Находящаяся в храме Ченстоховская икона Божьей Матери, весьма древняя. Она ныне в киоте, который устроен г. Альферовым, под серебряною и вызлощенной шатой с посадкой разных камней. Откуда эта икона, достоверных сведений нет никаких. Некоторые из старожилов говорят, что она принесена одним польским шляхтичем в бывшую старую деревянную церковь, по имени и фамилии неизвестным, из Ченстохова. При Успенском Сыроватском храме до 1812 года было три причта, а с того времени определены два; причт 3-го класса. По переписи 1732 года в слободке Сыроватке 1132 душ муж., в деревне Поповке 153 (последние «поселены на жалованной церковной земле тому лет 70» следовательно в 1662 году), – в хуторе сотника Павла Михайловича Виднева 26 душ муж., в деревне Железнянке 249, а всего 1559 душ муж пола. По ведомости генерального межевания в Верхней Сыроватке 1237 душ муж., 5205 десятин земли. По исповедным записям прихожан: в 1730 году 1550 муж., 1497 жен., в 1750 году 1600 муж., 1549 жен., в 1770 году 1655 муж., 1625 жен., в 1790 году 1710 муж., 1795 жен., в 1810 году 1763 муж., 1972 жен., в 1830 году 1677 муж., 1788 жен., в 1850 году 1828 муж., 1940 жен. пола. От холеры 1831 года умерло до 40 человек, а в 1848 году до 120 человек. Метрики начинаются с 1735 года, а исповедные росписи с 1739 года. Филарет (Гумилевский) «Историко-статистическое описание Харьковской епархии». 1857 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ченстоховская икона в слободе Верхней Сыроватке Харьковской епархии Эта древняя, местночтимая икона есть копия с Ченстоховского образа Божией Матери. Хранится она ныне в Успенском храме слободы Верхней Сыроватки, расположенной в восьми верстах от города Сум Харьковской губернии. Откуда взят этот образ, достоверно не известно, но некоторые местные старожилы утверждают, что он принесен был из Ченстохова одним польским шляхтичем в прежнюю деревянную церковь вышеупомянутой слободы, которая была построена еще в 1660 году. Ченстоховская икона Богоматери, находящаяся в слободе Верхней Сыроватке, прославилась многими чудесами. В 1848 году один помещик села Бездрика, по фамилии Н. Альферов, на охоте нечаянно прострелил себе ногу. Рана была тяжелая, и врачи не могли ее залечить. Потеряв всякую надежду на их помощь, Альферов отправился в слободу Верхнюю Сыроватку. Здесь он припал к Ченстоховскому образу Владычицы и долго молился: по чистосердечной молитве своей он скоро получил исцеление. В благодарность за оказанное ему Богоматерью благодеяние помещик соорудил вокруг каменного храма Успения Богородицы каменную ограду.

