Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кафоликон мон-ря Моштаница. XVI в. Мон-рь во имя арх. Михаила Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на р. Моштаница, в 12 км от г. Козарска-Дубица (Республика Сербская, Босния и Герцеговина). Согласно преданию, обитель была основана в XII в., потом пришла в запустение. Возрождение М. относят к 1526 г. (а возведение храма - к 1538) или к периоду после обновления Печской Патриархии (1557). Считается, что возобновлению М. способствовал игум. Гавриил (Предоевич), брат или близкий родственник Хасан-паши Предоевича, принявшего ислам серба, к-рый сделал военную карьеру в Османской империи в 60-70-х гг. XVI в. Первое письменное упоминание о М. относится к 1579 г., когда при игум. Григории здесь был написан «Отечник» (Отачник). Вероятно, в М. действовал скрипторий: здесь в 1607 г., при игум. Серапионе, мон. Феодор переписал Евангелие, в 1635 г. иером. Гавриил - «Златоуст» ( Т. Српско рукописно од 1557. г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 153). Впосл. обитель неоднократно подвергалась нападениям, но после разрушений восстанавливалась. В 1638 г., после нападения турок, большинство монахов ушли в мон-рь Марчу , часть - в Лепавину . В 1642 г. ген. В. К. Франкопан сообщал, что в его генералитете поселились ок. 100 монахов из М. и мон-ря Рмань . Во время австро-тур. войны 1683-1699 гг. братия М. вместе с митр. Дабро-Босанским Афанасием (Любоевичем) переместилась на земли Габсбургской монархии, где, по одной из версий, обновила мон-рь Комоговина . В 1699 г. обитель была возрождена. В XVIII в. ее несколько раз поджигали турки. В 1792 г. ремонтные работы провел игум. Вениамин (Влаинич). Братия М. агитировала местное население поддержать 1-е серб. восстание, но в 1809 г. участники выступлений были репрессированы, а монахи во главе с игум. Геннадием перешли на освобожденные во время восстания серб. земли. В тот период М. покинул и Аввакум Диакон , который в 1814 г. принял мученическую кончину в Белграде и впосл. был канонизирован.

