характера и любил поговорить. Александр сначала старался воздерживаться от посторонних разговоров, но с простодушным братом Герасимом он часто и откровенно беседовал. Поводом почти всегда служила одна причина: “горячая вода”. И пока вода остывала, молодые послушники садились обыкновенно на прилавок, и дружеская непринужденная речь лилась из уст обоих, как быстро бегущая вода журчащего ручейка. Тут нередко вспоминались случаи из прожитой жизни, каковых у собеседников было немало. Впрочем, все эти воспоминания сводились всегда у них к одному заключению: “Слава и благодарение Премилосердному Господу, Своим дивным Промыслом избавившему нас от всей этой мирской суеты и пустоты и направившему ноги наши на путь мирен, в тихой обители тружеников Божиих!” 38 . Эти беседы среди уединенной однообразной трудовой жизни были своего рода некоторым развлечением. Вообще же Александр Михайлович старался в то время, по наставлению старцев, более внимать себе: избегал близких знакомств с кем бы то ни было, выходя из кельи лишь в церковь , на молитвенное правило, на послушания да к старцам. Поварская работа отнимала у молодого послушника большую часть дня. Она обязывала его приступать к ней с самого раннего утра и оканчивалась после вечерней трапезы. Поэтому ему мало приходилось бывать на богослужениях, но это приучало его к внутренней молитве во всякое время и везде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

Когда парусник называют " Крузенштерн " или " Седов " ,  сразу понятно, что в их парусах ветер великих открытий, когда " Товарищ " - в каждом узле снастей крепчайшая дружба, когда " Бегущая по волнам " - понятно, что это не просто пятизвездный отель на воде, а строил его человек, жаждущий странствий, ищущий что-то в стране далекой, сердце которого предвкушает встречу с чем-то высшим, идеалом, прекрасным, чудесным, короче, с Богом. На таком корабле естественно отправиться в паломничество. На таком корабле естественно найти команду молодых моряков, любящих ловить ветер, чувствовать волну, для которых слово " брамсель " с детства усвоенный пароль в страну их мечты. Капитан, который горд свои судном, боцман - который в восторге от того, что он боцман, курит трубку, носит на голове лихо повязанный платок и отдает команды с эстетской грубостью в голосе. А матросы безропотно исполняют и любовно начищают, нет, гладят свой корабль. Такой корабль собирает и соответствующих пассажиров. Нас было 12 человек самого разного социального положения от руководителей крупных компаний с домочадцами, пенсионерки-уборщицы, слушательницы " Радонежа " , до  духовника - архимандрита Георгия, верного служителя Слова. И всех нас объединяло удивительное единодушие. Да и немудрено. За 8 дней мы отслужили три литургии, одну из них на корабле, почувствовав ощутительно, как корабль превращается в Церковь - корабль спасения.  Вкусив Плоти и Крови Господней мы стали единокровными братьями и сестрами во Христе как-то просто, без ненужной фразы, по факту. Каждый день христианская трапеза с беседами батюшки, вечером фильмы фестиваля " Радонеж " , трогательные до слез, днем - молебны у святынь Греции и Италии. Первичные стихии - вода и ветер, солнце и звезды, открывающие ночью свою бездну; совместное преломление хлеба и вкушение вина. Молитва становится естественным состояние души.  Кто в море не бывал, Бога не видал. И каждый день новые острова с многочисленными святынями. Многие известны русскому паломнику, а многие нет, но усердно посещаются греками. Как-то сразу понятно, что нашей церкви 1 тысяча лет, а греческой 2 тысячи. И не смотря на бедность, пиратов, турков и нашествия прочих иноплеменных, православие процветало здесь, церковь росла. И сейчас на Корфу при 40 тысячах населения 700 храмов. А у нас на 20-ти миллионную Москву сколько?

http://radonezh.ru/analytics/puteshestvi...