http://sobory.ru/article/?object=47224

При храме 128 десятин земли удобной, а с неудобной 139 десятин. По переписи 1732 года в слободе Гороховатке 155 дворов и 430 душ мужских, в том числе подданных Гороховатского священника, Дмитрия Васильева Диканского, 8 человек; в хуторе Боровской пустыни который населен, сказано здесь же, «в прошлых давних годах, тому лет сорок» (следовательно около 1692 года), 46 душ мужских. По ведомости генерального межевания (1784 года) показано в слободе Гороховатке 1318 душ муж., 1292 жен.; в том числе до 300 душ муж. подданных черкасов, и в их владении 6090 десятин пашни, 11232 десятины сенокоса, 1500 десятин леса, а всего 21135 десятин земли. По церковным ведомостям в Гороховатке в 1750 году 670 муж., 630 жен. ; в 1770 году 850 муж., 815 жен.; в 1790 году 1410 муж., 1370 жен.; в 1800 году было 1712 душ муж., 1759 жен. в 259 дворах; в 1810 году 1889 муж., 1947 жен.; в 1830 году 2172 муж., 2243 жен.; в 1850 году 2171 муж., 2264 жен. СЛОБОДА РАДЬКОВКА Радьковка – на правом берегу реки Оскола и залива Оскольского, в 45 верстах от Купянска. Говорят, что Радьковка названа по первому своему жителю, который назывался Радько, то есть Родион. В указе Консистории 1733 года вдова, священническая жена, Марья Никонова объясняет: «с прошлого 176 (1668) года блаженной памяти Преосвященным Авраамием, Митрополитом Белгородским, муж ее Кирилл посвящен и служил Попом в оном селе Радьковке при церкви Покрова Пресвятой Богородицы 28 лет; а по нем служил при той же Покровской церкви зять ее Поп Антоний и волею Божьей померли; а на оного зятя место Его Преосвященством посвящен в Попы брата ее родной сын, а ее племянник, Константин Федоров, и чинит ей при старости обиды» и прочее. По этому объяснению Покровский храм в Радьковке существовал уже в 1668 году, но в просьбе не сказано, первым ли был священником при Радьковском храме священник Кирилл. В ведомости 1739 года сказано: « Церковь Покрова Богоматери в слободе Радьковке неприятельским нахождением сожжена. А церковь Иоанна Богослова слободы Сенихи без Священника стоит, неприятельским нахождением разорена». Это разорение было в 1736 году по милости татар. В 1791 году храм сгорел по небрежности пономаря Ивана Раевского, не погасившего свечи пред иконостасом. Из огня успели вынесть только Святые Дары, утварь же, книги и все, что было в церкви, сгорело. Нынешний храм освящен 2 октября 1793 года, в построении и украшении его более всех участвовал помещик Михаил Лазаревич Греков (умер в 1808 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

а) В церковном архиве хранятся: манифест о смерти Петра I и восшествии на Всероссийский престол супруги его Екатерины Алексеевны, напечатанный 1725 г. генваря 28 дня; манифест о смерти императрицы Екатерины Алексеевны, присланный 1727 г. мая 12 дня; манифест о присяге Петру II, печатанный 1727 г. мая 7 дня. б) В самой описи 1804 г. написано: «Антиминсов три, тонкаго холста, первый данный в оную церковь от Преосвященнаго архиепископа Досифея в 1732 году, во всем крепкий, вторый и третий – от Преосвященнаго епископа Епифания в 1694 году». Следовательно, ясно, что придельные престолы освящены никак не позже 1694 г. в) На то же указывает находящаяся в церковной библиотеке постная Триодь м. п. 1693 г., на которой надпись говорит: «В Димитриевскую церковь села Ряснаго, в отчину стольника и полковника сумскаго полка Андрея Герасимовича Кондратьева», т. е. того самого, который в 1708 г. был умерщвлен раскольничьеюшайкою бунтовщика Булавина па Дону. Кроме помянутой Триоди в нынешнем храме сохраняются древние книги: Евангелие в лист м. п. 1697 г. , другое м. п. 