Конечно же, я больше чувствую себя патриотом Церкви, чем своего народа, но Нафанаил был «истинный израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин 1,47), и эта вот искренняя любовь к своей родине открыла ему глаза на Мессию. Человек не выбирает себе по вкусу то место, где рождается. Он призван к подвигу любви и терпения среди тех людей, с которыми ему приходится жить. Как гражданин своей страны и как христианин я не могу увидеть и понять, где же та таинственная граница, которая отделяет Церковь верных от неверующих людей, которые мне дороги, Святую Русь от «евросодома». Здесь, на Западной Украине, я вырос на перекрестке разных культур и для меня одинаково любимы Диккенс, Джек Лондон, Чехов, Достоевский, Квитка-Основьяненко и Улас Самчук… На тернистом пути воцерковления мне было так понятно и близко мировоззрение таких европейцев как Антоний Сурожский, Иоанн Сан-Францисский, Николай Сербский, и так душевно теплы Матронушка Московская и Серафим Саровский. Это люди одной Церкви, как плоды одного дерева, потому и прекрасны, что разнообразны. «Ибо что восхитительнее, как видеть, что разделенные таким множеством стран, – пишет св. Василий Великий в одном из своих писем, – единением любви связуются в единый стройный состав членов в теле Христовом?» Господь разрушил единство Вавилона, чтобы сохранить красоту в разнообразии. Он рассеял народы, потому что любить можно только равных, а не тех, на кого смотришь свысока, с жалостью, а на глазах бегущая строка: «Хорошо, что я родился в православной стране, а не в такой, как они, безбожники». Исходя из опыта общения с верующими церковными европейцами, могу сказать, что по глубине воцерковленности там почти каждый такой, как у нас единицы. «Не тот терпелив, у кого нет необходимого, но тот, кто, не имея недостатка в наслаждении, продолжает терпеть бедствие» (св. Василий Великий). Святой Иоанн Златоуст говорит, что Лот, оказывается, потому и спасся в Содоме, что никого не осудил. Обычные человеческие страсти нынче называются «вызовом цивилизации».

http://pravmir.ru/ukraincy-v-ukrainskoj-...

Тайна покаяния обнимает собою и монашескую жизнь: образ монаха называют ещё и ангельским, уподобляя жизнь монаха ангельской жизни, ибо она состоит в обете целомудрия, нестяжания, песнословия, молитв, послушания и чистоты. Она называется также одеждой покаяния, как жизнь скорбная, смиренная и самоуничиженная, не терпящая излишеств и чуждая всякого человеческого пристрастия. Как жизнь, не только не увлекающаяся никакими мирскими помыслами, словами и делами, но и отрешающаяся, и бегущая от мирских забот. Ибо она есть образец жизни небесной и исповедует тленность видимого и временность всего, что встречается у людей. Монах печётся размышлять о горнем – и это есть истинное любомудрие. И памятует непрестанно о смерти и конце здешнего. Потому-то и темны одежды монаха, что он помнит о смерти и необходимости вечного плача, и живёт нездешней жизнью, и жаждет иной – нетленной, к которой стремится всеми силами. Поэтому тот, кто является истинным монахом, по Павлу, и здесь любит Христа так, что ничто не может его отлучить от любви ( Рим. 8:35 ) ко Христу, и желает «разрешиться и быть со Христом» ( Флп. 1:23 ). Это монах доказывает делом, удаляясь ради Христа в пустыни, горы, уединённые обители, и старается быть одно со Христом, чтобы обитал в нём Христос со Отцом и Святым Духом. Потому всей своей жизнью инок подражает Христу, и смиряется, и находится в нищете, и несёт подвиги послушания, и не помышляет ни о чём здешнем, и распинает себя в подвигах аскетической жизни. Потому даёт обеты девства, нестяжания, подвигов поста и молитвы, молитвенных предстояний пред Господом, пребывания во всех этих подвигах до смерти и терпения во всём Христа ради. Всё это – дела покаяния, и всякий должен подвизаться в них, кроме разве одного только девства, которое свойственно монахам. Ибо, по преимуществу, именно монахи связаны обетом девства. Но и миряне, ещё не сочетавшиеся браком, и все, давшие обет девства, также обязаны хранить его. То же и с покаянием: всякий верующий, особенно впавший в грехи (а кто чужд какого-либо падения?), должен идти вослед Господу и творить дела покаяния. Этому учил и Креститель, который, после Илии, первым показал этот образ жизни. Он говорил: «сотворите же достойный плод покаяния, покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 3:2, 8 ), и каждого призывал жить так. 21. О том, что Сам Спаситель в Себе Самом явил нам этот святой образ