http://pravenc.ru/text/2564260.html

Мужской монастырь Гомионица Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Гомионица (серб. Манастир Гомионица) – монастырь, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы. Относится к Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] История возникновения монастыря Гомионица до сих пор покрыта тайной. Впервые Гомионица под названием Залужье упоминается в турецких документах в 1540 году, согласно которым в те времена монастырь уже был действующим. Народное предание связывает основание монастыря с именами Стефана Немани и Святого Саввы . По другим догадкам этот монастырь основала царица Мара – жена султана Мурата II и дочь деспота Джураджа Бранковича. Есть и еще одно предположение, согласно которому монастырь Гомионица был основан монахами монастыря Милешева . В 1557 году монастырь Гомионица был достаточно богатым монастырем, что подтверждается искусными фресковыми росписями, которые, как определили искусствоведы, выполнил один из мастеров школы живописцев, расписавших в XVI веке церкви в Милешеве , Студенице , Пече , Дечанах и Грачанице . В конце XVII века, после нападения австрийской армии на Боснию, монахи из Гомионицы бежали в Банатский монастырь Ходош, вернувшись обратно в 1714 году. В 1738 году настоятель и братия были вынуждены вновь покинуть монастырь и поселиться в монастыре Пакра . Спустя несколько лет часть монахов осталась в Славонии, а другая вернулась в Гомионицу. Возрождение Гомионицы началось в 1747 году, когда в этой местности сложились относительно мирные и благоприятные условия для жизни. В 1880 году Герасим Кочич, отец Петра Кочича – классика сербской литературы, принял монашество в Гомионице. Монахом здесь стал и младший брат Петра – Илия. А в 1887 году будущий великий писатель стал учиться в монастырской школе. Во время Второй мировой войны Гомионица была разрушена. Настоятель монастыря Серафим Штркич был убит усташами в 1941 году. Во время немецких бомбардировок монастырь с его постройками был сильно поврежден.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Монастырские ворота. Моштаница Как и на протяжении веков сейчас монастырь – это важный духовный центр. На Преображение Господне здесь проходит Народный собор, куда приезжает до 40 тысяч человек из окрестностей Козарской Дубицы и других мест. В том, как сейчас выглядит эта святыня огромная заслуга почившего архимандрита Василия. Сам отец Василий был очень тихим и скромным человеком. Примечательно, что в интернете невозможно найти ни одной его фотографии, за исключением той официальной, что помещена в очередном выпуске «Шематизма», книги об административном устройство Баня-Лукской епархии. Монастырь Моштаница Большое счастье, что Господь дал хоть ненадолго увидеть этого человека и немного поговорить с ним в 2017 году. Помню, после вечерней службы мы сели попить кофе в уютной монастырской беседке и в лучах заходящего солнца разговор зашел о суете этого мира, о том, как она сейчас повсюду вторгается, порабощает людей и не дает им прийти в себя, продохнуть и понять, что с ними происходит. Правда, казалось, что отец Василий больше молчал…но при этом говорил. В его немногословии была какая-то отческая глубина и мир. Монастырь Моштаница Уже тогда мне запала в сердце, одна поучительная и интересная история про отца Василия. История о том, какое значение для монаха и священнослужителя может иметь полезная профессия, ремесло и умение что-то делать своими руками. Отец Василий получил на попечение монастырь, притом женский, в самые лютые атеистические годы. Во времена оголтелого коммунизма быть священником и монахом в этих краях было не то, что непросто, а очень даже опасно. Приходилось все время сталкиваться с проявлением ненависти, оскорблениями и провокациями. Соседи монастыря тоже были коммунисты, и отцу Василию никто не помогал. Фактически он жил в изоляции и обратиться за помощью ему, тянувшему на себе все хозяйство обители, было не к кому. Так что, когда у него ломалась какая-то техника, например мотоцикл, он вынужден был разбираться во всем самостоятельно, без всяких автомастерских и прочего. Максимум, что могло быть у него под рукой – это техническое описание агрегата.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/24/kale_v...

