По свидетельству Заместителя Сербского Патриарха митрополита Иосифа, Сербский Синод выразил протест в связи с решениями указанной конференции и написал меморандум, который нелегально пересылался в различные страны Европы и мира [xxiii] . Однако это не помешало созыву второй конференции католических архиереев Хорватии, на которой было решено, что для перехода несовершеннолетних сербов в католичество достаточно разрешения одного из родителей или воспитателя, так как многие родители погибли или были отправлены на принудительные работы [xxiv] . В течение 1941 г. было перекрещено более 100 тыс. сербов (наиболее активно эти акции проводились в мае–сентябре). Только в Баня-Лукской епархии к сентябрю 1941 г. католические священники с помощью вооруженных отрядов усташей перекрестили около 70 тыс. сербов. Временно затихнув в первой половине 1942 г., окатоличивание в дальнейшем вновь активизировалось. Согласно докладу немецкого посольства в Загребе от 26 октября 1942 г. своему начальству, в окрестностях Славянского Брода в сентябре–октябре православное население принуждали к переходу в католичество, а сопротивлявшихся заключали в концлагерь с конфискацией имущества. В Босанском Броде 17 октября 1942 г. был издан приказ о смене веры православных жителей. В результате в местной католической церкви священник С. Кошич с помощью усташей совершил массовое перекрещивание сербов и т.д. [xxv] В другом докладе немецкого посольства от 22 октября 1942 г. говорилось о массовом участии низших членов хорватского католического клира и особенно францисканцев во враждебных православию акциях. При этом далеко не все выступали за перекрещивание, некоторые считали подобную практику вредной [xxvi] . При смене веры применялся латинский, а не униатский обряд. Следует отметить, что перекрещивали, как правило, небогатых и малограмотных крестьян. Принятые в июне–июле 1941 г. законы Хорватии запрещали повторное крещение сербов, имевших среднее и высшее образование, а также профессоров, учителей, торговцев, зажиточных ремесленников, богатых крестьян и православных священников. Эти группы населения считались носителями «сербского сознания», неспособными превратиться в истинных хорватов; им предстояло или покинуть страну, или умереть.

http://bogoslov.ru/article/2842069

Епископ Баня-Лукский Ефрем принял заместителя председателя ОВЦС и делегацию Фонда поддержки христианской культуры и наследия 9 декабря 2021 г. 13:20 7 декабря 2021 года заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов и делегация Фонда поддержки христианской культуры и наследия во главе с исполнительным директором Фонда Е.И. Скопенко посетили Баня-Луку (Республика Сербская, Босния и Герцеговина). Епископ Баня-Лукский Ефрем принял гостей в своей резиденции и имел с ними теплую продолжительную беседу, в которой участвовали настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, сотрудник секретариата ОВЦС по межправославным отношениям А.Ю. Хошев, сотрудники Фонда поддержки христианской культуры и наследия. Протоиерей Николай Балашов передал иерарху Сербской Православной Церкви приветствия и добрые пожелания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона . Епископ Баня-Лукский Ефрем выразил радость по случаю посещения представителями Русской Православной Церкви, высказав в беседе с ними мысли о необходимости укрепления единства Православия на основе верности каноническому церковному строю, а также о непреходящем значении дружбы между Русской и Сербской Православными Церквами и духовно окормляемыми ими братскими народами. В этой связи архиерей поделился воспоминаниями об учебе в Московской духовной академии в 1971-1975 годах. Было отмечено, что студенты из Баня-Лукской епархии приезжают на обучение в духовные школы Русской Православной Церкви. Архипастырь также рассказал о хранящихся в епархии традициях русско-сербского братства, нашедших выражение в идее строительства в Баня-Луке русско-сербского храма. Настоятель кафедрального собора Христа Спасителя Баня-Лукской епархии протоиерей Драган Максимович провел для гостей экскурсию по площадке, где возводятся русско-сербский храм в Баня-Луке и Духовно-культурный центр Баня-Лукской епархии, ознакомив с замыслом строительства и ходом работ. Храм возводится по проекту, подготовленному в 2017-2018 годах специалистами Московского архитектурного института на основе архитектурных решений Чудова монастыря в Москве, и будет иметь три придела, один из которых предполагается посвятить Царственным страстотерпцам. В Свято-Троицком храме Баня-Луки гости поклонились мощам священномученика епископа Баня-Лукского Платона, зверски убитого усташами в 1941 году и являющегося небесным покровителем Баня-Лукской епархии, а затем посетили кафедральный собор Христа Спасителя, восстановленный после его разрушения усташами в том же 1941 году. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5870679.ht...

