Это вовсе не означает, что муж лучше или выше жены. Перед Христом все равны; нет ни мужчин, ни женщин. Брак является равноправным союзом. Еще раз оговоримся: в Православии нет места какого-либо рода шовинизму. То, что муж является главой семьи, вовсе не дает ему права быть диктатором, тираном, судьей или абсолютной властью для своей супруги и детей. Но, как и любое высокое положение, положение главы семьи предполагает определенные обязанности, тяжелые и сложные, но в то же время интересные и многообещающие. Писание говорит, что муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф. 5:25 ). Большинство христианских мужей имеют слабое представление, о какого рода любви здесь идет речь. В миру слово «любовь» обычно означает любовь плотскую, или же сентиментальную, романтическую. Это не имеет ничего общего с христианским пониманием любви. Вспомним слова Христа к ученикам о том, что нет больше любви, чем душу свою полагать за ближнего. Следовательно, с христианской точки зрения любовь подразумевает жертву и самоотвержение. Муж должен проявлять по отношению к жене столько заботы, внимания, опеки и нежности, сколько Христос проявляет по отношению к Церкви. Муж должен быть готов даже пожертвовать своей жизнью, ибо как Христос отдал свою жизнь ради любви к Церкви, так православный муж должен быть способен отказаться от всего – даже жизни, если необходимо – ради своей жены. Вспомним еще раз апостола Павла, который говорит, что муж есть глава жены, как Христос есть глава Церкви. Мы знаем, что Глава Церкви Христос омыл ноги Своим ученикам. Наш Спаситель показал этим, что значит быть главой – это значит служить, первенствовать в любви, понимании и терпении, защищать и оберегать свою семью. Именно к такому первенству и призывается муж, и только в этом случае он может быть истинным мужем и настоящим мужчиной, верным своей данной свыше природе. Разумная жена желает видеть своего супруга именно таким, и не станет стремиться к главенствующему положению. Психологи утверждают, что женщины испытывают глубокую неприязнь к мужчинам, отводящим им главенствующее положение в семье или позволяющим им занять его. Кроме того, известно, что случаи отклонений в поведении детей и даже психические расстройства часто случаются именно в тех семьях, где отец перестал быть главой, олицетворением сострадания, любви и защиты. Долг мужа любить жену и детей не позволяет ему запугивать свою жену и относиться к ней как к служанке, что нередко случается.

http://azbyka.ru/semya/svjashhennik-alek...

Роли напрямую связаны с семейной иерархией. Семейная иерархия Следует отметить, что православное миропонимание глубоко иерархично, прежде всего потому, что оно личностно. Оно подразумевает, что для каждой личности есть свое, Богом предназначенное ей место. Реализовать себя на этом месте — смысл жизни личности. Это в полной мере относится и к семье, в которой иерархия является ключевой характеристикой. Традиционная иерархия, это Бог — муж — жена – ребенок. Муж подчинен Богу, жена подчинена мужу, ребенок — родителям. Семейная иерархия включает в себя несколько контекстов’. - соподчиненность одного члена семьи другому; - доминирование, власть одного из членов семьи, главенство; - ответственность за семью. Священное Писание свидетельствует о строгом иерархическом устроении семьи: «Всякому мужу глава Христос; жене глава — муж» ( 1 Кор. 11:3 ); «учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» ( 1 Тим. 2:12-13 ); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу… Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» ( Еф. 5:22, 24 ); «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» ( Еф. 6:1 ); «Дети, будьте послушны родителям во всем; ибо сие благоугодно Господу» ( Кол. 3:20 ). Апостол Павел по поводу иерархии также писал: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог… Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога» ( 1 Кор. 11:3,8-9, 11-12 ). Таким образом, православная иерархия устанавливает единение мужа и жены, не лишая при этом каждого из них своего особого пути, особого служения. В подчинении жены мужу нет ничего унизительного, постыдного, так как женщина и мужчина обладают изначально разной природой. Женщине Богом изначально предназначено послушание, прежде всего потому, что она была создана позднее мужчины, из ребра Адама, как помощник ему, но при этом «помощник, подобный ему» ( Быт. 2:20 ).