1748 г., цветная Триодь м. п. 1692 г., Служебник ч. п. 1747 г. В 1814–1815 гг. в Рясном построен каменный храм с тремя прежними престолами усердием владельцев Димитрия Андреевича и сына его Константина Димитриевича Хрущовых. Новый великолепный храм освящен был ахтырским протопопом Феодором Щербинским в октябре 1816 г. В настоящее время богослужение совершается на одном только среднем престоле, посвященном чествованию святого великомученика Димитрия (Мироточивого); престолы же, находящиеся в южной и северной стороне храма, по усердию благодетельного помещика Константина Хрущова, обновляются и приводятся в благолепное состояние. Храм отличается богатою утварью. Исповедные росписи и метрики Димитриев-ской церкви с. Рясного начинаются с 1739 г. По переписи 1732 г. в Рясном 412 душ муж. пола. По ведомостям число прихожан, жителей Рясного, Александровки и Таратуты, в 1730 г. – 578 муж., 558 жен., в 1750 г. – 619 муж., 603 жен., в 1770 г. – 660 муж., 674 жен., в 1790 г. – 700 муж., 708 жен., в 1810 г. – 744 муж., 772 жен., в 1820 г. – 673 муж., 732 жен., в 1830 г. – 673 муж., 655 жен., в 1840 г. – 688 муж., 773 жен., в 1850 г. – 903 муж., 1007 жен. пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1950 - 18 дек. 1952), еп. (с 24 февр. 1954 архиепископ) Иов (Кресович; 26 янв. 1953 - 24 апр. 1960), еп. (с 25 февр. 1963 архиепископ) Михаил (Воскресенский; 23 июня 1960 - 25 июня 1975), еп. Пантелеимон (Митрюковский; 19 авг. 1975 - 30 нояб. 1988), еп. (с 26 февр. 1996 архиепископ, с 18 июля 2012 в сане митрополита) Анастасий (Меткин; 10 дек. 1988 - 13 июля 2015), митр. Феофан (Ашурков, 13 июля 2015 - 20 нояб. 2020), в. у. митр. Йошкар-Олинский Иоанн (Тимофеев; 20 нояб. 2015 - 8 дек. 2020), митр. Кирилл (Наконечный; с 8 дек. 2020). Монастыри Действующие: казанский Зилантов Успенский мон-рь (жен., в Казани, основан в 1552 как муж., в 1918 братия расстреляна, до 1928 действовал как жен. община, возрожден в 1998 как жен.), свияжский Успенский монастырь (муж., с. Свияжск Зеленодольского р-на, основан в 1555, закрыт в 1928, возрожден в 1997), казанский во имя св. Иоанна Предтечи монастырь (муж., в Казани, основан в 1-й пол. 60-х гг. XVI в. как подворье свияжского Успенского монастыря, с 1595 самостоятельный, закрыт в 1929, возрожден в 1995), казанский Богородицкий монастырь (муж., в Казани, основан ок. 1579-1584 как жен., закрыт ок. 1926, возрожден в 2005 как мужской), свияжский во имя св. Иоанна Предтечи (жен., с. Свияжск, основан в кон. XVI в. как муж., закрыт в сер. 20-х гг. XX в., с авг. 2004 является жен. подворьем свияжского Успенского муж. мон-ря), Раифский Богородицкий мон-рь (муж., в пос. Раифский Зеленодольского р-на, основан в 1-й пол. XVII в., закрыт в 1928, возрожден в 1990), Седмиезерная Богородицкая пуст. (муж., в с. Семиозёрка Высокогорского р-на, основана в 1-й пол. XVII в., закрыта в 1926, возрождена в 1997), свияжская Макарьевская пуст. (муж., близ с. Введенская Слобода Верхнеуслонского р-на, основана ок. 1650, закрыта в 1764, восстановлена в 1798, закрыта в сер. 20-х гг. XX в., возрождена в 1997), казанский Кизический Введенский мон-рь (муж., в Казани, основан ок. 1689-1690, закрыт в 1930, возрожден в 2002), елабужский Казанский монастырь (жен., в Елабуге, основан в 1856, закрыт в 1928, возрожден в 1995).