Женский монастырь Моштаница Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Моштаница (серб. Манастир Моштаница) считается одним из самых значимых православных монастырей в Боснии и Герцеговине. Относится к Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь Моштаница расположен на высоте 202 метра над уровнем моря в долине реки Моштаница, на северных склонах Козары. Это один из крупнейших сербских монастырей в Республике Сербской. За время своего существования он сыграл значительную роль в жизни сербов в этом районе. Предполагается, что монастырь Моштаница был построен в XVI веке. За свою долгую и бурную историю его сносили и перестраивали целых девять раз. О происхождении монастыря Моштаница известно немного. Одно из преданий свидетельствует, что этот монастырь является «задужбиной» Стефана Немани , короля Милютина или короля Драгутина . Последний чаще всего упоминается как основатель монастыря. Другая легенда гласит, что монастырь был построен монахами Милешевского монастыря , когда их монастырь был сожжен и разрушен в XVI веке. Однако, в данном случае упоминается, что монастырь был построен на фундаменте более древней церкви. Эта информация указывает на возможность существования здесь церкви со времен Неманичей, но не предоставляет конкретных подтверждений этому. Сохранились народные предания относительно названия монастыря. В одном из них говорится, что монастырь был назван в честь находившихся в нем святых мощей. Считается, что тело великомученика Феодора Тирона было сожжено на месте нынешнего монастыря. Все, что от него осталось – это рука, которая почитается как великая святыня. Она якобы хранилась в Моштанице до 1683 года, когда была перенесена в монастырь Комоговина . Другая легенда о происхождении монастыря повествует о том, что на реке, протекающем рядом с монастырем, было 44 деревянных моста, поэтому название «Моштаница» произошло от слова «мост». Даже сегодня рядом с монастырем, через реку, есть такой мост.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Как и на протяжении веков, сейчас монастырь – это важный духовный центр. На Преображение Господне здесь проходит Народный собор, куда приезжает до 40 тысяч человек из окрестностей Козарской Дубицы и других мест. Монастырь Моштаница      В том, как сейчас выглядит эта обитель, огромная заслуга почившего архимандрита Василия. Сам отец Василий был очень тихим и скромным человеком. Примечательно, что в интернете невозможно найти ни одной его фотографии, за исключением той официальной, что помещена в очередном выпуске «Шематизма» – книги об административном устройстве Баня-Лукской епархии.    Внутреннее убранство храма Архангела Михаила      Большое счастье, что Господь дал хоть ненадолго увидеть этого человека и немного поговорить с ним в 2017 году. Помню, после вечерней службы мы сели попить кофе в уютной монастырской беседке, и в лучах заходящего солнца разговор зашел о суете этого мира, о том, как она сейчас повсюду вторгается, порабощает людей и не дает им прийти в себя, продохнуть и понять, что с ними происходит. Правда, казалось, что отец Василий больше молчал… но при этом говорил. В его немногословии была какая-то отческая глубина и мир. Храм Архангела Михаила в монастыре Моштаница      Уже тогда мне запала в сердце одна поучительная и интересная история про отца Василия. История о том, какое значение для монаха и священнослужителя может иметь полезная профессия, ремесло и умение что-то делать своими руками. Отец Василий получил на попечение монастырь, притом женский, в самые лютые атеистические годы. Во времена оголтелого коммунизма быть священником и монахом в этих краях было не то что непросто, а очень даже опасно. Приходилось все время сталкиваться с проявлением ненависти, оскорблениями и провокациями. Соседи монастыря тоже были коммунистами, и отцу Василию никто не помогал. Фактически он жил в изоляции, и обратиться за помощью ему, тянувшему на себе все хозяйство обители, было не к кому. Так что когда у него ломалась какая-то техника, например мотоцикл, он вынужден был разбираться во всем самостоятельно, без всяких автомастерских и прочего. Максимум, что могло быть у него под рукой, – это техническое описание агрегата.