Архив Пн Московская духовная академия получила в дар от Сербской Церкви частицу мощей священномученика Платона Баня-Лукского 7 ноября 2023 г. 11:13 5 ноября 2023 года преподаватели и студенты Московской духовной семинарии и академии , духовенство и прихожане академического Покровского храма, а также многочисленные гости  Свято-Троицкой Сергиевой лавры  стали свидетелями и участниками исторического события в жизни духовной школы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего Патриарха Сербского Порфирия Московской духовной академии в дар от Сербской Православной Церкви была передана частица мощей священномученика Платона (Йовановича), епископа Баня-Лукского, окончившего МДА в 1901 году. Как сообщает пресс-служба МДА , перед Божественной литургией у врат Покровского академического храма состоялась торжественная встреча ковчега с частицей мощей. Святыню сопровождали представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле епископ Моравичский Антоний и викарий Баня-Лукской епархии Сербской Церкви епископ Марчанский Савва, а также клирики Баня-Лукской епархии настоятель монастыря Гомионица иеромонах Мефодий (Крагуль) и протодиакон Радоица Жагран. Ректор Московской духовной академии, наместник Троице-Сергиевой лавры  епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл приветствовал членов сербской делегации. Затем под пение тропаря священномученику Платону совместно с академическим духовенством, учащими и учащимися гости из Сербии прошли в Покровский храм, где была совершена Литургия. Сербская Православная Церковь также передала в дар академии икону священномученика Платона, написанную по благословению епископа Баня-Лукского Ефрема специально к этому дню. На протяжении всего богослужения святыни находились на аналоях в центре храма для поклонения верующих. Возглавил Божественную литургию епископ Сергиево-Посадский Кирилл в сослужении иерархов Сербской Церкви епископа Моравичского Антония и епископа Марчанского Саввы, академического духовенства и гостей в священном сане.

http://patriarchia.ru/db/text/6075057.ht...

Московская духовная академия получила в дар от Сербской Церкви частицу мощей священномученика Платона Баня-Лукского 07.11.2023 14:53:17 МОСКВА 5 ноября 2023 года преподаватели и студенты Московской духовной семинарии и академии, духовенство и прихожане академического Покровского храма, а также многочисленные гости Свято-Троицкой Сергиевой лавры стали свидетелями и участниками исторического события в жизни духовной школы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего Патриарха Сербского Порфирия Московской духовной академии в дар от Сербской Православной Церкви была передана частица мощей священномученика Платона (Йовановича), епископа Баня-Лукского, окончившего МДА в 1901 году. Как сообщает пресс-служба МДА , перед Божественной литургией у врат Покровского академического храма состоялась торжественная встреча ковчега с частицей мощей. Святыню сопровождали представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле епископ Моравичский Антоний и викарий Баня-Лукской епархии Сербской Церкви епископ Марчанский Савва, а также клирики Баня-Лукской епархии настоятель монастыря Гомионица иеромонах Мефодий (Крагуль) и протодиакон Радоица Жагран. Ректор Московской духовной академии, наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл приветствовал членов сербской делегации. Затем под пение тропаря священномученику Платону совместно с академическим духовенством, учащими и учащимися гости из Сербии прошли в Покровский храм, где была совершена Литургия. Сербская Православная Церковь также передала в дар академии икону священномученика Платона, написанную по благословению епископа Баня-Лукского Ефрема специально к этому дню. На протяжении всего богослужения святыни находились на аналоях в центре храма для поклонения верующих. Возглавил Божественную литургию епископ Сергиево-Посадский Кирилл в сослужении иерархов Сербской Церкви епископа Моравичского Антония и епископа Марчанского Саввы, академического духовенства и гостей в священном сане.

http://radonezh.ru/2023/11/07/moskovskay...