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В 1839 г. усердием Дмитрия Андреевича сделаны в церкви следующие поправки: с восточной стороны приделан другой, на котором устроенны боевые часы. Вся церковь вновь выштукатурена снаружи, а внутри росписана. Святая икона украшена серебрянным окладом, корона Божьей Матери украшена девятью большими аметистами, пожертвованным княжной Белосельской, племянницей помещика. Средний камень окружен алмазами, а прочие унизаны 534 зернами жемчуга, в верхней части короны помещен бриллиантовый крестик, среди коего вставлен небольшой рубин – дар родительницы помещика, а бриллианты – двоюродной сестры его графини Елены Сиверс. Все это стоило более 1000 руб. серебром. По исповедной росписи за 1737 г. значится при Константиновской церкви: духовных 24 муж., 26 жен. душ; подданых черкасов помещика Михаила Захаржевского и а) рядовых казаков 118 муж., 104 жен.; б) посполитых черкасов 290 муж., 218 жен.; в) работников 6 муж., 2 жен.; г) богаделенных 10 муж., 4 жен. душ. Затем было прихожан: в 1770 г. 419 муж., 407 жен., в 1790 г. 407 муж., 408 жен.; в 1810 г. 429 муж., 426 жен.; в 1830 г. 468 муж., 465 жен.; в 1850 г. 520 муж., 537 жен. душ. ВЫСОЧИНОВКА Священник ее упоминается в универсале Изюмского полковника 1712 г. В 1736 г. полковой хорунжий Изюмского полка, Василий Иванович Высочин, объявлял Изюмскому духовному правлению: «села его Высочиновки поп Михаил оставил свой приход и живет в Змиев, а его приходу обыватели претерпевают в мирских требах нужду» и прочее. По всей вероятности, этот хорунжий Высочин и населял Высочиновку, почему фамильное имя его осталось за поселением. При малом же числе жителей в новом поселении естественно было священнику искать другого места. Таким образом, поселение Высочиновка началось конечно не раньше 1700 года, и около того-же времени построен здесь первый храм. В 1762 году выдан был святый антиминс «в село Высочиновку во храм Архитратига Михаила». Высочиновский храм пользуется особенной благодатью Божией. В нем есть древняя Казанская икона Божией Матери. Она источает исцеления верующим, как это испытали на себе многие. Во время холеры 1831 года ее брали в Змиев, где, по просьбе граждан, продолжались молебствия пред ней две недели. Весной, во время свободное от работы, жители окрестных селений собираются к сей иконе с теплой верой. В 1822 г. устроена на сию икону серебрянная вызлощенная риза с алмазами – дар усердствующих к святой иконе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из бедствий боромлянцев XVII ст. известно только одно, которое претерпели они от татар в 1668 г. ЖИГАЛОВКА При речке Боромле и ее заливе, в 42 верстах от Ахтырки. Жигаловка, одна из древних слобод, была некогда сотенным местечком. Жигаловка называется селом по акту 1681 г., а по актам 1714–1716 гг., при жигаловском хра­ме Покрова Пресвятой Богородицы оказыва­ются два священника Парфений Яковлев и Да­вид Игнатьев. Ныне в Жигайловке каменный храм, который освящен в 1836 г. Попечителем при его постройке был казенный крестьянин Климент Игнатенко; церковный староста Андрей Лесняк устроил иконостас, и им же пожертвовано несколько других вещей. От холеры умерло в 1847 г. 35 человек, в 1848 г. – 51 человек. Число прихожан в 1750 г. – 821 муж., 753 жен., в 1770 г. – 1180 муж., 1136 жен., в 1790 г. – 1283 муж., 1248 жен., в 1810 г. – 1331 муж., 1449 жен., в 1820 г. – 1421 муж., 1530 жен., в 1830 г. – 1437 муж., 1609 жен., в 1840 г. – 1350 муж., 1458 жен., в 1850 г. – 1339 муж., 1540 жен. пола. В том числе в хуторе Чернецком экономических черкасов 78 душ муж. пола, в двух хуторах черкасов подданных 67 душ муж. пола. РЯСНОЕ Одно из лучших сел благодатной Украйны. Оно расположено на полугоре, с трех сторон окружено водою и прекрасными рощами; во всех дачах почва земли – чистый чернозем, самый плодородный; в каждой равнине можно найти источник чистой воды; лес большей частью строевой. По ревизской описи 1732 г. черкасы, подданные г. Кондратьева, поселены