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.6 из  5) Литература о жизни и творчестве А. С. Грина Алиев Э. О некоторых малоизвестных произведениях А. С. Грина//Литературный Азербайджан. 1970. Антонов С. А. Грин. «Возвращенный ад»// Антонов С. От первого лица: Рассказы о писателях, книгах и словах. М., 1973. Ашукин Н. С. Рец. на кн.: Грин А. С. Алые паруса. М., 1923//Россия. 1923. Басинский П. В., Федякин С. Р. Русская литература конца xix – начала xx века и первой эмиграции. М., 1998. Блок А. А. Записные книжки 1901–1920. М., 1965. Блок Г. П. Рец. на кн.: Грин А. С. Бегущая по волнам. М.; Л., 1928//Книга и профсоюзы. 1928. Бобров С. П. Рец. на кн.: Грин А. С. Алые паруса. М.; Пг., 1923//Печать и революция. 1923. Бондаренко Г. В. Феерия навсегда! К 120-летию со дня рождения Александра Грина//Православный интернет-журнал «Соборность». Борисов Л. И. Волшебник из Гель-Гью. Романтическая повесть. Л., 1972. Будницкий О. В. Предисловие к книге «Женщины-террористки. Бескорыстные убийцы». Ростов н/Д., 1996. Важдаев В. М. Проповедник космополитизма: Нечистый смысл «чистого искусства» Александра Грина//Новый мир. 1950. Валентинов Н. Рец. на кн.: Грин А. С. Рассказы. СПб., 1910. Т. 1//Киевская мысль. 1910. 16 марта. Вдовин А. Миф Александра Грина (К 120-летию со дня рождения)//Урал. 2000. Вихров В. Рыцарь мечты// Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1965. Т. 1. Воспоминания об Александре Грине/Сост., вступ., примеч. Вл. Сандлера. Л., 1972. Войтоловский Л. Н. Литературные силуэты: А. С. Грин//Киевская мысль. 1910. 24 июня. Войтоловский Л. Н. Летучие наброски: Александр Грин//Киевская мысль. 1914. 3 мая. Горнфельд А. Г. Рец. на кн.: Грин А. С. Рассказы. СПб., 1910. Т. 1//Русское богатство. 1910. Горнфельд А. Г. Рец. на кн.: Грин А. С. Искатель приключений: Рассказы. М., 1916//Русское богатство. 1917. 6–7. Грин Н. Н. Воспоминания об Александре Грине. Симферополь, 2000. Зелинский К. Грин//Красная новь. 1934. Каверин В. Грин и его «Крысолов»// Каверин В. Счастье таланта. М., 1989.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