Состоялась встреча и.о. заместителя председателя ОВЦС и делегации Фонда поддержки христианской культуры и наследия с епископом Баня-Лукским Ефремом 14 ноября 2022 г. 13:43 11 ноября 2022 года исполняющий обязанности заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Игорь Якимчук и делегация Фонда поддержки христианской культуры и наследия посетили Республику Сербскую в составе Боснии и Герцеговины. В столице республики г. Баня-Луке их принял в своей резиденции иерарх Сербской Православной Церкви епископ Баня-Лукский Ефрем. Состоялась теплая продолжительная беседа, в которой участвовали настоятель кафедрального собора Христа Спасителя Баня-Лукской епархии протоиерей Драган Максимович, настоятель Богоявленского храма в Баня-Луке протоиерей Зоран Пайканович, исполнительный директор Фонда Е.И. Скопенко и его заместитель А.Г. Никитенко. Епископ Баня-Лукский Ефрем сердечно приветствовал гостей, высказал свои добрые чувства к Русской Православной Церкви и ее святыням, в частности, к Свято-Троицкой Сергиевой лавре , в стенах которой он получал духовное образование, учась в 1971-1975 годах в Московской духовной академии . Иерарх также поделился своими суждениями о положении в православном мире, о необходимости укрепления его единства на основе незыблемых канонических устоев, о развитии братского сотрудничества Русской и Сербской Православных Церквей в образовательной, паломнической и других сферах. В связи с этим владыка Ефрем подробно остановился на теме реализации проекта строительства в Баня-Луке русско-сербского храма и духовно-культурного центра при нем как символа русско-сербской дружбы. Храм возводится по проекту, подготовленному в 2017-2018 годах специалистами Московского архитектурного института на основе архитектурных решений Чудова монастыря в Москве. Протоиерей Игорь Якимчук передал иерарху Сербской Православной Церкви приветствия и благопожелания от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Антония .

http://patriarchia.ru/db/text/5976421.ht...

Монастырь Крупа-на-Врбасе Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Крупа-на-Врбасе (серб. Манастир Крупа на Врбасу) — мужской монастырь Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви в честь святого пророка Божия Илии. Расположен в одноимённом селе в муниципалитете города Баня-Лука на слиянии рек Крупа и Врбас. Содержание История [ править править код ] Монастырь Крупа расположен примерно в 25 километрах к югу от Баня-Луки, по дороге в Яйце, в природной зоне поселения Крупа-на-Врбасе. Монастырская церковь посвящена святому пророку Божию Илие. В непосредственной близости протекает река Крупа, славящаяся красотой своих каскадов и водопадов. Церковь Святого Илии Пророка находится на территории некрополя с надгробиями-стечками , которые занимают южную часть монастырского двора. На скале над церковью находятся руины средневековой крепости Гребен. При археологических раскопках на территории монастыря были найдены фрагменты каменной пластики, которая датируется возможно и более ранним периодом, чем 1527–1528 гг. Известно, что в старые временя здесь находился средневековый монастырь, который предположительно был основан во времена правления Неманичей в конце XIII-ro - нач. XIV-ro веков. Также считается, что в 1317 году монахами из монастыря Крупа-на-Врбасе был построен монастырь Крупа недалеко от Оброваца в Далмации. В 1528 году после установления в этих краях турецкой власти монастырь был заброшен. На протяжении веков, пока османская власть не покинула этот район, монастырь лежал в руинах. В 1889 году митрополитом Саввой (Косановичем) было принято решение восстановить монастырскую церковь в честь святого пророка Божия Илии. На выделенные средства церковь вскоре была обновлена, но во время Первой мировой войны в 1916-1917 гг. австро-венгерские власти сняли церковный колокол и переплавили его для военных нужд. В период между двумя мировыми войнами церковь св. Илии служила приходской церковью. Во время Второй мировой войны 27 сентября 1941 года усташи сожгли храм: при пожаре церковь сильно пострадала, в огне был утрачен ценный иконостас.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Круп...

Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Гомионица. Ок. 1528 г. Гомионица [или Залужье], жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в мест. Бронзани-Майдан, в 42 км от г. Баня-Лука (Босния и Герцеговина). Расположена на берегу р. Гомьеница, у подножия Змияньской возвышенности. Неск. дошедших преданий приписывают основание Г. разным историческим лицам: Стефану Немане (см. Симеон Мироточивый ) и свт. Савве I ; дочери деспота Георгия Бранковича и жене султана Мурада II Маре (см. ст. Бранковичи ), насельникам мон-ря Милешева . Последняя версия была признана ошибочной, основание мон-ря ок. 1528 г. приписывается змияньскому кн. Обраду (см.: П. Да ли су ман-р Гомионицу основали Милешевци//Наше старини. 1969. 12. С. 127-132; С. 118-119). Эта версия плохо согласуется с 1-м упоминанием Г. как Залужья и его игум. Андрея, управляющего мон-рем 24-й год, в тур. дефтере 1536 г. В кон. XVI - 1-й трети XVII в. Г. была книгописным центром. В б-ке Арадской епархии (Румынская Православная Церковь) помимо Типика, переписанного в Г. в 1599 г. 20), при игум. Дионисии, находится написанная тогда же Псалтирь с восследованием 18), Псалтирь толковая 1612 г. 19), Златоуст постный и цветной 9), переписанный в 1626 г. в Карее на Афоне книгописцем Аверкием по заказу бывш. инока Г. Антония. Эти рукописи позже были перенесены в мон-рь Ходош-Бодрог (Румыния, Банат). В коллекции Лондонского ун-та хранится принадлежавший мон-рю позолоченный крест из Сараева, сделанный в 1640 г. Стефаном Йовановичем. Из-за антиправосл. политики мусульм. властей Боснии насельники Г. были вынуждены неск. раз покидать мон-рь: с кон. XVII в. по 1714 г. они проживали в мон-ре Ходош, с 1738 по 1747 г.- в славонском мон-ре Пакра. В 1804 г. мон-рь был сожжен и в 1811 г. обновлен. Известно, что в 1851 г. игуменом мон-ря был поставлен иером. Дионисий (см.: Записи. 5. 9282), а при игум. Парфении (Давидовиче) в 1861 и 1865 гг. проводились ремонтные работы. В 1868 г. была построена деревянная звонница, в 1870 г. церковь была расписана. В кон. XIX в. при мон-ре действовала школа.

http://pravenc.ru/text/166115.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Костич Тихомир; 27 нояб. 1907, с. Велики-Йовановац близ г. Пирота - 25 апр. 1978, Кралево), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ) (1961-1978). Окончил гимназию в Пироте (1925), семинарию в Сремски-Карловци (1930), богословский фак-т Белградского ун-та (1934), во время обучения на к-ром принял монашеский постриг в мон-ре Йошаница близ г. Светозарево. В студенческие годы был одним из организаторов и активным участником издания ж. В Афинах защитил докт. дис. «Проблема спасения по учению свт. Василия Великого». 11 июля 1934 г. в Сремски-Карловци был рукоположен во иеродиакона, а 12 июля - во иеромонаха. В 1939 г. был возведен в чин синкелла, в 1941 г.- протосинкелла. Состоял на адм. должностях при Свящ. Синоде, преподавал в монастырском уч-ще в Дечанах и в семинариях в Призрене и Битоле. Василий (Костич), еп. Жичский. Фотография. 60-70-е гг. XX в. Василий (Костич), еп. Жичский. Фотография. 60-70-е гг. XX в. Вторая мировая война застала В. в Жиче, откуда он был интернирован вместе с еп. Николаем (Велимировичем) . Нек-рое время находился в заключении в мон-ре Войловица близ Белграда. На первом послевоенном заседании Свящ. Архиерейского Собора СПЦ 20 мая 1947 г. избран епископом Баня-Лукским. Хиротонисан 8 июня 1947 г. На кафедру вступил 19 июля 1949 г. Его труды были направлены на упорядочение церковной жизни разоренной войной Баня-Лукской епархии, восстановление храмов, увеличение числа духовенства. Неоднократно подвергался репрессиям коммунистических властей. 20 авг. 1955 г. был изгнан из епископской резиденции с требованием покинуть город в течение 48 часов. 21 авг. по дороге на вокзал подвергся нападению толпы, избиению и различного рода унижениям. Подал письменное извещение о случившемся Свящ. синоду, после чего находился в Белграде. 20 мая 1961 г. назначен управляющим Жичской епархией с кафедрой в Кралево. Восстановил архиерейский корпус в мон-ре Жича , построил епархиальный центр в Кралево, а также 28 храмов, 31 колокольню и 22 приходских дома.

