Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАТОШЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ [болг. Батошевски девически манастир «Въведение Богородично»] Велико-Тырновской епархии Болгарской Православной Церкви. Расположен в с. Батошево Севлиевского р-на, на левом берегу р. Росица. Основание мон-ря связано с обетом, данным батошевским свящ. Миню Коевым, в случае выздоровления тяжело заболевшей младшей дочери Марии посвятить ее Богу. Девочка выздоровела, и в 1870 г. ее отец купил неск. дворов и нанял мастеров для постройки монастырских зданий. 21 нояб. 1871 г., в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, свящ. Миню торжественно объявил собравшимся в сельской ц. св. Димитрия односельчанам о своем обете. Мария была пострижена в монашество с именем Магдалена иером. Батошевского муж. мон-ря Севастианом и поселилась в одной из келий. Число сестер общины росло. В 1872 г. рядом была построена маленькая деревянная церковь, освященная 1 окт. того же года севлиевским архиерейским наместником экономом Марином (Софрониевым). Первой игуменией Б. м. стала мон. Магдалена (Минева; 1876-1933). В 1905 г. в мон-ре была выстроена каменная церковь, куда из ц. Св. Троицы в г. Севлиево были перенесены иконы работы С. Доспевского, созданные им в 1871-1872 гг. (св. Илии, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, св. Иоанна Крестителя). Монахини возделывали небольшой участок земли, о к-ром велись постоянные споры с местными жителями, занимались рукоделием. В наст. время в мон-ре подвизаются 2 монахини. Лит.: Бакалов Й. Г. Бележки за девическия манастир в с. Батошево. Севлиево, 1933; Василиев Ас. Български възрожденски майстори. София, 1965. С. 406; Българската възрожденска интелигенция: Енциклопедия. София, 1988. С. 385. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77672.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ II (XIII в.), Патриарх Тырновский; упоминается в Борила царя синодике . Предполагают, что он был родом из Севлиевского окр. (средневек. Хоталич). Избран Патриархом после смерти Виссариона († 20 сент. 1246). При В. был основан Батошевский муж. мон-рь , и по его распоряжению там был построен храм. Вероятно, В. входил в число регентов возведенного на престол малолетнего сына болг. царя Иоанна II Асеня от брака с Ириной Комниной Михаила II Асеня (1246-1256). Лит.: Христов Хр. Ив. Патриарх Йоаким I//Векове. София, 1975. Кн. 5. С. 44; он же. Батошевският надпис//Археология. София, 1976. Кн. 4. С. 65-70; Начев В. Български надписи. София, 1994. С. 37-41. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/150775.html

Файл : Батошевский Введенский мohacmыpь.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 800 × 600 (589 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Panasonic Модель камеры DMC-FS35 Время экспозиции 1/125 с (0,008) Число диафрагмы f/3,3 Светочувствительность ISO 100 Оригинальные дата и время 12:55, 24 июня 2014 Фокусное расстояние 5 мм Ширина 800 пикс. Высота 600 пикс. Глубина цвета Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CC 2019 (Windows) Дата и время изменения файла 02:36, 13 мая 2020 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Программный режим (нормальный) Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 12:55, 24 июня 2014 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 4 Выдержка в APEX 6,965784 Диафрагма в APEX 3,444932 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3,4453125 APEX (f/3,3) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 28 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Повышение яркости Нет Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Дата последнего изменения метаданных 05:36, 13 мая 2020 Уникальный идентификатор исходного документа 10DEC7F1752D3A1A250AA640C590638C Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Батошевск...

Батошевский мужской монастырь Успения Богородицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Батошевский монастырь Успения Богомародицы расположен недалеко от города Севлиево (25 км) и от села Батошево (7 км) в Болгарии. Монастырь мужской и действующий, для паломников есть возможность размещения в кельях. Обитель с 1971 года является историко-архитектурным памятником. Содержание История [ править править код ] Как гласит надпись на одной из каменных плит, данную обитель основали еще в XIII столетии, когда в Болгарии царствовал Михаил II Асен. Однако после захвата Болгарского царства монастырь пустовал долгое время. В 1809 году в эти места перебрался монах Исай. Именно он приложил все усилия, чтобы местное население помогло ему восстановить монастырь недалеко от прежнего места. В 1836 году появилось здание храма Пресвятой Богородицы, что произошло благодаря мастеру и строителю Константину, приехавшему сюда из Пещеры. В том же году построены были жилые помещения, а в дальнейшем обитель стала центром просвещения и активной борьбы за независимость Болгарии. В период Апрельского восстания 1876 года монастырь был сожжен разбойниками. Однако, сгорел он не полностью – не стало западной и северной частей, а также храма. Восстановление обители последовало сразу за Освободительной войной (Русско-турецкой). Современное состояние [ править править код ] Внутреннее убранство монастырского храма нельзя оставить без внимания: резной иконостас, украшенный растительными орнаментами, в который также входят двенадцать панно, иллюстрирующих сюжеты Шестоднева. Этот иконостас – настоящее произведение искусства. Воплотив его, резчики Троянской школы продемонстрировали масштаб своего таланта. Кроме того, в церкви находятся иконы Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила, Христа Вседержителя. В числе исключительных достижений искусства также значатся стенописи, которые можно рассмотреть в открытом притворе. Сам монастырь с 1971 года является историко-архитектурным памятником согласно указу министерства. Сегодня в обители можно приобрести не только освященные иконы, но и различные информационные материалы. Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Контакты [ править править код ] Адрес: 5462 Popska, Болгария Телефон: +359 67 303 571 Паломнику [ править править код ] Для паломников есть возможность размещения в кельях. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Батошевский_му...