http://azbyka.ru/semya/garmonija-v-seme-...

По прошествии малого времени взял ее за себя некто, называемый «чадо царское»: вступила она в супружество с тем юным, двое стали плоть едина; проходили прекрасную жизнь; если какая боль причинялась телу одного, то одинаковою болью болезновал и другой; радостную жизнь проводили они в такой любви. После некоторого времени молодой умер, пошла она его хоронить; когда из дому вынесли покойника, то женщина видит, что идет муж к ней, ее прежний муж, которого отлучили от нее. Вспомнила она, какого худого поведения был первый ее муж и весьма опечалилась об утрате нового. Ей, опечалилась, но как опечалилась? Опечалилась печалью чрезмерною; когда вынесли мертвеца из дому, она билась головой своей от печали, волосы из головы своей выдирала, волосы растрепала, члены свои о землю сокрушала, лицо свое руками закрывала и говорила: «Увы мне! Увы мне, бедной! Вдовой и сирой оставил ты меня! Возьми и меня с собою, чтобы не пришел мой первый муж, который был злого расположения, и не стал бы меня опять мучить, как раньше!» Еще и другие, больше того жалостные, слова говорила она, (обращаясь к покойнику) мужу своему, с плачем, со страшным воплем: «Не оставляй меня, муж мой, вдовой и сирой, чтобы не пришел мой прежний бесчинный муж, и не стал бы меня опять мучить, как раньше, с бесчинием своим». Ведаете ли, преподобные отцы, кто тот муж и кто жена? Муж и жена суть сии: прежде в Горе Афонской жили люди злого расположения, постиг их гнев царский, изгнали их из Горы сей; Гора осталась вдовой от людей (по-видимому здесь говорится о выселении мирян в Чеканию при Константине Погонате в VIII веке). А вслед за тем поселилась здесь благодать монашеской жизни, потом пришла благодать Госпожи нашей Богородицы вместе с Пречистым Ее Ликом (т. е. в X веке пришествие иконы Иверской). И освятилась Гора сия благодатию Всесвятаго Духа и Госпожи нашей Богородицы Приснодевы Марии; благодать Божия не только сие место освятила, но изгнала сопротивных, стало одно единство (т.е. остались одни монахи), освятились тогда все горы и холмы, древа плодоносные и все кедры.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Сила материнской молитвы за своего ребенка! Исцеляющая сила благословенной Богородицы, постоянно ходатайствующей за нас, ведущей и защищающей нас! Славу воссылаем ей во веки веков. Аминь!». Мария из Монреаля пишет: «Благодаря чудотворному миру от Святой Иконы Божией Матери Монреальской произошло два случая исцеления моего мужа. За несколько дней до Троицы 1993 г., под вечер, мой муж почувствовал себя плохо. Сидя в кресле, он позвал меня слабым голосом. Я поняла, что-то неладно. Я подошла к нему, и он мне сказал: «Меня парализовало: всю спину, начиная с головы. Помоги мне лечь в постель». Нам удалось медленно добраться до кровати. Как только он лег, его глаза помутнели, стали безжизненными, и он перестал говорить. Я тотчас же помазала мужа миром от Иконы, и он пришел в себя, но по-прежнему ничего не говорил, только голова его тряслась из стороны в сторону. Я попросила детей вызвать скорую помощь. Услышав это, муж закричал: «Не надо!». Тогда я опять помазала мужу миром спину и голову, после чего голова перестала трястись. Некоторое время спустя он встал, у него был вид пробудившегося от сна человека. Он не переставал зевать, но чувствовал себя хорошо. Мы прочли благодарственную молитву Господу Богу и Пресвятой Деве. После молитвы муж вышел прогуляться. Никаких признаков паралича не было. Спустя месяц, 22 июля 1993 г., мой муж был еще раз исцелен благодатным миром Пресвятой Богородицы. Около 14 часов 30 мин с мужем случился сердечный приступ, его лицо побагровело, губы стали