http://pravoslavie.ru/136335.html

- Конечно же, и прежде большое значение имела помощь, которую мы получали от Баня-Лукской епархии и народа Республики Сербской, и я уверен, что и акция " Когда бы хлеба было больше " , проходящая в Республике Сербской уже год, способствует тому, что наш народ, живущий в Косово и Метохии в тяжелых условиях, получит поддержку, которая поможет ему остаться и выжить у своих родных очагов. Республика Сербская и раньше проявляла большую любовь и заботу о нашем народе и сочувствие к его несчастьям; и эта акция тоже является выражением братской любви и поддержки сербов, живущих в Косово и Метохии. - Ваша епархия недавно открыла еще одну народную кухню. Сколько сербов сейчас живет благодаря благотворительной помощи? - Наша епархия оставалась со своим народом на протяжении всей нашей истории. В 1999 году практически все государственные институты покинули Косово и Метохию, и лишь Церковь осталась заботиться о своем народе. Скоро стала очевидной необходимость открытия народных кухонь. Мы увидели, что многие сербы не имеют возможности и условий для элементарного выживания. Тогда мы с помощью пришедших на помощь, и прежде всего братьев греков, открыли первую народную кухню в окрестностях Ново Брдо, которой пользуются более 300 человек из окрестных сел, расположенных в ближайших 30 километрах. Между тем время шло, а вопрос Косово и Метохии не решался; шло частичное возвращение беженцев, и те, кто остался жить в Косово и Метохии, оказывались во все более тяжелых условиях. Стала очевидной необходимость открытия новых народных кухонь. И за недавние два-три года были открыты народные кухни еще в трех местах, а месяц назад была открыта и четвертая - в Корминяне. В общей сложности четырьмя народными кухнями пользуются около 1000 человек, они получают каждый день готовую пищу и хлеб. В трех местах при кухнях мы открыли пекарни, в которых печем хлеб, раздаваемый вместе с едой нашему народу. - Имеет ли возможность Рашко-Призренская епархия удовлетворить все потребности нуждающихся? - Нет, она, конечно же, не в состоянии это сделать. И она была бы не в состоянии сделать и то, что сделала, если бы не было усердной поддержки, широкой помощи нашему народу из разных мест: из Республики Сербии, из Республики Сербской и из-за границы. Благодаря этой помощи епархия смогла обеспечить функционирование этих народных кухонь. Но стоит вопрос: сможем ли мы и дальше открывать кухни?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Кафедральный собор Христа Спасителя (Баня-Лука) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кафедральный собор Христа Спасителя (серб. Саборни храм Христа у Луци) является наследником разрушенного в годы войны собора Святой Троицы (Саборни храм Свете Относится к Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Мужской монастырь Ступле Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Ступле (серб. Манастир – монастырь Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви, посвященный Архангелу Михаилу. Исторически был тесно связан с монастырём Липле. Содержание Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Мужской монастырь Осовица Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Осовица (серб. Манастир Осовица) — монастырь Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Содержание Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Убийство в Сараеве 28 июля 1914 г. австр. эрцгерц. Франца Фердинанда послужило формальным предлогом для начала первой мировой войны. XX в. После объявления Австро-Венгрией войны Сербии по БиГ прокатилась волна террора в отношении правосл. духовенства и населения со стороны властей и подстрекаемых ими католиков и мусульман, устраивавших демонстрации и погромы. В 1915 г. в Лондоне политики-эмигранты из южнослав. стран основали Югославянский комитет, боровшийся за освобождение югослав. областей Австро-Венгрии и объединение их с Сербией в единое независимое гос-во. Для получения поддержки мировых держав Югославянским комитетом и серб. правительством в июле 1917 г. на о-ве Корфу была подписана компромиссная Декларация о принципах создания после окончания войны Королевства сербов, хорватов и словенцев как конституционной, парламентской монархии, возглавляемой серб. династией Карагеоргиевичей . После распада Австро-Венгрии, 5-6 окт. 1918 г., в Загребе было создано Народное вече словенцев, хорватов и сербов, к-рое 29 окт. провозгласило отделение югослав. областей от Австро-Венгрии и их объединение в единое гос-во, 24 нояб. было принято решение об объединении с Сербией. Большинство населения БиГ также стремилось к объединению с Сербией, о чем 27 нояб. заявили 11 местных органов самоуправления, в т. ч. самой населенной Баня-Лукской обл. 1 дек. 1918 г. в Белграде принц-регент Александр Карагеоргиевич провозгласил создание Королевства сербов, хорватов и словенцев. Особенностью экономики новообразованного королевства были сохранившиеся и в дальнейшем различия уровня развития промышленности и сельского хозяйства вошедших в него земель, среди к-рых БиГ была в числе наиболее отсталых. Под влиянием крестьянских восстаний правительство в февр. 1919 г. приняло декрет об аграрной реформе, особенностью к-рой стало сохранение за Церковью большей части земельных наделов. В окт. 1928 г. были освобождены от феодальных повинностей крестьяне БиГ, получившие в собственность земли, за к-рые бывш. помещикам была выплачена денежная компенсация. 28 июня 1921 г. была принята Конституция, провозгласившая королевство парламентской централизованной монархией. 6 янв. 1929 г. королевский манифест запретил деятельность всех партий, в стране воцарилась военно-монархическая диктатура. В окт. 1929 г. был издан закон о новом наименовании гос-ва - Королевство Югославия - и о новом территориально-адм. делении гос-ва на бановины (губернаторства), для решения остро стоявшего национального вопроса, специально игнорировавшего национальный состав их населения. В межвоенный период в БиГ мусульм. политические орг-ции безуспешно боролись за автономию. В апр. 1939 г. бановине Хорватия была дана автономия, в 1941 г. передано управление нек-рыми районами БиГ с хорват. большинством населения и серб. анклавами. Т. о., Югославия была поделена на серб. и хорват. зоны влияния, что деморализовало мусульман и поощрило серб. националистов считать оставшиеся районы БиГ частью Сербии.

http://pravenc.ru/text/153243.html

   001   002     003