48:1. Нево и Кариафаим. Город Нево, который отождествляют с селением Khirbet el-Mekhayyat близ горы Нево, упоминается на стеле царя Меши как моавитское поселение, что подтверждает данное пророчество. Меша, как сказано на стеле в честь его победы, построил Кариафаим. Точное его местоположение до сих пор не установлено, хотя несколько мест претендуют на эту роль. 48:2. Есевон. См. коммент. к Втор. 2об этом моавитском городе. 48:3. Оронаим. Стратегическое положение поселений вдоль «Царской дороги», которая пересекает Моавитское плато, играло важную роль для моавитских правителей. На стеле Меши упоминается Оронаим как один из наиболее важных стратегических пунктов. Он, по-видимому, находился вблизи современного города Kathrabba, на юго-западе плато, откуда открывался вид на долину Мертвого моря и «Царскую дорогу». 48:5. Лухит. По данным небиблейских источников, в том числе набатейской надписи из Медевы и договору, написанному на древнееврейском языке и датируемому восстанием Бар-Кохбы (132–135 гг. н. э.), Лухит находился в юго-западной части Моавитского плато. В этом месте проходит римская дорога, которая ведет в сторону от плато и спускается к южной оконечности Мертвого моря. Наземные исследования, в том числе изучение керамики, позволяют полагать, что в этом месте было поселение железного века. 48:7. Хамос. См. коммент. к Суд. 11относительно верховного божества моавитян. В Шихане найдена памятная стела, которая изображает Хамоса и датируется IX или VIII вв. до н. э. Как и описывается Хамос в надписи Меши, на этой метровой стеле он изображен в виде божественного воителя, который держит наготове копье, чтобы защитить народ Моава. 48:8. Ландшафт и топография Моава. Моавитское плато тянется примерно на 60 миль в меридиональном направлении, обрываясь перед долиной Мертвого моря на западе и Аравийской пустыней на юго-востоке. Далее оно простирается примерно на 15 миль в широтном направлении, достигая высоты около 3 тыс. футов. С востока на запад это плато пересекается вади el-Mujib – впадиной, образованной рекой Арнон. Южная часть плато ограничена другим глубоким каньоном, вади el-Hesa (река Заред). К северу плато переходит в «столовые горы Медевы», которые более доступны, поскольку не ограничиваются с юга глубоким каньоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Идея о том, что Бог щадит нечестивых ради избранных, свойственна Ветхому Завету ( Быт.18:24–33 ). Под «избранными» здесь можно понимать христиан или вообще праведных людей (ср. Рим.11:12–29 ). Указывают и на обстоятельства, почему действительно во время осады Иерусалима «сократились дни». Тит вел кампанию против иудеев быстро, будучи намерен сопровождать своего отца в Рим и принять участие в его триумфальном шествии и последующих празднествах. Мф.24:23 .  Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. (Ср. Мк.13:21 .) Надежды на избавителя или избавителей всегда естественны во время тяжких бедствий. А у евреев они были особенно сильны. Этим могли воспользоваться (и действительно пользовались) разные люди, которые (может быть, и не с целью обмана) собирали народ, чтобы вести его на кровавую борьбу. О том, чтобы они называли себя мессиями, неизвестно (кроме Бар-кохбы, Schürer, Geschichte, I, S. 685; и, может быть, Февды). Но что такие люди могли появляться – это можно считать не подлежащим сомнению историческим фактом. Мф.24:24 .  Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. (Ср. Мк.13:22 .) Эти слова можно объяснять трояко (tripliciter – Иероним): или о времени осады римлянами Иерусалима, или о конце мира, или, согласно Иерониму, о борьбе еретиков с Церковью и о таких антихристах, которые под ложным видом знания борются против Церкви. О ложных христах в Новом Завете только здесь и в параллельном месте у Марка. Исторически исполнение пророчества перед разрушением Иерусалима доказать невозможно. Лжехристы вместе с лжепророками дадут великие (но ложные) чудеса, чтобы ввести легковерный народ в заблуждение ( πλανηθναι), но не только этот народ, а даже и лучших людей, избранных. Мф.24:25 .  Вот, Я наперед сказал вам. (Ср. Мк.13:23 . У Марка несколько полнее и иначе. Ср. Ин.16:4 ; 2Кор.7:3, 13:2 .) Усиление прежней и последующей речи, указывающее на ее важность. Нечто вроде часто употребляемого педагогического приема.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вражда со стороны иудеев. Наконец, христиане подвергались гонениям и со стороны иудеев. «Иудеи, как против иноплеменников, враждуют против христиан ( ς α-λλφυλοι πολεμονται), – говорит автор «Послания к Диогнету», – и эллины преследуют ( δικονται) их». 