синими. Я хотела позвать на помощь, но он был против. Голос его ослаб, ему не хватало воздуха, голова запрокинулась – он стал недвижим. Я взяла ватку с миром и стала мазать ею голову до тех пор, пока он не пришел в сознание. Его дыхание стало спокойным, лицо прояснилось, возвращались нормальные краски. Придя в себя, муж решил, что спал, и попросил не крестить ему голову. Через несколько минут он впал в бессознательное состояние. Мы вновь стали осенять его голову крестным знамением, и, спустя некоторое время, муж пришел в себя. Это продолжалось до 16 часов 30 мин. Затем муж стал погружаться в кратковременный, прерывистый, но глубокий сон. Его дыхание было неровным, и от этого он просыпался. Около 17 часов наш сын Николай помазал его еще раз миром, и муж уже спокойно уснул. После пробуждения он еще жаловался на боли в сердце, но через несколькой дней уже чувствовал себя хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Правило 9 Василия Великого Господне изречение, яко не позволительно разрешатися от брака, разве словесе прелюбодейна ( Мф. 5:32 ), по разуму онаго, равно приличествует и мужам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречений. Апостол глаголет: совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею ( 1Кор. 6:16 ). И Иеремия: если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? ( Иер. 3:1 ). И паки: содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив ( Притч. 18:23 ). Женам же обычай повелевает удерживати мужей своих, хотя они прелюбодействуют и в блуде суть. Посему не знаю, может ли прямо прелюбодейцею нарещися живущая с мужем, оставленным своею женою: ибо здесь обвинение падает на оставившую мужа, по какой причине она отступила от брака. Ибо аще потому, яко биема была, и не стерпела ударов: то подобало паче претерпети, нежели разлучатися с сожителем: аще потому, яко не стерпела утраты имения, и сей предлог не достоин уважения. Аще же и потому, яко муж ее живет в блуде, наблюдения сего не имеем в церковном обычае: но и от невернаго мужа не повелено разлучатися жене, а пребывати с ним, по неизвестности, что последует. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа ( 1Кор. 7:16 )? Посему жена, оставившая своего мужа, есть прелюбодейца, аще перешла к другому мужу: а муж оставленный достоин снизхождения, и сожительствующая с ним не осуждается. Аще же муж, отступив от жены, поймет иную: то и сам он есть прелюбодей, понеже творит ю прелюбодействовати, и живущая с ним есть прелюбодейца: поскольку отвлекла к себе чужаго мужа. ( Ап. 48 ; Трул. 87 , 93 ; Анкир. 20 ; Карф. 102 ; Василия Вел. 18 , 21 , 35 , 77 ). С учением православной церкви о разводе мы познакомились в толковании 87 трулльского правила. В нем трулльские отцы ссылаются на настоящее правило Василия Великого и на места Священного Писания, которые приводит и святой Василий. На вопрос Амфилохия, может ли и жена требовать развода, когда муж ее уличен будет в прелюбодеянии, каким правом пользуется муж прелюбодейной жены, – святой Василий приводит слова Иисуса Христа ( Мф. 5:32 ) и замечает, что эта заповедь одинаковым образом касается как мужа, так и жены (εξ σου κα νδρσι, κα γυναιξν αρμζει, ex aequo et viris et mulieribus convenit), т. e., что муж может добиваться развода, если его жена прелюбодейна, равно то же может требовать и жена, если муж ее прелюбодей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