в Рясном на жалованной земле в 1670 г.; к тому же времени относится построение в Рясном первого училища доброй нравственности – храма Божиего. В описи 1804 г. сказано, что существовавшая прежде нынешней каменной деревянная церковь построена была в 1732 г. В 1732 г. действительно выдан был антиминс, освященный архиепископом Досифеем, с таким надписани-ем: «Краснопольскаго уезда села Ряснаго в храм Великомученика Димитрия». Эта церковь была с тремя престолами. Главный, или средний, был посвящен имени святого великомученика Димитрия Мироточивого; южный придел был во имя Апостола Андрея Первозванного, а северный – во имя Равноапостольных царей Константина и Елены. Памятником сего трехпрестольного храма служат три каменные каплицы и указ консистории 5 июля 1736 г. с надписью: «В село Рясное Димитриевской церкви попу». Но храм 1732 г. не был первым храмом в селе Рясном, или точнее 1732 г. не был годом основания храма, а временем возобновления его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Такой состав прихожан, вместе с зависимостью их от Чугуевского управления, показывает, что эти поселенцы перешли сюда из Московской земли и что население Покровского принадлежит ко времени давнему. По писцовой Чугуевской книге 1647 года видно, что земли Старо-Покровского отведены боярским детям Чугуевской службы в 1647 году. По переписке Чугуевской, Покровское с именем села встречается в 1657 году. Таким образом, построение первого храма Старо-Покровского относилось, вероятно, к 1650 году. Село Старое Покровское находилось на берегу Уд, на правой стороне, а принадлещажие к нему деревни Подари и Лаптево, с их детьми боярскими, находились на левой стороне Уд, на берегу реки. При начале новых военных поселений, часть покровцев и деревни Подари и Лаптево переселены версты за четыре от берега реки Уд и таким образом составилось Ново-Покровское поселение. В 1825 году в Ново-Покровском построена часовня и сюда перенесена церковная утварь Старо-Покровской церкви; сюда же поступили и метрики её, начинающиеся с 1776 года. В 1841 году в Ново-Покровском создан и освящён деревянный храм, по прежнему в честь Покрова Богоматери. От холеры в 1848 году умерло, из числа 1743 обоего пола, до 60 человек. Действие гнева Божьего на сердца прихожан было благоплодным для них. Все боялись смерти внезапной и мучительной и потому спешили освящаться молитвою в храме Божьем, исповедию и причастием тайн, умилостивляли Господа милостынею и благотворениями. Число прихожан: в 1730 году 420 муж., 410 жен.; в 1750 году 490 муж., 492 жен.; в 1770 году 540 муж., 567 жен.; в 1790 году 572 муж., 610 жен. (в Покровском 290 муж., 280 жен.; в Лаптевой 120 муж., 140 жен.; в Подари 162 муж., 190 жен.), в 1810 году 697 муж., 793 жен. Ныне прихожан Ново-Покровского храма считается: а) живущих в Ново-Покровском 702 душ муж., 588 жен., б) в Старо-Покровском 305 душ муж., 335 жен. Раскольников было в 1755 году 11 душ мужеска пола; в 1819 году 13 душ мужеска пола и 19 женска. Ныне нет ни одного. Печенежский округ ПЕЧЕНЕГИ (НОВО-БЕЛГОРОД) Местечко Печенеги, в 23 верстах от Чугуева, при горе Бубон, на берегу Донца, самым именем своим указывает на то, что здесь некогда кочевали Печенеги.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