Это очень по-гриновски, очень трогательно и по-человечески понятно, особенно если учесть, что речь идет о порыве семилетнего мальчика, но примечательно, что оба процитированных выше критика не пишут об этом ключевом эпизоде, потому что он уводит от христианского миропонимания и не укладывается в концепцию «Алых парусов» как книги, по духу близкой к евангельской. Но если не подменять факты их интерпретацией, следует признать: сам Грин в образе Грэя не имел в виду Жениха, и то царство, куда увозит капитан «Секрета» Ассоль, не есть Царство Небесное. Относиться к Грину как к религиозному писателю, использующему сказочные образы для претворения христианских идей – а именно это из статей о. Пафнутия Жукова и Бондаренки-младшего следует – было бы такой же натяжкой, как считать его вслед за Ковским богоборцем. Грин для этих материй слишком художник и не философ. Если следующий за «Алыми парусами» роман «Блистающий мир» – произведение, в той или иной мере касающееся религиозных образов, но при этом весьма далекое от ортодоксальности и Евангелия и скорее сильно неохристианское, то «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана» и «Дорога никуда», равно как и рассказы Грина последних лет, евангельскими реминисценциями бедны, а христианского духа в них так же мало, как духа русского в каком-нибудь «Острове Рено» или «Колонии Ланфиер». То, что увидели в «Алых парусах» вышеназванные авторы, есть скорее результат их доброжелательного, но иногда вольного толкования, или же произошло помимо воли Грина, было ему нашептано, угадано, им не осознано, но интуитивно почувствовано в сиротстве и раздоре революционных лет. Говоря о жизненном пути Александра Грина, надо признать, что по-настоящему христианской была не жизнь его и не литература (за исключением, может быть, отдельных эпизодов «Автобиографической повести»), но смерть, однако для христиан именно кончина имеет особенно важное значение. «Поистине эти месяцы были лучшими, чистейшими и мудрейшими в нашей жизни», – писала Нина Николаевна о последних месяцах жизни мужа.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

Скоро всенощная. Идём в Филипповскую церковь. Служат и Соловецкие отцы и приезжие (знакомые нам по Москве). Поют знаменным распевом, хорошо и проникновенно. Многое, если не всё, знакомо. Это о. Матфей (Мормыль) в Сергиевой Лавре старался. Собирал все распевы, стараясь сохранить особенности пения многих знаменитых обителей. Утром не надо было рано идти. В храме читают утренние молитвы, потом часы и начинают Литургию. А мы эти молитвы прочитали уже. Но была возможность выйти пораньше, чем я и воспользовалась. Светает здесь рано. Тихо, почти безлюдно. Посёлок, конечно, трудно сочетается с великолепным ансамблем, приземляет его. Но так уж устроен мир людей: духовное и земное рядом. Служат те же отцы. Несколько священников выходит исповедовать. Желающих много. Исповедь длится почти всю службу. Люди подходят не спеша. Никто никого не торопит, говори сколько кому нужно. Хочется отметить сказанное о. Петром в проповеди. Обращаясь ко всем, он просто делился своими мыслями по поводу прочитанного в Евангелии об исцелении двух слепых. О. Петр говорил о христианской любви. Её у нас нет. Нет и веры в то, что мы могли бы у Господа просить то, чего сами обрести не можем. Нет любви – это мы сознаём и с этим миримся. А ведь можно испросить у Господа, просить с верою в то, что Он может нам дать, и Он даст. Естественно, о. Петр закончил напоминанием: молиться, просить и верить, чтобы получить желаемое. После литургии был крестный ход. На Соловках по воскресеньям он всегда бывает. Духовенство шло таким ускоренным шагом, что многие, спотыкаясь и обгоняя друг друга старались догнать священнослужителей. А дорога-то неровная, того гляди угодишь в яму или сползешь в ров. К тому же здешние коровы охотно пасутся здесь, и надо как-то уследить, чтобы обойти коровьи лепешки. Дорога достаточно длинная (по внешнему периметру вдоль стен) и очень неровная. Где-то впереди видны хоругви, а кругом беспорядочно бегущая толпа. Молитвенно ли это? Или это какая-то наша особенность: обязательно «поспеть»? После трапезы отправились в Муксалму. Там всегда был хоздвор. И это очень продумано. Теперь коровы бродят по улицам, пасутся у стен монастыря, а раньше хозяйственные постройки, скотина, куры – всё было на Муксалме. Так был храм преподобного Сергия, теперь же там только руины. Над грудой камней – крест. Всё здесь ждет возрождения. Одно здание уцелело, но в аварийном состоянии. Живёт на первом этаже хранитель. Конечно, всё разметал СЛОН. Однако теплится надежда на возрождение порушенной здесь жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4052...