НИКОЛАЕВСКИЙ-МАКОШИНСКИЙ, муж., в уезде города Сосницы, бывший под управлением игумена. О времени основания сих обителей сведений нет; также и о подробностях, до них касающихся, ничего неизвестно. Все они уничтожены и обращены в приходские церкви в 1786 г. АНТОНИЕВ-ЛЮБЕЦКИЙ, муж., бывший под управлением игумена. ТРОИЦКИЙ-КОСТЯНСКИЙ, муж., в бывшем городе Костянске, находившийся под управлением игумена. РЯБЦЕВСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж., бывший под начальством игумена. АНДРОНИКОВСКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж., бывший под управлением архимандрита. СПАСКИЙ-КЛЮСОВСКИЙ, муж., находившийся под управлением игумена. ВОЗНЕСЕНСКИЙ-ПУШКАРСКИЙ, женский, в 65 верстах от Стародуба, где ныне село Пушкари. УСПЕНСКИЙ-МУТИНСКИЙ, женский, в 40 верстах от уездного города Глухова. БОГОСЛОВСКИЙ, женский, в уездном городе Козельце. УСПЕНСКИЙ-ПЕЧЕНЕЖСКИЙ, женский. ПОКРОВСКИЙ-МАКОШИНСКИЙ, женский, близ Николаевского Макошинского монастыря. ВЕТХОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж. близ уездного города Нежина, на острове Красном. Когда эта обитель основана, неизвестно, уничтожена же давно, и была приписанною к Благовещенскому Нежинскому монастырю. БОГОРОДИЦКИЙ-ТМУТАРАКАНСКИЙ, муж. Он был основан в XI веке св. Никоном, игуменом Киевопечерским, который построил здесь церковь Пресвятой Богородицы и некоторое время пребывал в уединении; потом, собрав иноков и учредив обитель, во всем подобную Киевопечерской, возвратился в Киев. Монастырь этот давно уже не существует. – По розысканиям и соображениям новейших писателей, Тмутараканское Княжение находилось на правой стороне Остра, при соединении сей реки с Десною, где теперь село Старогородка, в одной версте ниже города Остра. ПОКРОВСКИЙ-ШУМАРОВСКИЙ, или ШУМУРОВСКИЙ, женский, в Мглинском уезде, при селе Шумарове, близ Почепа. О времени основания сего монастыря, сведений нет; он уничтожен в 1786 году. Здесь древняя деревянная церковь – ныне приходская – во имя Живоначальной Троицы, с приделом Покрова Божией Матери; в ней находится издавна чудотворная икона Тихвинской Богородицы. В 1838 году церковь эта, по ветхости, построена вновь, с приделами Тихвинской Божией Матери и Митрофана, епископа Воронежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

БОРИСОГЛЕБСКИЙ, муж., в Новгороде. О сей обители никаких подробных сведений нет. Между историческими известиями упоминается она только в 1615 году. СПАСКИЙ, на КОЗМОДЕМЬЯНСКОЙ УЛИЦЕ, муж. в Новгороде. Основан был в 1394 году, вместе с деревянною церковью св. Спаса. О времени упразднения его неизвестно. НИКОЛА-БЕЛОЙ, муж. при протоке вокруг Софийской стороны, называемом Гзень. О времени основания и уничтожения этой обители сведений нет; известно только, что она в продолжении XV, XVI и частью XVII веков еще существовала. В последний раз упоминается о ней в 1615 году. НИКОЛАЕВСКИЙ, на ПАПОРОТКЕ, муж. бывший некогда в Новгороде и давно уже уничтоженный. Обитель эту основал некто Порфирий Намский, в 1404 году, построивший здесь деревянную церковь во имя Николая Чудотворца. РОЗВАЖСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. в Новгороде, на Розважской улице. Когда основан, неизвестно; а упоминается о нем в первый раз в 1572 году; уничтожен же в 1796 и братия его переведены в Перекомский-Николаевский монастырь. ВИДОГОЩСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. в Новгороде. Он был основан в 1406 году архиепископом новгородским Иоанном, который построил здесь первую церковь Преображения Господня; потом сооружена в 1415 году и другая церковь во имя Живоначальной Троицы. Когда обитель уничтожена, неизвестно. НИКИТЬЕВ, муж. в Новгороде. Когда основан был, сведений нет. В летописях упоминается только, что здесь, в 1442 году, во время мора, построена церковь св. Саввы. О времени уничтожения обители неизвестно. ЛАЗАРЕВСКИЙ, женский, существовавший некогда в Новгороде, с церковью Праведного Лазаря, которая ныне