Нерей – “морской старец”, сын Понта-моря и Геи-земли. Нереиды – морские нимфы, пятьдесят дочерей Нерея. Нереидой была и мать Ахиллеса Фетида. Нерикон – город на острове Левкада. Нерит (Нерион) – лесистая гора на Итаке, также – герой, в честь которого она была названа. Нестор – старейший среди ахейских вождей, принимавших участие в походе под Трою, сын Нелея, царь Пилоса. Отличался мудростью и красноречием. Нимфы – низшие божества, олицетворяющие силы природы. Они живут в лесах (дриады), горах (ореады), источниках и реках (наяды) и т. д. Нимф греки представляли в виде прекрасных молодых женщин. Ниоба – дочь царя Тантала, жена фиванского царя Амфиона. Она родила шестерых дочерей и шестерых сыновей. Гордая своими детьми, она отказалась принести жертву Латоне, матери Аполлона и Артемиды, говоря, что у Латоны всего двое детей. Разгневанная Латона просила Аполлона и Артемиду наказать царицу, и боги своими стрелами перебили всех детей Ниобы; Амфион был не в силах перенести горе и покончил с собой, а Ниобу боги, сжалившись, над нею, перенесли на родину в Лидию, на гору Сипил, и там превратили в камень. Но вечно бежит из этого камня источник прозрачной воды, потому что, и став камнем, Ниоба все еще оплакивает погибших детей. Нот – южный ветер. Огигия – мифический остров на дальнем западе, на котором живет Калипсо. Возможно, что Огигия – не название, а эпитет острова, обозначающий “древний”, “первозданный” (Огиг – мифический, очень древний царь; выражение “в Огигиев век” – вроде нашего “при царе Горохе”). Оиклей – один из потомков прорицателя Мелампа, отец Амфиарая. Оилей – царь Локриды, отец “быстроногого” Аякса. Океан – 1) река, вечно бегущая по кругу и обтекающая земной диск. За Океаном находится потусторонний мир; 2) бог Океан – титан, сын Урана-неба и Геи-земли, брат Крона. Олимп – мифическая гора, местопребывание бессмертных богов. Олимп отожествлялся с высокой горой в Фессалии. Опунт – главный город Локриды, родина Патрокла. Оракул – храм бога, в котором жрецы предсказывали будущее и давали ответы на затруднительные вопросы обращавшихся к оракулу людей. Иногда слово “оракул” обозначает и сам ответ жрецов-гадателей. Наибольшей известностью пользовался в Греции Пифийский оракул бога Аполлона в городе Дельфы.

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

Именно в этом смысле Сергей Николаевич Булгаков, бывший марксист, вернувшийся в Церковь и ставший христианским мыслителем, говорил о «священном материализме» христианства 96 . В борьбе против скептического идеализма, весь мир растворяющего в какой-то мысли и представлении, в какой-то субъективной иллюзии, христианство гораздо ближе к первому смыслу марксистского понятия «материя», чем думают многие христиане. Но у этого понятия в марксизме есть и второй смысл слова «материя». Главное ударение здесь сделано уже не на объективной реальности мира, а на его вечности и несотворенности, безначальности и бесконечности. С тем, что мир и его материя реальны, а не иллюзорны, неверующий ученый и христианский мыслитель не только могут, но и должны согласиться. Иначе мы имеем дело с иллюзией, как в тютчевском «не дым, а только тень, бегущая от дыма» 97 . Но почему из этого правильного утверждения вытекает, что материя и мир не имеют ни начала, ни конца; что вне их ничего нет и не может быть? Каким образом вера в мир оборачивается его своеобразным обожествлением? Между тем именно это и ничто другое утверждает как догму марксистская мысль от Маркса и Энгельса вплоть до наших дней. Но тут-то мы и подходим к главному: именно в этом своем втором утверждении марксистский материализм оказывается вовлечен, и чем дальше, тем больше, в конфликт с наукой, на которую он, однако, постоянно ссылается, выдавая себя за «научное мировоззрение». Что науке нечего ожидать от философского идеализма – это давно уже стало очевидно. Действительно, вся наука основана на опыте, который в свою очередь предполагает реальность мира. При