12 Тертуллиан называет иудейский народ рассадником злословия против христиан, заявляя, что источник клеветы на христиан происходит от иудеев. 13 Ориген говорит, что именно иудеи распространили слухи о том, что христиане на своих собраниях приносили в жертву младенца и вкушали его плоть, после чего тушили светильники и предавались повальному разврату, вступая с блудную связь каждый с любой женщиной, которую случайно встретят. Этой гнусной клевете, какой бы абсурдной она не была, поверили многие язычники. 14 Св. Иустин свидетельствует о геноциде христиан, которому они подвергались при восстании Шимона Бар-Кохбы (в царствование императора Адриана 131 – 135 гг.): «В нынешней иудейской войне Варкохеба, предводитель иудейского восстания, приказывал жестоко пытать только христиан, если они не отрекались от Христа и отказывались хулить его». 15 Интересна также заметка в «Послании Смирнской Церкви к Церкви Филомеллийской о мученичестве св. Поликарпа», после того, как толпа потребовала сжечь св. Поликарпа и этот приговор был приведен в исполнение, авторы послания, между прочим, замечают: «Толпы людей немедленно бросились собирать дрова и хворост из мастерских и терм, в чем с особенною ревностью помогали иудеи, по своему обыкновению ( μλιστα ουδαων προθμως ς θος ατος εις τατα πουεγου’ντων)». 16 Недовольство римских властей и народа и их всеобщая ненависть к христианам можно свести, вслед за проф. Н.И. Сагардой , к следующим основным положениям: 17 1 . Христианство – религия новая и, следовательно, неистинная; 2 . Оно является религией невежественных фанатов; 3 . Христиане – народ темный, бесполезные члены общества и непатриотические граждане; 4 . Они составляют какое-то тайное, подозрительное общество; 5 . Они атеисты, т.к. не имеют никаких храмов и изображений богов;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

Псевдоэпиграфичность - одна из основных черт апокалиптической лит-ры. Авторы древнеевр. апокалипсисов, как правило, использовали псевдоним, выбирая имя кого-нибудь из библейских персонажей, освященных религ. традицией, для того, чтобы сообщить современникам «новое откровение», к-рое может стоять рядом с признанными ветхозаветными книгами. С этой т. зр. древнеевр. А. можно охарактеризовать как ветхозаветную, т. к. главными «героями», получающими откровение, являются персонажи ВЗ (Енох , Авраам , Варух , Ездра , Софония , Моисей , Даниил ). Подлинный автор апокалиптического текста вынужден пояснять, почему его писание стало известно столь поздно. Для этого он часто прибегал к фиктивному объяснению, к-рое состояло в том, что он получил повеление скрыть или запечатать свою книгу до последних времен (Дан 8. 26; 12. 4, 9). По-видимому, определяющим для популярности и разработанности этого жанра в евр. среде стали исторические обстоятельства существования евр. общины в III-II вв. до Р. Х.: религ. преследования со стороны Селевкидов, восстание Маккавеев , завоевания римлян, разрушение Иерусалимского храма, восстание Бар Кохбы . Принято считать, что основная функция апокалиптических сочинений - утешение в трудные времена, дарование надежды на скорое и окончательное избавление, т. е. на освобождение от гнета истории, в к-рой авторы апокалиптических сочинений в отличие от ветхозаветных пророков уже не находят места для исполнения надежд и упований. Если об этой функции А. можно лишь строить предположения, то совершенно очевидно, что апокалиптические сочинения давали ответы на важнейшие вопросы об устройстве мира, смысле совр. им исторической ситуации, будущем, к-рое ожидает евреев и остальные народы. Древнеевр. А. предлагала объяснение мира как в пространственной, так и во временной перспективе, а также предписывала определенные парадигмы поведения, причем в качестве факторов, определяющих природные и исторические процессы, выдвигались силы, трансцендентные миру. С этой функцией древнеевр. А. непосредственно связана и др.- моральное наставление и предостережение от грехов. Если в нек-рых сочинениях такие увещевания отсутствуют, то впечатляющие картины Божия Суда и наказания нечестивцев, а также тех мрачных мест, где согрешившие ожидают приговора, несомненно, служат этой цели. Корпус апокалиптических сочинений

http://pravenc.ru/text/75602.html