Файл : Батошевский мужской монастырь Успения Бoropoдuцы1.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 800 × 530 (179 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON CORPORATION Модель камеры NIKON D7000 Время экспозиции 1/100 с (0,01) Число диафрагмы f/8 Светочувствительность ISO 100 Оригинальные дата и время 13:54, 24 октября 2015 Фокусное расстояние 10 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 300 точек на дюйм Вертикальное разрешение 300 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CC 2014 (Windows) Дата и время изменения файла 21:51, 28 ноября 2015 Программа экспозиции Ручной режим Версия Exif 2.21 Дата и время оцифровки 13:54, 24 октября 2015 Выдержка в APEX 6,643856 Диафрагма в APEX 6 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3,6 APEX (f/3,48) Режим замера экспозиции Центровзвешенный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд времени изменения файла 40 Доли секунд оригинального времени 40 Доли секунд времени оцифровки 40 Цветовое пространство Некалиброванное Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Ручная установка экспозиции Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 15 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Повышение яркости Нет Контрастность Нормальная Насыщенность Большая насыщенность Резкость Сильное повышение Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Версия IIM 55 458 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Батошевск...

Спас Вседержитель. Роспись купола. 1860–1868 гг. Фотография. XX в. В 1809 г. поселившимся возле руин Б. м. мон. Троянского мон-ря Исаией, известным в окрестностях духовным пастырем, была предпринята первая попытка получить от тур. властей разрешение на восстановление Б. м. К 30-м гг. XIX в. он собрал достаточную для восстановления сумму денег. Разрешение было получено в 1831 г. жителями Севлиева, давшими во время эпидемии чумы обет восстановить обитель. Возобновление обители началось при активном содействии митр. Критского Илариона. Между 21 мая и 1 нояб. 1836 г. были построены под рук. зодчего Константина из Пештеры (им также построены ц. св. Параскевы в г. Троян, соборный храм Троянского мон-ря и др.) зап. трехэтажные покои и на месте временной глинобитной монастырская ц. во имя Пресв. Богородицы. Высокая, просторная трехапсидная трехкупольная каменная церковь (10 ´ 22 м) с открытым украшенным аркадой нартексом является памятником архитектуры периода болг. возрождения. Спустя 2 года неизвестным мастером (вероятно, принадлежащим Тревненской школе) были пристроены открытый притвор с зап. стороны церкви и балдахиновый портик над сев. входом. Стены и карнизы храма украшены каменными рельефами. Зап. стена (снаружи), купол и своды нартекса покрыты самобытными росписями (композиция «Страшный Суд», сцены из Апокалипсиса, Богородица с Младенцем, фигуры апостолов и святых), созданными, согласно надписи над входом в храм, в 1869 г., при игум. Севастиане, А. Х. Кирчевым (Варским) из Калофера, но по неизвестной причине оставшимися незавершенными. В куполе притвора на севере изображен Бог Саваоф со сценами из Шестоднева, а по сторонам композиции на любимую тему Захария Зографа «Колесо жизни». В 1860-1868 гг. был расписан центральный купол, ниши окон и часть алтарного пространства, где указаны имена ктиторов. Сохранился резной ореховый иконостас, созданный в 40-х гг. XIX в. мастерами Н. Матеевым и его сыном из Ново-Села (Троянского окр.). Иконостас имеет традиц. композицию из 12 вертикальных колонн.