изучении строения геологических напластований или распада атома ученому нет дела до праздных вопросов: сами напластования ли эти реальны или только мое представление о них? Для него они реальны, иначе не стоило бы ими заниматься. Но тут начинается конфликт и с марксистским материализмом. Ибо сама наука, само исследование реальности ставит, например, вопрос о начале материи. А марксизм говорит: вопрос этот ставить нельзя, потому что материя должна быть безначальной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Точно также и чудеса доказывают не Божество Христа, так как и другие люди силою Божией творили чудеса, чудеса доказывают только мессианское достоинство Христа. Далее собеседник Окино переходит к разбору ветхозаветных мест, указывающих на Троичность Лиц, и понятно ни в одном из них не находит указания на второе Лице Троицы, напротив Христос везде у его является лишь одарённым божественными совершенствами, Богом по одному наименованию 430 . Наконец он говорит, что сам Иисус Христос в молитве при воскресении Лазаря будто бы прямо указал, чтобы его не считали Богом по природе 431 . В двадцатом диалоге Окино ведёт беседу с Духом о том – необходимо ли для спасения веровать в троичность лиц. Его собеседник отвечает на вопрос отрицательно, хотя основания для того слишком поверхностны и даже можно сказать легкомысленны. Так он говорит, что если бы вера в Троицу была безусловно необходима для спасения, то все ветхозаветные праведники были бы потеряны для царства Божия, так как они, по свидетельству многих, не знали Троицы. Даже в новом завете необходимо требуется вера лишь во Христа, Сына Божия, а не в Троицу, и если бы вера в Троицу была необходима, то учение о ней было бы так же ясно выражено, как ясно выражено учение о других членах веры. Дух повторяет при этом то, что уже ранее было сказано многими антитринитариями, именно, что учение о Троице препятствует иудеям, туркам и язычникам обращаться в христианство 434 . Апостолы и христиане первенствующих времён учили понимать Троицу не чрез внешнее, а чрез внутреннее слово Божие; сам Иисус Христос вообще изъяснил, что только тот будет спасён, кто верует в него как Сына Божия, ниспосланного для искупления человечества, но Он нигде не учил, что Он – второе Лице, следовательно веровать в последнее не необходимо 435 . Само по себе учение о Троице не имеет практического значения, ибо оно не имеет отношения к исследованию и познанию божественных благ. Сами апостолы нигде не упоминали, чтобы учение о Троице было необходимо для спасения человека. Вообще надобно заметить, что если Бог чему-либо учит, то учит ясно и точно, если же ни в Священном Писании , ни в апостольском символе нет ясных указаний на троичность Лиц, то это указывает, что учение о Троице не есть необходимый член нашей веры. Всё дело в том, что ложно толкуют Евангелие и под видом изъяснений привносят разные человеческие измышления. В заключительных диалогах Окино глумится над церковью и её служителями 436 . Реформатские учители и проповедники, по его представлению, слепо следуют за своими путеводителями, подобно стаду коз, природа которых такова, что если бегущая впереди и звенящая колокольчиком бросается в пропасть, то за нею бросаются и все остальные 437 . Поэтому-то в предисловии к двадцать пятому диалогу Окино обращается к реформатскому правительству с мольбою, да не дозволит оно возникновению в реформатских церквах нового папства и нового царства антихриста с ещё более худшими насилиями совести людей 438 ...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