Византийская базилика в Филадельфии (сов. Амман). Кон. V в. Катастрофа 70 г. не уничтожила иудейское население и его культуру в П. В центральных районах страны, вокруг Иерусалима, в Самарии и Галилее, они частично сохранили свои поселения и земли и спустя неск. десятилетий в целом восстановили свое экономическое положение. Вместе с тем идея борьбы за независимость в их среде сохраняла свое влияние; идеологическое и религ. противостояние с греко-рим. миром продолжалось. Его последним актом стало восстание в Иудее под предводительством Симона Бар-Кохбы (132-135). Восстание было разгромлено войсками имп. Адриана; в результате его подавления римляне постарались создать условия для окончательной эллинизации и романизации П. Прежняя пров. Иудея была включена в состав большой пров. Сирия-Палестина с центром в Антиохии. Тем самым уничтожалось соотнесение исторической памяти и самосознания иудеев с их страной, к-рая теперь официально носила чужое для них название. Иудаизм и все связанные с ним ритуальные и правовые традиции были запрещены; книги иудеев сожжены на Храмовой горе. Иерусалим был преобразован в рим. колонию Элия Капитолина. В ней расселили ветеранов рим. армии, греков и сирийцев, а иудеям было запрещено появляться в городе в любое время, кроме одного дня в году (9 ава по иудейскому календарю). Др. большая военная колония была создана имп. Адрианом на равнине на полпути между Кесарией и Скифополем и получила название Легио (Кфар-Отнай; здесь располагался 6-й рим. легион). Иудейское население почти полностью исчезло из окрестностей Иерусалима, но сохранилось в неск. др. районах П.: в Галилее, близ Скифополя, на Голанах. Запрет на иудаизм как на вероисповедание был отменен после смерти имп. Адриана в 138 г., но разгром восстания, большие жертвы среди иудеев, их депортации и продажа в рабство надолго закрепили преобладание грекоязычного и эллинизированного населения в П. В последующие 500 лет, с 30-х гг. II до 30-х гг. VII в., П. будет развиваться как регион преимущественно с греко- и сироязычным населением. Подобно иудеям, преследовали и самаритян; их храм на горе Гаризим был переосвящен как языческий.

http://pravenc.ru/text/2578710.html

Возвращаясь назад, ко временам Иисуса Христа, следует отметить, что два эти движения — фарисеи и саддукеи — представляли собой два наиболее видные крыла тогдашнего иудаизма. Помимо них существовало много сект, из которых некоторые представляют большой интерес для понимания среды возникновения христианства, хотя не обо всех из них упоминается в Новом Завете. 10. Ессеи Еще одно движение среди палестинских иудеев — ессеи, или ессены (арамейское слово, по разным этимологиям обозначающее «благочестивые» или «врачеватели» ) — резко отличалось от других уже хотя бы своим сектантским характером как по форме или образу жизни, так и по духу и вероучению. Они удалялись от городской цивилизации (а значит, и от официального иудаизма) в пустыню вдоль западного побережья Мертвого моря. Во второй половине XX века (начиная с 1947 года) археологи открыли развалины Хирбет Кумрана на берегу Мертвого моря, а также находившиеся в тамошних пещерах целые собрания рукописей, как библейской (ветхозаветной), так и апокрифической, а также сектантской литературы. Вопрос о принадлежности всего собрания так называемых «рукописей Мертвого моря» ессеям, уже было решенный в положительном смысле, в настоящее время (с начала 1990-х годов) подвергается весьма оживленной дискуссии. Теперь он разрешается, скорее, уже так, что большая их часть (за исключением сравнительно малой доли, примерно одной трети, которая имеет ярко выраженный сектантский характер), как, кстати, и сами развалины Хирбет Кумрана, не принадлежали ессеям. В любом случае сделанные открытия имели колоссальное значение не только для библейской текстологии, но и дали много нового материала для изучения иудейского мира междузаветной и новозаветной эпох . Главный вывод — иудаизм до разрушения Иерусалима в 70-м году или по крайней мере до подавления антиримского восстания Бар-Кохбы, когда «фарисейское движение вытеснило все остальные прежние направления палестинского иудаизма» , представлял собой большое многообразие течений, движений, школ, сект и т. п.