http://pravenc.ru/text/150715.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XII ГОМИЛЕТИКА наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения ГОМИЛИАРИЙ лат. название патристического Лекционария, к-рому в визант. традиции соответствуют Торжественник и Толковое Евангелие ГОМИОНИЦА жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви ГОМИРЬЕ жен. мон-рь с ц. во имя св. Иоанна Крестителя Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ преследование раннехрист. Церкви в I-IV вв. как «незаконного» сообщества, организованное Римским гос-вом ГОНОРИЙ († 653), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери), свт. (пам. зап. 30 сент., перенесение мощей - 6 или 13 сент.), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери) ГОНЧАРОВ Иосиф Семенович (1796 (1793?) - 1879 (1880?), атаман некрасовцев, старообрядческий деятель ГОР Чарлз (1853 - 1932), еп. англикан. Церкви, богослов, один из лидеров 2-го поколения англо-католич. движения Михаил Сергеевич (род. 1931), гос. и политический деятель СССР, руководитель Коммунистической партии и Советского гос-ва в 1985-1991 гг. 95-100 ГОРГОЛАИНИС во имя вмч. Георгия Победоносца муж. действующий мон-рь, Критской архиепископии К-польского Патриархата 100-101 101-104 104-106 106-107 107-108 108-112 112-113 113-118 118-119 119-120 ГОРНЕЕ МЕСТО особая зона алтаря правосл. храма, занимающая вост. часть алтарной апсиды, между св. престолом и вост. стеной 120-122 ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, в честь Казанской иконы Божией Матери в сел., в 9 км к юго-западу от Иерусалима 122-125 125-126 126-128 ГОРНОСТАЕВ Алексей Максимович (1808 - 1862), архит., один из основоположников национального направления в рус. архитектуре 128-130 130-133 133-134 ГОРНЯК жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Браничевской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/xii.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кафоликон мон-ря Моштаница. XVI в. Мон-рь во имя арх. Михаила Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на р. Моштаница, в 12 км от г. Козарска-Дубица (Республика Сербская, Босния и Герцеговина). Согласно преданию, обитель была основана в XII в., потом пришла в запустение. Возрождение М. относят к 1526 г. (а возведение храма - к 1538) или к периоду после обновления Печской Патриархии (1557). Считается, что возобновлению М. способствовал игум. Гавриил (Предоевич), брат или близкий родственник Хасан-паши Предоевича, принявшего ислам серба, к-рый сделал военную карьеру в Османской империи в 60-70-х гг. XVI в. Первое письменное упоминание о М. относится к 1579 г., когда при игум. Григории здесь был написан «Отечник» (Отачник). Вероятно, в М. действовал скрипторий: здесь в 1607 г., при игум. Серапионе, мон. Феодор переписал Евангелие, в 1635 г. иером. Гавриил - «Златоуст» ( Т. Српско рукописно од 1557. г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 153). Впосл. обитель неоднократно подвергалась нападениям, но после разрушений восстанавливалась. В 1638 г., после нападения турок, большинство монахов ушли в мон-рь Марчу , часть - в Лепавину . В 1642 г. ген. В. К. Франкопан сообщал, что в его генералитете поселились ок. 100 монахов из М. и мон-ря Рмань . Во время австро-тур. войны 1683-1699 гг. братия М. вместе с митр. Дабро-Босанским Афанасием (Любоевичем) переместилась на земли Габсбургской монархии, где, по одной из версий, обновила мон-рь Комоговина . В 1699 г. обитель была возрождена. В XVIII в. ее несколько раз поджигали турки. В 1792 г. ремонтные работы провел игум. Вениамин (Влаинич). Братия М. агитировала местное население поддержать 1-е серб. восстание, но в 1809 г. участники выступлений были репрессированы, а монахи во главе с игум. Геннадием перешли на освобожденные во время восстания серб. земли. В тот период М. покинул и Аввакум Диакон , который в 1814 г. принял мученическую кончину в Белграде и впосл. был канонизирован.

http://pravenc.ru/text/2564260.html

  001     002    003    004