Другие речки и ручьи: Чурук-су (гнилая вода), грязный ручей, разделяющий город Бахчисарай вдоль на две половины: он начинается в 3 верстах от города и впадает в Качу. Между Симферополем и Алуштой: Ангари – за ст. Мамут-Султан – вьется небольшим ручейком и впадает в Салгир, и Кизил-коба (красная пещера): выходит из-под скалы Крымского красного мрамора и падает каскадом в глубокую котловину. Между Алуштой и Судаком: Ворун за долиной Капсихор; близ нее – Шелен, текущая среди садов и падающая в море, Сотера, Куру-узень, Улу-узень, Ускут. Из них Улу-узень, вытекая с высот Корабай-яйлы. падает перпендикулярно и образует водопад; она, как и все горные речки, летом почти высыхает, а в дождливое время превращается в пенящийся поток, с шумом стремится к морю и уносит с собою все, что встречается на пути. Речка Ускут, называвшаяся у генуэзцев Скути, близ долины Туякской. Около нее развалины греческого замка Чобан-кале (пастушья крепость) и следы кладбища. В Феодосийском уезде, по пути в Топловский монастырь, довольно многоводная речка Ендоль или Яндол. Чрез всю Судакскую долину течет Алыкор или Алепхор, иначе Суук-су и принимает в себя несколько ручейков. Приток ее – Карагач. В Ялтинском уезде: Демерджи-узень орошает Алуштинскую долину и падает в море; Артек у подошвы Аюдага; Сунар-Путан близ Аюдага: близ нее сады и виноградники, Дерекой – в 5 верстах от Ялты; притоки ее: Кува, Панагия, Стамис, Темиар, Балла, Ялта – в ялтинской долине; Даста-су по дороге из Байдарской долины к Алупке; близ Алупки или в самой Алупке: Каракунга, быстро бегущая в море, Кротирия, Мака-су, Ставрис-узень (крестная река), Хастагая или Хаста-айя, вытекающая у подошвы горы Ай-Петри. 118 Из источников с пресною водою известны в Крыму: источник св. преподобной мученицы Параскевы – в Топловском женском монастыре, где, по преданью, был древний храм преподобномученицы: вода холодная, чистая, целебная; источник св. Анастасии, у татар Суук-су (холодная вода), на горе Качикальен, на левом берегу р. Качи, вода чистая и холодная; источник Савлук-су (живая, здоровая вода), в Космодамиановской киновии, с чистою, вкусною, холодною, лечебною водою, Агиос недалеко от Алупки, Айян-су (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В последний момент отец Сергий дал им знать, чтобы они не приезжали, так как понял, что ситуация осложняется, и действительно, в день Рождества Иоанна Крестителя отец Сергий Мечев был арестован и в Христорождественский Сочельник расстрелян. Матушка Татиана мне эту икону потом подарила, потому что я сподобился родиться на день Рождества Иоанна Крестителя. Именно отец Василий потом и благословлял открытие храма Святителя Николая в Кленниках на Маросейке. – Что отличало этих людей? Какой опыт они вынесли из всех этих испытаний? – Сейчас это может восприниматься как нечто удивительное, но все они были людьми очень жизнерадостными. Казалось бы: такая тяжелая жизнь, а многие из них просто светились! А мы в некую сумрачно-свинцовую серость сами же себя загоняем! И с чего бы? А они действительно жили полноценной жизнью во Христе, всецело были в Церкви, понимали, что вся эта внешняя жизнь преходяща. К великому сожалению, сейчас это очень редко встречается. Все они были людьми очень жизнерадостными. Многие из них просто светились! По своему социальному положению, по уровню образования, даже по церковному служению это могли быть самые разные люди: допустим, знал я двух монахинь из Сергиева Посада, одна из них была неграмотная, и знал одного из основателей русской школы психиатрии – Дмитрия Михайловича Мелехова. Но все они явственно составляли тогда единую Церковь. Когда ты видел этих людей, то понимал, что глубинно они очень близки. – Как это можно было определить? – Живое восприятие Христа и оттого очень радостное, благодарное чувство жизни, несмотря ни на какие испытания. В те времена, даже если ты сам не сидел, над страной тяготели подавляющие тревожность и страх. А эти люди ходили пред Богом! Понятно, что они не лезли на рожон, но в какой-то нужный момент могли дать и отпор. – Должны ли верующие давать отпор зарвавшимся? – Когда ребенок шалит, ему же подзатыльник можно дать, верно? Папа рассказывал такой случай. Это из историй Великой Отечественной войны. 1945 год, весна. Восточная Пруссия. Все хорошо, и вдруг – наши побежали! Побежал первый эшелон, за ним второй пустился наутек. И вся эта бегущая масса выросла за 15 минут на несколько километров. Бежали вдоль моря, по берегу, над которым по насыпи шла железная дорога. Если бы немцы увидели эту движущуюся мишень, положили бы всех и сразу. Чем же закончилось дело? В 10 км от фронта находился штаб дивизии. Офицеры вышли, услышав этот топот, и стали стрелять по бегущим. Кто-то упал. Остальные протрезвели: а чего мы бежим? Что было делать в этой ситуации, как не стрелять?