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В последние столетия до нашей эры книжники, трудившиеся при Иерусалимском храме, постепенно записывают эти предания. Подобные записи стали со временем зерном, из которого вырос Талмуд (с ивр. «исследование», «изучение») – одна из важнейших книг иудаизма, воспринимаемая как Устный Закон , дополняющий и интерпретирующий Закон Письменный. В 66 году н. э. вспыхнуло Первое Иудейское восстание 89 , направленное против власти римлян и закончившееся в 71 году тотальным разгромом повстанцев. Ключевым этапом военных действий стала осада Иерусалима и его захват в 70 году войсками под командованием будущего римского императора Тита. Именно в это время произошли события, оказавшие огромное влияние на формирование религиозности, характерной для еврейского рассеяния последующих столетий. Центральную роль в этих событиях сыграл Иоханан бен Заккай – авторитетный законоучитель, оказавшийся во время осады внутри города. Осознавая неминуемое поражение защитников столицы и уничтожение храма, он сумел хитростью выбраться за крепостные стены, перейти в лагерь римлян и даже пронести с собой набор рукописей с религиозными текстами. Благосклонно принятый римским командованием в качестве перебежчика, Иоханан бен Заккай испросил себе для поселения город Явну, где он основал собственную религиозную школу, а впоследствии, после падения Иерусалима, организовал в Явне Синедрион. Таким образом, несмотря на разрушение главного духовного и обрядового центра еврейского народа, письменная традиция была сохранена. Поступок законоучителя, выносящего рукописи из обреченного на смерть Святого Града со Святилищем в центре, предельно симптоматичен: он знаменует смещение акцентов сакральности от ритуального пространства (храм) к букве (тексты, фиксирующие направление развития традиции). В 132 – 135 годах под предводительством Бар-Кохбы вспыхнул новый мятеж, получивший название Второго Иудейского восстания, или Второй Иудейской войны. Как и первое, это возмущение было жестоко подавлено римлянами. Религиозно-этнические школы и религиозные учителя

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В триумфе Тита, в Риме, был несен, в числе трофеев, и семисвечный светильник Иерусалимского храма. Он поставлен был в храме Мира, откуда его похитил Гензерих, предводитель вандалов, разграбивший в 450 г. Рим, и увез его с собою в Африку. Когда в 520 г. Велизарий покорил вандалов, то в числе военной добычи он привез Юстиниану и этот светильник. Император послал его в Иерусалим в дар одному христианскому храму. Дальнейшая судьба его неизвестна. После восстания Бар-Кохбы (133–135) император Адриан основал на месте Иерусалима римскую колонию Элиа-Капитолину, перестроил развалины храма Иеговы в храм Юпитера Капитолийского и запретил иудеям, под страхом смерти, приближаться к городу и храму. Это запрещение соблюдалось еще через сто лет после Адриана во времена Тертуллиана . Император Константин разрушил этот храм Юпитера. Среди христиан явилось верование, что антихрист придет, когда на месте Иерусалимского храма не останется камня на камне, согласно определению Спасителя. Развалины храма поэтому лежали на пустыре неприкосновенны, хотя все другие остатки, годные в дело, разбирались христианами на постройки. Юлиан Отступник сделал попытку восстановить храм, но едва заложены были его основания, как страшное землетрясение вместе с огнем, вырвавшимся из древних подземелий храма, разогнали работников и постройка была прекращена, ибо сами язычники приняли происшедшее за выражение небесного гнева. Подтверждение этому событию находится у языческого писателя Аммиана Марцелина (XXIV), друга Юлиана. Омар и его преемники не решились идти против голоса предания и своему святилищу избрали иное место на храмовой площади, но не старые заклятые основания ветхозаветного храма Иерусалимского. Юго-восточный угол стены, выходящий на Иосафатову долину, невольно привлекает к себе внимание своим уединенным положением над ущельем Кедронского потока. Это наиболее интересная часть храмовой площади и по преданиям, которые с нею связаны, и по тем остаткам, которые сохраняет она под своею поверхностью от времени далекой древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С советских времен понятие " сионизм " отягощено у нас отрицательными значениями, от которых оно с большим трудом освобождается. И не все знают, что в первые десятилетия ХХ века сионизм встречал в Европе и Америке почти всеобщее сочувствие. Гершензон был почти прав, когда писал, что он " вызвал всеобщую симпатию во всем цивилизованном мире " 6. Сочувствие излучают, например, адресованные ранним сионистам строки Бунина (1908): Но в прах отцов вы посохи сложили, Вас обрела родимая страна. В ней спят цари, пророки и левиты. В блаженные обители ея Всех, что в чужбине не были убиты, Сбирает милосердный Судия. Правда, на Судию, как уже было сказано, сионисты не полагались, рассчитывая лишь на собственные силы. Редко кто