http://pravenc.ru/text/77674.html

В 1-й половине XIII века Тырново превратилось в неприступный город-крепость. Он состоял из 3 частей: внешнего города, холма Царевец с царским и патриаршим дворцами и холма Трапезица, где находилось 17 церквей и кафедральный собор Вознесения. Болгарские цари ставили себе задачей сделать Тырново не только церковно-административным, но и духовным центром Болгарии. Они активно проводили политику «собирания святынь». После победы болгар над византийским императором Исааком II Ангелом среди трофеев был захвачен большой патриарший крест, который, по словам Георгия Акрополита, «был сделан из золота и имел в середине частицу Честного Древа». Возможно, что крест был сделан равноапостольным Константином. До конца 70-х годов XIII века этот крест хранился в тырновской сокровищнице в церкви Вознесения. При Иоанне Асене I были перенесены из Средеца в Тырново мощи прп. Иоанна Рыльского и положены в построенную во имя этого святого новую церковь на Трапезице. Царем Калояном в Тырново перенесены мощи святых мучеников Михаила Воина, свт. Илариона, епископа Могленского, прп. Филофеи Темницкой и прп. Иоанна, епископа Поливотского. Иоанн Асень II воздвиг в Тырнове церковь 40 мучеников, куда перенес мощи прп. Параскевы Епиватской. При первых Асенях складывается концепция: Тырново — «Новый Царьград». Стремление уподобить столицу Болгарии Константинополю нашла отражение во множестве литературных произведениях той эпохи. Синодик упоминает имена 14 Патриархов за период с 1235 по 1396 год; по другим сведениям, их было 15. Сохранившиеся сведения об их жизни и деятельности крайне отрывочны. В списках не упомянут архиепископ Василий I, который, хотя и не был официально признан Патриархом, назван таковым в ряде документов. Сохранилась свинцовая печать с именем Патриарха Виссариона, которую датируют 1-й четвертью XIII века, полагая, что Виссарион был преемником примаса Василия и тоже униатом. Однако точно определить годы его Патриаршества не представляется возможным. Св. Иоаким I (1235–1246), принявший монашеский постриг на Афоне, прославился своей добродетельной и постнической жизнью и был канонизирован сразу после смерти. Патриарх Василий II был членом регентского совета при малолетнем брате Калимана — Михаиле II Асене (1246–1256). Во время его Патриаршества был построен Батошевский монастырь Успения Пресвятой Богородицы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАТОШЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Церковь в честь Успения Божией Матери. 1836 г. Фотография. XX в. Церковь в честь Успения Божией Матери. 1836 г. Фотография. XX в. [болг. Батошевски мъжки манастир «Успение Пресвятие Богородици»] Велико-Тырновской епархии Болгарской Православной Церкви. Расположен на склоне горного массива Раелатец, у с. Батошево (Севлиевский р-н), в 20 км южнее г. Севлиево. Противоречивые сведения об основании мон-ря известны из 2 т. н. Батошевских надписей. Первая надпись сохранилась до наст. времени на 3 фрагментах каменной плиты крупнозернистого мрамора и является ктиторской дарственной надписью сер. XIII в. (2 фрагмента хранятся в отделе ср. веков Национального археологического музея в Софии; 3-й - в Городском историческом музее в г. Севлиево). Эта надпись располагалась, по-видимому, над входом в мон-рь или в монастырский храм. Первые 2 фрагмента были обнаружены в 1836 г. при возобновлении мон-ря, на протяжении 4 веков простоявшего в развалинах. 3-й был найден в монастырской церкви в 30-х гг. XX в. учителем из Севлиева Х. Выгленовым. Текст представляет собой редко встречающийся тип ктиторской надписи, содержащей элементы дарственной грамоты; надпись была высечена после издания грамоты царской канцелярией. Согласно надписи, Б. м. возник в годы царствования болг. царя Михаила II Асеня (1246-1256), ктитора мон-ря. По распоряжению Тырновского Патриарха Василия II здесь был построен храм во имя Пресв. Богородицы Матарской и ап. Иоанна Богослова, Михаил II Асень передал во владение обители села Витен (сохранилась укрепленная часть) и Рибаре (местонахождение неизвестно). Др. надпись была обнаружена на небольшой каменной плите в 30-х гг. XX в. Д. Кацевым-Бурским. До наших дней она сохранилась лишь в списке Кацева-Бурского, опубликованном в 1959 г. проф. Н. П. Ковачевым. Из текста надписи следует, что главный храм мон-ря построили «Гено из Хотела» (совр. Севлиево) и «Петр из Тырнова в лето 6700» (1192), т. о., дата основания мон-ря приходится на время правления царя Асеня I (1187-1196).