http://pravoslavie.ru/139599.html

Грин печатался мало. В 1929 году только что изданный роман «Бегущая по волнам» попал в рубрику «Книги, не рекомендуемые для массовых библиотек» в силу того, что «роман умело построен, но насквозь мистичен». «Пишите на темы дня», — предлагали ему в редакциях. Но он мог творить только на темы сердца, которые требовали океанских просторов, а не серых газетных страниц. «Я не могу писать для никого. Я должен знать, что у меня есть читатель, некий близкий, невидимый для меня, которому я рассказываю. Мне же говорят: „Один роман в год и никаких переизданий“; или „Вы не сливаетесь с эпохой, и она мстит вам в нашем лице“. Словно я сапожник: одну пару обуви. А может быть, я за три года один роман напишу — чем же жить прикажете? Это же моя профессия, мой хлеб. Убивается стимул к жизни, ощущение читателя. Я не из тех, которые в рукописях распространяются: я — только для души человеческой». Войдя в трудное положение писателя, редактор журнала «Звезда» Николай Тихонов предложил Грину выступить на страницах журнала с рассказами о себе. Вскоре там были опубликованы «Бегство в Америку», «Одесса», «Баку», «Охотник и матрос» и другие очерки, написанные в Феодосии. Впоследствии они составили книгу «Автобиографическая повесть». Последний очерк — «Севастополь» — был написан уже в Старом Крыму. Очерки эти Грин писал с большим неудовольствием. «Сдираю с себя последнюю рубаху», — говорил он. Старый Крым В ноябре 1930 года, когда стало совсем невмоготу, Грины переехали из Феодосии в Старый Крым. «Мы ходили на прогулку к Возвращаемся под вечер. Проходя мимо церкви, заходим в неё. Идёт служба. В церкви молящихся ни души, только священник и дьячок справляют всенощную. Лучи заходящего солнца косыми розовыми полосами озаряют церковь. Задумчиво и грустно. Мы стоим у стены, близко прижавшись друг к другу. Церковь меня волнует всегда, обнажая душу, скорбящую и просящую о прощении. За что — не знаю. Стою, без слов молюсь настроением души, прошу словами милости Божией к нам, так уставшим от тяжёлой жизни последних лет. Слёзы струятся по моему лицу. Александр Степанович крепче прижимает мою руку к себе. Смотрю на него. Веки его опущены, и слёзы льются из глаз. Рот скорбно и судорожно сжат. „Бедный ты мой, дорогой друг“, — думаю я с тоской и, склоняясь, целую его руку, держащую меня под локоть. Он ещё крепче сжимает мою руку и говорит тихо: „Пойдём“. Выходим из церкви, садимся на одной из могильных плит и долго молча сидим, прижавшись друг к другу, грустя об одном и разном. „Не люблю летних вечеров, — говорил Грин, — в их красоте, грустной и прощающей, всегда что-то меня болезненно волнует и беспокоит...“. Словно чувствовал он, что смерть его придёт в 6 часов красивого июльского вечера...».