из них мечтал приникнуть к Стене плача. Плачущий сионист - такая же несуразица, как и плачущий большевик. Они хотели показать миру, что еврей может быть не робким угодником и не расчетливым торгашом, но пахарем и воином, поднявшим выроненные много веков назад щит Давида и меч Бар-Кохбы. И даже если сам Б-г (как принято писать у иудеев) говорит " нет " , сионист не колеблясь бросает Ему вызов. Владимир (Зеев) Жаботинский: Пусть Божий меч на страже перевала, Но мы пройдем ему наперекор7. Будущее еврейское государство, Altneuland, Герцль представлял ближневосточным Зигфридом (а была еще в Германии сионистская организация, именовавшая себя " Германские тамплиеры " !), Жаботинский - Ильей Муромцем. Имагология стран пребывания владела их воображением даже больше, чем Книги Царств. Десятилетия спустя, когда стали известны подробности Катастрофы, постигшей европейское еврейство, многие сионисты испытали не только возмущение и гнев, но и раздражение поведением жертв: опять эти евреи, яко агнцы, дали себя уложить штабелями трупов (что не вполне справедливо: вспомним хотя бы о восстании в Варшавском гетто). И в самом факте Катастрофы они усмотрели лишнее доказательство того, что нет никакой Высшей силы, которая призревала бы еврейский народ. При всем том сионисты не были воинствующими атеистами на манер, допустим, большевиков. Они отдавали себе отчет в том, что религия - единственная сила, сплачивавшая евреев на протяжении почти двух тысячелетий; что только благодаря ей они сохранились как народ. Многие сионисты, даже будучи безбожниками, оставались эмоционально привязаны к " вере отцов " . Таков известный поэт Хаим Бялик (он жил в России и писал в основном на иврите). У Бялика нередко звучат богоборческие мотивы (например, в поэме " Мертвецы пустыни " : " Мы без Бога пойдем и взойдем без ковчега завета... " и т. п.), но вот как он писал о религиозной школе (хедере), в которой учился:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

По подсчетам уже упоминавшегося мною проф. Эммануила Това, ведущего на сегодняшний день специалиста в области текстологии Ветхого Завета, около 20-25% библейских свитков из Кумрана демонстрируют своеобразные орфографические черты, роднящие их с сектантской литературой из Кумрана, для них характерны частые ошибки, и частые попытки поправить текст, но, по мнению Това, писцы могли опираться на прото-масоретские рукописи; примерно 40-60% кумранских библейских свитков относятся к протомасоретскому типу, около 5% относятся к протосамаритянскому типу, около 5% близки к еврейскому прообразу Септуагинты, остальные вообще не поддаются классификации. Да, с точки зрения ученого 19 века кумранские тексты это настоящая сенсация: вот они, еврейские оригиналы текстов, которые мы видим в Септуагинте. Но все же это, как говорит статистика проф. Това, всего лишь 5% рукописей, а наиболее распространенным в иудаизме еще до рубежа эр был прото-масоретский текст. Кумран не единственное место в Иудейской пустыне, где были найдены древние еврейские свитки. Есть еще два места, но найденные там древнееврейские тексты чуть более поздние, чем кумранские. Во-первых, это Масада – последний оплот еврейских повстанцев в их борьбе против Рима. Масада пала в 73 году нашей эры, там были найдены фрагменты ветхозаветных текстов, они все относятся к протомасоретскому типу. Во-вторых, фрагменты рукописей из вади Мурабаат, которые были спрятаны во время восстания Бар-Кохбы в 132-135 гг. н.э. Все они тоже относятся к протомасоретскому типу. Если сравнить роль масоретского текста в Кумране, Масаде и Вади-Мурабаат, то мы видим, как на  наших глазах масоретский тип начинает вытеснять остальные типы еврейских рукописей. Соотношение разных типов ветхозаветного текста можно представить в виде дерева. В вершине дерева будет древнееврейский протограф. От него можем провести несколько стрелочек: кумранские тексты, протосамаритянский текст, протомасоретский текст, древнееврейские протографы Септуагинты. Не следует думать, будто была одна рукопись, с которой осуществлялся перевод еврейской Библии на греческий язык. Было некоторое множество рукописей, множество разных переводчиков. Даже внутри Пятикнижия мы видим разные переводческие принципы. Текст Септуагинты редактируется, появляются рецензии Септуагинты. Появляется многообразие греческих рукописей Ветхого Завета византийской традиции. А еще  латинская Библия, славянская Библия.

http://pravmir.ru/pochemu-evreyskaya-bib...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010