обращена в приходскую. О времени основания и уничтожения этой обители неизвестно; в летописях упоминается только, что 1339 года, 13 августа, случилось в этой монастырской церкви чудо от иконы Пресвятой Богородицы, проливавшей слезы, и что храм сей построен в 1300 году. ЕВФИМИЕВСКИЙ, в ПЛОТНИКАХ, муж. в Новгороде; основан был в 1197 году. Здесь некто Поляжай построил, в 1199, церковь во имя св. Евфимия Всехвальныя. Время уничтожения обители неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Первый храм в Ольховатке построен около 1700 года. По ведомости о деньгах на госпитали в 1730–1738 г., поданной священником Симеоном, видно, что древний храм Ольховатки был посвящен В. М. Георгию. По устному преданию, первый Ольховатский храм сожжен татарами во время Утрени. Из числа бывших тогда в храме спасся, как говорят, один сын сотника, успевший выскочить в окно. В 1748 г. выдан был антиминст для Ольховатской церкви Святителем Иосафом. Теперь на возвышенном месте строится каменный храм на счет прихожан – казенных крестьян, и в надежде на пожертвования сторонния; величественный и обширный храм близок к окончанию. Книги: а) Апостол, М. п. 1699 г.; б) Цветная триодь, М. п. 1692 г.; в) Устав, М. п. 1735 г.; и д) Служебник, М. п. 1747 г. Церковной земли 99 десятин. Кары правосудия Божия над прихожанами: а) саранча 1822 г. поела почти все яровые их хлеба; b) холера, бывшая в 1830 году, взяла 148 жертв, а в 1848 г. 172 жертвы. От цинги 1849 года милосердие Божие пощадило жителей Ольховатки. При Ольховатском храме было прихожан: в 1730 г. 127 муж., 110 жен.; в 1750 г. 293 муж., 273 жен.; в 1770 г. 483 муж., 469 жен.; в 1790 г. 1240 муж., 1230 жен.; в 1800 г. 1912 муж., 2019 жен.; в 1810 г. 2428 муж., 2521 жен.; в 1830 г. 2848 муж., 2996 жен.; в 1850 г. 3647 муж., 3575 жен. В 1803 году причислены к Ольховатской церкви хутора, расположенные около Ольховатки и состоящие дотоле в ведении разных церквей, почему тогда же введен новый причт. Самое же значительное умножение жителей в Ольховатской волости относилось к 1771 и 1775 г. Тогда явились здесь из Великой России разные беглецы, в том числе бывшие под судом за кражу и подобные поступки. С того времени в Ольховатском приходе явились раскольники. Особенно этой печальной известностью пользуется хутор Грачев, расположенный в 12 верстах от Ольховатки. По делам Консистории, в 1795 г., Воронежский вице-губернатор Солнцев сообщил Консистории, что между Ольховатскими раскольниками завелись странные обыкновения. Последствия сего сообщения не известны. В октябре 1818 г. Харьковское губернское правление сообщило Консистории свое решение предать увещанию жителей хутора Грачева: наставника Федора Купина, Ивана Фендрикова и Анну Королеву. Консистория просила выслать к ней при депутате помянутых раскольников, и губернское правление три раза подписывало земскому суду выслать раскольников в Консисторию. Однако раскольники не высланы. Консистории осталось предписать благочинному сделать на месте увещание. Купин и Фендриков, не смотря на все увещания благочиннаго остались неприклонны и наконец объявили: пусть снимают с них головы, но они не пойдут в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так как Бурлук оказывается значительным местечком еще в 1675 г., то вероятно около того же времени построен здесь и первый храм в честь Архистратига Михаила. До 1730 г. видим Бурлуцкого Архангельского священника Иоанна Поповским старостою над церквами Бурлуцкого ведомства. В 1839 г. освящен в Бурлуке каменный великолепный храм во имя Преображения Господня, построенный помещиком Андреем Яковлевичем Захаржевским. Книги храма: минеи служебные, 12 книг 1705 г., и служебник, 