http://pravenc.ru/text/77674.html

Троянский монастырь является третьим по величине монастырем Болгарии после Рыльского и Бачковского. Согласно монастырской летописи, здесь около 1600 г. подвизался некий монах со своими учениками. Вскоре один иеромонах, направляясь из Св. горы в Валахию, посетил это место и оставил копию чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица». Была построена деревянная церковь и несколько келлий. В первой половине XVIII b. монастырь расширился и экономически окреп. В это время в нем открылось училище, которое продолжало свою работу и после освобождения Болгарии от турок. Троянский монастырь был убежищем для борцов за свободу Болгарии. В 1872 г. здесь был организован тайный монашеский комитет во главе с игуменом Макарием. Все нынешние строения монастыря относят к 1835–1865 г.г. В монастыре есть богатейшая коллекция икон. Батошевский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (возле г. Севлиево) основан в XIII b. После завоевания Тырнова турками монастырь был разрушен и восстановлен лишь в 30-х г.г. XIX ст. Петропавловский женский монастырь возле села Лясковца основан в правление династии Асенов (1186–1350). В годы турецкого господства на Балканах монастырь дважды разрушался, но заботами ревнителей православного монашества был восстановлен. В 1874 г. здесь было открыто первое болгарское Духовное училище. Просуществовало оно здесь 12 лет — до 1886 г., затем было переведено сначала в Тырнов, а постом в Самоков. Женский монастырь Пречистая Богородица Витошская, расположенный у горы Витоши, основан в 1345 г. болгарским властителем Иваном Александром. После разрушения турками монастырь был восстановлен около 1469 г. и с тех пор оставался одним из культурно-просветительных центров болгарского народа. С того же года в монастыре имеется храм во имя Успения Божией Матери. После освобождения от византийского господства и особенно в XIII и XIV b. в. в Болгарии снова по желанию и при поддержке болгарских царей и феодалов возникают монастырские обители в районах Старапланины, Рилы, Витоши, Родоп и особенно возле Тырново.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Св. Иоаким I (1235-1246), принявший монашеский постриг на Афоне, прославился своей добродетельной и постнической жизнью и был канонизирован сразу после смерти (Българската лит-ра. 1987. С. 57-58, 216-217). Патриарх Василий II был членом регентского совета при малолетнем брате Калимана - Михаиле II Асене (1246-1256). Во время его Патриаршества был построен Батошевский мон-рь Успения Пресв. Богородицы. После смерти Иоанна Асеня II территория Тырновского диоцеза постепенно сокращается: были потеряны епархии во Фракии и Македонии, затем Белградская и Браничевская, позднее Нишская и Вельбуждская епархии. Патриарх Иоаким II упоминается в Синодике как преемник Василия II и в ктиторской надписи 1264/65 г. скального мон-ря свт. Николая близ с. Троица (в р-не Шумена). Имя Патриарха Игнатия указано в колофонах Тырновского Евангелия 1273 г. и Апостола 1276-1277 гг. Синодик называет его «столпом Православия», поскольку он не принял унию с Римом, заключенную на 2-м Лионском соборе (1274). В болг. книжной традиции посл. четв. XIII в. отражено усиление антикатолич. тенденций: в краткой редакции «Сказания о семи Вселенских Соборах», в «Вопросах и ответах о евангельских словесах», в «Сказании о Зографских мучениках», в «Повести о Ксиропотамском монастыре» ( Иван Вишенский. Сочинения. М.; Л., 1955. С. 332-335). Преемник Игнатия, Патриарх Макарий жил в эпоху монголо-татар. нашествия, восстания Ивайла и междоусобиц между Иоанном Асенем III и Георгием Тертером I, к-рый упомянут в Синодике как священномученик, но неизвестно, когда и каким образом он пострадал. Патриарх Иоаким III (80-е гг. XIII в.- 1300) был активным политиком и церковным деятелем. В 1272 г., еще не будучи Патриархом, он имел беседы в К-поле с Джироламо д " Асколи (впосл. папа Николай IV ) в присутствии имп. Михаила VIII Палеолога . В 1284 г. уже как Патриарх участвовал в болг. посольстве в К-поль. В 1291 г. Николай IV отправил Иоакиму III (к-рого называл «archiepiscopo Bulgarorum») письмо, где напоминал, что при первой их встрече тот говорил о своем расположении к идее подчинения Римскому папе, т. е. «к тому, к чему я побуждаю тебя сейчас» ( Theiner. 1859. P. 376). Царь Феодор Святослав (1300-1321) заподозрил Патриарха Иоакима III в сговоре с Чакой, сыном татар. правителя Ногая и претендентом на болг. престол, и казнил его: Патриарх был сброшен с т. н. Лобной скалы на холме Царевец в Тырнове. Патриархи Дорофей и Роман , Феодосий I и Иоанникий I известны только по Синодику. Вероятно, они занимали Тырновскую кафедру в 1-й пол. XIV в. Патриарх Симеон участвовал в Соборе в Скопье (1346), на к-ром была учреждена Печская Патриархия и венчан на царство серб. кор. Стефан Душан ( Miklosich, M ü ller. T. 1. P. 423, 553, 555, 562).

http://pravenc.ru/text/149675.html

  001     002