12 Июля. 4452 «Пришел Иисус во Свой город»! Это не Иерусалим, не Вифлеем, не Назарет, а ... Капернаум, город грешников. Вот какой город был Своим для Иисуса, пришедшего не праведников, а грешников призвать на покаяние. Так и мы можем быть городом, который будет Своим для Иисуса, если будем жить в покаянии (Капернаум – село покаяния) и городом убийц Иисусовых, как Иерусалим, Назарет и то несчастной памяти селение Самарянское, которое Его не приняло. 13 Июля. 4453 Господи! Исповедую Тебе полное мое безсилие в борьбе с искушениями, соблазнами, своею страстностью, греховностью. О, как тяжело мне это, сознающему высоту своего сана и всю непристойность душевной жизни моей, помышлений и желаний моих! О, не оставь меня Твоею благодатью, всеблагий Господи! Не накажи лютым падением. Это было бы мне больнее смерти. 14 Июля. 4454 «Почто всуе мятемся?.. Что мы возьмем из всего того, о чем ныне так заботимся? Куда все будет нужно? Боремся, трудимся до пота лица, несем такие тяжести жизни, иногда совершенно не обещающие никакой пользы в будущем? Подумаем, позаботимся о душе, пострадаем и потерпим ради нее все, что обещает ей награду и покой в будущей жизни. 15 Июля. 4455 Сугубая любовь Господня подается человеку за любовь, за изъявление особого к Нему усердия и благоговения, послушания и терпения, за жертвы ради Него своим сластолюбием и слабоволием. Какое орудие какой благодетельной победы! 16 Июля. 4456 Почему за победу искушений венчаются венцем мученическим? Потому что источник зла тут один – враг сатана. Он и мучеников гнал в лице мучителей. Он и нас палит и терзает искушениями и скорбями. Потому и значение победы одинаково и венцы за нее. 17 Июля. 4457 Дивлюсь громадной неисчислимой пользе рек, этому дивному устроению мудрости и рук Создателя. Они служат: для орошения земли, для питья, для освежения, для очищения, для украшения, для сообщения, для прокормления живущею в них рыбою. Бегущая в них вода, постоянно пополняя свой запас, в то же время тем самым постоянно самоосвежается и обновляется в своих благодетельных действиях и свойствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

— Мама, — сказала Тая. — Раз ты на Новый год будешь не одна, так я как раз ухожу. — Куда же? — удивленно спросила Марина. — Наш класс отмечает у классного руководителя, — осторожно сформулировала девочка. — Ну надо же! — еще больше удивилась Марина. — Подумать только — у классного руководителя! Какие же они все-таки у тебя… коллективистские… — Угу, — подтвердила Тая. — Они такие. — Ну что ж, если хочешь, иди, конечно, — легко согласилась Марина. — И то — с детишками-то тебе все веселее будет, чем с нами. Только оставь мне на всякий случай телефон Николая Павловича… Отчего-то Тае стало даже обидно, что мама так просто ее отпустила. Как будто бы она и вовсе ей не нужна! «Но ведь она не знает… — урезонила себя девочка. — И хочет, чтобы мне было весело!» От Тимки Тая знала дом и парадную, в которой жила Маша Новицкая. Знала даже окна двух их комнат. В комнатах горел свет и переливалась елочная гирлянда. Тая ходила взад-вперед по протоптанной дорожке и слушала, как хрустит снег. Снег каждый раз хрустел по-разному. Если идти, как обычно, то он говорил: «Фри-фри, фри-фри». А если наступать на пятки, отчетливо выговаривал: «А-хрусть, а-хрусть!» «Неужели они и накануне Нового года все своими чип-и-дейловскими штучками развлекаются? — думала Тая. — А вдруг она не из дома в гости пойдет? Тогда все напрасно…» Девочка замерзла, но твердо сказала себе, что домой не вернется. Вот пусть будет даже еще хуже! Тая представила себе, как мама звонит Николаю Павловичу. Там все празднуют, смех, веселье в разгаре. «Какая Таисия?! — удивляется классный руководитель. — Нету ее и не было». «Ка-ак?!! — в ужасе кричит Марина. — Разве вы ее не приглашали?!» И тут им всем становится та-а-ак стыдно! Руки постепенно коченели. Тая прятала их в карманы, сжимала и разжимала кулаки. С тоской посмотрела на освещенные окна, где довольные и счастливые люди готовились встретить Новый год. Потом взглянула на небо. В обрамлении рваных облаков, как будто язык из разбитых губ, торчала яркая розовая луна. Бегущая по дорожке Маша в куртке с пушистой оторочкой буквально налетела на Таю. Девочка торопилась домой, а вовсе не из дома, как предполагала Тая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=166...