1744 года, изданные в Москве. Уцелевшие метрики храма начинаются с 1779 года, а исповедные росписи с 1803 года. Церковной земли 60 десятин. По переписи 1732 г. в Бурлуке 755 душ муж. Затем было: в 1750 г. 910 муж., 850 жен.; в 1770 г. 1115 муж., 1070 жен.; в 1790 г. 1174 муж., 1180 жен.; в 1810 г. 1268 муж., 1243 жен.; в 1830 г. 1683 муж., 1684 жен.; в 1850 г. 2100 муж., 2137 жен. В Бурлуке на счет владельца имения издавна существует богадельня на 50 душ муж., 40 жен., а ныне еще существует больница в образцовом порядке. По переписи 1732 г. здесь школа. В числе прихожан весьма замечательным лицом, и притом в христианском отношении, был создатель храма Андрей Яковлевич Захаржевский, достойнейший потомок набожного полковника Григория Ерофеевича Донца-Захаржевскаго. В детстве лишась матери, А.Я. Донец-Захаржевский воспитывался в доме родственников: отец жил в Петербурге, где воспитывались старшие дети его Александр и Владимир. Еще в детстве он отличался особенной добротой, кротким и чувствительным сердцем. Слабый здоровьем, он не обнаруживал в себе блистательных дарований ума, не отличался и ловкостью в общении, так высоко ценимой в светском быту. При слабом здоровье, он не долго служил в военной службе, и оставил ее в чине ротмистра. Кроме нездоровья заставила его выйти в отставку преимущественно болезнь отца, который от паралича лишился употребления языка, рук и ног. Тяжело было чувствительному сердцу А.Я. Донец-Захаржевский оставлять в таком болезненном положении отца без ближайшего сыновьего надзора.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В январе 1721 г. в просьбе своей писали: «в прошлом 719 г. во время мороваго поветрия в селе нашем Мартовом Архангельский поп Иоанн умре». Конечно в тоже время многие померли и из паствы священника. Саранча 1822 года, холера 1830 г. и цинга 1849 года не касались Мартовой, но в июле 1848 года в один месяц из 4000 прихожан умерло от холеры более 200 человек. Состав Мартовского причта не раз изменялся по переменам, бывшим в приходе. В описании слобод и хуторов 1761 г. показываются при Мартовой 22 хутора, в том числе хутор Архангельской церкви попа Василия Хляловскаго. Он посвящен в 1743 г. на место больнаго тестя своего священника Алексея Щербины, по просьбе прихожан, к которой подписался в числе жителей с. Мартоваго «Салтовский сотник Федор Картавый». Этот ставленник пред посвящением показал о себе: «родом он Малороссиянин, родился в с. Люботине,– отец его Федор в с. Люботине при Пятницкой церкви пономарь;– Русскаго письма чтению и пению обучен он, Василий, отцом своим Федором; а иных наук и мастерства не учен; книжицу катихизис, букварь и прочия к священству правила, почему знать закон Христианский, наизусть изучит и иметь у себя долженствует». Около этого времени открыт был в Мартовой другой причт. По причислении слободки Троицкой Аркадьева монастыря к Мартовому, открыт был в 1788 г. в Мартовом третий причт. Но в 1832, по переселении некоторых жителей слободы Мартовой в Саратовскую губернию, третий причт, вследствие просьбы прихожан закрыт. Ныне Мартовский приход состоит во 2 классе. По переписи 1732 г. в Мартовой – 447 черкасов, 50 русских казаков; в слоб. Троицкой Аркадиевой пустыни 123 муж.; в хут. Печенежского сотника Лобширина на р. Гнилушке 61 душ муж. После того было: в 1750 г. 850 муж., 817 жен.; в 1770 г. 1145 муж., 1080 жен.; в 1790 г. 1585 муж., 1578 жен.; в 1810 г. 2079 муж., 2104 жен.; в 1830 г. 2300 муж., 2289 жен.; в 1850 г. 2084 муж., 2114 жен. СЛОБОДА ХОТОМЛЯ Хотомля – поселение черкасов на левом берегу Донца, на дороге из Белгорода в Изюм, в 45 верст от Харькова.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010