ВОСКРЕСЕНСКИЙ В КАРАШЕ, муж., близ Ростова, на дороге к Юрьеву-Польскому, в селе Караше, с двумя церквами. Когда основан неизвестно, а упразднен в 1764 году и находился до того времени под управлением игумена. ВОСКРЕСЕНСКИЙ, муж., существовавший некогда в уездном городе Угличе; о нем упоминается во время убиения царевича Димитрия; но время основания и уничтожения его, вовсе неизвестно. В конце XVI века начальствовали здесь архимандриты. БОГОЯВЛЕНСКИЙ, муж., бывший до XVII века в двух верстах от Углича. Обитель эта, о времени основания коей сведений нет, совершенно разорена в 1611 году поляками: деревянная церковь ее, ограда и кельи сожжены; при чем погибло 38 иноков. Теперь нет никаких следов монастыря; гора, на которой он стоял, называется поныне Богоявленскою. РЯБОВА, или РЯБИНИНА пуст. муж. близ Углича. Основана в XV веке Преподобным Вассианом, а упразднена в 1764 году и церковь Живоначальной Троицы, бывшая монастырскою, обращена в приходскую села Рябова. Основатель, Преподобный Вассиан, здесь и погребен. УЧЕМСКИЙ-КАССИАНОВ, муж., в 15 верстах от Углича, на берегу реки Учьмы. Основан около 1480 года Преподобным Кассианом Греком, которого и мощи почивают под спудом в бывшей монастырской, а ныне приходской, церкви Успения Пресвятой Богородицы. Обитель упразднена в 1764 году. СОХОТСКАЯ-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ-СЕВАСТИАНОВА пуст. муж., в Пошехонском уезде, на берегу реки Сохоти. Она основана была Преподобным Севастианом в XV веке; а упразднена в 1764 году. Здесь почивают мощи Препод. Севастиана. УСТЬШЕХОНСКИЙ, муж. в Пошехонском уезде О времени основания сих обителей сведений нет; уничтожены они, вероятно в 1764 году, и церкви их обращены в приходские. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ в НОСКОВЕ, муж. в Любимском уезде ВОСКРЕСЕНСКИЙ, на ОБНОРЕ, муж. КАМСКАЯ пуст. муж. в Мологском уезде. ЦЕРКВИ: УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, кафедральный собор в Губернском городе Ярославле. Эта церковь заложена каменная в 1215 году сыном в. к. Всеволода III Константином I, и в 1648 году, по повелению царя Алексия Михайловича перестроена вновь. В 1744, она сгорела; после чего возобновлена. – Здесь, с XIII века почивали мощи внуков храмоздателя, в. к. Константина, св. князей Ярославских и Ростовских, Василия и Константина Всеволодовичей, в приделе, во имя их устроенном; но в пожар 1744 сгорели и ныне уцелевшие части их мощей хранятся в ковчегах. – Тут же находится явленная икона Божией Матери, известная под названием Ярославской, и принесенная сюда св. князьями Василием и Константином, в XIII веке; празднество ей совершается 8 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

МИХАЙЛОВСКИЙ-ПЕРЕЯСЛОВСКИЙ, (см. Собор Михаила Архангела, в Переяслове). ИВАНОВСКИЙ, муж. существовавший в отдаленной древности в уездном городе Переяслове и давно уже уничтоженный. О времени основания его неизвестно. В XII веке содержался здесь под стражею и потом принял иночество св. в. к. Игорь II Олегович. РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ, муж. Обители эти находились некогда близ уездного города Переяслова; когда они были основаны, сведений нет; известно только, что в 1155 году сожгли их половцы, и вероятно они с тех пор уже не возникали. БОРИСОГЛЕБСКИЙ, муж. САВВИН, муж. КРАСНОГОРСКИЙ-ЗАЗУЛОВСКИЙ, муж. в уездном городе Золотоноше. О времени основания его неизвестно; упразднен же в 1786 году. До уничтожения управляли им игумены. УСПЕНСКИЙ-НЕХВОРОЩАНСКИЙ, муж. в Константиноградском уезде, в местечке Нехвороще; когда был основан, сведения нет; а уничтожен в 1786 году и до того времени находился под управлением игумена. МИХАЙЛОВСКИЙ-СОРОЧИНСКИЙ, муж. Миргородского уезда, в местечке Сорочинцы, уничтоженный в 1786 году. О времени основания его неизвестно. КРАСНОГОРСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. близ уездного города Гадяча, на горе, называемой Красною, у подошвы которой протекает река Псела. Он основан в XV веке; а когда уничтожен, неизвестно; в 