11 сентября 2003 года в программе «Время» первого канала бегущая строка сообщала: «Завтра Православная Церковь чтит память святого князя Александра Невского – победителя на Куликовом поле». 121 См.: 1 Кор. 7, 20.– Ред. 122 Знаю, что некоторых петербуржцев коробит такое именование их города. Но должен заметить, что это отнюдь не провинциальный или уголовный жаргон. Например, это слово употребляет профессор Московской Духовной Академии П.С. Казанский в своей переписке с А.Н. Бахметовой (Письмо от 29.11.1869//У Троицы в Академии. С. 557). Встречается оно и у святителя Феофана Затворника (Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. М., 1994. Вып. 7. С. 155, 158; Вып. 2. С. 143), у которого, кстати, есть и другой топоним, кажущийся очень новым: «Хохляндия» (Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. С. 320) 123 На последний вопрос Хоакин Мурьета отвечает: «Мне бы только, чтоб дети не погибали во чреве...». 124 «Живо и жизненно в религии только то, что есть в культе, а отмирает или нежизнеспособным является то, чего нет в культе» (Булгаков С.Н. Свет Невечерний. М., 1994. С. 63). 125 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о статуях, 1//Творения. СПб., 1896. Т. 2. С. 25–26. 126 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. 46, 2–3. 127 Дмитрий Быков увидел в Патриархии «чисто официозную структуру, где тихие, безликие и солидные люди делают карьеру " (Быков Д. Народ и Церковь едины?//Вечерний клуб. М., 1999. 2 октября). Преувеличение, конечно, но не без повода к оному с нашей стороны… 128 Санкт-Петербург, 14 января 2003 года Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Многие деревенские катакомбники, не желая участвовать в «грехах безбожников», отказывались даже от радио и электричества. Иосифляне до такого, как правило, не доходили и, как это ни выглядит странным, лишь часть из них являлась монархистами. Среди Истинно-Православных христиан монархизм доминировал, хотя он и заключался «преимущественно в оплакивании рухнувшего дореволюционного порядка и опасении в появлении «лжецарей». 729 Ещё одним из краеугольных камней идеологии катакомб являлось абсолютное отрицание Московской Патриархии и всех с ней каким-либо образом сообщавшихся. В мистическом видении она трактовалась как «вавилонская блудница, сидящая на красном звере», а Катакомбная Церковь как «жена, бегущая в пустыню от дракона». С 1928 года в этой Церкви установилась форма возгласа «О еже избавлении люди своя от горькия мучительства безбожныя власти». 730 Уже в 1930–1933 годах по всему СССР была проведена кампания ликвидации широко распространившихся общин Истинно-Православных христиан. Так, в Феврале 1932 года оказалась раскрыта Макарьевская пустынь, всех её монахов арестовали. Был арестован и приговорён к трём годам лагерей и схиепископ Макарий. Осенью 1932 года провокатор выдал весь клир служившего в Ленинграде епископа Стефана (Беха). Сам владыка, арестованный ещё в 1929 году, 26 Апреля 1933 года скончался в заключении. Сильный удар нанесла и проводившаяся в 1933 году паспортизация. Именно в это время в «катакомбах» возникло движение «безпаспортников». Многие служившие тайно архиереи благословили советские паспорта не брать, так как при оформлении документов выявлялись «бывшие», подлежащие репрессиям. Одновременно отказ от паспорта трактовался, как отрицание печати антихриста и объявление себя негражданином СССР. В 1932 году был арестован и выслан, а в 1934 году заключён в политизолятор архиепископ Андрей (Ухтомский). 4 Ноября 1937 года он принял мученическую кончину – был расстрелян. 731 Второй удар по Истинно-Православным христианам пришёлся на 1937–1938 годы, когда выявились скрывавшиеся в подполье священнослужители и уничтожались отбывавшие сроки заключения руководители Православного подполья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010