http://pravoslavie.ru/55754.html

Некоторые из вышеперечисленных писателей являются лауреатами высшей литературной премии – Государственной премии РСФСР им. М. Горького, трое – лауреаты Патриаршей литературной премии, пятеро – лауреаты Большой литературной премии Союза писателей России. Разве мало у нас писателей – лауреатов Бунинской премии, Есенинской, Шукшинской, Фатьяновской, премии Александра Твардовского, Петра Ершова, Павла Васильева, премий «Прохоровское поле», «Бородинская осень», «Имперская культура» им. Э. Володина ?.. Почему же выбор комиссии пал на автора таких малопрестижных премий, как «Нос» и «Бегущая по волнам»?.. Если бы министр образования Московской области И.М. Бронштейн обратился в Союз писателей России, мы предложили бы учителям основательный список литературы, составленный в 2020 году коллективом педагогов и психологов. Уважаемый Сергей Сергеевич! Есть Указ Президента В.В. Путина об утверждении Основ государственной культурной политики, документа, правовой базой которого является Конституция РФ. В первой строке Основ сказано: «Россия – страна великой культуры». Далее в документе говорится: «Ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку…». «В формировании системы ценностей России особую роль сыграло православие». «Утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. Главным условием их реализации является формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей творческой личности». Как эти постулаты сочетаются с творчеством автора, попавшего в школьную олимпиаду? Где у Горалик великая культура, где бережение русского языка? Где уважение к православию? (Кощунственный рисунок Горалик «Снятие беса с креста» выставлен на её страничке в Фейсбуке). Где в её опусах то, что может сформировать нравственную и ответственную личность? Очень жаль, что судьба юношества России часто зависит от недобросовестных людей. Мы знаем, что бывшему ректору Московской школы социальных и экономических наук Сергею Зуеву, бывшей замминистра просвещения Марине Раковой и бывшему заместителю гендиректора «Фонда новых форм развития образования» Евгению Заку вынесено обвинение в том, что они заключили фиктивные договоры о трудоустройстве в РАНХиГС 12 сотрудников Минпросвещения России. Их вина пока не установлена, но к ним есть вопросы.

http://ruskline.ru/opp/2021/12/07/kladbi...

В России шелк был очень дорогой. Хозяйка дома Мария, подходит к старинному шкафу и достает рулон ткани. Ткань желтоватого цвета, легкая, прохладная на ощупь. " Это мама наготовила, еще в ранней молодости, - объясняет Мария - все детство прошло под стук ткацкого станка. Мы, дети, бывало, засыпаем и слышим мерное постукивание. Мама ткет и напевает песню. И так спокойно на душе. Сколько наши мамы ткали, плели кружев, вышивали. Их золотые руки приносили красоту в дом " . Подметил эту красоту и московит Василий Барский. Он неоднократно пишет о кипрском шелке. Интересным представляется последняя глава в его книге, которая называется " Заключение " . Там он перечисляет одиннадцать особенностей Кипра, которые отличают остров от других стран. И в одном из пунктов Барский пишет: " Почти все, кто рождены здесь находчивы, умны и красноречивы, женщины здесь носят шелковые одежды, которые очень привлекательны, но совсем не дороги " . Иду по пустынным в этот жаркий день узким улочкам Келани. Традиционное кипрское село, застенчивые улыбчивые лица людей. И кажется, вот сейчас, в глубине улочки мелькнет фигура нашего пешеходца, который, отдохнув, вновь засобирался в путь. " И спустился я вниз с горы, и шел вдоль ручья и пришел в небольшой монастырь св. Мавры, а там всего лишь две кельи, и маленькая церковь. Монастырь располагается в долине на берегу ручья. И стоит монастырь среди бегущей воды, звона струй и свежего воздуха " , - так поэтично описал Барский монастырь св. Мавры, который настолько очаровал нашего паломника, что захотелось ему остаться здесь подольше. Здесь было все, что нужно для тихой молитвы: древний храм, старинные иконы, драгоценные мощи св. Мавры. А еще было здесь бегущая вода. Для Барского, человека тонко чувствующего прекрасное, звон водных струй был лучшей музыкой для души. " Звук может быть целительным. А здесь вода прямо под алтарем струится, как же разумно построен этот храм: и для глаз приятно и для слуха полезно " , - записал Барский. Обитель Праведного Лазаря Храм св.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010