1773 году, когда еще он существовал, управлял им игумен. Здесь церковь Николая Чудотворца. СКЕЛЬСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. с церковью Преображения Господня, в которой находится явленная икона Божией Матери, известная под названием Сокольской, или Скельской; празднество ей совершается 23 февраля. Обитель упразднена в 1786 году и находилась тогда под начальством игумена; а когда и кем основана, неизвестно. ЛАВРЕНТИЕВ, муж. в Прилуцком уезде. Здесь церковь Покрова Богородицы, с приделом архидиакона Лаврентия. О начале сей обители, бывшей до уничтожения в 3 классе, ничего неизвестно. УСПЕНСКИЙ-НОВОМЛИНСКИЙ, женский, в местечке Новые Млины. Когда обитель эта была основана, сведений нет; а упразднена в 1786 году. ЦЕРКВИ: СПАСОВА НЕРУКОТВОРЕННОГО ОБРАЗА, древ. церковь , в губернском городе Полтаве, замечательна тем, что император Петр Великий, после блистательной победы над Карлом XII, принес в ней Господу Богу первую благодарственную молитву. – В 1838 году она назначена была к сломке по новому ресулированию улиц в Полтаве; но по желанию государя наследника, цесаревича, Александра Николаевича, изъявленному во время путешествия Его по России, не только оставлена в целости, но и высочайше повелено сделать на нее каменную одежду, по примеру домика Петра I, в С.-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В сснтябре 1754 г. сотник с. Ямного Николай Павлов донес преосвященному: «в с. Ямном у приходской церкви бывають доходы от доброхотных дателей, особо же в день храма Покрова Пресв. Богородицы прихожане, по обычаю, ставят мед, из которого мед, воск и денег по части в прибыли бывает повсегодно и другие подаяния случаются; токмо у сборов церковных сборщика при церкви священники Иван и Григорий Павловы не допускают никого и пономаря не держат и записной тетради и скрынки при церкви не имеют, а всякие церковные доходы берут в дом свой; особливо же жены их, из воску поделав свечи, до несколько крат из церквн свечи отбирают и перепродают и теми деньгами корыстуются, за которым непорядком при церкви ныне в сборе денег ничего нет, а церковь приходская в строении к обветшалости пришла». Архипастырь приказал немедленно произвесть строгое следствие, о чем и предписано было двумя указами Вольновскому духовному правлению. Что оказалось по следствию, неизвестно. По самому же доносу при сличени его с другими делами видим, что а.) в Ямной, как и в некоторых других местах в храмовый праздник выставлялся братский мед по заднепровскому обычаю. Вырученные деньги за проданный мед братство обращало в пользу церкви, и оно же заведывало всем этим делом: так обыкновенно бывало. Но в Ямной, как видно, заведывали продажею меда и деньгами священники, и это оскорбляло сотника. б.) В Ямной не было при храме цервовного старосты не только для заведывания продажею меда в храмовый праздник, но и по другим делам. Это и по тогдашнему порядку дел было беспорядком. в.) Что же касается до устроения свечей из воска и продажи их женами священничесикими, то по делам видно, что в других церквях предоставляли это занятие преимущественно вдовым попадьям, хотя и в храме продавались свечи. По ведомости генерального межевания 1785 г. в Ямной 849 муж. 853 жен. пола войсковых обывателей при 2177 дес. земли. По церковным ведомостям число прихожан: в 1830 г. 709 муж. 685 жен., в 1750 г. 763 муж. 750 жен., в 1770 г. 816 муж. 850 жен., в 1780 г. 865 муж. 902 жен., 1790 г. 955 муж. 996 жен., 1800 г. 1231 муж. 1326 жен., 1810 г. 1114 муж. 1225 жен., в 1830 г. 1263 муж. 1436 жен., 1850 г. 1294 муж. 1345 жен. ВОЛЬНЫЙ КУРГАН

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010